Задачи обеспечения безопасности товаров и услуг на потребительском рынке
Аннотация: контрольно-нормативное регулирование регионального потребительского рынка необходимо в целях обеспечения безопасности товаров и услуг. Контроль осуществляют территориальные органы Роспотребнадзора, а также региональные общественные объединения и независимые организации. Координация деятельности территориальных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров и услуг, проведение работ по обязательной сертификации товаров и услуг, возлагается на территориальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации.
Ключевые слова: безопасность, контроль, потребительский рынок, проверки, торговля, управление, сертификация
Kamalova T.A., Nazhmutdinova S.A. The Issues safety of the goods and services on the consumer market
The control is carried out by territorial bodies of Rospotrebnadzor, and also regional public associations and independent organizations. Coordination of the activities of the territorial bodies which carry out the control over quality and safety of the goods and services, certification of the goods and services, is assigned to territorial bodies of standardization, metrology and certification.
Key words: safety, control, consumer market, checking, trade, management, certification.
Торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции: по итогам 2010г. доля оптовой и розничной торговли составила более 18%. Торговля обеспечивает около 10% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
В результате постепенного восстановления потребительского спроса после кризиса в 2009г., начиная с января 2010г., наблюдается увеличение оборота розничной торговли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. В целом за 2010г. оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2009г. на 6,3% в сопоставимых ценах (в кризисный 2009г. по сравнению с 2008г. наблюдалось снижение на 5,1%). В I полугодии 2011г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года оборот розничной торговли увеличился на 5,4%.
В условиях радикальных экономических преобразований, как смягчение отрицательных последствий рынка, так и реализация всех его преимуществ невозможно без вмешательства государства в происходящие в экономике процессы. Если государство не регулирует рыночный механизм, в его деятельность вмешиваются всевозможные организационно-экономические структуры монопольного типа: «теневые», мафиозные. Незащищенный от такого рода структур рынок перестает выполнять одну из своих главных функций - удовлетворение запросов потребителя, становится рынком, где доминирует производитель или контролирующие его группы со всеми вытекающими отсюда последствиями: ограничением предложения, монопольным завышением цен, снижением стимулов к рациональному использованию ресурсов и т.п.
Актуальность целенаправленного подхода к управлению потребительским сегментом в регионе определяется следующими положениями:
во-первых, усложнением рыночных отношений и расширением торговых связей; во-вторых, необходимостью полного удовлетворения постоянно растущих потребностей населения,
в-третьих, достижения динамичного равновесия между спросом населения и предложением товаров на определенной территории.
Камалова Татьяна Абдулкамаловна,
к.т.н., проф. ДГУ, Г.Махачкала kamalowa05@mail.ru, 54.
Нажмутдинова Саидат Абдулаевна
к.э.н., проф. ДГУ, г. Махачкала Caida n@mail.ru
Контрольно-нормативное регулирование регионального потребительского рынка необходимо в целях обеспечения безопасности товаров и услуг. Координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров и услуг, а также организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров и услуг возлагаются на территориальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации.
Важную роль в контрольно-нормативном регулировании играют территориальные органы Роспо-требнадзора. Объектами инспекционного контроля являются оптовые, розничные, мелкорозничные предприятия торговли, предприятия общественного питания и промышленности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, предприниматели, производящие и реализующие товары и услуги. Инспекционный контроль имеет своей целью искоренение нарушений и злоупотреблений в торговле, общественном питании, недопущение выпуска, поставки и реализации товаров народного потребления, качество которых не соответствует установленным требованиям, в том числе по показателям безопасности, а также обеспечение защиты прав потребителей.
Основной метод инспекционного контроля - проверки, которые проводятся в соответствии с планами работы, заданиями и поручениями Роспотребнадзора, местных администраций, по письмам и заявлениям граждан. Проверкам могут подвергаться соблюдение правил торговли, качество товаров; они могут быть комплексными, совместно с представителями других органов государственного управления и контроля, общественных организаций.
По данным Роспотребнадзора о качестве товаров, поступивших в 2010г. на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причем как по пищевым продуктам, так и по непродовольственным товарам, в основном улучшилось качество продукции импортного производства. В то же время, по таким товарам как трикотажные изделия, кожаная обувь, радиоприемные устройства, стиральные машины, фотоаппараты качество проинспектированных образцов (проб) в 2010г. было хуже, чем в 2009г. независимо от страны их производства.
В 2010г. органами Роспотребнадзора проведено 83 тыс. проверок торгующих организаций, было выявлено 65 тыс. административных правонарушений: 48,7% - по статье "нарушение правил продажи отдельных видов товаров"; 31,6% - "нарушение иных прав потребителей"; 6,4% - "продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин"; 3,8% - "обман потребителей"; 3,8% - "невыполнение в срок законного предписания"; 2,4% - "нарушение правил продажи спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". К административной ответственности привлечено 55 тыс. правонарушителей. Сумма взысканных штрафов с правонарушителей составила 74 млн. рублей (69,0% от общей суммы наложенных штрафов).
Кроме того, органами Роспотребнадзора в 2010г. проведено 9,7 тыс. проверок торговых мест на розничных рынках, в половине из которых выявлены нарушения.
По результатам проверок было вынесено 5,7 тыс. постановлений о наложении штрафных санкций. Сумма взысканных с правонарушителей штрафов составила 14,5 млн.рублей, или 2,6 тыс.рублей в расчете на одно торговое место из тех, где были выявлены нарушения (в 2009г. - 2,5 тыс.рублей на одно торговое место).
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан как уполномоченным федеральным орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей в РД в 2010 году было проведено 1085 проверок, из них 813 плановых, что составляет 75,0% от общего количества проверок, соблюдения хозяйствующими субъектами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам, установленных федеральными законами или в соответствии с нормативными правовыми актами в области защиты прав потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.00 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» из обращения изымаются пищевые продукты: не соответствующие требованиям нормативных документов; с явными признаками недоброкачественности; без документов, подтверждающих их происхождение и качество, без соответствующей информации для потребителя; не соответствующие представленной информации.
Всего за 2010 г. в Республике Дагестан не допущено к реализации 90 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них 3 импортируемые. Наибольшее количество не допущенных к реализации партий было в таких группах, как «Молоко, молочные продукты, включая масло и сметану» (12 партий), «хлебобулочные и кондитерские изделия» (9 партий), «мясо и мясные продукты» (13 партий), «сахар» (7 партий),. Наибольший объем не допущенной к реализации продукции представляли пиво и безалкогольные напитки, молоко, молочные продукты, включая масло и сметану, хлебобулочные и кондитерские изделия, мясо и мясные продукты.
В системе регулирования регионального потребительского рынка важная роль принадлежит региональным общественным объединениям и независимым организациям. В их число входят региональные общественные объединения потребителей, региональные торгово-промышленные палаты (Торгово-промышленная палата Республики Дагестан), региональные аудиторские палаты, коммерческие собрания и др.
Таблица 1
Число партий забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов по РД
Наименование продуктов 2006 2007 2008 2009 2010
Всего по РД 1710 1410 153 187 90
импортируемые 3 3 3
отечественные 570
Мясо и мясные продукты 26 113 19 23 13
Птица и птицеводческие продукты 80 61 8 4 6
Молоко, молочные продукты, вкл. масло и сметану 39 176 24 46 12
Рыба, рыбные продукты и другие продукты моря 17 37 2 2 6
Хлебобулочные и мукомольно-крупяные изделия 21 109 41 30 9
Сахар 104 174 23 23 7
Овощи и бахчевые 13 6 6
в т. ч. картофель 3 2 2
Дикорастущие пищевые продукты 3
Жировые растительные продукты 8 1 1
Пиво и безалкогольные напитки 65 7 7 12
Алкогольные напитки 101 15 15 22
Мед и продукты пчеловодства 3
Продукты детского питания 7
Консервы 21 1 1
- данные ТО ФСГС по РД
Для защиты прав потребителей в регионах созданы общественные объединения потребителей, действующие в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами. Общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы) вправе участвовать в разработке требований к безопасности товаров и услуг, а также стандартов, проектов законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров и услуг; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; вносить в органы исполнительной власти предложения о мерах по повышению качества товаров и услуг, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; контролировать совместно с органами исполнительной власти применение регулируемых цен; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске товаров и услуг, не соответствующих требованиям качества и безопасности.
На основе проведенного анализа управления качеством можно обозначить следующие направления совершенствования государственного регулирования системы управления качеством на региональном уровне:
1. актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности по управлению качеством;
2. развитие конкурентной среды в сфере консалтинговых услуг в области качества;
3. сочетание государственных интересов и интересов субъектов региональной системы управления качеством;
4. сочетание финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки;
5. привлечение внебюджетных источников финансирования региональных программ развития системы управления качеством.
Таким образом, только благодаря поддержке государства и активному вмешательству государства в процесс управления качеством будет обеспечиваться положительная тенденция в обеспечении безопасности товаров и услуг.
Имея солидный теоретический и практический опыт в области управления качеством, регионы России способны сделать скачок в уровне качества и конкурентоспособности продукции, производимой на их территории, что является одним из важных элементов преодоления кризиса в экономике России. Для того, чтобы создать эффективно функционирующую региональную систему управления качеством, необходимо сформировать механизм ее адаптации (совершенствования) к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, а также внутренним переменам, конечное предназначение которого — это повышение уровня жизни населения региона и страны в целом.
Литература:
1. Умавов Ю.Д. Маркетинг региона как составная часть региональной политики // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №1, с. 241-246
2. Камалова Т.А. Маркетинговые аспекты развития рынка мясных товаров Республики Дагестан // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №1, с. 118-123
3. Багомедов М.А. Проблема снижения издержек обращения в Республике Дагестан// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №1, с. 6-12