Научная статья на тему 'Государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров на региональном уровне'

Государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
712
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ / STATE REGULATION OF QUALITY AND SAFETY OF GOODS / CERTIFICATION / TECHNICAL REGULATION / IMPORT / EXPORT / CONSUMER MARKET / CONFORMITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прохода И. А., Куфтов К. С., Рыков Е. А.

В статье изучена система государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров в Брянской области. В систему государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров входят: законы (международные, федеральные, законы субъектов), нормы (включают в себя технические регламенты и стандарты), оценка соответствия (подтверждение соответствия, добровольная сертификация, государственный контроль). Государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров в Брянской области осуществляется через процедуру подтверждения соответствия с помощью органов подтверждения соответствия, а также через надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» (ФГБУ «Брянская МВЛ») является референтным центром Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Учреждение выступает в качестве центра Россельхознадзора по лабораторным исследованиям, испытательного центра (лаборатории), органа по сертификации продукции и услуг, организации по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных, а также организации, привлекаемой органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю в соответствии с областью аккредитации и разрешительными документами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF QUALITY AND SAFETY OF IMPORTED GOODS ON THE REGIONAL

The system of state regulation of quality and safety of imported goods includes: laws (international, Federal, regional laws), norms (include technical regulations and standards), conformity assessment (conformity assessment, voluntary certification, state control). State regulation of the quality and safety of imported goods in the Bryansk region is carried out through the conformity assessment procedure with the help of conformity assessment bodies As well as through supervision and control over the implementation of mandatory requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population, consumer protection and consumer market. The Federal state budgetary institution "Bryansk interregional veterinary laboratory" (fgbi "Bryansk MVL") is the reference center of Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance (Rosselkhoznadzor). The institution acts as a center of Rosselkhoznadzor for laboratory research, a testing center (laboratory), a certification body for products and services, an organization for accounting, control, evaluation of the level of productivity and quality of products, breeding value of animals, as well as an organization involved in the state control (supervision) and municipal control bodies to carry out control activities in accordance with the field of accreditation and permits.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров на региональном уровне»

УДК: 330; 658.5

ББК: 65.0

Прохода И.А., Куфтов К.С., Рыков Е.А.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Prokhoda I.A., Kuftov K.S., Rykov E.A.

STATE REGULATION OF QUALITY AND SAFETY OF IMPORTED GOODS

ON THE REGIONAL

Ключевые слова: государственное регулирование качества и безопасности товаров, сертификация, техническое регулирование, импорт, экспорт, потребительский рынок, оценка соответствия.

Keywords: state regulation of quality and safety of goods, certification, technical regulation, import, export, consumer market, conformity assessment.

Аннотация: в статье изучена система государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров в Брянской области. В систему государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров входят: законы (международные, федеральные, законы субъектов), нормы (включают в себя технические регламенты и стандарты), оценка соответствия (подтверждение соответствия, добровольная сертификация, государственный контроль). Государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров в Брянской области осуществляется через процедуру подтверждения соответствия с помощью органов подтверждения соответствия, а также через надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» (ФГБУ «Брянская МВЛ») является референтным центром Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Учреждение выступает в качестве центра Россельхознадзора по лабораторным исследованиям, испытательного центра (лаборатории), органа по сертификации продукции и услуг, организации по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных, а также организации, привлекаемой органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю в соответствии с областью аккредитации и разрешительными документами.

Abstract: the system of state regulation of quality and safety of imported goods includes: laws (international, Federal, regional laws), norms (include technical regulations and standards), conformity assessment (conformity assessment, voluntary certification, state control). State regulation of the quality and safety of imported goods in the Bryansk region is carried out through the conformity assessment procedure with the help of conformity assessment bodies As well as through supervision and control over the implementation of mandatory requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population, consumer protection and consumer market. The Federal state budgetary institution "Bryansk interregional veterinary laboratory" (fgbi "Bryansk MVL") is the reference center of Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance (Rosselkhoznadzor). The institution acts as a center of Ros-selkhoznadzor for laboratory research, a testing center (laboratory), a certification body for products and services, an organization for accounting, control, evaluation of the level of productivity and quality ofproducts, breeding value of animals, as well as an organization involved in the state control (supervision) and municipal control bodies to carry out control activities in accordance with the field of accreditation and permits.

Импорт товаров в России уже давно стал обычным действием. Отечественные потребители, в большинстве своем, настолько к ним привыкли, что не представляют свою жизнь без применения зарубежной продукции. Государственное регулирование качества и безопасности как импортируемых, так и отечественных товаров в настоящее время необходимо для повышения качества жизни населения, а также для достижения конкурентоспособности региона и страны в целом. Государство определяет механизмы и стимулы для того, чтобы обеспечить эффективность работы государственных органов, занимающихся импортными товарами и повысить качество их работы. Это должно давать людям уверенность в том, что используемые ими товары изготовлены надлежащим образом и не навредят здоровью и жизни человека. Также это помогает ограничивать проникновение на внутренний рынок страны и региона товаров низкого качества. Однако качество и безопасность товаров, ввозимых в нашу страну из-за рубежа, вызывают большое сомнение, особенно в период санкций. Именно в это время увеличивается риск проникновения на российский рынок товаров ненадлежащего качества.

Последние несколько лет подделка импортируемой продукции становится нормой для производителей и серьезной проблемой для потребителя и контролирующих органов. Особенно это касается продуктов питания. Ведь именно качество употребляемой пищи является самым важным аспектом для здоровья человека.

На сегодняшний день оборот фальсифицированных товаров увеличивается с каждым днем, об этом говорят многочисленные сведения от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также частных (надзорных) организаций, которые осуществляют независимый контроль. По

данным Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики, за 2016-2018 гг. количество людей с болезнями от отравлений низкокачественной продукцией составляет 5142 человек, 5163 человек и 5229 человек (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни) соответственно. Наблюдается тенденция роста таких болезней.

Для нашего региона эта проблема является действительно актуальной, ведь Брянская область граничит с Украиной и Белоруссией, соответственно, и на наш рынок поступают импортные товары. А ведь достаточно значительная доля зарубежной продукции имеет очень низкое качество, и это означает, что их потребление опасно для здоровья.

Цель работы - на основе изучения государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров на региональном уровне разработать рекомендации по его совершенствованию.

Объектом исследования является государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает совершенствование государственного регулирования в области качества и безопасности импортируемых товаров в Брянской области.

Результаты исследований и их обсуждение. В систему государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров входят следующие составляющие: законы (международные, федеральные, законы субъектов), нормы (включают в себя технические регламенты и стандарты), оценка соответствия (подтверждение соответствия, добровольная сертификация, государственный контроль).

Элементы системы государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Элементы системы государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров_

Наименование элемента Содержание элемента

Законы Служат защитой для членов того или иного общества

Технические регламенты Устанавливают необходимые минимальные требования в области безопасности импортируемой продукции

Продолжение таблицы 1

Стандарты Устанавливают комплекс норм, правил, требований к объекту деятельности, содействуют обеспечению надлежащего качества и конкурентоспособности импортируемой продукции

Система подтверждения соответствия Осуществляет допуск импортируемой продукции на рынок (испытания, обязательная сертификация и декларирование)

Добровольная сертификация Подтверждает качество продукции и обеспечивает доверие потребителей к импортируемой продукции

Государственный контроль Осуществляется в целях соблюдения обязательных требований в отношении импортируемой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации

Под техническим регулированием импорта принято понимать совокупность импортных ограничений, возникающих вследствие применения национальных промышленных стандартов, систем измерения и инспекции качества товаров, требований техники безопасности, правил упаковки и маркировки товаров, санитарно-ветеринарных норм и некоторых административных фор-мальностей1. Цели технического регулирования включают в себя ограничение доступа низкокачественной продукции иностранного производства на внутренний рынок страны для защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, защиты интересов отечественных производителей от неблагоприятных последствий иностранной конкуренции, обеспечения экономической безопасности страны-импортера. Возможны и более специфические цели технического регулирования, такие как введение торговых санкций в ответ на недружеские экономические или политические действия стра-ны-экспортера2.

В обеспечении нормального функционирования современного общества важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров в Брянской области осуществляется через процедуру подтверждения соответствия с помо-

щью органов подтверждения соответствия, а также через надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Система подтверждения соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, производства хранения, транспортировки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров3. Технический регламент - документ, который признан иметь первоочередное, обязательное соблюдение в

4

сравнении с национальными стандартами .

Орган подтверждения соответствия -это организации, имеющие в штате экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Брянской области подтверждение соответствия осуществляют как государственные, так и частные организации (таблица 2).

1 Веселова, О.В. Техническое регулирование импорта как инструмент государственной поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции // Вестник Челябинского государственного университета. -2014.-№21 (350). - С.68.

2

Белобрагин, В.Я. Основы технического регулирования: Учебное пособие / В.А. Белобрагин. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2015. - С.179.

3

Исаев, Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации / Л.К. Исаев. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2016. - С.80.

4 Федеральный закон Российской Федерации "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации №52 от 30.12.2002 г. (Части 1-11), ст. 5140. Ст.2.

Таблица 2 - Органы подтверждения соответствия в Брянской области

Государственные учреждения Частные учреждения

Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области" (ФБУ "Брянский ЦСМ") Центр сертификации ООО «Гарант»

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» Центр стандартизации и экспертизы ООО «Астелс»

ООО «Брянский центр сертификации, экспертизы и менеджмента качества»

Центр сертификации ООО «Качество»

ООО «Брянский орган по сертификации»

ООО «Центр Сертификации»

ООО «Сертификация Плюс»

ООО ЦСМ «Брянск-СИ»

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» (ФГБУ «Брянская МВЛ») является референтным центром Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Рос-сельхознадзор). Учреждение выступает в качестве референтного центра Россель-хознадзора по лабораторным исследованиям, испытательного центра (лаборатории), органа по сертификации продукции и услуг, организации по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных, а также организации, привлекаемой органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю в соответствии с областью аккредитации и разрешительными документами1.

Сегодня ФГБУ «Брянская МВЛ» является одним из ведущих учреждений на территории Российской Федерации, занимающихся диагностикой и профилактикой болезней животных, а также проведением испытаний пищевой продукции. В Брянской области выявлена проблема ввоза импортируемой продукции ненадлежащего качества. Например, при проведении оперативных

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» - Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электронные данные - Режим доступа: http://bmvl.ru/ (Дата обращения: 12.12.2017 г.)

мероприятий 8 мая текущего года сотрудниками пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Смоленской области были задержаны два автомобиля, перевозившие со стороны Республики Беларусь более 7 тонн говядины, которую доставили в ФГБУ «Брянская МВЛ» для проведения их дальнейшего ветеринарного контроля. Было установлено, что на перевозимую продукцию отсутствовали необходимые ветеринарные сопроводительные документы, подтверждающие ее происхождение и эпизоотическую безопасность. На мясе также отсутствовали ветеринарные клейма, свидетельствующие о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы. Сама же говядина перевозилась с нарушением температурных условий транспортировки, совместно с посторонними предметами и имела явные признаки порчи. Говядина была возвращена на сопредельную территорию Республики Беларусь.

Кроме того, 11 мая текущего года сотрудниками Брянской таможни и ПУ ФСБ России по Брянской области на автодороге у п. Красная Гора было приостановлено движение транспортного средства под управлением гражданина Республики Беларусь, в котором также перевозилась говядина неизвестного происхождения общим весом около 8 тонн. В ходе контроля специалистами было установлено, что данное мясо перевозилось в антисанитарных условиях, с нарушением температурного режима, в транспорте, не отвечающем ветеринарным

требованиям. В таких случаях от грузов специалисты отбирали пробы, которые отправлялись на исследования в ФГБУ «Брянская МВЛ» для исключения наличия возбудителей особо опасных болезней животных.

Таких случаев в Брянской области очень много, и касаются они не только пищевой продукции, но также и товаров химической промышленности, текстиля и других, но лишь малая часть из них подвергается проверке при ввозе в регион - отследить поступление таких товаров в регион оказывается сложной задачей для Брянской области. Часть фальсифицированной продукции в регионе объясняется сокрытием ввоза в Республику Беларусь продукции из стран ЕС с последующим нелегальным поступлением ее в Российскую Федерацию, и, соответственно, в регион.

Еще одним государственным органом в области подтверждения соответствия является «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области», который является Федеральным бюджетным учреждением (ФБУ «Брянский ЦСМ), находящимся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляет его полномочия на территории Брянской области. ФБУ «Брянский ЦСМ» - организация, осуществляющая на территории Брянской области государственную политику в области технического регулирования, стандартизации и метрологии, определенную соответствующими законами Российской Федерации. Организационная структура ФБУ «Брянский ЦСМ» представлена в приложении 3.

ФБУ «Брянский ЦСМ» выполняет следующие функции: привлекает на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории; осуществляет контроль сертифицированных объектов; из-за существующей проблемы отсутствия сведений о выдаче (регистрации) документов в некоторых случаях в других странах, ведет Реестр выданных им сертификатов соответствия; приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия; информирует органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на обязательную серти-

фикацию, но не прошедшей ее; обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательного подтверждения соответствия; устанавливает стоимость работ по сертификации.

ФБУ «Брянский ЦСМ» несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия и за соблюдение правил сертификации.

Орган по сертификации продукции и услуг ФБУ «Брянский ЦСМ» является официально признанной организацией путем аккредитации на компетентность и независимость, которая правомочна проводить сертификацию однородной продукции в конкретной области аккредитации. Импортируемая продукция, в отношении которой законодательством Российской Федерации определены требования безопасности при использовании, обязательно должна пройти процедуры подтверждения соответствия в виде сертификации или декларирования1.

Актуальность сертификации импортируемых товаров для Брянской области связана как с защитой интересов потребителей и нашего внутреннего рынка в области безопасности продукции, так и с увеличением доли импортных товаров в общих продажах на внутреннем рынке. Так, проанализировав данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (Брянскстат) по внешнеторговому обороту в 2016 г. и 2017 г., можно увидеть, что импорт товаров за 2017 год в динамике составил 122,5% к 2016 году (таблица 3).

Иванова С.А. Анализ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях неопределенности [Электронный ресурс] / С.А. Иванова // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. - 2016. - № 2 (23). - Режим доступа: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2894 (Дата обращения: 12.04.2018 г.).

Таблица 3 - Динамика внешнеторгового оборота Б брянской области за 2016-2017 гг.

Показатель 2016 2017 Динамика 2017 г. к 2016 г.

Миллионов долларов США %

Внешнеторговый оборот 794,3 978,6 123,2

Экспорт, в т.ч.: - страны дальнего зарубежья - государства-участники СНГ 212,9 61,8 151,1 266,7 80,8 185,9 125,3 130,9 123,0

Импорт, в т.ч.: - страны дальнего зарубежья - государства-участники СНГ 581,4 198,2 383,2 711,9 197,5 514,4 122,5 99,6 134,3

Товарная структура импортируемой на и представлена в таблице 4. продукции в Брянскую область разнообраз-

Таблица 4 - Товарная структура импорта, (млн. долларов США)

Всего В том числе:

страны дальнего зарубежья страны СНГ

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Всего 212,9 581,4 61,8 198,2 151,1 383,2

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 38,4 164,9 16,6 29,1 21,8 135,8

Минеральные продукты 3,5 33,9 0,0 1,4 3,5 32,5

Топливно-энергетические товары 21,9 12,6 0,9 0,0 21 12,6

Продукция химической промышленности, каучук 17,7 65,9 3,8 23,7 13,9 42,2

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 2,9 2,7 2,7 1,2 0,2 1,5

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 31,9 32,1 13,5 4,4 18,4 27,7

Текстиль, текстильные изделия и обувь 2,5 19,7 0,5 7,8 2 11,9

Металлы и изделия из них 22,4 24,3 0,8 9,7 21,6 14,6

Машины, оборудование и транспортные средства 63,9 199,8 24,5 68,4 39,4 131,4

Прочие товары 7,8 25,5 0,4 10,8 7,4 14,7

В пятерку основных стран, из которых в Брянскую область поступают товары, входят: Беларусь - 297,3 млн. долларов США (57,8% импорта), Украина - 39,8 млн. дол-

ларов (7,7%), Молдавия - 33,1 млн. долларов (6,4%), Китай - 28,8 млн. долларов (5,6%), Германия - 18,8 млн. долларов США (3,7%) (рисунок 1).

В Беларусь ■ Украина У Молдавия в Германия в Китай В др. Рисунок 1 - Страны-импортеры товаров для Брянской области

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 № 918 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (далее - ТР ТС 017/2011), Роспо-требнадзор уполномочен контролировать соблюдение требований ТР ТС 017/2011. Проверка продукции проводится на соответствие обязательных требований безопасности, установленных в техническом регламенте, в целях защиты здоровья и жизни пользователей продукции и предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции1. За 2017 год специалистами Управления Роспотребнадзора по Брянской области (далее - Управление) проверено 39 объектов, осуществляющих розничную продажу товаров легкой промышленности. По результатам проверок выявлено 285 нарушений, в том числе нарушения требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правил продажи отдельных видов товаров, ТР ТС 017/2011,

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 № 918 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" // Собрание законодательства Российской Федерации № 38 от 17.09.2012 г., ст. 5130

которые выразились в отсутствии обязательной информации на товаре, а именно: о наименовании изготовителя и/или продавце, дате изготовления, составе сырья, адресе продавца, адресе изготовителя, едином знаке обращения продукции на рынке стран-членов ЕАЭС. В некоторых случаях маркировка на товарах отсутствовала полностью. 68% продукции легкой промышленности, не отвечающих обязательным требованиям, произведено в Китае. За выявленные нарушения в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) составлено 33 протокола об административных правонарушениях по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям) и по ст.14.45 КоАП РФ (реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии), из них рассмотрено 18, вынесены постановления о привлечении виновных к административной ответственно-

сти, назначено штрафов на сумму 90 тыс. рублей. Продукция с нарушениями снята с реализации, в отношении продавцов принимаются административные меры.

К проблеме незаконного ввоза продукции - за 2017 год Управлением по Брянской и Смоленской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору выявлен незаконный ввоз 274 партий товара весом 30,8 тонн.

Утилизировано 43 партии общим весом 11,11 тонн, в том числе 33 партии мяса неизвестного происхождения общим весом 8,47 тонн, 3 партии колбасных изделий общим весом 0,5 тонн, 5 партий сала неизвестного происхождения общим весом 0,53 тонн, 1 партия творога общим весом 0,15 тонн, 1 партия рыбы общим весом 1,45 тонн.

Выявленные проблемы качества и безопасности импортируемых товаров в регионе продолжают набирать обороты, объясняться это может, отчасти, наличием еще одной проблемы - потребители не знают, какие именно иностранные производители и поставщики пренебрегают соблюдением законодательства в этой области. Мы видим общую картину работы государственных органов по этой проблеме, статистику и отчеты, но в них не указываются наименования предприятий производителей-импортеров и товара. Такие производители могут продолжать поставлять свой товар на потребительский рынок региона другими путями и в другие места, соответственно, покупатели не знают, что приобретают товар ненадлежащего качества.

За 2017 год специалистами Управления Роспотребнадзора по Брянской области проверено 39 объектов, осуществляющих розничную продажу товаров легкой промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам проверок выявлено 285 нарушений, в том числе нарушения требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», правил продажи отдельных видов товаров, технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», которые выразились в отсутствии обязательной информации на товаре (этикетке, прикрепляемой к

товару, товарном ярлыке), а именно: о наименовании изготовителя и/или продавце, дате изготовления, составе сырья, адресе (местонахождении) продавца, адресе (местонахождении) изготовителя, едином знаке обращения продукции на рынке стран-членов Евразийского экономического союза. В некоторых случаях маркировка на товарах отсутствовала полностью. 68% продукции легкой промышленности, не отвечающих обязательным требованиям, произведено в Китае.

За выявленные нарушения в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и их должностных лиц составлено 33 протокола об административных правонарушениях, из них рассмотрено 18, вынесены постановления о привлечении виновных к административной ответственности, в т.ч. назначено штрафов на сумму 90 тысяч рублей. Продукция, не соответствующая установленным требованиям, снята с реализации, в отношении продавцов принимаются административные меры.

При этом, за 2017 год Управлением по Брянской и Смоленской областям Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору выявлен незаконный ввоз 274 партий товара весом 30,8 тонн.

Перечень рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров на региональном уровне включает в себя:

1. Пересмотр перечня стран-пользователей ЕСТП Союза, чтобы включить в него только те государства, в которых ВНД на душу населения ниже российского, так как Россия предоставляет тарифные преференции странам с более высоким уровнем ВНД на душу населения.

Применение полных ставок ввозных таможенных пошлин по отношению к Китаю - импортеры станут более тщательно проверять и отбирать продукцию, которую они собираются поставлять на наш рынок, так как возрастет стоимость пошлин, и импортеры из Китая могут уменьшить количество поставляемого товара, но зато останется товар, отвечающий требованиям безопасности. С применением полных ставок ввозных таможенных пошлин, помимо

уменьшения низкокачественных товаров, государство будет иметь и финансовую выгоду, что благоприятно скажется на экономике - только в Брянской области импорт из Китая за 2017 год составил 28,8 млн. долларов США, с учетом того, что пошлины оплачивались в размере 75%;

2. В связи с проблемой фальсификации сертификатов соответствия усилить контроль за органами по сертификации и испытательными лабораториями со стороны Росаккредитации, увеличить ответственность их за выдачу поддельных документов.

3. Создание системы поощрений за предоставление информации об источниках продаж контрафактной (фальсифицированной) импортируемой продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);

4. Организовать телефонную линию для желающих сообщить о местах продажи данной импортируемой продукции;

5. Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности покупателей о возможности приобретения импортируемой продукции, находящейся в незаконном обороте;

6. Размещение таможенным органом Брянской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области, органом по сертификации продукции и услуг ФБУ «Брянский ЦСМ» на своих сайтах в открытом доступе перечня организаций-импортеров и наименований конкретной продукции, которые не соответствуют требованиям международного законодательства и законодательства Российской Федерации, с целью обезопасить потребителей, так как данная продукция, после признания ее несоответствия, может нелегальными путями попасть на внутренний потребительский рынок региона;

7. Распространение в Брянской области списка видов импортируемых товаров,

наиболее подверженных фальсификации.

Применение данных рекомендаций в регионе поможет обеспечить снижение потребления импортируемой продукции, не отвечающей требованиям законодательства о безопасности, и исключить появление такой продукции на внутреннем рынке.

Вывод. В России с каждым годом растет количество товаров, ввозимых из-за рубежа. Так, импорт России в январе-марте 2018 года составил 55,0 млрд. долларов США и по сравнению с январем-мартом 2017 года увеличился на 20,3%. Импорт -это ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе. Для жизни и здоровья потребителей важно, чтобы используемая продукция являлась безопасной. Безопасность продукции - это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В статье изучена система государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров в Российской Федерации. В систему государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров входят следующие составляющие: законы (международные, федеральные, законы субъектов), нормы (включают в себя технические регламенты и стандарты), оценка соответствия (подтверждение соответствия, добровольная сертификация, государственный контроль).

Проведен анализ состояния государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров в Брянской области. Государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров в Брянской области осуществляется через процедуру подтверждения соответствия с помощью органов подтверждения соответствия (этим занимаются Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области» и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»), а также через надзор и контроль за ис-

полнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Выявлена проблема ввоза импортируемой продукции ненадлежащего качества, а также незаконного ввоза продукции, поэтому стоит отметить, что существует установленная процедура поступления импортируемых товаров в Брянскую область. Для того, чтобы ввезти товар, необходимо подать таможенную декларацию на товар в таможенный орган Брянской области - Брянскую таможню.

Из-за существующей проблемы проникновения импортируемых товаров, не со-

ответствующим требованиям законодательства, для проверки безопасности товара должен быть представлен сертификат соответствия или декларация о соответствии либо документы об их признании. Сертификаты выдают организации, уполномоченные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии - органы по сертификации. Такой организацией в Брянской области является Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области». После процедуры подтверждения соответствия, импортируемый товар может быть допущен к реализации на внутреннем рынке Брянской области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон Российской Федерации "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации №52 от 30.12.2002 г. (Части I-II), ст. 5140. Ст. 2.

2. Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». - М., 2011.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 № 918 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" // Собрание законодательства Российской Федерации № 38 от 17.09.2012 г., ст. 5130.

4. Комментарий к Федеральному Закону от 30 марта 1999 №52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Белобрагин, В.Я. Основы технического регулирования: учебное пособие / В.А. Белобрагин. - М.: Стандарты и качество, 2015. - С. 179.

6. Веселова, О.В. Техническое регулирование импорта как инструмент государственной поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №21 (350). - С. 68.

7. Исаев, Л.К., Малинский, В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации / Л.К. Исаев. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2016. - С. 80.

8. Иванова, С.А. Анализ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях неопределенности [Электронный ресурс] / С.А. Иванова // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. - 2016. - № 2 (23). - Режим доступа: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2894 (Дата обращения: 12.04.2018 г.).

9. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» - Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электронные данные - Режим доступа: http://bmvl.ru/ (Дата обращения: 12.12.2017 г.).

10. Организация процедуры подтверждения соответствия // С.Я. Палеева, Е.В. Кононенко. - Екатеринбург, УрФУ. - 2010. - 51 с.

11. Прохода, И.А., Забенько, Д.В, Поцелуев, Е.И. Формирование качества и безопасности инновационного продукта Билар и возможность его коммерциализации // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. - 2016. - № 1. - С. 46-50.

12. Прохода, И.А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства как фактора стабильности и благополучия в регионе // Экономика и предпринимательство (INTERECONOM Publishing). - 2017. - № 6 (83).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.