Сабинина Т. С., Воробец Г. И. Роль сертификации товаров по показателям экологической безопасности в современном информационном пространстве // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 73-81.
Sabinina T. S., Vorobets G. I. The role of product certification in terms of environmental security in the modern information space. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 73-81. (In Russ.)
УДК 504.75.05
Т. С. Сабинина
ООО «Уральский центр добровольной сертификации качества товаров и услуг», Екатеринбург, Россия
Г. И. Воробец
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
РОЛЬ СЕРТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Сабинина Татьяна Станиславовна - генеральный директор.
E-mail: sabinina_ts@mail. ru
Воробец Григорий Иванович - студент, направление «Управление качеством».
E-mail: Grifon007@bk.ru
Подтверждение соответствия товаров определенным нормам может быть добровольным (в форме добровольной сертификации) или обязательным (в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации). Основная цель проведения обязательной сертификации товаров (работ, услуг) - подтверждение их безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Добровольная сертификация позволяет количественно характеризовать уровень качества продукции по экологическим показателям. Такие данные содержатся в особом документе - экологическом сертификате. Объект исследования, которому авторы посвятили статью, - добровольная экологическая сертификация, а именно информированность производителя и потребителя как фактор повышения качества жизни. Цель исследования - выявить соотношение между информационной составляющей сертификационного процесса и уровнем жизни населения. Проанализировав текущее состояние экологической сертификации в России, можно с уверенностью сказать, что с введением дополнительного контроля по экологическим показателям можно добиться существенных выгод как для потребителя, так и для производителя продукции.
Ключевые слова: сертификация, экология, безопасность, конкурентное преимущество.
T. S. Sabinina
Ural Center for Voluntary Certification of Goods and Services Quality, Ltd, Yekaterinburg, Russia
G. I. Vorobets
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia
© Сабинина Т. С., Воробец Г. И., 2017
THE ROLE OF PRODUCT CERTIFICATION IN TERMS OF ENVIRONMENTAL SECURITY IN THE MODERN INFORMATION SPACE
Sabinina Tatyana S. - General Director.
Vorobets Gregory I. - Student, Direction "Quality Management".
Confirmation of compliance may be voluntary (in the form of voluntary certification) or mandatory (in the forms of acceptance of the declaration of conformity and mandatory certification). The main objective of the mandatory certification of goods (works, services) is to confirm their safety of life, the health of the consumer, the environment and prevent damage to the property of the consumer. Voluntary certification allows quantifying the level of product quality by environmental indicators. Such data is contained in a special document - the Environmental Certificate. The object of the study, to which the authors devoted an article - voluntary environmental certification, namely - the awareness of the producer and consumer as a factor in improving the quality of life. The aim of the study was to identify the correlation between the information component of the certification process and the standard of living of the population. Analyzing the current state of environmental certification in Russia, we can say with confidence that with the introduction of additional control over environmental indicators, it is possible to achieve significant benefits for both the consumer and the manufacturer of the products.
Key words: certification, ecology, security, competitive advantage.
Деятельность организаций сегодня проходит в условиях высокой конкуренции, множества внутренних и внешних связей, сложных производственных процессов и требует от руководства организации инновационного мышления, развития и совершенствования управления. К условиям успешного функционирования организации относятся ее ориентация на потребителя и принятие стратегических решений с учетом экологии.
Одно из определений экологии следующее: экология - это наука об отношениях отдельных организмов или их групп между собой и с окружающей средой. Предметом изучения экологии являются основные закономерности и процессы, свойственные всему органическому миру, и влияние на них неорганического мира. Академик Д. С. Лихачев писал: «Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа - дом, в котором живет человек. Но культура - тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком. Без высокой нравственности и культуры не может существовать современное общество. Ибо благодаря существованию сложнейшей техники и ответственнейшей науки, наш мир стал более подвержен возможному воздействию со стороны человека. Сохранение окружающей среды, ее восстановление и облагораживание, экологическое воспитание молодежи - это и воспитание патриотизма, культуры. Необдуманно разрушая природу родного края, мы тем самым разрушаем и нравственные ценности человека, который всегда чувствовал с ней свою сопричастность» [1, с. 310].
Экология как наука занимает все более твердую позицию в жизни человечества. И это понятно: люди уже внесли свой вклад в разрушение планеты, и если перестать этот процесс контролировать, то он приведет человечество к гибели. Поэтому необходимо внедрять экологические знания и связанные с ними ограничения практически во все сферы деятельности людей.
Все мы ежедневно выступаем в роли потребителей, и как потребителю каждому из нас даны большие права. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных
Наций № 39/248 от 9 апреля 1985 г. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей»1 провозглашает следующие права граждан: право на защиту от ущерба здоровью и безопасности, право на защиту экономических интересов покупателя, право на доступ к информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями, право на потребительское просвещение.
Одним из спопособов реализации права на экологическое просвещение, а в конечном счете - на защиту здоровья, является экологическая сертификация товаров. В результате принятия ее в нашей стране и во всем мире мы не только избежим многих опасностей, связанных с ухудшением здоровья отдельных людей, но и не позволим себе портить окружающую среду, в которой живем не только мы, в которой все взаимосвязано.
Экологическая сертификация - особый (частный) вид сертификации качества продукции; в последнее время производится экологическая сертификация работ (производств). Она позволяет особо оценить и выделить продукты и производства, наименее вредные для здоровья людей, среди всей массы тех продуктов и производств, которые прошли нормативный порог, т. е. безопасны лишь номинально.
Актуальность изучения вопросов экологической сертификации определяется целевыми ориентирами, заложенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: «Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия»2. В данной концепции определены стандарты благосостояния человека: высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. В связи с этим не случайно 2017 год в России был объявлен указом Президента Российской Федерации Годом экологии «в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности»3.
В данной статье исследуется явление экологической сертификации, которая имеет большое значение для обеспечения благоприятной экологической обстановки и правильной ориентированности производителей и потребителей продукции. Более подробно мы рассмотрим добровольную экологическую сертификацию и ее влияние на информированность производителя и потребителя как фактор повышения качества жизни, для чего попытаемся выявить соотношение между информационной составляющей сертификационного процесса и уровнем жизни населения. Проблемой нашей работы было определено соотношение между успешной реализацией механизма экологической сертификации, от чего зависит улучшение основных показателей качества окружающей среды, и благополучием населения. Гипотезой стало предположение, что степень информированности напрямую влияет на качество жизни.
1 Руководящие принципы для защиты интересов потребителей [Электронный ресурс] (приняты 9 апр. 1985 г. Резолюцией 39/248 Генеральной Ассамблеи ООН). Документ опубликован не был // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16082#0 (дата обращения: 17.02.2017).
2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1162-р (ред. от 10 февр. 2017 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения: 17.02.2017).
3 О проведении в Российской Федерации Года экологии [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 5 янв. 2016 г. № 7 (ред. от 3 сент. 2016 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=EXP;n=666371#0 (дата обращения: 17.02.2017).
В современном мире необходимо не только создать качественный и безопасный продукт, но и вывести его на рынок. Одним из механизмов этого вывода является сертификация - комплекс действий, проводимых с целью подтверждения соответствия определенным нормам ГОСТ и других нормативных документов. Согласно российскому законодательству соответствие товара определенному уровню качества подтверждается сертификатом соответствия.
Основными целями экологической сертификации являются:
• повышение качества продукции путем создания условий для открытой свободной конкуренции предприятий на едином рынке товаров и услуг на основе информации об уровне экологической чистоты продукции;
• защита потребителя от недобросовестной деятельности изготовителя продукции;
• подтверждение показателей, определяющих качество (далее - показателей качества) продукции в части экологической чистоты;
• содействие потребителю в компетентном выборе продукции;
• побуждение фирм, прошедших и желающих пройти экологическую сертификацию, к саморазвитию в производстве и реализации экологически качественной продукции.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об охране окружающей среды»1 экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 84-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. При проведении экологической сертификации подтверждается соответствие объекта сертификации установленным природоохранным нормам и требованиям экологической безопасности, установленным в технических регламентах, стандартах, технических условиях производителей или в других технических или нормативных документах. Наличие экологического сертификата позволит производителю эффективнее рекламировать свою продукцию и уже на законных основаниях говорить о соблюдении экологических требований, ведь «третья сторона», которая действует в процессе сертификации, - это не контролер, который идет к предпринимателю, а наоборот, это лицо (орган), к которому добровольно идет сам предприниматель для того, чтобы получить от него сертификат соответствия, с которым он может не только расширить свой рынок, но и дороже продать свою продукцию. Отсюда видно, что сертификация не является бюрократическим барьером для развития предпринимательства.
Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.
Обязательная сертификация в нашей стране осуществляется с 1993 г. в соответствии с законами РФ «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании»2 и пр. Она является традиционным средством официального подтверждения безопасности товаров. При всех недостатках (фальсификация сертификатов соответствия, продажа партии товара под прикрытием сертификата на другую партию и др.) она, бесспорно, имеет большое значение как барьер для проникновения на рынок недоброкачественной продукции. Однако использование механизма обязательной сертификации решает задачу неполностью. Последнее
1 Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) // Система «Гарант»: [сайт]. URL: http://ivo.garantru/#/document/12125350/paragraph/186816:3 (дата обращения: 15.11.2016).
2 О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Система «Гарант»: [сайт]. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/10106035/paragraph/115592:1 (дата обращения: 12.10.2016); О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 5 апр. 2016 г.) // Система «Гарант»: [сайт]. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/12129354/paragraph/157574:1 (дата обращения: 12.10.2016).
обусловлено тем, что сертификат соответствия подтверждает лишь тот факт, что содержание экологически вредных примесей или их миграция в окружающую среду не превышают официально допустимого уровня. Между тем предельно допустимые уровни (ПДУ) не являются идеальными нормами. Чаще всего это результат компромисса между тем, что хотели бы гигиенисты, и тем, что реально может обеспечить большинство изготовителей продукции. Следует также принять во внимание, что действие экологически небезопасных факторов осуществляется в сочетании с действием других примесей, поступающих из далеко не идеальных питьевой воды и атмосферного воздуха. Поэтому вполне оправдан подход, основанный на принципе: «Чем меньше уровень вредных факторов, тем лучше».
Предприятия-изготовители и реализаторы товаров в информации, в том числе в рекламе, нередко сообщают, что продукция экологически чистая. Подобная информация является некорректной. Дело в том, что чистота бывает разной: так, фактическое содержание примесей может быть как меньшим, чем ПДУ, так и вблизи допускаемого предела. Неслучайно ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» гласит: «Информация о таких свойствах продукта, как "Выращенный с использованием только органических удобрений", "Выращенный без применения пестицидов", "Выращенный без применения минеральных удобрений", "Витаминизированный", "Без консервантов" и других, допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации. Нанесение на пищевые продукты надписи "Экологически чистый" не допускается»1.
Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспособности. Как же дело обстоит на практике? Мы часто слышим: «Товар подлежит обязательной сертификации». Это означает, что для продажи данного товара необходим документ (сертификат соответствия), подтверждающий безопасность данной продукции для потребителя. Это обязательное условие для продажи товара. Однако при всей важности обязательной сертификации сертификат соответствия не отражает полезных потребительских свойств продукции. В связи с этим возникает задача: не ограничиваться только ссылкой на наличие сертификата соответствия, но приводить данные, количественно характеризующие уровень качества продукции по экологическим показателям. Именно этот пробел восполняет добровольная сертификация товаров и услуг в системе сертификации качества (ССК), официально зарегистрированная Госстандартом России в 1994 г. (Система сертификации товаров и услуг по качеству, регистрационный номер Р0СС^и.0001.040008 ССК) [3]. Добровольная сертификация предусмотрена и уже упоминавшимся Федеральным законом «О техническом регулировании».
Добровольную сертификацию проходит продукция, уровень качества которой значительно выше, чем уровень, предусмотренный нормативными документами, или характерный для аналогов. При добровольной сертификации, таким образом, учитывается критерий «Уровень качества выше, чем...». Если производитель заявляет, что содержание вредных примесей в пищевой продукции или (что касается стройматериалов) миграция в окружающую среду меньше официально допустимого в определенное число раз, то подтверждением этого служат экологический сертификат и соответствующий знак.
Сегодня производители, которые дорожат своей репутацией, постоянно совершенствуют качество своей продукции. Проходя добровольную сертификацию качества и размещая изображение знака качества на упаковке, производитель ориентирует покупателей
1 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29 дек. 2003 г. № 401-ст (ред. от 29 нояб. 2012 г.) // Система «Гарант»: [сайт]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/188256:0 (дата обращения: 15.11.2016).
на грамотный выбор. Что означает наличие добровольного сертификата качества? Во-первых, это товар действительно высокого качества. Во-вторых, качество присуще не только опытным образцам, но и всей выпускаемой продукции на протяжении всего времени выпуска продукта. И конечно, производитель тщательно следит за тем, чтобы на каждом этапе производства все компоненты были качественными и экологически безопасными.
Один из важных показателей - наглядное представление качества продукции и ее отдельного, очень важного аспекта, который сегодня принято выделять особо, а именно экологической безопасности продукции и производств. Без должной объективной оценки качества даже тогда, когда товаров в магазинах много, потребитель зачастую может видеть лишь упаковку, в лучшем случае эстетику самого изделия, форму, цвет и только отдельные стороны, которые, по его мнению, являются для него важными. За кадром остается масса важнейших для потребителя характеристик.
Возможны два варианта добровольной сертификации. Один из них - провести сертификацию для того, чтобы удостоверить, что фактические значения показателей, характеризующие полезные свойства, соответствуют требованиям нормативных документов (стандартов, правил торговли и т. п.). Другой - с целью удостоверить, что уровень качества сертифицированных изделий, услуг выше, чем предусмотренный нормативными документами или характерный для аналогов. Последний вариант имеет несомненные преимущества по критериям «Повышение конкурентоспособности» и «Обеспечение интересов потребителей».
По понятным причинам вопрос об экологической сертификации требует наибольшего внимания и сил. Применительно к сертификации по показателям экологической безопасности правила указанной системы ССК были разработаны с участием ведущих специалистов, в том числе профессора Я. М. Луцкого - Главного токсиколога России, Главного детского токсиколога Москвы, профессора М. А. Пинигина - заведующего лабораторией Научно-исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды и др. [1, с. 36].
В отличие от других систем сертификации, по правилам ССК выдается не сертификат соответствия, а действительно сертификат качества (см. рис. 1), удостоверяющий конкретный уровень качества продукции. Разработаны и выдаются также экологические сертификаты (рис. 1). Экологический сертификат удостоверяет, что в продукции данного происхождения (изготовляемой данным предприятием) фактический уровень вредных факторов (например содержание вредных примесей - соединений солей тяжелых металлов и органических соединений в пищевых продуктах) меньше ПДУ в определенное число раз. Получение такого сертификата является разновидностью добровольной сертификации. Экологический сертификат выдается при значительно сниженном содержании вредных примесей относительно ПДК (предельно допустимой концентрации), ПДУ и т. п.
В тексте сертификата имеются два существенных положения. Первое: орган по сертификации несет ответственность за объективность оценки уровня качества на момент сертификации. Второе: предприятие - изготовитель сертифицированной продукции несет ответственность за соответствие фактических значений показателей экологической чистоты тем, которые приведены в экологическом сертификате, в течение всего периода действия данного сертификата. Если по результатам повторного исследования (аудита) положительные результаты подтверждаются, срок действия экологического сертификата может быть продлен.
В ходе процедуры экологической сертификации в соответствии с правилами ССК подтверждается уровень экологичности сертифицируемого продукта. Он предусматривает расчет дополнительной полезности для потребителей относительно базового уровня. Этим система сертификации качества отличается от других систем сертификации.
Рис. 1. Утвержденные формы документов в ССК
Экологический сертификат при наличии необходимых лабораторных данных о сниженном содержании вредных веществ (ниже нормативных) указывает уровень экологично-сти, который означает, во сколько раз продукция полезнее, чем «нормативно загрязненная». А в отношении продуктов питания экологический сертификат в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает обязательную информацию о содержании вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов.
Преимущества наличия экологического сертификата могут быть достигнуты во всех звеньях цепи «товаропроизводитель - оптовик - розничная торговля - потребитель».
Если начать с товаропроизводителя, то полученный им экологический сертификат не должен, образно говоря, лежать в столе. Ведь добровольное обращение предприятия за получением экологического сертификата означает, что оно выходит на рынок «с поднятым забралом», с желанием официально подтвердить свою репутацию. Поэтому о том, что продукция удостоена такого сертификата, целесообразно давать информацию в рекламе, каталогах, прайс-листах, на выставках, презентациях, при ведении переговоров с деловыми партнерами. Со своей стороны владельцы сертификатов могут ссылаться на наличие у них этих документов и знака соответствия (сертификационного знака) (рис. 2) в своей рекламно-информационной деятельности, размещать графическое изображение такого знака на упаковке продукции, в иных рекламно-информационных материалах. Маркировку знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). На предприятии розничной торговли целесообразно помещать в торговом зале увеличенную цветную копию экологического сертификата (сертификатов). Потребитель же, ориентируясь на подобную информацию, будет отдавать, при прочих равных условиях, предпочтение товару с уменьшенным содержанием экологически вредных примесей.
Рис. 2. Сертификационный знак в ССК
Экологические сертификаты, выданные в ССК, действительны на всей территории России. Сертификаты имеют юридическую силу и в странах, подписавших Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности: Азербайджанской Республике, Республике Армении, Республике Таджикистан, Республике Беларусь, Туркменистане, Республике Казахстан, Республике Узбекистан, Республике Кыргызстан, Украине, Республике Молдове, а также иных странах на основании соответствующих соглашений.
Повышение экологической безопасности продовольственных и непродовольственных товаров важно как для потребителей, так и для предприятий, изготовляющих и реализующих товары: хорошо поставленная и доказательная информация об экологической безопасности товара способствует повышению конкурентоспособности продукта.
Общество с ограниченной ответственностью «Уральский центр добровольной сертификации качества товаров и услуг» (УЦ ДСКТиУ) осуществляет сертификационную деятельность в ССК, зарегистрированной Госстандартом России, регистрационный номер Р0СС^и.001.040008, на основании аттестата аккредитации № Р0СС.ССК.017 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. УЦ ДСКТиУ действует уже длительное время: центр сертификации открылся в Екатеринбурге 26 января 1996 г. по инициативе Методического центра сертификации (Москва) при поддержке администрации г. Екатеринбурга. Центр создавался в целях содействия решению социальных задач: удовлетворения общественных потребностей в доброкачественных товарах и услугах; защиты интересов и прав потребителей; повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, производимых и оказываемых предприятиями и гражданами на внутреннем и внешнем рынках. Предметом деятельности центра были заявлены: официальное подтверждение (удостоверение) доброкачественности товаров и услуг по их полезным потребительским свойствам на основе добровольной сертификации с выдачей сертификата качества, экологического сертификата и знака качества в системе сертификации качества; инспекционный контроль за деятельностью юридических лиц и граждан, чьи товары (услуги) удостоены сертификата и знака качества в ССК, в части соблюдения ими условий, на которых выданы эти документы; направленное информирование потребителей о товарах и услугах, удостоенных сертификата качества, экологического сертификата и знака качества в ССК; участие в мероприятиях органов государственного, регионального и муниципального управления и общественных организаций, направленных на защиту интересов и прав потребителей, а также на повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
УЦ ДСКТиУ специализируется на добровольной сертификации, удостоверяющей, что уровень качества сертифицированных изделий, услуг выше, чем предусмотренный нормативными документами или характерный для аналогов. Из числа региональных органов ССК наибольший объем работ выполняется именно УЦ ДСКТиУ.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года большое значение придает как развитию экологического сектора экономики, так и роли государства в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий, в создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики. Иными словами, информационной составляющей экологической политики отводится большая роль, что подтверждает верность нашей гипотезы: степень информированности напрямую влияет на качество жизни.
Опыт выступления одного из авторов с докладом на тему представленного проекта в ходе круглого стола «Качество XXI век: питание, здоровье» в рамках Всемирного дня качества в Уральском государственном экономическом университете (Екатеринбург) показал, что аудитория была не слишком информирована в данном вопросе, но представленные материалы вызвали неподдельный интерес как студентов, так и преподавателей. Дегустация продуктов, прошедших экологическую сертификацию, по отзывам участников, была успешной и помогла сориентироваться в многообразии продуктов, представленных на рынке продовольственных товаров Уральского региона. Знак экологической сертификации (рис. 2) стал узнаваемым для слушателей, в дальнейшем он станет ориентиром для выбора продукта на полке магазина. В очередной раз актуализируется проблема получения информации. Это позволяет сделать вывод о том, что должен быть создан эффективный информационный порядок, при котором каждый имеет возможность позаботиться о своем выборе сам, не перекладывая эти проблемы на плечи государства и общества.
Библиографический список
1. Лихачёв Д. С. Экология культуры // Лихачёв Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3 т. СПб., 2006. Т. 2. С. 309-325.
2. Минин Б. А., Сюткин Г. Н., Терехов А. Г., Курицына В. В. ССК - уникальная система сертификации качества // Стандарты и качество. 1996. № 7. С. 36-41.
3. Система добровольной сертификации продукции (товаров и услуг) по качеству (ССК): метод. указания / МЦ ССК. М., 1994.