Научная статья на тему 'Система добровольной сертификации «Продукты здорового питания» как фактор формирования единого информационного пространства в области подтверждения соответствия'

Система добровольной сертификации «Продукты здорового питания» как фактор формирования единого информационного пространства в области подтверждения соответствия Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
523
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРТИФИКАЦИЯ / ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОДУКТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ / КАЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / CERTIFICATION / CONFORMITY ASSESSMENT / TECHNICAL REGULATION / PRODUCTS OF HEALTHY NUTRITION / QUALITY / SAFETY / CERTIFICATE / DECLARATION / REGULATORY

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Дворянинова О.П., Соколов А.В., Мешкова М.А., Журавлев А.В.

Освещена проблема достоверной информированности населения о вопросах обоснованного подтверждения преимущественного качества и эффективности пищевой продукции, в том числе обогащенных, специализированных, функциональных продуктов, БАД к пище и т.д. Актуальна обоснованность информации относительно той или иной продукции, вследствие возможной недобросовестной конкурентной борьбы производителей и распространителей данной категории продукции, участие в которой зачастую принимают СМИ. Отмечено, что безопасность и качество продуктов питания один из основных факторов, определяющих здоровье нации и сохранение ее генофонда. Известно, что 70 % вредных веществ проникают в организм человека через ппщу, 30 % через воду п воздух. Поэтому обеспечение безопасности продуктов питания для жизни и здоровья потребителей имеет особое значение. При этом уровень доверия потребителя к рекламируемым производителем (распространителем) свойствам, показателям преимущественного качества стремительно падает, отражаясь на эффективности продвижения на рынок средств, соответствующих более высоким критериям качества и эффективности. Что касается эффективности и качества производимой и реализуемой продукции, то они подтверждаются при проведении добровольной экспертизы независимыми компетентными негосударственными организациями. В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, Ассоциацией «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК продукты здорового питания» (Ассоциация «ТППП АПК») создана Система добровольной сертификации «Продукты здорового питания», утверждена и внесена в Единый реестр систем добровольной сертификации РОСС RU.M1608.04nOHO (от 22.12.2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Дворянинова О.П., Соколов А.В., Мешкова М.А., Журавлев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of voluntary certification of «healthy products» as a factor of formation of a single information space in the field of confirmation of accordance

The article shows the problem of reliable knowledge of the population about the issues of reasonable assurance of predominant quality and effectiveness of food products, including enriched, specialized, functional foods, biologically active additives to food etc. is Also relevant validity information regarding a particular product, due to possible unfair competition of manufacturers and distributors of this product category, which often take media. Noted that the safety and quality of food is one of the main factors determining the health of the nation and the preservation of its gene pool. It is known that 70% of the harmful substances penetrate into the human body through food, 30% through water and air. Therefore, ensuring food safety for the life and health of consumers is of particular importance. The level of consumer confidence and trust in the advertised manufacturer (distributor) properties, pre-emptive indicators of quality plummeted, reflecting on the effectiveness of the market promotion funds, corresponding to a higher quality and efficiency. With regard to the efficiency and quality of manufactured and sold products, they are confirmed during the voluntary examination independent competent nongovernmental organizations. In order to prevent actions that mislead consumers, the Association «Technological platform «Technologies of food and processing industry of AIC healthy food» Association («РРТА АРС») created a System of voluntary certification of «healthy food», is approved and entered in the Unified register of voluntary certification systems ROSS RU.M1608.04IIOHO (22.12.2016).

Текст научной работы на тему «Система добровольной сертификации «Продукты здорового питания» как фактор формирования единого информационного пространства в области подтверждения соответствия»

УДК 005.6

Система добровольной сертификации «продукты здорового питания» как фактор формирования единого информационного пространства в области подтверждения соответствия

System of voluntary certification of «healthy products» as a factor of formation of a single information space in the field of confirmation of accordance

Профессор О.П. Дворянинова, доцент А.В. Соколов, магистрант М.А. Мешкова,

(Воронежский государственный университет инженерных технологий) кафедра управления качеством и машиностроительных технологий, тел. 8 (473)255-36-55

E-mail: olga-dvorfi7yaiidex.ru

директор А.В. Журавлев (Ассоциации «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания») тел. 8 (473) 255-55-57 E-mail: alexjav2@mail.ru

Professor О.P. Dvoiyaninova, Associate Professor A.V. Sokolov, Undergraduate M.A. Meshkova,

(Voronezh State University of engineering technologies) chair of quality management and machine-building technologies, tel. 8 (473)255-36-55 E-mail: olga-dvor@yandex.ru

Director A.V. Zhuravlev (Associations «Technological platform «Technologies of the Food and Overworking Industry of Agrarian and Industrial Complex — Products of Healthy Food») tel. 8 (473) 255-55-57 E-mail: alexjav2@mail.ru

Реферат. Освещена проблема достоверной информированности населения о вопросах обоснованного подтверждения преимущественного качества и эффективности пищевой продукции, в том числе обогащенных, специализированных, функциональных продуктов, БДД к пище и т.д. Актуальна обоснованность информации относительно той или иной продукции, вследствие возможной недобросовестной конкурентной борьбы производителей и распространителей данной категории продукции, участие в которой зачастую принимают СМИ. Отмечено, что безопасность и качество продуктов питания - один из основных факторов, определяющих здоровье нации и сохранение ее генофонда. Известно, что 70 % вредных веществ проникают в организм человека через пищу, 30 % - через воду и воздух. Поэтому обеспечение безопасности продуктов питания для жизни и здоровья потребителей имеет особое значение. При этом уровень доверия потребителя к рекламируемым производителем (распространителем) свойствам, показателям преимущественного качества стремительно падает, отражаясь на эффективности продвижения на рынок средств, соответствующих более высоким критериям качества и эффективности. Что касается эффективности и качества производимой и реализуемой продукции, то они подтверждаются при проведении добровольной экспертизы независимыми компетентными негосударственными организациями. В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, Ассоциацией «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания» (Ассоциация «ТППП АПК») создана Система добровольной сертификации «Продукты здорового питания», утверждена и внесена в Единый реестр систем добровольной сертификации РОСС RU.M16C)8.04nOHO (от 22.12.2016 г.).

Summary. The article shows the problem of reliable knowledge of the population about the issues of reasonable assurance of predominant quality and effectiveness of food products, including enriched, specialized, functional foods, biologically active additives to food etc. is Also relevant validity information regarding a particular product, due to possible unfair competition of manufacturers and distributors of this product category, which often take media. Noted that the safety and quality of food is one of the main factors determining the health of the nation and the preservation of its gene pool. It is known that 70% of the harmful substances penetrate into the human body through food, 30% - through water and air. Therefore, ensuring food safety for the life and health of consumers is of particular importance. The

С Дворянинова О.П., Соколов A.B., Мешкова М.А., Журавлев A.B., 2017

73

level of consumer confidence and trust in the advertised manufacturer (distributor) properties, pre-emptive indicators of quality plummeted, reflecting on the effectiveness of the market promotion funds, corresponding to a higher quality and efficiency. With regard to the efficiency and quality of manufactured and sold products, they are confirmed during the voluntary examination independent competent nongovernmental organizations. In order to prevent actions that mislead consumers, the Association «Technological platform «Technologies of food and processing industry of AIC - healthy food» Association («РРТА АРС») created a System of voluntary certification of «healthy food», is approved and entered in the Unified register of voluntary certification systems ROSS RU.M1608.C)4nOHO (22.12.2016).

Ключевые слова: сертификация, подтверждение соответствия, техническое регулирование, продукты здорового питания, качество, безопасность, сертификат соответствия, декларация, нормативно-правовая база.

Keywords: certification, conformity assessment, technical regulation, products of healthy nutrition, quality, safety, certificate, Declaration, regulatory.

В настоящее время одной из основных проблем достоверной информированности населения является вопрос обоснованного подтверждения преимущественного качества и эффективности пищевой продукции, в том числе обогащенных, специализированных, функциональных продуктов, БАД к пище и т.д. Актуальна обоснованность информации относительно той или иной продукции вследствие возможной недобросовестной конкурентной борьбы производителей и распространителей данной категории продукции участие в которой зачастую принимают СМИ.

Уровень доверия потребителя к рекламируемым производителем (распространителем) свойствам, показателям преимущественного качества стремительно падает, отражаясь на эффективности продвижения на рынок средств, соответствующих более высоким критериям качества и эффективности. Сегодня в соответствии с законом «О техническом регулировании» ФЗ № 184 от 27.12.2002 г. в область обязательного контроля производства и оборота продукции, осуществляемой государством, входит оценка стандартных критериев безопасности той или иной группы продукции. Что касается эффективности и качества производимой и реализуемой продукции, то они подтверждаются при проведении добровольной экспертизы независимыми компетентными негосударственными организациями.

Безопасность и качество продуктов питания - один из основных факторов, определяющих здоровье нации и сохранение ее генофонда. Известно, что 70 % вредных веществ проникают в организм человека через пишу, 30 % - через воду и воздух. Поэтому обеспечение безопасности продуктов питания для жизни и здоровья потребителей имеет особое значение [3, 4].

Со стороны государства безопасность продуктов питания контролируют несколько ведомств и служб: Госстандарт осуществляет обязательную оценку соответствия продукции требованиям Технических регламентов (TP) (стандартам, если TP не приняты) для обеспечения безопасности потребления продуктов питания; санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения - санитарное состояние производства и продукции; зооветслужба Министерства сельского хозяйства - контроль продукции животноводства; госинспекция Минсельхоза - отрас -левой контроль качества продукции. Кроме того, деятельность предприятий АПК регулирует администрация местного, регионального и федерального уровней [1, 2].

В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию разработка современного законодательства в сфере подтверждения соответствия качества пищевой продукции осуществляется с учетом норм международного права. Статья 55 «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве», учреждающего партнерство между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами и их государствами-членами (Корфу, 24 июня 1994 г.), устанавливает, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и ЕС является сближение законодательства [2, 5].

Анализируя опыт ведущих экономических держав в области управления качеством, стандартизации и подтверждения соответствия, следует отметить, что в настоящее время за рубежом не существует обязательной сертификации услуг населению. Но при этом каждая иностранная организация, дорожащая своим именем и клиентами, обязательно имеет в своем активе сертификат на соответствие качества пищевой продукции определенным требованиям. Хотя на Западе проводилась сертификация продукции и услуг уже с 1971 г., особое развитие сертификации и аккредитации произошло с 27.03.1986 г. - дня принятия Советом Европейского Сообщества акта о создании с 01.01.1993 г. Европейского Общего рынка. В 1991 г. Госстандарт России подписал международное соглашение, и наша страна вошла в европейскую систему сертификации.

Как отмечалось выше, с 27 декабря 2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который регламентирует требования к разработке, принятию, применению и исполнению на добровольной основе требований к оказанию услуг. В данном законе под «системой сертификации» понимается совокупность правил выполнения работ по сертификации, её участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Другими словами, Система сертификации представляет собой свод правил, по которым проводится подтверждение соответствия качества пищевой продукции и выдаётся сертификат, т.е. документ, подтверждающий соответствие [3, 6].

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Эти требования (называемые обычно «общие технические») содержатся в различных официальных документах (ГОСТы, различные международные стандарты, и т.д.). Однако решение задачи по разработке методологических нормативных документов, которые, с одной стороны, учитывали бы требования государственной системы стандартизации (ГСС), международного опыта стандартизации (ИСО/МЭК), с другой, - особенности системы здравоохранения с учетом специфики продуктов здорового питания - процесс весьма трудоемкий [7].

Отличительной чертой Системы добровольной сертификации является отсутствие жестких законодательных ограничений в правилах и процедурах проведения. Заметим, что добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации, зарегистрировавший Систему добровольной сертификации и ее знак соответствия [7, 8].

Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регистрации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия». Требования к добровольным системам сертификации и их аккредитации установлены этим же документом. Срок действия сертификата соответствия по правилам добровольной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации (ОСУ) с учетом срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сертификация.

Таким образом, в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, технологической платформой «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания» создана Система добровольной сертификации «Продукты здорового питания», утверждена и внесена в Единый реестр систем добровольной сертификации РОСС Ки.М1608.04ПОНО (от 22.12.2016 г.) (далее - Система).

Добровольная сертификация пищевой продукции, включенной в номенклатуру продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, может быть проведена:

- если продукция не предназначена для реализации гражданам для личных бытовых нужд либо поставки в государственный материальный резерв;

- если продукция не предназначена для реализации на территории РФ;

- если по требованию заявителя необходимо дополнительно к обязательным требованиям нормативных документов подтвердить такие требования, соответствие которым согласно законодательству РФ не подтверждается при обязательном подтверждении соответствия.

Добровольную сертификацию пищевой продукции и продовольственного сырья проводят по тем же правилам и процедурам, что и обязательную сертификацию. Первоначальным этапом так же, как и в случае обязательной сертификации, является идентификация сертифицируемой продукции.

Объекты добровольной сертификации в Системе «Продукты здорового питания» представлены на рис. 1.

Категории продуктов

питания,

серти фицируемых в

Системе

ЯД о» и яичные продукты

О войди {«рновые культуры

МйКЖО п МОкКИЫГ

Фрукты, ягоды, орав Конлгтсрскме тлели я

Мясо а мясные ПрОД> К"ТЫ

Спшп ■ пряности

Грибы

Рыба а

Мука ■ мучные Сырье ■ лоблвкп

Бегжлкогодьиые напитки

Категории работ (услуг), сертифицируемых в Системе

Связанные с обработкой и переработкой продуктов

С вязанные с выращиванием сетьосохозяйствеш их >л-.1ыур

Связанные с рыбоводством и рыболовством

В области производства продуктов питания

В области животноводства

!.:.'1.1 .

Связанны« с озоотой. ловлей и развезенпем лжлх

■жш

Рис. 1. Категории продуктов питания, работ (услуг), сертифицируемых в Системе

Следует отметить, что сертификация в Системе «Продукты здорового питания» проводится по инициативе изготовителей, продавцов, исполнителей в целях подтверждения соответствия требованиям стандартов, технических условий и другой действующей нормативной документации на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации, обеспечивающей независимую и квалифицированную оценку соответствия установленным требованиям к объектам Системы, установленным в Системе.

Основные цели создания и функционирования Системы, а также схема взаимодействия Системы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с другими организациями, осуществляющими сертификацию и контроль безопасности, на основе заключения соответствующих соглашений, представлены на рис. 2, 3.

( акагимг прнибрг I а |г.|ям » кочппшао» Выборг про■> ».имя, р«6от, >«Л>1

коакл рг м прои1>кпаи. работ.услуг па россакском ■ чгаа^ирашоч

Ноимраиемг соо1мк1ааа ■р<ха> кипи, работ, услуг

обгсагчшя гвоба1И<>1 о ■ гррпюрвп Россввскоп

Лнг.мяииим

> мгбиыг ■миры

£

Р> ммш*1 ор| я м

I ||«1|»-

ЧПЩЯЧГСКММ

Орииипо («ршфиьаИНИ

1+ ,1

Ц 1 • Иг

Рис. 2. Цели создания и функционирования Системы добровольной сертификации «Продукты здорового питания»

Рис.3. Организационная структура Системы добровольной сертификации «Продукты здорового питания»

Достижение указанных целей Системы обеспечивается за счет необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации путем подтверждения показателей качества объектов Системы, производимых предприятиями, органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система является полностью самостоятельной и открытой для вступления в нее организаций, предприятий и лиц, признающих ее правила.

В Системе предусматривается сертификация отечественной и импортной продукции по единым правилам, действующим в Системе.

При сертификации в Системе соблюдаются следующие основные принципы:

- доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

- недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

- недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;

- защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией [8, 9].

Требования к объектам сертификации содержатся в документах национальной системы стандартизации, сводах правил, стандартах организаций, в том числе технических условиях. Состав требований обеспечивает возможность достижения целей функционирования Системы за счет установления необходимых качественных и количественных характеристик объектов Системы.

Добровольная сертификация объектов не заменяет обязательного подтверждения соответствия этих объектов, предусмотренного законодательством РФ.

Система имеет собственные формы сертификатов соответствия и знак соответствия (рис. 4, 5).

ПРОДУКТЫ

ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Рис. 4. Форма сертификата соответствия на работу (услугу) и продукцию

Рис. 5. Изображение «Знака соответствия» Системы добровольной сертификации «Продукты здорового питания»

Соответствие объектов удостоверяется путем выдачи заявителю сертификата соответствия и маркированием объектов знаком соответствия Системы.

Сертификацию продукции, работ (услуг) проводят органы по сертификации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе договора, определяющего полномочия сторон, имеющие свидетельство о соответствии правилам Системы добровольной сертификации «Продукты здорового питания», выданное в порядке, установленном документами Системы (рис. 6).

Решение по

1Д Я « к*- ¡^^ШЛ

I ¡^"шв-ЗУ

Выл.« Г,

сертификата Г > соответствия

ЛМт

Проведение работ ПО сертификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. б. Схема проведения работ по подтверждению соответствия

Органы по сертификации используют результаты испытаний, полученные в аккредитованных испытательных лабораториях по аттестованным методикам, с помощью которых можно полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие пищевой продукции требованиям. При оценке соответствия пищевой продукции изучают информацию о продукции, нормативных документах, регламентирующих показатели и методы испытаний, номенклатуре показателей, подлежащих контролю; проверяют происхождение, соответствие продукции сопроводительной и нормативной документации, принадлежность к данной партии и др. По решению органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что остальные показатели подтверждены документами соответствующих служб надзора и контроля: санитарно-гигиенического, ветеринарного, а также документами о со-стоянии почв, воды, кормов, сырья и др. в конкретном регионе.

При сертификации продукции, работ (услуг) применяют схемы сертификации, при выборе которых необходимо учитывать особенности выполняемой (оказываемой) конкретной работы (услуги), требуемый уровень доказательности сертификации, возможные затраты заявителя [10].

Орган по сертификации несёт ответственность за все действия, включенные в конкретную схему сертификации, включая оценку процесса выполнения работ (оказания услуг), проверку (испытания) результатов работ (услуг) и инспекционный контроль сертифицированных продукции, работ и услуг.

Отметим, что Система добровольной сертификации «Продукты здорового питания» имеет некоторые характерные черты:

- активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования;

- открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;

- самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность системы (если они не являются ее организаторами).

Основой информационного обеспечения деятельности в Системе является реестр Системы, содержащий сведения об органах по сертификации и испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, которым делегированы полномочия на право проведения работ в Системе, о сертифицированных объектах, выданных сертификатах и их дубликатах.

Процедуры сертификации, осуществляемые в Системе, должны обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Система вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание сертификатов соответствия, знаков соответствия и протоколов испытаний.

При сертификации продукции, работ (услуг) применяют официальные издания нормативных документов.

Таким образом, Система добровольной сертификации «Продукты здорового питания» подтверждает эффективность и соответствие свойств продукции, декларированных производителем или импортером, защищает права потребителей в отношении приобретения продукции ненадлежащего качества, опасной для жизни и здоровья, позволит производителю информировать своего потребителя о безопасности продукции в соответствии с заявленными свойствами. Это будет содействовать потребителям в компетентном выборе продукции, а потребительский рынок будет защищен от недобросовестных производителей и наплыва продукции ненадлежащего качества.

В заключение следует отметить, что нормативно-правовая база, регламентирующая процесс производства продукции или выполнения той или иной работы (услуги), оказываемой организацией-производителем, недостаточно совершенны. Именно поэтому разработка и регистрация СДС является безусловным стимулом для разработки сертификационных требований, которые, хотя и не будут иметь статус нормативно-правовых актов, но в некоторых случаях, в рамках вышеуказанной Системы, будут носить обязательный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реус, А.Г. Состояние работ в области технического регулирования [Электронный ресурс]/ Материалы доклада на Совете по конкурентоспособности при Правительстве РФ. Официальный интернет-сайт Министерства промышленности и энергетики РФ. — http://www.minprom.gov.ru/.

2. Гусева, Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный) [Электронный ресурс]. — изд. 3-е, пере-раб. и доп. — Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - file:/ / /С:/ Users/fbo/Downloads/ Комментарий_к_Федеральному_закону_«0_техническом_регулировании »..pdf

3. Стандарт организации — эффективный механизм регулирования качества пищевой продукции [Текст] / О.П. Дворянинова, A.B. Журавлев, A.B. Соколов, М.А. Карева // Стандарты и качество. - 2017 - № 10 (964). - С. 80-84.

4. Дворянинова, О.П. Роль технического регулирования рыбной отрасли в управлении качеством продукции [Текст]/ О.П. Дворянинова, A.B. Соколов, A.B. Алехина / / Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК -продукты здорового питания.—2017 - № 1 (15). - С. 14-22.

5. Махрова, Ю.В. Пути повышения конкурентоспособности российских компаний в контексте процессов импортозамещения [Текст]/ Под ред. Г.А. Барыше-вой, A.M. Борисовой // Сб. науч. тр. XII Всерос. науч.-практ. конф.: В 2 т.- 2015. - С. 92-96.

6. Анализ процедуры разработки нормативных документов [Электронный ресурс].- http://www.refmanagement.ru/ritem-4418-4.html (дата обращения

18.04.2013).

7. Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. — http://docs.cntd.ru/ document/420363999 (дата обращения 17.06.2016).

8. Организация системы добровольной сертификации рекламных продуктов и услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http:// www.dissercat.com / content /organizatsiya-sistemy-dobrovolnoi-sertifikatsii-reklamnykh-produktov-i-uslug-v-rossiiskoi-fe#ixzz4xg2gOLP6 (дата обращения

12.09.2014).

9. Система добровольной сертификации - безупречный банковский бизнес [Электронный ресурс]. - http://naukarus.com/cistema-dobrovolnoy-sertifikatsii-bezuprechnyy-bankovskiy-biznes (дата обращения 05.07.2015).

10. Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации [Электронный ресурс]. - http://lawtheses.com/ pravovoe-regulirovanie-dogovornyh-otnosheniy-po-okazaniyu-uslug-v-sfere-dobrovolnoy-sertifikatsii#ixzz4xg5tlJDg (дата обращения 29.10.2016).

REFERENCES

1. Reus A.G. Sostoyanie rabot v oblasti tekhnicheskogo regulirovaniya [ State of works in the field of technical regulation] Mater, dokl. na sovete po konkurentosposob-nosti pri Pravitel'stve RF. Ofitsial'nyy internet-sayt Ministerstva promyshlennosti i en-ergetiki RF. — http://www.minprom.gov.ru/ (Russian).

2. Guseva T.A., Chapkevich L.E. Kommentariy k Federal'nomu zakonu «0 tekhnicheskom regulirovanii» (postateynyy) [ The comment to the Federal law "On Technical Regulation" (itemized)] Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». -file:/ / / C:/Users / fbo/Downloads/ Kommentariy _k_Federarnomu_zakonu_«0_tekhnicheskom_regulirovanii». _.pdf (Russian).

3. Dvoryaninova O.P., Zhuravlev A.V., Sokolov A.V., Kareva M.A. Standart organi-zatsii — effektivnyy mekhanizm regulirovaniya kachestva pishchevoy produktsii [The standard of the organization — the effective mechanism of regulation of quality of food products] Standarty i kachestvo, 2017, No 10 (964), pp. 80-84 (Russian).

4. Dvoryaninova O.P., Sokolov A.V., Alekhina A.V. Rol' tekhnicheskogo regulirovaniya rybnoy otrasli v upravlenii kachestvom produktsii [Rol of technical regulation of fish branch in product quality control] Tekhnologii pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti APK - produkty zdorovogo pitaniya, 2017, No 1 (15), pp. 14-22 (Russian).

5. Makhrova Yu.V. Puti povysheniya konkurentosposobnosti rossiyskikh kom-paniy v kontekste protsessov importozameshcheniya [Ways of increase in competitiveness of the Russian companies in the context of processes of import substitution] Sb. nauch. tr. XII Vseros. nauch.-prakt. konf., V 2 t., 2015, pp. 92-96 (Russian).

6. Analiz protsedury razrabotki normativnykh dokumentov [Analysis of the procedure of development of normative documents].- http://www.refmanagement.ru/ritem-4418-4.html (data obrashcheniya 18.04.2013) (Russian).

7. Strategiya povysheniya kachestva pishchevoy produktsii v Rossiyskoy Feder-atsii do 2030 goda [ The strategy of improvement of quality of food products in the Russian Federation till 2030]. — http://docs.cntd.ru/document/420363999 (data obrashcheniya 17.06.2016) (Russian).

8. Organizatsiya sistemy dobrovol'noy sertifikatsii reklamnykh produktov i uslug v Rossiyskoy Federatsii [The organization of system of voluntary certification of advertizing products and services in the Russian Federation], - http://www.dissercat.com/ content/organizatsiya-sistemy-dobrovolnoi-sertifikatsii-re klamnykh-produktov-i-uslug-v-rossiiskoi-fe#ixzz4xg2gOLP6 (data obrashcheniya 12.09.2014) (Russian).

9. Sistema dobrovol'noy sertifikatsii - bezuprechnyy bankovskiy biznes[The system of voluntary certification - faultless banking business]. - http://naukarus.com/ cistema-dobrovolnoy-sertifikatsii-bezuprechnyy-bankovskiy-biznes (data obrashcheniya 05.07.2015) (Russian).

10. Pravovoe regulirovanie dogovornykh otnosheniy po okazaniyu uslug v sfere dobrovol'noy sertifikatsii [Legal regulation of the contractual relations on rendering services in the sphere of voluntary certification], - http://lawtheses.com/pravovoe-regulirovanie-dogovornyh-otnosheniy-po-okazaniyu-uslug-v-sfere-dobrovolnoy-sertifikatsii#ixzz4xg5tlJDg (data obrashcheniya 29.10.2016) (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.