Научная статья на тему 'Торговля людьми в международном и региональном аспектах'

Торговля людьми в международном и региональном аспектах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1183
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулажникова Светлана Сергеевна

Анализируются торговля людьми и ее основная форма торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации на Дальнем Востоке России в сравнении с состоянием этой проблемы на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human trafficking in international and regional aspects

Social effect of human trafficking and its main form of sex trafficking in women is analyzed in the work. Analysis of human trafficking, new for the Russian Far East, is given in comparison with the same problem on the international level.

Текст научной работы на тему «Торговля людьми в международном и региональном аспектах»

Вестник ДВО РАН. 2006. № 6

С.С.КУЛАЖНИКОВА

Торговля людьми в международном и региональном аспектах

Анализируются торговля людьми и ее основная форма - торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации на Дальнем Востоке России в сравнении с состоянием этой проблемы на международном уровне.

Human trafficking in international and regional aspects. S.S.KOULAZHNIKOVA (Institute of East Asia, G.I.Nevelskoy Marine State University, Vladivostok).

Social effect of human trafficking and its main form of sex trafficking in women is analyzed in the work. Analysis of human trafficking, new for the Russian Far East, is given in comparison with the same problem on the international level.

В последнее десятилетие сотни стран мира вовлечены в нелегальную деятельность, получившую название «trafficking», что означает торговлю рабами, наркотиками, оружием и незаконную торговлю в целом. Торговля людьми стала глобальным бизнесом, который приносит огромную прибыль торговцам и посредникам и становится одной из наиболее опасных тенденций сегодняшнего времени.

В настоящее время торговля людьми, жертвой которой может стать любой человек, независимо от пола и возраста, - один из наиболее жестоких и циничных видов организованной преступной деятельности, она достигает угрожающих размеров. Между разными формами современного рабства нет четких различий, их общая причина - нищета: жертвами становятся в основном выходцы из беднейших и самых уязвимых социальных групп и беженцы. Исследователи полагают, что чаще всего работорговля принимает форму сексуальной эксплуатации и риску подвергаются женщины. Статистика отражает именно эти тенденции, но достоверность данных часто вызывает сомнение: так, в отчетах ООН фигурирует 4 млн чел., проданных из одной страны в другую [9], а по данным Госдепартамента США - от 700 тыс. до 2 млн чел., из них 80% - женщины и девочки [4]. Это без учета миллионов людей, которые становятся объектом торговли внутри стран их проживания. Жертвами принудительного труда (в том числе и детского), труда по долговым обязательствам и сексуальной эксплуатации являются от 4 до 27 млн чел. [4].

Масштабы эксплуатации детского труда трудно оценить. Никто точно не знает, сколько детей заняты тяжелой и опасной работой, которая подрывает их здоровье, лишает образования и обычных детских радостей. По оценке Международной организации труда, в настоящее время эксплуатируется труд 100 млн детей от 7 до 10 лет [8]. Из России, стран ближнего зарубежья и Центральной Европы ежегодно вывозится только в США до 50 тыс. женщин и девочек, которых заставляют заниматься проституцией, принуждают к рабскому труду [7].

Деятельность, связанная с торговлей людьми, имеет латентный характер, что также ставит под сомнение статистику, но размеры доходов, получаемых от торговли женщинами

КУЛАЖНИКОВА Светлана Сергеевна - заведующая кафедрой межкультурных коммуникаций Института Восточной Азии Морского государственного университета им. адм. Г.И.Невельского (Владивосток).

1ЗЗ

и несовершеннолетними, говорят о том, что это крупный бизнес. По оценкам ООН, торговля людьми имеет оборот около 9 млрд долл. в год, некоторые источники со ссылкой на Интерпол указывают цифру в 19 млрд долл. [6, с. 215].

Целью торговли женщинами может быть насильственный брак, принуждение к работе в домашнем хозяйстве, промышленном или сельскохозяйственном секторах, принудительное или заказное рождение ребенка, сексуальный бизнес. Мужчин используют преимущественно на стройках, в промышленности, сельском хозяйстве, лиц любого пола и возраста - для изъятия органов на трансплантацию. Эксплуатация детей может осуществляться в таких формах, как, например, незаконный призыв в государственные вооруженные силы или повстанческие армии, использование в качестве уличных воришек или попрошаек и т.п. [2].

Явление торговли людьми насчитывает тысячелетнюю историю. К концу XIX и к началу XX столетия с большим размахом были организованы миграция женщин из Европы, а также продажа их в Европу [1].Чтобы покончить с этим явлением, известным как «белое рабство», 4 мая 1910 г. в Париже была подписана международная конвенция «О торговле белыми рабами». Позже ее дополнили международные конвенции «Об искоренении торговли женщинами и детьми» (30 сентября 1921 г.) и «Об искоренении торговли совершеннолетними женщинами» (Женева, 11 октября 1933 г.). А конвенция «Об искоренении торговли людьми и использования проституции» (Нью-Йорк, 2 декабря 1949 г.) частично отменила и заменила условия предыдущих международных документов.

В настоящее время наиболее полное определение понятия «торговля людьми» и условий, приравненных к рабству, дает Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (2000 г.), который дополняет Конвенцию ООН, направленную против транснациональной организованной преступности. Он определяет торговлю людьми как «осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо». Также в Протоколе сказано, что эксплуатация включает проституцию или другие ее формы, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с ними, насильственное извлечение органов.

Протокол был подписан в 2000 г. и ратифицирован Россией 26 апреля 2004 г. Тем самым принято обязательство всемерно противодействовать работорговле на своей территории и оказывать содействие другим странам в борьбе с данным видом преступлений. Но отсутствие в России до настоящего времени соответствующей полноценной законодательной базы явилось предметом критики со стороны мирового сообщества. В 2003 г. международные эксперты включили Россию в список 19 стран, руководство которых обвиняется в пассивности в деле борьбы с торговлей людьми [4, 5].

Несмотря на указанные и принятые позже документы (например, Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, 2000 г., дополняющий упомянутую нами Конвенцию ООН, Рекомендуемые принципы и руководящие положения по вопросу о правах человека и торговле людьми, 2002 г.), в этот преступный бизнес втянуты страны и регионы, которые по своему политическому и социальному статусу должны были бы оградить себя от его распространения. Локализованная торговля рабами в Африке, южных штатах США сменяется повсеместной поставкой «живого товара» из менее развитых территорий в процветающие страны мира (особенно Западной Европы).

Среди причин торговли людьми сегодня наиболее распространенными, по мнению многих исследователей, являются свободная миграция населения, открытость границ многих государств, поиск людьми лучшей, более обеспеченной жизни [7, 6]. С учетом

специфики России Е.Б.Мизулина, руководитель межправительственной рабочей группы по разработке законопроекта «О противодействии торговле людьми», в ходе парламентских слушаний 29 ноября 2004 г. в Москве отметила следующие причины, порождающие торговлю людьми в России: возрастание интенсивности перемещения мигрантов (в первую очередь из стран СНГ) в Россию, рост организованной преступности, масштабность внутренней миграции. Однако это - только верхняя часть айсберга. Сложная экономическая обстановка и жесточайшая безработица в деревнях и небольших городах, низкая заработная плата в большинстве нелегальных и легальных трудовых секторов экономики, нищета, организованная преступность, жестокость по отношению к женщинам и детям, дискриминация женщин, коррупция, политическая нестабильность, вооруженные конфликты или культурные традиции также являются причинами торговли людьми [7, с. 7]. Легализация проституции, сутенерства и публичных домов способствует торговле женщинами для удовлетворения спроса, созданного секс-индустрией, и усложняет привлечение торговцев к ответственности за их действия [7, 6]. Некоторые исследователи относят к причинам, благодаря которым этот преступный бизнес получил развитие в России, развал союзного государства, непродуманную экономическую политику, вооруженные национальные конфликты на Северном Кавказе, в первую очередь на территории Чечни, социальную нестабильность [3].

Жертвами становятся прежде всего мигранты, желающие обрести вид на жительство, работу, выйти замуж в других странах. В случае, когда люди не могут переселиться в другую страну легально, они обращаются к посредникам, которые часто оказываются связанными с сетью организованной преступности и являются ответственными за вербовку людей, заведомо предназначенных для различных видов эксплуатации. Эта схема весьма характерна для Европы, особенно центральной и восточной ее частей. С конца 1980-х годов (времени открытия границ, роста безработицы и бедности, распада государственных структур и снижения контроля над деятельностью преступных групп) ситуация благоприятствовала развитию торговли людьми.

Торговцы «живым товаром» стремятся лишить жертвы юридических прав, отнимая у них под различными предлогами паспорта или иные официальные документы, используют угрозы, запугивание и насилие, принуждая их работать в условиях, сравнимых с рабством. Чтобы переправить этих людей через границу, торговцы порой действуют через внешне респектабельные агентства по трудоустройству, туристические и другие фирмы по организации отдыха и развлечений, брачные компании, используют фальшивые или исправленные и подделанные документы.

Хотя официальная статистика по уголовным делам, квалифицируемым как торговля людьми, в России уже существует и появилась специальная статья в официальной статистике различных правоохранительных ведомств, тем не менее данные зачастую сильно разнятся, поскольку специальный контроль над статистикой осуществляется не постоянно. Что же касается предупреждения и предотвращения торговли людьми, то такая работа ведется очень слабо. Это объясняется рядом причин.

Первая - российское законодательство пока не может гарантировать безопасность жертве-свидетелю, показания которого являются самыми надежными средствами доказательства данных преступлений. Несмотря на вступивший в силу с января 2005 г. закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», распространяемый и на жертвы торговли людьми, он не может, прежде всего финансово, обеспечить защиту потерпевшим.

Вторая причина - отношение самой жертвы к правоохранительным органам, ее недоверие к людям, призванным ее защищать. Заявления от жертв поступают крайне редко. Если речь идет о положении жертв в иностранном государстве, то они заведомо полагают, что органы власти принимающей страны чаще будут рассматривать их в качестве преступных элементов с последующими видами наказания: арестом, судебным преследованием

и депортацией. У жертв практически нет желания сотрудничать с правоохранительными органами еще и в связи с опасением мести со стороны торговцев. Для таких людей очень велик риск вновь попасть к прежнему или новому «хозяину». По данным ОБСЕ, если власти коррумпированы или связаны с организованной преступностью, «рабы» даже не успевают выехать из страны. В случае же порабощения в пределах собственного государства жертвы часто либо не знают своих прав, либо не желают сотрудничать с органами власти из боязни мести или из-за того, что не верят в справедливость законного возмездия для работорговцев, которые имеют связи, деньги, адвокатов.

Коррумпированность чиновников, которые используют свои полномочия для прикрытия деятельности торговцев «живым» товаром, - третья причина слабого противодействия торговле людьми и инертности представителей государственных органов. В течение двухлетнего исследования торговли женщинами из России международная неправительственная организация «Всемирная сеть выживания» собрала доказательства пособничества этому виду преступлений чиновников из МВД, ФСБ и МИДа. В частности, установлено, что по мере усиления влияния преступных организаций коррупция осуществляется путем попыток блокирования законодательства, которое направлено на препятствование их деятельности.

Четвертая причина слабой работы по делам, связанным с торговлей людьми, - разночтения в статьях 127.1 (торговля людьми) и 127.2 (рабский труд) УК РФ [10]. Нечеткость некоторых понятий в части квалифицирующих признаков купли-продажи человека затрудняет вынесение приговоров по имеющимся статьям УК РФ. Именно поэтому многие дела не доходят до суда, а торговцы остаются уверенными в безнаказанности своих действий. Фактически до 2004 г. было невозможно выявить и систематизировать факты торговли людьми и использования рабского труда, а значит, эффективно противодействовать распространению этого явления в нашей стране. Первые же уголовные дела подтвердили, что торговля людьми, особенно женщинами и детьми, - не надуманная, а реальная проблема, которая угрожает безопасности России. Так, по данным Генеральной прокуратуры и УВД Приморского края, в 2005 г. были зарегистрированы следующие преступления, связанные с торговлей людьми (первая цифра - количество преступлений в Российской Федерации, вторая - Приморском крае). Статья 127.1 УК РФ (торговля людьми) - 60 / 5; ст. 127.2 (рабский труд) - 19 / 1; ст. 240 (вовлечение в занятия проституцией) - 257 / 25; ст. 241 (организация занятия проституцией) - 933 / 3. Эти данные говорят о том, что администрация и правоохранительные органы нашего края занялись проблемой торговли людьми. Во Владивостоке 30 августа 2006 г. состоялся международный форум «Объединение усилий государственных и неправительственных организаций стран Азиатско-Тихоокеанского региона в предотвращении торговли людьми. Лучший опыт и пути взаимодействия». В его работе приняли участие представители секретариата Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, директората программ по предотвращению торговли людьми и защите прав людей организации «Vital Voices», Министерства юстиции США, международного отдела Всекитайской федерации женщин и других общественных организаций. Участники форума отметили, что Россия, как и многие другие страны, пока не в состоянии контролировать ситуацию с работорговлей, поскольку масштабы и формы этого явления приобрели глубокий и изощренный характер. Было подчеркнуто, что Приморский край по сравнению с другими регионами России - зона наибольшего риска, так как он является приграничной территорией - воротами для транспортировки живого товара из западных регионов за рубеж и обратно. В резолюции, принятой на форуме, даны четкие и полезные рекомендации странам - участницам форума и администрации Приморского края по улучшению работы в борьбе с этим явлением.

Общественные и неправительственные организации во всем мире и на Дальнем Востоке в частности оказывают жертвам торговли людьми квалифицированную помощь, в первую очередь юридическую, проводят информационные кампании, тренинги для групп

риска, информируют население о том, каким образом можно обезопасить себя от нежелательной ситуации. Но все же эффективно противостоять этому негативному явлению может только государство, способное взять на себя роль координатора всех заинтересованных сторон. Между тем в России пока отсутствует налаженная система взаимодействия государственных и правоохранительных органов власти, средств массовой информации и некоммерческих организаций в вопросах противодействия торговле людьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буряк М.Ю. Торговля людьми и борьба с ней. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. 214 с.

2. Вилкс А. Торговля людьми и органами человека: криминологические, политические и социологические проблемы. - http://crime.vl.ru.

3. Волошин А.В. Незаконные сделки в отношении человека: проблемы криминализации и пенализации. - М1:р://ваг1хассс.в§ар.т/РиЬ^о1овЫп(23-07).Мт.

4. Доклад Госдепартамента США за 2005 год. - http://crime.v1.ru.

5. Евстифеева Е.В. Теоретические проблемы уголовно-правовой ответственности за торговлю людьми: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2002. 29 с.

6. Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Торговля женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации в социальной и криминологической перспективе. М.: Профобразование, 2003. 431 с.

7. Залуцкая И.В. К вопросу о криминологической характеристике торговли людьми // Сиб. юрид. вестн. 2005. № 1. С. 5-13.

8. Матвеева Т.Д. Рабство в XXI веке // Междунар. жизнь. 2002. № 2. С. 27-37.

9. Первая Всероссийская ассамблея неправительственных организаций по проблеме торговли людьми. -http://www.womencw.ru/traffic/chapter 06.html.

10. Стенограмма второй всероссийской ассамблеи по противодействию торговле людьми. -http://crime.v1.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.