Научная статья на тему 'Вопросы противодействия торговле людьми и эксплуатации человека'

Вопросы противодействия торговле людьми и эксплуатации человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
931
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.А. Аверинская

Статья посвящена причинам и условиям, способствующим совершению уголовно наказуемого деяния в виде торговли людьми и использования рабского труда человека. Анализируется международное и российское уголовное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions combating human trafficking and operating rights

Article is devoted to causes and conditions conducive to the commission of a criminal offense of trafficking in human beings and the use of slave labor rights. Examines the international and domestic criminal law.

Текст научной работы на тему «Вопросы противодействия торговле людьми и эксплуатации человека»

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

С.А. Аверинская,

ст. преподаватель кафедры уголовного права и криминологии

ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат юридических наук

Статья посвящена причинам и условиям, способствующим совершению уголовно наказуемого деяния в виде торговли людьми и использования рабского труда человека. Анализируется международное и российское уголовное законодательство.

Article is devoted to causes and conditions conducive to the commission of a criminal offense of trafficking in human beings and the use of slave labor rights. Examines the international and domestic criminal law1.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества является проблема торговли людьми. В начале двадцать первого века она стала наиболее острой и серьезной социальной угрозой для России. Торговля людьми в силу своей высокой доходности достаточно широко распространена в сфере криминального бизнеса. Кроме того опасность данного преступления повышается за счет его латентности, а также тем, что она является сетевым бизнесом, который для своей организации и осуществления требует вовлечения в него большего количества людей и средств для вербовки, транспортировки и перемещения «живого товара» через границу и эксплуатации их на месте назначения.С проблемой торговли людьми мировое сообщество сталкивается на протяжении всей истории человечества: она существовала всегда, хотя при этом и принимала различные формы.

Еще римскому праву было известно особо тяжкое преступление, посягающее на человеческую свободу и носившее название «плагиум». Оно обозначало похищение свободного человека и продажу его в рабство.

В настоящее время торговля людьми - одна из тяжелейших форм международной преступности. Она посягает на достоинство, самоопределение и неприкосновенность личности - человека фактически низводят до уровня «товара для торговли». Торговля людьми проявляется в различных формах: от «вербовки и доведения до проституции» до незаконного занятия каким-либо видом деятельности, организации рынка невест, секс-туризма и торговли детьми.

Конституция Российской Федерации в качестве одного из важнейших прав и свобод человека и гражданина называет право на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим ограничение свободы человека допускается только на основании судебного решения и в случаях, прямо 1

1 S.A Averinskaya. Questions combating human trafficking and operating rights.

указанных в законе. Это положение, а также нормы, содержащиеся в ст.ст. 19, 22, 27, 56 Конституции РФ, можно рассматривать в качестве необходимых предпосылок успешного противодействия торговле людьми в различных ее проявлениях и фундамента законодательных решений в этом вопросе.

Конкретный механизм борьбы с торговлей людьми сегодня еще окончательно не выработан. В частности, отсутствие закона «О противодействии торговле людьми», принятого на федеральном уровне, а также ряда других нормативных актов, регламентирующих вопросы противодействия данного вида преступного бизнеса не позволяет говорить о наличии эффективного механизма борьбы с торговлей людьми. Нельзя не отметить, что в апреле 2004 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, подписанную в городе Палермо 12 декабря 2000 г. Тем самым Российская Федерация взяла на себя ряд международных обязательств по предупреждению и пресечению торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказанию лиц, совершивших подобные общественно опасные деяния.

Само понятие «торговля людьми» содержится в ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и определяется как осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, а также подневольное состояние и извлечение органов. При этом согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из вышеуказанных средств воздействия.

В российском законодательстве нет общепринятого определения понятия «торговля людьми», и это является препятствием к привлечению к ответственности торговцев людьми и защите жертв торговли людьми. Отсутствие законодательного регулирования проблемы создает возможность для развития в условиях безнаказанности этого опасного для безопасности государства явления. В настоящее время законы о противодействии торговле людьми и защите прав лиц, пострадавших от торговли людьми, приняты на Украине, в Бельгии, Болгарии, Таиланде, Германии, США, Италии, Нидерландах и др. В российском же законодательстве отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие данную проблему. Этому препятствуют три фактора. Во-первых, исследования в этой области ведутся в России всего несколько лет и в основном неправительственными организациями, не привлекающими особого внимания академических ученых. Во-вторых, секс-торговля остается латентной проблемой

для правоохранительных органов, служб социальной защиты населения и государственных административных организаций, ответственных за выезд российских граждан за рубеж. В-третьих, общественное мнение не готово к восприятию пострадавших от работорговли женщин как жертв действий работорговцев. Вина за рабство возлагается общественным мнением на самих пострадавших.

На пресечение различных форм торговли людьми направлены новеллы уголовного законодательства, содержащиеся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». На основании этого Закона в УК РФ введены две новые статьи (127.1 и 127.2)

В соответствии со ст. 127.1 УК РФ предусмотрена ответственность за торговлю людьми. Данное преступление, исходя из расположения статьи в структуре Особенной части УК РФ, посягает на личную свободу человека. При квалифицированных видах торговли людьми дополнительным объектом могут выступать жизнь, здоровье человека, режим государственной границы, а также установленный правовыми актами и обычаями делового оборота порядок выдачи и приобретения документов.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается только с прямым умыслом. О целенаправленном характере совершаемых действий свидетельствует и указание в Законе на специальную цель -эксплуатацию человека. Согласно п. 2 примечания к ст. 127.1 УК РФ под эксплуатацией человека следует понимать использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние.

В ст. 127.1 УК РФ присутствует поощрительная норма, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности в случаях, когда лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное ч. 1 или п. «а» ч. 2 настоящей статьи, добровольно освободившее потерпевшего и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. В соответствии со ст. 127.2 УК РФ уголовная ответственность наступает за использование рабского труда. Данное преступление является смежным с «торговлей людьми», поскольку в ч. 1 ст. 127.1 УК РФ говорится о купле-продаже человека либо его вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении, в целях его эксплуатации. Сам факт эксплуатации человека рамками одной только ст. 127.1 УК РФ не охватывается.

Торговля людьми зачастую совершается по следующей схеме: вербовка и вывоз - перевозка - прием и эксплуатация. Составные части данного преступления остаются неизменными независимо от того, перемещается ли жертва преступником в пределах одной страны или транспортируется им в другое государство. Разница состоит лишь в том, что во втором случае преступнику необходимо обеспечить пересечение жертвой государственной границы (как правило, незаконное).

На стадиях вербовки и перевозки распознать торговлю людьми практически невозможно, а если в поведении людей и содержатся подобные признаки, то доказательственная база данной деятельности, как правило, отсутствует. На данных этапах большинство жертв торговли людьми и сами не предполагают той участи, которая им уготована в стране назначения. Торговцы людьми реально становятся уязвимыми для эффективного расследования лишь только в стране назначения, где происходит непосредственная эксплуатация людей. Это позволяет сделать вывод, что граждане Российской Федерации преимущественно подвергаются эксплуатации вне территории нашей страны, а граждане стран ближнего и дальнего зарубежья - в том числе и в России.

Особое место в торговле людьми занимает торговля женщинами с целью принуждения их к проституции.

В современных условиях борьба с работорговлей невозможна без борьбы с организованной проституцией. Торговля «живым товаром» с целью оказания сексуальных услуг по данным ООН составляет 92 % от всех иных форм работорговли. К организованным формам проституции относятся публичные дома и бордели, а также организованная уличная проституция. С точки зрения современного понимания международного сообщества публичный дом есть одна из легальных форм торговли людьми.

Торговля женщинами как социально-криминальный феномен вызывает самые противоречивые и радикальные суждения - от прямого признания существования данного феномена и призывов бороться с ним

немногочисленными общественными организациями до полного непринятия самого понятия «торговля людьми» со стороны ряда государственных организаций, в том числе и правоохранительных структур.

Транснациональная торговля женщинами является относительно новым видом преступлений для Российской Федерации и стран СНГ. В настоящее время все регионы Российской Федерации вовлечены в международную сеть организованной торговли.

Результаты анализа указывают на существование общих способов вербовки женщин и девочек в проституцию и секс-индустрию для зарубежных стран.

По существующему на настоящее время законодательству Российской Федерации фирмы, претендующие на право легально трудоустраивать российских граждан за рубежом, должны пройти (формально) достаточно жесткую процедуру получения лицензии для подобного рода деятельности. Но на самом деле многие фирмы обходят необходимую процедуру лицензирования и занимаются трудоустройством незаконно. Но даже те, кто имеет лицензию, предъявляют документы, не выдерживающие элементарной экспертизы.

Многим женщинам, которым в официальном порядке было бы отказано в выдаче визы или загранпаспорта по причине предыдущей депортации или несовершеннолетия, достаточно легко получить их, минуя официальные службы. Практически каждая туристическая фирма готова оформить загранпаспорта или визы, минуя официальные каналы проверки, взимая при этом значительную сумму за свои услуги.

Не секрет, что сами жертвы торговли людьми и использования рабского труда не обращаются в правоохранительные органы за защитой своих прав. Они относятся к той категории людей, что сталкивается с непреодолимыми жизненными трудностями, сопровождающимися боязнью репрессий против себя и своих близких.

Выявлять пострадавших от торговли людьми и обеспечивать их безопасность должны именно правоохранительные органы. Повышенного внимания правоохранительных органов требуют так называемые «группы риска»: выпускники детских домов, неблагополучные и малообеспеченные семьи, матери-одиночки, инвалиды и т.д.

Именно эти социальные категории чаще всего бывают подвержены вовлечению в торговлю людьми и их эксплуатацию, формами которой являются детская порнография (ст. 242-1 УК РФ), организация занятия проституцией (ст. 241 УК Ф) и незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ).

Указанные категории лиц должны быть на особом учете как в органах внутренних дел, так и других государственных и общественных организациях.

Особого контроля требует и деятельность организаций, занимающихся без лицензии трудоустройством граждан Российской Федерации за рубежом, а также иностранных граждан на территории Российской Федерации, поскольку основанием возбуждения уголовных дел о торговле людьми и использовании рабского труда могут стать и материалы проводимых прокуратурой общенадзорных проверок работы миграционных служб, т.к. незаконная миграция - это явление, которое в современном мере приобретает все более многочисленные и сложные формы: начиная от незаконной трудовой миграции и заканчивая контрабандой и торговлей людьми.

В то же время требует пересмотра уровень взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с компетентными органами других государств по обмену оперативной информацией, проведению совместных следственных и оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы с торговлей людьми.

Также требуют законодательного пересмотра и санкции ст.ст. 127-1, 127-2 УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда. Основной состав этих преступлений относится к категории средней тяжести, поскольку общественно опасные деяния наказываются лишением свободы сроком до пяти лет. Следовательно, санкции указанных норм не отражают реальной степени общественной опасности торговли людьми и использования рабского труда, что, в свою очередь, затрудняет эффективность противодействия данным антисоциальным явлениям.

Таким образом, тенденция современной уголовной политики должна заключаться в значительном усилении внимания со стороны государства к проблеме торговли людьми в целом, а также к отдельным ее разновидностям и создании конкретного механизма противодействия им, в том числе с помощью средств уголовного закона, причем помощь в осуществлении этого противодействия должны оказывать правоохранительные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.