Научная статья на тему 'К вопросу о криминологической характеристике торговли людьми'

К вопросу о криминологической характеристике торговли людьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
892
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ДЕПОРТАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ ЖЕНЩИНАМИ / КОРРУПЦИЯ / РАБОТОРГОВЛЯ / TRADE IN PEOPLE / DEPORTATION / TRADE IN WOMEN / CORRUPTION / SLAVE-TRADE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Залуцкая Ирина Владимировна

В работе раскрываются основные криминологические характеристики торговли людьми, как преступления международного характера. Приводятся мировые статистические данные, осуществляется сравнительный анализ динамики данного преступления в России и некоторых зарубежных странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on criminological characteristics of trade in people

Certain criminological characteristics of trade in people as a crime of international type are brought to light in the work. The author cites the world statistics, carries out comparative analysis of dynamics of this crime in Russia and some foreign countries

Текст научной работы на тему «К вопросу о криминологической характеристике торговли людьми»

ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

© Залуцкая И. В., 2005

К ВОПРОСУ О КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ

ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Проблема торговли людьми - одного из негативнейших явлений современного общества -впервые была поднята мировыми правозащитниками в начале ХХ в. В то время особое внимание уделялось женщинам из Великобритании, которых вынуждали к проституции в странах континентальной Европы. Так появился термин «белое рабство», который позднее распространился на общее понятие торговли людьми. Ввоз женщин в другие иностранные государства в качестве «невест по переписке», домработниц, официанток или фотомоделей очень часто служил для вовлечения их в работу в секс-бизнесе.

С тех пор феномен торговли людьми подвергается постоянному анализу и является предметом многих споров и дискуссий. Однако если посмотреть на большинство документов, публикаций, выступлений по проблеме, то станет очевидным, что, часто говоря о «торговле людьми», имеют в виду «торговлю женщинами». При этом в большинстве случаев речь идет о торговле женщинами с целью использования в проституции, порнобизнесе, сексуальной сфере и т. д.

Безусловно, торговля женщинами является составной частью преступления «торговля людьми». Однако, понятие «торговля людьми» является более широким: жертвой этого преступления может быть любое лицо, независимо от пола и возраста. Целью торговли женщинами может быть насильственный брак, принудительный труд, использование в домашнем хозяйстве, промышленном или сельскохозяйственном секторах, рождение ребенка принудительно или по заказу, использование в сексуальном бизнесе. Мужчин преимущественно используют на стройках, в промышленности, сельском хозяйстве, детей - для попрошайничества, лиц любого пола и возраста - для изъятия органов для трансплантации.

Еще в 1997 г. ОБСЕ называл цифру жертв торговли людьми в 175 0001, на сегодняшний же день по разным источникам, эта цифра колеблется от 700 000 до 4 000 000. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на слова Э. Памфиловой, из России, стран СНГ и Центральной Европы ежегодно вывозится только в США до 50 тыс. женщин и девочек, которых заставляют заниматься проституцией, принуждают к рабскому труду.

В нашей стране проблема торговли людьми возникла более 10 лет назад. Сдерживал рост торговли людьми в России жесткий миграцион-

1 Проблема торговли людьми: задачи ОБСЕ: справочный документ 1993/3 / обзорная конференция ОБСЕ. Сентябрь 1999. Варшава, 2002 . С. 8.

ный контроль в период холодной войны, государственная идеология и основанное на ней общественное мнение, жестко порицавшие подобные явления, а также экономическая стабильность и авторитет правоохранительных органов2. Подобного рода торговля, в особенности женщинами, в целях принуждения к занятию проституцией, характеризовалась как неотъемлемый спутник эксплуататорских государств, борьба с которой, как с пережитком старого общества, была «...ответом на международные соглашения по этим животрепещущим для человечества во-просам»3.

В настоящий момент наиболее полное определение торговли людьми дает Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, подписанный в 2000 г. и ратифицированный Россией Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. (далее - Протокол). Он определяет торговлю людьми, как «осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо»4. Также в Протоколе сказано, что эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольным состоянием или извлечением органов.

Современная торговля людьми представляет собой многоаспектную угрозу для всех народов и рассматривается как современная форма рабства, которая сопровождается самыми грубыми и самыми жестокими нарушениями прав человека. Это отметил Президент РФ В. В. Путин, при внесении поправок в Уголовный кодекс РФ, которые предусматривают жесткую ответст-

2 Волошин. А. В. Незаконные сделки в отношении человека: проблемы криминализации и пенализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // sartraccc. sgap.ru/Pub/voloshin(23-07).htm.

3 Там же.

4 Протокол о предупреждении и пресечении торговли

людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании

за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.) [Электронный ресурс] / СПС Гарант.

венность за торговлю людьми, особенно детьми, использование рабского труда и соответствующие этим действиям правонарушения. В своих рекомендациях рабочая группа межправительственных организаций по проблеме торговли людьми одним из принципов считает то, что торговля людьми является, прежде всего, нарушением прав человека на жизнь, свободу и независимость от рабства во всех его формах.

Торговля людьми достаточно широко распространена в мире, является наиболее быстро развивающимся видом преступной деятельности (фактически безопасной с точки зрения возможности социального контроля, по сравнению с торговлей наркотиками и оружием), и занимает третье место по прибыльности после торговли наркотиками и оружием. Доходы организованных преступных группировок от торговли людьми исчисляются десятками миллионов евро.

Торговля людьми представляет собой глубоко криминализированное явление, которое охватывает все регионы и большинство стран мира и сказывается на их положении. Она способствует социальному расслоению, лишает страны человеческого капитала, негативно влияет на рынки труда, нанося необратимый урон человеческим ресурсам.

Масштабы, которых достигла торговля людьми на рубеже тысячелетий, позволяют сравнить ее разве что с классической античной работорговлей5. Темпы развития торговли людьми гораздо интенсивнее торговли оружием и наркотиками. Это подтвердил в своем выступлении глава программы ООН по международному контролю за наркотиками П. Арлаччи, по мнению которого, торговля «живым» товаром - быстро развивающаяся форма организованной международной преступности6. Она поддерживается криминальными организациями, играющими определенную роль в данном бизнесе и прямо или косвенно вовлеченными в транспортировку и продажу людей, как внутри России, так и за ее пределами. Как сектор теневой экономики торговля людьми, поставленная в большинстве стран вне закона, приносит колоссальные доходы ее владельцам и именно поэтому продажа и перепродажа людей считается прибыльным занятием для многих преступных групп, вовлеченных в данный бизнес. Она тесно связана с отмыванием денег, торговлей наркотиками, подделкой документов и нелегальным вывозом людей. Это новый источник доходов для международной преступности.

Торговля людьми приобрела небывалые масштабы: до 800 тысяч человек в год, в основном женщины и дети, продаются и покупаются через национальные границы, и объемы этой торговли растут. По данным Европола (полицейской организации Европейского союза), ежегодный доход от торговли людьми достигает 19 млрд. долларов США. Поэтому она, по мнению Л. Д. Ерохиной, становится важнейшей со-

5 Волошин А. В. Указ. соч.

6 Там же.

ставляющей экономической базы терроризма7. В ежегодном докладе Государственного Департамента США за 2004 г. говорится, что торговля людьми питает организованную преступность8.

По оценкам правительства США, более половины всех потерпевших являются объектами торговли через международные границы, становятся объектами торговли с целью сексуальной эксплуатации.

Торговля женщинами с целью сексуальной эксплуатации является теневым рынком с многомиллионным долларовым оборотом и современной формой торговли рабами, потребляющей возрастающее количество женщин, особенно из Украины и республик бывшего Советского Союза. Существование вербовки и порабощения женщин для целей сексуальной эксплуатации угрожает статусу женщины во всем мире. Нельзя говорить о настоящей демократии в стране, если половина населения рассматривается как потенциальный товар, который может быть куплен, продан и порабощен9. Объем мировой торговли женщинами как товаром для секс-индустрии оценивается от 7 до 12 млрд. долларов в год1 .

Нелегальный вывоз женщин из России и стран СНГ с целью вовлечения их в сексуальное рабство обретает масштабы трагедии. Транснациональная торговля женщинами основывается на предложении и спросе поставляющих и принимающих стран. Следует отметить, что данная проблема является новым видом преступлений в республиках бывшего Советского Союза. Эта деятельность впервые началась в Советском Союзе во время перестройки, когда были устранены ограничения на международные путешествия. Распад Советского Союза открыл границы для путешествий, миграции и частной торговли, что способствовало деятельности преступных организаций. Как сообщает источник Washington ProFile от 16 марта 2004 г., из всех стран бывшего СССР только в Литве современные работорговцы чувствуют себя в опасности, а их жертвы могут получить достаточную помощь от властей. В остальных странах бывшего СССР ситуация остается крайне тяжелой, хотя постепенно и улучшается11.

В конце ХХ в. Россия стала если не центром, то, во всяком случае, крупнейшим рынком международного бизнеса по торговле людьми12. Здесь основной интерес для торговли «живым

7 Ерохина. Л. Д. Два лика транснациональной организованной преступности: терроризм и торговля людьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.crime.vl.ru/docs/stats/stat_118.htm.

8 Доклад Госдепартамента США о торговле людьми (2004 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ww.usembassy.ru/embassy/sectionr.php?record_id=report

trafficking_2004.

9Дербичева С. А., Шанов А. Н., Коновалов О. Ф. К проблеме нелегального вывоза женщин из России и других стран СНГ в целях сексуальной эксплуатации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://irkcenter.isea.ru/rezult/bulleten/17.htm.

10 Доклад Госдепартамента США.

11 Бывший СССР. География работорговли // Washington ProFile. 16-03-2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.washprofile.org/hrights.html.

12 Волошин А. В. Указ. соч.

товаром» представляют женщины и дети. Женская трудовая миграция в России превратилась за прошедшие 10 лет в зону повышенного риска и массовых нарушений прав человека.

Отсутствие в России полноценной законодательной базы по борьбе с данным преступлением, явилось предметом критики со стороны мирового сообщества. В 2003 г. международные эксперты включили Россию в список девятнадцати стран, руководство которых обвиняется в пассивности в деле борьбы с торговлей людьми. «Следует признать, - считает Е. В. Евстифеева, - что для современной России торговля людьми, обращение в рабство, принудительный труд являются относительно новыми видами общественноопасных деяний, рост которых значительно

13

опережает ее законодательную практику» .

Последние 10 лет проблемой работорговли в России занимались исключительно неправительственные организации, которых на сегодняшний день насчитывается более ста. В связи с изменениями, внесенными в УК РФ Федеральным Законом № 162 от 8 декабря 2003 г., в России вводится уголовная ответственность за торговлю людьми. В настоящее время на рассмотрении парламентариев находится законопроект о противодействии торговле людьми, одобренный многочисленными российскими и зарубежными экспертами. Как важное событие было отмечено создание межведомственной комиссии по разработке и продвижению проекта закона о борьбе с торговлей людьми14.

Также немаловажным является факт ратификации Россией в апреле нынешнего года Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.). «Тем самым, Россия отвечает на новый вызов сегодняшнего дня - рост транснациональной организованной преступности, под которой, прежде всего, понимается торговля людьми. Россия втянута в этот бизнес, поэтому надо выставить такой барьер организованным преступным группам, чтобы, по меньшей мере, эта проблема не представляла угрозу национальной безопасности», - считает руководитель межправительственной рабочей группы по разработке законопроекта «О противодействии торговле людьми» Е. Б. Мизулина15.

Официальная статистика по уголовным делам, квалифицируемым как торговля людьми, в России пока отсутствует. Это Е. Б. Мизулина объясняет тем, что Российское законодательство по ряду причин (главная - отсутствие финансирования) пока не может гарантировать безопасность жертве-свидетелю, свидетельские показания которой являются самыми надежными

13 Евстифеева Е. В. Теоретические проблемы уголовно-правовой ответственности за торговлю людьми: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 4.

14 Ерохина Л. Д. Правовые основы предупреждения и пресечения торговли людьми в России// http:// www.crime.vl.ru/docs/stats/stat_127.htm.

15 Салик А. «.о ратификации Конвенции против тор-

говли людьми» // Известия. 2004. 16 апреля [Электрон-

ный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru

/weekly/2004/0155/gazeta018.php#1.

средствами доказательства данных преступлений. В настоящее время Президентом РФ подписан ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который вступает в силу с января 2005 г. и будет финансироваться за счет средств федерального бюджета. Действие данного закона распространяется и на жертв торговли людьми.

«Россия является одной из стран, откуда поставляется наибольшее количество женщин в другие страны мира с целью сексуальной эксплуатации», - говорится в ежегодном Докладе Государственного Департамента США за 2004 г. Она также является пунктом конечного назначения для лиц, перемещенных из соседних стран ближнего региона с целью сексуальной или трудовой эксплуатации (включая секс-туризм) и перевалочным пунктом для их дальнейшей перевозки в страны Персидского залива, Европы и Северной Америки. Главными поставщиками «живого товара» являются республики бывшего СССР. Годовой оборот индустрии сексуальных услуг в России оценивается в ЛА млрд. долларов США.

Доклад Государственного Департамента США делит страны на 3 категории:

1) страны, полностью выполняющие требования в борьбе с трафиком людей;

2) страны, не полностью выполняющие эти требования, но прилагающие значительные усилия в этой области;

3) страны, которые даже не пытаются решать эту проблему.

и Эстонией из-за отсутствия прогресса в принятии мер по защите жертв Согласно Докладу Департамента США 2004 г. Россия включена во вторую категорию (особый список) наряду с бывшими советскими республиками Арменией, Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Латвией, Молдовой, Таджикистаном, Украиной, Узбекистаном торговли людьми, а также в силу того, что механизм координации предпринимаемых мер еще не успел продемонстрировать свою результативность. В Докладе даны рекомендации правительству России продолжать активизировавшуюся в последнее время работу в вопросах решения проблемы торговли людьми путем незамедлительной выработки мер защиты жертв торговли людьми, в том числе из числа иностранных граждан, находящихся в России. Также необходимо сосредоточиться на проведении профилактической работы с группами населения, среди которых больше потенциальных жертв. Помимо этого правительству необходимо активизировать свою деятельность по искоренению случаев соучастия в торговле людьми со стороны должностных лиц16.

Формы преступной деятельности в сфере торговли людьми весьма разнообразны: от безобидных фотоконкурсов до дерзких похищений и приобретения «живого товара» у родственников. Нередко девушки, отправляющиеся на поиски работы в страны Западной Европы, оказываются

16 Доклад Госдепартамента США.

в элементарных борделях Голландии или, что страшнее, борделях Балкан.

Второй способ вербовки для трудоустройства - отбор девушек по фотографиям, которые впоследствии отправляются для отбора соответствующим заинтересованным заказчикам.

Третий, нарастающий, способ вербовки получил название «вторая волна», в ходе которой проданные женщины возвращаются домой, чтобы нанять на работу других женщин. Процесс перевербовки отработан очень тщательно.

Четвертый способ вербовки осуществляется индивидуально лицами, откровенно нуждающимися в деньгах или же имеющими долги перед российскими и зарубежными партнерами.

Пятый способ вербовки осуществляется через публичные мероприятия - конкурсы красоты, конкурсы фотографий, наборы в студии фотомоделей, манекенщиц и другие.

Шестой способ вербовки - откровенные объявления о найме на работу в качестве проституток. Например, такие: «Требуется группа девушек приятной внешности для работы за бугром. Заработная плата от тысячи долларов. Жилье и питание за счет фирмы».

Седьмой способ вербовки - «брачные агентства», иногда называемые агентствами «невест по почтовой переписке» или агентствами по предоставлению международных услуг. Согласно некоторым исследованиям, все агентства «невест по почтовой переписке» из республик бывшего Советского Союза находятся под контролем сети организованной преступности17.

Наиболее популярный способ вербовки происходит через газетные объявления о найме на работу. Множество фирм и агентств, имеющих и не имеющих на то разрешения, завлекают на любую работу в любую страну. Объявления предлагают женщинам и девушкам от 18 до 30 лет высокооплачиваемые и безопасные вакантные места «неквалифицированных рабочих», прислуги, стриптизерш, танцовщиц в ночных клубах или в фирмах досуга. Некоторые женщины становятся жертвами обмана, полагая, что их нанимают для работы на законных основаниях или помогают заключить брак за границей. Другие женщины осведомлены о том, что они будут вынуждены отрабатывать существенные затраты на трудоустройство и перевозку, но не имеют представления об условиях труда. Многих завлекают обещаниями хорошей работы, и они не подозревают, что их документы будут конфискованы и их «повяжут» долговыми обязательствами или будут избивать18. Эти женщины обычно незаконно выезжают или проживают в стране назначения, что усиливает их зависимость от торговцев. Широко используется долговая зависимость для контроля над «живым товаром» и получения постоянной прибыли от его эксплуатации.

17 Ерохина Л. Д., Буряк М. Ю. Торговля женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации в социальной и криминологической перспективе. М., 2003. 430 с.

18 По материалам РИА «Новости». 2003. 10 июня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь|Нр:/Л№№«. podrobnosti.ua/criminal/2003/06/10/63143.html.

Очень часто применяется вербовка женщин через друзей и знакомых, которые пользуются их доверием. Это распространяющееся явление называют «вторая волна», когда вывезенные женщины возвращаются домой для вербовки других женщин, т. к. превратиться из жертвы в преступника - один из немногих путей избежать принуждения к сексу каждый день с несколькими мужчинами. Вербовщик получает от 200 до 5000 долларов за каждую завербованную жертву - это верный способ расплатиться с долгами, которые являются сопутствующим элементом эксплуатации жертв торговли людьми.

Работорговля также может принимать такие формы как, например, похищение детей и их призыв в государственные вооруженные силы или повстанческие армии, использование женщин и детей в качестве домашней прислуги, работающей на кабальных условиях, использование детей в качестве уличных воришек и т. д.19 Торговцы «живым товаром» стремятся лишить жертв юридических прав, забирая у них паспорта или официальные документы якобы для регистрации. Они используют угрозы, запугивание и насилие, принуждая свои жертвы работать в условиях, сравнимых с рабством.

Торговцы женщинами и детьми используют разнообразные способы переправления своих жертв через национальные и международные границы. Иногда они действуют через формально респектабельные агентства по трудоустройству, турагенства, фирмы по организации отдыха и развлечений или брачные компании. Для пересечения международных границ используются легальные документы, после чего жертвы либо исчезают, либо нарушают визовый режим. Но торговцы используют и фальшивые (или исправленные и подделанные) документы для получения подлинных виз.

Причин появления работорговли называют много. Но одна из наиболее распространенных -это большие потоки миграции, открытость границ многих государств, в том числе и России, поиск людьми лучшей, более обеспеченной жизни. Как правило, жертвами торговли людьми становятся люди бедные, которые ищут за рубежом работу, пытаются устроить свою жизнь. Причиной является и возрастающий в развитых странах спрос на низкооплачиваемых рабочих в нелегальных трудовых секторах экономики, а также в легальных трудовых секторах с низкой заработной платой20. На брифинге в Женеве в январе 2004 г. пресс-секретарем Международной организации по миграции Ниурки Пинейро было заявлено, что растущий потребительский спрос служит одним из факторов, определяющих принудительный труд в секс-индустрии21. Сложная экономическая

19 По материалам І\Іе\«8Іп(:оЬіПр. 2003. 20 июня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // \ww\w.

newsinfo.ru/static/lenta.html

20 Руководящие принципы по пересмотру законодательства против торговли людьми с особым акцентом на регион Юго-Восточной Европы: доклад. Опубликован Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Варшава, 2001. С. 8.

2 Орловская Н. А. Торговля людьми как транснациональная проблема [Электронный ресурс]. - Режим

обстановка и жесточайшая безработица в деревнях и небольших городах, нищета, слабые социальная и экономическая структуры, организованная преступность, жестокость по отношению к женщинам и детям, дискриминация женщин, правительственная коррупция, политическая нестабильность, вооруженные конфликты или культурные традиции являются причинами торговли людьми и способствуют глобализации данной проблемы22. Легализация проституции, сутенерства и борделей также становится причиной увеличения торговли женщинами для удовлетворения спроса, созданного секс-

индустрией и усложняет привлечение торговцев к ответственности за их действия.

А. В. Волошин выделяет следующие причины, благодаря которым этот преступный бизнес получил свое развитие в России: развал союзного государства, непродуманная экономическая политика, вооруженные национальные конфликты на Северном Кавказе, в первую очередь, на территории Чечни, социальная нестабильность23. Е. Б. Мизулина в своем докладе «Новое уголовное законодательство в сфере борьбы с торговлей людьми» на парламентских слушаниях «Правовые основы предупреждения и пресечения торговли людьми в России», которые состоялись 29 ноября 2004 г. в Москве, обозначила три, на ее взгляд, основные причины торговли людьми в России: 1) возрастание скорости перемещения мигрантов, в первую очередь из стран СНГ в Россию, 2) рост организованной преступности, 3) масштабность внутренней миграции24.

Еще одной причиной можно назвать международный терроризм. Борьба с этим злом существенно усложнила получение финансов международным терроризмом и организованной преступностью, которые стали искать новые источники существования и воспользовались торговлей людьми, ведь это достаточно безопасно и выгодно, потому что раба, живого человека, можно продавать до бесконечности.

Одной из причин слабого реагирования правоохранительных органов на проблему торговли людьми является то, что заявления от жертв поступают крайне редко, потому что власти принимающего государства чаще рассматривают жертв данного явления в качестве преступных элементов: их арестовывают, подвергают судебному преследованию и депортируют. У жертв, практически, нет стимулов сотрудничать с правоохранительными органами еще и в связи с опасением мести со стороны торговцев. Для таких людей очень велик риск вновь попасть к прежнему или новому «хозяину». По данным ОБСЕ, «рабы» даже не успевают выехать из страны в случаях коррупции или связей властей с организованной преступностью.

«Обычно жертв торговли людьми представляют нарушителями закона - незаконными иммигрантами, незаконными рабочими, прости-

доступа: http://www.inter.criminology.org.ua /materials/

orlovskaya/letshkola.htm

22 Доклад Госдепартамента США.

23 Волошин А. В. Указ. соч.

24 Ерохина Л. Д. Указ. соч.

тутками. Им трудно получить помощь. Бегство от «хозяина» кажется бессмысленным, когда обращение к властям означает задержание и высылку из страны», - сказал глава Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Кристиан Строхаль на конференции «Гарантия защиты прав человека в странах, где процветает торговля людьми», которая прошла в сентябре 2004 г. в Хельсинки. В связи с этим главной целью в новой стратегии ОБСЕ является помощь жертвам торговли людьми в получении законного статуса и адаптации в той стране, куда они по-

25

пали 25.

Коррупция чиновников путем взяточничества и даже содействия чиновников преступным организациям позволяет торговцам действовать в обществах и государствах. Чиновники на ключевых постах и на многих уровнях используют свои полномочия для обеспечения защиты преступной деятельности. Содействие преступникам и коррупция чиновников в сфере торговли женщинами обеспечивает торговцам беспрепятственную деятельность, оставляя женщин беззащитными перед жестоким обращением и эксплуатацией, прибыльными для торговцев и секс-индустрии в целом. В течение двухлетнего исследования торговли женщинами из России Всемирная Сеть Выживания выявила доказательства пособничества чиновников из МВД, ФСБ и МИДа. По мере усиления влияния преступных организаций коррупция осуществляется подчас путем попыток блокирования законодательства, которое направлено на препятствование деятельности подобных организаций26.

Существуют некоторые факторы, которые способствуют маскировке процесса торговли. Например, транснациональные преступные организации пользуются преимуществами миграции для торговли женщинами27.

27 января 2004 г. впервые в России Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и комиссия по вопросам женщин, семьи, материнства и детства при полномочном представителе Президента в Центральном федеральном округе при содействии посольства США провели первую Всероссийскую ассамблею неправительственных организаций по проблемам противодействия торговле людьми. По мнению участников ассамблеи, меры по борьбе с работорговлей должны опираться на множество аспектов: внутреннюю безопасность, экономическую и социальную политику, миграцию, занятость. Также правозащитники выступили за создание специального подразделения в органах исполнительной власти по противодействию работорговле, за усовершенствование миграционного законодательства, а также за принятие федерального

25 По материалам РИА «Новости». 2GG4. 2Э сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. podrobnosti.ua/society/2004/09/23/147324.htmI.

6 Дербичева С. А., Шанов А. Н., Коновалов О. Ф. К проблеме нелегального вывоза женщин из России и других стран СНГ в целях сексуальной эксплуатации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

irkcenter.isea.ru/rezult/bulleten/17.htm.

27 Там же.

закона «О защите жертв торговли людьми». Участники ассамблеи решили создать координационный совет между правозащитниками и органами государственной власти для противодействия работорговле. Одобрение идеи о борьбе с торговлей людьми было получено и от президента РФ В. В. Путина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, криминализировавшие торговлю людьми и рабский труд. Наряду с ужесточением наказания, четкой координацией всех сил и средств в борьбе против торговли людьми внутри отдельно взятой страны, обменом опытом с заинтересованными странами и сотрудничеством между ними существует еще подход к прекращению торговли - воздействовать на спрос на женщин для использования в проституции28.

В противодействии торговле людьми правоохранительные структуры Российской Федерации активно взаимодействуют с компетентными органами многих зарубежных государств. Наиболее значительные результаты отмечаются во взаимодействии правоохранительных органов России и США. По ряду уголовных дел, в расследовании которых принимали участие сотрудники правоохранительных органов России, преступники уже осуждены29.

В целях предоставления защиты и помощи жертвам торговли людьми должны быть созданы специальные учреждения, к которым относятся убежища для временного их проживания, а также центры поддержки и оказания этим людям по-

30

мощи30.

В средствах массовой информации официальными лицами неоднократно поднимался вопрос о проблеме торговли людьми, но правительством не выделяются бюджетные средства на проведение программ профилактики. Профилактическая деятельность не сосредоточивается на категориях населения, среди которых больше всего лиц, подверженных риску стать жертвой торговли людьми. К данному кругу лиц относятся образованные женщины в возрасте от 18 до 34 лет, сироты, уличные подростки и иностранные рабочие31.

В апреле 2004 г. правительством было объявлено о создании центрального государственного органа по координации проведения политики противодействия торговли людьми. В октябре 2004 г. президентом РФ был подписан указ № 1362, согласно которому Министерство Юстиции Российской Федерации является центральным органом РФ, ответственным за обеспечение реализации положений Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г.

По словам Е. Б. Мизулиной, система профилактики - это государственные меры, в частности, то, что должно делать государство - оно

28 Дербичева С. А., Шанов А. Н., Коновалов О. Ф. Указ. соч.

29 Электронный бюллетень «Остановим торговлю людьми в России». 2004. Вып. 1 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.owl.ru/cgi/Content/ гипЬго-

ker.cgi?broker=Brokers::Showcontent&action=printversion

&id_news=53570.

30 См.: Там же.

31 Доклад Госдепартамента США.

должно специально обучать сотрудников таможенных служб, пограничных служб, т. к. существуют методики выявления по внешним признакам, по поведению таких людей, по ряду других моментов. Должно вводиться специальное анкетирование, через которое выявляются скрытые

ситуации, когда под видом разных фирм скрываются работорговцы. При выдаче лицензий такого рода фирмам должна вводиться эта система анкетирования, специальные средства проверки. К государственным средствам относится обучение, федеральные целевые адресные программы, просвещение населения, обучение учителей, старшеклассников; необходимо вводить специальный предмет или специальные уроки в рамках существующих предметов32. Например, рабочей группой неправительственных и межправительственных организаций по торговле людьми были предложены следующие рекомендации: в целях правового просвещения Министерству образования и науки РФ ввести тему «Криминальная эксплуатация и торговля людьми» в программу среднего, среднего специального и высшего образования; включить специальный курс по проблемам торговли людьми в систему подготовки и переподготовки кадров учреждений, чья профессиональная деятельность связана с различными аспектами профилактики торговли людьми и борьбы с ней (МВД, ФПС, ФТС, МИД, Минздрав, Генпрокуратура, Минобразования, Верховный Суд, Полпреды Президента РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др.). Многие рекомендации, выработанные рабочей группой, приведены в исполнение, например, ратифицированы Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее; принят закон о защите потерпевших и свидетелей с выделением раздела, посвященного защите лиц, пострадавших от преступлений, совершенных организованными преступными группами (преступными сообществами), и свидетелей этих деяний; исключена из

УК РФ ст. 152 и включены ее положения в ст. 127.1 УК РФ в качестве квалифицирующих признаков, отягчающих ответственность.

Большую работу делают неправительственные органы. Она заключается в проведении информационных кампаний; разработке и проведении тренингов для групп риска; информировании населения (желающих поехать за границу, выйти замуж за иностранца, и т. д., о том, каким образом можно обезопасить себя от нежелательной ситуации; дача практических советов людям, выезжающим за границу).

Главная цель Бюро ОБСЕ - дать возможность жертвам торговли людьми получать квалифицированную помощь, в первую очередь -юридическую, что требует обновления международного законодательства и законодательства многих стран Европы.

□ □ □ □ □

32 По материалам РИА «Новости». 2004. 23 сентября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.