Конысбекова Аяулым Толеуовна,
научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК
актуальные вопросы противодействия торговле людьми
Работорговля является беспрецедентной трагедией и одной из самых темных страниц человеческой истории. Несмотря на то, что рабство было отменено и осуждено на международном уровне, оно по-прежнему существует в новых формах и затрагивает сегодня миллионы человек во всем мире. Последние 15 лет термин «торговля людьми» относится к любой деятельности, связанной с принуждением людей к труду или удержанию их в подневольном состоянии. Точное количество современных рабов в мире неизвестно. И хотя эксперты называют определенные данные, они все равно остаются достаточно приблизительными и неполными. А порой и существенно отличаются между собой. Причина - невозможность установить конкретные цифры из-за отсутствия точной информации о размера-хэтого «вида бизнеса».
И все же... В 2005 году ООН пришла к выводу, что каждый год в рабство попадают около 700 тыс. человек. Государственный департамент США годом позже назвал схожую цифру - от 600 до 800 тыс. человек. Организация «Human Rights Watch» считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тыс. По оценкам Центра безопасности человека (ныне действует при Университете Саймона Фрэзера в Ванкувере, Канада), ежегодно в рабство продаются до 4 млн. человек.
По оценкам Международной организации миграции (МОМ), 5,7 млн. детей являются жертвами принудительного и кабального труда (это явление часто называют «долговым рабством»), а еще 1,2 миллиона детей - жертвами торговли детьми. Каждый год 1 млн. детей, в основном девочек, принуждают к занятию проституцией. Известны случаи, когда детей использовали в качестве доноров человеческих органов и тканей для проведения незаконных операций. Примерно 300 тыс. детей используются в качестве солдат в конфликтных регионах по всему миру.
Ежегодно, как свидетельствуют оценки ООН, торговцы людьми зарабатывают более 7 млрд. долл. США. В эту сумму входят только доходы, получаемые за счет продажи и перепродажи людей; доход, приносимый рабами своим хозяевам, не учитывался.
Из вышеизложенного следует, что борь-бас торговлей людьми - сегодня одна из самых острых проблем, носящих не только республиканский, но и мировой характер.
Проблема торговли людьми стала актуальной в Казахстане в последние десять лет. Казахстан является страной назначения для жертв торговли людьми из других стран центральноазиатского региона, и ежегодно тысячи человек попадают в трудовую и/или сексуальную эксплуатацию на территории страны. В общем понимании торговля людьми - это купля-продажа или совершение иных сделок в отношении лица, как и эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, а также совершение иных деянийв целях эксплуатации. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов человека. Трафик людей включает в себя перевозку, перемещение людей с одного места на другое с целью их дальнейшей эксплуатации, в том числе и через государственную границу Казахстана.
С учетом того, что «контрабанда людей» является составной частью международной торговли людьми и непосредственно связана с нелегальной миграцией, т.е. одним из трех этапов торговли людьми (вербовка, перевозка и эксплуатация), понятия «торговля людьми» и «трафик людей» используются в тождественном смысле.
Торговля людьми стала самой быстроразвива-ющейся и очень прибыльной деятельностью для транснациональной организованной преступ-
ности. Статистические данные неопровержимо указывают на тенденцию возрастания торговли людьми во многих государствах мира. С каждым годом количество людей, выезжающих работать за границу, увеличивается, соответственно растет и количество людей, становящихся жертвами преступников, торгующих людьми. Особенной опасности подвергаются молодые девушки, женщины и дети.
Основными пунктами назначения для жертв
- граждан Казахстана - являются страны СНГ, а также Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Китай. В нашей республике, как и в других странах, стал очевиден и тот факт, что у преступной торговли людьми есть второе основное направление - принудительный труд, детский труд и эксплуатация в различных секторах экономики. Это усилило озабоченность проблемами, связанными с торговлей людьми и принудительным трудом, побудило государства-члены ООН уделить больше внимания концепции и определению принудительного труда в рамках своего уголовного законодательства. Таким образом, уже можно говорить о глобальном характере такой озабоченности.
Сегодня, к сожалению, во многих странах законодательство не рассматривает принудительный труд как отдельное преступление. Тем не менее, уже отмечается набирающее силу движение в сторону определения торговли людьми как уголовного преступления, и представляется необходимым это определение законодательно зафиксировать.
В настоящее время в мире насчитывается не менее 12,3 млн. жертв принудительного труда. Из этого числа 9,8 млн. человек эксплуатируются частными агентами, в том числе более 2,4 млн. заняты принудительным трудом в результате практики торговли людьми. Еще 2,5 млн. человек принуждаются к труду или государством, или повстанческими военизированными группировками. Самое большое количество лиц, занятых принудительным трудом, - 9 млн. 490 тыс. человек
- отмечается в Азии. Почти две трети общего уровня принудительного труда в странах Азии приходится на частный сектор в целях экономической эксплуатации, главным образом в связи с долговой кабалой, в сельском хозяйстве и других секторах экономической деятельности. Примерно одна пятая случаев принудительного труда используется в интересах государства и концентрируется в нескольких странах региона, в частности, в Мьянме. На принудительный труд в целях коммерческой сексуальной эксплуатации приходится менее 10% случаев принудительного труда в регионе.
Протокол ООН «О предупреждении и пресе-
чении торговли людьми», являющийся документом, который закладывает базу для разработки межгосударственных и национальных законодательных мер против торговли людьми, также не предусмотрел торговлю людьми непосредственно внутри одной страны, т.е. когда отсутствует международный аспект.
Внутреннее законодательство должно идти дальше, чем Протокол, включая внутреннюю и международную торговлю людьми и подвергая наказанию торговцев людьми, совершивших преступление, как в одиночку, так и в составе преступной группы. Внутренняя торговля людьми в некоторых странах является такой же серьезной проблемой, как и международная, или даже серьезнее.
Следовательно, восполнить вышеуказанный пробел возможно только путем криминализации законодателем использования принудительного труда. Поэтому появление уголовно-правовой нормы об использовании принудительного труда будет отвечать международным стандартам в области прав человека.
Таким образом, одним из важнейших направлений борьбы с целью трудовой эксплуатации вербовки людей и торговли людьми должна стать криминализация использования принудительного труда. Казахстанское законодательство должно пополниться юридическим термином «Использование принудительного труда», дефиниция которого должна содержаться непосредственно в статье Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Учитывая сказанное, мы приходим к выводу, что в настоящее время в уголовном законе не должно быть пробелов, которые позволяли бы уходить от ответственности виновным в незаконном привлечении к принудительному или обязательному труду.
Внесение поправок в УК РК, предусматривающих ответственность за торговлю людьми, и появление уголовно-правовой нормы об использовании принудительного труда представляется чрезвычайно важным шагом в сфере создания стратегии противодействия торговли людьми -феномене, нарушающем фундаментальные права человека.
Также большое значение в борьбе с торговлей людьми и другими проявлениями принудительного труда отводится сотрудничеству между странами, так как проблемы принудительного труда, как следствия торговли людьми, существуют как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, и эту глобальную проблему можно решить только совместными усилиями всех стран мира [1, с. 100-104].
Сегодня уже очевидно, что мировая система международных отношений вступила в новую фазу своего развития, определяемую тем, что фундаментальные проблемы, приведшие к глобальному финансово-экономическому кризису 2007-2009 гг., не получили своего разрешения. На этом фоне параллельно происходит превращение Центральной Азии в зону распространения нелегальной миграции, торговлю людьми, терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, организованной преступности. На развитие негативных процессов в Центральной Азии оказывают сильное воздействие социально-экономические и политические процессы, происходящие в Северной Африке и в арабском мире в целом, спровоцировавшие в ряде стран этого региона государственные перевороты и гражданские войны [2, с. 19].
Таким образом, для успешной борьбы с преступностью необходим комплексный подход к проблеме, поскольку он учитывает разнообразие ее причин и характеристик. Он включает различные направления борьбы с преступностью: предупреждение, раскрытие и расследование преступление и рассмотрение уголовных дел в судах и т.д. В случае борьбы с торговлей людьми комплексный подход необходим на национальном уровне, если речь идет о государствах по отдельности, и на международном уровне при координации совместных усилий [3, с.189].
Необходимо отметить, Конвенция ООН «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» от 02.12.1949 г., по сути, является первым кодифицированным актом, объединившим ранее действовавшие акты, такие как Международный договор от 18.05.1904 года «О борьбе с торговлей белыми рабынями» с изменениями, внесенными в него Протоколом, утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН 03.12.1948 г.; Международная конвенция от 04.05.1910 г. «О борьбес торговлей белыми рабынями» с изменениями, внесенными в нее упомянутым выше Протоколом; Международная конвенция от 30.09.1921 г. «О борьбе с торговлей женщинами и детьми» с изменениями, внесенными в нее Протоколом, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20.10.1947 г.; Международная конвенция от 11.10.1933 г. «О борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами» с изменениями, внесенными в нееуказанным Протоколом.
Государства-участники Дополнительной конвенции ООН «Об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством», приняло на себя следующие обязательства:
1) принятие законодательных и иных мер к тому, чтобы осуществить постепенно и в крат-
чайший по возможности срок полную отмену или упразднение рабства и институтов и обычаев, где они еще существуют, и независимо от того, охватываются ли они или нет определением рабства, содержащимся в ст. 1 Конвенции относительно рабства от 25.09.1926 г. (ст.1);
2) установление соответствующего минимального брачного возраста и поощрение порядка, при котором обеспечивается добровольное согласие обеих сторон на вступление в брак в присутствии компетентного гражданского должностного лица или служителя культа, а также поощрение регистрации браков (ст. 2);
3) сотрудничество с другими государствами-участниками в осуществлении изложенных выше положений (ст. 8).
Необходимо отметить, что в настоящее время заключено достаточно большое количество международных соглашений в рамках Содружества Независимых Государств, направленных на координацию усилий в указанной области. Так, 25.11.2005 г. в г. Москве заключено Соглашение «О сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека», 23.08.2005 г. в Москве принято Решение Совета министров иностранных делго-сударств-членов СНГ «О проекте Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека», 28.11.2006 г. в г. Минске Советом глав государств Содружества Независимых Государств принято Решение «О Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы».
Наличие такого количества международных соглашений по вопросам борьбы с торговлей людьми позволяет сделать вывод о наличии действительно острой международной проблемы, требующей согласованного решения. В ряде случаев принятие таких международных договоров и соглашений стимулирует принятие национальных нормативных актов, направленных на борьбу с указанным преступным деянием.
Однако приходится констатировать, что обилие международно-правовых норм в указанной сфере существенно затрудняет их применение. В связи с вышеизложенным содержанием, представляется целесообразным унифицировать механизмы и принципы взаимодействия государств-участников указанных соглашений.
Исходя из вышеприведенного содержания, сделаем выводы:
1) правовое обеспечение взаимодействия
правоохранительных органов иностранных государств берет свое начало с XIX века;
2) значительное число актов в сфере обеспечения взаимодействия иностранных государств, и в первую очередь их правоохранительных органов, стало приниматься во второй половине XX века. Причиной тому стала реальная проблема в сфере защиты прав граждан развитых и развивающихся государств от преступных действий, развивающих работорговлю;
3) нормативно-правовое обеспечение взаимодействия правоохранительных органов иностранных государств обусловлено тем, что борьба с торговлей людьми и использованием рабского труда не является исключительно внутригосударственной проблемой отдельных стран. Указанная проблема выходит за пределы отдельно взятого государства, поскольку работорговля с момента ее зарождения и до настоящего времени носит характер транснационального преступления. Каналы торговли людьми и последующего использования их рабского труда охватываютдо двух-трех государств. Это связа-
но с тем, что в отдельных странах существует противоправный спрос на лиц определенных государств, в которых сложились соответствующие социально-экономические условия для совершения данных преступлений. Преступная деятельность в данных каналах осуществляется оперативно. Для эффективного противодействия данным негативным явлениям необходима оперативная и взаимосвязанная работа правоохранительных органов соответствующих государств.
В рамках правового государства это возможно в первую очередь при наличии полной и детальной правовой базы [4, с. 138-142].
Таким образом, борьба с торговлей людьми в силу глобального масштаба не может быть успешной без объединения усилий всех государств-участниц мирового сообщества. Необходимо интенсификация и интеграция глобального сотрудничества и вырабатываться соответствующие доктринальные механизмы по предотвращению рассматриваемого преступления и его дальнейшего искоренения.
Список литературы
1. Алжанкулова С.А. Некоторые проблемные аспекты противодействия торговле людьми с целью принудительного труда // Международный научно-аналитический журнал ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА. - 2012. - № 11.
2. Направления развития системы коллективной безопасности в свете актуальных проблем противодействия современным вызовам и угрозам в регионе Центральной Азии: Сборник материалов международного круглого стола (гор. Алматы, 4 ноября 2011 г.). - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. - 76 с.
3. Емельянович О.В. К вопросу об определении международного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми включай женщин и детей // Право. - 2008. - № 1.
4. Пиров М.Т., Саидамиров Б.Ш. Правовое обеспечение взаимодействия правоохранительных органов зарубежных стран в борьбес торговлей людьми и использованием рабского труда // ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА. - 2012. - № 12.
Тэн турацсыздъщтыц бшк дэрежеамен бейнеленетт цазгргг элемдер сэттер1 осы мащалада щарастырылган жэне шащыруларды Yлкен санды бар болу жэне б1р1Ы адамдарымен саудасын бо-лып кор1н дайындалатын мемлекеттт жасалулар жэне дамудыц Yлгiсi гана емес, ттт1 элдещашан бект щалган жэне турган саяси жэне экономикалыщ ЖYйелер, мемлекет жэне халыщаралыщ уйымдар да сынауга ушырайтын щорщытулар. Тыйым салынган халыщаралыщ бiрлесmiкпен адам-дармен сауда жэне кокейкесmi мэселе тотенше назар туралы осыган куэландырады.
ТYйiн создер: ООН, улт аралыщ щылмыс, халыщаралыщ келiсiмдер адамдармен, ыщтиярсыз ецбек, конвенция сауда, нормативтж-щущыщтыщ акттер, пайдалану.
В данной статье акцентированы моменты, присущие современному миру, который характеризуется высокой степенью нестабильности и наличием большого числа вызовов и угроз, одним из них является торговля людьми, который подвергает испытанию не только становящиеся государственные образования и модели развития, но и даже давно укоренившиеся и состоявшие-
ся политические и экономические системы, государства и международные организации. Торговля людьми запрещена международным сообществом и свидетельствует о чрезвычайном внимании к этой актуальной проблеме.
Ключевые слова: торговля людьми, принудительный труд, Конвенция ООН, транснациональное преступление, международные соглашения, нормативно-правовые акты, эксплуатация.
In this article the moments inherent in the modern world which is characterized by high degree of instability and existence of a large number of calls and the threats are accented, one of them is human trafficking which puts on trial not only becoming state educations and development models, but also even long ago the taken roots and taken place political and economic systems, the states and the international organizations. Human trafficking is forbidden by the international community and testifies to extraordinary attention to this actual problem.
Keywords: human traffick, forced labor, the UN Convention, transnational crime, international agreements, legal act, operation.
Аяулым Толеукызы Конысбекова,
КР Зац шыгару институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ic жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бетмшц гылыми ^ызметкерi
Адам саудасына карсы т^рудыц кекейкест мэселелерi
Конысбекова Аяулым Толеуовна,
научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК
Актуальные вопросы противодействия торговле людьми
Konysbekova Ayaulym Toleuovna,
Fellow of the criminal, criminal procedure, criminal law enforcement and forensic examination of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan
Topical issues in the problem of human trafficking