Научная статья на тему 'ТОПЫ МЕБЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ XVI–XIX ВЕКОВ ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА'

ТОПЫ МЕБЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ XVI–XIX ВЕКОВ ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мебель / стиль / резьба / дерево / декор / орнамент / эбенист / series / workshop / cycle of seasons / engraving / seasonal work

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

в статье проводятся параллели между мебельными изделиями XVI – XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG и Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Статья разделена на три части, в соответствии с временем создания анализируемых в ней предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is dedicated to art historical analysis of pair of allegorical pieces of art «Autumn» and «Winter» of Jan Josef Horemans the Younger’s workshop from The Grand Assembly of Fine Arts ASG. Previously these compositions were attributed to artist’s father Jan Josef Horemans the Elder. The paintings were parts of series of 4 seasons. Location of «Summer» and «Spring» of this series is not known.

Текст научной работы на тему «ТОПЫ МЕБЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ XVI–XIX ВЕКОВ ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА»

Алина Булгакова,

к.п.н., директор МИКН

АННОТАЦИЯ: в статье проводятся параллели между мебельными изделиями XVI - XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG и Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Статья разделена на три части, в соответствии с временем создания анализируемых в ней предметов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мебель, стиль, резьба, дерево, декор, орнамент, эбенист.

ABSTRACT: the article is dedicated to art historical analysis of pair of allegorical pieces of art «Autumn» and «Winter» of Jan Josef Horemans the Younger's workshop from The Grand Assembly of Fine Arts ASG. Previously these compositions were attributed to artist's father - Jan Josef Horemans the Elder. The paintings were parts of series of 4 seasons. Location of «Summer» and «Spring» of this series is not known.

KEYWORDS: series, workshop, cycle of seasons, engraving, seasonal work.

Большое собрание изящных искусств ASG на сегодняшний день насчитывает уже более 3500 тысяч образцов мебели. Это мебель Франции, Италии, Германии, Португалии, Голландии, Испании, Англии и других стран Европы XV - XX веков. Собрание уникально не только своим масштабом и широкой хронологией, но и высоким мастерством исполнения представленных в нём редких изделий. В России аналоги мебельным изделиям из БСИИ ASG можно встретить в собрании Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). В него входит около тысячи предметов французского, немецкого, итальянского, голландского и английского производства. В XVIII - XIX веках вся эта мебель служила обстановкой Зимнего дворца и домов русской знати.

МЕБЕЛЬ XVI - XVII ВЕКОВ

Первые параллели между музейными собраниями можно провести, начиная с мебели XVI столетия. В коллекции Государственного Эрмитажа хранится стул итальянской работы второй половины XVI века из ореха. Он поступил в фонды в 1920 году из собрания художника М.П. Боткина. Стулья подобной конструкции

принято называть скабелло (итал. scabello, от лат. scabellum, scamnum - доска, скамейка). Они невелики, имеют узкие жёсткие сидения и высокие спинки, обильно декорированные резьбой. Стул из эрмитажного собрания исполнен из ореха. Его резной орнамент вызолочен. Сиденье украшено крупной розеткой. На спинке и ножках гротесковые мотивы, листья и гербовый щит.

Парные стулья-скабелло из собрания ASG также созданы в Италии в XVI веке из ореха. Их спинки богато декорированы резным орнаментом в виде рокайлей, растительных завитков, листьев, картушей и гербовых композиций со щитами. Сиденья имеют фигурную форму. Ножки стульев по сути являются двумя досками. Задняя ножка отходит от спинки, а передняя - от сидения. Передние ножки также украшены изображениями гербов и фантастических морских драконов. Декор стульев из собрания ASG носит более гротескный характер по сравнению с убранством стула из Эрмитажа. Близкий нашему резной декор имеет стул-скабелло из Метрополитен-музея (Нью-Йорк). Его передняя ножка также выполнена в виде драконов.

Стул-скабелло

Италия, вторая половина XVI

века

Орех, резьба, золочение 103x32x29 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 77]

Пара стульев-скабелло Италия, XVI век Орех, резьба 106x32x39 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3566 (1,2)

Стул-скабелло Италия, XVI века Орех, резьба 100,5x32x40,5 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Во второй половине XVI столетия во Франции (Париж) был создан двухъярусный шкаф, увенчанный разорванным фронтоном. В Эрмитаж он поступил после 1924 года из музея ЦУТР барона Штиглица. До 1896 года шкаф этот находился в коллекции государственного деятеля и мецената А.А. Половцова. Он приобрёл его во Франции на аукционе для пополнения экспозиции музея ЦУТР барона Штиглица. Во Франции же на аукционе «Svv Lasseron et Associés» весной 2013 года был приобретён идентичный парижский шкаф XVI столетия из собрания ASG.

Двухъярусный шкаф Франция, Париж, XVI век Дуб, орех, липа, фруктовые породы деревьев, резьба; мрамор 235x111x51,5 см БСИИ ASG, инв. № 17-3618

Двухъярусный шкаф

Франция, Париж, вторая половина XVI

века

Орех, резьба 228x110x51 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 79]

Шкафы имеют одинаковое устройство. Они состоят из двух объёмов с несколько меньшей верхней частью. Оба богато украшены резьбой, исполненной под влиянием орнаментальных гравюр Жака Андруэ Дюсерсо (Jacques Androuet du Cerceau, Du Cerceau, Ducerceau, 1510 - 1585). Резные женские фигуры, декорирующие дверцы, отличаются мягкими и вытянутыми формами. Они близки традициям школы Фонтенбло, а именно скульптурам Жана Гужона (Jean Goujon, около 1510 - 1567). В медальонах эрмитажного шкафа изображены четыре стихии со своими атрибутами - Огонь, Вода, Земля и Воздух. Дверцы шкафа из собрания ASG декорированы рельефными аллегорическими изображениями четырёх времён года: вверху - Весна и Лето, внизу - Осень и Зима. Фасад украшен растительным гротескным орнаментом, а также фигурами атлантов по бокам в верхней части. Атланты эти словно поддерживают небольшие прямоугольные вставки из мрамора сине-зелёного цвета, олицетворяющие небосвод. В центре разорванного фронтона - мужская фигура с зажжённым факелом в руках. Фриз шкафа обрамлен стилизованными листьями аканта. В нижней части - два выдвижных ящика, фланкированных маскаронами.

Гравюра с гротесковым орнаментом Выполнена по рисункам Жака Андруэ Дюсерсо 1566 год

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В нашей статье мы приведём ещё один двухъярусный шкаф конца XVI века из Музея декоративного искусства Парижа. Он относится к этой же группе мебели и был изготовлен в регионе Иль-де-Франс, который охватывает город Париж.

Декор и формы двухъярусных шкафов, изготовленных в Бургундии, значительно отличались от парижских. В сравнении со сто-

Скульптурные композиции Жана Гужона на фасаде особняка Сюлли в Париже Слева - Осень, справа - Зима

Двухъярусный шкаф Франция, Иль-де-Франс, конец XVI века Орех, резьба, золочение, мрамор Резьба выполнена по гравюрам Филиппа Галле (1537 - 1612) Музей декоративного искусства, Париж

личными они были более массивными и даже тяжеловесными. Резьба была значительно выразительнее и объёмнее. Общий композиционный строй резного декора здесь также соответствовал гравюрам Дюсерсо. Однако тут в большей степени ощущается влияние произведений орнаменталиста из Дюжона Гюго Сам-бина (Hugues Sambia около 1520 - 1601). При создании предметов мебельщики часто вдохновлялись его гравюрами из сборника «Oeuvre de la diversite des terms...» 1571 года. В Эрмитаже хранится бургундский двухъярусный шкаф второй половины XVI века. Его личинки прикрывают маскароны с раскрытыми ртами. Они исполнены по гравюре Самбина «Termes de Diane et de Venus» 1554 года.

Двухъярусный шкаф

Франция, Бургундия, вторая половина XVI века Орех, резьба 215x165x75 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 85]

В Большом собрании изящных искусств ASG также есть бургундский шкаф XVI столетия, декоративное убранство которого выполнено под воздействием произведений Самбина. В его верхней части - резной карниз, состоящий из крупных деталей с волютами. Створки украшены обнажёнными женскими фигурами в нишах. Под ними - головки херувимов. Композиции имеют широкие орнаментальные обрамления. На торцах боковин и между створками - объёмные изображения трёх полуобнажённых прикрывающихся человеческих фигур. Центральный персонаж скрестил руки на груди. Данная постановка рук скопирована с фигуры атланта из книги «Oeuvre de la diversite des terms...», в которой воспроизводятся различные архитектурные элементы, разработанные Самбином. В данном случае эта фигура выступает в роли колонны, поддерживающей фриз портика.

Двухъярусный шкаф Франция, Бургундия, XVI век Орех, резьба 177,5x146x62 см БСИИ ASG, инв. № 17-1632

Иллюстрации из книги «Oeuvre de la diversite des

terms...»

1572 год

33,5x21,5 см

Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт, Верхний Ист-Сайд («Музейная миля»)

- -I

I m

I . АУ *

С ! M w ' п г у 11

V цы М ? • • tv1 il

I » fil r - R

1 1 A 1 i

" " ' 19 Î !

jïf,И

t i'-r

Фигура по центру двухъярусного шкафа, скрестившая руки на груди

Выполнена по гравюре Гюго Самбина БСИИ ASG, инв. № 171632

Изображение атланта из книги «Oeuvre de la diversite des terms...» Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт, Верхний Ист-Сайд («Музейная миля»)

Настоящим украшением коллекции кабинетов Большого собрания изящных искусств ASG безусловно можно считать кабинет, сделанный в Италии в городе Генуе в конце XVI - начале XVII веков. К концу XVI столетия генуэзские мастера выработали свой характерный стиль в мебели. Особенно популярны были кабине-

ты, богато декорированные мелкой объёмной резьбой с небольшими фигурками-персонажами античных мифов, реже - с персонажами библейских сюжетов. Генуэзские кабинеты стали широко известны в Европе, причём за ними укрепился термин <^ро а ВатЬоссь, т.е. «кабинет с малышами».

Кабинет<^^ро а ВатЬоса»

Италия, Генуя, XVI - начало XVII века

Тонированный кавказский орех, кап и комельные

срезы ореха, золоченая бронза, резьба

89x86,5x43 см

БСИИ ASG, инв. № 18-1203

Как и другие кабинеты данного типа, кабинет из БСИИ ASG украшен множеством фигур, сосредоточенных по углам и на фризе в верхней части. Внутренний интерьер кабинета за откидной крышкой решён как архитектурное сооружение с колоннами, арками, пилястрами и так же, как фасад, декорирован многочисленными фигурами. Неповторимый художественный облик кабинету придаёт замечательное чувство материала, проявленное мастерами. Оно позволило эффектно сопоставить мягкую пластику фигур, тонированных под чёрное дерево, с фактурой шпона капа ореха, с его характерными узорами и тёплым золотисто-коричневым цветом. В отличие от многих других кабинетов данный предмет сохранил откид-

ную крышку, шпоновое покрытие и «родные» стальные навесы с остатками позолоты на них. Особенностью кабинета являются несколько потайных ящиков, скрытых в конструкции внутренней части.

В Государственном Эрмитаже есть близкий данному кабинет того же времени. Однако изготовлен он был не в Генуе, а в Лигурии, отсюда и несколько иные принципы оформления. В целом устройство кабинетов совпадает. За откидывающейся крышкой расположено пространство с выдвижными ящиками, образованное с помощью архитектурных элементов. Фриз украшен обнажёнными детскими фигурками. По углам - Адам и Ева, расположенные попарно в верхней и нижней частях. На кабинете из собрания ASG по бокам представлены двенадцать подвигов Геракла из тонированного ореха. Важно, что у кабинета из Эрмитажа сохранилась нижняя часть в виде двустворчатого шкафчика. Благодаря этому мы можем составить представление о том, какое было основание у генуэзского кабинета из собрания ASG.

Помимо итальянской и французской, аналоги можно обнаружить и среди голландской мебели XVII века, которая имела ряд отличий. Это было связано с особенностями организации интерьера голландских домов. Одним из самых популярных образцов мебели был шкаф на высоком подстолье с мощными шарообразными ножками. Распашные дверцы верхней части таких шкафов декорировали геометрическими элементами квадратной и прямоугольной формы. Для этих целей часто применяли вставки из чёрного дерева, которые стали именовать «ювелирный руст». Его можно видеть на дверцах шкафа на подстолье из Государственного Эрмитажа. Дополняют фасад полуколонны из того же чёрного дерева с резными ионическими капителями. У конструктивно близкого ему голландского шкафа из собрания ASG данный декор отсутствует. Но он есть на немецком «высоком» составном шкафе XVII века из нашего собрания. Известно, что в мебельном искусстве немцы были преемниками традиций голландских мастеров.

Шкаф на подстолье Голландия, XVII век Дуб, груша, чёрное дерево, металл; резьба, интарсия 180x110x52 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 129]

Кабинет

Италия, Лигурия, XVI - начало XVII века Орех, металл; резьба, золочение 177x102x68 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 108]

Шкаф на подстолье Голландия, XVII век Дуб, чёрное дерево, резьба 165,5x80x40 см БСИИ ASG, инв. № 17-2724

В Германии же ещё в эпоху Возрождения распространение получили небольшие стулья с отверстием в центре спинки, служащим для удобства переноски. Спинки этих стульев обильно декорировались резьбой на основе гравюр немецкого орнаменталиста и столяра Доната Хорна (Donath Horn, ? - 1695). Мастер работал во Франкфурте-на-Майне. В 1650 -1660 годах он издал серию офортов «Neues und Wohl Inventiertes Ziraten Buch...» с изображениями различных картушей и маскаронов. Они являли собой замысловатые композиции, состоящие из ормушлей, зооморфных, антропоморфных и растительных мотивов, гротесков и

Шкаф

Германия, долина Рейна, XVII век Орех, груша, чёрное дерево, резьба 216x186x75 см БСИИ ASG, инв. № 17-2694

элементов хрящевого орнамента, популярного в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Германии XVII века. В собрании ASG и Эрмитаже хранятся одинаковые стулья, спинки которых были выполнены с одного и того же офорта Доната Хорна.

Стул

Германия, XVII век Орех, резьба 92x41,5x36 см БСИИ ASG, инв. № 11-3359 (1)

Стул

Германия, XVII век Орех, резьба 92x54x44 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 127]

Гравюра по рисунку Доната Хорна Орнаментальный мотив в виде двойного маскарона Серия «Neues und Wohl Inventiertes Ziraten Buch...» (Berlin №73) 1650 - 1660 годы 32x22 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В XVII веке во Франции было создано кресло из Эрмитажа с прямой высокой спинкой. Оно изготовлено из ореха и обито шерстью и шелком, вышитой по канве гобеленовым швом. Вышивки данного типа создавались на королевских мануфактурах. Кресло имеет длинные изогнутые подлокотники и четыре проножки.

В целом такая форма кресел типична для Франции XVII столетия. Их обычно ставили вдоль стен. В собрании ASG есть аналогичное кресло этого же времени. Оно тоже обладает длинными подлокотниками, завершения которых, а также их стойки, украшены резными листьями. Его четыре проножки в форме «бараньих косточек» (фр. «fauteuil à os de mouton») придают ему большую устойчивость. У данного кресла не сохранилась «родная» обивка. В XX столетии оно было перетянуто тканью без учёта стилистических особенностей мебели для сидения французского Барокко.

Санкт-Петербург [1, с. 131]

В дальнейшем в ходе обойных реставрационных работ данное кресло с прямой высокой спинкой из собрания ASG будет перетянуто плотной тканью букле с гобеленовым швом. Ткань эта современная, однако создана по старинным технологиям и образцам на мануфактуре Эдмона Пети (фр. «De la manufacture Edmond Petit»). Она так же, как и ткань, сохранившаяся на кресле из эрмитажного собрания, декорирована стилизованным лиственно-цветочным узором по тёмному фону. Данной тканью в собрании ASG уже обито несколько отреставрированных кресел и стульев XVII века. Ткань эта, как и в случае с креслом из Эрмитажа, прибивалась к корпусу гвоздями с медными шляпками.

Кресло

Франция, XVII век Орех, резьба 95x60x64 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3005 (1)

МЕБЕЛЬ XVIII ВЕКА

В XVIII веке большой популярностью пользовалась мебель для сидения (кресла и стулья), перетянутая тростниковой плетёнкой на спинках и сиденьях. Данная форма мебели была очень удобной, т.к. на ней легко можно было менять обивку в зависимости от сезона, цвета отделки стен в помещении и портьер на окнах. Сверху на плетёнку накладывались подушки из шелка, иногда украшенные вышивкой. Стулья с плетёнкой из Государственного Эрмитажа изготовлены парижским эбенистом Луи Крессоном (Louis Cresson, 1706 - 1761). Они имеют авторское клеймо «Cresson». Их декор в виде резных сердечек и цветов по центру спинок и царг характерен для этого мастера.

Кресло Луи Крессона из Большого собрания изящных искусств ASG имело мягкую обивку на спинке, сиденье и подлокотниках. Его декор лаконичен и состоит из желобков, обрамляющих весь корпус кресла. Штамп эбениста «L. Cresson» стоит здесь на внешней стороне задней царги.

Стулья Крессон, Луи

Франция, первая половина XVII века Орех, резьба, тростниковая плетёнка 93x52x45 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 203]

Французские стулья XVIII века с хорошо сохранившейся тростниковой плетёнкой в музейных собраниях большая редкость. Часто на сидениях присутствуют большие прорывы. В собрании ASG есть пара стульев XVIII века (периода Рококо) с плетёнкой. Их создателем является Жан-Пьер Дюпон (Jean-Pierre Dupont). Об этом мастере известно немногое. 14 марта 1769 года Дюпон получил звание мастера. Он специализировался исключительно на мебели для сидения. Несколько лет работал в Париже на улице Лапп (фр. rue de Lappe). В первые годы правления Людовика XVI имя Дюпона более не упоминается ни в каких источниках [2, с. 333].

Стулья Дюпона из собрания ASG имеют спинки-«кабриоль» в форме «скрипок». Данная форма эргономична за счёт изгиба и эстетична, благодаря близости силуэту музыкального инструмента. Спинки подобной конструкции широко использовались в эпоху Регентства и Рококо. Оба стула декорированы резьбой в виде цветов по центру спинок и царг, а также у вершин ножек.

Кресло Крессон, Луи

Франция, первая половина XVII века Орех, резьба 95x65x65 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1218

Пара стульев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дюпон, Жан-Пьер

Франция, XVIII век (период Рококо)

Орех, резьба, тростниковая плетёнка

88^47x42 см

90x47,5x41,5 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2625 (1,2)

Кресло Луи Крессона из БСИИ ASG имеет плоскую «спинку королевы» или «а-ля рен» (фр. «à la reine»). В Государственном Эрмитаже есть кресло с такой же по форме спинкой. Оно было изготовлено Этьеном Дьедонне (Etienne Dieudonne, получил звание мастера до 1737 года). Кресло имеет довольно приземистые ножки-кабриоль, развёрнутые подлокотники, оканчивающиеся волютами, и резной декор, состоящий из лиственных побегов, цветов и рокайлей. Все эти черты и элементы декора присущи мебели для сидения в стиле Рококо. Ими же обладает и кресло Пьера Ледюка (Pierre Leduc, 1685 - 1765) периода Рококо из собрания ASG. Мастер специализировался на мебели для сидения эпохи Регентства и Людовика XV. Особой популярностью пользовались кресла со «спинками королевы», украшенные лаконичной резьбой в виде листвы и плодов граната. Форма подлокотников и ножек кресла Ледюка из собрания ASG совпадает с эрми-

Кресло Ледюк, Пьер

Франция, Париж, середина XVIII век (период Рококо) Дерево, резьба 96x70x57 см

БСИИ ASG, инв. № 11-0790

Кресло

Дьедонне, Этьен

Франция, Париж, середина XVIII века Дерево; резьба, золочение, обивка шпалерой 97x65x52 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 217]

тажными. А вот декор на сводах спинок, царгах и верхних частях ножек разнится. У Ледюка по центру свода спинки и на царге - распустившиеся цветки граната, а на ножках - крупные листья аканта.

Еще одно кресло середины XVIII столетия из Государственного Эрмитажа имеет оригинальную форму. Это кресло «бержер а-ля конфессиональ» (для исповеди). От простого кресла бержер оно отличается тем, что по бокам спинки оно имеет своеобразные выступы, называемые «ушами» (фр. «sièges à oreilles»). Кресло с «ушами» XVIII века есть и в собрании ASG. Оно украшено рельефной резьбой в виде цветов на своде спинки и царге. Кресло это довольно глубокое и имеет накладную подушку. В нём практически невозможно сидеть, только полулежать. Подобные кресла предназначались для салонов середины XVIII века. Их приставляли к небольшим столикам на изогнутых ножках. В нашей статье мы опубликуем ещё одно кресло-бержер с «ушами» из Музея декоративного искусства Парижа. В отличиие от эрмитажного кресла, обитого щёлком - самым популярным материалом эпохи Рококо, оно перетянуто бархатом.

Кресло-бержер с «ушами» Франция, середина XVIII века Орех; резьба, обивка полосатым шелком 98x73x56 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 219]

Кресло-бержер с «ушами» Франция, XVIII век Дерево, резьба 121x70x66 см БСИИ ASG, инв. № 11-2412

Кресло-бержер с «ушами» Франция, середина XVIII века Бук, бархат 107x74x60 см

Музей декоративного искусства, Париж

В Европе в XVIII веке распространёнными мебельными изделиями были каминные экраны. Они служили для защиты от огня. Рамы экранов изготавливали столяры, декорируя их богатым резным орнаментом. Большое значение придавалось вставкам, которые делали из шёлка, шпалер, вышитых тканей. Сегодня каминные экраны с сохранившимися вставками большая редкость, большинство тканей было утрачено в ходе эксплуатации. У французского каминного экрана первой половины XVIII века из Эрмитажа шпалерная вставка сохранилась. Она была соткана на мануфактуре Савоне-ри по гравюре Клода Одрана (Claude Audran, 1658-1734). В центре - танцующий юноша в окружении цветочных гирлянд и двух обезьянок со свирелями.

В собрании ASG имеются два каминных экрана с сохранившимися шпалерными вставками. Оба были созданы в период правления Людовика XV. У экрана под номером 24-3977 вставка была изготовлена в Лионе. В центре представлен цветочный букет в корзине. Над натюрмортом - гирлянда. Композиция обрамлена листьями аканта. В верхних углах - птица. Другой экран (БСИИ ASG, инв. № 24-1903) перетянут вставкой, произведённой на Королевской мануфактуре Обюссона. Мануфактура эта была основана в 1665 году в результате

Каминный экран

Франция, первая половина XVIII века Орех; резьба, шпалера 120,5x67 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 207]

объединения ткацких мастерских Обюссона и соседнего с ним селения Феллетен при покровительстве короля Людовика XIV и министра финансов короля Жана-Батиста Кольбера. В центре вставки данного каминного экрана изображён пышный цветущий куст, который клюёт птица.

Каминный экран Франция (вставка Обюссон), середина XVIII века

Бук, резьба, шпалера-обюссон 103,5x70 см БСИИ ASG, инв. № 24-1903

Каминный экран

Франция (вставка Лион), середина XVIII века Орех, резьба, шпалера 102x70 см

БСИИ ASG, инв. № 24-3977

В эпоху Неоклассицизма среди рисунков маркетри был очень популярен шахматный набор из кубиков без фона. Им часто декорировали секретеры с откидными крышками. Создателями шахматного набора считают династию Обен (Oeben). Его использовали такие мебельщики как Жан Франсуа (Jean-François Oeben, 1721-1763) и Симон Обены (Simon Oeben, 1769-1786), Жак Дотриш (Jacques Dautriche, получил звание мастера в 1765 году), Жак Биркле (Jacques Bircklé, 1734 -1803), Пьер Дюпре (Pierre Dupré, 1732-1799) и др. Секретер с шахматным набором из Государственного Эрмитажа относится к последней трети XVIII столетия. Он украшен данной разновидностью рисунка на откидной крышке и распашных дверцах в нижней части. По верхнему ящику секретера - обводка меандром. Сочетание шахматного набора и меандра было характерно для Пьера Анри Мевезена (Pierre Harry Mewesen, получил звание мастера в 1766 году).

Один из секретеров конца XVIII века из Большого собрания изящных искусств ASG также оформлен шахматным набором маркетри из амаранта и лимонного дерева. Он имеет то же устройство, что и эрмитажный секретер: в центре - откидывающаяся крышка, внизу распашные дверца, вверху выдвижной ящик. Отличие между предметами состоит в том, что у секретера из Эрмитажа под верхним ящиком с меандром есть ещё один, искусно замаскированный под продолжение фасадной крышки. Секретер из БСИИ ASG украшен шахматным маркетри и на боковых частях. У секретеров совпадает окантовка наборов на нижних дверцах с элементами меандра по углам.

Секретер Франция, конец XVIII века Амарант, лимонное дерево, маркетри, золочёная бронза 142x95x39 см БСИИ ASG, инв. № 16-1814

Секретер

Мевезен, Пьер Анри

Франция, Париж, последняя треть XVIII века Различные сорта дерева, золочёная бронза, сукно, мрамор (новые), набор 147x74x48,5 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 263]

Угловой элемент окантовки шахматного набора на нижней дверце секретера Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 263]

Угловой элемент окантовки шахматного набора на нижней дверце секретера БСИИ ASG, инв. № 16-1814

Консоль

Франция (?), последняя четверть XVIII века Дерево, мрамор; резьба, золочение 84x141x53 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 297]

Консоль

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Дерево, резьба, левкас, золочение, красный мрамор с прожилками и пятнами серого и белого цветов (Griotte rouge de belgique) 92x147x54 см БСИИ ASG, инв. № 14-3043

В интерьерах XVIII века под большими зеркалами часто размещали консоли. На них расставлялись часы, подсвечники, художественная бронза, фарфор, изделия из стекла и камня. В период правления Людовика XVI консоли часто золотили. Их украшали пальметтами, цветами, гирляндами и лентами. Ножки имели форму балюстр, их декорировали каннелюрами и укрепляли с помощью фигурных проножек. Консоль этого типа из Эрмитажа датируется последней четвертью XVIII столетия на основании её близости аналогичной консоли из Музея Лувра. Место её создания вызывает сомнение, поскольку подобную мебель производили на тот момент уже не только во Франции, но и в России. Консоль имеет полукруглую столешницу. Точно такую же по форме столешницу имеет и золочёная консоль 70-80-х годов XVIII века из собрания ASG. Её ножки-балюстры с каннелюрами соединены проножкой с кругом по центру. В подстолье резной лиственный орнамент разделён розетками.

Аналогии во французской мебели XVIII века между Большим собранием изящных искусств ASG и Государственным Эрмитажем можно провести не только на основании внешнего сходства, но и в соответствии с происхождением изделий из мастерской одного и того же эбениста. К таковым относится эрмитажный набор мебели для сидения, состоящий из канапе, кресел и стульев, а также парные кресла из собрания ASG. Автором их является известный мебельщик Андре Пьер Дюпен (Adrien Pierre Dupain, получил звание мастера в 1772 году). Данный эбенист работал на улице Шаронн по заказам Марии-Антуанетты и королевского двора. Сотрудничал с торговцами, галантерейщиками и обивщиками, в том числе братьями Пресль. Мебель Дюпена отличалась органичными пропорциями, простотой и прочностью каркасов. Особенно изысканной в его работах была резьба. После Революции продолжил свою деятельность вплоть до прихода к власти Наполеона Бонапарта.

Адриен Пьер Дюпен использовал круглое клеймо, включавшее фамилию мастера и его инициалы. Центр этого клейма иногда был пуст, а иногда в нём стояли инициалы «V.F». Сегодня не известно, кому именно они принадлежали. Возможно это клеймо скульптора или торговца мебелью, работавшего с Дюпеном [3]. В Большом собрании изящных искусств ASG клеймо Дюпена с инициалами «V.F» в центре стоит на нижних рёбрах передних царг пары кресел со спинками в форме «ракеток» эпохи Неоклассицизма.

Пара кресел Дюпен, Адриен Пьер

Франция, Париж, 70 - 80-е годы XVIII века (период

Неоклассицизма)

Бук, резьба, точение, левкас

89x58x55 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2001 (1, 2)

На мебели Дюпена из Эрмитажа стоит такое же авторское клеймо эбениста, что и на креслах из собрания ASG. Предметы набора имеют прямые спинки. Каркас украшен резьбой в виде жемчужника и орнаментом rai de coeur. Набор обит красным шёлком с изображениями амуров в павильонах и голубями среди цветов.

Кресло

Дюпен, Адриен Пьер Франция, Париж, конец XVIII века Дерево; резьба, обивка щёлком 98x66x96 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 385]

Канапе

Дюпен, Адриен Пьер Франция, Париж, конец XVIII века

Дерево; резьба, обивка щёлком 98x200x82 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 383]

Л И.

A V'F, <>0

156. DUPAI N

Ножка-балюстра с полуштабными каннелюрами и «каблучком» БСИИ ASG, инв. № 11-2001 (1)

Ножка-балюстра с полуштабными каннелюрами и «каблучком» Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 385]

Клеймо Адриена Пьера Дюпена на креслах Большого собрания изящных искусств ASG, инв. № 11-2001 (1, 2)

Факсимиле клейма Адриена Пьера Дюпена [4, с. 113]

Мебель Дюпена из Государственного Эрмитажа и собрания ASG имеет разные по форме спинки и резной декор, однако в обоих случаях изделия окрашены в белый цвет. Ножки предметов обладают одинаковой формой балюстр с полуштабными канелюрами (фр. cannelures rudentees»). Здесь прямые каннелюры доходят почти до трети высоты ножек. Кроме этого для всех предметов Дюпен применил высокие цилиндрические «каблучки» на основаниях ножек.

XIX ВЕК

В конце XVIII - начале XIX веков в Париже функционировала мастерская сыновей выдающегося мебельщика Жоржа Жакоба (George Jacob, 1739 - 1814) - Франсуа Оно-ре Жоржа (Frangois-Honore-Georges JacobDesmalter, 1770 - 1841) и Жоржа II (George Jacob II, 1768 - 1803). Она существовала в период с 1796 по 1803 годы на улице Мес-ле в Париже. Мастера использовали клеймо «Freres Jacob» («Братья Жакоб»). Штамп этот стоит на внутренней стороне сидения стула из Государственного Эрмитажа. Данный стул был изготовлен из красного дерева в конце XVIII -

начале XIX веков. Он обит красным шёлком с ампирным орнаментом из венка, лиры и розетки. На своде спинки, царге и боковых частях изящные симметричные накладки золочёной бронзы в виде листьев и розеток. Примечательна конструкция данного стула. Подобные стулья именовали офицерскими (фр. «chaise d'officier»). Они имели небольшие или скошенные подлокотники для того, чтобы офицеру при шпаге или палаше было удобно садиться. В Большом собрании изящных искусств ASG есть несколько пар офицерских кресел эпохи Ампир и Реставрации. Все они изготовлены из красного дерева и имеют вкладные сидения. У кресел этих нет металлической фурнитуры. Они украшены лаконичным резным декором.

Стул

Франция, первая четверть XIX века (период Реставрации) Красное дерево, фанерование 82^49x48 см БСИИ ASG, инв. № 11-3687 (1)

Стул

Франция, первая четверть XIX века (период Ампир) Массив и шпон красного дерева, фанерование 82x48x51 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2359 (1)

Стул

Мастерская братьев Жакоб

Франция, Париж, конец XVIII - начало XIX веков

Красное дерево, золочёной бронза; фанерование, обивка щёлком

90x53x50 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 397]

В период Ампира французские секретеры отличались простотой и чёткостью конструкции. Декор из золочёной бронзы был строг и минималистичен. Красота изделия подчёркивалась фанеровкой красного дерева с причудливыми муаровыми узорами. Такие секретеры изготавливали Франсуа Оноре Жорж Демальтер, Пьер-Бенау Марсьон (Pierre-Benoît Marcion, 1769 - 1840), Пьер Этьен Левассер (Pierre Étienne Levasseur). Не известно, кто изготовил секретер начала XIX века из Эрмитажа. Его пилястры венчают египетские головки с тщательно прочеканенными причёсками. Проекты таких египетских головок были впервые опубликованы в сборнике французских архитекторов и дизайнеров Шарля Персье (Charles Percier, 1764 - 1838) и Пьера Фонтена (Pierre Fontaine, 1762 - 1853) «Recueil de décorations intérieures». Эскизы из этого сборника в дальнейшем использовались краснодеревщиками практически без вариаций. Помимо эрмитажного эти египетские головки расположены и на пилястрах ампирного секретера из собрания ASG. Совпадает и устройство секретеров: вверху - выдвижной ящик, под ним - откидная крышка, в нижней части - две распашные дверцы. Между распашных дверок секретера из Эрмитажа - накладка золочёной бронзы в виде зажжённого факела. Этот элемент декора также разработан Персье и Фонтеном. Зажжённые факелы можно видеть и по бокам в нижней части книжного шкафа эпохи Ампир из собрания ASG.

Секретер Франция, первая четверть XIX века (период Ампир) Массив и шпон красного дерева, фанерование, тонирование, золоченая бронза, гранит 141x96,5x43,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-2876

Секретер

Франция, Париж, начало XIX века Палисандр, золочёной бронза; фанерование 150x102x45 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 409]

Египетская головка, венчающая пилястру секретера Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 409]

Египетская головка, венчающая пилястру секретера БСИИ ASG, инв. № 16-2876

Книжный шкаф Франция, первая четверть XIX века (период Ампир) Красное дерево, фанерование, золочёная бронза, стекло 260x190x46 см БСИИ ASG, инв. № 17-3454

Накладка золочёной бронзы в виде зажжёного факела в нижней части книжного шкафа

БСИИ ASG, инв. № 17-3454

Гравюра с изображениями факелов из сборника «Recueil de décorations intérieures» Шарля Персье и Пьера Фонтена 1812 год 33x49 см

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Коллекции французской мебели второй половины XIX века Большого собрания изящных искусств ASG и Государственного Эрмитажа также имеют несколько замечательных образцов. В частности ночные столики и бюро. Ночной столик середины XIX столетия из Эрмитажа выполнен фирмой «Эскалье де Кри-стал», которая копировала мебель XVIII века. Он имеет характерную для данной формы мебели столешницу и два выдвижных ящика с Х-образным набором. Вместо привычных четырёх ножек у данной модели их три. Столик из собрания ASG имеет столешницу в виде «боба» или «почки» с ромбовидным маркетри. Столешницу обрамляет латунная галерея. У столика один ящик и четыре ножки.

Оба предмета отличаются высоким качеством исполнения. Однако от действительно превосходной мебели XVIII века их отличает сухость контуров, более высокие и тонкие ножки с излишне подчёркнутым изгибом в верхних частях, а также не столь продуманное отношение к выбору фурнитуры, месту её расположения и работе с древесным шпоном.

Все эти черты равно присущи и двум французским бюро второй половины XIX века. Бюро

Ночной столик

Фирма «Эскалье де Кристал» Франция, Париж, середина XIX века Розовое, чёрное дерево, золоченая бронза; фанеровние 72x50 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 429]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из Эрмитажа создано фирмой «Жиру». Оно фанеровано орехом и имеет многочисленные металлические накладки в виде жуков, ящериц, цветков вьюна, гербовых щитов и сцен охоты. Такие накладки не применялись в XVIII столетии. Откидная крышка бюро имеет прогиб в верхней части, получивший название «спинка ослика» (фр. «bureau de pente ou dos d'âne»). Создателям этого силуэта он напомнил прогнутую спину трудолюбивого животного. Такую же форму крышки имеет и бюро из собрания ASG. Здесь она украшена набором маркетри в виде цветочного букета с травлением. Бюро имеют одинаковые по форме ножки и фигурные подстолья с изгибами.

Совпадения между мебельными изделиями Эрмитажа и Большого собрания изящных искусств ASG можно анализировать и дальше. Объём их выходит за рамки статьи. Но и проанализированного в исследовании хватит для того, чтобы оценить масштаб, разнообразие и продуманность комплектаций данных музейных собраний.

Бюро

Фирма «Жиру»

Франция, Париж, 1857 - 1867 годы Орех, металл; фанеровние, золочение 140x110x53 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 433]

Бюро

Франция, вторая половина XIX века Набор различных пород дерева, маркетри, травление, золочёная бронза 91x70x44 см

БСИИ ASG, инв. № 22-2192

Ссылки:

1. Раппе Т.В. Шедевры европейской мебели XV - начала XX века в собрании Эрмитажа / Т.В. Раппе; Государственный Эрмитаж. -СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016. - 472 с.: ил. - (Альбом)

2. Kjellberg P. Le mobilier français du XVIIIeme siecle. Dictionnaire des ebenistes et des menuisiers. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002.

3. Paire de bergères en hêtre sculpté et peint en gris d'èpoque Louis XVI estampillées A.P. DUPAIN, probablement livrées pour la reine Marie-Antoinette [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2008/important-furniture-sculptures-and-works-of-art-pf8012/lot.98.html - Дата доступа: 12.10.2023.

4. Pierre Verlet. Les meubles français du XVIII siecle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1982. - 299 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.