ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ КОРПУСНОЙ И МЯГКОЙ МЕБЕЛИ ЭПОХИ АМПИР
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу декоративного оформления корпусной и мягкой мебели периода Ампир. Рассматриваются элементы резного декора и металлическая фурнитура, украшающая предметы меблировки первой четверти XIX века из Большого собрания изящных искусств ASG. В качестве их аналогов приводятся образцы мебельного искусства, воспроизведённые в книге Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация»..
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпусная мебель, Ампир, орнамент, фанеровка, накладка, фурнитура, золочёная бронза, кровать, секретер, античный орнамент, меандр, лотос, кора.
ABSTRACT: the article is devoted to the analysis of decorative decoration of the hull and soft furniture of the period Ampir. Carved decoration elements and metal accessories Decorating the first quarter of the 19th century furnishings of the Grand Assembly the fine arts of ASG. Examples of furniture art reproduced in the book are given as their analogues Silvia Shadene «Styli Ampir and Restoration»
KEYWORDS: Building furniture, Ampir, ornament, plywood, lining, fitting, Gilded bronze, bed, secretor, antique ornament, meander, lotus, bark..
В декоративно-прикладном искусстве XIX века двумя основополагающими стилями были ампир - в начале столетия - и историзм - во второй его половине. В рамках этих больших стилей существовали свои подстили. Во Франции первую половину XIX века принято делить на два стиля -собственно ампир и реставрацию - небольшой период в истории страны, когда к власти вновь вернулась королевская династия Бурбонов. Реставрация в свою очередь подразделяется на время правления Людовика XVIII (1814 - 1824) и Карла X (1824 - 1830). В библиотеке Международного института антиквариата есть редкая книга Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» (Sylvie Chadenet «Les styles Empire et Restauration»), опубликованная в Париже издательством Baschet et Cie в 1978 году. Книга эта состоит из двух равных частей - одна из них посвящена стилю ампир, другая - реставрации. Каждая часть имеет несколько разделов согласно видам декоративно-прикладного искусства: мебель, осветительные приборы, текстиль, керамика, столовое серебро, часы, бронза и ювелирные украшения. Мы рассмотрим каждый из разделов данного издания, иллюстрируя статью предме-
тами искусства Большого собрания изящных искусств АБС, а также их аналогами, приведёнными в книге Сильвии Шадене.
Книга Сильвии Шадене «Стили ампир и реставрация», 1978 год издания
Библиотека Международного института культурного наследия
В эпоху Ампира самой популярной разновидностью декора мебели была фанеровка красным деревом, а также накладки из чеканной золочёной бронзы. Сложные «многословные» наборы маркетри остались в XVIII веке, снова став модными во второй половине XIX столетия. Красота фанеровки красным деревом заключалась в её простой элегантности и волнистом муаровом узоре спилов. Древесину эффектно дополняла золоченная бронза. Самыми популярными орнаментами здесь были древнегреческие и древнеримские мотивы, подчёркивающие военную мощь Франции и имперскую власть: различные эмблемы, ликторские связки, скрещённые мечи и копья, топоры, шлемы, орлы, флаги, колчаны, стрелы, лавровые венки, пчелы, вензель N венки. В мотивах рисунка присутствуют лиры, рога изобилия, дельфины, сирены, маскароны, химеры, треножники, пальметты. Приведём пример ампирных орнаментов из книги Сильвии Шадене [1, с. 19].
Образцы ампирных орнаментов в книге Сильвии Шадене «Стили ампир и реставрация» [1, с. 19]
КРОВАТИ (LES LITS)
Первый раздел книги посвящён кроватям. В эпоху Ампира уже не было парадных спален, однако даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Кровати устанавливались вдоль стен (а не перпендикулярно к ним, как в XVII - XVIII веках) и не имели обычных ножек, а опирались на кубы или «сплющенные шары». Декорировались кровати разнообразными накладками золочёной бронзы. Ложе «охраняли» грифоны, сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампира была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи
В период Ампира существовало два вида кроватей:
1. Кровать «лодка». Обе спинки имеют одинаковую высоту, в верхней части они отогнуты назад и оканчиваются волютными завитками. Основание кровати, поддерживая форму спинок, также изогнуто и имеет углубление в центре, как бы имитируя форму лодки. Фасады украшены металлическими накладками.
Кровать «лодка» эпохи Ампир в спальне замка Гросбуа наполеоновского маршала Луи Александра Бертье [1, с. 20]
2. Кровать с прямыми спинками. Её формы ещё выдержаны в стиле Людовика XVI. В некоторых случаях по углам они имеют четыре стойки, иногда выполненные в виде колонн, кор или пилястр. Основание кровати прямое. Стойки увенчаны чашами, вазами, шарами или антикизиру-ющими головами. Часто пристенные и наружные боковые стойки декорировались разными орнаментальными мотивами.
В Большом собрании изящных искусств АБС нет кроватей «лодок» эпохи Ампир, зато есть 17 кроватей с прямыми спинками. Все они украшены орнаментальными накладками золочёной бронзы. В основном это античные сюжеты и древнегреческие орнаменты. Так, у ампирной кровати красного дерева из собрания АБС верхние части спинок имеют цилиндрическую форму с круглыми бронзовыми накладками по бокам. В обоих случаях они изображают Венеру и Амура рядом с розой. Богиня любви одета и причесана по моде начала XIX века: платье с завышенной талией имеет ампирный силуэт, а высокая причёска украшена лентой. Венера сидит в курульном кресле. В период французского ампира и позднее, при историзме, мебельщики часто воспроизводили древнеримские курульные кресла в качестве предмета обстановки роскошных аристократических особняков, поскольку такая мебель ассоциировалась с величием императорского Рима.
Накладка золочёной бронзы с изображением Венеры и Амура на спинке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3072
Кровать
Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, точение, золоченая
бронза
107,5x192,5x102,5 см БСИИ ASG, инв. № 21-3072
Накладка золочёной бронзы с изображением Венеры и Амура на спинке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3072
На одной накладке Венера держит Амура за руку. На накладке с противоположной стороны спинки кровати богиня протягивает ему колчан со стрелами. Обе композиции обрамлены поясками в виде пальметт с внутренней стороны и жем-чужника - с наружной.
Боковые стойки кровати имеют форму колонн с капителями и основаниями золочёной бронзы. Основания декорированы очень тонкой чеканной работой: нижнюю их часть опоясывает тот же жемчужник, верхнюю - стилизованные лотосы и
листья. Египетские мотивы в орнаменте ампира появились после похода Наполеона в Египет. В декоре зданий, интерьеров и предметов декоративно-прикладного искусства участвовал цветок лотоса - символ здоровья и чистоты, разные виды пальм, имитации тутового дерева, акация. Нередки анималистические изображения-символы: гусь, сокол, обезьяна, антилопа, жук скарабей, рыба, цапля, змея. Наиболее популярен в орнаменте жук скарабей - символ бессмертия, вечно движущейся солнечной энергии, знак счастья. Также среди египетских элементов орнамента ампира могли быть использованы письмена, вплетающиеся в линейные узоры, что являлось символом бесконечности жизни.
Кровать
Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, фанерование, точение, золоченая бронза 107x189x115 см БСИИ ASG, № 21-0628
Накладка золочёной бронзы в виде жемчужника, лотосов и листьев на основании боковой стойке кровати
БСИИ ASG, инв. № 21-3072
Аналогичные лотосы с крупными пальметтами изображены и на капителях другой ампирной кровати собрания АБС. Конструктивно она похожа на вышерассмотренную. На её боковых стойках также присутствуют круглые накладки с изображениями древнеримских мужских маскаронов в лавровых венках. Изображения эти, а также основания боковых стоек, окантованы поясками с упрощенной стилизацией пальметт.
Накладки золочёной бронзы в виде маскарона и капители с лотосами на спинке и боковой
стойке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-0628
Накладка золочёной бронзы на основании боковой
стойке кровати
БСИИ ASG, инв. № 21-0628
Маскароны можно видеть и на спинках кровати под инвентарным номером № 21-3608 из БСИИ ASG. Здесь женские маскароны с диадемами выдержаны в древнегреческом стиле и напоминают голову Медузы Горгоны в том виде, в каком её изображали на щитах и медальонах. Примечательно, что маскароны эти похожи на Медузу Ронданини - мраморную голову Медузы Горгоны, изваянную на рубеже нашей эры на основе утраченного греческого оригинала V или IV веков до н.э. Знаменитый логотип модного дома Versace, выполненный в графике, также был создан под впечатлением от головы Медузы Ронданини. У бронзового маскарона с кровати из собрания ASG и на эмблеме итальянской компании выражения женских лиц спокойны и безэмоциональны, а губы плотно сжаты.
Кровать
Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, фанерование, точение, золоченая бронза 112x200x103см БСИИ ASG, инв. № 21-3608
Накладка золочёной бронзы в виде женского маскарона на спинке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3608
Логотип модного дома Versace
Медуза Ронданини Около I века н.э. Мрамор
Мюнхенская глиптотека
Есть в Большом собрании изящных искусств АБС и кровать с парными женскими маскарона-ми на спинках. Лица юных девушек обрамлены виноградом и широкими листьями (аллегория виноделия или осени), наружные края маскаро-нов - фантазийными шишками. Поддерживают тему виноделия и капители боковых стоек, на которых искусно вычеканена лоза.
Кровать
Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, точение, золоченая
бронза 117x217x119,5 см БСИИ ASG, инв. № 21-3299
Накладки золочёной бронзы в виде женских маскарона Накладка золочёной бронзы в виде капители
на спинке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3299
на боковой стойке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3299
Орнаменты, покрывающие капители и основания боковых стоек кроватей, не всегда были предметными. Иногда это были простые насечки. Например, у кровати БСИИ АБС, инв. № 21-3300 бронзовые капители сплошь покрыты чеканной насечкой, которая настолько мала, что создаёт шероховатую фактуру накладки. Спинки этой кровати также декорированы маскаронами с двумя скрещенными зажжёнными факелами, окружёнными пальметтами.
Накладка золочёной бронзы в виде капители на боковой стойке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3300
Кровать
Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, точение, золоченая
бронза
105x201x131 см
БСИИ ASG, инв. № 21-3300
Накладка золочёной бронзы в виде маскарона на
спинке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3300
Помимо маскаронов на спинках кроватей Ампира широко была распространена и другая разновидность античного декора - фигуры кор - тип древнегреческой скульптуры, изображающий молодых женщин в статичных позах, одетых в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах. Причём чаще всего это были не ростовые фигуры, а бюсты кор, украшающие верхние части спинок, заканчивающихся внизу их ступнями. Образцом этого типа является кровать красного дерева, на спинках которой вырезаны бюсты кор, тонированные в тёмный цвет с золочением. Оканчиваются спинки ступнями этих кор в сандалиях.
Кровать
Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, фанерование, точение, золочение, тонирование 130x203x133 см БСИИ ASG, инв. № 21-2295
I ■' у. ч ■
т • %
I *
щ
1ГЖ1 i
Резной тонированный декор в виде бюста коры с золочением на спинке кровати
БСИИ ASG, инв. №212295
Резной тонированный декор в виде ступней коры на спинке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-2295
Идентичный союз кор представлен и на кровати БСИИ ASG, инв.№ 21-2554. На тёмных парных головах надеты золочёные военные шлемы с гребнями. Дополнены бюсты бронзовыми накладками в виде пальметт и розеток. В нижних частях спинок - босые ноги девушек.
Кровать
Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, точение, золочение, тонирование 160x193x130 см БСИИ ASG, инв. № 21-2554
Резной тонированный декор в виде ступней кор на спинках кровати БСИИ ASG, инв. № 21-2554
Резной тонированный декор в виде бюстов кор с золочением на спинках кровати БСИИ ASG, инв. № 21-2554
Близкие данным коры вырезаны и на кровати, прямые спинки которой обиты красной ампирной тканью. Изображения эти на сегодняшний день сильно пострадали и нуждаются в реставрационном вмешательстве.
Кровать
Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, точение, золочение,
тонирование
131,5x192x136,5 см
БСИИ ASG, инв. № 21-3311
Резной тонированный декор в виде бюстов кор с золочением на спинках кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3311
Фигуры кор на кроватях тонированы и покрыты золочением, как когда-то была раскрашена и древнегреческая скульптура. До XIX века согласно всеобщему заблуждению считалось, что античные статуи изначально были белыми. Однако благодаря исследованиям французского архитектора и историка искусств Антуана-Кризостома Катрмер-де-Кенси (1755 - 1849) удалось установить, что они были полихромными.
Не всегда бюсты кор на кроватях Ампира изготавливали из дерева, как и не всегда тонировали в подражание античным изваяниям. Иногда их отливали в бронзе и золотили. На кровати БСИИ АБС, инв. № 21-2458 золочёная бронзовая кора изображена с диадемой. Её заплетённые в косы волосы скрещиваются на груди.
На всех рассмотренных нами кроватях из собрания АБС коры украшают передние части спинок. Задние части, которые примыкают к стене, обычно, имеют большую высоту и завершаются декором в виде урн или вазонов, лишь иногда оставаясь пустыми. Тонированные урны с золочением мы можем видеть на задних стойках кровати БСИИ АБС, инв. № 21-2554. Пустыми они остались у кроватей БСИИ АБС, инв. № 21-2295 и БСИИ АБС, инв. № 21-3311. В книге Сильвии Шадене воспроизведены оба варианта прямых спинок кроватей - с пустыми задними стойками и дополненными вазонами. Одна из них находится в частной коллекции, другая - в Музее Мармот-тан-Моне (Париж).
Золочёный декор в виде бронзового бюста коры на спинке кровати БСИИ ASG, инв. № 21-2458
Ампирная кровать с прямыми спинками из красного дерева (задние стойки пустые) Частная коллекция [1, с. 27]
Кровать с прямыми спинками (задние стойки с вазонами)
Данный тип кровати получил название «кафедра для проповеди» («chaire à prêcher») Музей Мармоттан-Моне, Париж [1, с. 27]
Не всегда орнаменты, украшавшие кровати, были антропоморфными. Часто мастера использовали для накладок растительные мотивы -розетки, пальметты, дубовые и лавровые ветки, листву деревьев и т.д. Цветочные букеты изображены на накладках кровати с прямыми спинками Большого собрания изящных искусств ASG. На её основании - розетка по центру со стилизованными пальметтами.
Накладка на основании кровати БСИИ ASG, инв. № 21-3119
Накладка из бронзы в виде цветочного букета, обрамлённого жемчужником, на спинке кровати
БСИИ ASG, инв. № 21-3119
Кровать
Франция, первая четверть XIX века Массив дуба и бука, фанерование, точение, золоченая бронза 80x213x84,5 см БСИИ ASG, инв. № 21-3119
ТУАЛЕТНЫЕ СТОЛИКИ (LES TABLES DE TOILETTES)
В период Ампира к туалетному столику стали крепить зеркало-псише, меняющее угол наклона. Оно обычно имело форму правильной геометрической фигуры (круг, овал, прямоугольник). Нижняя часть представляла собой консоль с мраморной вставкой по центру столешницы. Количество ящиков сократилось: обычно в подстолье располагался только один выдвижной ящик. Опорами служили изогнутые или в виде колонн ножки, установленные на прямоугольное, с выемкой в форме полумесяца, основание.
Четыре ампирных туалетных столика Большого собрания изящных искусств АБС классически устроены - два зеркала-псише имеют круглую форму, два других - овальную и прямоугольную. Столики с круглыми зеркалами декорированы антропоморфными и растительными накладками. На столике БСИИ АБС, инв. № 22-2866 представлены розетки, растительные композиции, перевязанные «бантами-бандероль» (орнаментальный мотив, распространённый в эпоху Классицизма), головы кор и маскароны. На туалетном столике БСИИ АБС, инв. № 23-3610 интересны крупные розетки и сферические украшения на шарнирах зеркала.
Туалетный столик
Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, золоченая бронза,
белый мрамор с прожилками и пятнами серого
цвета Carrare blanc veiné, зеркало
135x65x41 см
БСИИ ASG, инв. № 22-2866
Накладка золочёной бронзы в виде коры у основания ножки туалетного столика БСИИ ASG, инв. № 22-2866
Накладка золочёной бронзы в виде розетки на столешнице туалетного столика
БСИИ ASG, инв. № 22-2866
Накладка золочёной бронзы в виде маскарона на зеркале туалетного столика БСИИ ASG, инв. № 22-2866
Накладка золочёной бронзы в виде розетки на ножке туалетного столика БСИИ ASG, инв. № 23-3610
Сферические украшения золочённой бронзы на зеркале туалетного столика БСИИ ASG, инв. № 23-3610
Туалетный столик
Франция, первая четверть XIX
века
Красное дерево, фанерование, золоченая бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета Carrare blanc veiné, зеркало 140x72x40 см БСИИ ASG, инв. № 23-3610
Туалетный столик Франция, первая четверть XIX
века
Красное дерево, фанерование, точение, золоченая бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета Carrare blanc veiné, зеркало 136x56x40 см БСИИ ASG, инв. № 23-1055
У двух других туалетных столиков собрания АБС зеркала на шарнирах закреплены на боковых стойках. В одном случае эти стойки увенчаны вазонами золочёной бронзы (БСИИ АБС, инв. № 13-3408), в другом (БСИИ АБС, инв. № 23-1055) -желудями. На столешницах по бокам - лиры. Аналог туалетному столику с прямоугольным зеркалом из собрания АБС представлен в книге «Стили Ампир и Реставрация» [1, с. 37]. Столики имеют одинаковую конструкцию.
Накладка золочёной бронзы в виде лиры на столешнице туалетного столика
БСИИ ASG, инв. № 231055
Элемент декора в виде жёлудя на боковой стойке зеркала туалетного столика
БСИИ ASG, инв. № 231055
Туалетный столик Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, резьба, золоченая бронза, черный мрамор с включениями серого цвета Petit granité belge, зеркало 170x80x44 см БСИИ ASG, инв. № 13-3408
* > •
% is
4
Накладка золочёной бронзы в виде лиры на столешнице туалетного столика БСИИ ASG, инв. № 13-3408
Туалетный столик эпохи Ампир с прямоугольным зеркалом-псише из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация»
Элемент декора в виде вазона на боковой стойке зеркала туалетного столика
БСИИ ASG, инв. № 13-3408
КОНСОЛИ (LES CONSOLES)
Если с туалетного столика XIX века убрать зеркало, то получится консоль. При Ампире консоли и консольные столики всё чаще изготавливали более узкими по сравнению с предыдущим временем. Опорой служили две изогнутые или колоннообразные ножки, часто завершающиеся формой звериных лап. В задней части столешницы также было предусмотрено дополнительное крепление к стене. Передние ножки могли примыкать к стене или отстоять от нее. Столешница
была прямоугольной формы, часто немного шире основной конструкции. В подстолье располагался ящик. Опорное основание также было прямоугольным, но с выемкой в форме полумесяца или прямоугольника со скругленными углами.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится 10 консолей эпохи Ампира. Одна из них имеет изящные чеканные накладки с растительными узорами - пальметтами, листьями, лавровыми ветками, розетками и лозами.
иГИг.,. 1 '^J^JW11
Консоль
Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, точение, золоченая бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета Carrare blanc veiné 89x98x46 см
БСИИ ASG, инв. № 14-3559
Накладка на выдвижном ящике консоли БСИИ ASG, инв. № 143559
Накладка золочёной бронзы в виде капители на ножке консоли БСИИ ASG, инв. № 14-3559
ЗЕРКАЛА (LES MIROIRS)
По центру верхней перекладины ампирного настенного зеркала из собрания ASG прикреплена накладка, изображающая две женские античные фигуры (возможно, музы). Их хитоны развеваются на лету. Симметрично с обеих сторон они держат лиру, касаясь струн. В руках одной из них - флейта. Напольное зеркало-псише (№ 23-2613) из этой же коллекции декорировано бронзовыми вазонами на стойках, а также самым распространённым и по сей день древнегреческим орнаментом - меандром -по основаниям этих стоек.
Накладка золочёной бронзы на основании боковой стойке напольного зеркала-псише БСИИ ASG, инв. № 23-2613
Напольное зеркало-псише Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, зеркало, золоченая бронза 182x101x55 см БСИИ ASG, инв. № 23-2613
Накладка золочёной бронзы в виде двух античных женских фигур в верхней части зеркала БСИИ ASG, инв. № 23-2701
Настенное зеркало
Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, зеркало, золоченая бронза
123x106 см
БСИИ ASG, инв. № 23-2701
КОМОДЫ (LES COMMODES)
При изготовлении комодов в эпоху Ампира большое внимание уделяли не только форме самого предмета, но и материалу изготовления: приоритет отдаётся красному дереву, появляются также модели из ясеня и клёна, фанерованные орехом. Фронтальная часть нередко изготовлялась из цельного фрагмента. В качестве декора использовали золочёные бронзовые накладки с симметрично расположенным орнаментом, некоторые из них украшали резьбой. В это же время появляется ещё одна деталь оформления - колонны с капителями, которыми декорируются углы корпусов мебели. Ножки комодов имели форму лап животных, а сверху украшались фигурами сфинксов, лебедей и львов.
В виде звериных лап исполнены ножки комода БСИИ АБС, инв. № 12-1194. На его фальшь-панели - накладка золочёной бронзы с пышными листьями.
Комод
Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, золоченая бронза, черный мрамор с включениями серого и белого цветов Petit granité belge 87x129x60 см БСИИ ASG, инв. № 12-1194
Накладка золочёной бронзы на фальшь-панели комода
БСИИ ASG, инв. № 12-1194
Центр фальшь-панели другого комода собрания ASG украшен накладкой с композицией из роз, духовых музыкальных инструментов, кувшина и колчана со стрелами. Замечательны изображения амуров по углам. Одному из них в ступню воткнулся шип от розы, и он озадаченно смотрит на занозу. Другой одет во фригийский колпак (наследие Великой французской революции) и набедренную повязку с бубенцами. В руках он держит палку со скоморохом и бубен. Под изображениями амуров - боковые стойки, капители которых копируют древнеегипетские колонны с лотосами и пальмовыми листьями. Во внутренних частях ручек комода - павлины с раскрытыми хвостами, на личинках - дубовые ветки. Фото близкого по устройству комода эпохи Ампир опубликовано в книге Сильвии Шадене.
Комод
Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, фанерование, золоченая бронза, гранит 93x130x62 см БСИИ ASG, инв. № 12-2877
V . ьшШт:
Накладка золочённой бронзы на фальш-панели комода
БСИИ ASG, инв. № 12-2877
Накладка золочёной бронзы в виде амура на фальшь-панели комода
БСИИ ASG, инв. № 12-2877
ЖЖ
Накладки золочённой бронзы в виде амура и капители колонны на комоде
БСИИ ASG, инв. № 12-2877
Комод эпохи Ампир из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» [1, с. 41]
Капители древнеегипетских колонн храма в Эсне
Золочёная бронзовая ручка с чеканным изображением павлина на комоде
БСИИ ASG, инв. № 12-2877
Золочёная бронзовая личинка в виде дубовых веток на комоде БСИИ ASG, инв. № 12-2877
Тема амуров продолжается и на двух других ампирных комодах собрания ASG. На верхнем ящике комода БСИИ ASG, инв. № 12-2834 амуры тянут колесницу Венеры по облакам. В одной руке богини - зажжённый факел, в другой - лук. На комоде БСИИ ASG, инв. № 12-1163 амуры целятся из луков в бронзовую фальшь-личинку.
Комод
Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, золоченая бронза,
черный мрамор
89x105x53 см
БСИИ ASG, инв. № 12-1163
Комод
Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, золоченая бронза,
черный мрамор с включениями серого и белого
цвета Petit granité belge
92x130x63 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2834
0& !* . v М,
ir- -
s -1. JNk'^. -Т •
Jж* ^— -у
Накладка золочёной бронзы с изображением Венеры и амуров на верхнем ящике комода БСИИ ASG, инв. № 12-2834
Накладка золочёной бронзы с изображением амуров на верхнем ящике комода БСИИ ASG, инв. № 12-1163
ШКАФЫ (LES ARMOIRES)
Шкаф периода Ампир выполнялся в виде одностворчатой или двустворчатой конструкции прямоугольной формы. В это время существовало несколько разновидностей данной формы мебели. Дверцы могли обрамляться багетом. Подобные предметы часто устанавливали на основания. Распространены были ножки, по своей форме напоминающие снаряд артиллерийского орудия или звериную лапу с когтями. Предмет декорировался различными архитектурными элементами, такими как колонны, арки, а также деталями из золоченой бронзы - капителями, базами, накладками в виде лавровых венков, крылатых фигур, сфинксов, львов.
Что касается книжных шкафов, то в отличие от предметов мебели такого назначения предыдущего времени, их формы становятся более сдержанными и простыми, исчезает декор в виде маркетри. Так же, как и другие типы шкафов
времени Ампира, книжные по углам часто украшаются колоннами, поддерживающими арочный элемент или перекладину, а также накладками золочённой бронзы.
Самый высокий ампирный шкаф собрания ASG (высота 260 см) украшает разнообразная фурнитура: нижние части боковых стоек выполнены в виде человеческих стоп, дополненных пальметтами, на основании - маскароны в рамках из роз с крупными бутонами, внизу, по бокам от распашных дверок - зажжённые факелы, на личинках - лиры. Зажжённые факелы держат и крылатые Фамы на дверцах шкафа (Фама - в греческой и римской мифологиях - богиня, олицетворявшая молву, репутацию). Под боковыми стойками находятся пятиконечные звёзды. Такие же звёзды есть на книжном шкафе из частной коллекции в книге «Стили Ампир и Реставрация».
Книжный шкаф Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, золоченая бронза, стекло
260x190x46 см
БСИИ ASG, инв. № 17-3454
Накладка золочёной бронзы в виде зажжённого факела на боковой части книжного шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3454
Накладки золочёной бронзы в виде пальметты, ступней и звезды в нижней части боковой стойки книжного шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3454
Ампирный книжный шкаф с корами и звёздами на фальшь-панели [1, с. 46]
Накладка золочёной бронзы в виде маскарона на основании книжного шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3454
Накладка золочёной бронзы в виде Фамы на нижней дверце книжного шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3454
Фама с расправленными крыльями и факелами исполняет роль личинки на другом книжном шкафе Большого собрания изящных искусств ASG. Здесь богиня стоит на двух конях. По верхней части - ставшие уже традиционными три головы кор, а внизу - их ступни.
m ®
$тщт
г1 . Y/ V v
s. Ы Щ. V' *
Své
i*- -
t - . "«Л F*. ■ - ч
Накладка золочёной бронзы в виде Фамы на личинке книжного шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3911
Книжный шкаф
Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, золоченая бронза,
стекло
178x194x31 см
БСИИ ASG, инв. № 17-3911
Накладка золочёной бронзы в виде коры в верхней части книжного шкафа БСИИ ASG, инв. № 173911
Книжные шкафы в эпоху Ампира изготавливались не только из красного дерева, но и из ореха. Доказательство этому - шкаф, фанерованный орехом из собрания АБС. Под его карнизом - накладка золочённой бронзы с изображением орла на ветвях, расправившего крылья.
Книжный шкаф Франция, первая четверть XIX века
Орех, фанерование, золоченая бронза, стекло 245x157x49 см БСИИ ASG, инв. № 17-3334
Накладка золочёной бронзы в виде орла под карнизом книжного шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3334
СЕКРЕТЕРЫ (LES SECRETAIRES)
В первой четверти XIX века секретеры по-прежнему не теряют своей популярности. Теперь они становятся абсолютно закрытыми. Чаще всего для их изготовления используют красное дерево. Для декора применяются камни, зеркала, установленные за откидную доску. Внешняя сторона секретеров украшается бронзовыми накладками, личинками и другими элементами.
Секретер БСИИ АБС, инв. № 16-0974 собрания АБС декорирован головами золочёной бронзы, но уже не античных кор, а древнеегипетских персонажей в клафтах (полосатых платках). Подобные же персонажи, вырезанные в дереве, венчают боковые части каминного экрана эпохи Ампир.
Золочёная бронзовая личинка в виде двух женских персонажей, кормящих змей из блюд, на секретере БСИИ ASG, инв. № 16-0974
Секретер
Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, золоченая бронза, тонирование, черный мрамор с прожилками белого цвета Noir de Sablé 147x90x44 см БСИИ ASG, инв. № 16-0974
Накладка золочёной бронзы в виде древнеегипетского персонажа в клафте на боковой части секретера БСИИ ASG, инв. № 16-0974
Экран для камина Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба, бархат, вышивка 116,5x62,5x40 см БСИИ ASG, инв. № 24-2601
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ (LES SIÈGES)
В книге Сильвии Шадене мебель для сидения распределена на четыре иерархические группы в соответствии с их размерами и возможностью обеспечения комфорта:
1. Кресла
2. Стулья
3. Табуреты
4. Канапе
В разделе кресел автор отдельно выделяет кресла бержер - глубокие кресла, подлокотники и спинки которых образуют единое целое. Каждое кресло иллюстрирует собой отдельную разновидность формы спинок. Приводятся фрагменты с изображениями элементов их декора -бронзовая фурнитура и резные детали.
В обширной коллекции ампирной мебели для сидения Большого собрания изящных искусств ASG представлено шесть видов спинок, отличающихся глубиной и формой сводов.
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ С ПЛОСКОЙ
СПИНКОЙ (SIÈGES À DOSSIER PLAT)
Плоскую спинку имеют предметы ампирного набора мебели, состоящего из канапе, четырёх кресел (два из них бержер) и пары стульев. Изготовлен он был французским мебельщиком Пьером Антуаном Белланже (1758 - 1827).
Канапе, пара кресел-бержер, пара кресел, пара стульев Мастер Пьер Антуан Белланже Франция, первая четверть XIX века Массив бука (береза ?), фанерование сосной, резьба, левкас, золочение Канапе 101x182x74 см Кресла-бержер 99x69x60 см Кресла 97x65x57 см Стулья 91x48x39 см БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1 - 7)
Белланже получил звание мастера в 1788 году. Работал в мастерской на улице Нев-Сен-Де-ни. Известны некоторые его работы периода Людовика XVI, выполненные для торговцев мебелью братьев Пресль. Мастерская Белланже активно работала и в период Революции, однако известность пришла к нему в эпоху Ампира. Мастер был официальным поставщиком сначала Первой империи, а затем и восстановленного во власти дома Бурбонов.
Мастер выполнил мебель для нескольких императорских дворцов: Лакенского дворца, замков Сен-Клу, Мёдон и Компьень. В 1811 году получил заказ на исполнение мебели для гостиной наследника Наполеона Бонапарта во дворце Тюильри. Также выполнял заказы для дома маршала Бертье и дома принца Нефшатель на улице
Кресло
Мастер Пьер Антуан Белланже Голубая комната Белого дома, Вашингтон
Нев-де-Капуцин в Париже. После Реставрации в 1817 году ему присудили звание официального поставщика королевского двора, благодаря чему он получил несколько заказов, среди которых кресла для большой гостиной герцогини Берри во дворце Тюильри. С 1820 года работал вместе с сыном Луи-Александром (1 796 - 1861) и уступил ему мастерскую в 1825 году.
Белланже прославился и за границей, получив в 1812 году заказ от американского президента Джеймса Монро на изготовление гарнитура для главной гостиной Белого дома. Набор этой мебели сейчас стоит в Голубой комнате. Он вызолочен по левкасу и имеет ярко-синюю обивку с золотым шитьём. Набор мебели Белланже из собрания ASG близок данному и отличается от него лишь в незначительных деталях декора и цветом обивки - в нашем случае она зелёная. Реставрация гарнитура из Америки началась ещё при Бараке Обаме, а закончилась в 2019 году, обойдясь Исторической ассоциации Белого дома в 450 000 $.
В обоих наборах мебели Пьера Антуана Бел-ланже стойки подлокотников имеют прямую форму без оформительских изысков. В период Ампира чаще всего они и оставались прямыми. Однако иногда мастера придавали им фигурную форму и украшали резьбой. Наиболее часто встречались дельфины, лебединые шеи, античные и древнеегипетские бюсты. В виде дельфинов выполнены стойки подлокотников у набора мебели из канапе и шести кресел c плоскими спинками Большого собрания изящных искусств ASG. В книге «Стили Ампир и Реставрация» приведён фрагмент кресла, где стойки подлокотников так же исполнены в форме дельфинов с хвостами и розетками над ними.
Канапе
Мастер Пьер Антуан Белланже Голубая комната Белого дома, Вашингтон
Канапе и шесть кресел
Франция, первая четверть XIX века
Массив и шпон красного дерева,
фанерование, резьба
Канапе 94,5x180x66 см
Кресла с желтой обивкой 90x58x47 см
Кресла с зеленой обивкой 90x59x48 см
Кресла с голубой обивкой 90x60x49 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0805 (1 - 7)
Кресло со стойкой подлокотника в виде дельфина
БСИИ ASG, инв. № 11-0805 (1)
Кресло со стойками подлокотников в виде дельфинов [1, с. 60]
Стойки с древнеегипетскими бюстами имеет ампирное кресло-маркиза - широкое кресло со съемной подушкой (у маркизы из собрания АБС подушка не сохранилась), устанавливающееся у камина. Данное кресло также имеет плоскую прямую спинку.
Кресло-маркиза Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба 95x94x58 см БСИИ ASG, инв. № 11-3747
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ С ПЛОСКОЙ СПИНКОЙ КВАДРАТНОЙ ФОРМЫ (SIÈGES À DOSSIER PLAT CARRÉ)
Тема египетских завоеваний Наполеона звучит и в устройстве подлокотников ампирного кресла с квадратной спинкой. Стойки его вырезаны в виде бюстов в клафтах, ножки оканчиваются звериными лапами.
Кресло Франция, первая четверть XIX века
Красное дерево, фанерование, резьба 92x62x62 см БСИИ АБй, инв. № 11-3904
Стойка подлокотника в виде древнеегипетского персонажа на кресле-маркизе БСИИ ASG, инв. № 11-3747
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ С ОТОГНУТОЙ
НАЗАД СПИНКОЙ (SIÈGES À DOSSIER
RENVERSÉ)
В Большом собрании изящных искусств ASG находится набор из восьми кресел с отогнутыми назад спинками, изготовленный выдающимся мебельщиком эпохи Ампир Фран-суа-Оноре-Жоржем Жакобом-Демальтером (1770 - 1841).
Мастер приобрел известность под именем «Жакоб-Демальтер» («Jacob Desmalter») - это имя носило бургундское имение «Мальтер» в Шени, принадлежавшее Жакобу-отцу. В 1796 году Жорж Жакоб Старший передал свои мастерские двум сыновьям Жоржу II (Georges II Jacob, 1768 - 1803) и Франсуа-Оноре-Жоржу, которые объединились под торговой маркой и клеймом «Братья Жакоб, улица Месле» («Jacob Frères, Rue Meslée») в период Консулата и Директории. Их продукция характеризовалась широким использованием красного дерева, инкрустацией черным и лимонным деревом, иногда местными породами древесины (клён, тис), а также оловом. Выполняли братья кресла с отогнутыми назад спинками и саблевидными задними ножками. Украшались предметы и золочёной чеканной бронзой, создававшейся Пьером-Филиппом То-миром. Постепенно руководство предприятием сосредоточилось в руках младшего брата Фран-суа-Оноре-Жоржа Жакоба, старший же больше занимался административной стороной дела.
На выставке 1801 года фирма братьев Жакоб получила золотую медаль. После смерти Жоржа II в 1803 году компания прекращает свое существование. Только клеймо позволяет отличить работы братьев от кресел периода Директории Жоржа Жакоба, а на некоторых предметах клейма отца и сыновей могут стоять рядом. В этом же году Жорж Жакоб Старший и Жакоб-Демаль-тер основывают совместную фирму. Во времена Империи предприятие пользуется самой широкой известностью. Отец и сын сотрудничают с Фон-теном и Персье при отделке апартаментов загородных резиденций в Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу, Фонтенбло. Мебель, выпущенная фирмой Жакоб, имела широкое распространение не только в Европе. Она украшала апартаменты в Виндзоре, Петербурге, Потсдаме и даже в Рио-де-Жанейро. Для Первого Императора Франции Франсуа-Оноре-Жорж выполнил несколько тронных кресел, предназначенных для разных резиденций (в зале заседаний Сената, в Фонтенбло
Набор из восьми кресел
Мастер Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб-Демальтер Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, фанерование, золоченая бронза 89x59x69 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3779 (1 - 8)
и коронационный трон из дворца Тюильри, ныне хранящийся в Лувре). Но самым ценным и интересным заказом Франсуа-Оноре-Жоржа является выполненный им в 1809 году шкаф для драгоценностей императрицы Жозефины в Тюильри, который затем перешел к Марии-Луизе.
В 1813 году предприятие обанкротилось. Однако Жакобу-Демальтеру удается восстановить своё производство, и с падением Империи он приобрел клиентов отца - Бурбонов и стал изготавливать мебель в стиле реставрации. В 1825 году сын мастера Жорж Альфонс (Georges Alphonse Desmalter, 1799 - 1870) унаследовал дело отца.
Стойки подлокотников набора кресел собрания ASG изготовлены в виде золочённых бюстов крылатых Фам. Во дворце Мальмезон есть библиотечное кресло красного дерева братьев Жакоб, имеющее конструкцию аналогичную данным креслам: его спинка также отогнута назад, передние ножки имеют форму звериных лап, задние -саблевидные, а вызолоченные стойки подлокотников являются бюстами крылатых сфинксов.
Библиотечное кресло красного дерева Эпоха Ампир Мастера братья Жакоб Дворец Мальмезон [1, с. 59]
Кресло красного дерева из набора Эпоха Ампир
Мастер Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб-Демальтер БСИИ ASG, инв. № 11-3779 (1)
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ СО СПИНКОЙ-ГОНДОЛОЙ И ПРЯМОЙ ЛИНИЕЙ СВОДА (SIÈGES À DOSSIER DROIT EN GONDOLA)
В период Ампира стала популярна мебель с лебедиными шеями, олицетворяющими грациозность императрицы Жозефины. Часто эти птицы украшали подлокотники мебели для сидения. Их головы иногда золотились, как на паре глубоких кресел собрания ASG со спинками гондолами. Кресла эти вверху декорированы накладками золочёной бронзы с растительными мотивами и вазонами с цветами.
Пара крвсвл-бвржвр Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, резьба, золоченая бронза
88x60x62 см БСИИ ASG, инв. № 11-2994 (1, 2)
Декор подлокотника в виде резного лебедя с золочёной головой на кресле БСИИ ASG, инв. № 11-2994 (1, 2)
Накладка золочёной бронзы на спинке кресла БСИИ ASG, инв. № 11-2994
(1, 2)
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ СО СПИНКОЙ-ГОНДОЛОЙ И ОКРУГЛОЙ ЛИНИЕЙ СВОДА (SIÈGES À DOSSIER ARRONDI ET GONDOLE)
Спинки-гондолы с округлой линией сводов имеют ампирные стулья красного дерева из Большого собрания изящных искусств ASG. Средники их спинок плавно переходят в боковые планки. Ножки имеют форму сабель. Близкий им стул с идентичной спинкой представлен в книге Сильвии Шадене [1, с. 65].
Пара стульев
Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование 81,5x48x46,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-1772 (1, 2)
Стул со спинкой-гондолой и округлой линией свода Эпоха Ампир [1, с. 65]
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ СО СПИН-КОЙ-КАБРИОЛЬ (SIÈGES À DOSSIER EN CABRIOLET)
В книге «Стили Ампир и Реставрация» есть фотография кресла со спинкой-кабриоль. Во Франции данный вид спинки ещё называют «полукруглым» (фр. «hémicycle»). Его спинка представляет собой выгнутую перекладину, а конусообразные ножки на «каблучках» заимствованы у мебели Директории. В Большом собрании изящных искусств ASG четыре стула со спинками-кабриоль имеют такие же перекладины в верхних частях. Их спинки дополнены по центру средниками с резьбой, изображающей лебедей и вазон. Передние ножки оканчиваются оленьими копытцами, задние - саблевидные.
Ампирное кресло со спинкой-кабриоль Музей Мармоттан-Моне, Париж [1, с. 58]
Набор из четырех стульев Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба 86x47x40 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0625 (1 - 4)
Резьба по центру средника в виде лебедей и вазона на стуле
БСИИ ASG, инв. № 11-0625 (1 - 4)
Стулья ещё одного набора из собрания АБС хотя и не имеют спинок-кабриоль, но их средники выполнены в форме лир. Такие спинки стульев были популярны ещё при Людовике XVI. Схожие стулья опубликованы и в книге из библиотеки Международного института культурного наследия.
Четыре стула
Франция, первая четверть XIX века Орех, резьба 89x40x37 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2450 (1 - 4)
Стул со спинкой-лирой [1, с. 65]
Стул со спинкой-лирой БСИИ ASG, инв. № 11-2450 (1)
КАНАПЕ (LES CANAPÉS)
Сильвия Шадене в своём труде опубликовала рисунки мебели из «Женского журнала мод» (фр. «Journal des dames et des modes») - регулярного французского издания, выходившего с 1797 по 1839 год. До 1820-х годов журнал читали во всей Европе. Его редактором был Пьер де ла Месанжер. Журнал выходил каждые пять дней с восемью страницами текста и одной или двумя цветными иллюстрациями. В нём содержались описания общественной жизни, стихи, театральные и литературные обзоры. Наполеон лично покровительствовал журналу, рассматривая его в качестве мощного имиджевого ресурса.
В книге «Стили Ампир и Реставрация» на странице 67 приводится две модели канапе, некогда опубликованные в «Женском журнале мод». Оба канапе довольно тяжеловесны и декорированы
в ампирных традициях. Одно из них имеет плоскую спинку с прямой линией свода и цилиндрические подлокотники. По данной модели (с некоторыми вариациями) было выполнено канапе из Большого собрания изящных искусств АБС БСИИ АБС, инв. № 1 1-2953. Оно изготовлено из ореха, а стойки его подлокотников имеют форму колонн с золочёными капителями коринфского ордера и базами.
В следующем номере «Мира искусств» будет опубликовано продолжение данной статьи, по-свящённое ампирным произведениям декоративно-прикладного искусства. Мы рассмотрим осветительные приборы, текстиль, керамику, серебро, художественную бронзу и часы первой четверти XIX века из Большого собрания изящных искусств АБС и также проведём параллели с предметами из книги Сильвии Шадене.
Канапе
Франция, первая четверть XIX века Орех, золочение, фанерование, точение, тонирование 100x185x79 см БСИИ ASG, инв. № 11-2953
Ссылки:
1. Chadenet S. Les styles Empire et Restauration. - Paris: Baschet et Cie, 1978. - 192 p. № 3 (35) 2021 Юцр^кусств