Научная статья на тему 'СИБАРИТСТВО – КАК ИДЕОЛОГИЯ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ'

СИБАРИТСТВО – КАК ИДЕОЛОГИЯ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Реставрация / корпусная мебель / мебель для сидения / орнамент / интарсия / светлая древесина / красное дерево / подлокотники / клеймо / Restoration / cabinet furniture / furniture for sitting / ornament / intarsia / light wood / red wood / armrests / brand

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

статья посвящена анализу декоративного оформления корпусной и мягкой мебели периода Реставрации. Рассматриваются элементы резного декора, интарсии и металлическая фурнитура, украшающая предметы меблировки первой трети XIX века из Большого собрания изящных искусств ASG. В качестве их аналогов приводятся образцы мебельного искусства, воспроизведённые в книге Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article analyzes Restoration period decorative designs of cabinet and upholstered furniture. Such elements as carved décor, intarsia and metal fittings decorating the furnishings of the first quarter of the XIX century from the Grand Assembly of Fine Arts ASG. Examples of analogous furniture art are reproduced from the book of Sylvia Shadene “Ampir Styles and Restoration”.

Текст научной работы на тему «СИБАРИТСТВО – КАК ИДЕОЛОГИЯ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ»

СИБАРИТСТВО - КАК ИДЕОЛОГИЯ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ

Алина Булгакова, кп.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу декоративного оформления корпусной и мягкой мебели периода Реставрации. Рассматриваются элементы резного декора, интарсии и металлическая фурнитура, укращающая предметы меблировки первой трети XIX века из Большого собрания изящных искусств ASG. В качестве их аналогов приводятся образцы мебельного искусства, воспроизведённые в книге Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Реставрация, корпусная мебель, мебель для сидения, орнамент, интарсия, светлая древесина, красное дерево, подлокотники, клеймо.

ABSTRACT: the article analyzes Restoration period decorative designs of cabinet and upholstered furniture. Such elements as carved décor, intarsia and metal fittings decorating the furnishings of the first quarter of the XIX century from the Grand Assembly of Fine Arts ASG. Examples of analogous furniture art are reproduced from the book of Sylvia Shadene "Ampir Styles and Restoration".

KEYWORDS: Restoration, cabinet furniture, furniture for sitting, ornament, intarsia, light wood, red wood, armrests, brand.

Данная публикация продолжает цикл статей, посвященных двум основным стилям в искусстве Франции первой половины XIX века - Ампиру и Реставрации. В третьем номере «Мира искусств» за 2021 нами опубликована статья о мебели эпохи Ампир, а в четвертом выпуске - по декоративно-прикладному искусству того же времени. Обе статьи проиллюстрированы предметами из Большого собрания изящных искусств ASG и книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» (Sylvie Chadenet «Les styles Empire et Restauration»). Книга была ¡в опубликована в Париже в издательстве «Baschet et Cie» в 1978 году. Данное издание состоит из двух te* равных частей - одна из них посвящена стилю Ам-Р пир, другая - Реставрации. Каждая часть имеет по jg« несколько разделов согласно видам декоратив-S но-прикладного искусства. Настоящая статья посвящена мебели периода Реставрации.

В развитии декоративно-прикладного искусства g XVIII и XIX веков примечательно одно совпадение - стилистическое развитие в обоих столетиях начи-

LES STYLES EMPIRE * RESTAURATION

Книга Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» из библиотеки Международного института антиквариата 1978 год издания

нается не с календарного начала века, а с пятнадцатого года: в XVIII столетии - с момента кончины Людовика XIV, а в XIX веке - после окончательного отречения от престола Наполеона Бонапарта.

После отречения Наполеона во Франции была восстановлена монархия, и в социальной структуре общества происходили кардинальные изменения. Героем и хозяином эпохи становится буржуа. Именно он определяет все стороны жизни. Рыночное производство с его желанием удовлетворить потребности всё более расширяющегося круга покупателей обретает невиданный размах.

Как и всё другое, мебель становится товаром, а её развитие теперь зависит не столько от вкусов отдельных личностей, сколько от законов складывающегося рынка. Цена, качество, комфорт - главные критерии, определяющие успешность продвижения продукции мастеров-мебельщиков. Понятие «красота» приобретает усредненный, часто меняющийся характер и означает «приятность», соответствие веяниям моды. Исходя из этого, мебель приобретает типичные особенности. Товарный характер производства заставил мастеров преобразовать сам процесс изготовления мебели, придать ему максимально массовый характер. Это привело к широкому использованию новых инструментов и механизмов. В мебельное производство приходят такие нововведения, как ленточная пила, горизонтально-строгальный станок, массовые технологии фанеровки, новые лаковые покрытия и т.д. Таким образом, производство мебели стало массовым -на смену мастерской приходит фабрика.

Изменяется сам ассортимент мебельной продукции, теперь он носит универсальный характер. Наряду с мебелью для дворцов и имений аристократов появляется мебель для общественных учреждений. Разрабатываются узкоспециализированные направления, удовлетворяющие потребности средних слоев общества, не расположенных тратить деньги впустую. Это потребовало удешевления продукции, что выразилось в использовании более дешевых и простых технологий. Возникают относительно экономичные технологии электрохимического золочения и серебрения. Эффективным средством удешевления продукции становится к имитация: резьба успешно заменяется тиснением по размягченной древесине, бронзовые накладки -р. декором из прессованного картона, доступные си-^ тец и репс заменяют дорогие шелк и бархат. Однако внешне эта мебель выглядит ничуть не хуже, чем предметы, сделанные из «настоящих» материалов. ^ После отречения Наполеона к власти во Фран-

^ ции вновь возвращается династия Бурбонов, два

представителя которой, сменяя друг друга, правят Францией с 1815 по 1830 годы. Стилистически мебель Реставрации близка к Ампиру, хотя в ней можно прочитать и реминисценции стиля Людовика XVI. Здесь также присутствуют античная тематика и элементы декора, широко используется красное дерево, контур предметов ещё близок к ампирным образцам мебели. Однако есть отличительные черты: прежде всего, предметы утрачивают концепту-альность, свойственную Ампиру. Амбициозность и масштаб - здесь не главное. Можно сказать, что стиль Реставрации - это перенос ставших привычными форм и элементов Ампира и Людовика XVI в новую, более камерную среду.

В орнаментике и декоре героическая тема заменяется буколическими мотивами, а атрибуты искусств и ремесел приходят на смену военной арматуре, ликторским связкам и оружию. Формы приобретают более мягкие и округлые очертания, а сама мебель рассматривается не как пафосный элемент интерьера, а как неотъемлемая часть комфортной обстановки.

m

i И

U

N

la. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

Стиль Реставрация имеет два этапа: первый, наиболее близкий к Ампиру, - время правления Людовика XVIII, и второй - период Карла X. Последний характеризуется большей мягкостью форм, стремлением к упрощению. Характерно, что в это время в мебельном искусстве происходят перемены. Вместо царившего более двух десятилетий красного дерева начинают широко использоваться светлые породы древесины. Типичной чертой мебели Карла X становится фанеровка капом или комельными срезами ясеня, а иногда тополя. Светлая древесина имеет богатую фактуру и придает мебели легкость и уют. Интересно отметить следующий факт: светлая мебель Карла X произвела большое впечатление на современников из других стран, в частности из России, где был найден прекрасный заменитель ясеня - спил карельской березы. Этот материал по своим декоративным качествам не только соответствовал ясеню, но и превзошёл его. Мебель карельской березы стала визитной карточкой мебельщиков России. Сегодня она широко известна и получила мировое признание.

В книге Сильвии Шадене мебель периода Реставрации поделена на группы в соответствии с её назначением: мебель для сидения, кресла, кровати и канапе, консоли, комоды, туалетные столики и зеркала, книжные шкафы, столы, бюро и секретеры.

МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ (LES SIÈGES)

Первый раздел книги посвящён мебели для сидения. Здесь на странице 123 приводится иллюстрация из «Дамского журнала мод», на которой представлены модели мебели для сидения эпохи Реставрации, популярные в 1829 - 1830 годах. Многие из этих образцов хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG.

Одна из наиболее распространённых моделей кресел имела загнутые внутрь подлокотники в виде завитков. На иллюстрации из журнала два кресла имеют подобные обращённые внутрь подлокотники и гнутые спинки. Их передние ножки - изогнуты, задние - саблевидные. В собрании ASG находится коллекция из 50 кресел эпохи Реставрации с аналогичными подлокотниками. В статье

мы приведём два кресла-бержер и пару классических кресел, идентичных тем, что представлены на иллюстрации из книги.

Кресло-бержер периода Реставрации Франция, первая треть XIX века Коллекция Renoncourt [1, с. 126]

Образцы мебели для сидения периода Реставрации из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» [1, с. 123]

Кресло-бержер Франция, первая четверть XIX века

Красное дерево, резьба 92x61x58 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2305

Резьба на

подлокотнике кресла-бержер

БСИИ ASG, инв. № 112305

Кресло-бержер

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба, фанерование 92x59x66 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3064

Часто загнутые внутрь подлокотники имели завершения в виде стилизованных рыбьих хвостов. Их мы можем видеть у кресла, включённого в интерьер парадной столовой начала XIX века. Данный интерьер был организован в 1927 году. Кресла, стоящие вокруг стола, изготовлены из клёна (птичий глаз) и обиты лионским щёлком мануфактуры СаиШег-Рге11е. Подлокотники пары кресел периода Реставрации из Большого собрания изящных искусств ASG оканчиваются резьбой в виде рыбьих хвостов, дополненных растительным элементом орнамента.

Интерьер столовой начала XIX века

Вокруг стола - мебельный гарнитур из клёна периода

Реставрации

о Подлокотники кресел оканчиваются стилизованными

г\1 ,

55- рыбьими хвостами [1, с. 113]

В период Реставрации популярными стали веретенообразные ножки с перехватами, а также спинки с крестовинами. В книге «Стили Ампир и Реставрация» репродуцированы стул и кресло, спинки которых образованы крестовинами. Стул выполнен из тёмного дерева со слегка отогнутой назад спинкой, кресло имеет спинку-гондолу. Крестовины украшены резным орнаментом в виде цветков лотоса - популярным ещё с эпохи Ампира декоративным мотивом в мебели. У кресла-гондолы задние ножки саблевидные, а передние изогнуты с характерным утолщением в верхних частях. Ножки подобной формы получили во Франции название «лягушачья лапка» (фр. «cuisse de grenouille»). В Большом собрании изящных искусств ASG хранится набор из четырёх стульев красного дерева эпохи Реставрации. Их крестовины декорированы точно такими же бутонами лотоса, что и у мебели для сидения из книги, а передние ножки имеют форму «лягушачьих лапок». Здесь же мы воспроизведём и кресло периода Реставрации из собрания ASG с веретенообразными передними ножками.

БСИИ ASG, инв. № 11-3009 (1, 2)

Набор из четырех стульев Франция, первая четверть XIX века Массив красного дерева, резьба 85x45x48,5 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3122 (1-4)

Фрагмент спинки стула, крестовина которого украшена лотосами

БСИИ ASG, инв. № 113122 (1)

m

i

И

N

N &

g

<Л| <Л|

о

<Л|

Стул периода Реставрации Первая четверть XIX века Спинка декорирована крестовиной [1, с. 125]

Кресло-гондола периода Реставрации Первая четверть XIX века Спинка декорирована крестовиной, передние ножки в форме «лягушачьих лапок» [1, с. 125]

В период Реставрации во Франции появилось две новые разновидности мебели для сидения -кресло Вольтера и кресло-бюро. Особенностью кресла Вольтера (фр. Le fauteuil Voltaire) является высокая спинка, изогнутая в плоскости так, что повторяла форму тела сидящего. Такое кресло также снабжалось широкими мягкими валиками - манжетами прямоугольной формы. Подлокотники, квадратные в сечении, завершались волютами, стойки изгибались S-образно или имели форму лебединых шей. Ножки были конусообразными и часто снабжались колесиками. В качестве декора применяли контрастную интарсию в виде прямоугольных окаймлений, стилизованных цветов лотоса и каннелюр. Оригинальное кресло, принадлежащее Вольтеру и выполненное Шарлем Франсуа Норманом (Charles François Normand), хранится в Музее Карнавале в Париже.

В Большом собрании изящных искусств ASG находятся два кресла Вольтера. Одно изготовлено из массива бука, шпонировано клёном (птичий глаз) и декорировано вставками из чёрного дерева. Другое выполнено из палисандра. Оба установлены на колёсики.

Кресло с

веретенообразными передними ножками Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба 92x60x49 см БСИИ ASG, инв. № 25-2085 (1)

Кресло Вольтера Реставрации Первая четверть [1, с. 126]

периода XIX века

Кресла Вольтера предназначались для работы за бюро, их даже называют сегодня прототипом современных офисных кресел. Для аналогичных целей m использовались и кресла-бюро. Их изготавливали с ftj широкими сидениями и жесткими спинками, переходящими в подлокотники. Два кресла-бюро периода jg Реставрации из собрания ASG конструктивно близко. ки. У одного из них спинка декорирована львиными g головами. Оформление другого кресла лаконично -спинка в центральной части имеет большую высоту, а передние фигурные ножки состоят из нескольких § сферических элементов вверху и цилиндрической

^ части внизу. Близкое ему простое решение имеет

си

и кресло-бюро из книги Сильвии Шадене. Оно воспроизведено на фотоиллюстрации с интерьером библиотеки, стоящим возле письменного стола.

В мебели для сидения периода Реставрации часто применялись спинки-гондолы. Спинки подобной конструкции были удобны и физиологичны, что отвечало основному принципу, которым руководствовались мастера-мебельщики Реставрации - комфорт для человека. Кресла-гондолы изготавливали из красного и светлого дерева. Оба варианта есть в коллекции мебели Реставрации из собрания ASG. Те, что выполнены из красного дерева, имеют боковые S-образные стойки подлокотников и ножки в

№ I

И N N

1а. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

форме «лягушачьих лапок». Точно такие же кресла приведены в книге «Стили Ампир и Реставрация». На фото они представлены в интерьере по обе стороны от консоли.

Пара кресел-гондол Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, резьба, фанерование 82,5x55x62 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1750 (1, 2)

Кресла-гондолы светлого дерева из Большого собрания изящных искусств ASG не имеют боковых стоек-подлокотников, что сближает их со стульями. Их голубая обивка гармонирует со светлой породой древесины. Практически вся мебель для сидения периода правления Карла Х была обита бирюзовой тканью. Схожие парные кресла стоят у плоского стола-бюро в интерьере, опубликованном в книге французского автора.

Пара кресел-гондол периода Реставрации Франция, первая четверть XIX века [1, с. 130]

Парные кресла-гондолы периода Реставрации Франция, первая треть XIX века [1, с. 148]

Набор из четырех кресел-гондол Франция, первая треть XIX века Массив - бук, шпон - корень бука (?), резьба 79x48x43 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3678 (1-4)

Спинки у кресел-гондол периода Реставрации не всегда были мягкими. У набора из кресел, хранящегося в собрании ASG, жесткие спинки с прорезными средниками сложного контура декорированы интарсией в виде пальметт и волют. Их прямые фасадные части сидений также украшены интарсией из розеток, цветов лотоса и листвы. У аналогичных парных кресел светлого дерева из книги «Стили Ампир и Реставрация» нет подобного оформления интарсиями. Одно из кресел стоит возле стола-геридона с цветочным декором, установленного на четырёх ножках в виде звериных лап. Все кресла из собрания ASG и воспроизведённые в книге имеют передние ножки в форме тех же «лягушачьих лапок».

Набор из пяти кресел Франция, первая треть XIX века Кап ясеня, амарант, интарсия 80x48x42 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3774 (1-5)

^ Парные кресла-гондолы периода Реставрации

° Франция, первая треть XIX века [1, с. 144]

В период правления Карла X в мебели для сидения самой распространённой по-прежнему остаётся прямая спинка. Кресла и стулья с подобными спинками украшались интарсиями тёмного дерева, контрастирующими со светлой древесиной корпуса. Длинные подлокотники кресел в большинстве случаев оканчивались завитками волют, обращёнными внутрь. У пары кресел капа ясеня из собрания ASG (БСИИ ASG, инв. № 11-3684 (1, 2) на сводах спинок есть прорезные ручки для удобства переноски.

Пара кресел

Франция, первая треть XIX века

Массив и шпон ясеня, амарант, резьба, интарсия

90x59 см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БСИИ ASG, инв. № 11-2065 (1,2)

Шесть кресел и шесть стульев

Франция, первая треть XIX века

Дерево, интарсия

Кресла 87x60x53 см

Стулья 84x47x42 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1257 (1-12)

m

i И

U

N

la. is

<Л| <Л|

о

<Л|

Интарсия на спинке стула с цветочной розеткой и листьями

БСИИ ASG, инв. № 11-1257 (1)

Пара кресел

Франция, первая треть XIX века Кап ясеня, резьба, интарсия 88x54x46 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3684 (1, 2)

Интерьер периода Реставрации с креслом и парой стульев из клёна вокруг стола-геридона [1, с. 145]

В книге Сильвии Шадене в разделе мебели для сидения приводится таблица французских эбени-стов периода Реставрации. В Большом собрании изящных искусств ASG есть пять имен из этого списка: Жакоб-Демальтер, Жансельм, Кольпинг, Луи и Вернер. Самым известным, бесспорно, является Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб-Демальтер (1770 -1841).

Жакоб-Демальтер приобрел известность под именем «Jacob Desmalter» - это имя носило бургундское имение «Мальтер» в Шени, принадлежавшее Жакобу-отцу. В 1796 году Жорж Жакоб Старший передал свои мастерские двум сыновьям Жоржу II (Georges II Jacob, 1768 - 1803) и Франсуа-Оно-ре-Жоржу, которые объединились под торговой маркой и клеймом «Братья Жакоб, улица Месле» («Jacob Frères, Rue Meslée») в период Директории и Консулата.

Их продукция характеризовалась широким использованием красного дерева, инкрустацией черным и лимонным деревом, иногда местными породами древесины (клён, тис), а также оловом. Выполняли братья кресла с отогнутыми назад спинками и саблевидными задними ножками. Украшались предметы и золочёной чеканной бронзой, создававшейся Пьером-Филиппом Томиром. Постепенно руководство предприятием сосредо-

Интерьер периода Реставрации с секретером и парой кресел светлого дерева [1, с. 151]

m

i И

lu

N

la. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

EBENISTES DE LA RESTAURATION

BELLANGER Louis François, 1759-1827 CARON Jean Josse - Caron aîné, 1175-1838. BERTAUD et COLONIA, établis en 1828 rue Meslay. CHAPLIS Claude. GAMICHON Jean-Baptiste.

GIROUX Alphonse, célèbre magasin de tabletterie et d'ébéniste rie.

JACOB-DESMALTER François Honoré Georges,

1770-1841.

JANSELME, importante famille d'ébénistes qui exerça de 1824 à la fin du XIXe siècle : Joseph Pierre François U860) et son frère Jean Arnoux. KOLPING Otton, 1775-1853. LEMARCHAND Jacques Joseph, 1759-1826 LEMARCHAND Louis Edouard, 1795-1872. LESAGE Antoine Nicolas, 1784-1841. LEHAENE né en 1781. LOUIS Jean Pierre, produit jusqu'en 1832. MARCUS, rue Amelot entre 1827 et 1892. MAIGRET Alexandre, débute vers 1775. MANSION Jean Laurent, 1775-1824. MEYNARD Guillaume, 1782. Exerce seul de 1812 à 1833.

MEUNIER René Guillaume, Faubourg Saint-Antoine, en 1818 et 1827.

MEURiCE Constant, 1798-1842. MOMBRO Georges, ébéniste antiquaire. RASCALON Antoine, expose une table octogonale en 1819,

REMOND Félix, 1779, un des principaux ébénistes de la Restauration, SEFERT Pierre.

THOMIRE Pierre Philippe, 1751-1843, VACHIER Georges, rue Grange-Batelière en 1818. VERVELLA aîné, fonde sa maison en 1804 et exerce jusqu'en 1856.

WERNER Jean Jacques, 1791-1849, tapissier décorateur, fabricant.

Таблица с именами французских мастеров-мебельщиков периода Реставрации [1, с. 127]

точилось в руках младшего брата Франсуа-Оно-ре-Жоржа Жакоба, старший же больше занимался административной стороной дела.

На выставке 1801 года фирма братьев Жакоб получила золотую медаль. После смерти Жоржа II в 1803 году компания прекращает свое существование. Только клеймо позволяет отличить работы братьев от кресел периода Директории Жоржа Жакоба, а на некоторых предметах клейма отца и сыновей могут стоять рядом.

Жакоб-Демальтер, Франсуа-Оноре-Жорж Набор из восьми кресел Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, фанерование, золоченая бронза 89x59x69 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3779 (1-8)

В этом же году Жорж Жакоб Старший и Жа-коб-Демальтер основывают совместную фирму. Во времена Империи предприятие пользуется самой широкой известностью. Отец и сын сотрудничают с Фонтеном и Персье при отделке апартаментов загородных резиденций в Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу, Фонтенбло.

Мебель, выпущенная фирмой Жакоб, имела широкое распространение по всей Европе. Она украшала апартаменты в Виндзоре, Петербурге, Потсдаме и даже в Рио-де-Жанейро.

Для Первого Императора Франции Франсуа-О-норе-Жорж выполнил несколько тронных кресел, предназначенных для разных резиденций (в зале заседаний Сената, в Фонтенбло и коронационный трон из дворца Тюильри, ныне хранящийся в Лувре). Но самым ценным и интересным заказом Франсу-а-Оноре-Жоржа является выполненный им в 1809 году шкаф для драгоценностей императрицы Жозефины в Тюильри, который затем перешел к Марии-Луизе.

В 1813 году предприятие обанкротилось. Однако Жакобу-Демальтеру удается восстановить свое производство, и с падением Империи он приобрёл клиентов отца - Бурбонов и стал изготавливать мебель в стиле Реставрации. В 1825 году сын мастера Жорж Альфонс (Georges Alphonse Desmalter, 1799 - 1870) унаследовал дело отца.

Жансельм - название мебельной фирмы, основанной в 1824 году братьями Жансельм: Жозе-фом-Пьером-Франсуа и Жаном-Арно. Их мастерская располагалась на 7-ой улице Двух Портов.

Жансельм

Кушетка (козетка) и четыре стула

Франция, первая четверть XIX века

Палисандр, светлое дерево, резьба,

фанерование

Кушетка 92x167,5x60 см

Стулья 89x44,5x52 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2312 (1 - 5)

Выставки в Лондоне 1851 года. За кресло в стиле Неоклассицизма, отмеченное как самое лёгкое и изящно декорированное резьбой, фирма получила похвальную грамоту на Парижской выставке 1855 года. На ней же императрица Евгения купила чехол для ружья из дуба мастерской Жансельм. В середине XIX века фирма получила несколько заказов, среди которых была мебель для дворцов Фонтенбло и Пале Рояль. Предприятие просуществовало до 1930 года.

Жансельм

Пара кресел-гондол и стул

Франция, первая четверть XIX века

Массив и шпон красного дерева, резьба, фанерование

Кресла 80x53x48 см

Стул 76x47x42 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3885 (1 - 3)

m

i И

и

N

la. §з

Г\| Г\|

о

Г\|

Клеймо Жансельм на стуле БСИИ ASG, инв. № 11-2312 (1)

Данная фирма являлась не только поставщиком мебели короны (Fournisseur du Mobilier de la Couronne), но в том числе создавала мебель и для Гард Мёбль при Луи-Филиппе и Наполеоне III. Она получала многочисленные премии и награды на различных выставках, начиная с серебряной медали на Выставке индустрии 1849 года и Большой

Клеймо Жансельм на стуле БСИИ ASG, инв. № 11-3885 (1)

Жан-Пьер Луи получил звание мастера в 1787 году. Работал с отцом краснодеревщиком в мастерской на улице дю Жур. В конце XVIII века открыл мастерскую на улице Сен-Николя, где преимущественно изготавливал мебель для сидения. В 1811 году мастер вошёл в список поставщиков, рекомендуемых для имперской администрации, и получил первые крупные заказы. Во время правления Людовика XVIII сотрудничал с Жакобом-Демальтером

Клеймо Жана-Пьера Луи на кресле

БСИИ ASG, инв. № 11-0691 (1)

при изготовлении мебели для министра иностранных дел, герцога Ришелье и герцога Бурбонского.

т ►

I

И N N

1а. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

Луи, Жан-Пьер

Канапе и шесть кресел

Франция, первая четверть XIX века

Массив и шпон красного дерева, фанерование, резьба

Канапе 97x194x68 см

Кресла 97x62x59,5 см

БСИИ ASG, инв. № 11-0691 (1 - 7)

Жан-Жак Вернер (1791 - 1849/1853) - один из самых знаменитых мастеров-эбенистов периода Реставрации. В 1812 году мастерская находилась в Париже на улице де Гренель. С 1820 по 1840-е годы Вернер работал в разных парижских мастерских, изготавливая мебель высочайшего качества. Специализировался на производстве мебели из местных пород древесины (вяз, ясень, тис и шелковица), также использовал французские сорта мрамора (Изумрудно-зеленый, Голубой Турецкий). Работал с местными материалами для того, чтобы произвести впечатление на французский королевский двор, который, как правило, покровительствовал французским краснодеревщикам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вернер, Жан-Жак Стол

Франция, первая треть XIX века Кап ясеня, палисандр, резьба, интарсия 74x96 см

БСИИ ASG, инв. № 13-3672

Вернер завоевал серебряные медали за свои работы на выставках 1819, 1823, 1827 и 1834 года. Получал много заказов от королевского двора (ему покровительствовала герцогиня де Берри), иностранных принцев (получил звание «Поставщик и декоратор дома» короля Баварии). Со временем стал получать комиссионные от французского Гард Мёбль, а в 1826 году Вернер получил французское гражданство.

Ряд работ Вернера находится в частных коллекциях и музеях, таких как Музей Декоративного искусства, Музей замка Версаль, Большой Трианон и дворец Лехтенберг в Мюнхене. Самой же известной работой мастера является секретер, исполненный для Великого Трианона Карла X в 1827 году.

Вернер, Жан-Жак Стул

Франция, первая треть XIX века Кап вяза, тростник, плетение 85x50x45 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1958

Клеймо Жана-Жака Вернера на стуле БСИИ АБС, инв. №11-1958

Отон Кольпинг (1775 - 1853) - столяр-краснодеревщик и пильщик. Специализировался в основном на шкафах и библиотеках. Изобрёл несколько видов кроватей и шкаф с зеркалом. В 1823 и 1827 годах участвовал в промышленных выставках, на которых получил похвальные отзывы.

Клеймо Отона Кольпинга на секретере-комоде БСИИ ASG, инв. № 12-2094

m

i И

U

N

la. is

<Л| <Л|

о

<Л|

Кольпинг, Отон Секретер-комод Франция, первая половина XIX века

Массив и шпон красного дерева, фанерование, белый мрамор с прожилками серого цвета (Carrare blanc veiné) 92x87x53 см

БСИИ ASG, инв. № 12-2094

КУШЕТКИ (LES LITS DE REPOS OU LA MÉRIDIENNE)

Кушетки появились во Франции в период Ампира. Данная форма мебели была увековечена благодаря портрету мадам Рекамье работы Жака Луи Давида (1748 - 1825). Кушетка, изображённая на картине, с двумя одинаковыми изогнутыми наружу высокими спинками в изголовье и изножье, получила своё название по имени модели - «Рекамье» (фр. Récamier).

Давид, Жак Луи Портрет мадам Рекамье 1800 год

Холст, масло. 173x243 см Музей Лувра, Париж

В период Реставрации кушетки изменились. Они были двухместными (фр. causeuse) и часто использовались для дневного отдыха (фр. dormouse). Две ассиметричные боковые спинки соединялись ещё одной (задней), нисходящей по высоте. Завершения подлокотников в виде завитков смягчали и без того плавные очертания кушеток периода Реставрации.

В целом стиль Реставрации в мебели был более мягким, утончённым, «женственным» и больше ориентированным на удобство человека в быту, нежели Ампир. Последний был сильно милитаризирован.

Основное направление в развитии Ампира задавалось мужчинами. Музами этого стиля были хозяйка знаменитого салона Жюли Рекамье и жена императора Жозефина де Богарне. Вдохновительницей всех модных веяний Реставрации была супруга племянника Людовика XVIII Мария Каролина Неаполитанская герцогиня Беррийская (1798 - 1870). В Версальском дворце находится портрет герцогини и её маленькой дочери Луизы Марии Терезы д'Артуа, написанный в 1820 году фламандским мастером Франсуа Кинсоном (1770 - 1839). На нём Мария Каролина изображена сидящей на кушетке, боковые спинки которой ещё симметричны по отношению друг другу.

Франсуа Кинсон

Портрет Марии Каролины Неаполитанской с дочерью Луизой Марией Терезой д'Артуа 1820 год

Холст, масло. 220x169 см Версальский дворец

Вскоре, уже при Карле X, эти спинки станут не равными по высоте. В музее декоративного искусства Парижа хранится кушетка эпохи Реставрации из бука, ясеня и инкрустацией из амаранта, форма которой стала классической для данного периода (1824 - 1830). Подобная ей кушетка воспроизведе-

<Л| <Л|

о

<Л|

на и в книге Сильвии Шадене на странице 128. Такая же кушетка есть и в Большом собрании изящных искусств ASG. Все три кушетки имеют голубую обивку и подушки-валики в изголовье.

Кушетка

Франция, первая треть XIX века

(1824 - 1830 годы)

Бук, кап и корень ясеня, амарант

93,6x151^ 79,5 см

Музей декоративного искусства,

Париж

Кушетка

Франция, первая треть XIX века Массив и шпон клена, интарсия БСИИ АБС, инв. № 11 -3772

Интерьер периода Реставрации с кушеткой светлого дерева [1, с. 128]

КРОВАТИ (LES LITS)

В период Реставрации было три разновидности кровати:

1. Кровать с прямыми спинками (фр. Le lit à montants droits). Была популярна ещё при Ампире;

2. Кровать «лодка» (фр. Le lit bateau);

3. Металлическая кровать (фр. Le lit en fer). Изготавливали из окрашенного железа или патинированной меди.

Все ампирные кровати Большого собрания изящных искусств ASG имеют прямые спинки. Коллекция времён Реставрации состоит исключительно из кроватей «лодок». Их спинки имеют одинаковую высоту. В верхней части они отогнуты назад и оканчиваются волютными завитками. Довольно высокие основания этих кроватей имеют прямоугольную форму, либо же, поддерживая форму спинок, изогнутую, с углублением в центре (имитация формы лодки). Фасады украшались интарсиями.

Кровать «лодка» Франция, первая треть XIX века Дерево, интарсия, фанерование 110x220x92см БСИИ ASG, инв. № 21-1038

m

i И

lu

N

la. la

fN fN О fN

Кровать

Франция, первая треть XIX века

Палисандр, кап индийского сандала, интарсия 107x212x96 см БСИИ ASG, инв. № 21-0807

Спальня с кроватью «лодкой» и комодом периода Реставрации из светлого дерева Кровать и комод декорированы одинаковыми интарсиями [1, с. 141]

Фрагмент с интарсией в виде килика на фасаде кровати

БСИИ ASG, инв. № 210807

Спальня с кроватью «лодкой» и ночным столиком периода Реставрации из светлого дерева [1, с. 141]

В книге «Стили Ампир и Реставрация» на странице 141 приводится иллюстрация спальни с мебелью Реставрации из светлого дерева. На ней возле кровати «лодки» мы видим ночной прикроватный столик. Два похожих столика есть в коллекции мебели Карла Х из собрания ASG. Один из них изготовлен из лимонного дерева и амаранта. На его ящике и основании -интарсия в виде розетки с пальметтами по бокам от неё, а на дверце - центрально-симметричная арабесковая композиция. Другой ночной столик выполнен из капа клёна. На его дверце -композиция из орлов и веток.

Интарсия на дверце ночного столика в виде растительных узоров и орлов БСИИ ASG, инв. № 13-3769

Ночной столик Франция, первая треть XIX века Амарант, лимонное дерево, интарсия, серый мрамор с прожилками белого цвета (Gris Sainte-Anne belge) 82x46,5x38,5 см БСИИ ASG, инв. № 13-3776

Ночной столик Франция, первая треть XIX века Кап клена, интарсия, синий мрамор с полосами более светлых и темных оттенков (Bleu turquin) 83x42,5x38 см БСИИ ASG, инв. № 133769

m

i и

U

N

la. is

<Л| <Л|

о

<Л|

В раздел статьи с кроватями мы включили и детскую колыбель, форма которой напоминает гондолу. Такие колыбели имели широкое распространение и на сегодняшний день находятся в ряде крупных собраний Европы. Считается, что изобретателем колыбели данного типа (в виде гондолы) является мастер-мебельщик, использовавший клеймо <^апсу». Изготавливали их из красного дерева с накладками из золочёной бронзы. Более высокая стойка служила держателем занавеси и заканчивалась головой льва. У люльки, опубликованной в книге, держатель для её раскачивания исполнен в виде лебединой шеи, у колыбели из собрания ASG на этом месте -сферический деревянный элемент.

Колыбель

Франция, первая четверть XIX века

Массив и шпон красного дерева, резьба, точение, металл

173x131x54см

БСИИ ASG, инв. № 24-3316

КОНСОЛИ (LES CONSOLES)

У консоли периода Реставрации, так же, как и у кровати, было несколько разновидностей. Каждую из них мы проиллюстрируем предметами Большого собрания изящных искусств ASG, а также образцами из книги.

1. Консоли из красного дерева лаконичной конструкции c прямыми стойками, появившиеся в период Ампира. В нижней части к задней стенке крепилось зеркало.

Консоль

Франция, первая четверть XIX века

Красное дерево, резьба, точение, зеркало, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné) 95,5x115x44,5 см БСИИ ASG, инв. № 14-2758

Консоль красного дерева периода Реставрации с зеркалом по задней стенке [1, с. 130]

Держатель занавеси в виде головы льва у колыбели красного дерева БСИИ ASG, инв. № 24-3316

Колыбель Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, резьба, точение, золочёная бронза [1, с. 118]

2. Простые и элегантные по конструкции консоли из светлого дерева с зеркалами внизу. Передние стойки - изогнуты.

Консоль Франция, первая треть XIX века Кап ясеня или вяза, тонирование, резьба, гранит 89x114x45 см БСИИ ASG, инв. № 143775

Консоль светлого дерева периода Реставрации с зеркалом по задней стенке [1, с.

130]

4. Консоли светлого дерева с изогнутыми стойками, оканчивающимися завитками. Установлены на звериных лапах.

3. Консоли, опорные стойки которых имеют изогнутую форму. Зеркала отсутствуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консоль

Франция, первая треть XIX века

Лимонное дерево, резьба, тонирование, черный мрамор с включениями серого и белого цветов (Petit granité belge)

88,5x97,5x43,5 см БСИИ ASG, инв. № 14-2283

Консоль светлого дерева периода Реставрации с изогнутыми стойками и основанием на звериных лапах [1, с. 131]

m

i

И N N

la. §з

Г\| Г\|

о

Г\|

Консоль

Франция, первая четверть XIX века

Массив и шпон красного дерева, фанерование, серый

мрамор с прожилками белого цвета Sainte-Anne des

Pyrénées

78x109x46,5 см

БСИИ ASG, инв. № 14-1864

ТУАЛЕТНЫЕ СТОЛИКИ (LES COIFFEUSES)

Если на консоль установить зеркало, то получится туалетный столик. В статье мы рассмотрим две самые распространённые формы туалетных столиков периода Реставрации. В Большом собрании изящных искусств ASG классическим образцом периода правления Людовика XVIII является туалетный столик из красного дерева. Его овальное зеркало установлено на выгнутом основании в виде лебединых шей с обеих сторон. Нижняя часть имеет форму консоли с одним выдвижным ящиком на фальшь-панели и с личинкой по центру. Четыре S-образно изогнутые ножки соединены проножкой в виде двух балясин с резным элементом в форме кольца по центру. Близкий ему столик, опублико-

Туалетный столик Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, зеркало, золоченая бронза, резьба, точение, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné)

139x84x45 см БСИИ ASG, инв. № 221975

Туалетный столик из красного дерева периода Реставрации (годы правления Людовика XVIII) [1, с. 135]

m

i

И

N

N &

g

Г\| Г\|

о

Г\|

ванный в книге Сильвии Шадене, имеет выдвижной ящик, трансформирующийся в письменный стол.

Туалетный столик лимонного дерева из собрания ASG был создан в период правления Карла Х. Его округлое зеркало с четырьмя золочеными бронзовыми накладками в форме шестиконечных звезд установлено на полукруглое основание с элементами в виде голов лебедей по обеим сторонам и планкой в нижней части. По центру его ящика расположена золоченая бронзовая накладка в форме ромба с завитками и листьями, по бокам от неё -лилии. Х-образные округлые ножки с бронзовыми

основаниями соединены проножкой в виде двух балясин с золочеными бронзовыми элементами в форме кольца по центру и лепестками лотоса по краю.

Туалетный столик Франция, первая треть XIX века

Лимонное дерево, интарсия, точение, зеркало, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné)

152x74x42 см

БСИИ ASG, инв. № 22-2471

Туалетный столик из светлого дерева периода Реставрации (годы правления Карла Х) [1, с. 135]

Представленные туалетные столики имеют зеркала-псише (зеркала на шарнире между двумя стойками). Получившие распространение в период Ампира, они популярны и при Реставрации. Напольные зеркала-псише имеют овальную или прямоугольную форму. По бокам их обрамляют стойки-пилястры, иногда венчают фронтоны. Французский художник и издатель Пьер Антуан Лебу-де-ла-Ме-занжер (1761 - 1831) опубликовал в Париже сборник гравюр «Мебель и предметы роскоши» (фр. Collection de meubles et d'objets de gout). Одна из гравюр воспроизведена в книге «Стили Ампир и Ре-

ставрация». На ней изображён туалетный столик и два напольных зеркала периода Реставрации. По этим моделям были выполнены предметы мебели, хранящиеся в собрании ASG.

Гравюра с туалетным столиком и зеркалами-псише Пьера Антуана Лебу-де-ла Мезанжера, опубликованная в книге «Стили Ампир и Реставрация» [1, с. 137]

Туалетный столик Франция, первая четверть XIX

века

Массив и шпон красного дерева, фанерование, точение, золоченая бронза, черный мрамор с включениями серого и белого цветов Gris Sainte-Anne belge, зеркало 150x79x53 см БСИИ ASG, инв. № 23-1054

Зеркало Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, зеркало, золочёная бронза 179x107x53,5 см БСИИ ASG, инв. № 23-1012

Во времена Реставрации появляются шкафы с зеркалами на фасаде, которые будут пользоваться большим успехом в эпоху Луи Филиппа (годы правления 1830 - 1848). Форма таких шкафов остаётся прямой и лаконичной. Предмет часто дополнялся тонкими ажурными накладками золочёной бронзы в виде композиций из розеток, растительных мотивов и завитков. В книге опубликована модель шкафа с зеркалом времён Реставрации с обильным орнаментальным декором. Шкаф с зеркалом из собрания ASG украшен золочёными бронзовыми розетками, обрамляющими зеркало. В верхней и нижней частях - накладки в форме пальметт и листвы.

Зеркало

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, зеркало, золочёная бронза 186x112x63 см БСИИ ASG, инв. № 233607

Накладки золочёной бронзы на фасаде шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3521

Шкаф

Франция, первая треть XIX века Красное дерево, интарсия, стекло, золочёная бронза 218x104x45 см БСИИ ASG, инв. № 17-3521

Модель шкафа с зеркалом периода Реставрации [1, с. 137]

m

i

И N N

la. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

СТОЛЫ (LES TABLES)

В декоративном оформлении мебели периода правления Карла Х возникло два направления. В первом случае корпуса мебельных изделий изготавливали из светлых пород древесины (чаще комель-ных срезов), а для интарсий применялось красное дерево, палисандр, амарант и т.д. Во втором, напротив, корпуса делали из красного дерева, ореха или палисандра, а для орнаментальных композиций использовалось светлое дерево - клён и ясень. Так, например, стол-геридон из собрания ASG первой трети XIX века выполнен из клёна. На его столешнице восьмиугольной формы - маркетри со звездой в центре и орнаментом в ленточной фанеровке. Шестигранная опорная стойка сложной формы переходит в треножие на опорах, выполненных в виде

золочёных звериных лап. Шестигранную ножку имеет и стол-геридон светлого дерева, установленный в центре спальни, интерьер которой воспроизведён в книге. Его столешница так же обрамлена ленточным орнаментом, а в центр помещена симметричная композиция с растительными узорами.

Стол

Франция, первая треть XIX века Массив и шпон клёна, резьба, интарсия, тонирование, золочение 72,5x72 см БСИИ ASG, инв. № 13-3683

Спальня с мебелью светлого дерева периода Реставрации [1, с. 145]

Второе направление мы проиллюстрируем также столом-геридоном из собрания ASG. Он изготовлен из ореха с интарсиями из бука в виде центрально-симметричной круговой композиции растительного орнамента в гирлянде. Опора состоит из нескольких геометрических фигур с рельефной резьбой в виде вертикальных продольных полос. Треножье представляет собой изогнутые ножки в форме звериных лап

Стол

Франция, первая треть XIX века

Каркас - массив ореха, шпон - корень ореха, бук, интарсия, резьба 74x89 см

БСИИ ASG, инв. № 132362

Столики для рукоделия эпохи Реставрации имели откидную крышку, к которой крепилось зеркало. Внутреннее пространство было поделено на множество отделений и ящиков для хранения вышивок, различной фурнитуры для рукоделия, ювелирных украшений, бижутерии, писем и проч. Столики устанавливались на высоких тонких Х-образных ножках, соединенных перекладиной. Иногда ножки имели форму лир с лебедиными шеями.

Столик для рукоделия Франция, первая треть XIX века Дерево, интарсия, точение

БСИИ ASG, инв. № 13-1857

Г\| Г\|

о

Г\| m

Столик для рукоделия Франция, первая треть XIX века Ножки имеют форму лир с лебедиными шеями [1, с. 147]

СТИЛЬ ТРУБАДУР (LE STYLE

TROUBADOUR)

Разворот книги «Стили Ампир и Реставрация» посвящён стилю Трубадур. Он возник во Франции в период Реставрации на волне интереса к искусству Средневековья и Возрождения. Немало способствовала увлечению Средневековьем эксгумация останков французских королей, а также распродажа множества предметов церковного культа, произведений искусства и элементов средневековой архитектуры, инициированная революционным правительством. В 1802 году выходит в свет трактат Франсуа Рене де Шатобриана (1768 - 1848) «Гений христианства», со-дейстововавший возрождению христианских чувств, и сыгравший важную роль в развитии живописи, скульптуры и литературы, вдохновлённых религией. В декоративно-прикладном искусстве, и, в частности, в мебели стиль Трубадур получил выражение в оформлении изделий характерными для Средневековья орнаментами: арабесками, масверками, че-тырёхлистниками, «рыбьими пузырями», фиалами, крестоцветами и др. В декоре часто использовались мотивы романских и готических арок.

В качестве иллюстраций данного стиля в книге Сильвии Шадене приводятся кресло и секретер. Спинка кресла из капа ясеня и амаранта образована стрельчатой аркадой. В нижней части пущен «поясок» из четырёхлистников. Стрельчатую аркаду можно видеть и на спинках четырёх стульев из Большого собрания изящных искусств ASG. Их спинки, также, как и у кресла из книги, отогнуты назад. Промежутки между арками заполнены цветочными розетками.

Кресло периода Реставрации в стиле Трубадур Спинка декорирована стрельчатой аркадой Кап ясеня, амарант [1, с. 159]

CN

Ol

m

i И

U

N

la. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

Четыре стула в стиле Трубадур Франция, первая треть XIX века Палисандр, интарсия, резьба 83x42,5x45 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2383 (1 - 4)

Интарсия из розеток и стрельчатая аркада на спинке стула

БСИИ ASG, инв. № 11-2383 (1)

Оба секретера светлого дерева имеют на фасадах откидные крышки, за которыми скрыто внутреннее пространство, решённое с применением декоративных элементов архитектуры Средневековья. У секретера из собрания ASG это три крупные стрельчатые готические арки с отделением для бумаг в центре. Ящики секретера периода Реставрации из книги имитируют кирпичную кладку. В верхней части внутреннего отделения присутствует та же аркада, форма которой ближе скруглённой романской арке, нежели острой готической.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фрагмент секретера со стрельчатой аркой внутри БСИИ ASG, инв. № 16-3778

Секретер периода Реставрации в стиле Трубадур Внутреннее пространство декорировано аркадой и имитацией кирпичной кладки [1, с. 159]

Секретер в стиле Трубадур Франция, первая треть XIX века Клён, интарсия, золоченая бронза, черный мрамор с включениями серого и белого цветов (Petit granité belge) 147x100x44 см БСИИ ASG, инв. № 163778

В следующем номере Вестника «Мир искусств» будет опубликовано продолжение данной статьи, посвящённое произведениям декоративно-прикладного искусства эпохи Реставрации. Мы рассмотрим осветительные приборы, текстиль, керамику, серебро, художественную бронзу и часы первой трети XIX века из Большого собрания изящных искусств ASG, а также проведём параллели с книгой Сильвии Шадене.

Спимок литературы:

1. Chadenet S. Les styles Empire et Restauration. - Paris: Baschet et Cie, 1978. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.