Научная статья на тему '«МЕБЕЛЬНАЯ» КАРТА ПАРИЖА XVIII ВЕКА'

«МЕБЕЛЬНАЯ» КАРТА ПАРИЖА XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
улица / Париж / французский эбенист / предместье Сент-Антуан / карта / план / street / Paris / French ebenist / Saint-Antoine faubourg / map / plan

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

в статье территориально обозначены те места, улицы Парижа и его предместья, где была изготовлена мебель из Большого собрания изящных искусств ASG. В XVIII веке в Париже и в предместье Сент-Антуан располагалось шесть улиц, являвшихся сосредоточением мебельных мастерских – Фобур Сент-Антуан, Сен-Николя, Траверсье, Шарантон, Клери и Шаронн. Французские мастера эбенисты редко селились обособленно. Чаще всего их мастерские занимали одни и те же улицы, создавая тем самым территориально отграниченные сообщества мебельщиков. В статье приводятся современные фотографии улиц Парижа, а также их изображения на картах XVII – XIX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the the article geographically indicates those places, the streets of Paris and its suburbs, where furniture from the Grand Assembly of Fine Arts ASG was made. In the 18th century, there were six streets in Paris and the Faubourg Saint-Antoine, which were the concentration of furniture workshops Faubourg Saint-Antoine, Saint-Nicolas, Traversier, Charenton, Clery and Charonne. French ebony craftsmen rarely settled apart. Most often, their workshops occupied the same streets, thus creating territorially demarcated communities of furniture makers. The article presents modern photographs of the streets of Paris, as well as their images on maps of the 17th 19th centuries.

Текст научной работы на тему ««МЕБЕЛЬНАЯ» КАРТА ПАРИЖА XVIII ВЕКА»

«МЕБЕЛЬНАЯ» КАРТА ПАРИЖА

>л<

к * Л4

Г -Г -Г.

( , Д*

■ 1

Алина Булгакова,

к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: в статье территориально обозначены те места, улицы Парижа и его предместья, где была изготовлена мебель из Большого собрания изящных искусств ASG. В XVIII веке в Париже и в предместье Сент-Антуан располагалось шесть улиц, являвшихся сосредоточением мебельных мастерских - Фобур Сент-Антуан, Сен-Николя, Траверсье, Ша-рантон, Клери и Шаронн. Французские мастера эбенисты редко селились обособленно. Чаще всего их мастерские занимали одни и те же улицы, создавая тем самым территориально отграниченные сообщества мебельщиков. В статье приводятся современные фотографии улиц Парижа, а также их изображения на картах XVII - XIX веков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: улица, Париж, французский эбенист, предместье Сент-Антуан, карта, план.

ABSTRACT: the the article geographically indicates those places, the streets of Paris and its suburbs, where furniture from the Grand Assembly of Fine Arts ASG was made. In the 18th century, there were six streets in Paris and the Faubourg Saint-Antoine, which were the concentration of furniture workshops - Faubourg Saint-Antoine, Saint-Nicolas, Traversier, Charenton, Clery and Charonne. French ebony craftsmen rarely settled apart. Most often, their workshops occupied the same streets, thus creating territorially demarcated communities of furniture makers. The article presents modern photographs of the streets of Paris, as well as their images on maps of the 17th - 19th centuries.

KEYWORDS: street, Paris, French ebenist, Saint-Antoine faubourg, map, plan.

Первые объединения французских столяров появились ещё в XIII веке. В 1268 году вышла «Книга ремёсел» (фр. Livre des métiers) Этьена Буало (Étienne Boileau, около 1200/1210 - 1270), являвшаяся перечнем-уставом ста парижских ремёсел и промыслов XIII столетия. В книге опубликован устав объединения, в который входили плотники и столяры (фр. huchiers et charpentiers de la grande et de la petite cognée) - мастера «большого и малого топора». Столетие спустя прево Парижа Гуго Обрио (Hugues Aubriot, около 1315 - около 1388) утвердил привилегии мастерам мебельщикам, а также установил кодекс, регламентирующий работу объединения. Согласно этому кодексу от кандидатов в мастера требовалось изготовление шедевров. Кроме этого кандидатура должна была быть одобрена всеми мастерами объединения. Два эти принципа были основополагающими для объединения вплоть до Революции.

XVI столетие не внесло в работу объединения существенных изменений. В XVII веке мастера, работавшие с чёрным деревом, отделились от столяров (фр. menuisiers de la petite cognée). Вскоре их начали именовать эбенистами, поскольку именно они изготав-

ливали «кабинеты из черного дерева» (фр. cabinets en ébène).

C XVIII века мебельщики столкнулись с новыми, более серьезными, требованиями для получения звания мастера. Кандидаты должны были предоставить доказательства того, что они проработали с мастером не менее трех лет, и заплатить взнос, размер которого зависел от того, были ли они родственниками мэтра или только учениками. Тот, кто не платил взнос в 500 ливров, должен был отработать бесплатно шесть лет. Данные меры были направлены на то, чтобы превратить получение звания мастера в наследственную привилегию. Это вызвало массу упрёков и недовольств, поскольку девальвировало ценность профессионализма и отменяло гарантию получения звания мастера в частном порядке.

Таким образом произошёл раскол на привилегированных мастеров объединения и свободных мебельщиков Парижа. Последние обвиняли мебельщиков из объединения в том, что они чинят препятствия на пути технического прогресса в угоду своим прихотям.

«Отец французской промышленности» Генрих IV позволил нескольким мебельщикам иметь мастерскую в Лувре, дабы освободить

наиболее талантливых эбенистов от чрезмерного влияния объединения. При Людовике XIV в мастерской Лувра работал Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle, 1642 - 1732). Учеником Буля был Шарль Крессан (Charles Cressent, 1685 - 1768) - придворный мебельщик Филиппа II Орлеанского.

Так называемые свободные мебельщики селились в предместье ремесленников Сент-Антуан c 1607 года. Данное предместье выросло к востоку от Бастилии вокруг аббатства Сент-Антуан-де-Шам и тянулось вдоль улицы Фобур Сент-Антуан (фр. rue du Faubourg Saint-Antoine). Эта прямая улица соединяла две площади - Бастилию (фр. place de la Bastille) и площадь Нации (фр. place de la Nation). При Людовике XI ремесленникам, селившимся здесь, предоставлялись привилегии для открытия дела. Раньше других появились столярные мастерские. Из-за громкого шума мебельщикам было запрещено трудиться в ночное время, а днём требовалось держать дверь мастерской открытой, чтобы клиенты могли контролировать качество продукции. Людовик XIII отменил привилегии для свободных мастеров мебельщиков и учредил гильдии пригорода (фр. Jurandes). Однако уже при Людовике XIV, по ходатайству аббатисы, мебельщики вновь стали независимыми производителями.

Лучшая мебель эпохи Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI была произведена именно здесь. По словам французского географа Жа-на-Эмара Пиганьоля де Ла Форса (Jean-Aimar Piganiol de La Force, 1669 - 1753): «Предместье Сент-Антуан значительно увеличилось из-за большого количества домов, которые были построены там, как из-за хорошего воздуха, так и из-за королевского патента 1657 года, который освобождал от квалификации мастера всех ремесленников и торговцев, которые там жили» [1]. Дрова и строительный лес из верховьев Сены выгружались на близлежащей набережной Рапе на острове Лувье и хранились в предместье, что привело к развитию деревообрабатывающих производств. Квалифицированные фламандские и немецкие ремесленники, часто протестанты, переезжали в предместье и работали резчиками, позолотчиками, полировщиками, токарями и столярами.

Улица Фобур Сент-Антуан была известным сосредоточением мебельщиков, которые устраивали здесь свои мастерские с XV века. В начале XX века на улице всё ещё находились мастерские, хранилища и мебельные магазины (многие сегодня преобразованы в лофты). Именно поэтому здесь располагается знаменитая «École Boulle» - школа изящных искусств, ремёсел и прикладного искусства Парижа.

Мебельная мастерская Гравюра из «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» Дени Дидро и Жана Лерона Д'Аламбера 1769 год Библиотека декоративно-прикладного искусства, Париж

Фрагмент карты Жиля Робера де Вогонди с изображением предместья и улицы Фобур Сент-Антуан 1760 год

В 1760 году французский картограф Жиль Робер де Вогонди (Gilles Robert de Vaugondy, 1688 - 1766) составил карту Парижа и его предместий, за что был назначен придворным географом Людовика XV. На карте представлено предместье и улица Фобур Сент-Антуан.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится 88 предметов мебели XVIII века с авторскими клеймами французских эбени-стов. Основная часть этой мебели была изготовлена в пригороде Сент-Антуан. В статье мы не будем приводить биографические данные и анализировать оформление изделий тех мебельщиков из данного предместья, о ком мы уже говорили в наших прежних публикациях (Эволюция Больших стилей во французском мебельном искусстве XVIII века//Мир Искусств: Вестник МИА. - 2022. - №4 (40). - С. 100 - 127.; Уважая авторство: клейма французских эбени-стов XVIII века//Мир Искусств: Вестник МИА. -2023. - №1 (41). - С. 38 - 74.). Наша основная задача - территориальное обозначение тех мест, улиц Парижа и его предместья, где была

изготовлена мебель из Большого собрания изящных искусств ASG. В XVIII веке в Париже и в предместье Сент-Антуан располагалось шесть улиц, являвшихся сосредоточением мебельных мастерских - Фобур Сент-Антуан, Сен-Николя, Траверсье, Шарантон, Клери и Шаронн.

Итак, «главной улицей» французских мебельщиков была улица Фобур Сент-Антуан. Здесь, как свободный мастер, начал свою карьеру один из лучших эбенистов периода правления Людовика XV Жак Дюбуа (Jacques Dubois, 1693/1695 - 1763). В собрании ASG хранится два изделия мебельщика (комод и угловая тумба), а также секретер его сына Рене Дюбуа (René Dubois, 1737 - 1799). В конце карьеры отца Рене взял на себя руководство его мастерской. Карьера Дюбуа-сына активно развивалась до 1780-х годов. Затем он посвятил себя торговле мебелью в магазине на углу улицы Монмартр и тупика Сент-Эсташ. Данный тупик был основан в 1512 году под названием «Cul-de-sac de la Croix-Neuve». Позднее здесь началось строительство церкви в честь святого Евстафия и тупик был переименован.

Дюбуа, Рене Секретер

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма) Палисандр, розовое дерево, падуб, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с прожилками белого цвета (Gris Sainte-Anne belge) 130x85x35,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-1086

Дюбуа, Жак Тумба

Франция, XVIII век (стиль Рококо) Набор различных пород дерева, маркетри, тёмно-красный мрамор с белыми прожилками и тёмно-серыми пятнами (Breche basque) 91x48 см

БСИИ ASG, инв. № 19-1875

Дюбуа, Жак Комод

Франция, XVIII век (период Рококо) Розовое дерево, палисандр, золочёная бронза, брекчиевидный красный мрамор с полями розового и жёлтого цветов (Breche de Montmeyan ) 88x114x62 см БСИИ ASG, инв. № 12-2004

На улице Фобур Сент-Антуан имел мастерскую и магазин Фиделис Шей (Fidelys Schey, умер в 1788 году). Он получил звание мастера в 1777 году. Особой популярностью в его исполнении пользовались шкафы, библиотеки, комоды, секретеры, цилиндрические бюро, десертные консоли и различные столы, отличающиеся добротностью исполнения. Шей часто покрывал предметы китайским лаком и лаком «Мартен», но излюбленным материалом мастера был шпон с инкрустацией в виде филенок, медальонов и атрибутов музыки. В конце правления Людовика XVI в большом количестве изготавливал простую по конструкции мебель из красного дерева, украшенную медными или бронзовыми накладками. В 1786 году выполнил для замка Фонтенбло несколько игральных столов.

В собрании ASG хранится секретер с дверцами Фиделиса Шея. Он декорирован вертикальным набором маркетри и личинками в форме овальных медальонов с «бандеролями». За откидной крышкой данного секретера - отделение с небольшими выдвижными ящиками. Скошенные углы предмета украшены каннелюрами и золочёными накладками. На ножках - бронзовые золочёные накладки фигурной формы.

Помимо Феделиса Шея на улице Фобур Сент-Антуан работали Денис Женти (Denis Genty, получил звание мастера 13 марта 1754 года) и Жан-Жорж Шлихтиг (jean-Georges Schlichtig, получил звание мастера 2 октября 1765 года). В собрании ASG находится секретер Женти и два комода Шлихтига, кото-

Тупик Сент-Эсташ, ведущий к северному порталу церкви святого Евстафия

Шей, Фиделис Секретер

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века

Красное дерево, золочёная бронза, красный

мрамор с жилами и пятнами белого и серого

цвета (Incarnat turquin)

160x101x41 см

БСИИ ASG, инв. № 16-4116

рый начинал карьеру на Фобур Сент-Антуан, а затем переехал на упирающуюся в неё улицу Сен-Николя (фр. rue Saint-Nicolas). Данная улица также находилась в предместье Сент-Ан-туан. Впервые она была обозначена на карте Парижа 1672 года, составленной Альбером Жувеном де Рошфором (1640 - 1710).

Карта Парижа, составленная Альбером Жувеном де Рошфором в 1672 году

Важно отметить, что французские мастера мебельщики XVIII столетия за период работы, как правило, два-три раза меняли адреса своих мастерских. Так, например, Жан-Батист Вассу (Jean-Baptiste Vassou, 1739 - 1807) вначале работал на улице Сен-Николя под вывеской «La Tête noire» (рус. «Чёрная голова»), а в 1799 году перебрался на Фобур Сент-Антуан. В этом году закончилась Великая французская революция и на Фобур Сент-Антуан вновь за-

Улица Сен-Николя, вид с улицы Фобур Сент-Антуан

кипела работа. Дело в том, что рабочие предместья Сент-Антуан стояли во главе революционных отрядов 1789 года. 27 апреля этого года на месте ныне не существующего Малого рынка произошли столкновения рабочих предместья с владельцами парижских мануфактур. Эти выступления были жестко подавлены королевскими войсками и стали той искрой, которая всполохнула Французскую Революцию. Улица Фобур Сент-Антуан была достаточно узкой, что делало её идеальным местом для строительства баррикад.

Вассу, Жан-Батист Бюро

Франция, около 1790 года

Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная

бронза, медь, белый мрамор с прожилками и пятнами

серого цвета (Carrare blanc veiné)

96,5x76x46 см

БСИИ ASG, инв. № 15-1279

Непосредственно перед Революцией на улице Фобур Сент-Антуан работал и Пьер Буа-шо (Pierre Boichod, получил звание мастера 15 февраля 1769 года). Его мастерская располагалась в пассаже «A la Boule blanche». Пассаж этот был открыт 5 июня 1700 года. Здесь во внутреннем дворике было организовано несколько мебельных мастерских. Ещё одним крупным мебельным пассажем был пассаж Шантье (фр. Passage du Chantier), название которого дословно можно перевести как «двор для материалов» или «склад готовых изделий». Здесь и по сей день работают мастерские по производству мебели, создаваемой по образцам прошлого.

& •li-

ve &

Ф '^Щьт*

Л

Л

с$ ф

ишь

f 1

Буашо, Пьер Шифоньер

Франция, конец XVIII века Красное дерево, маркетри, латунь, чеканка 167x80x44,5 см БСИИ ASG, инв. № 17-0908

Пассаж Шантье с вывесками мебельных мастерских

Пассаж «A la Boule blanche» на улице Фобур Сент-Антуан

Вывеска пассажа «A la Boule blanche» на улице Фобур Сент-Антуан

На улице Сен-Николя работали Пьер Ла-рок (Pierre Laroque, получил звание мастера 11 июня 1766 года), Луи Обри (Louis Aubry, получил звание мастера 31 августа 1774 года) и выдающийся эбенист XVIII столетия Леонар Буден (Léonard Boudin, 1735 - 1807). Обри начал изготавливать мебель на улице де Грам-мон (фр. rue de Grammont). Был зятем Клода Пьера Лебесга (Claude Pierre Lebesgue, получил звание мастера 6 мая 1750 года), мастерской которого на улице Сен-Николя руководил после Революции.

Фото улицы де Граммон 1866 года Фотограф Шарль Марвиль Сейчас название улицы изменено на «улица де Грамон» (фр. rue de Gramont)

Леонар Буден получил звание мастера 4 марта 1761 года. В начале карьеры он выполнял заказы на мебель с маркетри в виде цветов и в стиле шинуазри для торговца-краснодеревщика Мижона. К 1770-м годам стал получать заказы от Луи Моро (Louis Moreau, получил звание мастера 27 сентября 1764 года) и Жерара Перидье (Gérard Péridiez, получил звание мастера 27 июля 1761 года), а также от ковроделов.

Буден начал работать на Фобур Сент-Антуан, затем на Сен-Николя и, наконец, на улице Тра-версье (фр. rue Traversière). В 1772 году Буден открыл собственный магазин на улице Фроман-то в районе Пале-Рояль, а спустя пять лет переехал в монастырь Сен-Жермен-л'Осеруа.

Буден, Леонар Туалетный столик Франция, XVIII век (период Рококо) Набор различных пород дерева, маркетри, бронза, зеркало 73,5x86x50 см БСИИ ASG, инв. № 22-1852

Обри, Луи Комод

Франция, 60-е годы XVIII века Палисандр, розовое дерево, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с включениями белого цвета (Gris Sainte-Anne belge) 83,5x96x47,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-2575

Ларок, Пьер Канапе и три кресла Франция, 70 - 80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма) Дерево, резьба, точение, левкас Канапе 84x107x69 см, Кресла 87x58x59 см БСИИ ASG, инв. № 11-3780 (1 - 4)

Улица Траверсье располагалась в предместье Сент-Антуан. Она шла параллельно Сен-Николя, упираясь в Фобур Сент-Антуан. Согласно французскому историку Жаку Ил-лере (1886 - 1984) улица впервые появилась на картах в XVII столетии и получила своё название от имени землевладельца-садовника «Traversire» или «Traversier», который владел землей на этом участке в 1629 году [2].

На улице Траверсье работали три мебельщика, предметы которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG:

Улица Траверсье, вид с улицы Шарантон

Жан-Альдебер Вови (Jean-Aldebert Vovis, получил звание мастера в 1767 году), Матье Криэр (Mathieu Criaerd, 1689 - 1776), Жан Хольтхау-зен (Jean Holthausen, получил звание мастера в 1764 году). Вови работал на улице Фобур Сен-Антуан до переезда на улицу Траверсьер. Он имел немецкие корни, так же, как и Жан Хольтхаузен. В собрании ASG находится книжный шкаф и полукомод Хольтхаузена. Полукомод на два ящика декорирован маркетри в виде рам произвольного контура. Ручки, личинки и накладка на «арбалет» выполнены в виде растительного орнамента из золочёной бронзы. Матье Криэр - самый талантливый из династии знаменитых мастеров мебельщиков. В собрании ASG хранятся три его предмета (комод, бюро и туалетный столик), выполненные в стиле Рококо.

Криэр, Матье Туалетный столик Франция, XVIII век Набор различных пород дерева, маркетри, бронза, зеркало 76x89,5x51 см БСИИ ASG, инв. № 22-2043

Хольтхаузен, Жан Полукомод

Франция, конец 60-х - начало 70-х годов

XVIII века

Красное дерево, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и включениями серого цвета (Са1асаИа) 90x82x44,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-1859

Вови, Жан-Альдебер Секретер Франция, 70 - 80-е годы XVIII века

Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза,

тёмно-серый мрамор с прожилками и пятнами светло-серого цвета

(Sainte-Anne des Pyrenees)

142,5х39х 93,5 см

БСИИ ASG, инв. № 16-0840

В Большом собрании изящных искусств ASG есть ещё два мебельщика, обосновавшихся в предместье Сент-Антуан - Антуан Музар (Antoine Mouzard, получил звание мастера 30 июля 1755 года) и Элуа Пьер Ланглуа (Eloi Pierre Langlois, 1737 - 1805). Мастерская Ланглуа располагалась на улице Лапп (фр. rue de Lappe), а во время Революции - в Еврейском квартале около площади Бастилии. Улица Лапп соединяет улицы Рокет и Шаронн. Она является сердцем района Бастилии. В XVII веке здесь были сады, владельцем которых являлся садовник Жерар де Лапп. На карте Жиля Ро-бера де Вогонди улица обозначена вместе с её альтернативным названием - «de Lape» ou «de Naples» (рус. «Неаполитанская улица»).

На улице Лапп мастер Ланглуа изготовил набор из шести кресел со спинками-«кабри-оль» в форме «медальонов», хранящийся в собрании ASG. Конусообразные ножки этих кресел украшены простыми каннелюрами. В розетках - округлые резные элементы.

Ланглуа, Элуа Пьер Набор из шести кресел Франция, 70 - 80-е годы XVIII века

Дерево, резьба, точение 85x60,5x62,5см БСИИ ASG, инв. № 01-1079 (1-6)

С дома 26 по улице Лапп начинается небольшая улица Кур Сент-Луи (фр. Oour Saint-Louis). Заканчивается она в доме 45 по Фобур Сент-Антуан. Длина улицы всего 155 м. Она появилась в середине XVII века, получив название от старинной вывески. Здесь, в период правления Людовика XV, Антуан Музар создал большой, практически трёхметровый шкаф из собрания ASG. Шкаф выполнен их ореха и красного дерева. Его свод имеет форму «шляпа жандарма», а двери украшены фигурными филёнками.

Музар, Антуан Шкаф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция, середина XVIII века Орех, красное дерево, резьба, железо, ковка 296x159x71 см БСИИ ASG, инв. № 17-2306

Фрагмент карты Жиля Робера де Вогонди с изображением улицы Лапп 1760 год

Улица Кур Сент-Луи

Лидирующие позиции по количеству мебельных мастерских занимали две улицы -Шарантон (фр. rue de Charenton) и Клери (фр. rue de Cléry). Семь из представленных в Большом собрании изящных искусств ASG эбенистов работали на улице Шарантон и одиннадцать на улице Клери.

Улица Шарантон начинается на северо-западе Фобур Сент-Антуан и площади Бастилии. Её пересекают улицы Сен-Николя и Тра-версье. Шарантон является одной из самых протяжённых улиц современного Парижа - её длина составляет более 3 км. Данная улица вела к деревне Шарантон, благодаря которой и получила своё название. В период с 1800 по 1815 годы улица была переименована в «rue de Marengo» в честь битвы при Маренго.

Улица существовала ещё со времен древнеримских завоеваний. Она расположена на верхнем берегу Сены. Все постройки, находящиеся между улицей Шарантон и рекой, по-

падали в зону затопления (самое сильное наводнение было зафиксировано здесь в 1910 году). Территория между улицей Шарантон и Сеной чётко обозначена на карте Жиля Робе-ра де Вогонди.

Как мы уже сказали выше отец и сын Дюбуа начали работать на улице Фобур Сент-Ан-туан. Впоследствии Жак Дюбуа перебрался в мастерскую на улице Шарантон, где работал на протяжении двадцати лет вместе со своим сыном. Их мастерская находилась напротив дома «Чёрных мушкетёров» (фр. «Mousquetaires noirs»). Изначально это были казармы мушкетёров, располагавшиеся по адресу Шарантон 26. Они были построены в период между 1699 и 1701 годами при Людовике XIV. С 1779 года и по сей день здесь располагается больница (офтальмология) «The Quinze-Vingts National

1174. PARts пне du ГпчЬоцте Sl-Antolpe & Hue de Chntcnton С. M,

Карта Парижа 1739 года с расположением отеля «Чёрных мушкетеров» Картограф Луи Брете Гравёр Клод Люка (1685 - 1765) Картографический центр Нормана Б.

Левенталя, Бостон

Фото улиц Фобур Сент-Антуан и Шарантон 1900 - 1903 годы

Ophthalmology Hospital». Расположение дома «Чёрных мушкетёров» обозначено на карте Луи Брете (умер в 1737 годы) 1739 года. На данной карте указаны и дома напротив отеля, в одном из которых находилась мастерская Дюбуа.

Недалеко от мастерской Дюбуа располагалась мастерская Этьена Авриля (Etienne Avril, 1748 - 1796), представленного в собрании ASG комодом в стиле Транзисьон. Она находилась на углу с улицей Моро (фр. rue Moreau). С 1670 года здесь располагался «Монастырь английских девушек» или «Монастырь английских францисканок» (фр. Le Couvent des Franciscaines anglaises, Couvent des religieuses de l'immaculée Conception ou Couvent des filles anglaises). В 1795 году он был национализирован. Монастырь существовал за счёт пожертвований и арендной платы - некоторые помещения сдавались в наём. В них и располагалась мастерская Этье-на Авриля.

Мастерские французских мебельщиков в стенах монастырей явление довольно распространённое. Так Николя Лекселан (Lexelant, Nicolas, dit Lexcellent, умер в 1788 году) работал в разрушенном ныне монастыре Сен-Жан-де-Латран (Saint-Jean-de-Latran), учрежденным орденом госпитальеров. Монастырь находился на улице Латран (фр. rue de Latran) и был национализирован в 1792 году. В Большом собрании изящных искусств ASG находится пара стульев Лекселана эпохи Рококо.

Авриль, Этьен Комод

Франция, 60 - 70-е годы XVIII века (период Транзисьон) Лимонное дерево, маркетри, тонирование, золочёная бронза, красный мрамор с пятнами розового цвета (Rouge du Maine) 95x128x64 см БСИИ ASG, инв. № 12-1854

Бывший «Монастырь английских девушек» на углу улиц Шарантон и Моро

Лекселан, Николя Пара стульев

Франция, 60-е годы XVIII века Дерево, резьба 93x56x45 см

БСИИ ASG, инв. № 11-0958 (1,2)

Мишеля-Этьена Тюрго. План состоял из 20 листов. В 1736 году гравёр Клод Люка изготовил 21 печатную форму, с которых в 1739 году были напечатаны листы атласа (печатные формы хранятся в Лувре). В нашем исследовании мы приведём фрагменты плана с изображениями вышеупомянутых монастырей.

Монастырь Сен-Жан-де-Латран на плане Тюрго 1739 год

Изображение монастыря Сен-Жан-де-Латран 1668 года

«Монастырь английских девушек» на плане Тюрго 1739 год

Монастырь Сен-Жан-де-Латран был уничтожен в XIX веке. Сегодня мы можем судить о нём лишь по сохранившимся рисункам и гравюрам, в частности картам. Оба монастыря («Монастырь английских девушек» и Сен-Жан-де-Латран) изображены на «Плане Тюрго» (фр. Plan de Turgot) - подробный план Парижа, созданный в 1734 - 1736 годах по заказу прево

На улице Шарантон работали и братья Лапи - Жан (Jean Lapie, родился около 1734 года) и Николя Александр (Nicolas Alexandre Lapie, около 1730 - 1775). Младшим из братьев был Жан Лапи. Он получил звание мастера в 1762 году. Эбенист с большой фантазией и разнообразием декорировал мебель в стиле шинуазри. Часто использовал технику марке-

три в виде цветов и мелкой плитки из редкой породы эбенового дерева - макассара, палисандра, красного, фиалкового и лимонного дерева. Создавал комоды, шкафы, угловые тумбы, складные столы, экраны с декором в виде посеребренных духовых инструментов. После Революции мастерская Лапи обанкротилась.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится комод-«гробница» на четыре ящика Жана Лапи. Он декорирован маркетри на ящиках в форме прямоугольников в контрастном обрамлении. По углам - золочёные бронзовые накладки-«эспаньолеты» с лиственным орнаментом. «Арбалет», личинки, ручки и накладки у оснований ножек выполнены в виде рокайль-ных композиций и листьев.

Лапи, Жан Комод

Франция, XVIII век

Палисандр, амарант, золочёная бронза, тёмно-серый мрамор с прожилками и включениями светло-серого цвета (рисунок «клюв ворона») (Gris Sainte-Anne belge) 85x128x64 см БСИИ ASG, инв. № 12-2042

Комод на три ящика Николя Александра Лапи из собрания ASG украшен набором маркетри в виде «крыльев бабочки» (фр. «Aile de papillon») в прямоугольном обрамлении и ленточной фанеровке. На его боковинах - Х-об-разный набор в аналогичном обрамлении. На скошенных углах - маркетри с имитацией каннелюр (желобков). Бронзовые личинки исполнены в виде медальонов с бантами. Ручки имеют округлую форму. На углах под столешницей - накладки в виде прямоугольных пластин со стилизованными архитектурными элементами.

Лапи, Николя Александр Комод

Франция, 60-е годы XVIII века

Набор различных пород дерева, маркетри, золоченая

бронза, серый мрамор с прожилками белого цвета

(Gris Sainte-Anne belge)

87x128x58 см

БСИИ ASG, инв. № 12-2483

Николя Александр Лапи получил звание мастера в 1764 году. Он специализировался на изготовлении корпусной мебели (маленькие столы, плоские бюро, угловая мебель и т.д.). Работая в течение 11 лет, мастер создал большое количество мебели в стиле Рококо и Неоклассицизма, которую декорировал набором маркетри в виде кубов, ложных каннелюр, музыкальных инструментов, сосудов и различных предметов домашнего обихода.

Жак Биркле (Jacques Bircklé, 1734 - 1803) -ещё один мастер, начавший свою карьеру на улице Шарантон. Впоследствии он переехал на улицу Сен-Николя. Биркле получил звание мастера в 1764 году. В 1785 - 1789 годах эбе-нист получал заказы от Марии-Антуанетты для замка Сен-Клу, герцога Орлеанского, принцессы Ламбаль и т.д. После смерти мастера его сын продолжил дело и сохранил действующей мастерскую до 1825 года.

В декорировке своих изделий Биркле практически не использовал накладки из золоченой бронзы, чаще прибегая к технике маркетри ярких и контрастных тонов. Часто композиции выполнялись из тонированного в светлый цвет дерева и помещались на фоне темного шпона. Их декоративный эффект еще больше усиливался за счет тематики: вазы с цветами, драпировки, ленты, военные трофеи, атрибуты музыки, аллегорические символы, а также пейзажи и античные сцены. Подобные маркетри, представляющие собой объемные пейзажи с антикизирующими постройками, можно увидеть на паре угловых тумб периода Людовика XVI из собрания ASG. Их дверцы декорированы маркетри в виде пейзажей с руинами в овалах с бантами, лавровыми ветвями и листьями аканта. Композиции обрамлены меандрами по углам. Протравленные пейзажи зеркально практически повторяют друг друга. В обоих случаях мы видим руины портиков, ротонды, мосты через речку и деревья в отдалении.

Биркле, Жак Пара тумб

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века

Палисандр, фруктовые породы дерева, светлый и

морёный дуб, золочёная бронза, тёмно-красный

мрамор с жилами серого и белого цветов (Rouge de

France)

80^70x42 см

БСИИ ASG, инв. № 19-0898 (1,2)

Стул Филиппа Пуарье (Philippe Poirié ou Poirier, получил звание мастера в 1765 году) из собрания ASG был также изготовлена на улице Шарантон. Эбенист был племянником мастера-мебельщика Ноэля Пуарье (Noël Poirier), клеймо которого сохранил. Мебель для

сидения, созданная мастером в период правления Людовика XVI, отличалась соразмерностью объемов, высоким качеством исполнения и строгим резным орнаментом в виде рядов жемчужин, медальонов и завитков. Отдельные модели выделялись пышностью декорировки. Мастерская Пуарье закрылась незадолго до Революции.

В собрании ASG представлен стул Пуарье периода Рококо. Он имеет спинку-«кабриоль» в форме «скрипки» и обивку «плетёнкой». Каркас декорирован желобками, а также резьбой в виде цветов в верхних частях ножек.

Пуарье, Филипп

Название улицы Клери происходит от расположенного здесь дома (фр. hôtel de Cléry), упоминавшегося с 1540 года. Его хозяйственные постройки тогда вели к городским рвам. Улица Клери тянулась вдоль канав от ворот Монмартр до ворот (арки) Сен-Дени. После засыпки рвов в 1633 - 1634 годах улица Клери (по сути больше напоминавшая тропу) соединилась с остальной частью города. В XVII веке улицу называли «Chemin des Gravois», а восточную её часть в XVIII столетии именовали «rue Mouffetard». «Mouffetard» по-французски «скунс». Такое нелестное название улица получила из-за сильного запаха помоев, стоявшего здесь.

На улице Клери работало три поколения представителей прославленной династии эбе-нистов Франции - Сене: Жан Сене или Сене-о-тец (Jean Sené, родился около 1694 года), его сын Клод I Сене (Claude I Sené, 1724 - 1792), а также два внука - Жан-Батист Клод Сене (Jean-Baptiste Claude Sené, 1747 - 1803) и Клод II Сене (Claude II Sené, получил звание мастера в 1769 году). Клод I Сене женился на Марии-Жанне Сен-Жорж и стал партнёром своего шурина Жана-Этьенна Сен-Жоржа (Jean-Etienne Saint-Georges, 1723 - 1790). Последний в 1747 году унаследовал мастерскую отца на улице Клери, которую объединил с делом Клода I Сене, при этом оба мастера трудились автономно и сохранили собственные

клейма. Мастерская работала под вывеской «Grand Saint-Georges». На улице Клери был изготовлен вызолоченный набор мебели для сидения Клода I Сене и пара кресел периода Неоклассицизма Жана-Этьенна Сен-Жоржа из собрания ASG.

Сен-Жорж, Жан-Этьенн Пара кресел Франция, 70 -80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма) Массив бука, резьба, точение, левкас 88^58x58 см БСИИ ASG, инв. № 11-3027 (1, 2)

Сене, Клод I Канапе и шесть кресел Франция, XVIII век (период Рококо) Твердые породы дерева, покрытые сусальным золотом, резьба, левкас Канапе 88x139x67 см, Кресла 85x62x50 см БСИИ ASG, инв. № 11-2872 (1 - 7)

Самым талантливым и именитым представителем фамилии был Жан-Батист Клод Сене. Он открыл собственную мастерскую на улице Клери под вывеской «Gros Chapelet» (рус. «Большой розарий») и быстро приобрел известность. Его младший брат Клод II Сене начал работу на улице Фобур Сент-Антуан, но в 1783 году был вынужден объявить себя банкротом. Год спустя он возобновил свою деятельность на улице Клери рядом с мастерской брата.

Сене, Жан-Батист Клод Кресло

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века (период

Неоклассицизма)

Бук, резьба, точение

89x59x63 см

БСИИ ASG, инв. № 11-0860

шель) работал в семейной мастерской на улице Клери вместе со старшим братом, а затем самостоятельно. Жан-Рене впоследствии работал автономно на той же улице под вывеской «Lion d'argent» (рус. «Серебряный лев»).

Ещё одно семейство эбенистов с улицы Клери - Надаль. Основатель династии - Жан На-даль (Jean Nadal) был женат на дочери эбени-ста Жана Крессона, которая родила ему шесть детей. Двое из сыновей стали мебельщиками -Жан-Рене Надаль (Jean-René Nadal, родился в 1733 году) и Жан-Мишель Надаль (Jean-Michel Nadal, 1734 - 1800). Младший брат (Жан-Ми-

Надаль, Жан-Рене Канапе

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века (период

Неоклассицизма) Бук, резьба, точение, левкас 93x150x68 см БСИИ ASG, инв. № 11-3061

В 1747 году в доме № 124 по улице Клери (в настоящее время дома с таким номером нет) открыл мастерскую Жан Ависс (Jean Avisse, 1723 - 1796). Он получил звание мастера в 1745 году. Несмотря на широкую известность, разорялся в 1769 и в 1776 годах, но с успехом возобновлял деятельность вновь. Работал со скульпторами Жаном-Франсуа Байяром (Jean-François Baillard), Клодом Винашем (Claude Vinache), Пьером Руссо (Pierre Rousseau). Исполнял заказы высшего света Франции, создавая разнообразную по типологии мебель: большие глубокие кресла, низкие каминные и складные стулья с характерными изгибами и высокохудожественным орнаментом в виде рокайлей. Также выполнял более простые модели, украшенные резным и лепным декором: плетеные стулья для столовой, кресла для рабочего кабинета, кресла со спинкой-«кабриоль», скамьи, кушетки и т.д. Огромной популярностью пользовались широкие кресла со «спинкой королевы», некоторые из которых украшались «каблучками» на основаниях ножек и цветочным декором.

В Большом собрании изящных искусств ASG есть дюшес Жана Ависса. Дюшес (фр. «Duchesse») - разновидность шезлонга, характеризующаяся удлиненным сиденьем и круглой спинкой. Данный дюшес имеет спинки-«корзи-ны» и своды в форме «волн». Конусообразные ножки декорированы простыми каннелюрами. Резьба в виде жемчужин украшает своды спинок. На царговом поясе - «витая лента».

На улице Клери имели мастерские Сильвен Николя Бланшар (Sylvain Nicolas Blanchard,

1725 - 1770), Луи Крессон I (Louis Cresson I, 1706 - 1761), Пьер Ледюк (Pierre Leduc, 1685 -1765) и Матье Бов (Дебов) (Mathieu Bauve ou Debauve, умер около 1786 года). До нас дошли названия их мастерских: Бланшар работал под вывеской «Chat blanc» (рус. «Белый кот»), Крессон I - «L'Image de Saint-Louis» (рус. «Образ Святого Людовика»), Ледюк - «La Providence» (рус. «Провидение»), Бов - «Saint-Esprit» (рус. «Святой Дух»).

Бланшар, Сильвен Николя Кресло

Франция, XVIII век (период Рококо) Бук, резьба 94x68x52 см БСИИ ASG, инв. № 11-2551

Ледюк, Пьер Кресло

Франция, XVIII век (период Рококо) Дерево, резьба 96x70x57 см БСИИ ASG, инв. № 11-0790

Крессон, Луи I Кресло

Франция, XVIII век (период Рококо) Орех, резьба 96x65x65 см БСИИ ASG, инв. № 11-1218

Ависс, Жан Дюшес

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Дерево, резьба, точение 105x188x72,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-2341

Все эти мастера представлены в собрании ASG мебелью для сидения (кресла и канапе) в стиле Рококо и Неоклассицизма. Автор канапе - Матье Бов - получил звание мастера в 1754 году. Спросом пользовались его кресла времен Людовика XV и Людовика XVI с изящно изогнутыми контурами и скромным резным декором в виде цветов. Выполнял он и роскошные модели, украшенные пышным резным декором с золочением в виде волют, гранатов, розеток и ветвевидного орнамента. Среди подобных образцов были и кресла для версальского театра королевы Марии-Антуанетты. После смерти мастера его жена продолжала поддерживать деятельность мастерской в течение нескольких лет.

Моро, Пьер Кресло

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Дерево, резьба, точение 85x54 см БСИИ ASG, инв.№ 11-1015

О жизни и работах Пьера Моро известно не многое, как и о Шарле Франсуа Нормане (Charles François Normand, получил звание мастера в 1746 году) с улицы Клери. Он, как и Моро, работал здесь до конца правления Людовика XV. Норман является автором инвалидного кресла, в котором умер Вольтер (Музей Карнавале, Париж).

Бов, Матье Канапе

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Массив бука, резьба, точение 100x158x71 см БСИИ ASG, инв. № 11-2643

Учеником Сильвена Николя Бланшара был Пьер Моро (Pierre Moreau, 1722 - 1798). Он начал работу в мастерской мэтра, а позднее открыл собственную на улице Клери, которая просуществовала до конца правления Людовика XV. Однако эбенист работал и при Людовике XVI. Доказательство этому - крес-ло-бержер из собрания ASG, изготовленное в традициях Неоклассицизма. Кресло это имеет спинку-«кабриоль» и свод в форме «ручки корзины». Конусообразные ножки декорированы полуштабными каннелюрами.

Норман, Шарль

Франсуа

Кресло

Франция, XVIII век (период Рококо) Бук, резьба 83x51x58 см БСИИ ASG, инв. № 11-0813 (1)

Улица Шаронн (фр. rue de Charonne) появилась в начале XVII века и, наряду с Фобур Сент-Антуан, была одной из самых оживлённых улиц предместья. Данная улица вела к деревне с одноимённым названием. Она начиналась на улице Фобур Сент-Антуан и заканчивалась на бульваре Шаронн. Многие мастера эбенисты селились здесь. Улица указана на карте Жиля Робера де Вогонди, а также на Карте Кассини или карте Академии (фр. La carte de Cassini ou carte de l'Académie) - первой подробной карте Французского королевства XVIII века. Основной вклад в её создание внесли представители семьи Кассини - Цезарь Франсуа Кассини (1714 -1784) и его сын Жан-Доминик (1748 - 1845).

_ Mantled

/Лл грмн ii'rrw iy^ I

Фрагмент карты Кассини с изображением улицы Шаронн

1745 - 1748 годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В XVIII веке на улице Шаронн в домах 3 - 5 располагалось два двора, в которых селились мебельщики - это Двор Сен-Жозеф (фр. Cour Saint-Joseph) и Двор Жака-Вигеса (фр. Cour Jacques-Vigues). Эбенисты, реставраторы мебели и производители фурнитуры занимали здесь мастерские, которые также служили складами и магазинами для торговцев мебелью с улицы Фобур Сент-Антуан. Двор Сен-Жозеф первоначально назвался тупиком (фр. «Cul-de-sac Saint-Joseph»). Он представлял собой череду мастерских. Во двор можно было попасть с улицы Шаронн через крыльцо, расположенное под домом с девятью нишами.

Вход во Двор Сен-Жозеф с улицы Шаронн

Двор Сен-Жозеф

Вход во Двор Жака-Вигеса

Двор Жака-Вигеса в XVIII веке был частью Двора Сен-Жозеф. В XIX столетии он отделился и был переименован в честь Жака Вигеса -торговца экзотическими породами древесины, который работал здесь с 1825 года. Сегодня попасть сюда можно через Двор Сен-Жозеф

Двор Жака-Вигеса

В Большом собрании изящных искусств ASG находятся мебельные изделия трёх мастеров мебельщиков, работавших во Дворе Сен-Жо-зеф: Адриена Пьера Дюпена (Adrien Pierre Dupaln, получил звание мастера в 1772 году), Лорана Рошета (Laurent Rochette, родился в 1723 году), Шарля Франсуа Эврара (Charles François Evrard, умер около 1770 года).

Рошет специализировался на корпусной мебели (бюро со скошенными откидными крышками, секретеры, комоды и т.д.) и напольных часах. Для декора работ мастера характерны чередующиеся контрастные полосы светлого и темного дерева, наборы маркетри в виде пейзажей и полихромный лак.

Бюро со скошенной крышкой Рошета из собрания ASG декорировано палисандром. Оно имеет большие ящики. Наборы маркетри выполнены в виде ромбовидных композиций. Бронзовые личинки на ящиках и ручки декорированы довольно минималистично растительными мотивами.

Рошет, Лоран Бюро

Франция, XVIII век

Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза

107x99x50 см

БСИИ ASG, инв. № 15-1826

Шарль Франсуа Эврар получил звание мастера в 1752 году. Известно небольшое количество работ этого эбениста. В музее Ранке в Клермон-Ферран хранится стул времен Людовика XV со «спинкой королевы», богато украшенный резьбой в виде гранатов, цветов и листьев. Также Эврар активно работал в стиле Неоклассицизма. После смерти мастера его вдова продолжила дело.

Набор мебели для сидения Эврара из собрания ASG состоит из канапе-«корзины» и шести кресел со спинками-«кабриоль» в форме «медальонов». Конусообразные ножки предметов декорированы полуштабными каннелюрами на фигурных основаниях внизу и перехватом вверху.

Эврар, Шарль Франсуа

Набор из канапе и шести кресел

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века

Дерево, резьба, точение, левкас, гобелен

Канапе 117x93x50 см,

Кресла 91x56x47 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3796 (1-7)

Есть в Большом собрании изящных искусств ASG отдельные мебельщики, которых сложно объединить в группы по адресам их мастерских. Так Николя Пьер Северин (Nicolas Pierre Severin, 1728 - 1798) был сыном и учеником мебельщика из пригорода Сен-Антуан. Он зарегистрировал патент на право самостоятельного занятия ремеслом в 1764 году. Тогда же он открыл собственную мастерскую на улице Дофин (фр. rue Dauphine) - одной из самых престижных улиц квартала Сен-Жермен-де-Пре. Улица была названа в честь дофина - сына Генриха IV.

Точно также начал свою карьеру и Пьер Гарнье (Pierre Garnier, получил звание мастера в 1742 году). Отец эбениста - Франсуа Гарнье - был присяжным гильдии мебельщиков. Однако сам Пьер, к удивлению многих, покинул предместье Сен-Антуан и переехал на улицу Нев-де-Пети-Шам (фр. rue Neuve-desPetits-Champs). Улица появилась в 1634 году по приказу короля во время строительства Пале-Рояль. Изначально улица именовалась «rue Bautru», затем - «rue Neuve-des-Petits-Champs», а с 1881 года и по сей день - «Rue des Petits-Champs». Нев-де-Пети-Шам получи-

План Парижа географа Ксавье Жирара Карта Революционного Парижа

1840 год 1789 год

(на карте выделена улица Дофин)

Гарнье, Пьер Комод

Франция, 60-е годы XVIII века Каркас - массив дуба, сосны, шпон - красное дерево, орех, маркетри, золоченая бронза, красный мрамор с прожилками светло-серого и белого цветов (Royal rouge) 88x131x58 см БСИИ ASG, инв. № 12-2484

Северин, Николя Пьер Секретер

Франция, 60 - 70-е годы XVIII века (период Транзисьон)

Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза, жёлтый мрамор с

сиреневыми включениями и белыми прожилками и миндалинами

(Brocatelle jaune du jura)

128x64x35,5 см

БСИИ ASG, инв. № 16-0964

ла своё название из-за небольших полей или садов, находившихся там прежде (фр. «petits champs» - «небольшие поля»).

Мастерская Пьера Гарнье находилась на Нев-де-Пети-Шам недалеко от Вандомской площади. Здесь он работал на протяжении всей жизни (эбенист умер в 1800 году) и исполнил комод из собрания ASG. Мастерская продолжала функционировать даже в период Революции, когда была изготовлена карта Революционного Парижа (1789 год). На ней отмечены и улица Нев-де-Пети-Шам, и знаменитая площадь.

Улицы Парижа часто переименовывались. Улица Бурбон-Вильнёв (фр. rue Bourbon-Villeneuve) появилась в конце XVI века между улицами Пети Карро (фр. rue des Petits-Carreaux) и Сен-Дени. Она последовательно сменила несколько названий: «rue Saint-Côme», «rue du Milieu-du-Fossé», с 1639 года - «rue Bourbon» - в честь Жанны де Бурбон, «rue Bourbon-Villeneuve» (находилась в районе, ранее известном как Виль-Нёв), с 1793 года - «rue Neuve-de-l'Égalité», с 1807 года - «rue d'Aboukir» (в честь битвы при Абукире). 27 апреля 1814 года указом префектуры улице вернули прежнее название «rue Bourbon-Villeneuve», однако в 1830 году имя Бурбонов было удалено (фр. «rue de Villeneuve»). Оно вновь было возвращено в название улицы в 1837 году. В настоящее время улица снова называется Абукир. На карте Жиля Робера де Вогонди данная улица указана под названием rue de Bourbon.

В XVIII веке, в тот период, когда улица называлась Бурбон-Вильнёв, на ней работал мебельщик Луи Делануа (Louis Delanois, 1731 - 1792). Прославленный эбенист XVIII века, он оставил после себя бесчисленное количество кресел эпохи Рококо и Неоклассицизма. Получил звание мастера в 1761 году. Работал как на торговцев, так и по заказам графа Д'Артуа, принца Конде (парижский дом Пале-Бурбон, замок Шантийи и другие его резиденции), герцога Шартрского, польского короля Станислава II и других богатых коллекционеров. Для апартаментов графини Барри в замке Версаля в сотрудничестве со скульптором Жозефом Николя Гишаром и золотарём Каньи исполнил большое количество различных предметов мебели, украшенных аллегорическими атрибутами любви, войны, охоты и рыбалки.

В Большом собрании изящных искусств ASG есть кресло Луи Делануа в стиле Рококо. Оно имеет «спинку королевы» и округлый свод. Декорировано резьбой в виде цветочных гирлянд на своде спинки, по центру царги и у вершин ножек. Кресло было атрибутировано Дела-нуа на основании стилистического анализа и сравнения данного кресла с предметами подтвержденного авторства, проходившими на аукционе Mes Beaussant, Lefèvre в 2000 году. Подтверждением этому являются очень близкие размеры предметов, форма их деталей: линия царги, резьба в виде цветов и листьев на своде спинки и в центре царги.

Делануа, Луи

Четыре кресла периода Людовика XV 90x61x52,5 см Париж, 17 ноября 2000 года, аукцион Mes Beaussant, Lefèvre

Делануа, Луи Кресло Франция, XVIII век Дерево, резьба 93x65x54 см БСИИ ASG, инв. № 11-1338

Делануа начал работать в скромной мастерской на Бурбон-Вильнёв. К нему быстро пришёл успех, и он переехал на улицу Пе-ти-Карро, где помимо изготовления мебели, занимался ещё и продажей древесины. Улица Пети-Карро появилась в XIII веке. Первоначально она была частью улицы Монторгёй, а в XVII столетии стала самостоятельной. В рукописи 1636 года она упоминается под названием «rue des Petitz Cameaulx». В официальных документах XVIII и XIX веков улица именуют «rue des Petitz Cameaulx». Данное название происходит от старой вывески ремесленной мастерской, находившейся здесь, или же от наименования группы домов, расположенных

Улица Пети-Карро

к северу от улицы Монторгёй. Пети-Карро начинается на юге на улице Леопольда-Беллана (2 дом) и заканчивается на севере на улице Клери (44 дом).

В XIV веке расположение современной улицы Абукир соответствовало построенной там городской стене. Рядом, прямо перед рвами улицы Клери, находилась улица Пуассонье (фр. rue Poissonnière). Она носит такое название (фр. «poissonnière» - торговка рыбой, рыбная ловля) поскольку через неё до 1850 года проходил маршрут продавцов рыбы, которые везли морепродукты с севера Франции (Дьеп, Руан) в парижские торговые залы. До XV века это место фактически не было заселено, т.к. земля была болотистой. В XVI столетии стены бастионов были заложены и земли, граничащие с улицей Пуассонье, начали застраиваться. Застройка домами завершилась к концу XVII века. Улица отмечена на плане де Вогонди. Она простирается до Halles de Paris - оптового рынка продуктов на улицах Пети Карро и Монторгёй.

Талантливый эбенист Пьер Реми (Pierre Rémy, 1724 - 1798) имел мастерскую на улице Пуассонье. Мастерская работала очень активно, занимаясь не только созданием мебели, но и обработкой древесины для строительства. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится десять кресел Пьера Реми эпохи Рококо. Шесть из них образуют набор. Их спинки имеют форму «кабриоль» с округлыми свода-

шШ}

ß tir-?

m fei

Фрагмент карты Жиля Робера де Вогонди с изображением улицы Пуассонье 1760 год

Дом на углу улиц Пуассонье и Клери

Панорама бульваров Парижа В правой части представлена улица Пуассонье Гравюра на дереве, раскрашена вручную 1846 год

Коллекция исторических карт Дэвида Рамси

ми. Парные кресла обладают аналогичными спинками. Ещё у одного кресла - «спинка королевы». Все предметы декорированы продольными полосами, повторяющими их форму, а также цветами в разных композиционных сочетаниях.

Как изготовитель и торговец мебелью на улице Тампль (фр. rue du Temple) работал Адриен Делорм (Adrien Delorme, 1722 - 1791) - автор комода периода Рококо из собрания ASG. Эта улица обязана своим названием ордену тамплиеров, основанному в середине XIII века в этом районе, который и сегодня известен как район Тампль. На «Плане Тюрго» 1739 года обозначена часть этой улицы, называвшаяся Сент-Авуа (фр. rue Sainte-Avoie). Улица Тампль указана на Революционной карте Парижа.

Реми, Пьер Набор из шести кресел Франция, XVIII век Бук, резьба, лак 90x63x61 см БСИИ ASG, инв. № 11-1099 (1-6)

Реми, Пьер Кресло Франция, XVIII век Дерево, резьба 88,5x63,5x49,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-2811

Улица Сент-Авуа на плане Тюрго 1739 год

£от/ттш, Aran Л (о ЬтГлс. Ягш Ът*. А

Улица Тампль на карте Революционного Парижа 1789 год

Делорм, Адриен Комод

Франция, середина XVIII века (период

Рококо)

Палисандр, розовое дерево, фиалковое дерево, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с пятнами и жилами красного и белого цветов (Gris des Ardennes) 89,5x102x53 см БСИИ ASG, инв. № 12-1999

Таким образом французские мастера эбе-нисты XVIII столетия редко селились обособленно. Чаще всего их мастерские занимали одни и те же улицы, создавая тем самым территориально отграниченные сообщества мебельщиков. Мастерские эти нередко были династическими, переходящими от отцов к сыновьям. Основные мебельные производства располагались в предместье Сент-Антуан, ставшим центром французских ремёсел.

Ссылки:

1. Faubourg Saint-Antoine [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Faubourg_Saint-Antoine -Дата доступа: 15.06.2023.

2. Rue Traversière (Paris) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fr.wikipedia.org/wiki/Rue_Traversière_(Paris) - Дата доступа: 18.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.