ЭВОЛЮЦИЯ БОЛЬШИХ СТИЛЕЙ ВО ФРАНЦУЗСКОМ МЕБЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
АННОТАЦИЯ: статья посвящена характеристике пяти стилей во французском мебельном искусстве XVIII века: Регентство, Рококо, Транзисьон, Классицизм, Директория. На основе материалов из книги Пьера Верле «Французская мебель XVIII века» анализируются типологические черты декора французской мебели XVIII столетия из коллекций Большого собрания изящных искусств ASG.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мебель, декор, орнамент, Регентство, Рококо, Транзисьон, Классицизм, Директория, маркетри, накладка, рокайль, бандероль, медальон, спинка, комод.
ABSTRACT: the article is devoted to the characteristics of five styles in the French furniture art of the XVIII century: Regency, Rococo, Transition, Classicism, Directory. Based on materials from Pierre Verlet's book «French furniture of the XVIII century», we analyzed the typological features of the decor of French furniture of the XVIII century from the collections of the Grand Assembly of Fine Arts ASG..
KEYWORDS: furniture, decor, ornament, Regency, Rococo, Transession, Classicism, Directory, marquetry, overlay, rocaille, parcel, medallion, backrest, chest of drawers.
m
i И
и
N
la. is
Г\| Г\|
о
Г\|
В декоративно-прикладном искусстве XVIII века тремя основополагающими стилями были: Регентство (начало столетия), Рококо (середина века) и Классицизм (его вторая половина). Рококо и Классицизм часто называют по именам правящих королей - «стилем Людовика XV» и «стилем Людовика XVI». Своего рода «перекидными мостиками» от Рококо к Классицизму и от Классицизма к Ампиру были стили Транзисьон и Директория. В библиотеке Международного института культурного наследия есть редкая книга Пьера Верле «Французская мебель XVIII века» («Les meubles français du XVIII siècle»), опубликованная в Париже издательством Presses Universitaires de France в 1982 году. Книга эта состоит из четырёх частей: «Характеристика французского общества и искусства XVIII века», «Мебельщики и столярное искусство», «Мастера эбенисты», «Коллекции и коллекционеры». Каждая часть имеет по несколько глав. В данной статье мы рассмотрим четвёртую главу первой части, по-свящённую эволюции стилей XVIII века на основе
Книга Пьера Верле «Французская мебель XVIII века» из библиотеки Международного института культурного наследия 1982 год издания
предметов искусства Большого собрания изящных искусств ASG, а также их аналогов, приведённых в книге Пьера Верле.
СТИЛЬ РЕГЕНТСТВА (LE STYLE RÉGENCE)
Хронологически Регентство охватывает период конца правления Людовика XIV до восхождения на престол Людовика XV, т.е. приблизительно 1700 -1735 годы. Хотя с политической точки зрения регентство Филиппа Орлеанского длилось с 1715 по 1723 годы, сам стиль начал прослеживаться в мебели уже с 1685 - 1690 годов. Первым, кто заговорил о стиле Регентства был американский архитектор, историк искусства и директор Художественного музея Филадельфии Фиске Кимбалл (1888 - 1955). По его мнению, стиль Регентства несколько «потерялся» между королевским великолепием Людовика XIV и набирающим обороты утончённым изяществом искусства Людовика XV. Временные рамки Регентства можно обозначить ещё шире, поскольку во многих французских провинциях, например, во Франш-Конте, стиль Регентства существовал до середины XVIII века. Более того, мы можем говорить о присутствии в мебели черт стиля Регентства вплоть до начала правления Людовика XVI. Это особенно ярко проявилось в оформлении массивных «комодов-гробниц» (фр. en tombeau), которые так напоминали мебель начала XVIII столетия. «Комоды-гробницы» имели вогнуто-выгнутый контур. В отличие от других комодов они обладали удлинённой формой с незначительным изгибом боковых сторон. Примером может служить «комод-гробница» на четыре ящика эпохи Регентства из Большого собрания изящных искусств ASG. Он шпонирован палисандром. Фурнитура золочёной бронзы с богатой чеканкой выполнена в виде листьев аканта, ормушлей и рогов изобилия. По углам комод декорирован «эспаньолетами» - накладками из золоченой бронзы в виде женских бюстов. Данный орнаментальный мотив появился в период Регентства, но особую популярность приобрёл при Рококо. Создателем данного декора является Шарль Крессан (1685 - 1768), которого вдохновили рисунки Анту-ана Ватто.
До нас дошло несколько имён мастеров-ме-k бельщиков эпохи Регентства. Все они начали работать ещё в период Людовика XIV и испытали влияние Робера де Кота (1656 - 1735) - выдающегося французского архитектора, декоратора и рисоваль-щика-орнаменталиста. Мастер работал в Париже и Версале по заказам короля. Его проекты оформле-g ния интерьеров и мебели распространялись по всей Si Европе в гравюрах.
Комод-гробница
Франция, начало XVIII века (Регентство)
Палисандр, золочёная бронза,
красный мрамор с включениями
серого и белого цветов (Griotte
rouge de belgique)
84,5x132x58 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2292
Эспаньолет и розетка на комоде БСИИ ASG, инв. № 12-2292
m
i И
lu
N
la. la
Сохранилось клеймо с именем мастера Ду Гул-лона (Du Goullon), который изготовил скамьи для Собора Парижской Богоматери и Орлеанского собора; имя Потена-отца (Potain le père), поставлявшего в Версаль дрессуары и шкафы, а в 1735 году -набор стульев, резьбу на которых исполнил Жерве (Gervais), а золочение - Барду (Bardou); Фолио отец (Foliot le père) и Мателен (Mathelin) вместе со скульптором Гюйо (Guyot) работали по заказам принца де Конде (французский полководец); Николя Тильяр (Nicolas Tilliard) чьи работы хранились в Гард-Мёбль (Garde-Meuble de la Couronne); Дени Базен (Denis Bazin), в 1722 году подаривший юному Людовику XV посеребрённые табуреты с резьбой. Стиль, в котором работали перечисленные мастера, постепенно был перенят всеми парижскими мастерскими, а затем распространился и в провинции.
В Большом собрании изящных искусств ASG нет клейменных мебельных изделий эпохи Регентства. Ниже приведём факсимиле клейм трёх мастеров этого периода из книги Пьера Верле.
J-D-В КЪШ
F*FOLIOT
Клеймо Дени Базена [1, 107]
с.
r№F0LIcT
Конструкция мебели Регентства, как и при Людовике XIV, остаётся тяжёлой и объёмной. Однако предметы теряют строгость линий. Их формы оживляются и приходят в движение: фронтоны шкафов становятся изогнутыми, ножки стульев и столов часто оканчиваются оленьими копытцами (фр. pied-de-biche), спинки мебели для сидений приобретают волнистые очертания и становятся более комфортными для человека, а сами сидения немного выгнуты по передней части. В собрании ASG хранится кресло, ножки которого оканчиваются оленьими копытцами, а свод спинки изогнут в форме «лука».
Кресло
Франция, начало XVIII века (Регентство)
Массив ореха, резьба
109x55x69 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2970
Г\| Г\|
о
Г\|
Клейма мастеров династии Фолио [1, с. 110]
Ножка кресла, оканчивающаяся оленьим копытцем БСИИ ASG, инв. № 11-2970
m
i И
u
N
la. la
fN fN О fN
Кресло Пьер Бара
Франция, начало XVIII века (Регентство) Музей Жакмар-Андре, Париж [1, илл. 138]
Кресло
Франция, начало XVIII века (Регентство) Тонированный бук, резьба, ротанг, плетение 95x64x50 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2188
Изменения в мебели для сидения во многом были продиктованы женской модой: к 1718 году пышность платьев достигла таких объёмов, что мебельщики были вынуждены значительно отодвинуть назад подлокотники кресел, в результате чего они больше не образовывали с передними ножками единого целого. X-образные крестовины, соединяющие ножки, практически исчезают, благодаря чему силуэты мебельных изделий значительно облегчаются. Они снова будут применятся в мебели в 1720 - 1730 годы, но будут тоньше чем прежде. В оформлении спинок кресел и стульев дерева становится куда больше, благодаря чему мебельщики имеют возможность создавать прихотливые резные композиции. Вслед за голландскими и английскими мастерами эбенисты Франции начали обтягивать мебель ротангом. Считается, что первым, кто применил ротанговую обивку был мастер Эрон (Héron).
Кресло эпохи Регентства из Большого собрания изящных искусств ASG, помимо того, что обтянуто ротангом, имеет отодвинутые назад подлокотники и глубокое сиденье. Свод его спинки в форме «арбалета» украшен резными акантами и рокайлем. Такой же свод и обивку ротангом имеет кресло Ре-генства из книги Пьера Верле. Оно экспонируется в музее Жакмар-Андре в Париже. Его автором является эбенист Пьер Бара (Pierre Bara), получивший звание мастера в 1758 году. О нём мало что из-
Два кресла Бара, Пьер
Франция, середина XVIII века (Регентство) Дерево, резьба 96x68x52 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2998 (1, 2)
Клеймо Шарля-Винсента Бара на кресле периода Рококо
БСИИ ASG, инв. № 11-2998 (1, 2)
вестно. Он прославился предметами мебели, украшенными сложным орнаментом эпохи Регентства. В собрании ASG есть два кресла, на одном из которых стоит клеймо его брата Шарля-Винсента Бара (получил звание мастера 13 мая 1754 года), однако изготовлены они были уже в период правления Людовика XV. Известно, что мастер работал вначале на улице Filles-Dieu, а затем Нёв-Сен-Дени.
<Л| <Л|
о
<Л|
Декор мебели эволюционировал медленно. По-прежнему широко применялась массивная резьба в форме розеток, трельяжных сеток, ово-идного орнамента (годрон), рокайлей, стилизованных цветов. Причем симметрия пока сохраняется, а скрученных стеблей или извивающихся лент бантов ещё практически не найти. Популярностью пользуется орнамент «La compane», название которого на русский язык можно дословно перевести как «колоколообразный». Он представляет собой правильную полосу (фестон), состоящую из округлых зубцов. Данным орнаментом декорированы сидения мебельных изделий, изготовленных Тильяром в 1731 - 1733 годах. Проиллюстрируем данную разновидность декора на примере шезлонга из собрания ASG, ножки которого соединены царгой с т.н. «колоколообразными» элементами
Шезлонг
Франция, начало XVIII века (Регентство) Массив бука, резьба 70x173x81,5 см БСИИ ASG, инв. № 21-3088
В исследовании мы опубликуем наиболее характерные образцы резного декора периода Регентства из собрания ASG. Рокайлями и трельяжем украшена царга на кресле, изготовленном из бука. Стилизованные цветы и розетки расположены в верхней части высокого шкафа. По центру он декорирован звёздами в филёнках.
Кресло Франция, начало XVIII века (Регентство) Массив бука, резьба 112,5x67x60 см БСИИ ASG, инв. № 11-3017
Г.~ « «
& S шш
ь ' гЯ 1 ■ЕС МШМг л
Резьба на царге кресла в виде рокайля и трельяжной сетки
БСИИ ASG, инв. № 11-3017
Шкаф Франция, начало XVIII века (Регентство) Дерево, резьба, инкрустация, кость 258x175x71 см БСИИ ASG, инв. № 17-3975
«Колоколообразный» декор на царге шезлонга БСИИ ASG, инв. № 21-3088
Элемент резного декора шкафа
БСИИ ASG, инв. № 17-3975
Мебель Регентства часто золотили или серебрили, иногда ярко протравливали. Изделия провинциальных мастеров вощились или лакировались, что позволяло сохранить натуральный рисунок дерева.
Ещё в XVII веке во французском мебельном искусстве появились две знаковые фигуры, которые определили тенденции развития всего декоративно-прикладного искусства - это Жан Берен Старший (1640 - 1711) и Андре-Шарль Буль (1642 - 1732). Мастера продолжали пользоваться их достижениями и разработками на протяжении всего XVIII века. На регента Франции работал Жиль-Мари Оппенор (1672 - 1742), прославившийся рисунками мебельных орнаментов. Именно в них, ещё в период Регентства, рождается рокайль, ставший вскоре главным орнаментальным мотивом в искусстве Рококо. Рисунки Оппенора отличаются от всех прочих свободной, живописной и непринуждённой манерой. Она размашиста до такой степени, что рисунки кажутся незаконченными, что необычно для времени, когда более всего ценился «вкус к детали».
т
Рисунок с изображением письменного стола
Оппенор, Жиль-Мари
Около 1700 года
Красный мел, бумага верже
23,5x36 см
Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт, Нью-Йорк
В Большом собрании изящных искусство ASG есть шкаф, исполненный в технике «Буль». Он изготовлен из чёрного дерева и золочёной латуни с изображениями растительного, арабескового и антропоморфного орнамента. Выступы в верхней части украшены накладными бронзовыми кариатидами. В центрально. ной части - композиция с изображением Венеры на качелях и амуров в рельефной золочёной бронзовой рамке. Данное изображение создано по модели самого Андре-Шарля Буля. Амурами на качелях он ^ декорировал столешницу пристенного столика 1705 ^ года из собрания Уоллеса (Лондон).
Композиция из латуни с амурами, качающими Венеру на качелях
БСИИ ASG, инв. № 19-2069
Столешница работы Андре-Шарля Буля Франция, около 1705 года
Дуб, сосна, орех, тонирование, золочёная латунь, бронза, черепаха Собрание Уоллеса, Лондон
Работали и менее именитые мастера, в частности, Годрон (Godron) - краснодеревщик последней трети правления Людовика XIV и Пуату (Poitou), служивший Филиппу Орлеанскому. Андре-Шарль Буль умер в 1732 году, в возрасте 90 лет. Его славу и традиции подхватили не его сыновья, как ожидалось, а Шарль Крессен (1685 - 1768), работавший в переходный период от Регентства к Рококо.
Комод
Крессен, Шарль 1745 - 1749 годы
Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити
древесных пород - розового дерева и амаранта. Характерным образцом является ромбовидный набор маркетри на дверцах угловой тумбы Регентства из собрания ASG. Рисунок здесь построен на сочетании двух древесных пород - дуба и ореха.
БСИИ ASG, инв. № № 192957
Ромбовидный набор маркетри на дверце
уголовной тумбы БСИИ ASG, инв. № № 19-2957
Мебель вышеперечисленных мастеров ещё сохраняет величественные и тяжеловесные формы, свойственные изделиям 1680-х годов. Однако в них уже появляются предвестники рокайльных изгибов, смягчающие жёсткость форм. Ножки приобретают характерный изгиб и становятся выше, за счёт чего силуэты мебельных предметов кажутся более легковесными. Именно тогда возникли новые разновидности мебели: большие письменные столы и маленькие портативные столики.
Наборы маркетри периода Регентства отлича-^ ются дробным характером рисунка. Наиболее популярны простые композиции из листьев, цветов и р. букетов, изготовленные преимущественно из светлых пород древесины. Под вдохновением от работ Берена мастера начинают декорировать мебель затейливыми композициями в технике Буль. Рас-^ пространение получают и геометрические наборы ^ маркетри, состоящие в основном из ромбов разных
Бронзовые накладки на мебели ещё редки, но те, что встречаются, обладают высоким качеством отливки. Чаще всего это крупные маскароны, бюсты и фигуры людей. Металлические накладки на основания ножек имеют форму оленьих копытец, лап львов или небольших валиков. Ручки мебельных изделий оформлялись очень богато, что делало их едва ли не предметами ювелирного искусства. Они были подвижными, крепились на двух шарнирах и именовались «руками» (фр. «mains»). В книге Пьера Верле опубликовано фото комода 1720-х годов из Музея Виктории и Альберта (Лондон). Его ручки выполнены из золочёной бронзы. В местах крепления к ящикам они исполнены в форме розеток, состоящих из листьев. Листья эти пышны и крупны. Иллюзия их движения по кругу создаётся лёгкой скрученностью листьев в разных направлениях. В Большом собрании изящных искусств ASG такие же ручки имеет комод периода Регентства из ореха и палисан-
дра. Динамизм чеканки этих ручек едва уловим, но именно он является предвестием зарождающегося стиля Рококо.
Комод
Франция, 1720-е годы (Регентство) Фиалковое дерево
Музей Виктории и Альберта, Лондон [1, илл. 81]
СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XV (LE STYLE LOUIS XV)
Среди французских стилей декоративно-прикладного искусства XVIII века стиль Людовика XV или Рококо имел самый громкий и продолжительный успех. Временные рамки стиля практически совпадают с годами правления короля - 1730/1735 -1770/1775 годы. Во многих французских провинциях предметы в стиле Рококо создавались и в XIX веке. Так, например, в Нормандии в 1816 году был изготовлен высокий шкаф из ореха, исполненный в традициях рокайльного искусства с фигурными филенками по фасаду. Шкаф этот находится в шато Монжоффруа (усадьба маршала Контада) и опубликован в книге Пьера Верле.
Шкаф
Франция (Нормандия), 1816 год Орех, резьба Шато Монжоффруа, Долина Луары [1, илл. 74]
m
i И
и
N
la. §з
Г\| Г\|
о
Г\|
Комод
Франция, начало XVIII века (Регентство) Корпус - орех, маркетри - шпон палисандра, золочёная бронза, красный мрамор с включениями серого и белого цветов (Royal rouge) 84x116x59,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-2264
í^m
ti».
Ш Мк.
» 4'"il ЩШ ШУЯ
Щ w m
МЬ-гДл
¡mi
&>< л • ...
' ' /'via \цг ■ t V ;
Тон стилю задавали придворные эбенисты: Жан-Батист I Тильяр (Jean-Baptiste I Tilliard, 1685 -1766), Фолио (Foliot), Николя Эрто (Nicolas Heurtaut, 1720 - 1771) и скульпторы Франсуа Румье (François Roumier, 1701 - 1748) и Мишель-Анж Слодц (Michel-Ange Slodtz, 1705 - 1764). Благодаря архивам Гард-Мёбль (хранилище дворцовой мебели в Париже) можно проследить эволюцию стиля Рококо, которая была довольно быстрой. В том же Гард-Мёбль хранятся столы из Версаля и Компьена, причем расположены они в хранилище в хронологическом порядке с точными датировками: 1731, 1737, 1739, 1757 годы. За счёт такого экспозиционного решения по ножкам этих столов можно пронаблюдать динамику развития стиля.
Волнообразные линии и изогнутые контуры силуэтов мебели становятся правилом для стиля Лю-
Ручка и личинка золочёной бронзы на комоде БСИИ ASG, инв. Ns 12-2264
довика XV. Ножки мебели для сидения и кроватей не просто изогнуты, они образуют единое целое с подлокотниками и спинками предметов. Постепенно мебельные изделия становятся сплошь состоящими из изгибов.
Классическим образцом рокайльного искусства из Большого собрания изящных искусств ASG является золочёный набора мебели Клода I Сене (Claude I Sene, 1724 - 1792). В набор входят канапе и шесть кресел. Все детали этих мебельных изделий (спинки, сидения, стойки подлокотников, ножки и царги) изогнуты и декорированы резными цветами.
Декор мебели эпохи Рококо сформировался быстро - буквально за десять лет - и оставался неизменным в течении более четверти века. Двумя самыми популярными орнаментальными мотивами были рокайли и цветы. Рокайли эти словно находятся в непрерывном движении, сложно установить их чёткие очертания. Они состоят не только из зубчатых раковин, но и из пучков листвы, пальм, шкур животных, собранных в складки, разнообразных по форме завитков, а также имитаций фактур камней, мхов и морской пены. Цветы, чаще всего стилизованные, собраны в гирлянды или букеты.
т
i И
и
N
1а. §з
<Л| <Л|
о
<Л|
Канапе и шесть кресел Сене, Клод I
Франция, середина - вторая половина XVIII века (Рококо)
Твердые породы дерева, покрытые сусальным
золотом,резьба, левкас
Канапе 88^139x67 см
Кресла 85x62x50 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2872 (1 - 7)
Про Сене известно немногое. Он получил звание мастера 20 июля 1743 года. Мастерская размещалась на улице Клери. Клеймо мастера имело характерные особенности написания: буква «С» больше напоминала <^», а «№ - в сравнении с латинским имеет зеркальное написание и больше похожа на «И» кириллицы.
Клеймо Клода I Сене
БСИИ ASG, инв. № 11-2872 (1 - 7)
Иногда они обрушиваются водопадами, а порой предстают по отдельности на стеблях с листьями. Часто встречаются различные эмблемы, военные трофеи, аграфы, картуши, животные и человеческие фигуры в движении. Примечательно, что искусство Рококо вплоть до 1770 года не использует ни один из античных орнаментов (исключение составляет орнамент годрон).
Рокайльными композициями в виде накладок из золочёной бронзы декорированы боковые части «комода-гробницы» собрания ASG. Они представляют собой три крупных объёма, состоящих из раковин, ормушлей, картушей, листьев и цветов. Сложный, причудливый их узор берёт своё начало в верхних частях боковин и словно по нитке «спускается» к ножкам комода, превращаясь здесь в скрученные листья.
m
i И
lu
N
la. la
fN fN О fN
Данный «комод-гробница» шпонирован палисандром. Под мраморной столешницей стоит клеймо одного из лучших эбенистов Людовика XV - Криэра Матье (Mathieu Criaerd, 1689 - 1776). В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся три изделия этого мастера - комод, бюро и туалетный столик. В книге Пьера Верле опубликовано фото «комода-гробницы» Криэра из палисандра и фиалкового дерева. Его вогнуто-выгнутая форма, а также оформление ручек и рокайльных личинок аналогичны устройству комода собрания ASG.
Матье был наиболее известным и талантливым мебельщиком из семьи эбенистов Криэров. Он получил звание мастера в 1738 году. Работал в мастерской на улице Траверсье-Сен-Антуан. Вероятно, сотрудничал с Жаном-Франсуа Эбеном, торговцем мебелью Эбером (Hébert) и поставщиком мебели двора Жилем Жубером (Gilles Joubert), для которого исполнил четыре комода в охотничий домик ля Мюэтт около Сен-Жермен-ан-Лайе. В 1767 году мэтр передал мастерскую сыну Себастьяну Матье (Sébastien Mathieu).
Клеймо Криэра Матье БСИИ ASG, инв. № 15-0623
Комод-гробница Криэр, Матье
Франция, середина - вторая половина XVIII века (Рококо)
Палисандр, маркетри, золочёная бронза,
красный мрамор с прожилками и пятнами серого
и белого цветов (Rouge royal)
87^147x69 см
БСИИ ASG, инв. № 12-1998
Комод-гробница Криэр, Матье Франция, середина XVIII века (Рококо) Палисандр, фиалковое дерево, маркетри,
золочёная бронза Людвигсбургская резиденция, Баден-Вюртемберг [1, илл. 86]
Бюро Криэр, Матье Франция, середина - вторая половина XVIII века (Рококо) Палисандр, фиалковое дерево, маркетри, золочёный картон 93x80x45,5 см БСИИ ASG, инв. № 15-0623
Матье Криэр выполнял предметы, относящиеся к различным видам мебели, которые представляют собой почти полную панораму эволюции форм мебели середины XVIII века (Регентства, Рококо). Мастер использовал древесину палисандра, амаранта, эбенового, атласного, розового и лимонного дерева, а в декоре - орнаментику, построенную на крестообразных мотивах, маркетри в виде свободно рас-
Туалетный столик Криэр, Матье
Франция, середина - вторая половина XVIII века (Рококо)
Набор различных пород дерева, маркетри, бронза,
зеркало
76x89,5x51 см
БСИИ ASG, инв. № 22-2043
Композиции маркетри в виде цветов на туалетном g столике Матье Криэра
SX БСИИ ASG, инв. № 22-2043
о
положенных цветов, бело-голубой тонированный левкас и восточные лаки в стиле шинуазри. Характерной особенностью предметов Криэра является умеренность и такт в использовании бронзовых накладок. Именно они в виде тонкого растительного орнамента - листьев и гирлянд, образующих в центре рамку изогнутой формы, позднее станут отличительной чертой его продукции.
В плане фурнитуры убранство туалетного столика Криэра из собрания ASG весьма лаконично. Корпус он украсил набором маркетри в виде цветов. Их изображения фантазийны, поскольку на одной ветке одновременно растут розы, тюльпаны и нарциссы. На внешней стороне центральной откидной крышки столика мастер изобразил букет из нескольких веток, перевязанных лентой из протравленной в зелёный цвет деревины.
Стиль Рококо не отличается буйством красок, колорит становится здесь менее ярким. Тем не менее полихромия остаётся живой. В Париже натуральное дерево без отделки встречается реже и реже, и, в основном, в мебели, обитой ротангом. Всё чаще используют позолоту и серебрение. В обивке мебели принято противопоставлять друг другу два цвета - фон контрастирует с узором на ткани. Красный противостоит жёлтому, синий - белому, зелёный - золотому, розовый - бежевому и т.д. Замечательным образцом ткани стиля Рококо обит стул Сильвена Никола Бланшара (Sylvain Nicolas Blanchard, 1725 - 1770) из собрания ASG. Это фисташковый шёлк с ярко-розовыми цветами по нему. Близкий ему по форме и рисунку обивки стул есть в книге Пьера Верле. Он был изготовлен около 1745 года Николя-Кинибером Фолио (1707 - 1776).
Бланшар, Сильвен Николя Франция, середина -вторая половина XVIII века (Рококо) Дерево, резьба ' 92x64x56 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0988
I lüf iHi
m
Стул
Фолио, Николя-Кинибер Около 1745 года Шато-де-Дампьер, Ивелин [1, илл. 157]
Комод Мижон, Пьер 1721 год Розовое дерево, амарант Музей Луи Вулана, Авиньон
m
i И
и
N
la. is
Г\| Г\|
о
Г\|
При создании мебели эбенисты Рококо ориентировались на вкусы аристократии. Парижский мастер Антуан-Робер Годро (Antoine-Robert Gaudreau, 1680 - 1746) с помощью бронзовщика Жака Каф-фиери (Jacques Caffieri, 1673 - 1755) и скульптора Мишеля-Анжа Слодца в 1738 - 1739 годах изготовил мебель для покоев Людовика XV в Версале. В этом заказе стиль Рококо впервые заявил о себе в полный голос. В нашей статье мы приведём комод из этого комплекта мебели, который ныне хранится в собрание Уоллеса (Лондон).
личаются большей камерностью и утонченностью. Элегантность стала определяющим свойством мебели Бернара II ван Рисамбурга (Bernard II van Risamburgh, около 1730 - 1767), Жозефа Баумха-уэра (Joseph Baumhauer, работал в период с 1747 по 1772 годы), Жана-Пьера Латца (Jean-Pierre Latz, около 1691 - 1754) и Жака Дюбуа (Jacques Dubois, 1694 - 1763).
Столик
Рисамбург, Бернар II ван
1750 - 1760-е годы Национальная галерея искусства, Вашингтон
Комод
Годро, Антуан-Робер 1738 - 1739 годы Собрание Уоллеса, Лондон
Такие мастера, как Пьер Мижон (Pierre Migeon, 1696 - 1758) и Пьер Руссель (Pierre Roussel, 1723 -1782), окончательно отходят от триумфальной роскоши искусства прошлого столетия. Их изделия от-
Из Англии в декоративно-прикладное искусство Франции эпохи Рококо пришёл мотив «серпантина» (фр. «serpentine») в виде непрерывной извилистой линии, часто обрамляющей фасады предметов мебели. В книге Пьера Верле опубликовано фото комода Жака Дюбуа, фасад которого украшен «серпантином». В Большом собрании изящных искусств ASG также есть комод Дюбуа из розового дерева и палисандра. Его «личинки» выполнены в виде сложных рокайльных композиций, а столешница крапчатого мрамора отличается броской красотой необычного рисунка брекчии.
Комод, декорированный орнаментальным мотивом «серпантин» по фасаду Дюбуа, Жак Около 1750 года
Музей дю Брёй, Лангр (Верхняя Марна) [1, илл. 87]
Комод Дюбуа, Жак
Франция, середина - вторая половина XVIII века (Рококо) Розовое дерево, палисандр, золочёная бронза, брекчиевидный красный мрамор с полями розового и жёлтого цветов (Вге^е de МоПтеуап) 88x114x62 см БСИИ ASG, инв. № 12-2004
Рисунок крапчатого мрамора на столешнице
комода
БСИИ ASG, инв. № 12-2004
Среди господства изогнутых линий иногда можно встретить прямые углы у шкафов и комодов. В этих случаях мы непременно встретим изгибы в оформлении их бронзовой фурнитурой, узорами маркетри или рисунке ножек. Французская мебель периода правления Людовика XV никогда не выглядела излишне объёмной или громоздкой, как в других европейских странах. Она отличалась благородством, отсутствием излишеств и гипертрофи-рованности. Доказательством этому служит комод эпохи Рококо из книги Пьера Верле. Он изготовлен Пьером Мижоном около 1750 года. Комод имеет
| я
два ящика, изогнутые ножки и неподвижные ручки золочёной бронзы. Фасад и боковые части декорированы в технике маркетри изображениями цветущих веток из палисандра и амаранта. Сейчас комод находится в Музее декоративного искусах ства Лиона.
о ■ч-
Комод
Мижон, Пьер Около 1750 года Палисандр, амарант
Музей декоративного искусства, Лион [1, илл. 88]
Маркетри в виде симметричных геометрических композиций или четырёхлистников постепенно исчезают. В собрании ASG есть ранний образец искусства Рококо - туалетный столик, ещё декорированный ромбовидным маркетри с четырёхлистниками по центру каждого ромба (трельяжная сетка). На смену подобным наборам постепенно приходят цветы, причудливо вьющиеся побеги и ветки. Вторит им не менее замысловатый бронзовый декор, щедро «разбросанный» по поверхности предметов: рокайли, цветы, виноградные лозы, волны, S-образ-ные стебли. Колористика мозаик маркетри чаще всего строится на контрасте светлых и тёмных древесных пород. Иногда шпон травили, чтобы сделать его полихромным. Дорогие изделия покрывали восточными лаками или их европейскими имитациями. Изделия окрашивали черными, белыми, красными лаками, по которым писали рокайли, цветы, птиц, животных, куртуазные сцены и пасторали в духе художников Франсуа Буше и Жана-Батиста Мари Юэ. Эти яркие, весёлые и легкомысленные рисунки в полной мере выражали беззаботный дух Рококо.
Туалетный столик
Франция, середина XVIII века (Рококо)
Набор различных пород дерева, маркетри, зеркало
76^78x47 см
БСИИ ASG, инв. № 22-2185
OI
СТИЛЬ ТРАНЗИСЬОН
(LE STYLE TRANSITION)
Данный стиль можно охарактеризовать как переходный от искусства Людовика XV к Людовику XVI. Он был непродолжителен - с 1760 по 1775 годы. Стиль Транзисьон во многом зародился как реакционный на орнаментальные излишества Рококо. Во французском обществе под влиянием Англии возник интерес к античности и древнегреческому искусству. Появляется ностальгия по «Большому стилю» (фр. «Grand style»). Постепенно назревала необходимость в новом стиле. Однако отход от стиля Людовика XV происходил медленно и неохотно. Французский эбенист Андре-Жакоб Рубо (1739 -1791) в 1772 году пишет трактат по деревообработке, в котором приводит больше примеров мебели в стиле Рококо, нежели Классицизма. Он говорит о том, что именно предметы в стиле Людовика XV «в настоящее время в моде» [1, с. 51]. Считается, что одним из авторов орнаментики стиля Транзисьон был художник и создатель мебельных эскизов Жан-Шарль Делафосс (Jean Charles Delafosse, 1734 -1789), который объединил элементы античного искусства с декоративными мотивами Рококо.
Делафосс, Жан-Шарль
Цветные гравюры с изображениями эскизов мебели 26x39,5 см
Проходили на аукционе 24 июня 2021 года [2]
Самыми знаменитыми мебельщиками периода Транзисьон были Луи Делануа (Louis Delanois, 1731 1792) и Жан-Франсуа Эбен (Jean-François Oeben, 1721 - 1763). Делануа изготовил мебель для апартаментов графини Дюбарри в Версале. Он же работал по заказам польского короля Станислава II
Маркетри в виде трельяжной сетки на туалетном столике
БСИИ ASG, инв. № 22-2185
Августа Понятовского и графа д'Артуа (будущего короля Франции Карла Х). Делануа имел много учеников и последователей, самым прославленным из которых был - Жорж Жакоб (1739 - 1814). Эбен родился в Германии, но большую часть жизни проработал в Париже. Его внуком был знаменитый живописец Эжен Делакруа. Эбен использовал фанеровку ценными породами дерева, технику маркетри, накладные бронзовые детали. Его главной заказчицей была маркиза де Помпадур. Самое знаменитое произведение Эбена - цилиндрическое «бюро Людовика XV», начатое в 1760 году по рисунку Жана-Клода Дюплесси (около 1695 - 1774) и законченное Жаном-Анри Ризенером (1734 -1806) в 1769 году. Бюро с цилиндрической крышкой украшено маркетри, вызолоченными бронзовыми деталями и плакетками севрского фарфора. В настоящее время оно экспонируется во «Внутреннем кабинете короля» в Версале.
Помимо Делануа в стиле Транзисьон работали Жан-Батист Гурден (Jean-Baptiste Gourdin, 1723 -
1781), Николя-Кинибер Фолио (Nicolas-Quinibert Foliot) и Жорж Жакоб. Все эти мастера пытались адаптироваться под требования нового стиля. Стиль Транзисьон воспринимался ими в качестве переходного мостика от традиций Рококо к зарождающемуся стилю Классицизма.
Коллекция мебели Транзисьон Большого собрания изящных искусств ASG насчитывает 45 предметов, из них авторских - 9. В это время продолжают работать мастера Рококо: Жан Хольтхаузен (Jean Holthausen, получил звание мастера в 1764 году), Жан-Жорж Шлихтиг (Jean-George Schlichtig, 1736 -
1782). Помимо их работ собрание ASG имеет произведения Жана Попселя (Jean Popsel) - низкий шкаф (БСИИ ASG, инв. № 17-0896), Николя Пьера Северина (Nicolas Pierre Séverin, 1728 - 1798) - секретер с дверцами (БСИИ ASG, инв. № 16-0964), Этьена Ав-риля (Etienne Avril, 1748 - 1796) - два комода (БСИИ ASG, инв. № 12-1854, БСИИ ASG, инв. № 12-2269). Кроме того, комоды также делали: Луи Обри (Louis Aubry, 1741 - 1814), Пьер Гарнье (Pierre Garnier, около 1720 - 1800) и Николя Александр Лапи (Nicolas Alexandre Lapie, около 1730 - 1775).
Комод
Авриль, Этьен
Франция, 60 - 70-е годы XVIII века Лимонное дерево, маркетри, тонирование, золочёная бронза, красный мрамор с пятнами розового цвета (Rouge du Maine) 95x128x64 см БСИИ ASG, инв. № 12-1854
Ol
щ
Комод Гарнье, Пьер
Франция, 60 - 70-е годы XVIII века
Каркас - массив дуба, сосны, шпон - красное
дерево, орех, маркетри, золоченая бронза,
красный мрамор с прожилками светло-серого и
белого цветов (Royal rouge)
88x131x58 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2484
т
i И
и
N &
g
<Л| <Л|
о
<Л|
Комод
Гарнье, Пьер
Франция, 1770-е годы
Палисандр, фиалковое дерево
Шато Монжоффруа, Долина Луары [1, илл. 79]
На примере комодов Этьена Авриля и Пьера Гарнье из собрания ASG видно, что изогнутые линии, столь любимые рокайльными мастерами, постепенно выпрямляются. Ножки этих комодов ещё сохраняют характерный изгиб, присущий ножкам-кабри-оль периода Рококо, а вот боковые части и фасады уже прямые. Фото комода Пьера Гарнье из шато Монжоффруа опубликовано в издании Пьера Вер-
ле. Он имеет точно такую же фурнитуру золочёной бронзы, что и комод из собрания ASG: круглые подвижные ручки, личинки по центру с бантами и одинаковые по форме «арбалеты» (накладки на царге, напоминающие силуэт метательного оружия).
В период Транзисьон появляются и новые формы мебели со специфическим устройством. К таким относится ночной столик, характерной деталью конструкции которого является раздвижная гибкая дверца, составленная из отдельных реек, закрепленных на ткани или коже. Ночной столик из Большого собрания изящных искусств ASG имеет весьма прозаическое назначение как место хранения ночного горшка, однако он не лишен изящества и камерности, благодаря пропорциональности основного объема и всей нижней части. Столик этот изготовлен из красного дерева. Из него же выполнен и ночной столик с раздвижной дверцей из книги Верле. Он щедро декорирован накладками золочёной бронзы в виде розеток, маскаронов и листьев. На столике стоит клеймо мастера де Топино ^е Торто). Он хранится в поместье Уоддесдон (Бакингемшир).
Ночной столик
Франция, 60 - 70-е годы XVIII века
Красное дерево, золочёная бронза, синий мрамор с
белым рисунком (Bleu turquin)
69x48x38,5 см
БСИИ ASG, инв. № 19-0791
m
i И
u
N
la. is
<Л| <Л|
о
Г\|
Ночной столик
Мастер де Топино
Франция, около 1775 года
Красное дерево, золочёная бронза,
Поместье Уоддесдон, Бакингемшир [1, илл. 24]
Что касается мебели для сидения, то здесь распространение получают овальные спинки кресел, а также их своды в виде «ручки корзины» (фр. Dossier en anse de panier). Подлокотники заканчиваются небольшими завитками. Царги у кресел и стульев выпрямляются. В 1770 - 1772 годах Фолио или Де-лануа для Версаля (возможно Лувесьена) впервые изготовил мебель с «ножками-балюстрами» (фр. «pieds formant baluster»). С 1776 года они начинают применяться повсеместно.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится кресло эпохи Транзисьон с овальной спинкой. Его передние ножки имеют форму «балюстр», а подлокотники оканчиваются завитками. Есть в коллекции французской мебели этого периода и крес-ло-бержер со сводом в форме «ручки корзины». Оно изготовлено из ореха, а по центру свода - резьба в виде двух цветочных бутонов.
Кресло Франция, 60 - 70-е годы XVIII века Дерево, резьба, точение, левкас 84x58x51 см БСИИ ASG, инв. № 11-3741
Кресло-бержер
Франция, 60 - 70-е годы XVIII века Орех, резьба, точение 98x71x60 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2475 (1)
Резьба в виде цветочных бутонов по центру свода спинки кресла
БСИИ ASG, инв. № 11-2475 (1)
Популярность приобретают античные орнаменты, многие из которых были заимствованы из стиля Людовика XIV: листья в форме сердец (фр. га^^е-сгеиг), годрон, пальметты, тростник, обвитый лентами, маскароны, головы львов, кольца и драпировки, кассолеты и военные трофеи. Часто все эти орнаментальные мотивы смешиваются с цветами - «наследием» стиля Рококо. Благодаря
m
i И
lu
N
la. §з
<Л| <Л|
о
<Л|
архивам Гард-Мёбль есть возможность проследить эту трансформацию французского искусства переходного периода от Рококо к Классицизму. В 1763 -1764 годах мастера Фолио и Бабель (Babel) создали комплект мебели для сидения в Версальском дворце с ножками-кабриоль и декором в виде аграфов и пальметт, что ещё не диссонирует со стилем Людовика XV. В 1769 году они же декорировали свои изделия цветами, жемчужником и венками. В 1770 году мастера украсили мебель листьями, цветами в античном духе, жасмином и желтофиолью. И наконец в 1771 году для мебели из Трианона они использовали листья в форме сердец, листья лотоса (фр. «feuilles d'eau»), жемчужник и вьющиеся ленты.
Показателен набор маркетри на дверцах низкого шкафа Жана Попселя из собрания ASG. Он совмещает в себе тонкие волнистые цветочные гирлянды в стиле Людовика XV и фон паркетного набора ёлочкой, который будет широко распространён при Классицизме. Вьющиеся ленты, завязанные в бант, и кассолет можно видеть в декоре парных пристенных консолей, покрытых белым левкасом.
Низкий шкаф Попсель, Жан Франция, 60 - 70-е годы XVIII века Палисандр, розовое и окрашенное дерево, дерево фруктовых пород, маркетри, золочёная бронза, красный мрамор с прожилками и пятнами серого и белого цветов (Griotte rouge de belgique) 132x105x47 см БСИИ ASG, инв. № 17-0896
Композиция маркетри в виде цветов и паркетного набора ёлочкой на двери низкого шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-0896
Пара консолей
Франция, 60 - 70-е годы XVIII века
Массив бука, левкас, тонирование, белый мрамор с
прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc
veiné)
84x81x39 см
БСИИ ASG, инв. № 14-1001(1, 2)
Декор в виде кассолета на проножке консоли БСИИ ASG, инв. № 14-1001(1, 2)
Декор в виде банта с развивающимися лентами в
подстолье консоли
БСИИ ASG, инв. № 14-1001(1, 2)
В цветовом оформлении мебели всё сводится к простому и локальному колориту. Полихромия постепенно остаётся в прошлом. Чаще всего мебель покрывают позолотой или белым лаком. В 1767 году все кровати и мебель для сидения в Малом Трианоне были покрыты «свинцовыми белилами» (фр. «peints en blanc de plomb»). По заказу Марии-Антуанетты в 1776 году мебель для сидения в замке Шуази была впервые окрашена в «соломенный цвет» (фр. «couleur de paille»).
В период Транзисьона формообразующие линии в мебели колеблются - изгиб никак не «решится» выпрямиться полностью. В связи с этим ножки у мебельных изделий имеют изогнутую форму, а углы и стойки - прямые. Такое сочетание придаёт мебели тяжеловесность, не лишённую однако благородства. Для характеристики этих предметов даже существует специальный термин «gros Louis XVI», который можно перевести как «большой» или «крупный Людовик XVI». Он призван подчеркнуть одно из главных свойств стиля Классицизма - тяжеловесность, при этом лишённую неуклюжести. В стиле Транзисьон её ещё смягчает изящество Рококо. В результате французский стиль приобретает всё больше черт маскулинности, которая достигнет своего апогея в период Ампира.
В наборах маркетри по-прежнему сохраняется полихромия, обеспечиваемая выбором разных древесных пород и травлением. Однако уже в это время мастера начинают применять шпонировки красного дерева. Простота мебельных форм и объёмов компенсируется всё ещё замысловатыми узорами маркетри. Популярны ромбы, античные орнаменты, переплетающиеся линии, розетки. Параллельно с этими узорами всё большее распространение полу-
чают филёнки и элементы стиля шинуазри: вазы, домашняя утварь, сцены чайных церемоний, перья для каллиграфии и др. Цветы практически не изображаются по отдельности, они собраны в букеты, стоящие в вазах и корзинах, пучки и гирлянды. Так фасад комода Большого собрания изящных искусств ASG украшен типичным для Транзисьона набором маркетри в виде вазы с цветами из контрастных пород древесины.
Комод
Франция, 60 - 70-е годы XVIII века Каркас - массив дуба, маркетри - шпон палисандра, розовое дерево, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné) 86x102x52 см БСИИ ASG, инв. № 12-1783
Композиция маркетри в виде вазы с цветами на фасаде
комода
БСИИ ASG, инв. № 12-2529
Комод
Франция, 60 - 70-е годы XVIII века
Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная
бронза, белый мрамор с серыми прожилками
(Arabescato)
83x89x48 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2529
Фрагмент комода с декором золочёной бронзы БСИИ ASG, инв. № 12-1783
В декоре золочёной бронзы происходит постепенный отход от рокайльных и цветочных мотивов. Накладки украшаются античным орнаментом с симметричными рисунками: лавровыми ветвями, цветами, кассолетами, картушами, медальонами, головами баранов и львов.
Комод
Лапи, Николя Александр
Франция, 60 - 70-е годы XVIII века
Набор различных пород дерева, маркетри,
золоченая бронза, серый мрамор с прожилками
белого цвета (Gris Sainte-Anne belge)
87x128x58 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2483
OI
СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XVI
(LA STYLE LOUIS XVI)
О зарождении стиля Людовика XVI можно говорить уже в последние годы правления Людовика XV. Он просуществовал пятнадцать лет вплоть до Великой французской революции, а именно 1789 года. Стиль Людовика XVI можно смело назвать и стилем Марии-Антуанетты, т.к. благодаря именно её капризам, расточительству и многочисленным мебельным заказам эбенисты Франции получили возможность творить, фантазировать, создавать новые формы и оформительские решения. Творческие завоевания этого стиля уходят далеко за пределы 1800 года.
В числе наиболее востребованных мебельщиков, как и прежде, находятся Фолио и Бабель. Первый работал при дворе до 1784 года, второй - до 1778. Они часто работали по проектам архитектора Жака Гондуэна де Фольвиля (Jacques Gondouin de Folleville, 1737 - 1818), в чьи обязанности входило проектирование мебели и украшение королевских резиденций. Все лучшие эбенисты, орнаментали-сты, плотники, скульпторы и архитекторы работали при дворе королевы: Жан-Батист III Лелярж (Jean-Baptiste III Lelarge, 1743 - 1802), Жан-Батист Бу-лар (Jean-Baptiste Boulard, 1725 - 1789), Жан-Нико-ля Бланшар (Jean-Nicolas Blanchard, 1730 - 1787). Среди эбенистов лучшими были Жорж Жакоб и Жан-Батист-Клод Сене (Jean-Baptiste Claude Sené, 1748 - 1803). У Жакоба была самая блестящая клиентура по всей Европе во главе с Марией-Антуанеттой. Однако официально придворным мастером королевского двора являлся Сене. Его называют последним выдающимся эбенистом Старого режима (дореволюционной Франции). Жакоб был в тот период более модным мебельщиком, а Сене - самым «античным» (фр. «antique»). Жакоб получил заказ на изготовление мебели из красного дерева по проектам Гюбера Робера (1733 - 1808) для т.н. молочной фермы королевы в замке Рамбуйе. В Национальной библиотеке хранятся рисунки, по которым Жакоб изготовил мебель для сидения, декорированную фигурами египтян. Его сын - Жорж-Альфонс Жакоб (1799 - 1870) - также был эбенистом. Он реализовал многие разработки отца времён Консулата и египетской кампании.
Накладка золочёной бронзы на арбалете комода БСИИ ASG, инв. № 12-2483
m
i И
lu
N
la. §з
<Л| <Л|
о
<Л|
В Большом собрании изящных искусств ASG есть кресло и канапе периода Людовика XVI работы Жана-Батиста-Клода Сене. Кресло имеет прямую линию свода. Конусообразные «ножки-балюстры» с простыми каннелюрами перехвачены двумя горизонтальными валиками. У основания подлокотников - резьба в виде листьев аканта. Канапе-«кор-зина» имеет свод спинки «шляпа жандарма» (фр. «diapeau de gendarme»). Подобная форма свода по силуэту напоминает шляпу жандарма той эпохи.
Кресло
Сене, Жан-Батист Клод Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Бук, резьба, точение 89x59x63 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0860
Клеймо Жана-Батиста-Клода Сене БСИИ ASG, инв. № 11-0860
Канапе
Сене, Жан-Батист Клод Франция, 60 - 70-е годы XVIII века Массив ореха, резьба, точение 105x190x65 см БСИИ ASG, инв. № 11-3044
В период Классицизма возрастает роль художников орнаменталистов и декораторов. Самыми известными являются Ричард де Лалонд (Richard de Lalonde, работал в период с 1788 по 1796 годы) и Жан-Демосфен Дюгурк (1749 - 1825). Последний был искусным и плодовитым рисовальщиком, страстным приверженцем стиля Классицизм. В своих работах для графа Прованса Брюнуа, Елизаветы Французской, королей Испании Карла III и Карла IV Дюгурк выступил основоположником нового стиля - Ампир. При реставрации Бурбонов он работал на Гард-Мёбль. Этот мастер был одним из тех, кто в XIX веке продолжал создавать мебель в традициях прошлого столетия.
В мебели периода Людовика XVI господствует прямая линия. Классицизм отказывается от изгибов и изящества стиля Людовика XV, при этом сохраняя динамику и лёгкость, что отличает его от следующего за ним Ампира. Несомненно, многие шкафы этого времени отличаются массивностью, квадратные спинки кресел, их своды в форме «ручек корзин», восьмиугольники в наборах маркетри, перегруженность античными мотивами придают мебели тяжеловесность. У некоторых стульев ножки поставлены вкось под углом, а царги - излишне широки. Порой предмет выглядит нескладным по причине громоздкости корпуса и тонкости ножек. Тем не менее, чувство стиля не изменяет французским мастерам - они декорируют предметы великолепной резьбой, прекрасно соотносят объёмы и пропорции изделий. Элегантные мебельные «ножки-балюстры» чаще имеют коническую форму с каннелюрами.
№ I
И N N
1а. §з
<Л| <Л|
о
<Л|
Задние «ножки-балюстры» стоят под углом у стула со спинкой «медальоном» из собрания ASG. Стул покрыт левкасом. Его царга имеет округлую форму, а конические ножки с полуштабными каннелюрами установлены на «каблучках». Термин «полуштабные каннелюры» пришёл в мебельное искусство из архитектуры, где он применялся к колоннам или пилястрам, каннелюры которых имели резные, прямые или витые украшения, доходящие почти до трети их высоты. Такую же спинку «медальон» и ножки, скошенные под углом, с полуштабными каннелюрами имеет стул 1780 годов из литературного труда Верле. Стул этот входит в комплект из шести предметов, находящихся в Буж-ле-Шато (департамент Эндр). Он покрыт белым левкасом и имеет клеймо мастера де Отона ^е О^оп).
БИБЛИОТЕКА МИА 121 Стул
Мастер де Отон Франция, 1780-е годы
Дерево, резьба, точение, левкас Буж-ле-Шато, департамент Эндр [1, илл. 53]
80-е годы
Кресло Франция, 70 XVIII века
Дерево, резьба, точение, левкас
97,5x62,5x71 см
БСИИ ASG, инв. № 11-1052
Стул
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Дерево, резьба, точение, левкас 86x54x45 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2447 (1)
Ножка-балюстра у кресла БСИИ ASG, инв. № 11-1052
Завиток на подлокотнике кресла БСИИ ASG, инв. № 11-1052
В 1788 - 1790 годах появляются ножки в этрусском стиле (фр. «à l'étrusque»), завершающиеся звериными лапами. Самой распространённой геометрической фигурой Классицизма был прямоугольник. Его объём, в частности в комодах, часто располагался по горизонтали. Комоды завершались мраморными столешницами, а центральные ящики часто были «утопленными», что придавало предметам динамизм. Для эбенистов большое значение начинают играть детали. Они уделяют внимание красоте изгиба стоек подлокотников, тонкости столбиков, венчающих боковые части спинок, деликатной округлости царг и сводов. Подлокотники кресел остаются длинными, часто достигая уровня передних ножек. Их стойки нередко выполняют в виде дельфинов или пекинесов (любимцев королевы), а в период революции - человеческих фигур.
Классическое для эпохи Классицизма устройство имеет комод из Большого собрания изящных искусств ASG (БСИИ ASG, инв. № 12-1263). Его прямоугольный каркас установлен на прямых ножках с основаниями в виде каблучков. Корпус выполнен из массива дуба и бука, и шпонирован палисандром, розовым и эбеновым деревом, а также берёзой. Комод имеет три ящика с имитацией девяти. Фасад украшен паркетным набором маркетри и прямоугольными окоймлениями с шевронами в ленточной фанеровке. Бронзовые личинки выполнены в виде медальонов с бантами, а ручки имеют круглую форму. Верхний ящик украшен небольшими желобками. Такими же желобками декорирован и верхний ящик комода периода Классицизма из Музея изящных искусств Дижона. Комоды имеют и близкие круглые ручки с подвижными кольцами.
Комод
Пьер Карре
Около 1780 года
Фиалковое и чёрное дерево
Музей изящных искусств, Дижон [1, илл. 131]
Мебельный декор стиля Людовика XVI вдохновлен античным искусством, в котором, за редким исключением, нет ничего строгого и педантичного. Мастера эбенисты расцвечивают предметы листьями в форме сердец, лотосами, пальметтами и акантом, столбиками, ажурными узорами, пилястрами, розетками, жемчужником, овами, гирляндами, каннелюрами, рогами изобилия, ликторскими связками (фасции), колчанами, капителями, военными трофеями, головами и лапами львов, орлами, химерами, фигурами египтян и проч. Все эти орнаменты дополняются имитациями текстильных мотивов: драпировками, фестонами, зубцами, переплетаю-
m
i И
и
N
la. §з
Г\| Г\|
о
Г\|
Комод
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Каркас -массив дуба, бук, шпон - палисандр, розовое дерево, вставки из эбенового дерева и берёзы, маркетри, золоченая бронза, тёмно-серый мрамор с прожилками и включениями светлосерого цвета (Sainte-Anne français) 84^129^60 см БСИИ ASG, инв. № 12-1263
Маркетри на верхнем ящике комода БСИИ ASG, инв. № 12-1263
щимися лентами, шнурами, бантами, кокардами, плетением). В экзотической тематике орнамента-листы не ограничиваются лишь китайской темой, переключив внимание на традиционное турецкие искусство и быт (фр. «turc»). Цветы при Классицизме трактованы особенно реалистично. Их чаще всего изображают мелкой россыпью, «разбрасывая» по поверхности самого изделия или его обивке.
Секретер Жана-Альдебера Вови (Jean-Aldebert Vоvis, получил звание мастера в 1767 году) из собрания ASG украшен сложными и разнообразными по составу предметов композициями маркетри. На откидной крышке - композиция из музыкальных инструментов (скрипки, трубы) и птиц в медальоне, обрамленном цветами на фоне Х-образного набора. На дверцах - маркетри в виде ваз с цветами на фоне продольного набора. Другой секретер этого же времени был изготовлен Кристофом Андре Ашем (Christophe André Hache, 1748 - 1831). Здесь по центру откидной крышки представлен медальон с цветами, а по бокам от него, на ящиках и дверцах -композиции в технике торцевого спила (фр. «bois de bout»), состоящие из корневища оливкового дерева.
Секретер
Вови, Жан-Альдебер Франция, 70 - 80-е годы XVIII века
Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, тёмно-серый мрамор с прожилками и пятнами светло-серого цвета (Sainte-Anne des Pyrenees) 142,5x39x 93,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-0840
Секретер
Аш, Кристоф Андре
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века
Розовое дерево, палисандр, торцевые спилы
оливкового корня, маркетри, золоченая бронза,
светло-серый мрамор с прожилками белого цвета
(Sainte-Anne des Pyrenees)
157x110x42 см
БСИИ ASG, инв. № 16-1153
Композиция из торцевых спилов оливкового корня на дверце секретера БСИИ ASG, инв. № 16-1153
Маркетри в виде вазы с цветами на дверце секретера БСИИ ASG, инв. № 16-0840
Маркетри в виде медальона с музыкальными инструментами, птицами, цветочной гирляндой и бантом на откидной крышке секретера БСИИ ASG, инв. № 160840
Стиль Людовика XVI эклектичен. Многим эбени-стам в декоре изделий с успехом удается сочетать античные элементы с традиционными для Людовика XV рокайльными мотивами. В 1776 году Франсуа II Фолио изготовил кресло-бержер с каннели-рованными ножками токарной работы и античными орнаментами. Через два года он же, совместно с Бабелем, создает для Марии Аделаиды Французской в Фонтенбло великолепный набор мебели для сидения, который украшает античными мотивами и рокайлями. Такие эклектичные сочетания нередки. Около 1785 года французское мебельное искусство переживает увлечённость английским стилем Чиппендейл. Под его влиянием появляется мебель красного дерева с ажурными резными спинками.
Мебель как и прежде покрывают золочением зелёного, жёлтого и красного оттенков. Однако большинство изделий окрашиваются белой краской. В 1786 году художник и позолотчик Шатар (Chatard) поставил в Гард-Мёбль всего два-три набора золочёной мебели, все остальные были белыми. Орех или бук часто тонировались под красное дерево (фр. «façon acajou»). В провинциальной мебели для сидения мебель из ореха, дуба или фруктовых пород не тонировалась. Ясень окрашивался практически всегда.
В период правления Людовика XVI профессия эбенистов и бронзовщиков пользовалась большим успехом и уважением, как никогда прежде. Мебельщики, получавшие заказы от Марии-Антуанетты и её окружения, иностранных дворов, военной аристо-
Г\| Г\|
о
Г\|
Набор из канапе и шести кресел, покрытых левкасов
Эврар, Шарль Франсуа
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века
Дерево, резьба, точение, левкас, гобелен
Канапе 117^93^50 см,
Кресла 91x56x47 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3796 (1 - 7)
кратии, богатых горожан, процветали в финансовом отношении. Заодно с ними богатели бронзовщики и торговцы мебелью. Самыми известными бронзовщиками эпохи Классицизма были Пьер Гутьер (Pierre Gouthière, 1732 - 1813), Пьер-Филипп Томир (Pierre-Philippe Thomire, 1751 - 1843) и Пьер-Огюст Форестье (Pierre-Auguste Forestier, 1755 - 1835). Среди торговцев мебелью первенство принадлежит Жану-Анри Ризенеру, который сам был эбенистом. Он женился на вдове мебельщика Жана-Франсуа Эбена. Работал для парижского Арсенала и в течении десяти лет поставлял мебель в Гард-Мёбль (1774 - 1784). Преемником Ризенера был немец по происхождению Гийом Бенеман или Беннеманн (Guillaume Beneman, Benneman, 1750 - после 1811). Классицизм - это время, когда приток немецких мастеров в Париж значительно увеличился. Одним из них был Жозеф Штокель (Joseph Stockei, 1743 -1802), модели которого отличались большой строгостью и лаконичностью. Он практически не применял маркетри, используя шпонировку красным деревом, реже палисандром. Самым «немецким» среди французских эбенистов был Давид Рентген (David Roentgen, 1743 - 1807). У него были заказы от русской императрицы Екатерины II и магазин в Санкт-Петербурге.
В Большом собрании изящных искусств ASG есть книжный шкаф Жана Хольтхаузена (Jean Holthausen) - столяра-краснодеревщика второй половины XVIII века немецкого происхождения. Он получил звание мастера в 1764 году. В начале правления Людовика XVI работал на улице Тра-весье. В основном он использовал древесину темных тонов: палисандр, фиалковое дерево и амарант. Украшал мебель наборами маркетри в виде кубов и ваз с цветами, иногда имитировал лаки Дальнего Востока.
Книжный шкаф Хольтхаузен, Жан Франция, 60-е годы XVIII века
Каркас - массив дуба, шпон - палисандр, маркетри, бронза, стекло 193x102x45 см БСИИ ASG, инв. № 17-2466
m
i И
lu
N
la. is
<Л| <Л|
о
Г\|
Под влиянием Рентгена значительно усложняются сюжетные композиции маркетри с изображениями персонажей. Чаще всего это сельские идиллические сцены. Наборы с ромбами отличаются особой тонкостью исполнения. Они часто обрамляются вставками из сатинового (атласного) дерева. Часто маркетри строятся на противопоставлении в рисунках жёлтой и черной древесины. Это особенно эффектно выглядит в случаях с цветочными розетками, листьями, каннелюрами и шевронами. Мастера намного чаще, чем в период Людовика XV, обращаются к эбеновому (чёрному) дереву. Однако по мере приближения XIX века и стиля Ампир от всего этого мебельщики откажутся в пользу шпонировок красным деревом с муаровым рисунком.
Секретер собрания ASG эпохи Классицизма декорирован наборами маркетри в виде симметричных пейзажей на распашных дверцах в верхней части и пасторальной сценой на цилиндрической крышке. На фоне ландшафтного пейзажа с кипарисами и деревом с раскидистой кроной по центру изображены две женщины. Одна из них занимается рукоделием, другая - пасёт овец. Животных стерегут две собаки. Слева, в верхнем углу - дом и ветряная мельница.
Может показаться, что с отказом от техники маркетри в пользу простой шпонировки, мебель много утратила в эстетике оформления. В этом случае компенсировать однообразие шпонировки
БИБЛИОТЕКА МИА 125 Секретер
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Орех, розовое и лимонное дерево, маркетри, золочёная бронза, медь, розовый мрамор с красными прожилками и включениями серо-зелёного цвета (Breche de Tavira) 181x101,5x56,5 см БСИИ ASG, инв. № 151377
Пастораль в технике маркетри на крышке секретера БСИИ ASG, инв. № 15-1377
Пейзаж в технике маркетри на дверце секретера БСИИ ASG, инв. № 15-1377
Тумба
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Красное дерево, латунь, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné) 87x65x45,5 см БСИИ ASG, инв. № 19-1957
Фрагмент угловой тумбы с латунным декором БСИИ ASG, инв. № 19-1957
призвана фурнитура из золочёной бронзы. Иногда её заменяли медными молдингами, а также литой бронзой без золочения в виде колец, капителей, накладок (башмаков) на основания ножек (фр. «sabots»). Образцом данного направления является угловая тумба из собрания ASG времён Людовика XVI, изготовленная из массива и шпона красного дерева. Её дверца обрамлена узкими молдингами из золочёной латуни, а столешница - невысокой ажурной галереей из того же материала.
ДИРЕКТОРИЯ (LE DIRECTOIRE)
По сей день среди искусствоведов ведутся споры о том, можно ли считать Директорию полноценным художественным стилем XVIII века? Директория похожа на стиль Транзисьон. Оба они являются переходными: Транзисьон связывает словно мостик стиль Рококо и Классицизм, а Директория - тот же Классицизм с Ампиром, а если быть ещё точнее, с Консулатом. В период Директории большая часть дворцовой мебели XVIII века из разграбленных особняков знати выставляется на торги. Лишь немногие предметы остаются на прежних местах в резиденциях нового правительства.
В это время мебельщики находятся в неустанном поиске новых средств выразительности. Хотя некоторые ещё работают с оглядкой на старое искусство. В частности, художник и издатель Пьер Антуан Лебу-де-ла-Мезанжер (Pierre Antoine Leboux de La Mésangère, 1761 - 1831) в рисунках мебели, которые он опубликовал в X году (1802 год), предлагает некоторые модели мебели, вдохновленные ещё искусством XVIII столетия. В 1798 году архитектор и декоратор Луи-Мартин Берто (1770 - 1823) оформляет для Жюли Рекамье интерьеры её парижского особняка. И вот уже здесь можно говорить о зарождении нового стиля XIX столетия. Впервые в мебели Ампир заявит о себе в работах, созданных по проектам Жака Луи Давида (1748 - 1825), которые он заказал либо для самого себя, либо для французского политического и военного деятеля Филиппа Эгалите (1747 - 1793). Идеологами Ампира станут Шарль Персье (1764 - 1838) и Пьер Франсуа Лео-нар Фонтен (1762 - 1853). Образный ряд созданного ими нового художественного стиля будет опираться на античное искусство, которое они переработают куда смелее, нежели мастера XVIII века.
В целом мебель приобретает более утонченный, строгий и элегантный вид. Из орнаментики уходит любой намёк на игривость, она становится сухой и тщательно выверенной. Доминирующим материа-g лом является красное дерево. Мотив цветка в де-^ коре практически исчезает.
В этот период начинается борьба между массовым стандартизированным производством мебели и элитарным, ориентированным на индивидуальный заказ. Среди эбенистов Франции монополию на изготовление мебели ещё держит династия Жакоб. Но вскоре и она будет вытеснена стремительно развивающейся промышленностью, которая фактически отменит отношение к созданию мебели как к акту искусства.
В книге Пьера Верле стиль Директории проиллюстрирован всего двумя предметами - комодом и лестницей для библиотеки. Комод выполнен из красного дерева. Бронзовые накладки для него были отлиты Пьером-Огюстом Форестье, прочеканены Пьером-Филиппом Томиром и вызолочены Шодроном (Chaudron).
Комод
Беннеман, Гийом 1787 год
Красное дерево, золочёная бронза, литьё, чеканка Музей Лувра, Париж
Данный комод был создан Гийомом Беннема-ном - выдающимся французским мебельщиком немецкого происхождения (настоящее имя мастера Вильгельм). Беннеман успешно работал в годы Директории совместно с Пьером-Филиппом Томиром. Его работы отличались строгими геометрическими формами, тонкими бронзовыми или латунными накладками, маркетри с цветочными мотивами и вставками превосходного севрского фарфора.
В Большом собрании изящных искусств ASG представлены два мебельщика периода Директории: Жан-Батист Вассу (Jean-Baptiste Vassou, 1739 - 1807) и Пьер Буашо (Pierre Boischod, получил звание мастера в 1769 году). Последний являлся представителем самого интересного направления Директории, которое стремилось простоту форм превратить в изысканность лаконичного образа. В
Шифоньер Буашо, Пьер Франция, конец XVIII века
Красное дерево, маркетри, латунь, чеканка 167x80x44,5 см БСИИ ASG, инв. № 17-0908
Бюро
Вассу, Жан-Батист Франция, около 1790 года
Орех, палисандр, маркетри, золочёная бронза, медь,
белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета
(Carrare blanc veiné)
96,5x76x46 см
БСИИ ASG, инв. № 15-1279
m
i
И N N
la. §з
<Л| <Л|
о
<Л|
Накладка на личинке шифоньера БСИИ ASG, инв. № 17-0908
собрании ASG имеется шифоньер с одиннадцатью выдвижными ящиками. Его деловая красота складывается из чёткого ритма прямоугольных форм и строгого контраста темной фанеровки с небольшими золочёными личинками.
Второй мастер Жан-Батист Вассу - представитель демократического направления, много сде-
лавший для упрощения формы, примером чего может служить небольшое бюро из собрания ASG. Оно сделано из орехового дерева со скромными вставками палисандра.
В следующем номере Вестника «Мир искусств» будет опубликовано продолжение данной статьи, посвящённое клеймам эбенистов XVIII столетия. Мы рассмотрим авторские клейма парижских мастеров, ситуации, когда на мебели стоит два клейма, рукописные этикетки, а также фирменное клеймо гильдии мебельщиков XVIII века. В качестве иллюстраций приведём фотографии и факсимиле клейм мастеров из Большого собрания изящных искусств ASG.
Ссылки:
1. Pierre Verlet. Les meubles français du XVIII siècle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1982. - 299 p.
2. Jean Charles Delafosse «Canapé dans le goût Pictoresque' and 'Lit a la Française» in Louis XVI style [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.mutualart.com/Artwork/-Canape-dans-le-gout-Pictoresque--and--L/C3783A155AA615C3 - Дата доступа: 08.11.2022.