ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ КОРПУСНОЙ МЕБЕЛИ ПЕРИОДОВ ТРАНЗИСЬОН И КЛАССИЦИЗМ
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу декоративного оформления корпусной мебели периода тран-зисьон и классицизма. Рассматриваются наборы маркетри и металлическая фурнитура, украшающая предметы меблировки XVIII века из Большого собрания изящных искусств ASG. В качестве их аналогов приводятся образцы мебельного искусства, воспроизведенные в книге Пьера Кельберга «Французские мебельщики XVIII века».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпусная мебель, транзисьон, классицизм, набор маркетри, инкрустация, фурнитура, золочёная бронза, латунь, комод, секретер, ручки-кольца, «личинки-бандероль», набор «ёлочка», фанеровка.
ABSTRACT: the article is devoted to the analysis of the decorative design of cabinet furniture of the period of transition and classicism. Examined are the marquetry sets and metal fittings that adorn 18th century furnishings from the ASG Great Fine Arts Collection. Examples of furniture art reproduced in Pierre Kelberg's book «French furniture makers of the 18th century» are given as their analogues.
KEYWORDS: cabinet furniture, transit, classicism, marquetry set, inlay, fittings, gilded bronze, brass, chest of drawers, secretaire, ring handles, «larvae-parcels», «herringbone» set, veneering.
В истории европейского декоративно-прикладного искусства XVIII столетия тема художественного оформления мебели - одна из самых обширных и интересных. Со второй половины XVII века массивная резьба постепенно уступает место изысканным и элегантным наборам маркетри (от франц. marquer - размечать, расчерчивать) и золоченой металлической фурнитуре. Следует сразу разграничить понятия маркетри и инкрустация. Маркетри называют вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Инкрустация (позднелат. incrustatio -букв. покрытие корой) - украшение предметов меблировки узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и т.д. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.
Первые предметы мебели с инкрустациями изготавливались во Флоренции ещё в XVI веке. Здесь мастера активно использовали при декорировании древесины мрамор, яшму и полудрагоценные камни. В том же XVI столетии инкрустации применялись и в Антверпене. К середине XVII века французы переняли эту технику у фламандцев, доведя её до высочайшего уровня мастерства. Мебель, изготовленная на мануфактуре Гобеленов для Версаля, декорировалась первыми парижскими мастерами краснодеревщиками (фр. ébéniste) Пьером Голле (около 1620 - 1684) и его зятем Андре-Шарлем Булем (1642 - 1732). Искусно компонуя черепаховый панцирь, слоновую кость, эбеновое дерево и металл (чаще латунь), они изготавливали замысловатые арабесковые (фр. «arabesque») и лиственные узоры. Данная техника получила своё название по имени создателя - «Буль», но уже в 1720-е годы она потеряла популярность. На смену ей пришла техника маркетри. Красоту наборов древесины здесь дополняли накладки из золоченой бронзы
или латуни, которые не только украшали мебельные изделия, но также имели функциональное значение, в частности, ручки облегчали пользование дверками и выдвижными ящиками, а замочные личинки и угловые накладки защищали предметы от повреждений.
В эпоху Рококо во французском мебельном искусстве наиболее популярными были цветочные наборы маркетри, варианты которых разрабатывались такими талантливыми мастерами, как голландец по происхождению Бернар ван Ризенбёрг (1700 - 1760), Жан-Пьер Латц (около 1691 - 1754), Жан-Франсуа Эбен (1 721 - 1763) и др. Основой гармоничности стиля Рококо в мебели можно считать орнамент. Центром его композиции является завиток, «рокайль» (фр. rocaille), представляющий собой стилизованную раковину с листьями аканта. Его дополняет «ормушль» (нем. Ohrmuschel) - орнаментальная форма, напоминающая ушную раковину, и «картель» (фр. cartelle) - мотив в виде обрамлённого завитками щита. Орнамент Рококо широко использует эти три элемента, соединяя с традиционными растительными, звериными и антропоморфными мотивами. В создании орнаментальных мотивов принимали участие ведущие художники Франции: Жан Берен (1640 - 171 1), внесший темы гирлянд и ламбрекенов, Клод Одран (1658 - 1734), широко использующий изображение цветов, а также Антуан Ватто (1684 - 1721), с именем которого связывают появление в мебели изящных угловых накладок с женскими головками - «эспаньоле-тами» (фр. «espagnolette»). Совершенно новые тенденции пришли в мебельное искусство с воцарением в нём стилей транзисьон и классицизм.
ТРАНЗИСЬОН
Стиль транзисьон во многом уникален. Во-первых, он характерен прежде всего для французского прикладного искусства и особенно для мебели. В художественных ремеслах других стран, таких как Италия, Германия, Голландия и даже Россия, мы можем увидеть определенные черты, найденные французскими мебельщиками транзисьона, но выделять предметы, несущие эти особенности, в отдельный стиль не представляется обоснованным. Во-вторых, непродолжительно и время его существования - не более четырнадцати лет с 1760 по 1 774, т.е. вторая половина времени правления Людовика XV. Своеобразие и архитектоника предметов обстановки во многом определялись творчеством выдающегося архитектора Анжа-Жака Габриэля (1698 - 1782),
создавшего Малый Трианон в Версале, спроектировавшего одну из главных площадей в Париже - Площадь Согласия, или как она называлась раньше, Площадь Людовика XV. Значительную роль в развитии стиля транзисьон сыграл уже упомянутый нами Жан-Франсуа Эбен, оказавший воздействие на многих парижских мебельщиков. В-третьих, занимая промежуточное положение между стилями Людовика XV и Людовика XVI, он был обречён на поиск компромисса между декоративной куртуазностью рококо и рационализмом следующего стиля - классицизма. Перечисленные особенности определили характер стиля, блестяще нашедшего примирительное решение между противоположными эстетическими воззрениями. В мебели изменения проявились в преобразовании конструкции, постепенном отказе от мягких перетекающих форм и округлостей. Вогнуто-выгнутый контур предмета теперь часто соседствует с прямыми линиями и плоскостями. Вновь обозначается грань между несущими и несомыми элементами. Последние хранят мягкость, однако становятся выпрямленными и более отчетливо воспринимаемыми. Ножки еще имеют форму кабриоль, но их соединение с корпусом носит более строгий характер.
В предметах корпусной мебели, таких как бюро, комоды и тумбы, появляются характерные особенности: выступающий в средней части фасада небольшой ризалит берет на себя функцию центра симметрии, которая, как правило, в рококо не акцентировалась. Специфичны для стиля транзисьон и плоские скосы на торцах боковин, одновременно определяющие и сглаживающие контур изделия. Меняется фанеровочный набор, часто применяется массив ореха, используется красное дерево, а также фруктовые породы. Преобразуется бронзовый декор: накладки уменьшаются в размере и скорее подчеркивают форму, чем сглаживают её. Вновь просыпается интерес к античности, проявляющийся в использовании древнегреческих орнаментальных мотивов, персонажей и сюжетов. Коллекция мебели транзисьон Большого собрания изящных искусств АБС насчитывает 45 предметов, из них авторских - девять. В это время продолжают работать мастера рококо: Жан Хольтхаузен (получил звание мастера 17 августа 1764 года) и Жан Жорж Шлихтиг (1736 - 1782). Кроме их работ собрание АБС имеет произведения Жана Попселя (родился в 1720 году), Николя Пьера Северина (1728 - 1798), Этьена Авриля (1748 - 1796), Луи Обри (1741 -1814), Пьера Гарнье (около 1720 - 1800) и Николя Александра Лапи (около 1730 - 1775).
Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао институт»/отп*в№ияа
{Чир искусств
Одним из наиболее показательных образцов мебели транзисьон из собрания ASG является низкий шкаф, изготовленный Жаном Попселем в 60-е годы XVIII века. На шкафе, помимо клейма мастера, стоит клеймо «Jurande», использовавшееся ремесленным цехом Франции в XVIII веке. Цех был упразднён в 1791 году.
Попсель, Жан Низкий шкаф
Франция, 60-е годы XVIII века
Палисандр, розовое и окрашенное дерево, дерево
фруктовых пород, маркетри, золочёная бронза,
красный мрамор с прожилками и пятнами серого
и белого цветов (Griotte rouge de belgique)
132x105x47 см
БСИИ ASG, инв. № 17-0896
Конструктивно этот двухдверный шкаф довольно прост. Он имеет прямоугольную форму и строгий, без изгибов силуэт, вполне соответствующий вкусам классицизма. Однако его ножки s-образно изогнуты и ещё имеют форму «кабриоль», столь популярную в период регентства и рококо. Кроме этого, передняя царга дополнена выступом «арбалет» (фр. «arbalète») с накладкой золоченой бронзы в виде ормушлей и листьев. Личинки имеют форму рокайлей, а на распашных дверцах - набор маркетри из цветов на тонких извивающихся стеблях с листьями. Таким образом, стиль транзисьон здесь получил интересное воплощение как результат симбиоза классицизма, «отвечающего» за формообразование данного шкафа, и рококо, в традициях которого выполнен его декор.
Фрагмент цветочного набора на низком шкафе
Жана Попселя
БСИИ ASG, инв. № 17-0896
Накладка золочёной бронзы на арбалете низкого шкафа Жана Попселя БСИИ ASG, инв. № 17-0896
Жан Попсель не раз декорировал свои предметы цветочными маркетри. Так, например, цветы, близкие тем, что украшают шкаф из собрания ASG, мы видим на комоде Попселя, изготовленном ещё в период Людовика XV. Комод этот проходил на аукционе Christie's 10 марта 1988 года и опубликован в словаре краснодеревщиков и плотников французского историка искусств Пьера Кельберга «Французские мебельщики XVIII века» [1].
Данное издание вышло в свет в 2002 году и по сути синтезировало в себе все последние научные данные и сведения о французских мастерах, технике и методике их работы, а также общих тенденциях в мебельном искусстве, начиная с последних годов правления Людовика XIV и заканчивая рассветом Первой империи. Данные о мастерах-мебельщиках расположены в алфавитном порядке в соответствии с их фамилиями. Кельберг
Попсель, Жан Комод
Декорирован набором маркетри в виде цветущих веток и граната Набор «ёлочкой» из розового дерева, вставки фиалкового дерева Фурнитура золочёной бронзы с рокайлями 86x130x63,5 см
Аукцион Christie's, 10 марта 1988 года, Лондон [1, с. 713]
иллюстрирует свою книгу исключительно редкими предметами мебели, проходившими на аукционах и находящимися в частных собраниях.
В библиотеке Международного института антиквариата книга Пьера Кельберга является одной из наиболее востребованных при написании научных статей, составлении каталожных описаний и атрибуций произведений мебельного искусства из Большого собрания изящных искусств АБС. Далее в нашей статье в качестве аналогов мебели из собрания АБС мы будем приводить репродукции из словаря Кельберга.
Большом собрании изящных искусств АБС представлен шкаф эпохи транзисьон, дверцы которого могут служить прекрасной иллюстрацией комбинирования данных наборов: «ёлочка», начинающаяся на дверцах снизу и сверху, в центральной их части (на уровне замочных личинок) органично превращается в «крылья бабочки».
Книга Пьера Кельберга «Французские мебельщики XVIII века» из библиотеки Международного института антиквариата
2002 год издания
Шкаф
Франция, 60-е годы XVIII века Фиалковое дерево, маркетри, золочёная бронза
176x105x36 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2180
Набор фиалкового дерева в виде «ёлочки», переходящей в «крылья бабочки» на дверцах шкафа БСИИ ASG, инв. № 112180
В обоих случаях в качестве фонов для своих цветочных композиций Жан Попсель выбрал набор маркетри «ёлочкой» (фр. chevrons). Данный вид рисунка являлся одним из самых популярных на протяжении всего XVIII века. Его часто компоновали с «крыльями бабочки» (фр. d'aile de papillon) - рисунком набора маркетри, напоминающим раскрытые крылья этого насекомого. В
Жан Попсель часто использовал подобные сочетания наборов. В книгу Кельберга включён высокий секретер его работы, где одна из нижних распашных дверок украшена набором «ёлочкой», другая - «крыльями бабочки».
Верхние створки этого секретера застеклены и имеют мягкие волнообразные контуры. Похожие, но ещё более выразительные волнистые обрам-
Попсель, Жан Высокий секретер Декорирован набором маркетри из розового и фиалкового дерева
В верхней части застеклённые дверцы, углы скошены 219x116x45 см Аукцион Etude PIASA, 26 марта 1997 года, Париж [1, с. 714]
ления застекленных частей нашли своё воплощение в шкафе Жана Хольтхаузена из Большого собрания изящных искусств ASG. Каркас шкафа выполнен из массива дуба и шпонирован палисандром. Отличительной чертой его конструкции являются скошенные углы, которые стали своего рода «визитной карточкой» Хольтхаузена. Он использовал этот приём и при изготовлении секретера, который был продан в Лионе 14 декабря 1975 года на аукционе «Me Griffe».
Хольтхаузен, Жан Шкаф
Франция, 60-е годы XVIII в.
Каркас - массив дуба, шпон - палисандр, маркетри, бронза, стекло 193x102x45 см БСИИ ASG, инв. № 17-2466
Фрагмент шкафа Жана Хольтхаузе-на со скошенным углом и волнообразным контуром застеклённых частей на дверях БСИИ ASG, инв. № 17-2466
Хольтхаузен, Жан Секретер
Декорирован набором маркетри из розового дерева и палисандра Аукцион Me Griffe, 14 декабря 1975 года, Лион [1, с. 448]
M №1 »•*-<- 1
g hgLHlg
Д 1 ш 1Г
<1 9
i
Скошенные углы применял и Николя Пьер Северин, получивший звание мастера 26 июля 1 757 года. Сын и ученик ремесленника из привилегированного пригорода Сен-Антуан, он зарегистрировал патент на право самостоятельного занятия ремеслом в 1764 году. Мастерская Северина располагалась на улице Дофин. Помимо маркетри, мастер хорошо владел техникой «Буль» и принимал участие в реставрации мебели для королевской резиденции.
В Большом собрании изящных искусств ASG находится секретер работы Северина. Углы его скошены весьма интересным образом: в верхней и нижней частях они имеют округлую цилиндрическую форму, а центральные их части срезаны и по горизонтали шпонированы палисандром. Дверцы и крышка декорированы центрально-симметричными композициями «крылья бабочки» из розового дерева. Верхушка откидывающейся крышки имеет в середине характерный прогиб, получивший название «спинка ослика» (фр. bureau de pente ou dos d'âne), поскольку создателям этого силуэта он напомнил прогнутую спину трудолюбивого животного.
Северин, Николя Пьер Секретер Франция, 60-е годы XVIII века Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза, жёлтый мрамор с сиреневыми включениями и белыми прожилками и миндалинами (Brocatelle jaune du jura) 128x64x35,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-0964
VW ВЕСтшкмэадунарддного шступуш жтокачкАт
(Чир искусств
году. Он был более известен как Авриль Старший, поскольку один из его младших братьев также был эбенистом. Имел мастерскую на улице Ша-рентон, на углу с улицей Моро. Исполнял мебель по заказам королевского двора, в частности для покоев Марии-Антуанетты в замке Сен-Клу.
Набор «крълъя бабочки» на секретере Николя Пьера Северина
БСИИ ASG, инв. № 16-0964
У комода периода транзисьон работы Северина из словаря Кельберга также скошены углы. Он декорирован искусным набором маркетри в виде перспективного архитектурного пейзажа. Ножки этого комода практически утрачивают изгиб, фасад и боковые части выпрямляются, традиционный для рококо «арбалет» становится менее выразительным, а металлическая накладка на нём исчезает.
Ручки комода Северина из золочёной бронзы имеют круглую форму, которая была особенно популярна в период транзисьона, а затем и классицизма. Мастера второй половины XVIII века осознавали и высоко ценили эстетический потенциал простых геометрических фигур при декорировании мебельных изделий. Незатейливые круглые ручки придавали мебели торжественный и парадный вид. Здесь нет того количестве мелких деталей и нефункциональных «затей», которыми изобилует мебель эпохи рококо. Круглые ручки транзисьона практичны и удобны в использовании.
Круглыми ручками с чеканным жемчужни-ком (фр. «perles») снабжён и комод Этьена Авриля, получившего звание мастера в 1774
Авриль, Этьен Комод
Франция, 60-е годы XVIII века Лимонное дерево, маркетри, тонирование, золочёная бронза, красный мрамор с пятнами розового цвета (Rouge du Maine) 95x128x64 см БСИИ ASG, инв. № 12-1854
Работы Авриля, созданные в период транзисьона и классицизма, характеризуются правильными пропорциями, четкостью и легкостью форм, простотой и строгостью линий, гладкими поверхностями, что отвечало вкусу времени. Он редко украшал мебель геометрическим маркетри, чаще используя бронзовые накладки только на личинках и иногда в качестве обрамления, подчеркивающего форму предмета. Создавал разнообразную по типологии мебель: комоды, консоли, книжные и платяные шкафы, секретеры, витрины, бюро, столы для игры в трик-трак, маленькие столы для гостиных, ночные столики
Северин, Николя Пьер Комод
Декорирован набором маркетри с архитектурными пейзажами и изображениями людей и животных в парке Инкрустации из слоновой кости и перламутра Ширина 122 см
Аукцион Christie's, 21 ноября 1984 года, Нью-Йорк [1, с. 860]
и т.д. Также изготавливал предметы мебели оригинальной конструкции, среди которых: двойной секретер (с двумя откидными крышками), комод с небольшим ризалитом на фасаде из тонированного в зеленый цвет сикомора и инкрустациями из оливкового дерева (продан в Париже в 1974 году), малое дорожное бюро-цилиндр и детский секретер высотой 97 см. Излюбленными материалами мастера были красное и атласное дерево, реже - лимонное и розовое. Перед революцией передал управление своей мастерской младшему брату Пьеру, но оставил за собой магазины у Порт-Сент-Антуан. После смерти мастера товары со складов этих магазинов распродавались на трёх аукционных торгах, каждый из которых длился несколько дней, что говорит об огромных производственных масштабах мастерской.
Комод Авриля из Большого собрания изящных искусств ASG можно назвать в чём-то редким, а в чём-то и типичным для творчества этого мастера. Он изготовлен из лимонного дерева, к которому Авриль обращался редко. Его древесина имеет красивый и яркий, близкий к жёлтому, оттенок. В конструкции комода мастер прибегает к хитрости: фасад имитирует наличие в нём девяти ящиков, хотя на самом деле их всего пять. В центральной их части - маркетри в виде фантазийных цветов, похожих на тюльпаны, на боковых ящиках - паркетный набор «ёлочкой». Они окаймлены прямоугольной ленточной фанеровкой с тонированными розетками по углам. Боковые части комода украшены маркетри в виде ваз с цветами в медальонах на фоне ромбовидного набора. Примечательно оформление личинок комода. Они имеют округлую форму в виде медальонов с «бантами-бандероль» (фр. «banderole» - «ремень, перевязь» от bande - «полоса» и roll - «крутить»). Орнаментальный мотив «бандероль» пред-
ставляет собой ленту, завязанную в виде банта и напоминающую перевязь, связку атрибутов или подвеску. Особую популярность он приобрел в эпоху классицизма.
Те же бронзовые накладки с ручками-кольцами и личинками в форме «бандеролей», что и на комоде из собрания ASG, Авриль использовал и при создании комода с летних торгов 1985 года лондонского Sotheby's. В данном случае мастер обратился к геометрическому набору маркетри.
Цветочный набор на ящике комода Этьена Авриля БСИИ ASG, инв. № 12-1854
Авриль, Этьен Комод
Декорирован набором маркетри в виде трельюс-ной сетки и ромбов 89x129 см
Аукцион Sotheby's, 5 июля 1985 года, Лондон [1, с. 38]
О том, насколько в мебели периода транзисьон были популярны ручки-кольца и личинки-«банде-роли», свидетельствуют ещё два комода. Автором одного из них является Луи Обри (получил звание мастера 31 августа 1 774 года). Он был зятем мебельщика Клода Пьера Лебесга, мастерской которого на улице Сен-Николя руководил после революции. Начал профессиональную деятельность в период стиля транзисьон. Мебель Обри чрезвычайно разнообразна: от предметов, украшенных сложными композициями маркетри, до строгих образцов из красного дерева, практически лишенных бронзового декора. К последним относится комод на два ящика из собрания ASG. Форма и устройство его просты, а фурнитура лаконична. Ящики имеют прямоугольные окаймления ленточной фанеровкой из розового дерева с меандром по углам (фр. «méandre», тип геометрического орнамента в виде непрерывной линии, ломанной под прямым углом и напоминающей крюк). По центру царги - «арбалет». Всё металли-
ческое убранство комода составляют бронзовые личинки-«бандероли», ручки-кольца, фигурные пластины на углах под столешницей, накладки на «арбалете», а также у основания ножек в форме «копытец» с акантом. Близкий данному кабинет Обри воспроизведён у Пьера Кельберга.
Обри, Луи Комод
Франция, 60-е годы XVIII века Палисандр, розовое дерево, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с включениями белого цвета (Gris Sainte-Anne belge) 83,5x96x47,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-2575
Обри, Луи Комод
Красное дерево Ширина 124 см
Аукцион Sotheby's, 31 октября 1987 года, Нью-Йорк [1, с. 31]
Угловая накладка золочёной бронзы на комоде Луи Обри БСИИ ASG, инв. № 12-2575
Ручка-кольцо золочёной бронзы на комоде Луи Обри БСИИ ASG, инв. № 12-2575
Другой комод принадлежит одному из самых знаменитых эбенистов Франции XVIII века - Пьеру Гарнье, чьи работы прекрасно иллюстрируют эволюцию стилей от рококо к классицизму. Получил звание мастера 31 декабря 1742 года. Его репутация как одного из лучших мастеров сохранилась и в революционный период. Работал в мастерской в пригороде Сен-Антуан на улице Нев-де-Пети-Шам, вблизи Вандомской площади. Благодаря своему неоспоримому таланту и способности адаптироваться к быстро меняющимся вкусам двора Пьер Гарнье имел множество обеспеченных заказчиков, среди которых были управляющий казначейством барон Жермен, маршал Франции Луи Жорж Эразм де Контад, герцогиня Мазарини и маркиз Марини.
Гарнье, Пьер Комод
Франция, 60-е годы XVIII века
Каркас - массив дуба, сосны, шпон - красное дерево,
орех, маркетри, золоченая бронза, красный мрамор
с прожилками светло-серого и белого цветов (Roya1
rouge)
88x131x58 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2484
Как и в случае с комодом Авриля, фасад комода Гарнье имитирует девять ящиков, хотя на самом деле имеет только пять. Он украшен вертикальным набором маркетри в прямоугольных рамках с выемками по углам и в ленточной фанеровке на ящиках и боковинах. На углах - горизонтальный набор в аналогичном обрамлении. Бронзовые личинки выполнены в виде «бандеролей», а ручки имеют форму колец. На основаниях ножек - фигурные накладки с акантом в верхней части.
«Личинка-бандероль» золочёной бронзы на комоде
Пьера Гарнье
БСИИ ASG, инв. № 12-2484
Из множества образцов мебели Пьера Гарнье, опубликованных в книге «Французские мебельщики XVIII века», в качестве параллели с произведением из собрания ASG мы выбрали комод с четырьмя ящиками. Он достаточно аскетичен. Всю его отделку составляют вставки из меди, с помощью которых создаётся имитация восьми ящиков. С комодом из собрания ASG его роднят ручки-кольца и шпонировка красным деревом.
В период транзисьон не все мастера были приверженцами ручек-колец. Так, Жан Жорж Шлихтиг (получил звание мастера 2 октября 1765 года) не отказывался полностью от художественных традиций и орнаментики рококо. Подтверждением этому служат ручки его комода из Большого собрания изящных искусств ASG. Личинки уже имеют новаторскую для транзисьона форму «бандеролей», а вот ручки в местах крепления всё ещё выполнены в виде изогнутых акантовых листьев с ормушлями. О том, какие накладки Шлихтиг использовал в период рококо, можно судить по комоду, продававшемуся на аукционе Mes Tajan 23 марта 1999 года в Париже.
Шлихтиг, Жан-Жорж Комод
Франция, 60-е годы XVIII века Палисандр, розовое дерево, самшит, окрашенный сикомор, маркетри, золоченая бронза, светло-серый мрамор с прожилками белого цвета (Sainte-Anne des Pyrenees) 86x111x49 см БСИИ ASG, инв. № 12-0991
Набор «ёлочкой» на комоде Жана-Жоржа Шлих-тига
БСИИ ASG, инв. № 12-0991
Гарнье, Пьер Комод
Красное дерево, вставки из меди Ширина 135 см [1, с. 388]
«Личинка-бандероль» и ручка в виде ормушлей и аканта золочёной бронзы на комоде Жана-Жоржа Шлихтига
БСИИ ASG, инв. № 12-0991
Шлихтиг, Жан-Жорж Комод
Декорирован набором маркетри с изображениями цветов и букета в вазе Розовое дерево, амарант Фурнитура золочёной бронзы с рокайлями 85,5x155x67,5 см
Аукцион Mes Tajan, 23 марта 1999 года, Париж [1, с. 830]
Набор маркетри с изображением цветов в вазе на комоде
БСИИ ASG, инв. № 12-2529
Комод
Франция, 60-е годы XVIII века Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, белый мрамор с серыми прожилками (Arabescato) 83x89x48 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2529
В центре этого комода - композиция маркетри, изображающая вазон с букетом цветов. В Большом собрании изящных искусств ASG есть комод периода транзисьон, украшенный набором маркетри с предметной композицией. На его фасаде также изображена ваза с цветами.
КЛАССИЦИЗМ
В собрании ASG хранятся и предметы корпусной мебели со сложными сюжетными (пейзажными) наборами маркетри. Созданы они были уже в эпоху классицизма.
Стиль классицизма пришёл на смену тран-зисьону в 70-ые годы XVIII века - века Просвеще-
Секретер
Франция, конец XVIII века
Орех, розовое и лимонное дерево, маркетри, золоченая бронза, медь, розовый мрамор с красными прожилками и включениями серо-зеленого цвета (Breche de Tavira) 181x101,5x56,5 см БСИИ ASG, инв. № 15-1377
ния. Именно тогда наука осознала не только свою способность к преобразованию мира, но и высокую воспитательную миссию. Все это отразилось в деятельности французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье. В области изобразительного искусства таким просветителем в Европе можно считать Иоаганна Винкель-мана, благодаря которому Европа вновь проявила интерес к античности. В его трудах, а также в гравюрах и исследованиях Адама, Кейлюса, Кошена и Нефоржа перед мастерами мебели и других видов декоративно-прикладного искусства предстало рациональное искусство Древней Греции и Рима. С этого времени изучение античных памятников стало едва ли не главным интересом просвещенной Европы. Этому способствовали раскопки Геркуланума и Помпей. Общеевропейский интерес к античности определил своеобразный интернационализм складывающегося стиля, а сам термин «классицизм» или «неоклассицизм» есть свидетельство желания быть преемниками былой «классической» культуры и создавать не уступающие ей, но новые («нео») классические произведения для будущих поколений. Идея рационализма как возможного источника эстетических ценностей оказалась воспринятой при дворе нового монарха Людовика XVI, проявлявшего, особенно в первые годы своего правления, интерес к точным наукам. Он страстно увлекался часами, а также другими механизмами, станками и слесарным делом.
Во Франции классицизм получает название стиль Людовика XVI и имеет временной интервал с начала 70-ых годов до конца 80-ых, т.е. до Французской буржуазной революции 1789 года. В целом продолжают бытовать те же виды мебели, что и в предшествующий период, но меняются их формы и декор. Теперь они тяготеют к простоте геометрически четких объемов. Этой мебели свойственно разделение на несущие и несомые части, что не мешает ей быть украшенной орнаментом, резьбой, золотом, где каждому из этих элементов отводилось строго определённое место. Если в основе орнаментики рококо были рокайль, ормушль, картель и пр., то на смену им в стиле нового короля пришли - круг, овал и прямоугольник. Все эти фигуры орнаментируются меандром, бегущей волной - кимой (фр. «cimaise»), овами (фр. «ornement ovoïde»), пальметтами (фр. «palmette»), графически четко организованной арабеской, а также всеми традиционными элементами античного декора. Такая орнаментика свойственна как резным эле-
ментам мягкой мебели, так и набору корпусной. Едва ли не главным композиционным принципом выступает симметрия. Бронзовые накладки продолжают декорировать предмет, но своим присутствием всячески подчеркивают его тектонику. Для стиля Людовика XVI свойственны тяги и окантовки прямоугольных форм, часто дополненные жемчужником, представляющим собой сти-лизованую нитку жемчуга, или шевронами (фр. «chevron» - стропило, конек на крыше) -декоративными элементами зигзагообразной формы, напоминающими знаки на униформе для определения военного звания.
Вместо сложных форм рококо в классицизме преобладают прямые линии. Если для рококо формообразующим видом можно назвать комод, то для классицизма примечателен секретер с откидной доской (фр. secrétaire à abattant). Это, как правило, более объемные бюро, в которых прямоугольные формы, симметрия и уравновешенность всех элементов составляют главные художественные качества. Если в предыдущее время декоративный эффект заключался в сопоставлении золоченой бронзы с палисандром, то теперь его место занимает красное дерево. Мастера часто используют сплошную фанеровку, дань которой в полной мере отдадут позже, в эпоху ампира. Мебель классицизма украшена сложными композициями с античными руинами и пейзажами. Изделиям Людовика XVI не свойственно многообразие сводов спинок мебели для сидения, так как в моде простые прямоугольные формы. Вместо ножек-кабриоль появляются опоры в виде округлых, иногда квадратных в сечении колонн или столбиков с вертикальными желобками - каннелюрами. Вверху их соединение с царгой акцентировано специальным элементом - «кубиком», декорированным на фасадной грани цветком, пальметтой или алмазной гранью. Популярной становится левкасная мебель, окрашенная в светлые тона.
Коллекция мебели Людовика XVI в Большом собрании изящных искусств ASG имеет самый большой список авторских работ. Здесь представлено 17 авторов - мебельщиков Парижа:
1. Жан-Альдебер Вови (Jean-Aldebert Vоvis, род. в 1 735)
2. Кристоф Андре Аш (Сhristophe André Hache, 1748 - 1831)
3. Рене Дюбуа (René Dubois, 1 737 - 1 799)
4. Жак Биркле (Jacques Bircklé, 1734 - 1803)
5. Жан-Рене Надаль (Jean-René Nadal, род. в 1 733)
6. Матье Бов (или Дебов) (Mathieu Bauve ou Debauve, ум. ок. 1 786)
7. Жан-Батист Клод Сене (Jean-Baptiste Claude Sené, 1747 - 1803)
8. Жан Ависс (Jean Avisse, 1 723 - 1 796)
9. Симон Жан (Simon Jean)
10. Жан-Батист Булар (Jean-Baptiste Boulard, ок. 1725 - 1789)
11. Жан-Этьенн Сен-Жорж (Jean-Etienne Saint-Georges, 1723 - 1790)
12. Элуа Пьер Ланглуа (Eloi Pierre Langlois, 1737 - 1805)
13. Адриен Пьер Дюпен (Dupain, Adrien Pierre)
14. Пьер Моро (Pierre Moreau, 1722 - 1798)
15. Антуан Боннмэн (Antoine Bonnemain, род. в 1 725)
16. Пьер Ларок (Pierre Laroque)
17. Шарль-Франсуа Эврар (Charles François Evrard, ум. ок. 1 770)
Многие анонимные работы собрания нисколько не уступают по качеству авторским. Среди них уже приведённый нами выше секретер под инвентарным номером 15-1377. Этот предмет мебели может быть рассмотрен как имеющий несколько названий, исходя из особенностей его конструкции. Высота позволяет отнести его к скрибанам, бытовавшим еще в XVI - XVII веках, однако его можно рассматривать и как кабинет с открывающейся цилиндрической крышкой - бюро-цилиндр (фр. bureau à cylindre). Такая интегрированность многих видов меблировки в одном предмете свойственна для времени Людовика XVI, когда любили создавать многофункциональные вещи. В данном случае в единое целое слиты бюро, книжный шкаф и комод. Своим массивным видом секретер призван привлекать внимание и быть центрообразу-ющим элементом интерьера. Дверцы верхней части украшены набором маркетри в виде пейзажей, являющихся зеркальным отражением друг друга и исполненных в стиле Гюбера Робера (1733 - 1808). Цилиндрическую крышку украшает медальон с пасторалью на фоне пейзажа, стилистически согласующийся с пейзажами на дверцах.
О популярности «руинной темы» говорит и набор Жака Биркле (получил звание мастера 30 июля 1764 года) на его парных угловых тумбах. Их дверцы декорированы маркетри в виде пейзажей с античными руинами в овалах с «бантами-банде-роль», лавровыми ветвями и листьями аканта в прямоугольном обрамлении с меандром по углам. Такие же «банты-бандероль» с развевающимися лентами присутствуют на секретере Биркле с аук-
Набор в виде пасторали на крышке секретера БСИИ ASG, инв. № 15-1377
Набор в виде пейзажа на дверце секретера БСИИ ASG, инв. № 15-1377
циона Etude PIASA от 4 апреля 2001 года. В обоих случаях они как бы поддерживают в верхних частях овальные медальоны с композициями.
Биркле, Жак Пара тумб
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Палисандр, фруктовые породы дерева, светлый и морёный дуб, золочёная бронза, тёмно-красный мрамор с жилами серого и белого цветов (Rouge de France) 80x70x42 см
БСИИ ASG, инв. № № 19-0898 (1,2)
Биркле, Жак Секретер Набор маркетри в виде медальона с музыкальными инструментами, урнами и цветами розового дерева 143x86x30,5 см Аукцион Etude PIASA, 4 апреля 2001 года, Париж [1, с. 78]
В близкой работе Биркле манере декорирован секретер Жана-Альдебера Вови (получил звание мастера 10 мая 1767 года). Его откидную крышку так же украшает овальный медальон с музыкальными инструментами в обрамлении из цветов. На нижних распашных дверцах - вазы с цветами на фоне продольного набора. У Биркле внизу на распашных дверцах - урны.
Вови, Жан-Альдебер Секретер
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века
Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, тёмно-серый мрамор с прожилками и пятнами светло-серого цвета (Sainte-Anne des Pyrenees) 142, 5х39х 93,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-0840
Набор в виде вазона с цветами на распашной дверце секретера Жана-Альдебера Вови БСИИ ASG, инв. № 16-0840
Набор в виде овального медальона с музыкальными инструментами на откидной крышке секретера Жана-Альдебера Вови БСИИ ASG, инв. № 16-0840
В коллекции секретеров эпохи классицизма уникальным является изделие Кристофа Андре Аша - последнего из 12 детей именитого мебельщика Пьера Аша. Секретер привлекает внимание не только своим соответствием стилю Людовика XVI, но и неожиданным приёмом декорировки, в котором набор с использованием палисандра, лимонного и розового дерева эффектно сочетается с поперечными срезами корневищ оливы. Такая техника имеет название «bois de bout» («торец дерева»). Собранные в центрические звездчатые композиции, они придают набору выразительную динамику, дополняющую сгармонированную композицию букета в центре откидной доски. Композициями из срезов корней оливкового дерева украшено и большое бюро Аша с аукциона в Версале от 23 июля 1978 года. В случае с данным бюро мастер добавляет в набор вставки из красного дерева.
w вест>н и к ьводуидродного ЖСТУПУ1А ЖТОКааГИАТА
вернуться к содержанию
Набор из поперечных срезов корневищ оливы на боковых частях секретера Кристофа Андре Аша БСИИ ASG, инв. № 16-1153
Набор из поперечных срезов корневищ оливы на откидной крышке секретера Кристофа Андре Аша
БСИИ ASG, инв. № 16-1153
Аш, Кристоф Андре Секретер
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Розовое дерево, палисандр, торцевые спилы оливкового корня, маркетри, золоченая бронза, светло-серый мрамор с прожилками белого цвета (Sainte-Anne des Pyrenees) 157x110x42 см БСИИ ASG, инв. № 16-1153
Мебельщики классицизма не часто обращались к данной технике, не только из-за сложности и трудоёмкости процесса, но и из-за несоответствия её эстетическим идеалам эпохи. Мелкий и дробный рисунок поперечных срезов дерева шёл вразрез с лаконичными крупными объемами изделий, лапидарностью декоративного языка и любовью к простым геометрическим объёмам. Лучше всего отвечала новым художественным вкусам фанеровка шпоном. Фанеровались откидные крышки, ящики, дверцы и боковые части предметов. Часто применяли ценные породы дерева, популярные и ранее (для набора - орех, палисандр, розовое дерево, для каркаса - дуб), но постепенно, по мере утверждения искусства ампира, мастера стали всё чащи использовать красное дерево. Доказательство этому - два
Аш, Кристоф Андре Большое бюро
Набор из поперечных срезов корневища оливы, красное дерево 78x182x78 см
Версаль, 23 июля 1978 года [1, с. 421]
Секретер Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Красное дерево, маркетри, золочёная бронза, латунь, светло-серый мрамор с прожилками и пятнами белого цвета (Gris Sainte-Anne belge) 142x93x39 см БСИИ ASG, инв. № 16-1296
Ручка-скоба, молдинги и бронзовая чеканная накладка на секретере БСИИ ASG, инв. № 16-1296
Секретер Франция, 70 -80-е годы XVIII века
Красное дерево, маркетри, бронза, чёрный мрамор с серыми включениями (Petit granite beige)
134x83x40 см БСИИ ASG, инв. № 16-1295
Стол для игры в бульот Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Красное дерево, резьба, точение, бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета Carrare blanc veiné) 70x66 см
БСИИ ASG, инв. № 13-1858
Бронзовая фурнитура (ручки-скобы и личинки) и муаровый рисунок красного дерева на секретере
БСИИ ASG, инв. № 16-1295
Фрагмент бронзовой галереи на столе для игры в бульот БСИИ ASG, инв. № 13-1858
Пёнье, Пьер Стол для игры в бу-льот
Сатиновое дерево, палисандр, вставки из эбенового и лимонного дерева, 78,5x67 см Аукцион Ме КоНп, 25 октября 1996 года, Париж [1, с. 704]
Мраморная столешница и бронзовая галерея на угловой тумбе
БСИИ ASG, инв. № 19-1957
Угловая тумба Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Красное дерево, золочёная бронза, латунь, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Сarrare blanc veiné) 87x65x45,5 см БСИИ ASG, инв. № 19-1957
секретера 70 - 80-х годов XVIII века, фанерованные красным деревом с благородным муаровым рисунком. Металлическая бронзовая и латунная фурнитура здесь минималистична - небольшие фигурные личинки, прямоугольные ручки-скобы и тонкие золочёные накладки (молдинги), разграничивающие составные части у секретера с инвентарным номером 16-1296.
Ручки-кольца и «банты-бандероль» постепенно выходят из употребления, а столешницы предметов всё чаще начинают обрамляться невысокими латунными галереями. Прообразами их являются балюстрады, применяемые в архитектуре. Эти «галереи-ограждения» не позволяют небольшим предметам падать со столешниц, а также придают изделиям законченный и более упорядоченный вид, что для высокофункциональ-
Фрагмент маркетри с овалом и «личинкой-бандероль» на низком шкафе БСИИ ASG, инв. № 17-2323
Низкий шкаф
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Розовое дерево, маркетри, тонирование, золочёная бронза, серый мрамор с прожилками белого цвета (Gris Sainte-Anne belge) 135,5x88x43 см БСИИ ASG, инв. № 17-2323
ного искусства классицизма было очень важно. Такие галереи каймят столешницы угловой тумбы и стола для игры в бульот (карточная игра) красного дерева из Большого собрания изящных искусств АБС.
При всех нововведениях классицизма успехом продолжали пользоваться и варианты наборов маркетри прошлых эпох. Так, в ранних вещах по-прежнему применялись х-образные наборы в форме «крыльев бабочки», однако теперь этот рисунок сопровождался новыми орнаментальными мотивами. К примеру, на дверце низкого шкафа эпохи классицизма из собрания АБС узор «крылья бабочки» заключён в большой овал, дополненный двумя малыми овалами по бокам. Вторит им и овальная форма бронзовой личинки. Данная геометрическая фигура воспринималась классицистами как совершенный и вечный символ бесконечности круговорота жизни.
Скрибан
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза 229x130x54,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-2324
У скрибана Большого собрания изящных искусств АБС «крылья бабочки» на дверцах тоже вписаны в овалы, дополненные прямоугольными наборами «ёлочкой». Композиции эти окантованы шевронами.
Фрагмент набора маркетри скрибане
БСИИ ASG, инв. № 16-2324
с шевронами на
Фрагмент набора маркетри с овалом на скрибане
БСИИ ASG, инв. № 162324
Говоря о маркетри эпохи классицизма нельзя не упомянуть кубические наборы. Перспектива геометрии рисунка «кубиков» (фр. cubes) сложна в исполнении. Иллюзия кубического объёма здесь создаётся благодаря использованию фрагментов шпона разных пород древесины с цветовыми градациями: светлые квадраты контрастируют с тёмными, а переход между ними обеспечивается включением тонированных вставок промежуточных оттенков. У секретера собрания ASG № 16-1814 «кубики» маркетри набраны из амаранта с тонировками и лимонного дерева. Секретер этот, хотя и был создан в конце XVIII века в период директории, ещё отвечает вкусам классицизма.
С началом XIX века наборы маркетри отойдут в прошлое, уступив место фанеровкам и золочению. В мебельное искусство они вновь вернутся в эпоху историзма, но уже в виде парафраза преж-
VW аЕстикмэадународного шстиряа жткачуата
(Чир искусств
Секретер
Франция, конец XVIII века Амарант, лимонное дерево, маркетри, золочёная бронза 142x95x39 см БСИИ ASG, инв. № 16-1814
Фрагмент набора «кубиков» на секретере БСИИ ASG, инв. № 16-1814
Чеканная личинка на секретере БСИИ ASG, инв. № 16-1814
Дутриш, Жак Секретер
Декорирован набором маркетри в виде «кубиков». В центре откидной крышки инкрустация из слоновой кости с изображением двух флейтистов 143,5x104 см
Аукцион Mes Perrin, Royère, Lajeunesse, 6 мая 1984 года, Версаль [1, с. 259]
них образцов. «Золотым веком» техники маркетри во Франции навсегда останется XVIII столетие, когда каждый предмет меблировки служил не просто удобству человека, но эстетизировал пространство вокруг него.
Список использованной литературы:
1. Kjeliberg P. Le mobilier français du XVIII ème siècle. Dictionnaire des ébénistes et des menuisiers. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. - 927 p.
Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа
(Чир искусств