Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНТЕРЬЕРА ГОРОДСКОЙ УСАДЬБЫ XIX ВЕКА НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ БСИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНТЕРЬЕРА ГОРОДСКОЙ УСАДЬБЫ XIX ВЕКА НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ БСИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
146
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модерн / историзм / ампир / бульотка / консоль / дежёне / рокайльная резьба / modern / historicism / empire / bouillotte / console / dejeuner / rocaille carving

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

Статья посвящена анализу предметов интерьера усадьбы Е.А. Боратынского в Казани и их «первоисточников» из Большого собрания изящных искусств ASG: мебель, осветительные приборы, декоративно-прикладное искусство. Предметы рассматриваются комплексно в соответствии с назначением комнаты, интерьер которой они составляют: гостиная, кабинет и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes interior items of the estate of E. A. Boratynsky in Kazan and their «primary sources» from the ASG Great Collection of Fine Arts: furniture, lighting devices, decorative and applied arts. Items are considered comprehensively in accordance with the purpose of the room, the interior of which they used: living room, office, etc.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНТЕРЬЕРА ГОРОДСКОЙ УСАДЬБЫ XIX ВЕКА НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ БСИИ»

ВОЗМОЖНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ_

ИНТЕРЬЕРА ГОРОДСКОЙ УСАДЬБЫ XIX ВЕКА НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ БСИИ

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу предметов интерьера усадьбы Е.А. Боратынского в Казани и их «первоисточников» из Большого собрания изящных искусств ASG: мебель, осветительные приборы, декоративно-прикладное искусство. Предметы рассматриваются комплексно в соответствии с назначением комнаты, интерьер которой они составляют: гостиная, кабинет и т.д.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модерн, историзм, ампир, бульотка, консоль, дежёне, рокайльная резьба.

ABSTRACT: the article analyzes interior items of the estate of E. A. Boratynsky in Kazan and their «primary sources» from the ASG Great Collection of Fine Arts: furniture, lighting devices, decorative and applied arts. Items are considered comprehensively in accordance with the purpose of the room, the interior of which they used: living room, office, etc.

KEYWORDS: modern, historicism, empire, bouillotte, console, dejeuner, rocaille carving.

В настоящей статье рассмотрены интерьеры усадьбы Е.А. Боратынского, предметы, их наполняющие, описаны с позиций искусствоведческого анализа, проиллюстрированы аналогичными образцами мебельного и декоративно-прикладного искусства из коллекций Большого собрания изящных искусств ASG. Аналоги эти не обязательно точь-в-точь повторяют внешний облик предметов из усадьбы Боратынского, которая, как и любая губернская дворянская усадьба, отличается разностильностью формирующих интерьеры вещей. В собрании ASG есть мебель и изделия декоративно-прикладного искусства, которые стилистически и хронологически идентичны с предметами усадьбы Е.А. Боратынского, а применительно к русским усадебным интерьерам XIX века являются весьма типичными.

Усадьба Е.А. Боратынского - единственная деревянная усадьба, сохранившаяся в Казани до наших дней. Она была построена на Большой Ляд-

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

ской улице (ныне Горького) на рубеже XVIII - XIX веков для графини Апраксиной, и представляла собой классическую усадебную постройку: главный дом, флигели, большой двор со службами и сад. В конце 1830-х годов, когда владельцем усадьбы был Иван Мамаев, казанский архитектор Фома Иванович Петонди перестроил главный дом.

Боратынские стали владельцами усадьбы в 1869 году, когда её приобрёл сын поэта - Николай Боратынский (1835 - 1898). При нём изменился не только внешний облик усадьбы, но и интерьеры: с севера и запада главный дом расширили кирпичными стенами, была построена полукруглая каменная терраса, лепнину бального зала дополнило изображение герба Боратынских. Благодаря каменному пристрою в Белой зале появился полукруглый выступ с французскими окнами (в интерьере такое окно занимает всю высоту от пола до потолка) - характерный приём в архитектуре XIX века.

Гйрб рода Баратынских (Боратынских) (ог IV, не) Ху4ож*иНР,Н, Литачичее

Герб рода Боратынских

С мая 2012 по сентябрь 2015 года усадьба реставрировалась, в результате чего были реконструированы фактически те интерьеры, что описывают Боратынские. В качестве исторических источников для формирования интерьеров усадьбы были использованы: воспоминания людей, знакомых с Боратынскими и бывавшими в этой усадьбе; архивные фотографии; фрагменты из книги «Канун Восьмого дня» правнучки поэта Ольги Александровны Ильиной-Боратынской, в которой она описала практически каждую комнату усадьбы.

Книга Ольги Александровны Ильиной-Боратынской «Канун Восьмого дня»

Усадьба Боратынских включает в себя:

1. Белый зал;

2. Голубую комнату;

3. Розовую комнату;

4. Зелёную гостиную;

5. Комнату хозяйки (Комнату Литы);

6. Кабинет.

БЕЛЫЙ ЗАЛ

Знакомство с усадьбой начинается с Белого зала. Здесь практически нет предметов мебели: только рояль и современные банкетки вдоль стен для посетителей музея. Банкетки подбирались максимально похожими на те, что были здесь при Боратынских. В данном случае при организации интерьера помогла картина «В старой усадьбе» Павла Радимова (1916 год), на которой запечатлен Белый зал усадьбы, а в кресле - невестка поэта Ольга Александровна Боратынская (урождённая Казем-Бек).

Павел Радимов В старой усадьбе 1916 год

Холст, масло. 75,5*97 см

27 октября 2011 г., Москва, аукцион Совком, лот 103 Эстимейт 450000 - 600000 руб.

Ч1Я* 8ез1мжмЕждондаоднао институт/отп*в№ияа

(Чир искусств

ГОЛУБАЯ КОМНАТА

В Голубой комнате, бывшей некогда столовой, выставлены экспонаты, связанные с детством и юностью Евгения Боратынского, проведенными в Тамбовской губернии, Санкт-Петербурге и Финляндии.

Из корпусной мебели здесь представлен набор мебели для сидения, стол с фигурной столешницей, витрины и небольшой шкаф. Набор мебели для сидения был изготовлен в стиле «русский Жакоб» на мебельной фабрике Мельцеров в конце XIX - начале XX веков под «русский Жакоб» первой половины XIX столетия. Его подбирали на основе сохранившейся описи мебели из каймар-ского дома Энгельгардтов того времени, когда там жил Боратынский. В данной описи фигурируют «столы с бронзою», а также «столы и бюро с кото-лапами» - так крепостные, никогда не видевшие львов, описали основания ножек предметов меблировки в форме звериных лап.

Мебелъ для сидения в стиле «русский Жакоб» Фабрика Мелъцеров, конец XIX - начало XX веков

Стол с основаниями ножек в форме звериных лап Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Книжный шкаф Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Стол с основаниями ножек в форме звериных лап Франция, вторая половина XIX в. Массив дуба, резьба 63x134,5 см

БСИИ ASG, инв. № 13-3310

ЧИ* аЕстикмэадународного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

В усадьбе Е.А. Боратынского есть несколько витрин, в которых экспонируются прекрасные образцы фарфора и серебра. Всё это западноевропейские витрины конца XIX - начала XX веков, использовавшиеся для хранения семейных коллекций мелкой пластики, фарфора, бронзы, книг и т.д. В двух витринах Голубой комнаты находятся фарфоровые сервизы - мейсенский сервиз «дежёне» (сервиз для завтрака) XIX века с галантными сценами и Веджвуд этого же времени с изображениями играющих детей, поддерживающий общую тематику комнаты, посвященную детству Боратынского. Данный фарфор поступил в экспозицию усадьбы из фондов Национального музея Республики Татарстан, обладающего обширной коллекцией керамических изделий. В Большом собрании изящных искусств АБС продукция Веджвуда отсутствует, однако есть образцы мейсенского фарфора, самые ранние из которых относятся к 1750-м годам, самые поздние - к концу XIX века. Хотя в этом случае как аналог мейсенскому сервизу мы бы предложили кофейный сервиз для завтрака («дежёне») XIX века, изготовленный на не менее титулованной Венской фарфоровой мануфактуре. Поддержать детскую тематику помогло бы кашпо середины XIX века, декорированное изображениями детей, занятых сельскохозяйственными работами. Данная сцена восходит к популярному сюжету «дети-садовники» Франсуа Буше.

Мейсенский сервиз XIX век

Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Кашпо

Франция, середина XIX в. (период Наполеона III) Фарфор; полихромная роспись, прозолоть;

золоченая бронза, чеканка 0 37 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1060

Витрина Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Кофейный сервиз для завтрака «дежёне» Австрия, Венская фарфоровая мануфактура, XIX в. Фарфор; пурпурное крытьё, полихромная роспись, золочение

Кофейник: 22,5*14 см

Масленка: 9*14*9 см

Чашки: высота 6,5 см, 0 7 см

Блюдца: 0 13,5 см

Поднос: 6*41,5*35 см

БСИИ ASG, инв. № 11-4050 (1 - 9)

9w 8в31мжмеждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Витрина с веджвудским сервизом Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Витрина Франция, около 1900 года Дерево, фанерование, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné), стекло 172x85x40 см БСИИ ASG, инв. № 17-3462

Витрина

Франция, вторая половина XIX в.

Дерево, фанерование, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné), стекло 139x68x31 см БСИИ ASG, инв. № 17-1140

В витрине с мейсенским сервизом находится фарфоровый кувшин XIX века с изображением дамы в широкополой шляпе и флакон для разливных духов. Расцвет производства подобных парфюмерных флаконов из фарфора приходится на

XVIII - XIX века. Парфюмерная посуда отличалась большим разнообразием форм и приёмов декора. В Англии изготавливали небольшие фарфоровые флаконы, в Италии (Мурано) выпускали маленькие изогнутые флаконы похожие на бананы, в Мейсене - фигурные флаконы с рельефными цветами, персонажами из популярных театральных пьес, китайцами и галантными сценами, на Сицилии их декорировали кораллами. Очень долгое время флаконы не были привязаны к определенными ароматам - их наполняли понравившимися духами, которые заказывали у аптекарей-парфюмеров. Так продолжалось вплоть до конца

XIX века, изменения касались лишь характера оформления флаконов.

Фарфоровый кувшин и флакон для духов XIX век

Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Пара ваз с изображениями дам, играющих на музыкальных инструментах (гитаре и арфе) Франция, XIX в. Фарфор; полихром-ная роспись, золочение, цировка 46,5x19,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-1178 (1,2)

Флакон для духов

XIX век

Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Одна из старинных витрин усадьбы Е.А. Боратынского декорирована в нижней части масляной живописью с галантной сценой в духе XVIII века. В Большом собрании изящных искусств АБС есть шкаф провинциальной работы конца XVIII столетия, дверца которого украшена масляной живописью с пасторальной сценой, разыгранной актерами в парке. Стилистика этого изображения близка французской школе XVIII века, а именно творчеству Никола Ланкре (1690 - 1743) и его последователей. Как раз такие росписи повторяет декор мебели эпохи историзма XIX века и, в частности, витрины из усадьбы Е.А. Боратынского, хотя и в весьма упрощенном виде.

Флакон для духов Франция, XIX в. Фарфор; полихромная роспись, золочение БСИИ ASG, инв. № 11-4049 (3)

Шкаф Франция (провинциальная работа), конец XVIII века

Орех, кованое железо, масляная живопись 237x108x94 см БСИИ АБв, инв. № 172262

Масляная роспись на дверце шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-2262 Конец XVIII века

Витрина XIX век

Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Масляная роспись витрины XIX век

Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

В этой витрине Голубой комнаты мы можем видеть серебряный кофейник с родовым гербом из дома барона Дельвига. С Антоном Дельвигом Боратынский познакомился в 1818 году, когда вступил в лейб-гвардии Егерский полк, расквартированный в Санкт-Петербурге. Вместе с Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером они создали поэтическое братство «Союз поэтов».

Серебряный кофейник с родовым гербом из дома барона Дельвига

Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

В собрании ASG насчитывается 30 экземпляров серебряных кофейников. Это кофейники XVIII и XIX веков. Наиболее ранним образцом является кофейник, созданный Жаном-Франсуа II Гильбе-ром (Jean-François II Guillebert) - серебряных и золотых дел мастером, работавшим в Кале (Франция) и получившим звание мастера в 1764 году.

Основу коллекции серебряных кофейников собрания ASG составляют французские изделия классической конструкции - три симметрично расположенные ножки обязательно заканчивались звериными лапами, а в местах крепления к тулову декорировались разнообразными по форме листьями аканта. Носик же выполнялся в виде головы животного: грифона, лошади или барашка. Кофейник из усадьбы Е.А. Боратынского довольно прост по форме и лаконичен в декоре, поэтому в роли аналога ему больше подойдет не французский, а английский кофейник собрания ASG, устройство которого значительно облегчено. Этот кофейник, созданный в Англии около 1800 года, имеет удлиненное тулово, разделенное бордюрами на несколько частей, и высокие выгнутые ножки. Его изогнутая ручка в верхней части украшена таким же выступом-завитком, что и у кофейника из усадьбы Е.А. Боратынского.

Кофейник

Франция (Кале), 1781 - 1787 годы Мастер: Жан-Франсуа II Гильберт Серебро, литье, чеканка, гравировка; дерево Высота - 29 см 975 гр.

БСИИ ASG, инв. № 92-1071

Кофейник

Англия (Лондон), 1800 год Мастер: Джон Мьюборн (John Mewbern) Серебро, литье, чеканка, гравировка; дерево Высота - 30 см 919 гр.

БСИИ ASG, инв. № 922585

На корпусе этого кофейника стоит монограмма «К», изображение гербов, а также лозунг ордена Подвязки: «Honni soit qui mal y pense» (рус. «Пусть стыдится подумавший плохо об этом»). Орден Подвязки - высший рыцарский орден Великобритании, учрежденный королем Эдуардом III 23 апреля 1348 года. Существует ряд легенд о происхождении ордена, самая известная связана с графиней Солсбери. Во время танца с королем она уронила подвязку и окружающие засмеялись, король же поднял подвязку, и повязал ее на собственную ногу со словами: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом», ставшими девизом ордена.

Канделябр на две свечи золоченой бронзы XIX век

Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

В Голубой комнате висят и две люстры. Одна из них изготовлена в XIX веке, другая - современная, сделанная по образцам позапрошлого столетия.

Люстры

Голубая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Подобные люстры на ободе были очень популярны в Европе и России в эпоху ампира. Их окрашенное в синий цвет жестяное дно имитировало керамику английской фирмы «Веджвуд», изделия которой в XVIII - XIX веках пользовались большим спросом. В Большом собрании изящных искусств АБС есть четыре люстры на ободе начала XIX века. У каждой дно окрашено в синий цвет, разнится лишь золоченая бронзовая фурнитура и чеканные декоративные накладки.

Пара канделябров на одиннадцать свечей Франция, XIX в.

Золоченая бронза, литье, чеканка Высота 112 см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БСИИ ASG, инв. № 09-0348 (1, 2)

Люстра

Франция, первая четверть XIX в.

Золоченая бронза, окрашенная жесть, литье, чеканка 125x74 см

БСИИ ASG, инв. № 09-0350

Люстра Франция, первая четверть XIX в. Золоченая бронза, окрашенная жесть, литье, чеканка 95x60 см БСИИ ASG, инв. № 09-0872

62 № 3-4 (27-28) 2019 -Г] Коллекция интерьеров «Мира искусств» РОЗОВАЯ КОМНАТА

Лампа-булъотка XIX век

Розовая комната усадьбы Е.А. Боратын-

ского

В Розовой комнате усадьбы Е.А. Боратынского представлены две современные небольшие люстры на ободе с красными доньями. Они куплены на Ногинском литейно-механическом заводе, где отливаются люстры по старинным образцам.

Современная

люстра,

отлитая на

Ногинском

литейно-

механическом

заводе по

старинным

образцам

Розовая

комната

усадьбы Е.А.

Боратынского

аристократии. Партия в данной игре длилась достаточно долго, поэтому свечи на столе заметно оплывали. Для того, чтобы сгорающие свечи не слепили глаза игроков, были придуманы лампы со специальным абажуром, который с помощью крепления мог менять свое положение на стержне. Таким образом, можно было регулировать высоту и опускать абажур, когда свечи сгорают. Обычно лампы были рассчитаны на несколько свечей, но бывали и для одной. Лампы-бульотки в большом количестве можно увидеть в гостиных и кабинетах европейских особняков и русских усадеб (усадьбы Болдино, Вязёмы, Горки), а также в музейных собраниях.

В Большом собрании изящных искусств ASG есть четыре лампы-бульотки с классическими зелёными абажурами из листового железа. Все они установлены на круглых основаниях с углублением и рассчитаны на две/три свечи.

Тему осветительных приборов усадьбы продолжают лампа-бульотка, которая стоит на столе Е.А. Боратынского, и бронзовое бра из каймарско-го дома (жена поэта - Анастасия Энгельгардт-Бо-ратынская - получила в приданое поместье Кай-мары в Казанском уезде Казанской губернии, ныне Высокогорский район РТ). Лампа-бульотка была передана в усадьбу Е.А. Боратынского из подмосковной усадьбы Мураново (также приданое жены поэта).

Название ламп-бульоток (фр. lampe Bouillotte) произошло от обозначения популярной в начале XIX века карточной игры «Бульот». Игра возникла во Франции во времена Великой французской революции и была также популярна в среде русской

Лампа-бульотка Франция, начало XIX века

Золоченая бронза, литье, чеканка; листовое железо БСИИ ASG, инв. № 09-4420

VW ВЕСтшкмэадунарддного шступуш жтокачкАт

(Чир искусств

Лампа-бульотка Франция, начало XIX века

Посеребренная бронза, литье, чеканка; листовое железо Высота 67 см БСИИ ASG, инв. № 094668

Розовая комната усадьбы Е.А. Боратынского является угловой, из неё открывается парадная анфилада. Назначение этой комнаты менялось. Первоначально это была детская, затем классная. Последним её хозяином был правнук поэта, талантливый художник Александр Боратынский (Алек).

Именно здесь представлен один из двух главных экспонатов мебели усадьбы - письменный стол Евгения Боратынского, за которым, по семейным преданиям, были созданы такие прославленные стихи поэта, как «На смерть Гёте», «Бывало, отрок, звонким кликом...», «Мой Элизий», «В дни безграничных увлечений.», «Где сладкий шёпот». Стол дополнен парой кресел красного дерева с выразительным муаровым рисунком древесины.

Бронзовое бра с головой грифона XIX век

Розовая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Пара бра

Франция, вторая половина XIX века Золоченая и патинированная бронза, литье, чеканка 21x37 см

БСИИ ASG, инв. № 09-4601 (1,2)

Бывало, отрок, звонким кликом Лесное эхо я будил, И верный отклик в лесе диком Меня смятенно веселил. Пора другая наступила, И рифма юношу пленила, Лесное эхо за меня. Игра стихов, игра златая! Как звуки, звукам отвечая, Бывало, нежили меня! Но всё проходит. Остываю Я и к гармонии стихов -И как дубров не окликаю, Так не ищу созвучных слов.

1831 год

Пара бра с фигурами орлов Франция, начало XX века (стиль ампир) Золоченая бронза, литье, чеканка; окрашенная жесть 32,5x18x12 см

БСИИ ASG, инв. № 09-4100 (1,2)

Письменный стол Евгения Боратынского

Пара ампирных кресел

Розовая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Бюро

Франция, вторая половина XIX века Палисандр, маркетри, золочёная бронза, железо, кожа, тиснение 83x155x92 см БСИИ ASG, инв. № 15-3670

В собрании ASG есть несколько вариантов аналогов данному столу. Один из них близок по конструкции: имеет фигурную столешницу, центральный выдвижной ящик и по два боковых, волнообразную царгу и изогнутые ножки. Однако изготовлен он не в период ампира, а во второй половине XIX века из палисандра и украшен набором маркетри.

Для того, чтобы соблюсти верность хронологии в подборе аналогов, здесь мы бы предпочли письменный стол красного дерева первой четверти XIX века. Хотя он и обладает прямыми пропорциями, но изготовлен в то же время, что и стол из усадьбы Е.А. Боратынского, а также имеет выдвижные ящики в верхней части. Дополнит стол пара ампирных кресел красного дерева. Их спинки, как и спинки усадебных кресел, слегка отогнуты назад, а подлокотники имеют изогнутые завершения.

Письменный стол

Франция, первая четверть XIX века

Красное дерево, фанерование, золоченая бронза,

кожа, тиснение

92x97x48 см

БСИИ ASG, инв. № 15-3562

Пара кресел

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба 92x59x52 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3007 (1, 2)

Напротив стола стоит секретер XIX века с выдвижными ящиками. Крышка его открыта, под стеклом экспонируются прижизненные издания поэта. Столешница выполнена из мрамора и в целом секретер имеет достаточно классическое устройство. Его аналог из собрания ASG дополнен по бокам капителями дорического ордера и убран накладками из чеканной золоченой бронзы.

Секретер XIX век

Розовая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Секретер

Франция, первая чет верть XIX века

Красное дерево, фанерование, золоченая бронза, светло-серый мрамор с прожилка ми и пятнами белого цвета Sainte-Anne des Pyrénées 136x94x46 см БСИИ ASG, инв. № 163783

Стол с овальной столешницей и этажерка, декорированная небольшой металлической балюстрадой

Розовая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Стол с овальной столешницей Франция, первая четверть XIX века Красное и тонированное дерево, фанерование, золоченая бронза, черный мрамор с включениями белого цвета Petit granité belge 78,5x86 см БСИИ ASG, инв. № 13-3365

Столик-этажерка с балюстрадой

Франция, середина XIX века Массив красного дерева, анегри, шпон - красное дерево, бук, маркетри, золоченый металл 76x43x30 см БСИИ ASG, инв. № 13-1726

Столик с откидной крышкой

Розовая комната усадьбы Е.А. Боратынского

В Розовой комнате примечательна высокая жардиньерка с тремя лебедиными головами. Подобный декор мебели стал популярен благодаря французской императрице Жозефине. Лебедь -символ чистоты, любви и верности - стал символом самой Жозефины. Все её кровати украшались элементами в виде лебедей.

Столик с откидной крышкой

Франция, первая треть XIX века

Каркас - массив дуба и красного дерева, шпон

красное дерево, фанерование

76x62,5x39 см

БСИИ ASG, инв. № 13-2199

Жардиньерка, декорированная головами лебедей Розовая комната усадьбы Е.А. Боратынского

Кресло императрицы Жозефины из дворца Сен - Клу

В Большом собрании изящных искусств ASG нет жардиньерки с лебедями, зато есть стол-геридон из красного дерева и бука первой четверти XIX века, столешницу которого поддерживают три длинные шеи этих изящных птиц.

Стол

Франция, первая четверть XIX века Каркас - массив бука, шпон - красное дерево, резьба 58x40 см

БСИИ ASG, инв. № 24-1685

ЗЕЛЁНАЯ ГОСТИНАЯ

«Лебединая тема» продолжается и в Зелёной гостиной - месте, где собиралась вся семья Боратынских, и где принимали близких друзей. Здесь лебедиными головами украшен набор мебели для сидения, состоящий из двух кресел-бержер со спинками-гондолами (форма спинки имеет округлую форму) и небольшого канапе. Завершения подлокотников этих предметов мебели выполнены в виде лебединых шей и широких крыльев.

Набор мебели для сидения, состоящий из двух кре-сел-бержер со спинками-гондолами и небольшого канапе

Первая четверть XIX века

Зелёная гостиная усадьбы Е.А. Боратынского

Из Франции пришла и еще одна разновидность зооморфного декора мебели - головы дельфинов. Данные животные были представлены на гербе Великого Дофина Людовика, и стали широко применяться в декоративно-прикладном искусстве Франции в первой половине XIX века при реставрации власти Бурбонов. В Большом со-

Кресло-бержер с резьбой в виде лебедей

Первая четверть XIX века

Зелёная гостиная усадьбы Е.А. Боратынского

брании изящных искусств ASG нет небольших канапе с лебедиными головами, но есть с дельфинами. Их смело можно использовать в качестве аналогов к канапе из усадьбы Е.А. Боратынского, поскольку хронологически они создавались в одно и то же время. Выбранное нами канапе имеет плоскую спинку с треугольным фронтоном. Его подлокотники оканчиваются головами дельфинов, а ножки выполнены в виде «сабель». Ансамбль с канапе составят парные кресла-бержер с лебедями и спинками-гондолами, близкие креслам из усадьбы.

Канапе

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба

98x129x55 см БСИИ ASG, инв. № 11-3752

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пара кресел-бержер Франция, первая четверть XIX века Орех, резьба, фанерование 75x60x54 см БСИИ ASG, инв. № 11-1174 (1,2)

Практически в центре Зелёной гостиной стоит раздвижной стол с овальной столешницей. Он достаточно велик, чтобы за ним могли разместиться хозяева и гости усадьбы. Самый большой раздвижной стол собрания АБС также имеет овальную столешницу. Однако декор его ножек куда более разнообразен и имеет балюстраду с тремя небольшими дополнительными ножками.

Аналогом для бюро, за которым работал великий русский поэт, должен быть не менее значимый предмет. Таковым может стать бюро, созданное около 1790 года знаменитым мастером мебельщиком Франции Жаном-Батистом Вассу (1739 - 1807). Он получил звание мастера в 1767 году. Сначала работал на улице Сен-Николя в «Тет нуар», а с 1 799 года - на Фобур-Сен-Антуан.

Стол-бюро из дома Энгельгардтов, за которым Пушкин делал записи в дорожной тетради

Зелёная гостиная усадьбы Е.А. Боратынского

Раздвижной стол с овальной столешницей Зелёная гостиная усадьбы Е.А. Боратынского

Стол

Франция, вторая половина XIX века Дерево, резьба, точение

БСИИ ASG, инв. № 13-3033

На подиуме в Зелёной гостиной установлен второй главный экспонат мебели усадьбы -стол-бюро из дома Энгельгардтов, за которым Пушкин делал записи в дорожной тетради. Александр Пушкин пребывал в Казани 5 - 7 сентября 1833 года во время своего большого путешествия в Поволжье и на Урал с целью сбора материалов к историческому труду «История Пугачёва» и повести «Капитанская дочка». Бюро это имеет откидную столешницу, обитую зелёным сукном, три выдвижных ящика и раздвижные дверцы с ёлочным рисунком маркетри. Внутри - несколько потайных ящиков.

Работы Вассу представляли собой классическую мебель конца периода правления Людовика XV, Транзисьона и Людовика XVI. В декоре предметов мебели он чаще всего использовал шпон розового и атласного дерева, обрамленный амарантом или палисандром. Выполнял маркетри в виде геометрических мотивов, цветов и военных трофеев, заключенных в медальоны. Для мебели периода Людовика XVI (прямоугольных или полукруглых комодов, десертных консолей и т.д.) использовал красное дерево. Даже в период Революции Вас-су удалось сохранить мастерскую, которая затем перешла его младшему сыну Жану-Луи.

Вассу, Жан-Батист Vassou, Jean-Baptiste Бюро

Франция, около 1790 года

Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, медь, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné) 96,5x76x46 см БСИИ ASG, инв. № 15-1279

В верхней части бюро Вассу из собрания ASG декорировано ажурной галереей из меди и характерным для мастера набором маркетри в виде букета цветов в медальоне по центру цилиндрической крышки. За ней спрятаны выдвижные ящики, полки и доска. Золочёная бронзовая накладка на личинке выполнена в виде геральдического щита, а ручки - в форме колец.

Для Боратынских «пушкинское» бюро превратилось в семейную реликвию, как и ломберные столы, за которыми собиралась вся семья в Зелёной гостиной. Трудно представить классическую русскую усадьбу без ломберных раскладных столов с зеленым сукном. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится коллекция из 34 ломберных столов XVIII - XIX веков. Принимая во внимание небольшие размеры Зелёной гостиной, и учитывая уже находящуюся здесь мебель, сюда гармонично вписался бы компактный игральный стол (75x78x38 см) из собрания ASG, изготовленный в Голландии в конце XVIII - начале XIX веков. По всей поверхности его украшает маркетри из фруктовых пород дерева с изображениями гирлянд, ваз с цветами и птиц. Если раскрыть этот стол, то в закруглённых его углах можно увидеть изображения игральных карт.

КОМНАТА ХОЗЯЙКИ (КОМНАТА ЛИТЫ)

Самая большая и светлая из анфиладных комнат усадьбы при Боратынских всегда принадлежала женщинам. Тут рождались дети, примерялись подвенечные платья, бережно хранилась память об ушедших предках. Три поколения женщин Боратынских оставили в этой комнате свой след: Ольга Казем-Бек (1844 - 1918), вышедшая замуж за сына поэта, Надежда Шипова (1865 -1903) - жена Александра Николаевича Боратынского, Ольга Ильина-Боратынская (1894 - 1991), или Лита, как звали её близкие, - правнучка Евгения Боратынского, поэтесса Серебряного века и писательница русского зарубежья. Все они занимались благотворительностью. Внучка поэта Ксения Николаевна Боратынская (1878 - 1958) открыла в Шушарах (село под Казанью) школу для крестьянских детей. С началом Первой мировой войны Ольга Ильина-Боратынская работала сестрой милосердия в одном из военных госпиталей Казани. В Шушарах Ольга Александровна Боратынская организовала артель девушек-вышивальщиц - «Шитушки». В Комнате хозяйки стоит столик для рукоделия, в котором наряду с образцами вышивок выставлена бронзовая медаль, присуждённая изделиям шушарских мастериц на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго. Это была одна из самых масштабных выставок в истории: за шесть месяцев работы её посетили 27 миллионов человек.

Ломберный стол

Голландия, конец XVIII - начало XIX веков Фруктовые породы дерева, маркетри, резьба, золочёная бронза, сукно 75x78x38 см

БСИИ ASG, инв. № 13-0950

Столик для рукоделия с образцами изделий шу-шарских мастериц и бронзовой медалью Всемирной Колумбовой выставки Комната хозяйки усадьбы Е.А. Боратынского

В собрании АБС мы не случайно выбрали французский столик для рукоделия первой трети XIX века именно из светлых пород дерева (кап ясеня), поскольку он прекрасно сочетается со светлой мебелью спального гарнитура в стиле модерн из Комнаты хозяйки усадьбы Е.А. Боратынского. Шкаф этого гарнитура - типичный образец мебельного искусства того направления модерна, которое отличает пластически декоративный стиль изогнутых линий, стилизованных растительных мотивов, бегущей волны и морской пены, прихотливых линий, получивших название «Удар бича» и т.д. Как раз декоративный мотив «Удар бича» венчает шкаф в Комнате хозяйки. Его же, в несколько изменённом виде - в форме металлических накладок, можно встретить на дверцах модернового шкафа из набора мебели для столовой в собрании АБС. В этот набор, помимо шкафа, входят: этажерка, витрина, обрамление для каминного экрана и зеркала, а также десять стульев и два стола.

Столик для рукоделия Франция, первая треть XIX века Кап ясеня, точение, фанерование, золоченая бронза, зеркало 69x53x36,5 см БСИИ ASG, инв. № 13-1143

Шкаф в стиле Модерн, декорированный «Ударом бича»

Комната хозяйки усадьбы Е.А. Боратынского

ТИ* ВЕСтшкмэвдунАрддного ШСТУПУ1» жтокачкАт

(Чир искусств

Шкаф

Франция, около 1900 года

Массив и шпон красного дерева, латунь, золоченая бронза 209x122x46 см БСИИ ASG, инв. № 25-4035 (1)

Однако этот шкаф является частью столового, а не спального набора мебели. Он достаточно велик для данной усадебной комнаты и выполнен из массива и шпона красного дерева. Куда лучше в эту по-девичьи светлую комнату впишется шкаф собрания АБС той же эпохи модерн из золотистого шпона корня ореха. Данный шкаф принадлежит к другому виду стилистики модерна - прямолинейному, где преобладают прямоугольные очертания.

Шкаф

Франция, конец XIX века Шпон корня ореха, интарсия 175x150x39 см БСИИ ASG, инв. № 25-3614 (1)

Витрина

Франция, вторая половина XIX века Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Сarrare blanc veiné), стекло 178x88x43 см БСИИ ASG, инв. № 17-4088

Всё из тех же светлых пород дерева (массива и шпона клёна) выполнена кушетка первой трети XIX века из Большого собрания изящных искусств АБС. Она имеет две ассиметричные спинки Б-об-разной формы. И хотя у кушетки из усадьбы Е.А. Боратынского нет спинки в ногах, голубая обивка кушетки из собрания АБС так же хорошо согласуется с нежно-голубыми обоями Комнаты хозяйки.

Кушетка Франция, первая треть XIX века Массив и шпон клена, интарсия БСИИ ASG, инв. № 11-3772

Кушетка

Комната хозяйки усадьбы Е.А. Боратынского

Витрина

Комната хозяйки усадьбы Е.А. Боратынского

Женская комната требует много тепла и света, а потому именно в Комнате хозяйки установлен камин (в настоящее время не работает). Функцию защиты дома от огня и искр выполняли каминные экраны, свободно пропускавшие свет и тепло. В данном случае с этой целью можно использовать экран для камина из Большого собрания изящных искусств АБС французской работы XIX века. Он изготовлен из массива бука, а обивка в бело-голубых тонах украшена цветочными гирляндами с подсолнухами.

Из осветительных приборов в Комнате хозяйки под потолком висят парные люстры с хрустальным убором, а на камине стоят ампирные канделябры на три свечи с крылатыми женскими фигурами патинированной бронзы на сферах. Близкие им канделябры экспонируются в Зелёной столовой Екатерининского дворца (Царское Село).

Экран для камина Франция, XIX век Массив бука, резьба 93x56,5x35,5 см БСИИ ASG, инв. № 24-0849

Канделябр парный Около 1820 года Зелёная столовая Екатерининского дворца (Царское Село)

Парные люстры с хрустальным убором Комната хозяйки усадьбы Е.А. Боратынского

Пара люстр

Франция, вторая половина XIX века Золоченая бронза, литье, чеканка; стекло, гранение

60x65 см

БСИИ ASG, инв. № 09-3470 (1,2)

Пара канделябров Франция, начало XIX века Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; белый мрамор (Saint-Béat blanc), полирование 72x27,5 см БСИИ ASG, инв. № 09-2655 (1, 2)

Пара ампирных канделябров Комната хозяйки усадьбы Е.А. Боратынского

КАБИНЕТ ХОЗЯИНА

Небольшой вестибюль ведёт из будуара в Кабинет хозяина дома. Пара белых пилястр условно делит его на две почти равные части. Ближе к входу - деловое пространство, где центральное место занимает «львиный» секретер, на откидной крышке которого расположены документы, связанные с исполнением должностных обязанностей и благотворительностью. Секретер этот был изготовлен, вероятно, в Англии, а «львиным» его называют потому, что металлические ручки выполнены в виде львиных голов.

Львиная голова - один из излюбленных орнаментальных мотивов не только английского, но и французского ампира. Причем в качестве декора использовали не только головы, но и лапы львов. Особенно популярным было решение ножек предметов мебели в форме львиных лап, как, например, у секретера из красного дерева собрания АБС. Помимо этого по обеим сторонам секретер имеет бронзовые золоченые накладки с бюстами в виде древних египтян. После Египетского похода Наполеона (1798 - 1801) образы Древнего Египта стали особенно популярны в декоративно-прикладном искусстве Франции XIX века.

Секретер

Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, фанерование, тонирование, золоченая бронза, гранит 141x96,5x43,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-2876

Секретер Англия (?)

Кабинет хозяина усадьбы Е.А. Боратынского

Говоря о Кабинете усадьбы Е.А. Боратынского, нельзя не сказать о двух его хозяевах - отце и сыне - Николае и Александре Боратынских. Николай Евгеньевич Боратынский - младший из сыновей поэта. Он вёл активную общественную земскую деятельность: был предводителем дворянства Казанского и Царевококшайского уездов, гласным депутатом Казанского уездного собрания. В 1865 году он был избран председателем попечительского совета Мариинского учи-

лища. Как писал его современник: «имя Н.Е. Боратынского стало в Казанской губернии известно как синоним главнейших доблестей дворянства, чести, правды и добра» [1, с. 49].

Александр Николаевич Боратынский (1867 -1918) - внук поэта. При нём усадьба стала культурным центром Казани, притягивавшим к себе писателей, художников, музыкантов. Гостями здесь были: писатель Н.Г. Гарин-Михайловский, художники Н.И. Фешин, А.И. Фомин, Н.М. Сапо-жникова, поэт и художник П.А. Радимов, основатель Казанской художественной школы Н.Н. Белькович. В Казани дом стали называть «Бора-тынка», сюда стекалась за помощью молодёжь из обездоленных слоёв общества, пытавшаяся получить образование, вдовы, оставшиеся с детьми на руках, в поисках поддержки, пожилые люди, лишённые минимального обеспечения. На порог дома даже подбрасывали младенцев, зная, что Боратынский не оставит их.

Александр Николаевич получил юридическое образование в Императорском училище правоведения в Санкт-Петербурге (выпуск 1889 года). Работал помощником секретаря Казанского окружного суда, городским судьёй в Чистополе, заместителем прокурора Симбирского окружного суда, почётным мировым судьёй Казанского судебно-мирового округа. В 1899 - 1917 годах являлся предводителем дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии, состоял гласным Казанской городской Думы. В 1908 - 1911 годах Боратынский был депутатом III Государственной Думы.

Занимался Александр Боратынский и обустройством усадьбы: в 1910 - 1911 годах в дом провели электричество, водопровод, канализацию. К Кабинету примыкает небольшая ванная комната с купальней, найденной при реставрации этой части дома.

Три поколения Боратынских: сын поэта Николай, внук Александр, правнук Дмитрий

1890-е годы

ЧИ* аЕстикмэадунарсщного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

Как отмечено выше, Кабинет был поделён на две части: общественную (для приёма официальных лиц и просителей) и приватную, используемую для любимых занятий, общения с друзьями, отдыха. Здесь в углу стоят напольные часы XIX века с классической для этого времени конструкцией. Их верхняя часть имеет форму разорванного фронтона с парой каннелированных колонн по бокам. Циферблат с римскими и арабскими цифрами украшен композицией из золоченой бронзы с изображением трубящих амуров и акантовых листьев.

Напольные часы XIX век

Кабинет хозяина усадьбы Е.А. Боратынского

Похожий разорванный фронтон имеют и напольные голландские часы конца XVIII - начала XIX веков из Большого собрания изящных искусств АБС. Средняя их часть украшена парой каннелированных колонн с капителями коринфского ордера. Римские цифры нанесены на круглый эмалевый циферблат, декорированный изображениями четырех времен года в виде аллегорических фигур представителей разных народностей. Здесь же - второй циферблат, показывающий смену фаз луны, а также различные ландшафтные и морские пейзажи.

Напольные часы Голландия, конец XVIII - начало XIX веков.

Дерево, резьба; золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 225x55x27 см БСИИ ASG, инв. № 08-4066

Столик-этажерка Кабинет хозяина усадьбы Е.А. Боратынского

Для удобства размещения хозяина и его гостей в приватной части Кабинета стоят несколько небольших столиков и мебель для сидения. Две овальные столешницы столика-этажерки декорированы в технике маркетри центрально-лучевыми композициями. В верхней части - выдвижной ящик. На другом столике стоит застеклённая витрина со старинными фотографиями, книгами и документами в ней. Столик-этажерка и стол с овальной столешницей в стиле Людовика XVI из собрания АБС так же декорированы в технике маркетри. В подстолье этажерки - паркетный набор в прямоугольном обрамлении в виде шевронов и в ленточной фанеровке. На съёмной столешнице -орнаментальная композиция с бубном, зажжённым факелом, цветами и колчаном со стрелами. Три квадратные в сечении ножки с колесиками украшены вертикальными полосами маркетри и соединены внизу круглой полочкой Х-образного набора с четырехконечной звездой по центру. Стол с овальной столешницей из собрания АБС, по-видимому, использовался для игры в бульот. На его столешнице с внешней стороны - изображение пейзажа, а с обратной - маркетри в виде шахматной доски.

Столик-этажерка Франция, начало XIX века

Набор различных пород дерева, маркетри, бронза 79x59 см БСИИ ASG, инв. № 13-3407

Стол

Кабинет хозяина усадьбы Е.А. Боратынского

Стол

Франция, вторая половина XIX века Набор различных пород дерева, маркетри 77x61 см

БСИИ АБй, инв. № 13-2428

Изображение пейзажа на съёмной столешнице БСИИ ASG, инв. № 13-2428

Мебель для сидения в Кабинете хозяина составляют два стула светлой обивки с фигурными спинками и небольшое канапе эпохи модерна с мотивом всё того же «Удара бича» на спинке. Спинки стульев имеют фигурную форму и резные своды. Рокайльной резьбой декорированы спинки пары кресел второй половины XIX века в стиле Людовика XV из Большого собрания изящных искусств АБС. Их спинки-кабриоль, своды в форме «арбалетов» и изогнутые ножки имеют общие конструктивные черты со стульями из Кабинета хозяина усадьбы Е.А. Боратынского. Что касается модернового канапе, то в собрании АБС есть легкое изысканное канапе русской работы конца XIX - начала XX веков. Оно входит в мебельный набор, состоящий, помимо канапе, из пары кресел, шести стульев и стола. Вертикальная полоса рисунка сатиновой обивки этого канапе (чере-

дование белого, красного и золотого) получила широкое распространение в модерне. В центре -овальный фарфоровый медальон с галантной сценой.

Пара стульев с фигурными спинками Кабинет хозяина усадьбы Е.А. Боратынского

Пара кресел

Франция, вторая половина XIX века Дерево, резьба

93x61x51 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1661 (1,2)

ЧИ* аЕстикмэадународного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

Канапе в стиле модерн

Кабинет хозяина усадьбы Е.А. Боратынского

Канапе

Россия, конец XIX - начало ХХ веков Дерево, фарфор, золоченая бронза, сатин 91x127x48 см БСИИ ASG, инв. № 11-0192

Подводя итоги, важно отметить, что на сегодняшний день познакомиться с усадебным бытом в Казани можно только в доме Боратынских. Знаковыми предметами мебели здесь являются - бюро, за которым работал Пушкин,

и письменный стол Евгения Боратынского. Остальная мебель и изделия декоративно-прикладного искусства XIX - XX веков, а также современные предметы в стиле прошлых столетий, являются типичными для русской дворянской усадьбы, их аналоги можно встретить во многих музейных собраниях. Есть они и в коллекциях Большого собрания изящных искусств АБС, только учитывая время их создания, правильнее называть эти предметы первоисточниками. Кроме того, мы сознательно подобрали к нему несколько предметов мебели (ломберный стол, каминный экран) для гостиной и комнаты усадьбы Е.А. Боратынского, которых в её интерьерах нет. Однако без них сложно представить себе дворянский уклад жизни XIX века.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потенциал собрания АБС настолько велик, что его коллекций хватит для формирования интерьеров всего усадебного кластера АБС с музейной функцией. Так, уже готовые интерьеры, созданные на основе коллекций собрания, представлены в купеческой усадьбе Аигиных села Талицы Пушкинского района Московской области. Данная усадьба находится недалеко от Мураново - литературно-мемориального музея, организованного потомками Ф.И. Тютчева на базе родовой усадьбы. Мураново принадлежало жене Евгения Боратынского - Анастасии Львовне Энгельгардт. В 1842 году поэтом был построен главный дом этой усадьбы.

Особую ценность данной усадьбы музейные работники и посетители видят в том, что она реконструирует реалии усадебной жизни позапрошлого века - варку варенья, сенокос и т.д., что совпадает с концепцией Инвестиционной группы компаний АБС по созданию усадебного кластера с музейной функцией. Реализация данной функции в первую очередь зависит от создания аутентичной усадебной предметно-материальной среды, поэтому изучение реальных усадебных интерьеров представляет собой актуальную исследовательскую задачу.

Исполъзованный источник:

1. Сумерки и рассветы дома Боратынских: путеводителъ/Музей Е.А. Боратынского. - [Казань?], [2019?].- 57с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.