Научная статья на тему 'Толкование понятия финансирования терроризма на основе анализа норм международного и российского законодательств'

Толкование понятия финансирования терроризма на основе анализа норм международного и российского законодательств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / СРЕДСТВА / АКТИВЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CONCEPT OF FINANCING OF TERRORISM / MEANS / ACTIVES / THE PREVENTION / CONTROL OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцев В. А.

На основе анализа нормативных актов, определяющих понятие финансирования терроризма на международном и внутрироссийском уровнях, раскрывается содержание терминов «средства» и «активы», что позволит четче понимать суть исследуемого преступления. Это должно развеять возникшее недопонимание и привести к единообразному толкованию понятия финансирования терроризма всеми ведомствами, вовлеченными в противодействие этому преступлению. Возможно, именно здесь кроется одна из причин отсутствия в достаточном объеме пресечения финансирования терроризма в уголовном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF CONCEPT OF FINANCING OF TERRORISM ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF NORMS OF THE INTERNATIONAL AND RUSSIAN LEGISLATIONS

In article on the basis of the analysis of norms of the international and Russian legislations expressly or by implication regulating questions of counteraction to terrorism financing are analysed formulations of concept of financing of terrorism. Is revealed discrepancy of treatment by the Russian law enforcement bodies of concepts opening the investigated criminalized act with similar in the international documents ratified by the Russian Federation. As a result of wrong understanding essences of financing of terrorism variety of acts avoids criminal prosecution.

Текст научной работы на тему «Толкование понятия финансирования терроризма на основе анализа норм международного и российского законодательств»

ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ

В.А. КАЗАНЦЕВ, [email protected]

Аннотация. На основе анализа нормативных актов, определяющих понятие финансирования терроризма на международном и внутрироссийском уровнях, раскрывается содержание терминов «средства» и «активы», что позволит четче понимать суть исследуемого преступления. Это должно развеять возникшее недопонимание и привести к единообразному толкованию понятия финансирования терроризма всеми ведомствами, вовлеченными в противодействие этому преступлению. Возможно, именно здесь кроется одна из причин отсутствия в достаточном объеме пресечения финансирования терроризма в уголовном порядке.

Ключевые слова: финансирование терроризма, средства, активы, предупреждение, пресечение преступле-

INTERPRETATION OF CONCEPT OF FINANCING OF TERRORISM ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF NORMS OF THE INTERNATIONAL AND RUSSIAN LEGISLATIONS

V.A. KAZANTSEV

Annotation. In article on the basis of the analysis of norms of the international and Russian legislations expressly or by implication regulating questions of counteraction to terrorism financing are analysed formulations of concept of financing of terrorism. Is revealed discrepancy of treatment by the Russian law enforcement bodies of concepts opening the investigated criminalized act with similar in the international documents ratified by the Russian Federation. As a result of wrong understanding essences of financing of terrorism variety of acts avoids criminal prosecution.

Keywords: concept of financing of terrorism, means, actives, the prevention, control of offenses.

Изучение проблемы финансирования терроризма показывает, что террористическая деятельность не только в России, но и в других странах мира носит системный и профессиональный характер, что требует значительных материальных и финансовых расходов на ее осуществление. Без необходимой материально-финансовой базы осуществлять террористическую деятельность весьма затруднительно. Для постоянной и системной террористической деятельности необходимы значительные материальные ресурсы, которые поступают к террористам из различных источников: внешних (помощь иностранных спецслужб, происламских, а также международных террористических и экстремистских организаций, теневой бизнес и его связи с преступностью, в том числе транснациональной, добровольные пожертвования мусульман различных стран и т.н. зарубежных представителей «Республики Ичкерия») и внутренних (средства, поступающие от этнических диаспор, находящихся в различных регионах Российской Фе-

дерации, средства, полученные от хищения и нецелевого использования бюджетных средств, средства от нелегального оборота т. н. чеченской нефти и нефтепродуктов, средства, получаемые от совершения общеуголовных и экономических преступлений), а также по разнообразным каналам: банковским (банковские операции, электронные переводы, интернет-деньги, исламские банки) и небанковским (альтернативные системы перевода1, курьеры, контрабанда, передача средств под видом гуманитарной помощи и религиозных пожертвований).

Как известно, основная часть средств расходуется не на совершение конкретного террористического акта, а на поддержание жизнедеятельности террористической организации, ее членов и лиц, непосредственно связанных с ними. Члены террористических организаций — живые люди, которым необходимо каждодневно удовлетворять свои общечеловеческие потребности в пище, чистой воде, одежде, медикаментах и т.д., а также снабжать всем необходимым

своих близких. Учитывая, что некоторые действующие террористические и экстремистские организации, насчитывают несколько сотен человек, то поступающие в их распоряжение средства должны быть очень велики. Так, считается, что только на поддержание жизнедеятельности «Аль-Каиды» требуется около 40 млн. долл. в год2.

Масштабы финансирования российских террористических групп наглядно демонстрируют материалы уголовной практики.

Так, в рамках возбужденного 31 марта 2011 г. следственным отделом при ОВД по г.Хасавюрту в отношении Атавова P.M. уголовного дела № 110130 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.205.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), выяснилось следующее. Атавов P.M. с мая по ноябрь 2006 г. да являясь руководителем предприятия ООО «Симпекс», зарегистрированного в налоговой инспекции г.Хасавюрта, фактически не занимался деятельностью, указанной в уставе, а ограничивался заключением формальных договоров с различными предприятиями. При поступлении денежных средств на его расчетные счета он обналичивал их и часть денежных средств передавал членам НВФ для расходования. Общая сумма обналиченных средств через расчетные счета ООО «Симпекс» составила 167 030 160 руб., а сумма неуплаченных налогов в бюджет составила 25 468 177 руб. На обналиченные денежные средства Атавов P.M. приобретал на рынке г. Махачкалы продукты питания, медикаменты и камуфлированную форму. Часть денежных средств Атавов P.M. использовал на приобретение огнестрельного оружия и боеприпасов, что подтверждается обнаруженными в ходе обыска в его жилище огнестрельным оружием и боеприпасами.

Анализ данных из формы «Единый отчет о преступности» (1-ЕГС) показывает, что год от года (начиная с 2007 г.) количество зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ, в части касающейся финансирования терроризма, увеличивается. Всего за 2007 - 2009 г.г. предварительно расследовано 15 преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, а в 2010 г. расследовано 5.

Если учесть, что на конец 2010 г. было отмечено 687 террористических проявлений, то объем уголовных дел, направленных на противодействие финансированию терроризма никак не соответствует степени этой угрозы.

Повышенная общественная опасность финансирования терроризма как одной из форм содействия террористической деятельности, обуславливает отнесение данного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, к категории тяжких, а при обстоятельствах его совершения лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 205.1 УК РФ) -особо тяжких преступлений.

Неслучайно также, что руководством страны в рамках п. 8 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания «О комплексных мерах по обеспечению стабильности в Северо-Кавказском федеральном округе» (г. Ессентуки, 19 ноября 2010 г. ) поставлены задачи борьбы с финансированием терроризма.

Возникает логичный вопрос: что мешает оказывать полноценное противодействие финансированию терроризма в уголовном порядке?

В настоящее время официальная позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации такова, что под словом «финансировать» «подразумевается целенаправленная деятельность по обеспечению денежными средствами. Другие виды снабжения его содержанием не охватываются, несмотря на то, что террористические организации снабжаются обмундированием, оружием, боеприпасами, медикаментами, продовольствием и другими группами товаров, необходимыми для обеспечения поддержания жизнедеятельности и боеспособности членов организованных преступных формирований».

Однако, данная трактовка слова «финансировать» при раскрытии понятия «финансирование терроризма» сужает сферу применения уголовного права для борьбы с изучаемым преступлением, что в ряде случаев приводит к невозможности привлечь к ответственности пособников террористов.

В условиях нахождения террористов в полевых условиях, лагерях подготовки, местах расположения своих баз, на местах осуществления терактов, они лишены возможности непосредственно приобретать необходимые материальные предметы для поддержания жизни и продолжения террористической деятельности. В условиях лагерей подготовки, боевых действий на передний план выходят потребности в пище, одежде, медикаментах, горюче-смазочных материалах, не говоря уже об оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах, специальной экипировке. Безусловно, денежные средства являются неотъемлемой частью финансирования терроризма. Однако, логично предположить, что террористу подчас выгоднее получить готовую продукцию, чем приобретать ее самому.

Вопросы противодействия финансированию терроризма неоднократно поднимались в открытой и закрытой литературе. Научные исследования в области противодействия финансированию терроризма проводили С. Годдард, А.Т. Никитин, Л.Л. Фитуни, В.А. Зубков, С.К. Осипов, А. В. Возжеников, М.А. Выбор-нов, К.И. Поляков, Н.В. Синеок, А.Ж. Хасянов, М.В. Шекин, В.Е. Петрищев, Я.М. Хаминский, В.В. Устинов, А.Ю. Стешин. Все перечисленные работы исследуют данное криминализованное деяние, не делая акцентов на анализе самого понятия и его трактовке в международном и российском законодательстве, а также потребностей практики в толковании терми-

нов его раскрывающих. Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к уходу из поля зрения правоохранительных органов ряда преступлений и лиц их совершающих.

Необходимо обратиться к истории возникновения ст. 205.1. УК РФ. Данная статья внесена в УК РФ в соответствии с ратификацией3 Российской Федерацией Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. В соответствии с нормами этой конвенции «финансирование терроризма должно признаваться преступлением во внутригосударственном законодательстве и государства, подписавшие настоящую Конвенцию, должны обеспечить судебный процесс».

Реализуя положения вышеупомянутой конвенцией российский законодатель Федеральным законом от 27 июня 2002 г. № 103-Ф3 дополнил УК РФ ст. 205.1 (Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению), предусматривающей уголовную ответственность за «вовлечение лица в совершение преступления террористической направленности или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование акта терроризма либо террористической организации».

В соответствии с п. 1 ст. 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. преступлением признается предоставление любым лицом любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно, «средств» или осуществление их сбора с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения:

а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере одного из договоров, перечисленных в приложении к данной Конвенции и содержащемуся в нем определению;

б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

В этом контексте необходимо отметить, что ст. 1 Конвенции совета Европы «О предупреждении терроризма», ратифицированная Федеральным законом РФ от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ4, и ст. 1 Конвенции совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма», подписанная в со-

ответствии с распоряжением Президента РФ от 3 декабря 2008 г. № 749-рп5, используют одно и то же толкование понятия финансирования терроризма, что и Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999г., а точнее просто отсылают на ст. 2 последней, что является одним из доказательств принятия данной трактовки финансирования терроризма универсальной для международного сотрудничества в данной области.

Как мы видим, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма определяет, какие деяния следует криминализировать, включив их в национальные законодательства в качестве преступления «финансирование терроризма», т.е. для однообразного толкования преступления «финансирование терроризма» всеми странами, присоединившимися к данной конвенции, при его криминализации международное право дает вполне четкое определение.

Необходимо отметить, что этимологически слово «финансировать» означает снабдить денежными средствами, финансами6. Однако появление в международном праве конкретного определения понятия «финансирование терроризма» указывает на то, что при его толковании нельзя исходить только из узкого значения глагола «финансировать» как снабжения денежными средствами, финансами, а следует вникать в суть определяемого понятием «финансирование терроризма» явления. Имеется ввиду, что если бы под финансированием терроризма понималось исключительно снабжение денежными средствами, то не возникало бы необходимости формулировать его определение.

По такому же пути пошел и отечественный законодатель. Понятие «финансирование терроризма» в российском законодательстве появилось в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»7.

Основываясь на Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999г., в примечании 1 к ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая стала называться «Содействие террористической деятельности», законодатель дает следующую трактовку понятия финансирование терроризма: предоставление или сбор «средств» либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (в ред. от 7 апреля 2010 г.) ст. 205, 205.1, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Таким образом, российский законодатель не стал исходить из этимологического значения слова «финансировать», а учел имеющийся международный опыт по борьбе с финансированием терроризма и дал четкое понятие данного преступления. Автор статьи согласен с приведенным определением финансирования терроризма, однако, как уже было сказано, в ряде случаев возникает недопонимание при его толковании.

Так, в приведенном выше понятии «финансирование терроризма», также как и в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, использован термин «средства», но никак не словосочетание «денежные средства». В российском законодательстве нигде не указано что необходимо понимать под «средствами». Однако в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999г., с использованием которой создавалась законодательная база по противодействию изучаемому преступлению, дано определение средствам — это активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими8.

Термин «активы» широко используется в российской юриспруденции и экономике. Активы (от лат. activus - действенный) — это совокупность имущественных прав (имущество), принадлежащих физическому или юридическому лицу, любая собственность соответствующего лица9. К осязаемым (материальным) активам относятся товарно-материальные ценности, оборудование, транспортные средства, недвижимость. К неосязаемым (нематериальным) — финансовые средства на счетах, репутация, капитализированные права (торговая марка, авторские права, патенты, франшизы и т.п.), привилегии, льготы, лицензии10.

Исходя из приведенной трактовки слова «средства» понятно, что финансирование терроризма кроме непосредственно снабжения деньгами и оказания финансовых услуг может осуществляться путем передачи любого имущества.

В качестве еще одного аргумента в защиту такого мнения можно привести диспозицию ст. 174 УК РФ, в которой законодатель при определении состава преступления использует термин денежные средства. При сравнении составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 205.1 УК РФ, напрашивается вывод, что использование различных терминов в статьях уголовного кодекса — «денежные средства» в ст. 174 и «средства» в ст. 205.1 УК РФ — подразумевает их различие между собой.

Также, данные поступающие из правоохранительных органов, находящихся на территории Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, показывают, что после проведения террористических актов члены бандформирований, действующих на территории Северного Кавказа, прячутся в тайных и труднодоступных местах — это могут быть подземные жилища, расположенные под домами родственников, специально оборудованные пещеры в горах и д.р. Логично предположить, что при таком существовании террористы ограничены в возможности покупать все необходимые для продолжения террористической деятельности предметы. В результате, кроме денежных средств, а подчас и вместо них, террористические структуры и организации получают другое необходимое имущество.

Несмотря на то, что в международном законодательстве достаточно четко определено понятие «средства», в ст. 205.1 УК РФ это же понятие является оценочным, в связи с тем, что не приведено его толкование, как это сделано в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Это стало приводить к тому, что в комментариях к законодательству не достоверно цитируется исходный текст нормативного акта11, не говоря о том, что деятельность по предоставлению «не денежных» средств террористам не подпадает под действие уголовного закона.

Таким образом, автор приходит к выводу, что в системе регулирования противодействия финансированию терроризма существует пробел, выражающийся в отсутствии в УК РФ толкования термина «средства», который является краеугольным камнем такого преступления как финансирование терроризма. Далее автор приводит возможный способ ликвидация выявленного пробела.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом.

Исходя из ст. 54 и п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации, а также ст. 8 УК РФ уголовной ответственности в Российской Федерации подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

В итоге, чтобы суды общей юрисдикции имели возможность четко трактовать термин средства — так как он сформулирован в международном законодатель-

стве — необходимо в обязательном порядке внести этот термин в УК РФ.

В связи с чем автор предлагает примечание к ст. 205.1 УК РФ изложить в следующей редакции:

Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

2. Под средствами в настоящей статье понимается активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В законодательство о противодействии финансированию терроризма входит также Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В ст. 3 указаны основные понятия, используемые в данном законе, среди которых указано и понятие финансирование терроризма.

Таким образом, для единого и правильного понимания сути исследуемого криминализированного деяния предлагается также внести формулировку термина «средства» в ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

1 Альтернативные системы денежных переводов - термин, используемый ФАТФ для определения финансовых посредников, традиционно действующих за пределами обычного финансового сектора и предоставляющих услуги по переводу ценностей или денежных средств из одного географического региона в другой.

2 Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма / под ред. С. Годдарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. М.: Изд-во МНЭ-ПУ. 2005г. С. 80, 105, 216.

3 О ратификации Международной конвенции «О борьбе с финансированием терроризма»: Фед. закон от 10 июля 2002г. // Собрание законодательства РФ. № 28. Ст. 2792.

4 О ратификации Конвенции совета Европы «О предупреждении терроризма»: Фед. закон РФ от 20 апреля 2006 г. // Собрание законодательства РФ. N 17 (1ч.). Ст. 1785.

5 О подписании Конвенции совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма»»: Распоряжение Президента РФ от 3 декабря 2008 г. № 749-рп // Собрание законодательства РФ. № 49. Ст. 5827.

6 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1999. С. 853.

7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона от 6 марта 2006 N 35-Ф3 «О противодействии терроризму»: Фед. закон от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства РФ. № 31 (1 ч.). Ст. 3452.

8 Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999г. / Сборник документов по международному праву. М., Мира-пресс, 2002. Т 3. С. 90-91.

9 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-ое дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: 2007. 972 с.; см. также: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб.: 1890—1907. ст. 617; Островская О.М. Банковское дело: Толковый словарь. 2-е изд. — М.: Ге-лиос АРВ, 2001г. 400c.

10 Экономический словарь / под ред. А.И. Архипова. ПБОЮЛ М.А. Захаров. 2001г. С. 13.

11 Кайль А.Н., Бондарев Е.М.Комментарий к Федеральному Закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.