2.53. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)
Рубан Дмитрий Евгеньевич, соискатель. Место учебы: Белгородский государственный университет. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена террористическим угрозам в аспекте финансирования терроризма.
Ключевые слова: терроризм, финансирование, борьба с терроризмом, способы финансирования терроризма, пособничество терроризму.
CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE FINANCING OF TERRORISM (THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS)
Ruban Dmitriy Evgenievich, competitor. Place of study: Belgorod State University. Department: Theory and History of State and Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is devoted to the terrorist threat in the financing of terrorism.
Keywords: terrorism, financing, fighting terrorism, ways of financing terrorism, aiding terrorism.
Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.
Борьба с терроризмом - общегосударственная задача, для выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов. Россию в 1999-2004 гг. захлестнула волна терроризма. Выявление и предотвращение террористической деятельности на ранних стадиях, получение своевременной информации занимают ключевое место в борьбе с терроризмом. Именно поэтому пресечение финансирования терроризма рассматривается органами федеральной службы безопасности в качестве одного из главных направлений в области борьбы с этой угрозой, что следует из содержания Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ведомственных нормативных правовых актов.
Главным фактором эффективной борьбы с любыми проявлениями терроризма, в той или иной степени снижающим активность террористической деятельности, является противодействие спонсированию как малых групп террористов, так и ряда организаций террористической направленности. Это сможет сильно снизить угрозу, тем самым повышая возможность правоохранительным органам бороться с данной угрозой.
Борьба с терроризмом в глобальном плане предполагает применение разных способов и средств. Главным способом борьбы с данной направленностью является подрыв материальной основы, такой как противодействие финансированию экстремистских организаций, что значительно сужает их возможности по приобретению орудий насилия, организации преступлений, пополнения своих рядов. Осознание общественной опасности финансирования терроризма, как одного из факторов, способствующих развитию данной
противоправной деятельности, произошло сравнительно недавно, что подтверждается небольшой практикой его выявления, пресечения и предупреждения, пробелами в правовом регулировании, а в ряде стран и отсутствием вовсе законодательной базы.
Терроризм как социально-правовой феномен (в широком смысле этого слова) обычно ассоциируется с политическими преступностями (объектом политической криминологии), но природа терроризма, как социально правового феномена очень обширна и в ней не редко фигурируют экономические, религиозные и другие компоненты. В последнее время проблемы терроризма приобретают особую актуальность во всем мире, особенно в Европе. Особое внимание следует уделить изучению факторов, которые делают терроризм не только существующим, но и развивающимся. Среди таких факторов ведущее место занимает система спонсирования терроризма.
Финансирование терроризма, а также проблема выявления и пресечения новых денежных потоков терроризма заключается в непосредственном разнообразии многочисленных используемых методов получения требуемых средств. Данные методы могут включать в себя поиск легальных и нелегальных финансовых источников.
На практике распространён такой метод, что террористические организации часто прибегали к исключительно преступным путям самофинансирования. Для этого они использовали грабежи (например, в Северной Ирландии, США); Похищение для выкупа (Чечня); Незаконный оборот наркотиков (Перу, Афганистан («Аль-Каида»)); к таким методам также относят вымогательство, мошенничество в финансовой сфере (включая льготы, налоги, страхование, кредитные карты, подделка документов и изготовление фальшивых денег); к террористическим преступным методам также относят контрабанда, торговля людьми и так далее.
Способы финансирования терроризма очень большой. Финансирование экстремистских организаций коммерческими предприятиями, лицами и даже государственными спонсорами является обычной международной практикой. Основные финансовые потоки поступают из Северной Америки, Европы и богатого нефтью региона Ближнего Востока. В то же время отслеживание таких потоков в значительной степени затрудняется тем фактом, что современные методы финансового контроля в мире разработаны для технологии отмывания денег, полученных преступным путем, связанной с «подозрительными операциями».
С.П. Клименко выделяет следующие характерные черты финансирование терроризма (ФТ): «Внешняя невыявленность преступного характера деловых цепочек и механизмов финансовых операций, внешняя законность каждого отдельного обособленного действия или операции, наличие покровителей среди высокопоставленных лиц» [Клименко С.А., 2005, С.23.].
К числу же основных причин и факторов развития ФТ можно отнести следующие:
□ неспособность государства осуществлять эффективный контроль над финансовой системой в силу несовершенства законодательства;
□ отсутствие широкой практики расследования уголовных дел о ФТ;
I политическая и экономическая нестабильность в обществе;
I коррупция.
Субъекты ФТ могут быть разделены функционально исходя из осуществления деятельности как в качестве
многоэтапного процесса (полный цикл), включая собственно саму террористическую деятельность, так и предпочитающие осуществлять деятельность на отдельных стадиях - начальное вливание денежных средств или промежуточные стадии.
Процесс ФТ представляет собой сложную процедуру перемещения финансовых средств, включающую множество разнообразных операций, совершаемых различными методами, которые постоянно совершенствуются.
Структура ФТ принимает различные формы в зависимости от региона, в котором планируется вести террористическую деятельность. Финансирование может осуществляться разными способами: например, посредством использования финансовых учреждений, под которыми понимаются банковские, оставляющие основной сектор финансирования терроризма, и специализированные небанковские финансово-кредитные институты (ассоциации, кредитные союзы, банки взаимных фондов, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые компании, инвестиционные фонды). Деятельность небанковских финансовых учреждений используется для отмывания денег теми же способами, что и в традиционных финансовых учреждениях, в особенности структурированием, подчинением и слиянием фондов. К ним относятся валютные биржи, брокеры ценных бумаг или драгоценных металлов, товарно-сырьевые брокеры, казино, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги.
Также имеет место использование учреждений нефинансового сектора - это учреждения, связанные с индустрией развлечений, с автомобильным бизнесом, розничной торговлей: антикварные и комиссионные магазины, предприятия сферы услуг (за исключением сферы развлечений): фирмы по установке автоматов; агентства, осуществляющие перевозки автобусами; типографии; фирмы по найму жилья; агентства по организации морских и речных перевозок; а также: строительные фирмы; предприятия, торгующие металлоломом и т.п.
Выше были приведены некоторые признаки ФТ, характеризующие его как социальное явление. Теперь рассмотрим его юридические признаки.
В Декларации ООН в 1994 году было впервые упомянуто такое явление, как финансирование терроризма [Резолюция ООН A/RES/49/60 «Меры по ликвидации международного терроризма» // Сайт Организации Объединённых Наций URL: http://www.un.org/russian/ terrorism/garesol.htm].
Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом в резолюции 1373 (принята в 2001 году), постановил, государство должно, в том числе, внести в уголовный кодекс уголовную ответственность за заведомо известное предоставление или сбор средств, где прямо или косвенно говорится о террористической угрозе.
Во исполнение указанной Конвенции российский законодатель принял ряд нормативных правовых актов по противодействию ФТ. Соответствующие юридические нормы были включены в:
- Уголовный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.01 года;
- постановления и распоряжения Правительства РФ
- правовые акты Банка России и Росфинмониторин-га.
Юридические действия Банка России и Росфинмо-ниторинга содержат нормы по правилам и заказу выполнения финансового контроля за подозрительными сделками и операция и на порядке предоставления информации в комитет по финансовому контролю.
Однако нормативное определение финансирования терроризма дано только в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ, с учётом изложенного выше, финансирование терроризма можно определить как содействие террористической деятельности в виде предоставления или сбора средств, либо оказания финансовых услуг, либо использования финансов, либо предоставления предметов и создания условий в виде осуществления какой - либо деятельности с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, либо с целью финансовой поддержки какого-либо террористического движения, а равно создание условий или сознательное бездействие при подготовке или совершении хотя бы одного из преступлений, перечисленных в диспозиции ст. 205.1 УК РФ, либо обеспечение организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных хотя бы для одного из указанных преступлений.
Понятие пособничество терроризму как преступления пришло в российское уголовное законодательство из международного права. Криминализация данного деяния произошла в связи с ратификацией Россией Международной конвенции ООН «О борьбе с финансированием терроризма», принятой в Нью-Йорке 9 декабря 1999 года, и Конвенцией Совета Европы «О предупреждении терроризма», подписанной от имени Российской Федерации 17 ноября 2005 г. 24 июля 2002 года был принят Федеральный закон «О внесении дополнений в законодательные акты РФ» [Собрание законодательства РФ, 2002, №30, ст.3020], который дополнил УК РФ новой нормой ст. 205.1 (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению). Несмотря на принятие данного закона в юридической науке до сих пор существует разногласие по вопросу целесообразности принятия ст. 205.1 УК РФ. Так, один из сторонников данного законопроекта А. Гуров назвал его шагом «к формированию добротного антитеррористического законодательства» [Агапов П.В., 2003, с.6.].
Противники подобных изменений в уголовном законодательстве говорят об изменении криминализации и полагают, что имевшихся до принятия ст. 205.1 УК РФ уголовно-правовых средств борьбы с указанными общественно-опасными посягательствами (деяниями, которые, в сущности, можно рассматривать как соучастие в совершении преступлений террористического характера) в УК было достаточно. По их мнению, используя положение общей части УК (ст. 30 - ст. 33), вполне можно привлечь к ответственности и за вербовку, и за финансирование террористической деятельности. Правоохранительные органы не испытывали острой необходимости в «специальной» статье для «пособников и подстрекателей терроризма». Разделяя точку зрения сторонников включения 205.1 УК РФ, автор полагает целесообразным показать необходимость принятия 205.1 УК РФ, а также различие в применении этой нормы от институтов Общей части УК РФ (ст.30-ст.33) в противодействии террористической деятельности.
Отметим, что содержащийся в ст. 205.1 УК РФ термин «финансирование терроризма» признаёт упреч-ным такую форму финансирования терроризма, как
финансирование террористической деятельности, в целом, элементом чего финансирование единичного террористического акта по сути и является. Поясним, что устанавливая подобное специальное основание уголовной ответственности, законодатель как раз стремился криминализировать ту форму финансирования, которая согласно Общей части УК РФ, соучастием в совершении конкретного преступления террористического характера признаваться не может.
Так, в соответствии со ст. 32 УК РФ соучастием в преступлении признаётся умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления. В таком случае соучастием будут считаться лишь те действия лица, которые были направлены на организацию, подстрекательство либо пособничество в совершении конкретного определённого преступления террористического характера или их группы, выражающееся в предоставлении средств финансирования в указанных целях. При этом умысел данного лица и непосредственного исполнителя террористической акции относительно вида совершенного преступления совершенного преступления, времени и места его совершения, а также вредных последствий должен носить объединённый характер.
На самом деле, создание террористической организации, участие в ней, любое содействие в её деятельности, а также обеспечение благоприятных условий для совершения террористических акций в будущем, в том числе путём выделения финансовых средств, представляют собой повышенную общественную опасность. Лица, объединившееся для оказания финансовой поддержки террористической деятельности, являются, по сути, членами организованной группы, заранее объединившейся для совершения для совершения преступления (ч.3 ст. 35 УК РФ), и должны подлежать аналогичному уголовному преследованию.
Подобные нормы, называемые отечественными учёными-юристами нормами с двойной превенцией [Кузнецова Н.Ф., Телякова И.М., 1999, с. 422], направлены прежде всего на то, чтобы запретить под угрозой применение уголовного наказания создание условий, благоприятствующих планированию, подготовке, организации и осуществлению будущих преступлений, а также иных антиобщественных действий.
Так, по существующей в отечеством уголовном праве традиции для предупреждения совершения тяжких преступлений законодатель стремится криминализировать менее тяжкие преступления, которые стабильно создают условия для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. К примеру, большое количество преступлений совершается с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В целях предотвращения криминогенных условий, способствующих совершению данных уголовно наказуемых деяний, ст. 222 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Условия именно такого рода достигаются при финансировании террористической деятельности в целом, когда средства выделяются в распоряжении организации, групп, либо отдельных лиц для надлежащего финансового обеспечения будущей реализации преступлений террористического характера. При этом, какие именно преступления, когда и где должны быть совершены, умыслом соответствующего «финансиста» не охватываются.
Поэтому применять при квалификации указанного деяния имеющуюся в УК РФ модель соучастия в преступлении было неправомерно, и до принятия ст. 205.1 УК РФ существовала насущная потребность в установлении специального обоснования уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности как частного случая приготовления к совершению преступления в будущем. Это и было сделано ст. 205.1 УК РФ, а таком случае данная норма является абсолютно социально обусловленной.
Финансирование терроризма среди преступлений, является преступлением, которые человечество уже выразило свое отношение как например принятие различных международных документов (конвенций и резолюций).
Осуществляя уголовно-правовую характеристику каждого состава преступления «необходимо в первую очередь определить объект преступного посягательства, так как установление объекта преступного посягательства служит как бы предварительной программой для выбора той группы смежных составов, среди которых нужно будет уже более тщательно искать необходимую норму».
Объект преступного деяния является общественная безопасность, в том числе жизнь, здоровье, свобода и телесная неприкосновенность людей. Одни деяния могут посягать на все объекты, нарушаемые преступлениями, предусмотренными ст.205,206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного Кодекса РФ, а другие -только на некоторые из перечисленных.
В соответствии с примечанием 1 к ст. 205.1 УК РФ финансированием терроризма признается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного Кодекса РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Сбор - взимаемые или собранные за что-нибудь, или на что-нибудь деньги;
Средство - орудие (предмет), совокупность приспособлений для осуществления какой - либо деятельности; деньги, кредиты; капитал, состояние; приём, способ совершения какого-либо действия.
Предоставлять - отдать в распоряжение, пользование; дать какое -либо право, возможность.
Оказать - обозначение действия по значению данного существительного.
То есть, проанализировав диспозицию ст. 205.1 УК РФ и приняв во внимание вышеизложенное, можно сформулировать объективную сторону данного преступления - это действие, либо деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц по обращению в виде собирания или взимания средств, указанных в п.1 ст.1 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, составляющих предмет преступления, а также в виде предметов, приспособлений для осуществления какой - либо деятельности, денег, кредитов, капиталов, а равно создание условий для совершения какого-либо действия, в распоряжение, либо пользование другого лица с целью осуществле-
ния общественно опасных деяний предусмотренных ст. 205.1 УК РФ.
Принимая во внимание местонахождение ст. 205.1 УК РФ можно сделать вывод, что законодатель признаёт непосредственным объектом преступления основы общественной безопасности, то есть систему общественных отношений, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от разнообразных внутренних и внешних угроз общественного характера.
Предоставляемые средства при финансировании терроризма будут составлять предмет преступления. В п.1 ст.1 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма раскрывается также понятие средств, которые означают активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, готовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но, не ограничиваясь ими.
Для состава данного преступления не имеет значения, предоставляются ли средства на конкретную акцию, на обеспечение функционирования террористической организации или проведение террористической деятельности в целом (систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, предоставление денег на снабжение автотранспортом, оружием, документами и так далее).
Отметим, что указанный элемент объективной стороны ст. 205.1 УК РФ является деянием с так называемым формальным составом, поскольку содействие террористической деятельности признаётся оконченным преступлением уже с момента фактического исполнения виновным любого из альтернативных деяний, описанных в диспозиции статьи, то есть вне зависимости наступления вредных последствий для тех объектов уголовно-правовой охраны, на которые они посягают (наличие человеческих жертв, нарушение общественного порядка и общественной безопасности, причинения имущественного ущерба и т.п.). Финансирование терроризма считается завершенным с момента принятия террористическим актором финансовых ресурсов или оказания услуг. Вооружение, подготовка человека к совершению преступления террористического характера, а также финансирование терроризма содержат состав совершенного преступления с самого первого акта этой деятельности. В случае, если средства или услуги, оказанные за совершение террористических преступлений, не приняты или получены, это деяние должно квалифицироваться как покушение на указанное преступление [Агапов П.В., Михайлов К.В., 2007, с.78].
В научной литературе характеризуются субъективные признаки финансирования терроризма. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, является физическое вменяемое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны при вооружении либо подготовке лица является также специальная цель - совершение любого из указанных в диспозиции ч.1 ст. 205.1 УК РФ преступлений.
Уголовно наказуемые действия, выраженные в финансировании акта терроризма, либо такой организации, носят исключительно умышленный характер. При этом умысел - прямой. Виновное лицо осознаёт общественную опасность своих действий по финансированию террористической деятельности в целом и желает действовать подобным образом. Если лицо выдает террористам денежные средства под угрозой смерти или под воздействием пыток, зная, что они будут использованы для террористической деятельности, вопрос о его ответственности должен решаться на основании положении ст. 39, 40 УК РФ.
Установление мотива и цели преступления имеет факультативное значение. Мотивационная основа организаторов и финансистов преступлений террористического характера представляет собой сложную систему взаимоотношений с тесно переплетёнными составляющими: политических, националистических, религиозных, сепаратистских, корыстных. Однако на квалификацию это не влияет.
Под использованием своего служебного положения, например, при финансировании террористической организации, как квалифицирующего признака состава преступного деяния, предусмотренного ч.2 ст.205.1 УК РФ, понимается использование лицом своих служебных или иных властных полномочий, форменной одежды, служебного оружия, находящегося в его распоряжении служебной информации, лоббирование принятия решений выгодных террористам. То есть субъект преступления в данном случае - специальный: им может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-тилетнего которое в силу своего служебного положения может оказывать содействие террористической деятельности.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 28.12.2016 с изменениями, вступившими в силу с 29.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3418.
2. Агапов П.В. Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению. Уголовное право. 2003 №2.
3. Агапов П.В. Михайлов К.В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики. Саратов. 2007.
4. Клименко С.А. Роль фискальных орга-нов.../Антитеррор. 2005. №1.
5. Кузнецова Н.Ф., Телякова И.М. Курс уголовного права: Общая часть: Учеб. В 2-х т. Т.1: Учение о преступлении. М.: Зерцало. 1999.
6. Резолюция ООН A/RES/49/60 «Меры по ликвидации международного терроризма» // Сайт Организации Объединённых Наций URL: http://www.un.org/russian/ terrorism/garesol.htm
«Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат»