Научная статья на тему 'Понятие финансирования терроризма в российском и международном праве'

Понятие финансирования терроризма в российском и международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2403
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ / КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И СБОР СРЕДСТВ / ОКАЗАНИЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / УГОЛОВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FINANCING OF TERRORISM / INTERNATIONAL ACTS / INTERNATIONAL CONVENTION FOR THE SUPPRESSION OF THE FINANCING OF TERRORISM / PROVISION OF FUNDS / FUNDRAISING / FINANCIAL SERVICES / CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамова Алёна Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению международного и российского законодательства в области финансирования терроризма. Определены основные признаки финансирования терроризма в российском праве. Отмечается, что понятие финансирования терроризма в российском уголовном праве рассматривается шире, чем в международных актах, так как помимо предоставления и сбора средств в его содержание включен такой способ, как оказание финансовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TERRORISM FINANCING IN THE RUSSIAN AND INTERNATIONAL LAW

The article deals with the international and Russian legislations in the field of terrorism financing. The main signs of the terrorism financing in the Russian law are described. The author notes that the Russian criminal law interprets the concept of terrorism financing broader than the international law: in addition to the provision and collection of funds its content includes rendering financial services.

Текст научной работы на тему «Понятие финансирования терроризма в российском и международном праве»

УДК 343.2/.7

Абрамова Алёна Алексеевна

соискатель кафедры уголовного права и криминологии

Хабаровского государственного университета экономики и права

ПОНЯТИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Abramova Alyona Alekseyevna

PhD applicant, Criminal Law and Criminology Department, Khabarovsk State University of Economics and Law

THE CONCEPT OF TERRORISM FINANCING IN THE RUSSIAN AND INTERNATIONAL LAW

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению международного и российского законодательства в области финансирования терроризма. Определены основные признаки финансирования терроризма в российском праве. Отмечается, что понятие финансирования терроризма в российском уголовном праве рассматривается шире, чем в международных актах, так как помимо предоставления и сбора средств в его содержание включен такой способ, как оказание финансовых услуг.

Ключевые слова:

финансирование терроризма, международные акты, Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, предоставление и сбор средств, оказание финансовых услуг, уголовное и административное законодательство.

Summary:

The article deals with the international and Russian legislations in the field of terrorism financing. The main signs of the terrorism financing in the Russian law are described. The author notes that the Russian criminal law interprets the concept of terrorism financing broader than the international law: in addition to the provision and collection of funds its content includes rendering financial services.

Keywords:

financing of terrorism, international acts, International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism, provision of funds, fundraising, financial services, criminal and administrative law.

В современных условиях террористическая деятельность признается социально негативным явлением, влияющим на развитие государств всего мира. Террористическая угроза стала реальностью в странах не только Ближнего Востока, но и Европы и Азии. Отдельного внимания заслуживает изучение ряда обстоятельств, благодаря которым террористическая деятельность существует и имеет возможность развиваться. Ведущее место среди таких обстоятельств отводится системе финансирования терроризма.

Этимологический анализ дает возможность выявить подлинный смысл термина «финансирование». Необходимо учитывать, что данный термин имеет тесную связь со словосочетанием успешное завершение инициативного действия, операции. Так, латинское слово finis переводится как 'предел, граница, конец', а старофранцузский глагол finer означает 'довести что-то до успешного конца, например заплатить, уплатить'. Вследствие этого смысл понятия «финансировать» заключается в сборе средств для успешного доведения дела до конца или для завершения операции. То есть «профинансировать» - это сделать так, чтобы покрыть потребности в деньгах или иных ресурсах денежными купюрами и иными ценностями. Исходя из этого можно выделить основные элементы понятия финансирования: оно реализуется за счет финансовых средств или активов в виде валюты, наличных денег, акций, капиталов, ценных бумаг и представляет собой их выделение по соответствующему назначению.

Понятие «финансирование терроризма» впервые было обозначено в Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, принятой 09.12.1999 г. в Нью-Йорке. Конвенция определила общепринятый термин для стран - участниц ООН и установила определенные признаки финансирования терроризма.

Рассматривая содержание понятия «финансирование терроризма», которое представлено в данной Конвенции, можно сказать, что международное сообщество определило финансирование терроризма как преступление по предоставлению (полностью или частично) или сбору (полностью или частично) средств с намерением их дальнейшего использования в целях осуществления терроризма.

В рамках ст. 1 означенной Конвенции предметом преступления признаются средства, под которыми понимаются любые активы, осязаемые, неосязаемые, движимые, недвижимые, вне зависимости от способа их приобретения, в том числе юридические документы, акты любой формы (электронные или цифровые), удостоверяющие право на использование или участие в активах.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Средства также могут включать в себя банковские чеки и кредиты, дорожные чеки, различные переводы, ценные бумаги, акции, облигации, векселя, аккредитивы и т. д. [1].

Международным сообществом не исключается возможность финансирования терроризма методом перевода денег на банковскую карту, передачи денег в результате продажи, мены, дарения, а также путем предоставления кредитов.

Расширяя представление о понятии финансирования терроризма, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ) создала общепризнанный кодекс правил и норм (систематизированный в 40 рекомендаций ФАТФ), среди которых есть и указание на финансирование терроризма. В данном акте в качестве элементов финансирования терроризма признается поддержка террористов, экстремистов, а также их объединений как в процессе проведения террористических актов, так и в моменты их подготовки и обучения.

В России вопрос об ответственности за финансирование терроризма признается значимым, и отражение данного факта можно найти в нормативных актах, принятых во исполнение международных обязательств. Российское государство, осознавая необходимость противодействия данному негативному явлению, установило уголовную и административную ответственность за «финансирование терроризма» путем принятия ч. 1 ст. 205.1 Уголовного кодекса РФ [2] и ст. 15.27, ст. 15.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) [3].

Рассматривая российское уголовное законодательство, следует учитывать, что понятие «финансирование терроризма» изложено в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ, а также в ст. 3 федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4]. В данных нормах указывается, что финансирование терроризма включает в себя не только предоставление или сбор средств, но и оказание финансовых услуг. При этом у лица должно быть осознание того, что такие средства и финансовые услуги предназначаются им для финансирования террористической организации, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, создаваемых в целях подготовки или совершения ими хоть одного из преступлений террористического характера, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 (и ст. 361 в рамках федерального закона № 115-ФЗ) УК РФ [5].

Согласно административно-деликтному законодательству, противодействующему финансированию терроризма, представляется возможным выделить два правонарушения административного характера. Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за «неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных преступным путем, и финансированию терроризма». Кроме этого, в КоАП РФ в 2014 г. была введена статья 15.27.1 «Оказание финансовой поддержки терроризму». В рамках данных составов финансовая поддержка терроризму трактуется так же, как и в уголовном законодательстве.

Анализ понятий, закрепленных в уголовном и административно-деликтном законодательстве, позволяет утверждать, что финансирование терроризма содержит в себе совокупность методов, приемов и средств в целях оплаты расходов, необходимых для проведения конкретного террористического акта или для осуществления деятельности действующей террористической организации. Данный подход является отражением основных взглядов на финансирование терроризма, изложенных в международных актах.

Однако, сравнивая российское законодательство с международным, необходимо рассмотреть данную проблему более подробно. Помимо признанных международным законодательством сбора и предоставления средств, в российском праве дополнительно указывается такой способ совершения данного правонарушения, как оказание финансовых услуг. Так, средствами в случае оказания таких услуг могут выступать деньги и ценные бумаги, валютные ценности, услуги по экономическому планированию деятельности террористической организации или экономические советы для эффективного обеспечения финансирования терроризма.

Итак, согласно российскому законодательству, содержание деятельности по финансированию терроризма состоит в предоставлении и сборе средств, а также оказании финансовых услуг.

Предоставление средств - это действия, направленные на передачу в пользование или распоряжение любых предметов. Это могут быть не только движимые вещи, но и объекты недвижимости. Помимо этого, к средствам будут относиться акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, т. е. уголовный закон признает любой способ передачи денежных средств.

Сбор средств представляет собой процедуру передачи денежных и иных средств, которые впоследствии могут быть переданы террористическим организациям. Например, сбор средств может производиться путем проведения акций по сбору вещей, продуктов или денег на содержание террористов, обеспечение их продуктами или обмундированием. Организаторы такого действия могут проводить сборы в учебных заведениях, обязывать предпринимателей передавать часть

своей выручки, проводить аукционы или иные благотворительные акции. Результатом данного деяния в большинстве случаев будет получение доходов в любой форме (материальной, денежной), которые частично или полностью могут быть использованы для финансирования терроризма.

Оказание финансовых услуг - еще один способ финансирования терроризма. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», «финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц» [6]. Чаще всего к таким финансовым услугам относят страхование, финансовый лизинг, факторинг, форфейтинг, предоставление кредитных займов, передачу частным лицам финансовых данных, последующую обработку таких данных, возможное финансовое посредничество и иные вспомогательные финансовые услуги для осуществления любых видов террористической деятельности.

Какой бы возможный способ финансирования ни был избран, он должен быть направлен на финансирование террористической организации или незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, осуществляющего террористическую деятельность. Такое финансирование направляется для их боевой, учебной и иной подготовки с целью успешного совершения ими хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 действующего российского Уголовного кодекса.

Таким образом, международное понятие финансирования терроризма получило закрепление и развитие в российском праве. Анализ данного понятия позволяет утверждать, что российский законодатель в качестве основных элементов финансирования терроризма определяет предоставление, а также сбор средств или оказание финансовых услуг, без которых невозможно было бы осуществить подготовку террористов к совершению террористических актов. Оценивая подход законодателя, можно сказать, что понятие финансирования терроризма в национальном уголовном праве рассматривается шире, чем в международных актах. Этот факт можно признать положительным, так как он позволяет более точно квалифицировать деяния, направленные на поддержку террористической деятельности.

Ссылки:

1. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма [Электронный ресурс] : принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 дек. 1999 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ter-fin.shtml (дата обращения: 08.08.2016).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : в ред. от 23 июня 2016 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. 17 июня. Ст. 2954.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ : в ред. от 23 июня 2016 г. // Там же. 2002. 7 янв. № 1 (ч. I).

4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ : в ред. от 30 дек. 2015 г. // Российская газета. 2001. № 151-152. 9 авг.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации.

6. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 : в ред. от 5 окт. 2015 г. // Российская газета. 2006. № 162. 27 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.