УДК 343.34
Вопросы противодействия финансированию терроризма
Косарев Максим Николаевич, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
В статье анализируются вопросы реализации уголовной политики в сфере борьбы с финансированием терроризма, изучаются современные тенденции терроризма как социально-негативного явления. Проводится систематизация документов в области обеспечения безопасности и противодействия финансированию терроризма. Предлагается авторская позиция по совершенствованию уголовного законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: терроризм; финансирование терроризма; угроза; безопасность; стратегия национальной безопасности; противодействие терроризму.
The issues of combating the financing of terrorism
Kosarev Maksim Nikolaevich,
Associate professor of the Department of Criminal law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Gandidate of Law, Аssociate professor
The article analyzes the implementation of the criminal policy in the field of combating the financing of terrorism, studies current trends in terrorism as a socially negative phenomenon. Systematization of documents in the field of ensuring security and countering the financing of terrorism is being carried out. The author's position is proposed to improve the criminal legislation in this area.
Key words: terrorism; financing of terrorism; threat; security; the national security strategy; counter-terrorism.
Человечество на каждом этапе своего существования сталкивается с вызовами и угрозами для собственной безопасности (политического, экономического, экологического, культурного, социального, техногенного и другого характера).
Терроризм стоит в числе наиболее воспроизводимых негативных явлений в современной действительности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации1 одним из источников угроз государственной и общественной безопасности называет деятельность террористических и экстремистских организаций, направленную на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости
1 Далее - РФ.
функционирования критической информационной инфраструктуры РФ2.
Динамика зарегистрированных преступлений террористической направленности3 в России за последние пять лет имеет тенденцию к устойчивому росту (см. таблицу).
Осознавая опасность угрозы терроризма, государство и общество формируют и реализуют политику по противодействию указанному явлению всем имеющимся инструментарием (политические, экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные, организационно-технические, технологические, психологические и другие меры).
Любая деятельность человека в обществе связана и основывается на ее материально-финансовом обеспечении, и террористическая деятельность не является исключением. Одной из основных тенденций современного терроризма является повышение уровня
2 О Стратегии национальной безопасности РФ [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
3 Общие сведения о состоянии преступности 2011-2016 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru.
Динамика зарегистрированных преступлений террористической направленности в Российской Федерации 2011-2016 гг.
Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Зарегистрировано преступлений террористического характера в Российской Федерации 622 637 661 1127 1531 2214
финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций1. При этом террористы, используя уязвимость и доступные возможности легальных финансовых инструментов, а также незаконные источники и каналы финансирования, активно применяют современные технологии для создания, развития и поддержания террористической инфраструктуры.
В рамках правового предупреждения терроризма особое внимание должно уделяться реализации принципа неотвратимости наказания за его финансирование. В связи с этим рассмотрим организационные и правовые аспекты противодействия финансированию терроризма в России.
Говоря об источниках финансово-материальных ресурсов терроризма, можно определить основные из них:
1) налоги, сборы, штрафы на контролируемой территории или с определенных групп населения;
2) захват, конфискацию, вымогательства, хищения финансово-материальных ресурсов;
3) похищение людей в целях получения выкупа, нелегальную торговлю людьми, создание системы рабовладения;
4) оборот культурных, исторических и религиозных артефактов и объектов;
5) оборот оружия, наркотиков, природных, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов;
6) пожертвования (от государств, юридических и физических лиц);
7) личные материально-финансовые средства, полученные от законной экономической деятельности, и др.2
Каналы финансирования терроризма, т. е. способы перераспределения и доставки средств весьма разно-
1 См.: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. // URL: http://www. consultant.ru.
2 См.: Восемнадцатый доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный во исполнение резолюции 2253 (2015) [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp? symbol=S/2016/629&referer=/english/&Lang=R; Только из банков Мосула (второго по величине города Ирака) была изъята наличность на сумму $ 500 млн [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства ТАСС. URL: http://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/1393757; Экономика тьмы: как зарабатывает «Исламское государство» [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг». URL: http://daily.rbc.ru/opinions/economics/04/08/2015/ 55c094ba9a794784022d7e77; Федорченко А. В., Крылов А. В. Феномен «Исламского государства» // Вестник МГИМО-Уни-верситета. 2015. № 2 (41). С. 178-179.
образны - это и контрабанда наличных средств с использованием курьеров, и альтернативные системы перевода денежных средств и банковских каналов, например «хавала», и предварительно оплаченные карты, и виртуальные валюты. Кроме того, также используются официальные банковские каналы3.
Как видим, источники получения средств для финансирования терроризма достаточно многообразны и могут быть как законными, так и незаконными.
К правовым основам противодействия финансированию терроризма в России относятся:
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 9 декабря 1999 г.) - называет преступлением предоставление средств или осуществление их сбора в целях террористической деятельности. Понятие «средства» в Конвенции означает активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими4;
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» - это важнейший межотраслевой нормативный правовой акт, который содержит в себе основные понятия, принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики и борьбы с терроризмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»5 - направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3 См.: Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создает ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий ООН по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой [Электронный ресурс] // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N16/150/28/PDF/N1615028.pdf?0penElement.
4 См.: Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма [Электронный ресурс]: заключена в г. Нью-Йорке 9 декабря 1999 г. // URL: http://www.consultant.ru.
5 Далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 - предусматривает административную ответственность за деяния, связанные с финансированием терроризма (ст. 15.27, ст. 15.27.1);
- Уголовный кодекс Российской Федерации2 - предусматривает уголовную ответственность за финансирование террористической деятельности (ч. 1 ст. 205.1, ч.1 ст. 208, ч. 2 ст. 361);
нормативные правовые акты Президента РФ:
- указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»;
- указ Президента РФ от 18 ноября 2015 г. № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма»;
- указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» и др;
нормативные правовые акты Правительства РФ:
- постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»;
нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти:
- приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 21 сентября 2016 г. № 304 «О Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Как можем отметить, с точки зрения правового обеспечения противодействия финансированию терроризма в России выстроена и наличествует слаженная система нормативных актов в рассматриваемой сфере, также определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма, - это Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмо-ниторинг).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообще-
1 Далее - КоАП РФ.
2 Далее - УК РФ.
ства (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений3.
В ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дается понятие террористической деятельности, которая включает в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности4.
Из анализа представленного описания террористической деятельности возникает вопрос о том, что в указанном понятии происходит упоминание только о финансировании террористического акта, что фактически сужает организационно-правовые основы для противодействия терроризму, состоящего из системы взглядов и практики их реализации, а также нарушает логику построения понятийного аппарата по объему содержания.
При этом если обратиться к российскому уголовному законодательству, которое должно фактически реализовывать криминализацию террористической деятельности, то мы встречаем более расширенное толкование понятия финансирования терроризма в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, являющегося одной из разновидностей содействия террористической деятельности и раскрываемого в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ идентично понятию финансирования терроризма, содержащегося в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, за исключением отсутствия упоминания ст. 361 УК РФ. Российский уголовный закон содержит три состава преступления, предусматривающих уголовную ответственность за финансирование терроризма, - это ч. 1 ст. 205.1, ч. 1 ст. 208, ч. 2 ст. 361 УК РФ. При этом возникает дисбаланс в толковании признаков составов преступлений, когда правоприменителю в зависимости от выбранной нормы требуется обра-
3 См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
4 См.: О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.
щаться к различным источникам для квалификации деяний в виде финансирования терроризма (примечание 1 к ст. 205.1 УК РФ или ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ). В связи с этим считаем возможным унифицировать примечание 1 к ст. 205.1 УК РФ и добавить в него упоминание ст. 361 УК РФ, что будет коррелировать с логикой построения норм, предусмотренных ч. 1 ст. 205.1 , ст. 205.2, ст. 205.3, ст. 205.4, ст. 205.6 УК РФ.
В связи с указанным для согласования и унификации антитеррористического законодательства считаем возможным включить в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в понятие террористической деятельности пункт «ж»- финансирование терроризма.
Актуальной проблемой в связи с финансированием терроризма является внедрение и использование современных информационно-телекоммуникационных технологий. Принимаются меры по противодействию угрозе злонамеренного использования информационно-коммуникационных технологий. Однако киберэко-система по-прежнему развивается весьма динамично и быстро адаптируется под вновь разработанные меры противодействия. Дополнительные трудности создает использование «темного Интернета» и других анонимных сервисов1.
Так, например, в современной цифровой практике распространился такой инструмент, как криптовалюты (виртуальные валюты, денежные суррогаты) Криптова-лютами традиционно называют электронные платежные средства, учет операций с которыми происходит децентрализованно на основе заранее установленных правил (протокола) без участия внешнего администрирования. При этом все трансакции, как правило, абсолютно прозрачны и доступны как регулятору, так и любому участнику системы. Правила (протокол) учета операций с криптовалютами обычно основаны на технологии ЫосксЬат (цепочки блоков)2.
Отсутствие эмиссионного центра, а также анонимность указанной технологии ставит под вопрос возможность контролировать трансакции с их использованием, а также возможность заморозить (блокировать) денежные средства в случае финансирования терроризма. Это требует проецирования будущего с целью оценки рисков криптовалют и включения в правовое поле этих технологий.
Таким образом, хотелось бы отметить, что в России в рамках общегосударственной системы противодействия терроризму созданы организационно-правовые предпосылки активного противодействия финансированию терроризма, которое, несомненно, нуждается в анализе и совершенствовании с учетом современных
1 См.: Восемнадцатый доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный во исполнение резолюции 2253 (2015) [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp? symbol=S/2016/629&referer=/english/&Lang=R.
2 См.: Кузнецов В. А., Якубов А. В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. 2016. № 3. С. 20.
особенностей практики обеспечения террористической деятельности, а также широкого спектра как легальных, так и нелегальных возможностей оказания финансовой помощи в такой деятельности.
Список литературы
1. Кузнецов В. А. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях / В. А. Кузнецов, А. В. Якубов // Деньги и кредит. - 2016. - № 3. - С. 20.
2. Общие сведения о состоянии преступности 20112016 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: http://www.mvd.ru.
3. Только из банков Мосула (второго по величине города Ирака) была изъята наличность на сумму $500 млн [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства ТАСС. - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1393757.
4. Федорченко А. В. Феномен «Исламского государства» / А. В. Федорченко, А. В. Крылов // Вестник МГИ-МО-Университета. - 2015. - № 2 (41).
5. Экономика тьмы: как зарабатывает «Исламское государство» [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг». - URL: http://daily.rbc.ru/opinions/economics/04/08/2015/55c0 94ba9a794784022d7e77.