Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за финансирование терроризма'

Уголовная ответственность за финансирование терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2657
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
RESOLUTIONS OFTHE UNSECURITY COUNCIL / 40 FATFRECOMMENDATIONS / COUNTERACTION / CRIMINALISATION / CRIME / STATISTICS / LEGAL REGULATION / LAW ENFORCEMENT / STRUCTURE OF THE LEGAL NORM / QUALIFICATION OF OFFENCES / ELEMENTS OF THE OFFENCE / LAW-MAKING / РЕЗОЛЮЦИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН / 40 РЕКОМЕНДАЦИЙ ФАТФ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СТАТИСТИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / КОНСТРУКЦИЯ НОРМЫ ПРАВА / КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверин Сергей Вячеславович

В статье автор в хронологическом порядке дает обзорную характеристику криминализации и развития уголовной ответственности за финансирование терроризма в российском правовой системе. При этом хронология развития правового регулирования противодействия финансированию терроризма дается не только в разрезе национального законодательства, но и международного права. Автором проведен статистический анализ учета в Российской Федерации преступлений, связанных с финансированием терроризма, обозначены проблемы применения в практической деятельности соответствующих норм УК РФ и указаны причины данных проблем. В качестве правового решения сложившийся ситуации автором предложена редакция новой статьи УК РФ, выделяющей финансирование терроризма в отдельный состав преступления. Предложенный вариант новой статьи УК РФ нацелен на эффективную реализацию норм уголовной ответственности за преступления, связанные с финансированием терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR FINANCING TERRORISM

In the paper, the author presents a general chronological overview of criminalisation and development of criminal liability for financing terrorism in the Russian legal system; the chronology of the development of legal regulation of combating the financing of terrorism is presented through the prism of not only the national legislation but also the international law. The author carried out a statistical analysis of registered offences related to financing terrorism in the Russian Federation, outlined problems of practical application of relevant provisions of the Criminal Code of the Russian Federation, and named the causes of these problems. As a legal solution to the current situation, the author proposed a wording for a new article of the Criminal Code of the Russian Federation that qualifies financing terrorism as a distinct offence. The proposed version of the new article of the Criminal Code of the Russian Federation is aimed at an efficient implementation of provisions of criminal law ensuring liability for offences related to financing terrorism.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за финансирование терроризма»

Уголовная ответственность за финансирование терроризма

Аверин С. В.1

Ключевые слова: резолюции Совета Безопасности ООН, 40 рекомендаций ФАТФ, противодействие, криминализация, преступность, статистика, нормативно-правовое регулирование, правоприменение, конструкция нормы права, квалификация преступлений, состав правонарушения, законотворчество.

Аннотация. В статье автор в хронологическом порядке дает обзорную характеристику криминализации и развития уголовной ответственности за финансирование терроризма в российском правовой системе. При этом хронология развития правового регулирования противодействия финансированию терроризма дается не только в разрезе национального законодательства, но и международного права. Автором проведен статистический анализ учета в Российской Федерации преступлений, связанных с финансированием терроризма, обозначены проблемы применения в практической деятельности соответствующих норм УК РФ и указаны причины данных проблем. В качестве правового решения сложившийся ситуации автором предложена редакция новой статьи УК РФ, выделяющей финансирование терроризма в отдельный состав преступления. Предложенный вариант новой статьи УК РФ нацелен на эффективную реализацию норм уголовной ответственности за преступления, связанные с финансированием терроризма.

DOI: 10.21681/2412-8163-2017-3-28-33

наше время угрозам терроризма и их минимизации уделяется пристальное внимание. Об общественной опасности терроризма говорит все мировое сообщество, на всех международных площадках. Противодействие ему закреплено в законодательстве подавляющего числа стран.

Одним из ключевых аспектов борьбы с терроризмом является выявление и пресечение его ресурсной, финансовой поддержки и материального обеспечения. На данном направлении работы сосредоточены усилия многих международных площадок, таких как Контртеррористический комитет ООН, ФАТФ2, других международных организаций, и каждого государства в отдельности.

На международном уровне само финансирование терроризма как преступное деяние было признано необходимым криминализовать относи-

2 ФАТФ (Financial Action Task Force) - группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. Является межправительственной организацией, реализующей выработку международных стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляющей оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ данным стандартам.

тельно недавно (1999 г.), однако это имело большое значение для последующей борьбы с данным негативным социальным явлением во всем мире. Своего рода это был качественно новый этап в работе всех государств по противодействию терроризму.

Впервые понятие «финансирование террористической деятельности» в рамках международного права было упомянуто в 1994 г. в Декларации ООН «Меры по ликвидации международного терроризма», которая закрепила обязанность государств «воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней и принимать надлежащие практические меры к обеспечению того, чтобы их соответствующие территории не использовались для создания террористических баз или учебных лагерей или для подготовки или организации террористических актов, направленных против других государств или их граждан»3.

3 пп. а) п. 5 Резолюции ООН Генеральной Ассамблеи от 09.12.1994 № A/RES/49/60 «Меры по ликвидации международного терроризма» // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N95/768/21/PDF/N9576821.pdf?OpenElement (дата обращения: 29.01.2017).

1 Аверин Сергей Вячеславович, консультант Федеральной службы по финансовому мониторингу, Российская Федерация,

г. Москва.

E-mail: averin@fedsfm.ru

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства предпринять необходимые меры для противодействия «финансированию террористов и террористических организаций, независимо от того, осуществляется такое финансирование прямо или косвенно через организации, которые также преследуют или утверждают, что преследуют благотворительные, общественные или культурные цели, или также вовлечены в запрещенные виды деятельности, такие, как незаконные поставки оружия, незаконный оборот наркотиков и вымогательство, включая использование лиц в целях финансирования террористической деятельности»4.

И, наконец, резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 54/109 от 9 декабря 1999 г.5 была утверждена Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, которая восполнила пробел в международно-правовом режиме борьбы с терроризмом. Впервые на универсальном уровне было закреплено обязательство государств квалифицировать финансирование террористической деятельности как уголовное деяние. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»6.

Необходимость криминализации финансирования терроризма на национальном уровне закрепляет и 5 Рекомендация ФАТФ. Она гласит, что «Странам следует признать преступлением финансирование терроризма на основе Конвенции о борьбе с финансированием терроризма и следует признать уголовным преступлением не только финансирование террористических актов, но также финансирование террористических организаций и отдельных террористов даже при отсутствии связи их действий с конкретным террористическим актом или актами...».7

Сорок Рекомендаций, принятых ФАТФ, и включенные в ее систему 9 специальных антитер-

4 пп. f) п. 3 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1996 № A/RES/51/210 «Меры по ликвидации международного терроризма» // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N97/761/67/PDF/N9776167.pdf?OpenElement (дата обращения: 29.01.2017).

5 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999 № A/RES/54/109 «Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма» // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/251/30/PDF/N0025130. pdf?OpenElement (дата обращения: 29.01.2017).

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28, ст. 2792.

7 Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по

противодействию отмыванию денег, финансированию терро-

ризма и финансированию распространения оружия массового

уничтожения / Пер. с англ. М.: Вече, 2012, С. 15.

рористических рекомендаций, являются международными стандартами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соблюдать которые необходимо всем странам, являющимися участницами ФАТФ. В течение последних лет они имеют ярко выраженную тенденцию к приобретению статуса международного обычая. Подтверждением этого может служить их признание в качестве международного стандарта в декларациях, принимаемых в различных регионах мира, имплементация рекомендаций в национальные законодательства государств, возможность применения государствами - членами ФАТФ экономических санкций к государствам, не участвующим в международном сотрудничестве в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, список которых определяется ФАТФ8.

Ключевое значение при рассмотрении вопроса признания рекомендаций ФАТФ в качестве норм международного права имеет п.7 Резолюции Совета Безопасности ООН 1617 (2005) от 29 июля 2005 г., в котором Совет Безопасности, действуя на основании главы VII Устава ООН, настоятельно призвал все государства - члены ООН соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, содержащиеся в Сорока рекомендациях ФАТФ, в том числе 9 специальных рекомендаций, касающихся финансирования терроризма, включенных в 2003 г. в стандарты ФАТФ9.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать огромное внимание, которое уделяет мировое сообщество вопросу необходимости криминализации всеми странами финансирования террористической деятельности.

Вследствие ратификации Российской Федерацией Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (см. выше) и в целях исключения страны из черного списка ФАТФ, в 2002 году был принят федеральный закон от 24.07.2002 № 103-Ф3 «О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации10, установив уголовную ответственность за «финан-

8 Мельник Т. В. Международно-правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма на универсальном уровне: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // М., 2010, С. 17-18.

9 Официальный сайт ООН // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N05/446/62/PDF/N0544662. pdf?0penElement (дата обращения: 29.01.2017).

10 Новая статья УК РФ - ст. 205.1 «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30, ст. 3020.

сирование акта терроризма либо террористической организации», а годом ранее был принят основополагающий нормативный правовой акт в данной сфере - федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»11.

В последствии ст. 205.1 УК РФ неоднократно изменялась в содержательной ее части. Основными нормативно-правовыми актами, которые усовершенствовали уголовную ответственность за финансирование терроризма являлись: 1 федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»12, который впервые в российском законодательстве закрепил понятие «финансирование терроризма». В соответствии с изменениями, внесенными в статью 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и ст. 205.1 УК РФ, под понятием «финансирование терроризма» понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений; 1 федеральный закон от 06.07.2016 № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»13 расширил область применения термина «финансирование терроризма». Теперь под финансированием терроризма понимается, в том числе, финансирование или иное матери-алъное обеспечение лица в целях совершения им

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I), ст. 3418.

12 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I), ст. 3452.

13 Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 28, ст. 4559.

хотя бы одного из преступлений, указанных в примечании к ст. 205.1 УК РФ.

Вместе с тем, вопросам усиления ответственности за финансирование терроризма и экстремизма, совершенствования методов уголовно-правовой оценки преступлений террористической направленности уделяется недостаточное внимание. В связи с увеличением средств, способов и методов проявления террористической деятельности имеются значительные сложности в соответствующей правоприменительной деятельности.

На практике существуют проблемы, связанные с толкованием уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за терроризм и другие преступления террористического характера14. Мало внимания уделяется теоретическим и практическим вопросам правоприменения. В этой связи представляет собой особую актуальность и значимость исследование путей совершенствования уголовно-правовой базы преступлений террористического характера, развития законотворческих работ в области противодействия терроризму и его финансированию, научных основ квалификации преступлений террористического характера15.

Основная проблема правоприменительной деятельности в Российской Федерации в сфере противодействия финансированию терроризма -слабая реализация статьи 205.1 УК РФ. Проблема правоприменения данной статьи УК РФ кроется в самой конструкции диспозиции данной нормы, поскольку признание законодателем в качестве «содействия террористической деятельности» случаев «финансирования терроризма» выглядит как досадная ошибка16.

Включение финансирования терроризма в объективную сторону содействия террористической деятельности не только влечет нарушение структуры состава этого преступления, но и вызывает несоответствие текста диспозиции ст. 205.1 УК РФ ее названию. В свою очередь признаки, раскрывающие содержание финансирования терроризма, не корреспондируются с содержанием понятия «терроризм», предусмотренного п. 1 ст. 3

14 Денисова А.В. К вопросу о конкретизации в российском уголовном праве // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015, № 2 (82). С. 174.

15 Мусаелян М.Ф. Квалифицирующие признаки террористического акта: толкование, квалификация, совершенствование (сравнительно-правовой анализ) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014, № 1. С. 97-98.

16 Ульянова В. В. Противодействие финансированию терроризма: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / В. В. Ульянова. Екатеринбург, 2010. С. 17 // Шр://1а'№.еаи.ги/Ьоок/Ьоок.а8р?ЬоокГО=1409054

Федерального закона «О противодействии терроризму», а охватываются определением «террористическая деятельность»17.

Основные трудности в правоприменении создает конструкция субъективной стороны данного состава преступления. Она предусматривает наличие только прямого умысла, т.е. согласно ч. 2 ст. 25 УК РФ лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Кроме вины в форме прямого умысла, по мнению авторов, субъективная сторона данного состава преступления содержит и цель - действия совершаются с осознанием того, что средства предназначены для финансирования преступлений террористического характера18, либо лица, в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования (НВФ), преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений. То есть, обвиняемый должен осознавать и желать, что его денежные средства пойдут на совершение преступления, или лицу, которое совершит это преступление на эти денежные средства, или на обеспечение организованной группы (НВФ, преступному сообществу), которая он знает, что создана для совершения преступлений.

«Осознание цели»19, т.е. осознание обвиняемым предназначения финансовых средств, услуг для совершения преступлений террористического характера, практически никогда не доказывается стороной обвинения в суде, вследствие чего привлечь к уголовной ответственности физических лиц по данному составу преступления, предусмотренному ст. 205.1 УК РФ, практически невозможно и преступления как следует из практики обычно переквалифицируют в другие составы криминального деяния.

Проблемы правоприменения ст. 205.1 УК РФ в части финансирования терроризма подтверждает и соответствующая статистика досудебного производства.

При общем снижении в 2016 году количества зарегистрированных преступлений на территории

17 См. там же.

18 Синоним: средства предназначены в целях финансирования..., в целях обеспечения.

19 Богомолов С. Ю. Ответственность за финансирова-

ние терроризма: уголовно-правовое и криминологическое

исследование: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право // Нижний Новгород, 2017. С. 140.

Российской Федерации возросло на 44,8% количество преступлений террористического характера.

За 2016 год зарегистрировано 2 227 преступлений террористического характера (АППГ +44,8%), из них предварительно расследовано 735 преступлений (АППГ +27,8%), не раскрыто - 1 349 (АППГ +78,0%). Выявлено лиц, совершивших указанные преступления - 653 человека (АППГ +7,2%).20

Между тем, в 2016 году зарегистрировано всего 39 (АППГ +50%) преступлений, связанных с финансированием терроризма, из них предварительно расследовано 23 преступления (АППГ +92%); выявлено 6 лиц, связанных с финансированием терроризма (АППГ -25%), и в суд ни по одному из них (сотрудниками ОВД) не направлено уголовное дело (АППГ -100%)!21

Получается, из всех зарегистрированных в 2016 г. преступлений террористического характера выявлено только 2,5 % (в 40 раз меньше) преступлений, связанных с финансированием терроризма. Соответственно, из расследованных преступлений указанной категории - 3,1% связанных с ФТ (в 33 раза меньше); выявлено лиц, связанных с ФТ, из общего числа - только около 1%.

Значительный рост отдельных показателей объясняется изменением формирования статистики в 2016 году по преступлениям, связанных с финансированием терроризма. Если в 2015 году учитывались только преступления, предусмотренные ст. 205.1 УК РФ в части финансирования терроризма, то в 2016 году добавочно к указанным преступлениям учитывались и преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 208 УК РФ.

Данная статистика подтверждает низкий уровень правоприменения уголовно-правовых норм в области противодействия финансированию терроризма, а также высокую степень латентности данных преступлений.

Очень примечателен тот факт, что за финансирование НВФ (ч. 1 ст. 208 УК РФ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, а за финансирование НВФ, созданного или создаваемого для совершения преступлений террористического характера (ч. 1. ст. 205.1 УК РФ), предусмотрена уголовная санкция в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы

20 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 29.01.2017).

21 Статистические данные предоставлены МВД России. Форма № 282.

или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Из чего исходил законодатель при установлении размера данных уголовных санкций? Но это уже проблемы квалификации преступлений, которые необходимо рассматривать отдельно.

С учетом всего изложенного, в целях повышения эффективности национальной системы противодействия финансированию терроризма в части уголовного преследования за указанные преступления, а также полной имплементации резолюций Совета Безопасности ООН22 и 5 рекомендации ФАТФ в национальное законодательство, авторами предлагается рассмотреть вопрос о внесении в УК РФ изменений, в части касающейся выделения финансирования терроризма из форм содействия террористической деятельности, как во многих других странах23, в отдельную статью УК РФ и упрощение конструкции состава данного преступления, не исключая умысла в составе преступления. Данное предложение поддерживали в свое время Ульянова В.В.24 и Богомолов С.Ю.25,26

С учетом их предложений, считаем целесообразным выделить финансирование терроризма в отдельную статью УК РФ - ст. 205.7 «Финансирование терроризма», со следующим содержанием:

«1. Оказание материальной или экономической поддержки терроризму, прямое или косвенное (через третьих лиц) предоставление либо сбор денежных средств или иного имущества любыми способами с осознанием того, что они предназначены полностью или частично для подготовки, совершения или организации хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных

22 Резолюции 2161 (2014), 2170 (2014), 2178 (2014), 2199 (2015), 2253 (2015). Официальный сайт ООН // URL: http:// www.un.org/ru/ (дата обращения: 05.02.2017)

23 Люксембург, Канада, Бельгия, Австралия, Италия, Испания, Азербайджан, Кыргызстан, Беларусь, Казахстан, Молдавия, Украина, Таджикистан.

24 Ульянова В.В. Уголовно-правовое регулирование противодействия финансированию терроризма // Российский юридический журнал. 2008. № 6. С. 137.

25 Богомолов С. Ю. Финансирование терроризма: особенности содержания непосредственного объекта // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32). С 219.

26 Богомолов С. Ю. Ответственность за финансирование терроризма: уголовно - правовое и криминологическое исследование: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право // Нижний Новгород, 2017. С. 100.

или создаваемых в целях подготовки, совершения или организации хотя бы одного из указанных преступлений, а равно заведомое обеспечение физического лица осуществляющего террористическую деятельность, в том числе, в связи с совершением хотя бы одного из указанных в настоящей статье преступлений -

1 наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

2. Прямое или косвенное оказание материальной или экономической поддержки терроризму, совершенной в форме:

а) приобретения нефти, продуктов ее переработки, иных стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей;

б) сбыто огнестрельного оружия, его основ -ных частей, боеприпасов,

в) сбыта взрывчатых веществ или взрывных устройств -

1 наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от одного миллиона рублей до одного миллиона пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового.

3. Организация деяний, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи -

1 наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание 1. Под материальной или экономической поддержкой терроризма в настоящей статье понимается прямое или косвенное (через третьих лиц) оказание финансовых услуг, услуг имущественного характера, приобретение и (или) предоставление товаров, работ, услуг организованным группам, незаконным вооруженным формированиям, преступным сообществам (преступным организациям), созданными или создаваемыми в целях подготовки, совершения или организации хотя бы одного из указанных преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, а равно оказание финансовых услуг, услуг имущественного характера физическим лицам, действующим в указанных целях и заведомое вступление в торговые отношения с ними.

Примечание 2. Отсутствие факта использования собранных или предоставленных денежных средств или другого имущества в подготовке, со-

вершении или попытке совершения террористических актов и связи с конкретным террористическим актом не устраняет уголовную ответственность за деяние.

Примечание 3. Под обеспечением организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), физического лица в настоящей статье понимается прямое или косвенное (через третьих лиц) снабжение денежными средствами или иным имуществом в любых, в том числе, не связанных с конкретным террористическим актом, целях».

Данное предложение уже выносилось Федеральной службой по финансовому мониторингу27 в виде законопроекта на рассмотрение и согласование другими заинтересованными ведомствами, в частности, имеющими полномочия по уголовному преследованию, но полной поддержки не получило. Надеемся, что благодаря привлечению к работе по данному актуальному вопросу российского научного сообщества удастся комплексно и объективно изучить его, выработать адекватную существующим вызовам и угрозам позицию по нему и получить положительное решение данной проблемы на государственном уровне.

Литература

1. Мельник Т. В. Международно-правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма на универсальном уровне: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010. С. 17-18.

2. Ульянова В. В. Противодействие финансированию терроризма: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. В. В. Ульянова. Екатеринбург, 2010 // URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1409054 .

3. Богомолов С. Ю. Финансирование терроризма: особенности содержания непосредственного объекта // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32). С. 219.

4. Богомолов С. Ю. Ответственность за финансирование терроризма: уголовно-правовое и криминологическое исследование: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право // Нижний Новгород, 2017. С. 100.

5. Мусаелян М.Ф. Квалифицирующие признаки террористического акта: толкование, квалификация, совершенствование (сравнительно-правовой анализ) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 1. С. 97-98.

6. Денисова А.В. К вопросу о конкретизации в российском уголовном праве // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015, № 2 (82). С. 174.

27 Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций (п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 25, ст. 3314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.