Научная статья на тему 'Толерантность в среднем медицинском профессиональном образовании'

Толерантность в среднем медицинском профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / TOLERANCE / FORMING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесите Эляна Юозовна

Толерантность необходимо формировать системно, параллельно внедряя три основных компонента: теоретический, практический и внеаудиторный. Это позволит создать толерантную воспитательную среду и существенно увеличить эффективность деятельности, направленной на формирование толерантности в среднем медицинском профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесите Эляна Юозовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance in medicine secondary professional education

Tolerance is necessary for forming it is system, in parallel introducing three basic components: theoretical, practical and extracurricular. It will allow creating the tolerant educational environment and it is essential to increase efficiency of activity of the tolerance directed on formation on the average medical vocational training.

Текст научной работы на тему «Толерантность в среднем медицинском профессиональном образовании»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 1

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СРЕДНЕМ МЕДИЦИНСКОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Э.Ю. Лесите

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:

elyanal @mail.ru)

Толерантность необходимо формировать системно, параллельно внедряя три основных компонента: теоретический, практический и внеаудиторный. Это позволит создать толерантную воспитательную среду и существенно увеличить эффективность деятельности, направленной на формирование толерантности в среднем медицинском профессиональном образовании.

Ключевые слова: толерантность, формирование, воспитательная среда.

Там, где равнодушие, индифферентность — там угасает трагедия, огонь, который делает человека человеком.

Сергей Аверинцев

Толерантность является одним из принципиально важных социальных феноменов современного общества. И как любую социальную категорию, толерантность можно и нужно формировать. По мнению большинства исследователей, данная функция должна возлагаться на учреждения системы образования, поскольку именно сфера образования формирует способность жить и трудиться в принципиально новых условиях, в мире толерантности, взаимопонимания, сотрудничества. Можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности — важнейшая стратегическая задача образования в XXI в.

Наряду с вышеизложенным, отметим, что нетолерантные, нетерпимые, негуманные отношения, часто проявляющиеся в профессиональной деятельности типа "человек—человек", наиболее опасны и могут принести наибольший вред окружающим. В качестве приоритетной профессиональной сферы для своего исследования мы выбрали медицину, так как именно в этом виде деятельности человек испытывает значительные эмоциональные перегрузки, общаясь с людьми (пациентами), находящимися в состоянии повышенной психоэмоциональной возбудимости, нуждающимися в его помощи и пристальном внимании, и потому медицинский работник должен проявлять максимум толерантности во взаимодействии с ними.

Мы поставили перед собой задачу выяснить, какой уровень образования наиболее адекватен для формирования толерантности у медиков. Проанализировав количество времени, которое медицинский персонал проводит с пациентами, мы отметили, что лицом, наиболее часто контактирующим с больным, является медицинская сестра. Поэтому мы сделали вывод, что внимание следует сконцентрировать на формировании толерантности именно у выпускника среднего профессионального учебного заведения медицинского профиля, т.е. у медсестры.

Процесс формирования толерантности у студентов-медиков представляется нам как определенная последовательность действий. Условно деятельность по формированию толерантности разделена нами на три параллельных цикла.

I цикл — теоретический, предполагающий получение знаний о толерантности в процессе изучения философии, истории, социологии, культурологии, психологии, а также курсов специальных дисциплин. Здесь следует обратить особое внимание на формирование толерантности, опираясь непосредственно на содержание изучаемых учебных дисциплин. Можно выделить ряд положений, которые способствуют реализации "знаниевой" толерантности в содержании образования будущих медсестер:

— изложение содержания специальных дисциплин в духе диалектического закона единства и борьбы противоположностей с акцентом на их неразрывность, нераздельность и взаимодополняемость, сводимость в единое целое;

— иллюстрация на базе материалов различных дисциплин постулата о том, что толерантное мышление основано не на поиске отличий между обсуждаемыми феноменами, объектами, процессами, а на констатации сходств в их свойствах и различных точках зрения, подходах к их описанию, исследовательских позициях;

— иллюстрация того, как консолидация усилий индивидов в достижении цели способствует повышению эффективности деятельности, что невозможно при разрозненных действиях;

— акцент внимания на примерах того, как нетолерантные и непродуманные решения существенно тормозили развитие науки, техники, медицины и искусства.

Рассматривая кратко I цикл, отметим, что содержание обучения в колледжах достаточно хорошо адаптируется к включению идеи толерантности и гуманизма. Так, в курсе психологии целесообразен пример, связанный с разгромом в 1936 г. в СССР педологии, предпринявшей попытки формирования целостного взгляда на природу ребенка и процесс его обучения. Отметим, что представленный пример призван проиллюстрировать то, что нетолерантное, силовое вмешательство в ре-

шение научных проблем разрушает возможность формирования в научном сообществе целостного представления о предмете исследования, тем самым тормозя поступательное развитие научного знания.

В курсе медицинской генетики целесообразен пример, связанный с разгромом генетики на печально известной сессии ВАСХНИЛ в 1948 г., которая привела к серьезному отставанию СССР в данной области науки.

В курсе географии вполне уместен пример, связанный с чуть было не осуществившейся в 70—80 гг. XX в. идеей поворота направления течения сибирских рек — используя этот пример, мы акцентируем внимание на огромной степени того вреда, который мог бы быть нанесен биогеоценозу огромного района Сибири, если бы непродуманный, до конца не просчитанный, не выверенный на предмет отрицательных последствий проект был осуществлен.

Далее целесообразно проанализировать те ведущие, основополагающие идеи и принципы, на которых основывается современная система среднего медицинского образования, и выделить специально те, с которыми так или иначе связано формирование толерантности — это представлено во II цикле.

II цикл — практический, предполагающий формирование толерантности в ходе практической деятельности студента: участия в студенческом самоуправлении, работе волонтерских групп, в процессе непосредственной работы по профессии.

Во II цикле делается акцент на формировании толерантности в процессе работы студентов в клиниках, хосписах, медицинских центрах и т.п. Для этого возможно, например, использование производственной практики. Приходя на практику и вступая во взаимодействие с конкретными субъектами лечебного процесса, студентам приходится применять в реальной действительности те знания и умения, которые они получили.

В III цикле предусматривается создание педагогом во внеаудиторном пространстве специальных ситуаций, в которых студент-участник сталкивается с необходимостью разрешать противоречия, вступать в спор, диалог, острую дискуссию, стремясь достигнуть разумного и максимально приемлемого для различных сторон компромисса. Диалогические формы внеаудиторной работы помогают закрепить навыки, приобретенные на I и II циклах. Кроме того, в повседневной, внеаудиторной коммуникации студенты взаимодействуют со сверстниками, отличными от них по национальным, религиозным, социальным и другим позициям. Иллюстрируя выдвинутый тезис, отметим, что цель формирования толерантности преследует совместное обучение здоровых студентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также студентов различных национальностей и вероисповеданий. По-

8 ВМУ, педагогическое образование, № 1

добное повседневное общение индивида с непохожими, отличающимися от него людьми, необходимость вступать с ними в диалог и сотрудничать позволяют укрепить видение студентами окружающего мира во всей его множественности, многополярности, непохожести составляющих его феноменов.

Интегрировать все вышеизложенные циклы в единый мощный механизм формирования толерантности позволяет специально сформированная воспитательная среда. Воспитательная среда колледжа является открытой системой. Участниками воспитательного процесса являются коллективы лечебных учреждений, в которых студенты проходят практику. В период прохождения практики студент выступает как член коллектива лечебного учреждения. Включение студентов в профессиональную деятельность осуществляется через взаимодействие с другими участниками процесса. Здесь ключевые позиции толерантности можно обозначить такими клише, как "сострадание к переносящему боль пациенту", "терпимость к негативным поведенческим проявлениям, обусловленным патологией физиологического состояния и тяжестью переносимых больным страданий", "терпение в процессе ухода за тяжелобольным человеком, моральная поддержка", "поддержка психологического равновесия родственников безнадежно или тяжелобольного" и рядом других.

Одним из способов изменения негативных стереотипов является повышение уровня осведомленности студентов об особенностях и проблемах других возрастных, социальных, национальных и других видов групп. К тому же непосредственные контакты студентов с пожилыми людьми, инвалидами и другими группами стимулируют положительное отношение к ним и формируют новый опыт взаимодействия.

Важным для формирования толерантности является участие студентов в работе волонтерских групп. Рассматривая добровольчество как особый вид деятельности субъекта, можно предположить, что подобная форма активности формирует следующие характеристики:

• толерантность субъектов к разным социальным группам (инвалидам, старикам, детям-сиротам);

• готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней, понимая и реализуя всю необходимую при этом степень терпения, снисходительности и эмпатии;

• умение работать в команде, сотрудничать, осуществляя добровольческую помощь;

• нравственность и уважение принципов, взглядов, ценностей, норм окружающих.

Воспитательная среда колледжа "живет" в нескольких измерениях. Наряду со сферой официального, делового общения имеет место зона свободного, неформального общения, в которой центральное место

отводится студенческому самоуправлению. Оно предполагает общение педагогов и студентов на уровне дружеского доверия, взаимопомощи и взаимопонимания. Это взаимодействие наполнено творчеством, импровизацией, духовностью, диалогическими отношениями. Студенческое самоуправление в колледже представляет собой планомерную деятельность студентов, направленную на решение проблем, возникающих в процессе обучения, представление собственных интересов перед администрацией колледжа и содействие администрации в решении задач, затрагивающих интересы студентов. Реально действующая модель студенческого самоуправления в колледже с эффективной системой со-управления, комфортной толерантной образовательной средой для студентов и педагогов способна сформировать профессионально компетентную личность. Студенты, которые активно работают в органах студенческого самоуправления приобретают опыт организаторской и творческой работы. Развитие студенческого самоуправления способствует развитию инициативности, креативности, социальной активности, расширяет кругозор человека, тем самым способствует развитию менталитета толерантности через многополярное видение окружающего мира, выстраивание продуктивного взаимодействия с ним, преодоление неизбежно возникающих расхождений, противоречий, а иногда и конфликтных ситуаций.

Сочетание трех обозначенных направлений формирования толерантности способствует эффективному ее развитию как важной стратегии деятельности и поведения студента-медика. Но реализовывая все вышеизложенные идеи, нельзя не брать в расчет окружающую среду, т.е. то социальное пространство, в котором проходит образовательный процесс. По мнению В.А. Ясвина, актуальна для рассмотрения система требований к эффективной организации образовательной среды: 1) гетерогенность и сложность среды; 2) связность функциональных зон; 3) гибкость и управляемость среды; 4) обеспечение символической функции среды; 5) индивидуализированность среды; 6) аутентичность среды.

В связи с этим педагогические условия формирования толерантной среды образовательного учреждения могут быть выражены следующими тезисами.

1. Формирование установки на толерантность, состоящую в готовности руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся к равноправному диалогу, партнерству и соучастию в педагогическом процессе.

2. Вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности студентов.

3. Особый акцент на развитии навыков коммуникативной толерантности всех участников образовательного процесса.

4. Обеспечение личностно ориентированного взаимодействия педагогов и студентов в учебном и воспитательном процессе и во внеу-чебной деятельности, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств и стратегий мыследеятельности.

5. Воспитание толерантности через формирование, развитие и совершенствование определенных качеств личности:

— эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания, открытости;

— самопринятия как толерантного отношения к самому себе, способности к самопознанию и развитию чувства собственного достоинства;

— способности к многомерной рефлексии, к принятию других людей, готовности и способности вступать во взаимодействие с ними.

Подводя итоги, отметим, что воспитательная среда среднего профессионального учебного заведения медицинского профиля должна содержать несколько обязательных элементов, формирующих толерантность:

1) учебный материал, наполненный примерами толерантного и нетолерантного поведения людей и результатов таких действий в широком историко-социальном контексте;

2) практику взаимодействия с представителями других возрастных, социальных, национальных, религиозных групп;

3) развитое волонтерское движение;

4) диалоговые формы преподавания и взаимодействия между педагогами и студентами, администрацией и педагогическим коллективом, администрацией и студентами, а также развитое студенческое самоуправление, позволяющее реализовать толерантное воспитание.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Когда рука не сожмется в кулак // Век XX и мир. 1990. №7. С. 16-21.

2. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук. М.: Издательский дом "Московия", 2009. 313 с.

3. Солдатова Г.У. Практическая психология, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Научно-публицистический вестник "Век толерантности". 2003. Вып. 6. С. 60-78.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию М.: Смысл, 2001. 365 с.

TOLERANCE IN MEDICINE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

E.U. Lesite

Tolerance is necessary for forming it is system, in parallel introducing three basic components: theoretical, practical and extracurricular. It will allow creating the tolerant educational environment and it is essential to increase efficiency of activity of the tolerance directed on formation on the average medical vocational training.

Key words: tolerance, forming, educational environment.

Сведения об авторе

Лесите Эляна Юозовна — аспирант факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Андрей Вячеславович Коржуев. Тел. 8-926-886-95-86; е-mail: elya-nal@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.