Научная статья на тему 'Педагогические приемы формирования толерантности у студентов-медиков на занятиях по психологии'

Педагогические приемы формирования толерантности у студентов-медиков на занятиях по психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / DEVELOPMENT / FORMATION / TOLERANCE / EDUCATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесите Эляна Юозовна

Нетерпимость популярна в нашем обществе. Нетерпимость может принять форму изолирования уязвимых групп и их дискриминации. Образование самое эффективное средство предотвращения нетерпимости. Образовательная программа должна способствовать развитию понимания, солидарности и терпимости, особенно среди студентов медицинских колледжей. В статье представлены некоторые педагогические приемы формирования толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation Tolerance Educational Methods among Students of Medical Colleges in the Psychology Classroom

Intolerance in our society is popular. Intolerance may take the form of marginalization of vulnerable groups and discrimination against them. Education is the most effective means of preventing intolerance. Education program should contribute to development of understanding, solidarity and tolerance among individuals as well as among ethnic, social, cultural, religious and linguistic group and nations. Formation tolerance educational methods are discussed.

Текст научной работы на тему «Педагогические приемы формирования толерантности у студентов-медиков на занятиях по психологии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ

Э.Ю. Лесите

(аспирантура факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: elyanal@mail.ru)

Нетерпимость популярна в нашем обществе. Нетерпимость может принять форму изолирования уязвимых групп и их дискриминации. Образование — самое эффективное средство предотвращения нетерпимости. Образовательная программа должна способствовать развитию понимания, солидарности и терпимости, особенно среди студентов медицинских колледжей. В статье представлены некоторые педагогические приемы формирования толерантности.

Ключевые слова: развитие, формирование, толерантность, образовательная программа.

Изменения, происходящие в жизни современного российского общества, и сложившиеся социально-экономические условия повлияли на ситуацию в системе здравоохранения. Большое количество внедряемых в медицину сложных научных методик способствовало формированию технологического подхода как к лечению, так и к уходу за больными. С другой стороны, вследствие развития рыночных отношений в здравоохранении в лечебных учреждениях средний медицинский персонал нередко рассматривается как дешевая рабочая сила, которая может совмещать выполнение своих функциональных обязанностей с неквалифицированным трудом. Наблюдения за реальной медицинской практикой показывают, что результатом этого является снижение престижа и статуса медицинской сестры, т.е. прежде всего человека, который оказывает непосредственную помощь пациенту, выполняя назначения врача. Вместе с тем выполнение функциональных обязанностей медицинской сестры невозможно без актуализации личностной составляющей. Медицинская сестра должна обладать гуманистическими качествами личности (милосердие, толерантность, эмпатия, нравственная рефлексия и др.), которые в контексте профессионального образования рассматриваются как профессионально значимые качества.

Следовательно, перед системой среднего профессионального медицинского образования остро встает вопрос не только о содержании, структуре и технологиях подготовки специалистов нового уровня — прежде всего решается задача формирования личностных качеств бу-

дущих специалистов, способных соответствовать требованиям времени. К таким качествам мы отнесли те, которые отражают отношение к людям: толерантность, альтруизм, внимательность, отзывчивость, доброту, мягкость, милосердие. Особенно выделим толерантность, так как, на наш взгляд, именно способность принимать других такими, как они есть, и лежит в основе всех вышеназванных качеств.

Толерантность — это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования "другого". Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же время толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Результаты социальных катаклизмов конца ХХ в. проявляются в современной социально-экономической ситуации в России в следующих противоречиях профессиональной подготовки.

Во-первых, современному обществу необходимы социально активные граждане, способные взвешенно и критично воспринимать многообразную окружающую действительность, но при этом сознание современного специалиста перегружено стереотипными формами поведения, вследствие чего он подчас не готов идти на компромисс в конфликтных ситуациях.

Во-вторых, современный специалист стремится обрести актуальные навыки критического анализа ситуаций, но существующая система профессионального образования не готова в полной мере реализовать эти потребности.

В-третьих, существуют отдельные педагогические инициативы, направленные на формирование современного, критически мыслящего, толерантного специалиста, но в науке не разработаны в достаточной мере необходимые для этого дидактические условия.

Анализ научной литературы показал, что несмотря на то, что проблема формирования толерантности и развития профессиональных и нравственных качеств студентов медицинских колледжей и училищ рассматривается широко, воспитательные возможности учебных дисциплин в формировании указанных качеств не получили достаточного освещения, не изучены педагогические условия, обеспечивающие реализацию этого процесса. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность нашего исследования.

Стремясь решить эту задачу, мы попытались ввести в содержание образования среднего медицинского персонала задачи, содержащие толерантную компоненту. Приведем пример задания, предлагаемого студентам в курсе "Общая психология":

1. Многие авторы считают, что психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древнегреческих мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля и др. С момента своего возникновения и до наших дней психология развивалась в борьбе двух противоположных взглядов — материалистического и идеалистического. Идеализм — философское учение, которое признает, что реально существует только сознание, дух, идея — как первичное. А материальный мир, бытие, природа, вещи — все это якобы существует лишь в нашем сознании, в ощущениях, в мыслях. Материализм в противоположность идеализму признает материю первичной, а сознание вторичным, производным от материи. Психика не существует вне материи, она есть одно из свойств материи. К примеру, Демокрит считал, что существует только материя. Душа тоже материальна. Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно существуют только идеи. Вещи же, тела — это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. На ваш взгляд, какое направление истинно?Обоснуйте свой ответ.

В процессе обсуждения этой проблемы со студентами педагог актуализирует в их сознании информацию о том, что и у материалистов, и у идеалистов есть достаточно веские доводы — как в пользу материальности, реальности души, так и противоположные. И главное при этом то, что никакими логическими утверждениями невозможно однозначно опровергнуть (фальсифицировать) ни одну, ни другую точку зрения. Более того, во многих случаях спор упирается в то, что само понятие "душа" (ее определение) трактуется сторонниками разных подходов по-разному — т.е. сам спор фактически теряет смысл и основу. Поэтому сегодня на данный вопрос нельзя дать однозначного ответа и необходимы дальнейшие серьезные размышления.

С точки зрения обсуждаемой в статье толерантности такой вывод реализует в сознании студентов ту ее составляющую, которая образно выражается тезисом "не руби с плеча", иллюстрируя студентам необходимость взвешенного, вдумчивого анализа сложных проблем, учета не только собственного мнения или убеждения, но и всего того, что им противопоставляет оппонент.

2. В психологии остается нерешенным еще один вопрос: что считать предметом ее изучения ?В зависимости от того, к какой школе принадлежал исследователь, ответ был разным. Бихевиористы исключали сознание из психологии, а предметом изучения считали поведение. В противовес им приверженцы психоанализа считают предметом изучения бессознательное (влечения, инстинкты). Когнитивные психологи исследуют познавательные процессы. Аналитические психологи кроме индивидуального бессознательного учитывают влияние коллективного бессознательного. Современные отечественные психологи считают, что предметом изучения являются закономерности возникновения и развития психики. Скажите,

пожалуйста, какой из приведенных выше вариантов предмета изучения психологии, на ваш взгляд, верен?Можно ли "безболезненно" исключить любую из точек зрения ? Обоснуйте свой ответ.

В процессе возникшей дискуссии нужно создать у студентов мнение, что сегодня сфера практического применения психологии настолько расширилась (и это объективный процесс), что представленные в условии задачи категорические усечения ее предмета вряд ли целесообразны. Наоборот, необходим поиск такой формулировки этого предмета, которая органично включала бы в себя все представленные разрозненные подходы и ракурсы.

Решая эти и им подобные задачи, студенты приходят к выводу, что во многих случаях ни одна из двух или нескольких крайних точек зрения не может быть стопроцентно верна. Из этого следует, что прийти к истине во многих вопросах можно, только приняв во внимание все существующие точки зрения, подходы, ракурсы, рассмотрения, критически осмыслив и совместив их в логике продуктивного компромисса.

Кроме того, мы считаем целесообразным включить в содержание курса "Общая психология" примеры, иллюстрирующие то, как нетолерантное пренебрежение рядом взаимодополнительных подходов к рассмотрению проблем, связанных с окружающей действительностью, приводит к невозможности продуктивного решения теоретических и практических задач в различных сферах деятельности.

В качестве примера можно привести ситуацию, которая сложилась в педологии. Этот пример призван проиллюстрировать, что нетолерантное, силовое вмешательство в решение научных проблем разрушает возможность формирования в научном сообществе целостного представления о предмете исследования, тем самым тормозя поступательное развитие научного знания.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что, отказавшись от догматизма в суждениях, мы тем самым расширяем не только просторы для взаимодействия, но и увеличиваем диапазон личностного развития каждой из сторон. В процессе толерантного взаимодействия мы можем расширить собственный поведенческий репертуар, пересмотреть и скорректировать ценностные ориентации. Готовность человека выслушать другого и принять его как другого, но при этом значимого и есть, на наш взгляд, цель формирования толерантности.

Формируемые на базе содержания учебного материала стратегии "когнитивного компромисса", стремление к диалектичности (в противовес непродуктивной дихотомии), взвешенному рассмотрению точки зрения оппонента и т.д. инспирируют, по нашему мнению, перенос соответствующих качеств личности за пределы учебной аудитории, в профессиональную и социальную деятельность будущего выпускника колледжа.

FORMATION TOLERANCE EDUCATIONAL METHODS AMONG

STUDENTS OF MEDICAL COLLEGES IN THE PSYCHOLOGY

CLASSROOM

E.U. Lesite

Intolerance in our society is popular. Intolerance may take the form of margina-lization of vulnerable groups and discrimination against them. Education is the most effective means of preventing intolerance. Education program should contribute to development of understanding, solidarity and tolerance among individuals as well as among ethnic, social, cultural, religious and linguistic group and nations. Formation tolerance educational methods are discussed.

Key words: development, formation, tolerance, education program.

Сведения об авторе

Лесите Эляна Юозовна — аспирантка факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А.В. Коржуев. Тел. 8-926-886-95-86; e-mail: elyanal@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.