Научная статья на тему 'Предмет воздействия в развитии толерантности у личности'

Предмет воздействия в развитии толерантности у личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / предмет / воздействие / эмоция / когниция / поведение / программа / развитие / формирование / tolerance / subject / impact / emotion cognitive / behavior / program / development / formation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абидова З. А.

В статье сделана попытка анализа и систематизации предметов воздействия на развитие толерантности у личности. Анализируя научную литературу по предметам воздействия в существующих программах по развитию и формированию толерантности, автор выделяет три предмета: поведение, когниция, эмоция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECT OF THE IMPACT IN THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN THE PERSON

In the article are made attempts to analysis and systematization of the subjects impacting to the development of the person’s tolerance. Analyzing the subject of the impact in the existing programs for the development and the formation of tolerance author distinguishes three subject: behavior, cognition, emotion.

Текст научной работы на тему «Предмет воздействия в развитии толерантности у личности»

46 ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ч___/

Абидова З.А.,

старший научный сотрудник-соискатель кафедры психологии факультета социальных наук Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

ПРЕДМЕТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ЛИЧНОСТИ

АБИДОВА З.А. ШАХСДА ТОЛЕРАНТЛИКНИ РИВОЖЛАНТИРИШГА ТАЪСИР ЭТИШ ПРЕДМЕТИ

Маколада шахсда толерантликни ривожлантириш максадида таъсир утказиш предметини тах,лил этиш ва тизимлаштиришга х,аракат килинган. Муаллиф илмий адабиётда мавжуд толерантликни шакллантириш ва ривожлантириш дастурларини тах,лил этиш жараёнида учта пред-метни: хулк-атвор, когниция, эмоцияни ажратган.

Таянч суз ва тушунчалар: толерантлик, предмет, таъсир, эмоция, когниция, хулк-атвор, дас-тур, ривожланиш, шакллантириш.

АБИДОВА З.А. ПРЕДМЕТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ЛИЧНОСТИ

В статье сделана попытка анализа и систематизации предметов воздействия на развитие толерантности у личности. Анализируя научную литературу по предметам воздействия в существующих программах по развитию и формированию толерантности, автор выделяет три предмета: поведение, когниция, эмоция.

Ключевые слова и понятия: толерантность, предмет, воздействие, эмоция, когниция, поведение, программа, развитие, формирование.

ABIDOVA Z.A. THE SUBJECT OF THE IMPACT IN THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN THE PERSON

In the article are made attempts to analysis and systematization of the subjects impacting to the development of the person's tolerance. Analyzing the subject of the impact in the existing programs for the development and the formation of tolerance author distinguishes three subject: behavior, cognition, emotion.

Keywords: tolerance, subject, impact, emotion cognitive, behavior, program, development, formation.

Толерантность в обществе является актуальной проблемой. Особенно она важна для системы услуг в сфере деятельности «человек-человектаких как система образования и здравоохранения.

В научной литературе феномен толерантности изучается не однозначно. Попытка социальных вмешательств для повышения уровня толерантности заставляет изучить феномен толерантности как систему. Для того, чтобы развить толерантность у личности, необходимо определится с тем, на что необходимо воздействовать, т.е. в её предмете. Существует ряд программ, направленных на формирование и развитие толерантности. Анализ данных программ показал отсутствие единого подхода к предмету воздействия.

Некоторые авторы в своих программах выбирают предметом воздействия - поведение. Например, М.В. Климова пытается у подростков формировать потребность в социально значимой деятельности в социуме, развить лидерский потенциал, формировать готовность к выполнению своих обязанностей и использованию своих гражданских прав, формировать установку на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальных инициатив1.

По мнению Е.В.Рыбак у студентов необходимо формировать чувство меры во всём: в словах, в поведении, в действиях, так как ей отдается предпочтение в толерантных страте-гиях2.

А.М.Гурьянов, для формирования толерантности у учителей физической культуры в системе повышения квалификации, предлагает:

- развить у них умение осуществлять свое взаимодействие с коллегами,

- умение отстаивать свое мнение, не навязывая свою точку зрения,

- умение проявить к собеседнику эмпатию,

- умение владеть собой, не допуская срыва,

1 Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. - Нижний Новгород, 2011.

2 Рыбак Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. -С. 135.

- умение анализировать ситуацию и занимать правильную позицию,

- умение выделить индивидуальные особенности другого человека3.

Также существуют работы, где формирование толерантности осуществляется: развитием навыков позитивного взаимодействия и решения конфликтных ситуаций, отработкой способов успешной коммуникации, формированием социальной4 адекватности и социально-психологической устойчивости5; развитием навыков разрешения конфликтов ненасильственными методами, способности к ведению толерантной дискуссии, систему установок и поведения, включающие в себя навыки терпимости и взаимоуважения, готовность к сопереживанию, компромиссу, бесконфликтному поведению в сложных ситуациях с учетом межнациональных, межконфессиональных, межкультурных различий6; формированием социальной компетентности, т.е. умение строить позитивные отношения с людьми, не похожими по самым разным параметрам7; развитием коммуникативности8; формированием готовности к пониманию других и тер-

3 Гурьянов А.М. Развитие толерантности у учителей физической культуры в условиях постдипломного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. -С. 230.

4 Третьякова А.Н. Формирование толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, как профессионально значимого качества личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. -С. 160.

5 Рыбак Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. -С. 135.

6 Бессчетнова О.В. Толерантность как объект изучения гуманитарных наук. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 42-44.

7 Рыбак Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. -С. 135.

8 Сидорова А.Д. Проблема коммуникативности как одной из основных составляющих толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 314-315.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 4

пимому отношению к их своеобразным поступкам1; развитием навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, формированием запаса творческих решений реальных социальнозначимых задач, выработкой потребности творческих исканий, принятия оптимальных решений, уверенности в своих возможностях2; воспитанием принципа ненасилия в отношении человека и животных3; формированием личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий4; формированием установок5,6; развитием поведенческих признаков, характеризующих сформированность толерантности7.

Как видно из перечисленных подходов, все они направлены на поведенческий компонент.

Среди программ, направленных на формирование толерантности, также есть подходы, где основным предметом воздействия является - когниция.

Для формирования толерантности некоторые авторы, воздействуя на когницию, формируют позитивное отношение к самому себе, корректируют самооценку, развивают чувства

1 Ахунова И.Г. Методы формирования толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 266-268.

2 Барышникова Г.Б. Исследование проблемы толерантности в младшем школьном возрасте. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 268-270.

3 Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. -С. 217.

4 Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание молодёжи - путь к развитию толерантности. // «Фундаментальные исследования», 2013, № 11-5. -С. 1035-1039.

5 Ахунова И.Г. Методы формирования толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 266-268.

6 Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизм. // «Вопросы философии», 1997. № 11. -С. 46-54.

7 Кукушкин Н.В. Формирование толерантности у студен-

тов средних специальных учебных заведений: Автореф.

дис. ... канд. педагог. наук. - Курск, 2004.

собственного достоинства и уважения достижений других, навыки анализа и познания своего «Я» и своего «Я среди Других»8,9; понимание сути «инаковости», отличности от других10.

По мнению А.А. Бодалева способность личности правильно настроиться на другого человека и выбрать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведения зависит от знания личностью не только других, но и самого себя11. Самокритичность может способствовать смене интолерантных установок на толерантные12.

В.В.Бойко основными механизмами формирования коммуникативной толерантности считает идентификацию и рефлексию. Действие этих механизмов, по его мнению, немыслимо без существования взаимосвязи между самопознанием и познанием окружающих людей13.

Толерантность тесным образом связана с нравственным развитием человека. Следовательно, определенные составляющие толерантности у детей и молодежи могут быть сформированы в контексте целенаправленно-

8 Третьякова А.Н. Формирование толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, как профессионально значимого качества личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. -С. 160.

9 Черняева С.А. Психологические проблемы развития толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 320-232.

10 Пацукевич О.В. Эволюция представлений о понятии «Толерантность». // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 72-74.

11 Бодалев А.А. Личность и общение: избр. психол. тр. Изд. 2-е, перераб. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. -С. 328.

12 Черняева С.А. Психологические проблемы развития толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 320-232.

13 Бойко В.В и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. / В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов. - М.: «Мысль», 1983. -С. 207.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 4

го нравственного воспитания1; ценностного воспитания2.

Для формирования толерантности некоторые авторы предлагают формировать у человека соответствующую мотивацию, необходимые знания и умения, развить социальный интеллект3, развить способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, содействуя развитию рефлексии и личностного смысла4; формировать у студентов навыки поиска тождественного в различном, допустимого в том, что на первый взгляд невозможно, совместимого в том, что первоначально представляется несовместимым5; развить синер-гийный тип мышления, которое формирует толерантное сознание, трансформируя ценностно-мировоззренческие установки его участников6.

Некоторые авторы утверждают, что воспитание в духе толерантности не ограничивается

1 Месникович С.А. Нравственное развитие личности как основа формирования толерантности: психологический аспект. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 295-297.

2 Рыбак Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. -С. 135.

3 Пацукевич О.В. Эволюция представлений о понятии «Толерантность». // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С.72-74.; Поваренков Ю.П., Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С.23-27.

4 Маслова Г.Г. Воспитание толерантности и идентичность. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. № 5/2008; Черняева С.А. Психологические проблемы развития толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 320-232.

5 Лесите Э.Ю. Научно-педагогическое обеспечение развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов медицинских колледжей в процессе психологического образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. -С. 225.

6 Герасимова И.А. Совместное мышление как искус-

ство: опыт философско-синергетического исследования.

// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в

науке и искусстве. - М., 2002. -С. 139.

усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». И поэтому предлагают наряду с когнициями работать и с эмоциями, выделяя предметом воздействия - эмоцию. По их мнению, для формирования толерантности необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание7; социальную чувствительность8.

Другие работы посвящены нескольким предметам, наряду с поведением затрагиваются и предмет - когниция. И.А.Степанова и Е.В. Донгаузер предлагают первоначально развивать толерантное сознание специалиста, а посредством его постепенно переходить к терпимому отношению, тем самым развивая выдержку, самообладание, самоконтроль9.

По мнению Н.М.Лебедевой, на этническую толерантность оказывают действие такие социально-психологическое факторы как:

1) степень этнокультурной компетентности;

2) психологическая готовность к межкультурному диалогу; 3) опыт и навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. Все эти параметры, как отмечает автор, поддаются формированию и нуждаются в профессиональной разработке средствами просвещения и социально-психологического тренинга межкультурного взаимодействия10. Если просвещение направлено на когнитивный компонент, то посредством социально-психологического тренинга формируется желаемое поведение.

Б.З.Вульфов для воспитания толерантности предлагает развить готовность и подготовленность человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и

7 Пацукевич О.В. Эволюция представлений о понятии «Толерантность». // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 72-74.

8 Третьякова А.Н. Формирование толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, как профессионально значимого качества личности: Дис. ... канд. психол. Наук. - М., 2009. -С. 160.

9 Степанова И.А., Донгаузер Е.В. Толерантность как профессиональное свойство личности педагога. // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. № 3/2012.

10 Лебедева Н.М.Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ. // Идентичность и толерантность: сб. ст. М., 2002. - С.10-35.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 4

принятию их такими, каковы они есть. Готовность является внутренним состоянием, мотивацией, желанием и способностью положительного отношения к объекту, что требует работу в когнитивном компоненте. А подготовленность

- это практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться и постараться понять другого, которые формируются в поведенческом компоненте1.

Среди программ по развитию и формированию толерантности также существуют работы, где авторы предлагают работать как с поведением, так и с эмоциями и когнициями одновременно, делая акцент на тот или иной компонент.

Г.Л.Бардиер в своих работах предлагает фокусно-ориентированный подход, где формирование толерантности начинается с эмоции, когниции или с поведения в зависимости от основного вида деятельности обучаемых. Начиная формирование толерантности с когниций, автор предлагает развить компоненты социального познания: умение работать с понятиями, интеллектуальную рефлексию, навыки аргументации и контраргументации, креативность, понимание механизма действия социальных стереотипов, аналитические способности, умение слушать и слышать, умение договариваться и другие. Формирование толерантных навыков и планов социального поведения, как и рефлексия возникающих эмоциональных состояний тоже присутствуют, но эти проявления рассматриваются и анализируются в ходе тренинга во вторую очередь, как формирующиеся на фоне развития навыков толерантности в когнитивной сфере2.

Г.У.Солдатова выделяет четыре основных компонента: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей. По её мнению, толерантность в этом случае приобретает интегральную характеристику личности, включающую все эти компоненты. На развитие этих составляющих, как

1 Исрафилова Г.Ю. Формирование толерантности в студенческой среде. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.

- С. 225-227.

2 Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2007. -С. 45.

отмечает автор, и должны быть направлены разрабатываемые психологические технологии3.

С.Н.Толстикова предлагает следующие основные механизмы процесса развития толерантности: самопознание, рефлексия, идентификация, интериоризация, экстериоризация и самореализация, эмпатия4.

Среди механизмов формирования толерантности выделяют идентификацию (В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, О.С.Ионина, И.Шкуратова), рефлексию (В.В.Бойко, О.С.Ионина), психологические защиты (И.Б. Шебураков), эмпатию, саморегуляцию (О.С.Ионина) и др. Разнообразие предлагаемых механизмов свидетельствует о том, что проблема поиска наиболее эффективных механизмов формирования толерантности остается открытой5.

Таким образом, как видно из проведенного анализа предмет воздействия в существующих программах по формированию и развитию толерантности могут быть поведение, когниция, эмоция или же несколько предметов одномоментно.

Предмет воздействия в развитии толерантности, на наш взгляд, должен исходить от намеченной цели. Если необходимо выработать толерантное поведение, то предметом воздействия должен быть следующий приоритет: эмоция - поведение - когниция. Если необходимо достичь толерантного отношения, то необходимо делать акцент на когниции с приоритетом: эмоция - когниция - поведение. В авторских программах по развитию толерантности мы, исходя из вышесказанного, для формирования толерантного поведения составили программу с поведенчески (деятельностно)-ориентирован-ным подходом, а для мотивации на толерантность - с мотивационно-конструктивным подходом.

С целью определения эффективности составленных программ нами были проведены иссле-

3 Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Науч.-публицист. вестник, 2003. № 6. -С. 60-69.

4 Толстикова С.Н. Технология развития толерантности специалиста социально-педагогического профиля: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2013.

5 Третьякова А.Н. Формирование толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, как профессионально значимого качества личности: Дис. ... канд. психол. Наук. - М., 2009. -С. 160.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 4

дования среди практикующих медицинских работников. Всего в исследованиях участвовало 503 специалиста системы здравоохранения. Анализ полученных результатов данных исследований показал, что при повышении уровня толерантности технологии, направленные на раскрытие и развитие биологической сущности толерантности, дают более продуктивный результат, нежели технологии, направленные на обучение определенным навыкам толерантного поведения. Поведенчески (деятельностно)-ориентированный подход является быстрым, но не устойчивым в плане формирования толерантности, а мотивационно-конструктивный подход является прогрессирующим, саморазвивающимся и устойчивым в плане раскрытия и развития толерантности у личности. Данная технология имеет большую вероятность развития толерантности как у изначально толерантных, так и у интолерантных участников, тогда как формирование толерантного поведения имеет

небольшую вероятность повышения толерантности у изначально толерантных слушателей и большую вероятность повышения вероятности интолерантности у изначально таковых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для повышения уровня толерантности у личности предмет воздействия должен исходить от цели и поставленных задач. Если необходимо подготовить специалиста к работе быстро и на короткое время, то предметом воздействия должен быть приоритет на поведение. В этом случаи эффективным является поведенчески (деятельностно)-ориентирован-ный подход. Для подготовки специалиста к служебной деятельности постепенно и на продолжительное время с возможностью её самосовершенствования предметом воздействия должен быть приоритет на когницию и необходимо применять мотивационно-конструктивный под-ход.1

Литература:

1. Ахунова И.Г. Методы формирования толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ягпу, 2011. - С. 266-268.

2. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. -С. 217.

3. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2007. -С. 45.

4. Барышникова Г.Б. Исследование проблемы толерантности в младшем школьном возрасте. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 268-270.

5. Бессчетнова О.В. Толерантность как объект изучения гуманитарных наук. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 42-44.

6. Бодалев А.А. Личность и общение: избр. психол. тр. Изд. 2-е, перераб. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. -С. 328.

7. Бойко В.В и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. / В.В. Бойко, А.ГКовалев, В.Н.Панферов. - М.: «Мысль», 1983. -С. 207.

8. Герасимова И.А. Совместное мышление как искусство: опыт философско-синерге-тического исследования. // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М., 2002. - С. 139.

9. Гурьянов А.М. Развитие толерантности у учителей физической культуры в условиях постдипломного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2010. -С. 230.

1 Окончание статьи в следующих номерах нашего журнала.

10. Исрафилова Г.Ю. Формирование толерантности в студенческой среде. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 225-227.

11. Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание молодёжи - путь к развитию толерантности. // «Фундаментальные исследования», 2013, № 11-5. - С. 1035-1039.

12. Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. - Нижний Новгород, 2011.

13. Кукушкин Н.В. Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. - Курск, 2004.

14. Лебедева Н.М.Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ. // Идентичность и толерантность: сб. ст. - М., 2002. -С. 10-35.

15. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. // «Вопросы философии», 1997, № 11. -С. 46-54.

16. Лесите Э.Ю. Научно-педагогическое обеспечение развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов медицинских колледжей в процессе психологического образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. -С. 225.

17. Маслова Г.Г. Воспитание толерантности и идентичность. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. Выпуск № 5 / 2008.

18. Месникович С.А. Нравственное развитие личности как основа формирования толерантности: психологический аспект. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 295-297.

19. Пацукевич О.В. Эволюция представлений о понятии «Толерантность». // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 72-74.

20. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 23-27.

21. Рыбак Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. -С. 135.

22. Сидорова А.Д. Проблема коммуникативности как одной из основных составляющих толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 314-315.

23. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Науч.-публицист. вестник, 2003, № 6. -С. 60-69.

24. Степанова И.А., Донгаузер Е.В. Толерантность как профессиональное свойство личности педагога. // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Выпуск № 3/2012.

25. Толстикова С.Н. Технология развития толерантности специалиста социально-педагогического профиля: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2013.

26. Третьякова А.Н. Формирование толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, как профессионально значимого качества личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. -С. 160.

27. Черняева С.А. Психологические проблемы развития толерантности. // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: Сборник научных статей. / Под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -С. 320-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.