Научная статья на тему 'Формирование толерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза'

Формирование толерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / СТУДЕНТ / STUDENT / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / SPECIALIST SOCIAL SERVICES / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / PROCESS OF LEARNING / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесите Эляна Юозовна, Павлова Екатерина Викторовна

Толерантность необходимо формировать системно, параллельно внедряя три основных компонента: теоретический, практический и внеаудиторный. Это позволит создать толерантную воспитательную среду и существенно увеличить эффективность деятельности направленной на формирование толерантности в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOLERANCE AT STUDENTS OF SOCIAL SPHERE IN MULTICULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Tolerance is necessary for forming it is system, in parallel introducing three basic components: theoretical, practical and extracurricular. It will allow creating the tolerant educational environment and it is essential to increase efficiency of activity of the tolerance directed on formation on the vocational training.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза»

Ю.А. Белкина, Е.В. Куценко МЕМ КАК ЧАСТЬ ...

MEM AS PART OF INTERNET-DISCOURSE

© 2014

J.A. Belkina, candidate of pedagogical sciences, associate professor, assistant professor of Department of Russian language, culture, language and teaching methods of philological faculty E.V. Kutsenko, a 4th year student of the Faculty of Foreign Languages

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: In this paper we consider a meme as part of online discourse. An attempt was made to analyze the different types of memes and the phenomenon of Internet memes.

Keywords: meme, internet communication, blog.

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

© 2014

Э.Ю. Лесите, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика» Е.В. Павлова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика»

Амурский государственный университет, Благовещенск (Россия)

Аннотация: Толерантность необходимо формировать системно, параллельно внедряя три основных компонента: теоретический, практический и внеаудиторный. Что позволит создать толерантную образовательную среду в высшем учебном заведении и увеличить эффективность деятельности направленной на формирование толерантности.

Ключевые слова: толерантность, преподаватель, студент, специалист социальной сферы, процесс обучения, образование, поликультурное образовательное пространство.

Толерантность - одно из важнейших социальных качеств современного специалиста. И как любое личностное качество ее можно и нужно формировать. С точки зрения многих исследователей Епишевой И.И. [1], Батуриной О.С. [2] и многих других, данная функция должна возлагаться на учреждения системы образования. Так как именно в процессе образования формируется способность функционировать в принципиально новых социокультурных условиях. Можно утверждать, что воспитание толерантности в профессиональных межличностных отношениях - важнейшая стратегическая задача образования в современных социокультурных условиях.

Однако отметим, что интолерантные отношения, часто проявляющиеся в профессиональной деятельности, объектами которой являются люди, могут нанести большой вред. В соответствии с этим тезисом, в качестве приоритетной профессиональной сферы, которую мы выбрали для своего исследования, являются социальные науки, так как именно в этом виде деятельности человек испытывает значительные эмоциональные перегрузки. Общаясь с людьми (учениками, клиентами), нуждающимися в заботе и участии, находящимися в состоянии повышенной психоэмоциональной возбудимости, специалист должен проявлять максимум толерантности во взаимодействии с ними.

Проанализировав количество времени, которое проводят с клиентами психологи и педагоги, мы пришли к выводу, что специалисты социальной сферы большое количество рабочего времени проводят профессиональных межличностных взаимодействиях. Из этого мы заключили, что внимание следует сконцентрировать на формировании толерантности именно у студентов высшего профессионального учебного заведения обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная работа», «Социология».

В свои рассуждениях, мы исходим из посыла о том, что педагогическая толерантность выступает интегрирующей формой, несущей в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности [3]. В данной работе мы придерживаемся мнения, что толерантность есть активная форма отношения к миру. Исходя из такого определения можно заключить, что толерантность это системное качество имманентно присущее специалисту социальной сферы.

В качестве факторов формирующих толерантность

мы акцентировали внимание на учебной и внеучебной деятельности студентов, а также на воспитательном воздействии поликультурного образовательного пространства вуза.

Формирующее воздействие студентов представляется нам как определенная последовательность действий, разделенная на 3 параллельных направления:

1. теоретическое - предполагающее получение знаний о толерантности в процессе изучения гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, а также дисциплин профессионального цикла, опирающееся непосредственно на содержание изучаемых учебных предметов.

2 направление - практическое, предполагающее формирование толерантности в ходе практической деятельности студента: прохождения учебных и производственных практик, в процессе непосредственной работы по своей будущей профессии, участия в работе волонтерских групп и различных благотворительных акциях, участия в студенческом самоуправлении.

В рамках данного направления делается акцент на формировании толерантности в процессе работы студентов в коррекционных реабилитационных центрах, образовательных учреждениях и т.п. Для этого рационально использование производственной практики. Приходя на практику и вступая во взаимодействие с конкретными субъектами образовательного процесса, студентам приходится применять те знания и умения, которые они получили в процессе обучения.

Интегрировать все вышеизложенные направления в единый механизм формирования толерантности позволяет специально созданная образовательная среда вуза, которая является открытой системой. Участниками воспитательного процесса являются коллективы образовательных, социальных и иных учреждений, в которых студенты проходят практику. В период прохождения практики студент выступает как член коллектива учреждения. Включение студентов в профессиональную деятельность осуществляется через взаимодействие с другими участниками процесса.

Одним из способов изменения отрицательных стереотипов является повышение уровня осведомленности студентов о проблемах других возрастных, социальных, национальных групп [4-9]. К тому же непосредственные контакты студентов с инвалидами, пожилыми людьми и другими группами стимулируют положительное отношение к ним, и формирует новый опыт взаимодействия.

Важным для формирования толерантности явля-

Э.Ю. Лесите, Е.В. Павлова

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ .

ется участие студентов в работе волонтерских групп. Рассматривая добровольчество как особый вид деятельности субъекта, можно предположить, что подобная форма активности формирует такие личные характеристики, как развитие:

- толерантности субъектов к разным социальным группам (детям-сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья, старикам и т.д.);

- готовности оказать посильную помощь нуждающимся в ней, понимая и реализуя всю необходимую при этом степень терпения, снисходительности и эмпатии;

- умения работать в команде, сотрудничать, осуществляя добровольческую помощь;

- нравственности и уважения принципов, взглядов, ценностей, норм окружающих;

3 направление - внеучебное, предполагающее участие студентов в ролевых играх, дискуссиях, фестивалях, посещение театров, музеев, различных кружков и студий и т.д. В рамках данного направления деятельности также предусматривается создание педагогом специально сконструированных кейсовых ситуаций, в которых студент-участник сталкивается с необходимостью вступать в диалог, разрешать противоречия, стремясь достигнуть разумного, максимально приемлемого для обеих сторон компромисса. Диалогические формы внеаудиторной работы помогают закрепить навыки, приобретенные в рамках первых двух направлений. Кроме того, в повседневной, внеаудиторной коммуникации, в поликультурном образовательном пространстве вуза, студенты взаимодействуют со сверстниками, отличными от них по национальным, религиозным, социальным и другим позициям.

Заметим, что цель формирования толерантности преследует совместное обучение здоровых студентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также студентов различных национальных, лингвокультурных групп и вероисповеданий [10-14]. Подобное повседневное общение индивида с отличающимися от него людьми, необходимость вступать с ними в ежедневное и профессиональное взаимодействие, сотрудничать позволяет упрочить видение студентами окружающего мира во всей его многогранности, формирование толерантной картины мира студента.

Образовательная среда вуза включает в себя несколько сфер. Наряду с официальным, деловым общением имеет место свободная, неформальная коммуникация, в которой центральное место отводится студенческому самоуправлению [15-17]. Оно предполагает общение студентов и педагогов на уровне взаимопомощи, взаимопонимания и взаимодоверия. Это взаимодействие - наполненное сотрудничеством, импровизацией, диалогическими взаимоотношениями.

Сочетание трех обозначенных направлений формирования толерантности способствует эффективному ее развитию - как важной стратегии деятельности и поведения студентов. Но реализовывая вышеизложенные идеи, нельзя не брать в расчет окружающую среду, то есть, то социальное пространство, в котором проходит образовательный процесс. В.А. Ясвин сформулировал определенную систему требований к эффективной организации образовательной среды, которую мы трансформировали и применили в соответствии с задачами нашего исследования [18]. В связи с этим, в качестве педагогических условий формирования толерантной среды вуза выделить следующие:

1. Вариативное использование интерактивных методов воспитания и обучения, активизирующих развитие толерантности студентов.

2. Основной акцент на развитии навыков коммуникативной толерантности всех участников образовательного процесса.

3. Воспитание толерантности через формирование, развитие и совершенствование определенных качеств личности, таких как: самопринятие и толерантное от-

ношение к самому себе, доверие, эмпатия, открытость; способность к многомерной рефлексии, к принятию других людей, готовность и способность вступать во взаимодействие с ними.

4. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и студентов в учебно-воспитательном процессе и во внеучебной деятельности, в процессе которого реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки успешного развития толерантных качеств и стратегий мышления и деятельности студентов.

5. Формирование установки на толерантность, заключающуюся в готовности руководителей образовательных учреждений, педагогов и студентов к партнерству и сотрудничеству в образовательном процессе.

6. Развитие академической мобильности, с целью освоения языка, культуры и общего кругозора, а также расширения профессиональной базы знаний, за счет обмена опытом с коллегами из других стран.

7. Укрепление и развитие межвузовского и межуров-невого образовательного сотрудничества, выстраивание образовательной вертикали, что позволит консолидировать воспитательное воздействие и расширить поликультурное образовательное пространство до размеров муниципального образования.

8. Толерантно ориентированная образовательная среда вуза раскрывается и в факте создания открытого образовательного пространства. Уже то, что преподаватели могут транслировать свои идеи, знания, посылы, без какого-либо пространственно-временного ограничения, побуждает студентов к восприятию мира как открытого, многообразного. С нашей точки зрения такое миропонимание со временем трансформируется в толерантные компетенции, которые мы и имеем целью сформировать.

Совокупность педагогических условий формирования толерантности у студентов должно пребывать в единстве и взаимосвязи процессуальных, содержательных и интегративных аспектов. Создание толерантного поликультурного образовательного пространства, способствует не только формированию чувства принятия иных точек зрения, национальностей и вероисповеданий, но и создает благоприятный этносоциально-психологический климат, предупреждающий дезадаптацию студентов-иностранцев.

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что образовательная среда высшего учебного заведения должна иметь целостную структуру, объединенную общей целью формирования толерантного мышления и деятельности у специалиста социальной сферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Епишева И.И. Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования: дисс...канд. пед. наук: 13.00.01 / Епишева Ирина Ивановна. - Владикавказ, 2006. - 171 с.

2. Батурина О.С. Межличностная толерантность студентов педагогических вузов: дисс...канд. психол. наук: 19.00.05/ Батурина, Оксана Сергеевна. - Казань, 2009. - 175 с.

3. Филонов Г.Н. Теория поликультурного образовательного пространства // Педагогика. — 2006. — № 3. — С. 102-105

4. Третьякова Т.В., Лейфа А.В. Формирование толерантности социальных педагогов в вузе на основе этнопедагогического подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 355-360.

5. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6 (110). С. 153-158.

6. Чекмарева Т.Н. Условия развития толерантности как профессионально важного качества будущего

Э.Ю. Лесите, Е.В. Павлова ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ...

педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2012. № 4 (11). С. 317-321.

7. Лейфа И.И., Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих социальных работников при обучении иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 165168.

8. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 12 (116). С. 153-157.

9. Суханова И.Ю., Филоненко Т.А. Формирование толерантности у студентов неязыковых вузов в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.

2013. № 2 (20). С. 214-219.

10. Горбунова О.В. Социальная зрелость и черты характера личности // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 54-57.

11. Абдуразакова Д.М. Методологические аспекты развития толерантного сознания личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 104-109.

12. Попова А.В. Межкультурная компетентность педагога как условие успешной социальной адаптации в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского

государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 174-175.

13. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Профессионально-методическая подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 32-33.

14. Абдуразакова Д.М. Влияние коллективной творческой деятельности на развитие толерантного сознания молодёжи // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 128-132.

15. Гребенюк Е.Н. Студенческое самоуправление вуза как саморазвивающаяся система: синергетический подход // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 86-89.

16. Доброва В.В., Сысуева И.Г. Сокращенные формы речевого общения как средство осуществления межкультурной коммуникации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 7276.

17. Голубь И.Б. Студент вуза как субъект межкультурной коммуникации (из опыта работы по формированию условий для межкультурных коммуникаций у современного студенчества) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 88-91.

18. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

DEVELOPMENT OF TOLERANCE AT STUDENTS OF SOCIAL SPHERE IN MULTICULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

> 2014

E.Y. Lesite, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Psychology and pedagogic» E.V. Pavlova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair

«Psychology and pedagogic»

Amur State University, Blagoveshchensk (Russia)

Annotation: Tolerance is necessary for forming it is system, in parallel introducing three basic components: theoretical, practical and extracurricular. It will allow creating the tolerant educational environment and it is essential to increase efficiency of activity of the tolerance directed on formation on the vocational training.

Keywords: tolerance, teacher, student, Specialist social services, the process of learning, education, multicultural educational environment.

УДК 37.036.5

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2014

Н.В. Лифанова, учитель начальных классов, магистрант

Средняя общеобразовательная школа № 10, Жигулёвск (Россия)

Аннотация: Одним из требований современной системы образования является формирование творческой личности. При использовании технологии проблемного обучения динамично развиваются творческие способности младших школьников, происходит эффективное овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Ключевые слова: творческая деятельность, творческие способности, технология проблемного обучения, проблемная ситуация, открытие знаний, методические приёмы, деятельностный метод, структура урока.

Современное состояние российского общества требует, чтобы образование формировало творческую личность, способную к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Творческой деятельностью можно назвать деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. [1, с. 3]

В традиционной системе обучения деятельность учащихся носит репродуктивный характер, что не создаёт необходимых условий для развития творческих способностей личности. Творческие способности младших школьников динамично развиваются при использовании

технологии проблемного обучения: через применение специальных дидактических средств учащиеся ставятся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Такой подход к обучению позволяет сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. [2]

Сегодня под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.