Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения'

Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ОТКРЫТИЕ ЗНАНИЙ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД / СТРУКТУРА УРОКА / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE ABILITIES / PROBLEM EDUCATION TECHNOLOGY / PROBLEM SITUATION / KNOWLEDGE DISCOVERY / TEACHING TECHNIQUES / ACTIVITY METHOD / THE STRUCTURE OF THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанова Наталья Викторовна

Одним из требований современной системы образования является формирование творческой личности. При использовании технологии проблемного обучения динамично развиваются творческие способности младших школьников, происходит эффективное овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL WITH THE HELP OF PROBLEM EDUCATION TECHNOLOGY

One of the requirements of the modern system of education is the formation of a creative personality. Using the problem education technology dynamically develops creative abilities of primary school pupils. It leads to effective knowledge, skills and cognitive abilities acquirement.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения»

Э.Ю. Лесите, Е.В. Павлова ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ...

педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2012. № 4 (11). С. 317-321.

7. Лейфа И.И., Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих социальных работников при обучении иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 165168.

8. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 12 (116). С. 153-157.

9. Суханова И.Ю., Филоненко Т.А. Формирование толерантности у студентов неязыковых вузов в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.

2013. № 2 (20). С. 214-219.

10. Горбунова О.В. Социальная зрелость и черты характера личности // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 54-57.

11. Абдуразакова Д.М. Методологические аспекты развития толерантного сознания личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 104-109.

12. Попова А.В. Межкультурная компетентность педагога как условие успешной социальной адаптации в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского

государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 174-175.

13. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Профессионально-методическая подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 32-33.

14. Абдуразакова Д.М. Влияние коллективной творческой деятельности на развитие толерантного сознания молодёжи // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 128-132.

15. Гребенюк Е.Н. Студенческое самоуправление вуза как саморазвивающаяся система: синергетический подход // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 86-89.

16. Доброва В.В., Сысуева И.Г. Сокращенные формы речевого общения как средство осуществления межкультурной коммуникации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 7276.

17. Голубь И.Б. Студент вуза как субъект межкультурной коммуникации (из опыта работы по формированию условий для межкультурных коммуникаций у современного студенчества) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 88-91.

18. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

DEVELOPMENT OF TOLERANCE AT STUDENTS OF SOCIAL SPHERE IN MULTICULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

> 2014

E.Y. Lesite, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Psychology and pedagogic» E.V. Pavlova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair

«Psychology and pedagogic»

Amur State University, Blagoveshchensk (Russia)

Annotation: Tolerance is necessary for forming it is system, in parallel introducing three basic components: theoretical, practical and extracurricular. It will allow creating the tolerant educational environment and it is essential to increase efficiency of activity of the tolerance directed on formation on the vocational training.

Keywords: tolerance, teacher, student, Specialist social services, the process of learning, education, multicultural educational environment.

УДК 37.036.5

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2014

Н.В. Лифанова, учитель начальных классов, магистрант

Средняя общеобразовательная школа № 10, Жигулёвск (Россия)

Аннотация: Одним из требований современной системы образования является формирование творческой личности. При использовании технологии проблемного обучения динамично развиваются творческие способности младших школьников, происходит эффективное овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Ключевые слова: творческая деятельность, творческие способности, технология проблемного обучения, проблемная ситуация, открытие знаний, методические приёмы, деятельностный метод, структура урока.

Современное состояние российского общества требует, чтобы образование формировало творческую личность, способную к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Творческой деятельностью можно назвать деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. [1, с. 3]

В традиционной системе обучения деятельность учащихся носит репродуктивный характер, что не создаёт необходимых условий для развития творческих способностей личности. Творческие способности младших школьников динамично развиваются при использовании

технологии проблемного обучения: через применение специальных дидактических средств учащиеся ставятся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Такой подход к обучению позволяет сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. [2]

Сегодня под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и

развитие мыслительных способностей. [3, с. 65]

Целью технологии проблемного обучения является приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Данная технология основана на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому предъявляет особые требования к дидактическому содержанию учебного материала, который должен быть представлен как последовательность проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. [4, с. 3]

При проведении любого урока учитель имеет дело с учащимися, обладающими различными познавательными и творческими способностями. В результате одинаковые задания вызывают у младших школьников проблемные ситуации различной степени сложности.

Технология проблемного обучения используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя открытием знаний [5-9]. Урок с применением данной технологии включает в себя два этапа:

1. этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, на котором осуществляется постановка учебной проблемы;

2. этап формулирования нового знания, на котором происходит поиск решения.

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок. [10, с. 1]

При обучении младших школьников особенно важно не пропускать звено осознания противоречия и четко его прорабатывать соответствующими репликами. В противном случае (без осознания противоречия) большинство учащихся начальных классов сформулировать учебную проблему не смогут. [10, с. 29]

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, следовательно, ведет к открытию знаний. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. [10, с. 2]

Таким образом, на уроках с использованием технологии проблемного обучения учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему: сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Это вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, помогая школьникам открыть новое знание. При этом достигается полное понимание материала учениками, поскольку нельзя не понимать то, до чего додумался самостоятельно.

Учитель может использовать различные методиче-

ские приёмы создания проблемных ситуаций. Приведу собственные примеры проблемных ситуаций.

1. Урок окружающего мира. 1 класс. Тема «На что похожа наша планета?»

Методический приём: одновременное предъявление ученикам противоречивых фактов, теорий, мнений.

-Рассмотрите в учебнике 2 рисунка. (Ученики рассматривают иллюстрации: на первой изображена Земля плоская, на второй - шарообразная.)

-Что вас удивило? Что интересного заметили? (Ученики комментируют увиденное в учебнике.)

- Какой вопрос возникает? (На каком рисунке форма Земли изображена верно?)

2. Урок окружающего мира. 1 класс. Тема «Кто такие насекомые?»

Методический приём: столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

- Рассмотрите на доске рисунки. Какие животные там изображены? (Ученики называют: гусеница, рак, паук, богомол.)

- Как вы считаете, какие из этих животных являются насекомыми? (Ответы детей.)

- Вопрос был один? (Да.)

- А мнений сколько? (Несколько вариантов.)

- Почему так получилось? (Мы не знаем, по какому признаку можно отнести животных к насекомым.)

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать? (Кто такие насекомые?)

3. Урок русского языка. 1 класс. Тема «Буква Ь»

Методический приём: выявление имеющихся представлений учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку», а затем предъявление научного факта сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

- Напишите, кто это? (Учитель показывает картинку с изображением гуся.) Три ученика работают у доски. Кто-то из них может написать слово без Ь.

- Прочитайте, что получилось. (Гус.)

- А на картинке кто изображён? (Гусь.)

- Какой звук мы слышим на конце этого слова? (Мягкий согласный С.)

- Почему мы не смогли правильно написать слово «гусь»? (Потому что не знаем, как пишутся слова с мягким согласным в конце слова.)

- Сегодня мы научимся это делать. (Учитель на доске правильно записывает слово «гусь».) Тема нашего урока «Буква Ь».

4. Урок математики. 1 класс. Тема «Прибавление и вычитание числа 3»

Методический приём: практическое задание, не сходное с предыдущими.

- Найдите значение выражений:

4+1 5+2 8-2 6-1

(Ученики выполняют.)

- Найдите значение этих выражений:

7+3 6+3 9-3 8-3

- Вы смогли выполнить задание полностью? (Некоторые смогли, некоторые нет.)

Учитель обращается к ученикам, которые не смогли это сделать:

- В чём затруднение? (Мы раньше этого не делали.)

- Чем это задание не похоже на предыдущее? (Раньше в примерах мы прибавляли или вычитали только 1 или 2, а в этих нужно прибавить и вычесть число 3.)

- Какова же тема урока? (Прибавление и вычитание числа 3.)

5. Урок литературного чтения. 1 класс. Тема «Согласный звук Ч, буквы Ч, ч»

Сообщение темы с мотивирующим приёмом: учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (приём «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (приём «актуальность»).

- Давайте поиграем в игру «Какой звук заблудился?»

На болоте нет дорог,

Я по кошкам (кочкам) скок да скок!

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка (чайка) отдыхала!

Волкам и беркутам на страх,

Кабан (чабан) пасёт овец в горах!

- Какой общий звук вы услышали в отгадках? (Звук

Ч.)

- Значит, какая тема нашего урока? (Звук Ч, буква Ч.)

Технология проблемного обучения основана на де-

ятельностном методе - таком методе обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. [11, с. 5]

При подготовке урока по технологии проблемного обучения рекомендуем придерживаться следующей структуры урока:

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

4. Совместное открытие знаний.

5. Первичное закрепление полученных знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Самостоятельное применение знаний.

7. Рефлексия учебной деятельности.

8. Подведение итогов урока.

Решая проблемные ситуации, младшие школьники учатся мыслить творчески. Они стремятся анализировать имеющиеся факты, из нескольких данных правил, определений, образцов рассуждения выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой учебной задачи. В дальнейшем ученики планируют свою работу и стараются найти собственное правило, приём, способ деятельности, пытаясь определить несколько вариантов решения учебной задачи. Это приводит к прочности и глубине знаний, приобретённых самостоятельно, а также к формированию умения находить пути решения любой проблемы самостоятельно.

Уроки на основе технологии проблемного обучения очень эффективны и нравятся младшим школьникам. Поэтому можно проводить такие уроки по любым предметам, так как к каждому уроку можно подобрать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности [14-18]. Конечно, работа трудоёмка, но в условиях развития современного общества обучение на основе данной технологии формирует личность с высоким уровнем творческих способностей, которая умеет логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к самоанализу и саморазвитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учебное пособие / С.И. Брызгалова. -Калининград: Калинингр. ун-т, 1995. - 72 с.

2. Ахметжанова Г.В. Современные проблемы теории и практики начального образования: монография / Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьева, Ю.Н. Егорова и др.; под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 179 с.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

4. Кушнаренко О.В. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе. http://

teacherjournal.ru/shkola/nachalnaya-shkola/.

5. Ларькина Т.В. Технология проблемного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 198-200.

6. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Профессионально-методическая подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 32-33.

7. Першина Н.А. Проблемные ситуации как инструмент формирования познавательного интереса при обучении математике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 183-185.

8. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Особенности формирования практической готовности будущего учителя в условиях многоуровневого обучения // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 111-116.

9. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 347-349.

10. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. http://nachalka1-4.ucoz.ru/.

11. Артёмова Т.Н. Проблемное обучение. http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/15.

12. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе. http://w.school2100. ш/.

13. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. / А.М. Матюшкин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008 . - 392 с.

14. Скворцова С.А. Методическая система обучения младших школьников решению сюжетных математических задач // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 177-181.

15. Тогобецкая Е.Ю. Формирование элементарных математических понятий младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 285-287.

16. Шамсрахманова У.К. ТРИЗ-технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 324-325.

17. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Методические аспекты использования межпредметного материала для развития речи младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 108-111.

18. Кондаурова И.К. Дисциплина «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 23-25.

19. ФГОС начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). http://base.garant.ru/197127/.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL WITH THE HELP OF PROBLEM EDUCATION TECHNOLOGY

© 2014

N.V. Lifanova, primary school teacher, master Togliatti State University

Secondary School № 10, Zhiguliovsk (Russia)

Annotation: One of the requirements of the modern system of education is the formation of a creative personality. Using the problem education technology dynamically develops creative abilities of primary school pupils. It leads to effective knowledge, skills and cognitive abilities acquirement.

Keywords: creative activity, creative abilities, problem education technology, problem situation, knowledge discovery, teaching techniques, activity method, the structure of the lesson.

УДК 378.14

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТИПОВ И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

© 2014

А.А. Миниахметов, заместитель директора, учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ№1, с.Аскино, Республика Башкортостан (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены преобразования типов и действия над ними на языке программирования Паскаль. Учителям предложены методические рекомендации и практические приемы по подготовке выпускников сельских общеобразовательных школ к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Ключевые слова: типы данных, язык, программирование, Паскаль, единый, государственный, экзамен, информатика, технологии, ИКТ, алгоритмы, сельская школа, переменные, процедуры, функции.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это специальная форма объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных школ, освоивших обязательные образовательные программы среднего общего образования, с использованием особых видов заданий, так называемых контрольно измерительных материалов [1].

Как известно, ЕГЭ по информатике и ИКТ довольно сложный экзамен, особенно для выпускников из обычных сельских общеобразовательных школ с учебной нагрузкой одного часа в неделю (45 минут). Как правило, этого недостаточно для качественной подготовки к экзамену, в то время как, на высокие баллы пишут выпускники профильных и специализированных классов.

На сегодняшний день до сих пор не разработаны качественные методические пособия, учебники по информатике, опираясь на которые можно подготовить выпускника к экзамену по предмету, не прибегая к другим источникам.

Большая часть тем вообще не рассматривается в школьном курсе информатики и ИКТ, или изучается поверхностно, что затрудняет подготовку на высоком уровне учителем своих подопечных к экзамену.

Согласно демонстрационному варианту ЕГЭ-2015 по информатике [2], большая часть заданий рассчитаны на преобразования типов и действия над ними. Однако, многие учителя общеобразовательных школ не учитывают методических тонкостей данной темы при подготовке обучающихся к экзамену.

Анализ последних исследований и публикаций. Многие авторы предлагают различные методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике.

Современные авторы [3] предлагают учителям общеобразовательных школ совместно с преподавателями вузов проводить дополнительные занятия по подготовке выпускников к экзамену путем освещения теоретического материала, их закрепления практическими приемами решения задач.

Они грамотно излагают опыт работы в данном направлении, предлагают качественный список литературы и каталоги адресов цифровых ресурсов для эффективной подготовки выпускников к ЕГЭ по информатике.

Однако, не всегда учителя сельских школ могут сотрудничать со специалистами вузов из-за отдаленности от городов.

Другой автор [4] предлагает использование специ-

ализированных программных средств, с созданием дополнительных групп учебных заданий, включенных в электронный задачник по программированию Programming Taskbook.

Однако, такой подход неприемлем для обычных выпускников из сельских школ, у которых и представления не может быть о языках программирования высокого уровня. В основном, в сельских школах до сих пор преподают языки Паскаль, Бейсик, Алгоритмический язык.

Хотя, уже с этого учебного года в заданиях ЕГЭ дополнительно к языку высокого уровня Си, введен еще один - Питон.

В недавней работе [5] предпринята попытка показать значимость учебной темы «Типы данных» при подготовке обучающихся 11 классов к экзамену по информатике. Приведены методические рекомендации учителям сельских школ по разделу ЕГЭ-2015 «Элементы теории алгоритмов и программирование». Детально рассмотрены некоторые задания экзамена, приемы их решения и объяснения выпускникам. Автор указывает важнейшие элементы методического характера по данной учебной теме и разделу ЕГЭ-2015.

Формирование целей статьи. В связи с этим, целью данной работы явилось представление учителям сельских школ некоторых методов и приемов по подготовке обучающихся к выпускному экзамену в форме ЕГЭ по учебной теме «Преобразования типов и действия над ними» на примере языка программирования Паскаль и демонстрационного варианта ЕГЭ-2015.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современных учебниках [6-8] последних лет изданий, довольно скудно описаны типы данных, иногда лишь в общем виде, не вдаваясь в мелкие детали и не учитывая язык программирования.

Обучающимся из сельской местности, которые вынуждены начать изучение информатики и ИКТ лишь в 10 классе, из-за нехватки грамотных учителей-предметников по предмету, совершенно непонятны эти учебники, рассчитанные на профильный уровень. Но задания предстоящего ЕГЭ-2015 по информатике уже мало охватывают базовый уровень сложности, больше уделяя внимание заданиям повышенного и высокого уровня сложностей.

Продолжая идею в [5], можно сказать, что тип переменной в заданиях ЕГЭ-2015 позволяет устанавливать не только длину ее представления изнутри, но и вести

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.