И. Н. Полынская
(Нижневартовск)
Проблемная ситуация как средство активизации
художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства
В статье рассматриваются проблемные ситуации на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Постановка и решение проблемных ситуаций организуют прежде всего активную поисковую художественно-творческую деятельность, способствуют сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, развивают творческие способности, образное мышление, художественное воображение, фантазию школьников.
Вся работа в общеобразовательной школе нацелена на улучшение подготовки и качества обучения школьников и призвана способствовать активизации познавательной деятельности, духовного и нравственного воспитания учащихся. В свете требований, предъявляемых к учителю, необходимо активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в процессе овладения знаниями, умениями и навыками на занятиях изобразительного искусства.
В учебном процессе активный творческий характер деятельности во многом связан с решением проблемной ситуации. Проблемному обучению, как отмечают в своих работах А. В. Брушлинский, В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Ю. Н. Кулюткин, Л. Б. Рылова, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова и др., соответствуют информационно-поисковые методы преподавания, поскольку именно они обеспечивают включение личности школьника в самостоятельный поиск решения проблемной ситуации и способствуют развитию художественно-творческих способностей. Характерной чертой проблемного метода является поисковая деятельность, обеспечивающая определенный уровень самостоятельности и активности школьника. В дидактике выделяют три главные категории проблемного обучения:
- проблемную ситуацию;
- проблему;
- проблемную задачу.
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Дидактический характер проблемной ситуации подчеркивали многие ученые: «Самой существенной чертой проблемного обучения, - пишет известный польский ученый В.
Оконь, - является не постановка вопросов, а создание проблемных ситуаций... Мастерство учителя может проявиться больше всего в организации проблемных ситуаций» [7, с. 6768].
По мнению В. Оконя, «сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение» [7, с. 54]. По В. Оконю, роль учителя состоит в том, чтобы ученик почувствовал трудность практического или теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, захотел решить проблему, решил ее.
Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы.
М. И. Махмутов выделяет три вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности:
1] научное творчество,
2] практическое творчество,
3] художественное творчество.
Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество - «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисо-
вание, написание музыкального произведения, игру и т.д.» [6, с. 265].
Актуальность использования проблемной ситуации заключается в том, что она в отличие от традиционного обучения доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие их творческой активности. Задача учителя изобразительного искусства - вовлечь школьников в плодотворную художественно-творческую деятельность.
Решение проблемных ситуаций (задач] по изобразительному искусству выявляется в процессе выполнения их на основе специальной организации деятельности учащихся, учета их прежнего опыта, творческих возможностей. «Эта специально организованная деятельность учащихся заранее программируется учителем и „кодируется" внутри содержания задачи. Любая задача может стать проблемной, если учитель организует процесс „неизвестного", которое учащимся необходимо открыть и которое выступает для них как новое знание, новое умение, новый способ деятельности или новый способ получения знаний или способов деятельности» [8, с. 127].
Рассмотрим несколько примеров создания проблемной ситуации на уроках изобразительного искусства.
Например, задача изображения сюжетной композиции - проиллюстрировать сказку «Гуси-лебеди» - для учащихся начальных классов не будет проблемой, так как школьники обычно не задумываются, изображают любую сюжетную сцену так, как ее воспринимают и понимают. Но если конкретизировать эту задачу, добавить к ней определенные условия, вызывающие определенные художественные затруднения, дополнить требованием выполнения специальных практических и словесных действий и организовать затем деятельность, направленную на осознание трудности, противоречия, содержащегося в задаче, то она приобретает «проблемный вид». Например, учитель предлагает учащимся изобразить сюжет из данной сказки с высоты полета гусей-лебедей. То есть с высокой линии горизонта, с высоты птичьего полета представить и вообразить, как видят окружающую природу, дороги, поля, деревья, дома, холмы и т.д. летящие высоко в небе птицы и похищенный ими Ваня.
Решение проблемных задач предполагает активную самостоятельную мыслительную
деятельность при выполнении задания, где требуется применение имеющихся знаний, опыта, новых способов оперирования ими. Так, например, в начальных классах на уроках изобразительного искусства учащимся предлагалось изобразить белого зайчика в зимнем заснеженном лесу. Здесь школьники применяли различные подходы и способы изображения, находили наиболее рациональные способы решения данной проблемной ситуации.
Следующая проблемная ситуация, решение которой предлагалось учащимся второго класса, изобразить хоровод матрёшек. Перед учащимся возникает проблемная ситуация: во-первых, закомпоновать и нарисовать матрешек по кругу, что у школьников в начальных классах вызывает особые затруднения, во-вторых, показать различные ракурсы матрешек, одни изображаются в фас, другие в профиль, и, наконец следующее изображение матрешек - вид сзади.
Обсуждая данную проблему, учащиеся приходят к выводу, что в рисунке необходимо правильно изобразить лицо каждой матрешки, так как характер формы самих матрешек одинаковый (грушевидный] традиционный в исполнении. Тем не менее наряд у каждой матрёшки должен быть свой - неповторимый, индивидуальный и красочный. Такую задачу приходится решать детям в процессе рассуждения. Таким образом, учащиеся под руководством учителя находят алгоритм решения проблемы.
Важно, чтобы в сознании школьников была сформулирована учебная проблема в целом, осознана главная познавательная задача, а затем организован частичный поиск там, где это возможно. Установлено, что проблемными являются только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск еще неизвестных школьнику закономерностей или способов решений. Такие задачи возбуждают активизацию мыслительной и художественно-творческой деятельности, поддерживаемую интересом, а сделанное школьником «открытие» приносит эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в памяти, чем знания, преподносимые в «готовом» виде.
В процессе решения проблемы школьники преодолевают трудности, разрешают возникшие противоречия между уже имеющимися знаниями, умениями и требованиями задачи
Таблица
Показатели художественно-творческой деятельности учащихся экспериментальных и контрольных групп при решении проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства
Классы 1-й 2-й 3-й 4-й
Общее количество учащихся ЭГ 22 - 100% 27 - 100% 25 - 100% 28 - 100%
К Г 27 - 100% 24 - 100% 26-100 % 21 - 100%
1. Стандартное, стереотипное решение изображения ЭГ 9 уч-ся - 41% 10 - 37% 9 - 36% 9 - 32%
К Г 17 - 63% 12 - 50% 15 - 57% 11 - 52%
2. Частичная или фрагментарная выразительность изображения ЭГ 8 - 36% 10 - 37% 9 - 36% 12 - 41%
К Г 9 - 33% 9 - 38% 8 - 31% 7 - 33%
3. Своеобразие и оригинальность изображения ЭГ 5 - 23% 7 - 26% 7 - 28% 8 - 28%
КГ 1 - 4% 3 - 12% 3 - 12% 2 - 14%
ЭГ - экспериментальные группы КГ - контрольные группы
и выявляют новые элементы знаний, новые способы оперирования ими, овладевают способами познания, что расширяет их возможности в решении новых, еще более сложных проблем. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию художественно-творческих способностей школьников. В процессе выполнения таких заданий концентрируются духовно-эстетические силы школьников, что в определенной мере приближается к процессу создания художественного произведения, характерного для деятельности художников-профессионалов. Поэтому сущностью проблемного задания творческого направления является совокупность специфических признаков художественного творчества вообще и изобразительного в частности с учетом психологических и возрастных возможностей учащихся.
Проблемная ситуация составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Она характеризует прежде всего определенное психологическое состояние субъекта (учащегося), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний и способов деятельности.
Оценка и сравнительный анализ художественно-творческого процесса учащихся при решении проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства в контрольных и
экспериментальных группах показал, что работы учащихся экспериментальных классов отличались своеобразием выбора способов и приемов композиционного строя изображения, оригинальных способов решения проблемных ситуаций. Учащиеся самостоятельно составляли план действий, выделяя из него наиболее трудные задачи, предлагали варианты решений. Из таблицы видно значительную разницу в показателях экспериментальных и контрольных групп. При сопоставлении результатов, данных в таблице, заметна положительная динамика в показателях. Это убедительно показывает целесообразность и эффективность использования методики преподавания изобразительного искусства с учетом решения проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.
Решение проблемных ситуаций стимулирует внутреннюю мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; развивает творческие способности, воображение; развивает коммуникативные навыки; повышает прочность усвоения изученного; формирует убеждения; стимулирует овладение первичными навыками исследовательской деятельности.
Таким образом, проблемные задачи по изобразительному искусству заключают в себе особенности, исходящие из специфики проблем, разрешаемых учащимися в процессе изобразительной деятельности и восприятия
произведений искусства, направленных на честв личности через посильное создание и формирование духовно-нравственных ка- восприятие художественного образа.
Литература
1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. - 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; № 6).
2. Булгаков В. И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников. - 1985. - № 8.
3. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; № 1).
4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
5. Лернер И. Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования // Познавательные задачи обучения гуманитарным наукам : [сб. ст.] / под ред. И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972.
6. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе : кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
7. Оконь В. Основы проблемного обучения : пер. с польск. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
8. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика : учеб. пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. -309 с.