УДК 37
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО И ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна.
Россия, г. Новосибирск, Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, [email protected].
Аннотация. В статье рассматриваются возможности развивающего и проблемного обучения при организации творческой деятельности на уроке в начальной школе. Приводится сравнительный анализ концепций проблемного (по М.И. Махмутову) и развивающего (по Л.В. Занкову) обучения.
Ключевые слова: творческая деятельность, проблемное обучение, развивающее обучение, урок, младший школьный возраст.
OPPORTUNITIES OF DEVELOPING AND PROBLEM EDUCATION AT THE
ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITY AT THE LESSON AT
ELEMENTARY SCHOOL
Chernousova-Nikonorova Tatyana Vladimirovna.
Russia, Novosibirsk, Siberian Institute of practical psychology, pedagogy and social work, candidate of pedagogical sciences, [email protected].
Abstract. The article discusses the possibilities of developmental and problem-based learning in the organization of creative activity in a lesson in elementary school. A comparative analysis of the concepts of problem (according to M.I. Makhmutov) and developing (according to L.V. Zankov) training is given.
Key words: creative activity, problem education, developing education, lesson, primary school age.
Гармоничное развитие личности осуществляется успешно, если продуманное, творчески организованное обучение детей соединяется с их активным трудом, разнообразными видами деятельности.
И.Я. Лернер пишет, что знания и умения служат предпосылкой творческой деятельности, но они не обусловливают и не гарантируют готовность к ней. Творчеству необходимо учить специально.
С одной стороны, главная особенность творчества - непроизвольность, связь с игрой, естественность. С другой стороны, существует необходимость специально обучать творческой деятельности. Каким же образом можно разрешить это противоречие? Как организовать творческую деятельность в школе, на уроке?
Мы проанализировали несколько классификаций методов обучения (М.И. Махмутова, Н.М. Мочаловой, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.) и пришли
к выводу, что основной способ организации творческой деятельности в школе -проблемное обучение, так как в процессе проблемного обучения учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности, развивается творческое мышление. Таким образом, методы проблемного обучения есть основные способы организации творческой деятельности на уроке в начальной школе.
В настоящее время распространено развивающее обучение. Мы сочли целесообразным рассмотреть, какое место занимает творческая деятельность учащихся в данном виде обучения.
П.И. Пидкасистый пишет, что развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и опора на зону ближайшего развития. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. Задача учителя в данном случае -организация учебной деятельности ученика, направленная на формирование познавательной самостоятельности, развитие способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, с использованием дидактических игр, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Основу учения составляет самостоятельная учебная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
М. Сикора отмечает, что в развивающем обучении ученик становится активным партнером учителя, субъектом сотрудничества с педагогом, членами коллектива, социальной средой. Субъективная позиция ученика проявляется в его творческом отношении к обучению, осознании своей ответственности.
Краткая характеристика сущности развивающего обучения показывает, что в данном виде обучения есть место творческой деятельности учащихся. Основой развивающего обучения является самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся, а каждый учащийся выступает субъектом деятельности.
Какое же место в развивающем обучении принадлежит творческой деятельности? Для ответа на этот вопрос проанализируем две концепции развивающего обучения. Одна из них разработана В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, другая - Л.В. Занковым.
По мнению В.В. Давыдова, в современных условиях в младшем школьном возрасте могут возникать и развиваться следующие новообразования: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. В.В. Давыдов разделяет мнение И.Я Лернера о том, что развивающее обучение создает условия, в которых становится возможным формирование новых мотивов на основе уже наличных потребностей и интересов. Он считает, что приобретение ребенком в учебной деятельности соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. В.В. Давыдов выделяет следующие показатели развивающего обучения:
1) главные психические новообразования данного возраста, которые возникают и развиваются в этом возрастном периоде; 2) ведущая деятельность данного периода; 3) содержание и способы осуществления этой деятельности; 4) взаимосвязи с другими видами деятельности; 5) система методик, позволяющих определить уровни развития новообразований; 6) характер связи этих уровней с особенностями организации ведущих и смежных с нею других видов деятельности.
Каков же принцип построения программы Д.Б. Эльконина и В.В Давыдова?
1. Учебный материал должен излагаться так, чтобы раскрыть ведущие свойства данной области действительности.
2. Практические умения и навыки формируются на базе соответствующих теоретических сведений.
3. Описание действий самих детей по усвоению материала.
4. Системы упражнений, обеспечивающих овладение способом анализа материала и средствами моделирования конкретных свойств.
Обучение может быть полноценным, если учащиеся усваивают принципы и свойства учебной деятельности. Кроме того, развивающее обучение призвано обеспечить достижение теоретического уровня мышления вместо эмпирического. Таким образом, главная роль в концепции В.В. Давыдова принадлежит структуре содержания образования (т.е. содержательному обобщению) и учебной деятельности, обеспечивающим новообразования, возникающие в результате реализации идеи развития.
К этим новообразованиям, как уже отмечалось выше, относятся: усвоение содержательного обобщения в виде систематических ответов на вопросы: кто? где? как? и т.п.; практические алгоритмизированные способы деятельности, принципиально отличающиеся друг от друга. По мнению И.Я. Лернера, эти новообразования не могут обусловливать способность к творческой деятельности, ибо нужны специальные усилия, чтобы овладеть ее особыми процедурами. И.Я. Лернер считает, что для того, чтобы решение учебных задач способствовало творческому преобразованию предмета, их необходимо конструировать, опираясь на предметное содержание, учитывая специфику его генезиса и становления.
В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова особое внимание уделяется объектам и действиям: наблюдению, противоречиям. В концепции проблемного обучения М.И. Махмутова противоречия также имеют большое значение. Сравним обе концепции с точки зрения организации творческой деятельности в процессе обучения. Сравнительный анализ концепций проблемного (по М.И. Махмутову) и развивающего (по Л.В. Занкову) обучения мы приводим в таблице 1.
Таблица 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИВАЮЩЕГО И ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО РАБОТАМ Л.В. ЗАНКОВА И М.И. МАХМУТОВА)
Развивающее обучение Проблемное обучение Пояснения
(Л.В. Занков) (М.И. Махмутов)
1. Идея Л.С. Выготского: 1. Одни из источников Программы созданы с
"обучение может идти психического развития детей - целью развития
и впереди развития, противоречия. ребенка в процессе
и ц с продвигая его". 2. Обучение (основное обучения. Л.В. Занков
<и ц К /-V 2. Ни один из вопросов средство развития ученика) в основу
8 3 и з дидактики не характеризуется своими дидактической
К (Ц к ° и К 14 О рассматривался с точки собственными противоречиями. системы "ставит"
зрения работы над Поэтому нужно найти опору на зону
2 5 ^ -С ^ К о К Й (Я Р О к ю £ иа с э развитием школьников. противоречия, возникающие в ближайшего
Поэтому нужна процессе усвоения знаний, найти развития, в то время
дидактическая система, яри способы анализа для построения как М.И. Махмутов
которой бы достигались теории развивающего обучения. опирается на
ли <3 3 оптимальные результаты в Нужно создавать естественные
о с развитии школьника. противоречивые ситуации в противоречия в
и процессе обучения для развития процессе обучения
с мышления. как движущую силу психического развития.
Оптимальное общее 1. Усвоение результатов Цели проблемного
развитие школьников. научного познания, процесса получения этих результатов. 2. Формирование обучения более конкретны, ориентированы на
! и познавательной развитие творческих
^ ю о л самостоятельности ученика и способностей,
развитие его творческих творческого
5 способностей. мышления.
3. Повышение уровня мыслительной деятельности, выработка научного, диалектического типа мышления.
Развивающее обучение (Л.В. Занков)
Проблемное обучение (М.И. Махмутов)
Пояснения
л с ин
ч
у
рб
1. Обучение на высоком уровне трудности (раскрывая духовные силы ребенка, дает им простор и направление; ребенку необходимо преодолевать трудности, иначе развитие идет вяло).
2. Ведущая роль теоретических знаний (формирование навыков происходит на базе возможно более глубокого осмысления
соответствующих понятий, отношений, зависимостей).
3. Осознание процесса учения.
4. Общее развитие всех учащихся.
5. Обучение быстрым темпом.
1. Новые понятия вводить через деятельность учащихся по решению учебных проблем и через объяснение их сущности учителем.
2. Усвоение понятий и способов умственной деятельности через применение соответствующих им знаковых систем, через анализ информации, решение учебных проблем.
3. Предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом ее анализа, систематизации и обобщения.
4. От общего - к частному. От принципа - к применению.
5. Обеспечивать ученика текущей информацией о результатах его собственных действий.
6. Начинать обучение с актуализации с помощью самостоятельных работ и создания проблемных ситуаций.
7. Формировать систему приемов и способов умственной деятельности для различных типов проблемных ситуаций.
Дидактические принципы
Л.В. Занкова частично совпадают с
дидактическими принципами, предложенными М.И. Махмутовым. Так, например,
обучение на высоком уровне трудности предполагает постановку учебных проблем и самостоятельную познавательную деятельность учащихся (п. 1. и 2.).
е
ия к §
ан же рч еу дб оо
О
Расширение объема
теоретических знаний.
Структура знаний должна быть построена таким образом, чтобы последовательность прохождения материала создавала условия для самостоятельных "открытий " учащихся.
При проблемном обучении не меняется содержание обучения, меняется лишь способ его изложения и последовательность расположения.
Развивающее обучение (Л.В. Занков)
Проблемное обучение (М.И. Махмутов)
Пояснения
л s « X
ое § ^
о
Методическая система -единство, обладающее типическими педагогическими свойствами:
1) многогранность (методическим приемам свойственны разнородные функции);
2) эмоции (тонизирующее действие на интеллектуальную деятельность);
3) процессуальный характер (ряд последовательно идущих, генетически преемственных стадий; каждый отрезок учебного курса - зависимый элемент в органической связи с другими элементами);
4) коллизии (учебный материал содержит достаточно противоречий, которые нужно использовать для возбуждения
интенсивности учения школьника, для более глубокого познавания изучаемых явлений);
5) вариантность (учет индивидуальных особенностей школьников).
Метод проблемного изложения (монологический, диалогический, показательный): обеспечивает начальную познавательную
самостоятельность учащихся, они усваивают образец научного познания.
Частично-поисковый метод способствует развитию умения сравнивать и обобщать. Исследовательский метод
формирует черты творческой деятельности, организует
творческое усвоение знаний, обеспечивает овладение
методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов, является условием формирования потребности в творческой деятельности. Кроме того, перечисленные методы повышают
познавательную потребность, формируют интерес к учению и вызывают положительные
эмоции.
Методам
проблемного
обучения
свойственны
многогранность,
эмоции,
вариативность и коллизии. Причем, коллизии занимают ведущее место в системе проблемного обучения, в то время как в развивающем обучении они
являются одним из компонентов методической системы и
используются лишь для более глубокого осмысления материала.
В проблемном
обучении
противоречия
используются и для
овладения опытом
творческой
деятельности.
л
й ч
уу
8 Ъ
1. Обобщенная характеристика свойств предметов. Интенсивность развития интеллекта.
2. Духовные потребности в познании.
1. Формирование мыслительных способностей и познавательной самостоятельности.
2. Устойчивые мотивы учения.
3. Формирование
Результатами проблемного и
развивающего обучения являются устойчивая познавательная
Развивающее обучение (Л.В. Занков) Проблемное обучение (М.И. Махмутов) Пояснения
3. Тесная связь между речью и предметным действием. 4. Целостность деятельности (полноценное единство компонентов психической деятельности). 5. Разносторонность наблюдения. современного мировоззрения. 4. Воспитание навыков творческого усвоения и применения знаний. 5. Развитие творческого мышления. потребность, развитие интеллекта и познавательной самостоятельности. Но в развивающем обучении один из результатов -целостность психической деятельности, тогда как в проблемном обучении внимание акцентируется на воспитании навыков творческого усвоения и применения знаний и на развитии творческого мышления.
Таблица позволяет сделать вывод, что методическая система Л.В. Занкова соответствует логике построения проблемного обучения, но без достаточного акцента на творчество. Творческая деятельность реализуется в развивающем обучении лишь за счет специально разработанных заданий и вопросов проблемного характера. Подтверждением тому служат данные исследования
H.И. Мочаловой о познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения, в котором отмечается, что эффективным средством развития творческих способностей учащихся является постановка и решение на уроке учебных проблем и проблемных задач.
Таким образом, только проблемное обучение - наиболее эффективное средство развития творческого мышления, так как оно является основной целью данной методической системы и все методы проблемного обучения так или иначе направлены на формирование опыта творческой деятельности. Следовательно, возникает необходимость сопряжения технологий развивающего и проблемного обучения, их «прорастания» друг в друга. Этот аспект проблемы нуждается в дальнейшем исследовании.
Библиографический список:
I. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Просвещение, 1990. -424 с.
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.