УДК 371.3 ББК 74.200 П-12
Пазова Любовь Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики преподавания педагогического факультета Адыгейского государственного университета.
Щербашина Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики преподавания педагогического факультета Адыгейского государственного университета, т.: 89184267013.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(рецензирована)
В статье рассматриваются нетрадиционные технологии обучения, которые вносят новообразования в традиционную систему, а также методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям.
Ключевые слова: нетрадиционные технологии, инновационное обучение, личностно-ориентированный подход, педагогика сотрудничества, организация учебного процесса, развивающее обучение.
Pazova Lyubov Mikhajilovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Russian language and Methods of teaching of the Faculty of Pedagogy, Adyghe State University;
Scherbashina Inna Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Russian language and Methods of teaching of the Faculty of Pedagogy, Adyghe State University; tel.: 89184267013.
NON-TRADITIONAL TECHNOLOGY OF EDUCATION OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL
The article deals with non-traditional teaching technologies that are innovative in the traditional system, as well as the methodological requirements for educational technologies.
Key words: innovative technologies, innovative learning, student-centered approach, teaching cooperation, organization of educational process, developing education.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности школьника предполагает необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационный и аналитико-синтетической сфер личности, памяти, внимания, распространенного воображения, является одной из важнейших задач современности.
Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества учащихся.
Термин «инновация» (от лат. innovatio - обновление, перемена) возник еще в XIX веке и впервые введен в лексикон ученым Джеймсом У. Боткиным, когда началось взаимопроникновение элементов культур разных народов. В нашей стране в научной литературе впервые это понятие появилось в 80-е годы прошлого столетия, но оно получило широкое распространение только после демократических преобразований в стране.
Термин «инновация» нами понимается как нововведение, специально разработанное или «случайно открытое» в педагогической практике. В научной литературе дают разные толкования понятиям «новшество» и «инновация». Новшество - это новое средство (новый метод, новая методика, технология и т.д.). Инновацией считают процесс освоения этого средства [11: 3].
Инновационное обучение ориентировано на подготовку личности к различным изменениям в обществе, жизненным ситуациям, эффективному и прочному овладению основами наук, предусмотренных программами за счет развития творческих способностей, мышления, коммуникативных умений с использованием новых технологий. При использовании инновационных
технологий происходит переход от урочной системы как процесса обучения к уроку «как ведущей форме жизни» школьников (урок-творчество, урок-труд, урок-общение, урок-дружба, урок-встреча, урок-концерт, урок-беседа, интегрированный урок, урок - круглый стол, урок-мастерская и др.).
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года зафиксировано положение о том, что ... общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [8:5].
Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л.С. Выготским [3], вслед за которым мы считаем, что то обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития: владение письмом, чтением, счетом - можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, на наш взгляд, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер.
Современные ученые (М.В. Кларин [3], Г.К. Селевко [6], В.П. Беспалько [2], Б.Б. Коссов [4], И.С. Якиманская [11] и др.) внесли огромный вклад в разработку проблемы инновационных педагогических технологий. Поиск ориентиров в реализации нетрадиционных методов обучения ведется постоянно, но эта проблема по-прежнему актуальна, недостаточно концептуально разработана.
В исследованиях М.В. Волынской, Е.О. Ивановой, С.В. Куликовой, В.С. Лазарева, Г.Ю. Ксензовой, Т.Г. Новиковой и др. раскрыты основы использования нетрадиционных форм обучения. Вслед за указанными учеными мы считаем, что личностно ориентированная педагогика выдвигает на передний край нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия:
• технология - это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [2];
• педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса [6];
• педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели [5];
• педагогическая технология - это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя [9];
• педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования [7].
Таким образом, подводя итог вышесказанному добавим, что педагогическая технология - это, на наш взгляд, идеи, подходы, методы, дидактический комплекс, которые несут в себе прогрессивное начало, которые дают возможность эффективно решать задачи образования.
Любая педагогическая технология должна отвечать некоторым методологическим требованиям (критериям технологичности). Основные из которых:
1.Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательной цели.
2. Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
3.Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
4. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными, результативными и оптимальными в расходах, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Проведенный нами анализ современных технологий обучения позволяет сгруппировать их в отдельные блоки, которые мы вслед за Г.К. Селевко [7] рекомендуем применять при обучении.
I. Личностно-ориентированные технологии, способствующие значительно повысить качество обучения учащихся начальных классов. К личностно-ориентированным технологиям мы относим:
1) гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили [1], который разработал и реализовал свою технологию сотрудничества личностного подхода, оригинальную методику обучения языку и математике. Особое значение при обучении языку Ш.А. Амонашвили придает формированию навыков письменноречевой деятельности учащихся, познавательному чтению и развитию лингвистических способностей. При этом важным он считает гуманистическое отношение к детям. Вместо обычно принятых в образовательных учреждениях отметок, которые он называет «костылями хромой педагогики», рекомендует оценивать труд учащихся качественно, словесно характеризуя их деятельность на занятии и используя самоанализ. Считая урок ведущей формой жизни учащихся, педагог-новатор предлагает проводить урок-солнце, урок-дружба, урок-радость, урок-жизнь, урок-творчество, урок-встреча, урок-труд, урок-игра [1: 54];
2) технологию педагогики сотрудничества - переход педагогики требований к педагогике гуманно-личностных ношений к ребенку, единство обучения и воспитания. В педагогике сотрудничества важное место занимает взаимоотношение учителя с учеником. Как известно, в традиционном обучении учитель является субъектом педагогического процесса, а ученик - объектом воздействия. В педагогике сотрудничества они оба субъекты и должны действовать согласованно в качестве партнеров.
II. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. К ним относятся игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, системы обучения: 1) игровые технологии. Игры являются стимулирующим фактором при овладении новым материалом, новой темой урока. По целевым ориентациям Г.К. Селевко [7: 44] различает игры дидактические (расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков и др.); воспитывающие (воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, мировоззренческих установок и др.); развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, мотивации учебной деятельности и др.); социализирующие (обучение общению и др.); 2) проблемное обучение. Технологию проблемного обучения стали применять в конце XIX века. Она основывается на теории американского ученого Дж. Дыона. Эта теория получила дальнейшее развитие в трудах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, А.В. Врушлинского, Т.В. Кудрявцева и др. Под проблемным обучением подразумевается создание учителем на уроке проблемных ситуаций и обсуждение с учащимися предполагаемых путей выхода из них, в результате которого дети учатся мыслить.
В последние годы успешно применяется технология проблемно-компьютерного обучения, в которой усвоение знаний происходит через создание проблемных ситуаций в диалоговом режиме;
3) технология коммуникативного обучения культуре изучаемого языка, т.е. обучение на основе общения, позволяет учащемуся на уроках русского языка овладеть знаниями и навыками на уровне, достаточном для общения в объеме требований действующих программ начальных общеобразовательных школ. Основными положениями этой технологии являются способы овладения русским языком, объем и частотность используемого учебного материала, совокупность реализуемых коммуникативных действий и др.;
4) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. При обучении учащихся начальных классов по этой технологии важным условием считается «наличие дополнительных управляемых источников информации (книги, словари, раздаточный материал, дидактические материалы, иллюстрации, компьютеры, ТСО)» [4: 9];
5) технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем. Педагог-новатор С.Н. Лысенкова создала в начальных классах новую методику - методику одновременного обучения учащихся с разными интеллектуальными способностями без дополнительных занятий, при отсутствии помощи со стороны родителей. При обсуждении трудных
тем на уроке вначале участвуют сильные, потом средние и в конце слабые учащиеся. Тем самым все дети принимают посильное участие в процессе обучения, передаче знаний друг другу.
Ключевые положения этой методики: последовательность, системный подход к подаче изучаемого материала; личностный подход к ребенку; предупреждение ошибок; создание атмосферы взаимопомощи, комфорта в классе, дифференцированный подход, доступность учебного материала каждому ученику;
6) компьютерные технологии обучения. Под компьютерной технологией обучения мы понимаем процесс подготовки и передачи информации обучаемому, используя возможности компьютера;
7) технология интенсивного обучения (от лат. intension - напряжение, усиление). При работе по этой технологии происходит ускоренное овладение изучаемого материала, активизируется познавательная деятельность обучающихся.
В России внедрение этой методики связано с именем Г.А. Китайгородской, которая прошла стажировку у Г. Лозанова. Интенсивная методика способствует усвоению максимального объема материала за сравнительно короткий отрезок времени, создает «сиюминутную мотивацию» обучения, общения в условиях, приближенных к реальной действительности, высокую результативность. Обучение по этой методике будет интенсивным при активизации всех учащихся.
Технология интенсивного обучения от традиционного отличается тем, что при таком обучении повышается внимание к изучаемому материалу, снимаются имеющиеся психологические барьеры, создается адекватная мотивация к изучению предмета, формируется социально-психологический климат и др.
III. Технология развивающего обучения. Основа теории развивающего обучения была заложена еще в первой половине XIX века зарубежными педагогами И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, русскими учеными-педагогами Л.С. Выготским, К.Д. Ушинским и др. С 60-х годов ХХ века эта теория стала развиваться интенсивно. Ее основу составляет проблема активизации и развития познавательной самостоятельности учащихся, и она вышла за рамки традиционной теории обучения в разряд современной (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и др.). Эта теория получила свое дальнейшее развитие в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других педагогов.
В педагогической литературе даются следующие ее определения: «Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)». «Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума». «В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности» [11: 180-185].
Технология развивающего обучения Л.В. Занкова построена на основе следующих дидактических принципов: системности и целостности содержания, обучения на высоком уровне трудности, ведущей роли теоретических знаний, изучения материала быстрыми темпами, развития всех учащихся, индивидуального подхода и др. При обучении предлагается использовать дидактические игры, форму дискуссии. Главный мотив учебной деятельности - познавательный интерес ребенка.
Технология развивающего обучения Д.В. Эльконина - В.В. Давыдова направлена на развитие логического, теоретического мышления ребенка. Особенностью системы этих авторов является построение содержания обучения на основе теоретических знаний. При обучении языку главным они считают фонематический принцип.
IV. Технология концентрированного обучения. Под концентрированным обучением понимается дозировка учебного времени, гибкий подход к организации урока, единовременное изучение предмета, объемных тем (например, ситуативно-тематическая организация учебного процесса при изучении тем «Предложение», «Текст» и др.) в целях повышения качества обучения и прочного усвоения материала. Для этого учитель создает учебные блоки, которые могут состоять из нескольких уроков.
Концентрированное обучение опирается на следующие принципы: концентрация учебного времени и изучаемого материала, проблемность, преемственность, системность и комплексность, вариативность и др.
В научных исследованиях выделяется три модели концентрированного обучения. Первая модель предусматривает изучение одного предмета в пределах фиксируемого времени; вторая модель предполагает укрупнение лишь одной организационно-дидактической единицы - учебного дня, количество изучаемых предметов в котором уменьшается до двух-трех; третья модель предусматривает «одновременное и параллельное изучение не более трех-четырех дисциплин, образующих своеобразный модуль» [9: 3].
V. Метод проектов в обучении. Среди множества инновационных технологий обучения учащихся особое место занимает метод проектов, важным условием которого является приобщение учащихся к активной мыслительной деятельности. Создание проблемной ситуации составляет основу проекта, для решения которого требуется не только владение языком как лингвистической наукой, но и серьезные знания по изучаемому предмету, коммуникативные умения.
Метод проекта успешно используется в практике преподавания разных дисциплин, потому что включает в себя следующие проекты: исследовательские (обосновывается актуальность темы, ставятся конкретные цели, задачи исследования, указываются пути решения поставленных задач, делаются соответствующие ссылки на использованную литературу), творческие (творческие работы в виде составления сценария вечера, праздника, составления плана сочинения, изложения; статьи для школьной стенной газеты), практико-ориентированные (четкое планирование всех этапов деятельности с определением задач каждому ученику, микрогруппе и группе в целом с целью достижения конечного положительного результата), информационные (предполагают сбор информации по теме, ее изложение, обсуждение вместе с участниками проекта, обобщение), ролевые (исходя из содержания проекта учащиеся исполняют роли, актуализируется потребность что-либо сказать или спросить о чем-то), межпредметные (на основе нескольких предметов).
Таким образом, подводя итог вышесказанному, еще раз отметим, что в педагогической науке существует немало технологий, способствующих повышению качества учебного процесса. Задача учителя - правильно ориентироваться в потоке нововведений, выбрать наиболее оптимальный вариант изложения учебного материала для каждого этапа обучения. При этом следует учесть, что некоторые из них можно успешно использовать в сочетании друг с другом.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. 208 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 303 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
4. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., 2000.
5. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989. 402 с.
6. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и
основные понятия // Педагогика. 2004. №4. С. 11-21.
7. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М., 1998. 398 с.
8. Российское образование: опыт работы инновационных образовательных учреждений. М., 2006. 72 с.
9. Цараева З.Г. Инновационные технологии в современной системе начального
профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 23 с.
10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.