Научная статья на тему 'Формирование этического компонента межкультурной компетенции у студентов-историков'

Формирование этического компонента межкультурной компетенции у студентов-историков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERCULTURAL COMPETENCE / ЭТИКА / ETHICS / МОРАЛЬ / MORALITY / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Татьяна Витальевна, Самсонова Ирина Станиславовна

Статья посвящена изучению проблемы формирования этического компонента межкультурной компетенции студентов и последующему созданию системы занятий, направленных на эффективное формирование указанной компетенции у студентов-историков. Актуальность работы обусловлена в первую очередь тем, что в нынешних социокультурных условиях у человека ежедневно возникает необходимость и потребность устанавливать контакты с представителями иных культур как в быту, так и в учебной и профессиональной деятельности. Будущий специалист в области истории должен уметь преодолевать неизбежные трудности при соприкосновении с иной культурой и ее носителями. Кроме того, каждый человек должен научиться отношению к иному образу жизни, целям и ценностям с позиции этики и морали. В статье приводятся результаты проведенного авторами опроса, выявляющего уровень сформированности у студентов представлений о межкультурных различиях, их направленность на межкультурное сотрудничество, а также уровень толерантности как одного из базовых качеств этического компонента межкультурной компетенции. Освещены этапы, цели, формы и содержание процесса формирования этического компонента межкультурной компетенции у студентов-историков, конкретизированы знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Татьяна Витальевна, Самсонова Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ETHICAL COMPONENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE IN STUDENTS-HISTORIANS

The article is devoted to the study of the problem of the formation of the ethical component of the intercultural competence of students and the subsequent creation of a system of studies aimed at the effective formation of this competence among students-historians. The urgency of the work is due primarily to the fact that in the current socio-cultural conditions, a person daily needs and the need to establish contacts with representatives of other cultures both in everyday life, and in educational and professional activities. A future historian should be able to overcome the inevitable difficulties in contact with a different culture and its carriers. In addition, each person must learn to relate to a different way of life, goals and values from the standpoint of ethics and morality. The article contains the results of the survey conducted by the authors, which reveals the level of students' knowledge of intercultural differences, their orientation to intercultural cooperation, and the level of tolerance as one of the basic qualities of the ethical component of intercultural competence. The stages, goals, forms and content of the process of formation of the ethical component of intercultural competence for students-historians are highlighted, knowledge, skills and skills acquired by students are specified.

Текст научной работы на тему «Формирование этического компонента межкультурной компетенции у студентов-историков»

педагогические науки

Емельянова Татьяна Витальевна, Самсонова Ирина Станиславовна ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ...

УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ

© 2018

Емельянова Татьяна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Самсонова Ирина Станиславовна, студентка магистратуры кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования этического компонента межкультурной компетенции студентов и последующему созданию системы занятий, направленных на эффективное формирование указанной компетенции у студентов-историков. Актуальность работы обусловлена в первую очередь тем, что в нынешних социокультурных условиях у человека ежедневно возникает необходимость и потребность устанавливать контакты с представителями иных культур как в быту, так и в учебной и профессиональной деятельности. Будущий специалист в области истории должен уметь преодолевать неизбежные трудности при соприкосновении с иной культурой и ее носителями. Кроме того, каждый человек должен научиться отношению к иному образу жизни, целям и ценностям с позиции этики и морали. В статье приводятся результаты проведенного авторами опроса, выявляющего уровень сформированности у студентов представлений о межкультурных различиях, их направленность на межкультурное сотрудничество, а также уровень толерантности как одного из базовых качеств этического компонента межкультурной компетенции. Освещены этапы, цели, формы и содержание процесса формирования этического компонента межкультурной компетенции у студентов-историков, конкретизированы знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися.

Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, этика, мораль, общение, взаимодействие.

FORMATION OF THE ETHICAL COMPONENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE

IN STUDENTS-HISTORIANS

© 2018

Emelyanova Tatiana Vitalievna, candidate of pedagogical sciences, associate Professor of the department "Pedagogy and Teaching Methods" Samsonova Irina Stanislavovna, master's student of the department "Pedagogy and Teaching Methods" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya strreet, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of the formation of the ethical component of the intercultural competence of students and the subsequent creation of a system of studies aimed at the effective formation of this competence among students-historians. The urgency of the work is due primarily to the fact that in the current socio-cultural conditions, a person daily needs and the need to establish contacts with representatives of other cultures both in everyday life, and in educational and professional activities. A future historian should be able to overcome the inevitable difficulties in contact with a different culture and its carriers. In addition, each person must learn to relate to a different way of life, goals and values from the standpoint of ethics and morality. The article contains the results of the survey conducted by the authors, which reveals the level of students' knowledge of intercultural differences, their orientation to intercultural cooperation, and the level of tolerance as one of the basic qualities of the ethical component of intercultural competence. The stages, goals, forms and content of the process of formation of the ethical component of intercultural competence for students-historians are highlighted, knowledge, skills and skills acquired by students are specified.

Keywords: educational process in the university, intercultural communication, intercultural competence, ethics, morality, communication, interaction.

На современном этапе развития в результате процесса глобализации возникает необходимость установления эффективного межкультурного сотрудничества. Происходит расширение взаимосвязей не только отдельных людей, но и государств, народов, цивилизаций, что позволяет взаимодействовать с представителями различных культур. В связи с этим особую важность приобретают знания, умения, навыки, необходимые для всех участников межкультурного общения, а также доброжелательный настрой по отношению к представителям этнокультурных групп, т.е. обладание межкультурной компетенцией.

В научной педагогической литературе не существует единого мнения относительно сущности и структуры межкультурной компетенции. Зарубежные исследователи в определении этого понятия склонны придерживаться бихевиористической теории: они объясняют данное явление с позиции поведения человека и выделяют личностные качества, составляющие компетенцию при общении с представителями различных культур. В частности, речь идет о проявлении уважения и положительной оценки по отношению к другому индивиду, об отсутствии предубеждений к поведению иного человека, о способности собеседника принять отличную от собственной точку зрения на происходящие события; о тер-

пимом отношении к непредсказуемому исходу событий и умении действовать в непонятной ситуации [1, с. 14].

В отечественной педагогической науке определение понятия «межкультурная компетенция» включает не только личностные качества, но и знания, умения, позволяющие индивиду объективно рассматривать коммуникативное состояние, продуктивно применять вербальные и невербальные методы, реализовывать на практике коммуникативные намерения и апробировать результаты контактов, используя обратную связь [2, с. 278].

Анализ научной литературы показал, что межкультурная компетенция является комплексным понятием. Среди её основных компонентов можно выделить следующие:

1) когнитивный - знание о различных культурах;

2) деятельностный - умение существовать в поликультурном коллективе;

3) этический - соблюдение и восприятие своих и иных целей, мотивов поведения и нравственных установок;

4) эмоциональный - отношение к этническому многообразию.

В нашей статье особое внимание уделяется этическому компоненту.

Формирование межкультурной компетенции про-

Emelyanova Tatiana Vitalievna, Samsonova Irina Stanislavovna FORMATION OF THE ETHICAL COMPONENT ...

pedagogical sciences

исходит в условиях мультикультурного пространства [3-7]. Мультикультурализм является одним из проявлений общественных отношений и выражается, прежде всего, в сосуществовании культур с целью их развития, взаимопроникновения и обогащения в рамках массовой культуры.

Выделение этического компонента межкультурной компетенции продиктовано тем, что для достижения полного взаимопонимания одного только понимания целей и мотивов поведения партнеров в конкретных ситуациях межкультурного взаимодействия бывает недостаточно. Также и поведение вне своей культуры не может быть основано лишь на «общих рекомендациях для выезжающих за рубеж». Отсюда - необходимость помочь обучающимся осознать общекультурные этические основы человеческого поведения, систему общечеловеческих ценностных ориентаций.

Человек со сформированной межкультурной компетенцией в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить честью своей и окружающих, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации своего и других народов, поставить под сомнение политические, культурные и другие качества государства (как своего, так и иного). В этом, в основном, и заключается этический компонент межкультурной компетенции.

Формирование этического компонента межкультурной компетенции включает несколько этапов:

1. Общая этическая и культурно-специфическая подготовка, ознакомление с той или иной культурой, подразумевающее понимание особенностей своей и чужой культуры.

2. Психологическая подготовка, получение сведений о культурных особенностях той или иной страны или этноса, подготовка к неизбежному «культурному шоку»

3. Практическая подготовка, получение опыта межкультурного взаимодействия, способствующего культурной адаптации в незнакомой культуре.

Американские исследователи К. Sitaram и R. Cogdell выработали практические рекомендации, которые имеют прямое отношение к этическому аспекту рассматриваемого вопроса. В их числе:

1. Уважительное отношение к своей и чужой культуре.

2. Стремление понять особенности другой религии.

3. Недопустимость суждения о людях по цвету кожи и акценту.

4. Понимание, того, что у каждой культуры есть свои ценности.

5. Осознание того, что каждая культура - часть глобального культурного пространства [8, с. 76].

Самарский регион являет поликультурным, на его территории проживает более 135 различных этносов и этнических групп [9, с. 59]. Кроме того, в регионе учатся и работают представители зарубежья. Так, в настоящий момент в Тольяттинском государственном университете обучаются более 200 иностранных студентов из стран СНГ (Казахстан, Армения, Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан), стран Балтии и дальнего зарубежья [9, с. 152].

Для установления уровня сформированно-сти межкультурной компетенции среди студентов Тольяттинского государственного университета был проведен опрос, в котором участвовали и представители различных этнических групп России, и иностранные студенты. Опроса был нацелен на выявление:

- коммуникативно-этических установок у студентов (способность конструктивно урегулировать конфликтные ситуации в общении с оппонентами, уважительно воспринимать иное мнение);

- отношения к этническому многообразию;

- умений взаимодействовать в поликультурном обществе.

Исследование проводилось среди студентов-историков 1 и 2 курсов. В опросе приняли участие 41 учащийся,

возраст которых находится в диапазоне от 17 до 24 лет.

За основу был взят опросник, созданный психологами центра «Гратис» (Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой). Вопросы, содержащиеся в нем, позволяют определить уровень толерантности, которая, в свою очередь, является одним из базовых понятий этики, личностной формой морального сознания.

В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень этнической толерантности большинства опрошенных (90 %) является средним. Параллельно с опросом было проведено анкетирование, в котором большинство респондентов оценили свой собственный уровень толерантности как высокий (81 %). В действительности высокой степенью толерантности владеют только 10 % опрошенных.

Для качественного анализа уровня толерантности студентов можно выделить следующие субшкалы:

1) этническая толерантность;

2) социальная толерантность;

3) толерантность как личностная черта.

Определение уровня этнической толерантности

способствует выявлению у респондентов отношения к представителям различных этнических групп, а также имеющихся установок в области межкультурного взаимодействия. Общий уровень по результатам опроса у большинства респондентов является средним, причем только у 20 % опрошенных степень её развития оказалась высокой.

Измерение социальной толерантности позволяет проанализировать толерантные и интолерантные проявления относительно существующего культурного многообразия, а также исследовать личностные установки по отношению к отдельным социальным процессам. Общий показатель социальной толерантности у большинства опрошенных является средним, причем у 10 % опрошенных он находится на высоком, а у 6 % респондентов на низком уровне.

Выявление толерантности в качестве личностной особенности позволяет проанализировать убеждения, установки, определяющие отношение человека к окружающему миру [10-16]. Уровень толерантности как личностной черты находится у большинства опрошенных на среднем уровне развития, причем у 13 % опрошенных он находится на высоком уровне.

Анализ результатов опроса подтвердил наши выводы о слабом представлении у студентов о межкультурных различиях и их направленности на межкультурное сотрудничество, толерантность и понимание важности быть компетентным при контактах с представителями других культур. В связи с этим можно сделать вывод, что отношение к этническому многообразию среди опрошенных является нейтральным, однако отдельные показатели у некоторых респондентов находится на низком уровне, что говорит о негативном восприятии представителей этнических групп в отдельных ситуациях.

В организации мероприятий, направленных на формирование этического компонента межкультурной компетенции, особая роль отводится преподавателю, которому необходимо учитывать следующие моменты:

1. Необходимость личного примера преподавателя. На занятии преподавателю нужно в равной степени уделять внимание всем студентам, вне зависимости от их этнической принадлежности, причем необходимо исключить акцентирование внимания на национальных отличиях, пресекая подобные проявления со стороны студентов.

2. Формирование смешанного состава групп. При выполнении групповых заданий необходимо создать условия для взаимодействия студентов различных национальностей, в том числе использовать возможность искусственного создания групп, когда преподаватель самостоятельно формирует её состав.

3. Сопровождение групп. В процессе выполнения

педагогические науки

Емельянова Татьяна Витальевна, Самсонова Ирина Станиславовна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ...

групповых заданий преподавателю необходимо контролировать ход работы. В случае возникновения конфликтных ситуаций, в том числе основанных на национальной почве, необходимо организовывать проведение беседы, разъяснения, диалога как со всей группой, так и с отдельными её представителями.

4. Проведение индивидуальной работы со студентами, которые стремятся отделиться от коллектива и действовать вне его.

Наиболее эффективными формами организации работы для формирования этического компонента межкультурной компетенции являются:

1. Лекции, включающие материал об истории, культуре, особенностях той или иной этнической группы.

2. Проблемные семинары и тренинги, где обучающиеся узнают, как тактично и правильно общаться с представителями иных культур. На конкретных примерах, которые могут возникнуть в работе любого образовательного учреждения, рассматриваются ситуации взаимодействия со студентами - представителями иных народов и конфессий.

3. Костюмированные семинары, в процессе которых учащиеся находят информацию о конкретной этнической группе, проживающей на территории региона, или представители которой обучаются в группах, и знакомят остальную группу с результатами исследования. Для занятия студенты могут приготовить национальные костюмы, атрибутику, блюда, которые позволят более тесно соприкоснуться с представленной культурой.

Данные мероприятия могут осуществляться в рамках учебных курсов «Этнология», «История Поволжья», «История этносов Поволжья», подразумевающих изучение особенностей отдельных этносов, проживающих на территории региона.

Рассмотрим указанные мероприятия в связи с указанными выше этапами формирования этического компонента межкультурной компетенции студентов, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание этапов формирования этического компонента межкультурной компетенции

№ Этапы формирования межкультурнон компетенции - Содержание этапа

1 Общая этическая и культурно-специфическая подготовка Формирование интереса к представителю иной культуры и его стране, уважения к культуре партнера по общению Лекция «Страноведение{исторические факты, о собенно сги э похи, наука, иску сство, выдающиеся личности и др.)

Проблемный семинар «Культура и ее влияние на личность и мировосприятие носителя культуры»

Проблемный семинар «Народные идеалы совершенной личности«

Тренинг «Кто я? Где я?» (распознавание страны и представителя нар од а по отрывочным сведениям из области культуры)

1 Психологическая подготовка Преодоление стереотипов в отношении других народов и их культуры Лекция «Этнокультурные традициив произведениях.художественной литературы»

Пр о б л емный с еминар «Импульсивность итальянца и медлительность латыша—миф или

Тренинг «Фоновые знания языковых национальных особенностей (пословицы, фразеологизмы, названия предметов быта и др.)

3 Праигаести подготовка Формирование терпимости к «инакости» собеседника Лекция «Приемы и обычаи народов на разные

Пр о б л емный с еминар ««О, кого я вижу?» (национальные особенности одежды, прически, атрибутики и др.)

Костюмированный семинар «Все флаги - в гости

В результате студент должен знать: сущность и специфику межкультурной коммуникации; этические основы общения носителей разных культур и субкультур; ценности, нормы, верования, символы различных культур; особенности бытовой культуры в национальном аспекте; особенности невербального поведения представителей различных культур.

Студент должен уметь: находить этически обоснованные решения в различных ситуациях межкультурного общения; распознавать невербальные сигналы в процессе межкультурного общения; составлять коммуникативный портрет личности.

Владеть: опытом этически обоснованного решения переводческих задач в процессе межкультурной коммуникации; правилами международного этикета и особен-

ностей невербальной коммуникации в процессе повседневного межкультурного общения; навыками преодоления барьеров кросскультурного общения.

Таким образом, цель процесса формирования этического компонента межкультурной компетенции - осознание студентами того, что залог успеха заключается в уважительном, толерантном отношении к проявлениям национально-культурной специфики представителей иного культурного сообщества, умении осознанно воспринимать и принимать культурные факторы в процессе коммуникативного взаимодействия в ситуациях муж-культурного общения, способности освобождаться от предрассудков и негативных стереотипов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Синицина Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования / Ю.А. Синицина // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 6. - 14 с.

2. Садохин А.П. Межкультурная коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

3. Смирнова Е.В. Межкультурная коммуникация в практике преподавания иностранного языка в аспекте отображения английского каламбура // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 29-31.

4. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 71-74.

5. Аниськин В.Н., Борисов А.Я., Дичинская Л.Е., Жукова Т.А., Шренк М. Особенности подготовки бакалавров образования в условиях развития мультикуль-турных процессов (на примере России и Германии) // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 48-52.

6. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 8-11.

7. Алескерова С.М. Особенности проявления гуманистической сущности искусства в современную эпоху // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 10-15.

8. Sitaram, K.S.Foundations of intercultural communication / K.S. Sitaram, R.T. Cogdell. - Columbus, Ohio: C.E. Merrill Pub. Co. - 1976. - 245 p.

9. Меркулова Л.П. Компетенция межкультурного общения студенческой молодежи: монография / Л.П. Меркулова, И.А. Киреева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. С. П. Королева» (Нац. исслед. ун-т). - Самара: Изд-во СГАУ, 2011. - 194 с.

10. Старицына О.А., Грищенко О.Н. Понятие «толерантность» и её место в системе базовых ценностей жителей России и Германии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 297-301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Стец В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.

12. Сайфуллина Н.А., Корнийченко Т.Ю. Изучение уровня эмпатии и толерантности специалистов специальной системы образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 259-261.

13. Ефимова Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 115-118.

14. Сайфутдиярова Е.Ф., Ахматханова Л.А. Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

15. Лесите Э.Ю., Павлова Е.В. Формирование то-

Emelyanova Tatiana Vitalievna, Samsonova Irina Stanislavovna

FORMATION OF THE ETHICAL COMPONENT ...

pedagogical sciences

лерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 79-81.

16. Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Проблемы толера-низации в обществе, а также психолого-педагогической теории и практике // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 103-110.

Статья поступила в редакцию 17.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.