Научная статья на тему 'Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству'

Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна

Необходимость выхода в международное образовательное пространство задача, которая в настоящее время стоит перед вузами Российской Федерации. Составляющей частью этого является привлечение иностранных студентов для обучения в России. В данной статье поднимается вопрос оптимизации качества подготовки студентов-иностранцев к межкультурному сотрудничеству. В условиях учебно-воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования оптимизации качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству требует поиска комплексных, наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям молодежи подходов, технологий, форм, методов и средств, направленных на развитие их субъектности, способности самостоятельно реализовать толерантное отношение к инокультурному окружению в своей деятельности. На современном этапе развития образования в процессе становления личности студента приоритетную роль должна играть сама личность, стремление студента изучить и осмыслить опыт интеркультуры образования. В исследовании системный подход к оценке зарубежного опыта учебно-воспитательной работы предполагает рассмотрение как аспектов интеркультуры образования, так и целостной системы межкультурного сотрудничества в сфере образования. В статье показан набор условий и аспектов учебно-воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования, адекватных реальному процессу межкультурного сотрудничества студентов, который позволит адаптироваться иностранным студентам и педагогам к практике межкультурного сотрудничества в период обучения в вузе. Автор говорит о необходимости модели подготовки иностранных студентов в контексте межкультурного сотрудничества направленной на то, чтобы отечественные педагоги и иностранные студенты могли осуществлять международное сотрудничество в области высшего и дополнительного образования на базе региональных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE QUALITY OF TRAINING FOREIGN STUDENTS TO INTERCULTURAL COOPERATION

Necessity access to the international educational area is a task which is currently facing the universities of the Russian Federation. An integral part of this is to attract foreign students to study in Russia. In this article raises the issue of optimization of the quality of training foreign students to intercultural cooperation. Under the conditions of teaching and educational activities in the higher professional education system to optimize the quality of training of foreign students to intercultural cooperation requires finding the complex, the most efficient and appropriate to the age peculiarities of young people approaches, technologies, forms, methods and tools aimed at the development of their subjecthood, the ability independent implementation of tolerant attitude to environment of foreign culture in its activities. At the present stage of development of education in the process of formation of the student's personality a primary role should play the personality itself, student's aspiration to explore and reflect the experience of education's foreign culture. At the research the system approach to the assessment of the foreign experience teaching and educational work assumes consideration both aspects of education's foreign culture as well as the integral system of intercultural cooperation in the field of education. In the article is specified the set of conditions and aspects of the teaching and educational activities in the higher professional education system adequate to the real process of intercultural cooperation of students. It will allow foreign students and educators to adapt and practice intercultural cooperation in the period of study at the university. The author speaks about the necessity of the model of training foreign students in the context of intercultural cooperation directed to ensure that domestic teachers and foreign students can carry out international cooperation in the field of higher and supplementary education based on regional universities.

Текст научной работы на тему «Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству»

Л.А. Апанасюк

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ..

УДК 378.1:008

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

© 2015

Л.А. Апанасюк, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Необходимость выхода в международное образовательное пространство - задача, которая в настоящее время стоит перед вузами Российской Федерации. Составляющей частью этого является привлечение иностранных студентов для обучения в России. В данной статье поднимается вопрос оптимизации качества подготовки студентов-иностранцев к межкультурному сотрудничеству. В условиях учебно-воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования оптимизации качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству требует поиска комплексных, наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям молодежи подходов, технологий, форм, методов и средств, направленных на развитие их субъект-ности, способности самостоятельно реализовать толерантное отношение к инокультурному окружению в своей деятельности. На современном этапе развития образования в процессе становления личности студента приоритетную роль должна играть сама личность, стремление студента изучить и осмыслить опыт интеркультуры образования. В исследовании системный подход к оценке зарубежного опыта учебно-воспитательной работы предполагает рассмотрение как аспектов интеркультуры образования, так и целостной системы межкультурного сотрудничества в сфере образования. В статье показан набор условий и аспектов учебно-воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования, адекватных реальному процессу межкультурного сотрудничества студентов, который позволит адаптироваться иностранным студентам и педагогам к практике межкультурного сотрудничества в период обучения в вузе. Автор говорит о необходимости модели подготовки иностранных студентов в контексте межкультурного сотрудничества направленной на то, чтобы отечественные педагоги и иностранные студенты могли осуществлять международное сотрудничество в области высшего и дополнительного образования на базе региональных вузов.

Ключевые слова: межкультурное сотрудничество; иностранные студенты; социально-культурная деятельность; русский язык как иностранный.

Как пишет Hothousemedia, согласно последним данным, опубликованным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), количество иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях за пределами своих стран, увеличилась в 2011 году до 4,3 млн., и развивающиеся направления продолжают увеличивать свою долю рынка. Цифры доклада «Образование одним взглядом 2013: показатели ОЭСР» в 4.3 млн студентов говорят об увеличении числа мобильных студентов в мире примерно на пять процентов по сравнению с 2010 годом, когда в общей сложности их было 4,1 млн. человек. А в целом с 2000 года значения возросли более чем вдвое [1].

В Российской Федерации, как активном участнике этого процесса, создана Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг., в которой сказано, что доля иностранных студентов, обучающихся в России, должна вырасти с 2,3% в 2011 г. до 10% к 2020 г. [2]. В связи с этим вопрос оптимизации качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству особенно актуален в настоящее время в поликультурном образовательном пространстве вуза, а приобретение опыта межкультурного общения важно для реализации будущими специалистами их профессионального потенциала в условиях диалога культур.

В условиях учебно-воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования оптимизации качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству требует поиска комплексных, наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям молодежи подходов, технологий, форм, методов и средств, направленных на развитие, прежде всего, их субъектности, способности самостоятельно реализовать толерантное отношение к инокуль-турному окружению как в трудовой и учебной, так и в досуговой деятельности. Воспитание толерантности - фактор, необходимый для межкультурного сотрудничества в студенческой среде. Это и условие, и залог успешного взаимодействия между студентами - представителями разных культур. Толерантность стала составной частью демократического развития общества и находится в центре внимания различных государственных и общественных структур.

На современном этапе развития образования в процессе становления личности студента приоритетную роль должна играть сама личность, стремление студента изучить и осмыслить опыт интеркультуры образования. В исследовании системный подход к оценке зарубежного опыта учебно-воспитательной работы предполагает рассмотрение как аспектов интеркультуры образования, так и целостной системы межкультурного сотрудничества (межкультурной коммуникации в том числе) в сфере образования [3].

На данный процесс направлена дидактическая модель подготовки иностранных студентов в контексте межкультурного сотрудничества, которая включает полный набор условий и аспектов учебно-воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования, адекватных реальному процессу межкультурного сотрудничества студентов. В этом случае концентрация усилий педагога и студента-иностранца направлена на изучение, осмысление и использование зарубежного опыта социально-культурной работы непосредственно в целостном учебно-воспитательном процессе в рамках вуза, а также при обучении русскому языку как иностранному. Совместное сотрудничество преподавателей и иностранных студентов позволило зафиксировать позитивные тенденции опыта межкультурного сотрудничества и выявить содержание и направление развития социально-культурной практики вузов, осмыслить и освоить подходы к учебному процессу в условиях международной деятельности [4]. В контексте модернизации российского образования более полезной представляется практически ориентированная совместная работа преподавателя и студента-иностранца, основанная на межкультурном сотрудничестве и коммуникации [5]. При подготовке иностранных студентов несоизмеримо повышается роль интеграции образовательных воздействий (международные образовательные институты на территории России / региона, отечественные и зарубежные педагоги, отечественные и зарубежные средства информации, центры международной культуры). Исследование рынка услуг в региональных системах высшего профессионального образования (неязыковые вузы г.Самара, г.Тольятти) позволило установить необходимость изменений в процессе подготовки

Л.А. Апанасюк

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ...

иностранных студентов. Особо отметим, что традиционный процесс подготовки студентов-иностранцев чаще удовлетворяет потребностям отечественных вузов, обеспечивающих функционирование систем высшего профессионального образования в условиях национальной культуры. Дидактическая модель подготовки иностранных студентов в контексте межкультурного сотрудничества направлена на то, чтобы отечественные педагоги и иностранные студенты могли осуществлять международное сотрудничество в области высшего и дополнительного образования на базе региональных вузов. Следовательно, модель студента, ориентированная на интеграцию национальных культур образования двух и более государств, позволяет приблизиться к формированию межкультурного личностного потенциала субъекта образования и последующего функционирования.

Известно, что «основной недостаток традиционной системы образования - разрыв между теорией и практикой» [6, с.13]. Разрабатываемая нами модель подготовки позволяет адаптироваться студенту-иностранцу и педагогу к практике межкультурного сотрудничества в период обучения в вузе. Теоретическая и практическая подготовка иностранных студентов объединены, предполагают заимствование опыта социально-культурной работы национальной образовательной системы. Преимущества такого сочетания - в повышении эффективности межкультурного сотрудничества. А вот организация этой деятельности и управление ею в рамках целостного педагогического процесса есть основная задача преподавателей. Целесообразность подготовки студентов-иностранцев в контексте межкультурного сотрудничества, а также при обучении русскому языку как иностранному в системе высшего и дополнительного образования представляется очевидной.

Дидактическая модель настоящего исследования включает современные технологические решения проблемы развития иностранного студента как субъекта диалога культур. Однако только системное представление всех закономерностей целостного педагогического процесса на основе новой дидактической модели обеспечивает его активное функционирование и направлено на формирование вариативного личностного потенциала студента-иностранца. Признаками целостного педагогического процесса являются взаимосвязь и взаимообусловленность процессов воспитания и самовоспитания, формирования и развития личности как субъекта диалога культур. К структурным компонентам дидактической модели отнесены: педагогические цели, задачи, содержание, формы, методы, обусловленные потребностями иностранных студентов при проектировании и организации межкультурного сотрудничества. Дидактическая модель подготовки иностранного студента сконструирована таким образом, чтобы стало возможным открытие новых объективно-устойчивых связей между целями, содержанием, условиями, средствами и результатами педагогического действия. Критерием качества образовательного результата такой модели подготовки будет являться вариативный личностный потенциал иностранного студента как будущего специалиста: профессиональные, творческие, интеллектуальные свойства личности, которые в совокупности дадут особую профессиональную культуру. Главной целью модели является оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству.

Важной представляется организация активной познавательной и социально-культурной деятельности для формирования вариативных личностных свойств иностранных студентов, выявление уровня готовности студентов к осуществлению социально-культурной деятельности, направленной на обеспечение нового качества функционирования системы высшего профессионального образования. Работа преподавателя дисциплины «Русский язык как иностранный» или спецдисциплины направлена на формирование студента, который: об-

ладал бы мышлением в контексте диалога культур; умел бы выделить межкультурную ситуацию из всего многообразия ситуаций в национальной культуре образования страны проживания; был бы готов к использованию всего разнообразия средств зарубежного межкультурного опыта в повседневной деятельности; был бы «проводником» интеркультурного качества в национальную культуру образования; обладал бы методологическими и рефлексивными умениями [7]. Заметим, что первоочередная цель является практической, развивающей, образовательной и воспитательной, а аспекты содержания дидактической модели отражают контекст межкультурного сотрудничества студентов-иностранцев.

Контекст межкультурного сотрудничества включает: 1) изучение, осмысление и применение опыта культурного сотрудничества ведущих российских вузов в социально-культурной работе в условиях регионального вуза; 2) изучение, осмысление и применение национального потенциала социально-культурной деятельности, высшего образования, интернационального опыта социально-культурной деятельности; 3) изучение, осмысление и применение достижений интернациональной практики высшей профессиональной школы на основе применения ресурсов информационно-коммуникационных технологий, а также технологий социально-культурной деятельности [8].

Иными словами, в основу дидактической модели заложен контекст межкультурного сотрудничества. Процедура межкультурного сотрудничества в рамках разработанной модели более определенна и механична, что обеспечивает формирование готовности иностранного студента к социально-культурной деятельности при проектировании и организации международного сотрудничества [9-18].

В дидактической модели подготовки иностранного студента в контексте межкультурного сотрудничества продемонстрировано поэтапное формирование вариативного личностного потенциала иностранного студента при изучении каждого модуля целостного педагогического процесса [19-22]. Изучение модулей проводится в контекстном учебно-воспитательном процессе.

Объект, подлежащий изучению (межкультурное сотрудничество и межкультурная коммуникация), может быть взят в большем или меньшем объеме и ориентирован касательно социально-культурной деятельности, но он представляет собой конкретную систему, на которую и направлен материал каждого модуля.

По мере приобретения знаний об объекте происходит расширение емкости ключевых понятий в области социально-культурной деятельности, устанавливаются логические связи с другими понятиями в социально-культурной деятельности и смежных науках, дается их профессиональная интерпретация на основе использования опыта межкультурного сотрудничества, вырабатываются стереотипы социально-культурной деятельности при решении профессиональных задач, отрабатываются алгоритмы и основы ориентировочной деятельности, осуществляется её осознание и рефлексия с помощью специально организованных (межкультурных) условий учебной деятельности.

Понятие «рефлексия» (лат. геАехю - отражение), возникшее в философии, означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании [23]. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями [24-27]. Рефлексия в педагогике понимается как «способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность» [28, с.440]. Проанализировав определения понятия «рефлексия» в различных областях науки, мы пришли к выводу, что на начальных этапах межкультурного сотрудничества иностранные студенты имеют, как правило, недостаточный уровень развития рефлексии,

Л.А. Апанасюк педагогические

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ... науки

что объясняется небогатым опытом совместной деятельности с принимающей стороной [29, 30].

Осуществлению рефлексии и оптимизации качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству способствуют определенные пути взаимодействия преподавателя и иностранных студентов: 1) имитативный; 2) репродуктивный; 3) продуктивный; 4) проблемный.

В этой связи используются адекватные способы овладения содержанием учебно-воспитательной деятельности: 1) ознакомление с опытом, теорией и практикой; 2) поиск информации в области теории и практики социально-культурной деятельности; 3) закрепление умений и навыков в области социально-культурной работы на основе применения опыта региональных вузов; 4) осмысление и применение международного опыта.

Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству - сложный процесс. Доминантной особенностью этого процесса является личность самого студента-иностранца. Каждый студент является активным участником процесса межкультурного сотрудничества, внося свой вклад в опыт межкультурного взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сайт «Консультант Международного образования». (http://www.parta.org)

2. Сайт «Информационно-правовой портал "Гарант"». (http://www.base.garant.ru)

3. Плахова О.А. Перевод советизмов как проблема межкультурной коммуникации (на материале произведений М.А. Булгакова). Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методи-ко-дидактические исследования. 2010. № 13. С. 183-191.

4. Смирнова Е.В. Информационное пространство вуза, детерминирующее развитие межкультурной компетенции личности в условиях поликультурного и мультилингвального взаимодействия / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. №4 (26). С. 283-286.

5. Плахова О.А. Роль народной сказки в развитии социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка / Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2004. №4. С. 76-82.

6. Рябов, В.В. Модель государственных стандартов высшего педагогического образования: Отечественный опыт модернизации и Болонский процесс / В.В. Рябов, И.П. Пищулин, В.М. Ананишнев. - М.: МГПУ, 2004. - 84 с.

7. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникативного взаимодействия / Балтийский гуманитарный журнал. 2013. №2. С. 33-36.

8. Критерии оценки качества подготовки педагогов к межкультурной деятельности в ходе изучения спецкурса иностранного языка / Меркулова Л.П., Киреева И.А., Якушева Т.С. - Инновации и инвестиции. 2014. № 2. С. 157-158.

9. Бухалова Н.А., Павлова О.А. Формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров на дисциплинах социально-гуманитарного цикла посредством бинарных занятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 18-22.

10. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.

11. Гостева Л.З., Полевая Н.М. Социальная поддержка студентов «группы риска» в высших учебных заведениях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 40-43.

12. Амитрова М.В., Гусаров Ю.В., Мягкова В.Ю. Специфика социальной компетенции в условиях вирту-68

альной социальной среды // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 230-235.

13. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

14. Иванов М.Ю. Специфика социальных услуг как средства получения социальных эффектов // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 71-73.

15. Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46-49.

16. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

17. Лесите Э.Ю., Павлова Е.В. Формирование толерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 79-81.

18. Слесарев Ю.В. Модель социального поведения в контексте формирования интегративно-аксиологиче-ского базиса социальной компетентности студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 69-75.

19. Ширина Т.Г. Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 71-72.

20. Морозова И.Г. Повышение инфокоммуникацион-ной компетенции преподавателей в проектах дистанционного обучения иностранных студентов // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 79-80.

21. Джамирзе Н.К., Басте А.К. Психологические особенности адаптации иностранных студентов в Адыгейском государственном университете // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 73-76.

22. Каргина Е.В. Развитие системы сопровождения и поддержки как эффективный инструмент привлечения иностранных студентов в российские вузы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 102-105.

23. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. - Ростов н/Д, 2006.

24. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д., 2006.

25. Кананчук Л.А., Смолева Т.О. Особенности рефлексии студентов-представителей разных этнических групп // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 91-94.

26. Парменов А.А. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 35-39.

27. Оксентюк Н.В. Роль рефлексии в перестройке смыслов личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 151-153.

28. Спутник исследователя по педагогике / авт. -сост. А.М. Баскаков, Ю.Г. Соколова; под общ. ред. А.М. Баскакова. - Челябинск, 2008.

29. Татарницева С.Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 2003

30. Цыганова Л.В. Стратегии самостоятельной учебной работы как основа ее эффективной организации Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 69-71.

Л.А. Апанасюк

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ...

OPTIMIZATION OF THE QUALITY OF TRAINING FOREIGN STUDENTS TO INTERCULTURAL COOPERATION

© 2015

L.A. Apanasyuk, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of «Theory and Methods of Teaching of Foreign Languages and Cultures»

Togliatti state university, Togliatti (Russia)

Abstract. Necessity access to the international educational area is a task which is currently facing the universities of the Russian Federation. An integral part of this is to attract foreign students to study in Russia. In this article raises the issue of optimization of the quality of training foreign students to intercultural cooperation. Under the conditions of teaching and educational activities in the higher professional education system to optimize the quality of training of foreign students to intercultural cooperation requires finding the complex, the most efficient and appropriate to the age peculiarities of young people approaches, technologies, forms, methods and tools aimed at the development of their subjecthood, the ability independent implementation of tolerant attitude to environment of foreign culture in its activities. At the present stage of development of education in the process of formation of the student's personality a primary role should play the personality itself, student's aspiration to explore and reflect the experience of education's foreign culture. At the research the system approach to the assessment of the foreign experience teaching and educational work assumes consideration both aspects of education's foreign culture as well as the integral system of intercultural cooperation in the field of education. In the article is specified the set of conditions and aspects of the teaching and educational activities in the higher professional education system adequate to the real process of intercultural cooperation of students. It will allow foreign students and educators to adapt and practice intercultural cooperation in the period of study at the university. The author speaks about the necessity of the model of training foreign students in the context of intercultural cooperation directed to ensure that domestic teachers and foreign students can carry out international cooperation in the field of higher and supplementary education based on regional universities.

Keywords: intercultural cooperation; foreign students; welfare activity; Russian as a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.