Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия подготовки студентов к использованию средств ИКТ'

Психолого-педагогические условия подготовки студентов к использованию средств ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / DIFFERENTIATION OF STUDENTS'COGNITIVE ACTIVITY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / INDIVIDUAL CAPABILITIES / СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / WAYS OF INTERACTION / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ / INTERACTION WITH INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / INFORMATION FLOW / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТА / STUDENTS' PSYCHO-PHYSIOLOGICAL ABILITIES / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / LEARNER-CENTERED APPROACH / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ / METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE USE OF ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

Результативность современной системы образования не ограничивается объемом приобретенных знаний. В понятие результативности образования включаются такие понятия, как «грамотность», «образованность», «профессиональная компетентность», «культура», «менталитет». Главное в деятельности преподавателя организовать познавательную деятельность студентов с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, с акцентом на самостоятельную деятельность, их взаимодействие, сотрудничество не только с преподавателем, но и между собой. Современная система образования ориентирует учебный процесс на личностный подход, делающий акцент на организации познавательной деятельности студента с учетом его психологических индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности студента. Мировосприятие в основном обусловлено и ограничено теми средствами, которые используются в разных видах учебной деятельности. В ходе обучения на основе средств ИКТ студент осваивает категории, дающие новые представления о картине мира, что впоследствии, безусловно, будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности. Особо внимательного рассмотрения заслуживают вопрос психолого-педагогических условий подготовки студентов вузов к использованию средств ИКТ. Влияние средств ИКТ на личность студента может быть выражено в разной степени. Они могут быть эффективными при условии учета психологических особенностей студентов, наличия системы диагностики и коррекции значимых для обучения и профессиональной деятельности качеств личности и состояний человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING OF STUDENTS TO USE ICT TOOLS

Effectiveness of modern system of education is not limited to the amount of acquired knowledge. The concept of effectiveness of education includes such notions as «literacy», «erudition», «professional competence», «culture», «mentality». The main thing in the activity of the teacher is to organize cognitive activity of students according to their individual abilities and skills, with an emphasis on independent activity, their interaction, cooperation not only with the teacher, but also among themselves. Modern education focuses the educational process on the personality approach concentrating on the organization of cognitive activity of the student and taking into account individual psychological peculiarities of intellectual development, emphasizing respect for the dignity of the student's personality. Mentality is mainly determined and limited to those tools which are used in different types of learning activities. In the course of learning based on ICT tools, students learn the categories which give new ideas about the world, that later, of course, will affect not only educational aspects of students' activities. A question of psycho-pedagogical conditions of students' training with the use of ICT tools should be considered especially careful. The impact of ICT tools on the identity of the student can be expressed in different ways. They can be effective with taking into account psychological characteristics of students, availability of diagnostics and correction of significant learning and professional work of personal qualities and states.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия подготовки студентов к использованию средств ИКТ»

педагогические Смирнова Елена Владимировна

науки ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

УДК 378.147

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ

© 2017

Смирнова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Результативность современной системы образования не ограничивается объемом приобретенных знаний. В понятие результативности образования включаются такие понятия, как «грамотность», «образованность», «профессиональная компетентность», «культура», «менталитет». Главное в деятельности преподавателя -организовать познавательную деятельность студентов с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, с акцентом на самостоятельную деятельность, их взаимодействие, сотрудничество не только с преподавателем, но и между собой. Современная система образования ориентирует учебный процесс на личностный подход, делающий акцент на организации познавательной деятельности студента с учетом его психологических индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности студента. Мировосприятие в основном обусловлено и ограничено теми средствами, которые используются в разных видах учебной деятельности. В ходе обучения на основе средств ИКТ студент осваивает категории, дающие новые представления о картине мира, что впоследствии, безусловно, будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности. Особо внимательного рассмотрения заслуживают вопрос психолого-педагогических условий подготовки студентов вузов к использованию средств ИКТ. Влияние средств ИКТ на личность студента может быть выражено в разной степени. Они могут быть эффективными при условии учета психологических особенностей студентов, наличия системы диагностики и коррекции значимых для обучения и профессиональной деятельности качеств личности и состояний человека.

Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация познавательной деятельности студентов, индивидуальные возможности, способы взаимодействия, сотрудничество, взаимодействие с информационной технологией, информационный поток, психофизиологические возможности студента, личностно-ориентированный подход, индивидуальные особенности интеллектуального развития, методические подходы к использованию средств ИКТ.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING OF STUDENTS TO USE ICT TOOLS

© 2017

Smirnova Elena Vladimirovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. Effectiveness of modern system of education is not limited to the amount of acquired knowledge. The concept of effectiveness of education includes such notions as «literacy», «erudition», «professional competence», «culture», «mentality». The main thing in the activity of the teacher is to organize cognitive activity of students according to their individual abilities and skills, with an emphasis on independent activity, their interaction, cooperation not only with the teacher, but also among themselves. Modern education focuses the educational process on the personality approach concentrating on the organization of cognitive activity of the student and taking into account individual psychological peculiarities of intellectual development, emphasizing respect for the dignity of the student's personality. Mentality is mainly determined and limited to those tools which are used in different types of learning activities. In the course of learning based on ICT tools, students learn the categories which give new ideas about the world, that later, of course, will affect not only educational aspects of students' activities. A question of psycho-pedagogical conditions of students' training with the use of ICT tools should be considered especially careful. The impact of ICT tools on the identity of the student can be expressed in different ways. They can be effective with taking into account psychological characteristics of students, availability of diagnostics and correction of significant learning and professional work of personal qualities and states.

Keywords: individualization, differentiation of students'cognitive activity, individual capabilities, ways of interaction, cooperation, interaction with information technology, information flow, students' psycho-physiological abilities, learner-centered approach, the individual characteristics of intellectual development, methodological approaches to the use of ICT.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема методических подходов к использованию средств ИКТ в обучении рассматривается в современной методики многими учеными, практиками, однако вопросам психолого-педагогических условий подготовки участников учебного процесса к использованию средств ИКТ не достаточно уделяется внимание. Исследование этих вопросов в традиционной методике должно продолжаться в связи с информатизацией образования. Учебно-методическое обеспечение должно включать в себя варианты построения индивидуальной траектории обучения в зависимости от типа мышления, принципа «от простого к сложному», снятия трудностей, опоры на аудио- и видео- источники учебной информации. Интерактивное обучение решает задачу релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д. Студенты в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным студентам требуется разное количество времени, разное количество упражнений по степени сложности, Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)

чтобы достичь определенных результатов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию теоретических и практических вопросов применения средств ИКТ в обучении, в том числе психолого-педагогических аспектов посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: Апанасюк Л.А., Артамоновой Г.В., Бим И.Л.,Выготского Л.С., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Есениной Н.Е., Захаровой И.Г., Зимней И.А., Карамышевой Т.В., Метелевой Л.А., Панюковой С.В., Пассова Е.И., Петуховой А.А., Роберт И.В., Роговой Г.В., Смирновой Е.В., Старкова А.П., Цветковой Л.А., Hayase M., Higgins J., Kobayashi E. И др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является исследование и определение вопросов, связанных с аспектами психолого-педагогических условий подготовки студентов к обучению при использовании средств ИКТ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результа-

29

Смирнова Елена Владимировна педагогические

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ... науки

тов. Основные направления повышения эффективности образовательного процесса в нашей стране и в мировой практике связаны с идеями гуманизации, гуманитаризации, индивидуализации, дифференциации, демократизации на всех ступенях образовательного процесса, в том числе, в области педагогической психологии. Ранее существовавшая парадигма учебного процесса «преподаватель - учебник - студент», где преподаватель и учебник являются основными источниками знания, заменяется на «студент - учебник - преподаватель», где роль преподавателя уже не сводится к передаче суммы знаний. Главное в деятельности преподавателя - организовать познавательную деятельность студентов с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, с акцентом на самостоятельную деятельность, их взаимодействие, сотрудничество не только с преподавателем, но и между собой.

Результативность современной системы образования не ограничивается объемом приобретенных знаний. В понятие результативности образования, по мнению академика Б.С. Гершунского, включаются такие понятия, как «грамотность», «образованность», «профессиональная компетентность», «культура», «менталитет» [6; С. 66]. И.Г. Дубов определяет менталитет как «специфику психологической жизни людей которая раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других» [6, С. 113].

Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностный подход, основы которого были заложены в зарубежной (Ж. Пиаже, К. Роджерс, О'Нил и др.) и отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.). И.А. Зимняя, пытаясь подчеркнуть деятельностную основу такого подхода, предлагает называть его личност-но-деятельностным [7]. Личностно-ориентированный подход также основной акцент делает на организации познавательной деятельности студента с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности студента [12-20].

Таким образом, основной акцент в современной системе образования, в учебно-воспитательном процессе делается на познавательной деятельности каждого конкретного студента. Отсюда значимость вопросов, связанных с психологическими проблемами интеллектуального и нравственного развития студентов, их реализацией в педагогической практике.

Именно поэтому из всей совокупности проблем, связанных с использованием средств ИКТ, психолого-педагогические условия подготовки студентов вузов к использованию средств ИКТ, включающие проблемы развития самостоятельного мышления, определяющего эффективность развивающего характера обучения, мотивацию, определяются как требующие внимательного рассмотрения [1; 3; 21-28].

Норберт Винер сформулировал положение о том, что технические средства, используемые культурой данного общества, оказывают определенное влияние на преобладающие способы мышления [11]. Средства ИКТ не только меняют само существо связанной с ними деятельности, но и оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на личность человека, что впоследствии может проявляться также и в тех видах деятельности, которые напрямую никак не связаны с их применением. Все это объясняется тем, что наше мировосприятие в основном обусловлено и ограничено теми средствами, которые мы используем в разных видах своей деятельности. В 30

ходе обучения на основе средств ИКТ студент с помощью новых средств осваивает категории, дающие новые представления о картине мира, что впоследствии, безусловно, будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности.

Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психофизиологические возможности студента, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Результаты исследований ученых ряда вузов России [8; 9] свидетельствуют о том, что достижение высокого уровня познавательной деятельности студентов при применении средств ИКТ достигается ценой достаточно серьезных нервно-психических затрат.

Так, например, стремление преподавателя увеличить количество информации в электронных средствах учебного назначения приводит к «срабатыванию» защитных механизмов нервной системы студента. Желание повысить скорость информационного потока или продолжительность занятий приводит к понижению качества усваиваемой учебной информации, к увеличению количества ошибок, ухудшению настроения и самочувствия пользователя. По данным физиолого-гигиенических исследований [4; 10] установлено, что локальное утомление зрительного анализатора пользователей при полностью автоматизированном обучении происходит в 2-3 раза интенсивнее, чем при традиционном.

Все это является следствием различных причин, основными из которых выступают: увеличение нагрузки на зрительный канал связи; исчерпывание эмоционального заряда, к которому приводит первоначальная встреча с новым; накопление отрицательных эмоций из-за возможных неудач и неясностей; восприятие большого количества нового учебного материала, который может быть хорошо обдуман, но не ассимилирован первичной нервной системой и по этой причине активно не используется при получении следующих информационных порций.

В настоящее время психологические исследования еще не составили целостной картины развития личности и ее профессионализации в условиях компьютерного обучения, тем не менее среди них есть достаточно полно разработанные модели использования компьютера в качестве посредника формирования когнитивной и моти-вационно-смысловой сфер студента [9].

Существуют различные ситуации, обусловливающие воздействие средств ИКТ на психику студента, прежде всего, через непосредственное взаимодействие с той или иной информационной технологией в рамках учебно-познавательной деятельности, компьютерные игры и специальные аттракционы, основанные на технологии виртуальной реальности. Те, кто впрямую не соприкасается с компьютерами, являются их косвенными пользователями, смотря анимационные фильмы, пользуясь кредитными карточками и т.д. Преподаватели и студенты, активно взаимодействующие со средствами ИКТ, также распространяют их влияние все дальше и дальше.

Применяя средства ИКТ в образовательном процессе, преподаватель должен учитывать следующие основные особенности:

- во-первых, те новообразования, которые возникают под влиянием средств ИКТ, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако, при этом же снижается роль эмоциональных средств общения;

- во-вторых, наблюдается и обратный процесс: особенности традиционной деятельности становятся присущи и компьютеризованной.

В работе со студентами преподавателям приходится часто наблюдать элементы «очеловечивания» программ и самих компьютеров, когда пользователь (начинающий или высококвалифицированный) восполняет поле своей Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)

педагогические науки

Смирнова Елена Владимировна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

деятельности отсутствующими, но, по всей видимости, просто необходимыми элементами. Опытному педагогу или психологу иногда достаточно просто посмотреть на то, как оформлен «рабочий стол» на экране компьютера, чтобы многое понять о человеке.

Влияние средств ИКТ на личность студента может быть выражено в большей или меньшей степени: от локального, касающегося ограниченного круга психических явлений (например, использование компьютерного сленга), до глобальных, свидетельствующих об изменении личности в целом (Интернет зависимость, синдром хакера и т.п.).

Учебный процесс на основе средств ИКТ обязательно должен предусматривать дифференциацию и индивидуализацию обучения. Студенты в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным студентам требуется разное количество времени, разное количество упражнений по степени сложности, чтобы достичь определенных результатов.

Используя средства ИКТ, становится возможным учитывать не только возрастные особенности и уровень подготовки групп студентов, но и индивидуальные психологические характеристики каждого студента. Преподаватель, опираясь на индивидуальные программы развития студента и средства ИКТ, обеспечивает студенту успешное продвижение в овладении предметными знаниями. Учебный процесс должен быть гармонично ориентирован на каждого студента, учебную группу в целом и на преподавателя. Если студенты допускают ошибки в устных и письменных высказываниях, то преподаватель использует личностно-ориентирован-ную технологию исправления этих ошибок, в основе которой лежат поддержка и помощь студенту со стороны преподавателя.

Принцип психоиндивидуализации в компьютеризированном учебном процессе обеспечивается следующими факторами:

- индивидуальным способом управления учебной деятельностью (применение различных по степени версий компьютерных программ на базе тестирования исходного уровня знаний студентов с возможностью перехода к более сложным или более простым вариантам работы с программой в зависимости от успешности результатов);

- возможностью выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия студента с компьютером);

- предоставлением индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей);

- адаптацией формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным пользователем [29; 30; 31].

Интерактивное обучение решает задачу релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д.[32-37].

На уровне методического обеспечения адаптивность достигается путем входного тестирования и постоянного учета результатов учебной деятельности студентов, предоставлением выбора индивидуального темпа и уровня предъявления одного и того же содержания материала и режима работы, варьированием продолжительности этапа обучения и обеспечением возможности запроса вспомогательной информации [2; 5].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, применение средств ИКТ в познавательной активности студентов является одним из факторов развития и индивидуализации стратегии деятельности студента, ее мотивационной, личностной регуляции. Успешность учебной деятельности с их использованием достигается, если имеется поисковая активность. Использование

в образовательном процессе средств ИКТ может стать основой для становления принципиально новой формы образования, опирающейся на детальную самооценку и мотивированную самообразовательную активность личности, поддерживаемую современными техническими средствами. При этом необходимо уделять самое серьезное внимание учету всех негативных явлений, которые могут быть вызваны непродуманным и психологически не обоснованным применением компьютерных средств обучения. Средства ИКТ, основанные на всемерной активизации познавательной деятельности студентов, могут быть эффективными лишь при условии строгого учета психофизиологических и психологических особенностей студентов, наличия в них системы диагностики и коррекции значимых для обучения и профессиональной деятельности качеств личности и состояний человека. Необходимо рассматривать категорию здоровья в процессе использования средств ИКТ как функцию от конечной цели - подготовки специалиста. Это будет способствовать более полному развитию и профессиональному становлению личности обучаемого в условиях информатизации образования в системе профессиональной подготовки специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апанасюк Л.А. Формирование готовности студентов-иностранцев к межкультурному общению при обучении иностранному языку / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №4 (23). С.30-33.

2. Артамонова Г.В. Психологические основы самостоятельной работы студентов Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2004. № 4. С. 198-207.

3. Бортникова Т.Г., Апанасюк Л.А. Формирование навыков межкультурного взаимодействия. - Saarbrucken, 2012.

4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. -М., 1982.

5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -336 с.

6. Гершунский Б. С. Философия образования. - М., 1998.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002

8. Ляудис В. Я. Психологические принципы конструирования диалоговых обучающих программ в ситуации компьютерного обучения // Психоло-гопедагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. - М.: Педагогика, 1985.

9. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988, 192 с.

10. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988, 192 с.

11. Метелева Л.А. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку Метелева Л.А., Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 243-246.

12. Норберт Винер и его «Кибернетика» (от редактора перевода). // Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983.

13. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. - 225 с.

14. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е издание. - М.: ИИО РАО, 2010. - 356 с.

15. Хохленкова Л.А. Личностно-ориентированный

Смирнова Елена Владимировна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ..

педагогические науки

подход в обучении иноязычной монологической речи будущих специалистов в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 231-234.

16. Сидакова Н.В. Личностно-ориентированный подход как стратегия системного и последовательного процесса обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 146-149.

17. Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход - путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 70-71.

18. Тимкина Ю.Ю. Общедидактические подходы к профессионально-ориентированному вариативному иноязычному образованию // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 214-217.

19. Горячева А.А., Зыкова А.В., Блинохватова Ю.В. Личностно-ориентированное обучение на занятиях экологии в военном вузе как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 63-67.

20. Цораева Ф.Н. Роль внеаудиторных мероприятий в личностно-профессиональном становлении студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 337-339.

21. Дамирова З.В.К. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в современном учебном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 106-109.

22. Смирнова Е.В. Аспекты психолого-педагогического воздействия и возможных медицинских последствий использования средств ИКТ // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 316-319.

23. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

24. Смирнова Е.В. Актуальные аспекты совершенствования иноязычной письменной речи при использовании средств информационных и коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 102-105.

25. Богданова А.В. К вопросу о готовности студентов вузов к эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 4 (15). С. 29-31.

26. Третьякова Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.

27. Смирнова Е.В. Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 114-116.

28. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.

29. Смирнова Е.В. Аспекты компьютерной лингводи-дактики в развитии умений иноязычной деятельности / Saarbrucken, 2011.

30. Смирнова Е.В. Аспекты социальной адаптации билингвальной личности студента в условиях информатизации российских вузов // В сборнике: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков сборник материалов V международной научной заочной конференции. Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт. 2016. С. 172-178.

31. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий, для развития умений иноязычной деятельности / Смирнова Е.В. // диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2007

32. Данилина Е.А. Интерактивные технологии обучения студентов иностранному языку на основе компе-тентностно-модульной организации обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1 (20). С. 61-64.

33. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.

34. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84.

35. Моллаева К.Р. Интерактивное обучение как важное средство в развитии исследовательских навыков учащихся // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 98-104.

36. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

37. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.