Научная статья на тему 'Аспекты личностно-ориентированного обучения при использовании средств ИКТ в образовательносм процессе по иностранному языку'

Аспекты личностно-ориентированного обучения при использовании средств ИКТ в образовательносм процессе по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИКТ / ICT TOOLS / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSON-CENTERED APPROACH / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / TEACHING FOREIGN LANGUAGES / АДАПТИВНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / ADAPTABILITY TO COMPUTER LEARNING TOOLS / СПОСОБНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТА / ABILITIES AND CHARACTERISTICS OF THE STUDENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕМП РАБОТЫ / INDIVIDUAL PACE OF WORK / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ / TEACHER-STUDENT'S RELATIONSHIP / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / SUBJECTIVE FACTORS / ФОРМА ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / FORM OF PART-TIME AND DISTANCE LEARNING / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СТУДЕНТА / EMOTIONAL IMPACT ON THE STUDENT / СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА / SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A STUDENT / ЖИЗНЕННЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СИТУАЦИИ / LIFE LANGUAGE SITUATIONS / READINESS OF STUDENTS TO USE ICT TOOLS / METHODICAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам при использовании средств ИКТ основан на учете психологических особенностей обучающихся, обеспечении дружественного взаимодействия студента с компьютером, выборе индивидуального темпа работы, осуществлении оптимальной стратегии управления процессом обучения. Студенты получают возможность самореализации, совершенствуют навыки коммуникации, проявляют свое умение и готовность к принятию другого мнения. Индивидуализация процесса обучения осуществляется благодаря потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя. Аспект личностноориентированной направленности обучения наиболее реализуется при компьютерной форме обучения в случае предоставления необходимых учебно-методических рекомендаций по построению вариантов индивидуальной траектории обучения в зависимости от типа мышления, принципа «от простого к сложному», снятия трудностей, опоры на аудиои видеоисточники учебной информации. Интерактивное обучение решает задачу релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д. Студенты в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным студентам требуется разное количество времени, разное количество упражнений по степени сложности, чтобы достичь определенных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF PERSON-CENTERED EDUCATION WITH THE USE OF ICT TOOLS IN FOREIGN LANGUAGES TEACHING

A person-centered approach in teaching foreign languages with the use of ICT tools is based on the account psychological characteristics of students, ensuring a student-friendly interaction with the computer, choosing an individual pace of work, implementation of optimal strategy of education management. Students have the opportunity to self-realization, improve communication skills, demonstrate their ability and willingness to take a different view. Personalization of the learning process is carried out due to the potential of computer tools to adapt to the needs of a particular user. The aspect of person-centered training is mostly implemented when the computer training form is used in education. It is successful while there are necessary guidelines for the construction of individual trajectory of training options taking into account the type of thinking, the principle «from simple to complex», removal of difficulties, support of audio and video educational sources. Interactive learning solves the problem of relaxation, relief of nervous stress, attention switching, changing forms of activity, etc. Students have different abilities and inclinations because of their psycho-physiological characteristics. In order to achieve certain results different students require different amounts of time, number of exercises on different levels of difficulty.

Текст научной работы на тему «Аспекты личностно-ориентированного обучения при использовании средств ИКТ в образовательносм процессе по иностранному языку»

УДК 378:004:811.111

АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОСМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2017

Смирнова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: sevhome@yandex.ru)

Аннотация. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам при использовании средств ИКТ основан на учете психологических особенностей обучающихся, обеспечении дружественного взаимодействия студента с компьютером, выборе индивидуального темпа работы, осуществлении оптимальной стратегии управления процессом обучения. Студенты получают возможность самореализации, совершенствуют навыки коммуникации, проявляют свое умение и готовность к принятию другого мнения. Индивидуализация процесса обучения осуществляется благодаря потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя. Аспект личностно- ориентированной направленности обучения наиболее реализуется при компьютерной форме обучения в случае предоставления необходимых учебно-методических рекомендаций по построению вариантов индивидуальной траектории обучения в зависимости от типа мышления, принципа «от простого к сложному», снятия трудностей, опоры на аудио- и видео- источники учебной информации. Интерактивное обучение решает задачу релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д. Студенты в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным студентам требуется разное количество времени, разное количество упражнений по степени сложности, чтобы достичь определенных результатов.

Ключевые слова: средства ИКТ, личностно-ориентированный подход, обучение иностранным языкам, адаптивность компьютерных средств обучения, способности и особенности студента, психологические особенности обучающихся, индивидуальный темп работы, адаптация, отношения преподаватель-студент, субъективные факторы, форма заочного и дистанционного обучения, подготовленность студентов к использованию средств ИКТ, учебно-методические рекомендации, эмоциональное воздействие на студента, сопровождение профессионального становления студента, жизненные языковые ситуации.

ASPECTS OF PERSON-CENTERED EDUCATION WITH THE USE OF ICT TOOLS IN FOREIGN

LANGUAGES TEACHING

© 2017

Smirnova Elena Vladimirovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: sevhome@yandex.ru)

Abstract. A person-centered approach in teaching foreign languages with the use of ICT tools is based on the account psychological characteristics of students, ensuring a student-friendly interaction with the computer, choosing an individual pace of work, implementation of optimal strategy of education management. Students have the opportunity to self-realization, improve communication skills, demonstrate their ability and willingness to take a different view. Personalization of the learning process is carried out due to the potential of computer tools to adapt to the needs of a particular user. The aspect of person-centered training is mostly implemented when the computer training form is used in education. It is successful while there are necessary guidelines for the construction of individual trajectory of training options taking into account the type of thinking, the principle «from simple to complex», removal of difficulties, support of audio and video educational sources. Interactive learning solves the problem of relaxation, relief of nervous stress, attention switching, changing forms of activity, etc. Students have different abilities and inclinations because of their psycho-physiological characteristics. In order to achieve certain results different students require different amounts of time, number of exercises on different levels of difficulty.

Keywords: ICT tools, person-centered approach, teaching foreign languages, adaptability to computer learning tools, abilities and characteristics of the student, psychological characteristics of students, individual pace of work, adaptation, teacher-student's relationship, subjective factors, form of part-time and distance learning, readiness of students to use ICT tools, methodical recommendations, emotional impact on the student, support of professional development of a student, life language situations.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема методических подходов к использованию средств ИКТ в обучении рассматривается в современной методики многими учеными, практиками, однако аспекту личностно-ориентированной направленности обучения не достаточно уделяется внимание. Исследование этих вопросов в традиционной методике должно продолжаться в связи с информатизацией образования. Учебно-методические рекомендации должны включать в себя варианты построения индивидуальной траектории обучения в зависимости от типа мышления, принципа «от простого к сложному», снятия трудностей, опоры на аудио- и видео- источники учебной информации. Интерактивное обучение решает задачу релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д. Студенты в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным студентам требуется разное количество времени,

разное количество упражнений по степени сложности, чтобы достичь определенных результатов. Меняется роль преподавателя в схеме»студент-преподаватель».

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию теоретических и практических вопросов применения средств ИКТ в обучении, в том числе личностно-ори-ентированному подходу в обучении посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: Апанасюк Л.А., Артамоновой Г.В., Бим И.Л.,Выготского Л.С., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Есениной Н.Е., Захаровой И.Г., Зимней И.А., Карамышевой Т.В., Метелевой Л.А., Панюковой С.В., Пассова Е.И., Петуховой А.А., Роберт И.В., Роговой Г.В., Смирновой Е.В., Старкова А.П., Цветковой Л.А., Hayase M., Higgins J. и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является исследование и определение вопросов, связанных с аспектами личностно-ориентиро-

ванного подхода к обучению иностранным языкам при использовании средств ИКТ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Адаптивность компьютерных средств обучения к способностям и особенностям студента является специфической формой проявления индивидуального подхода к студентам при изучении иностранных языков с использованием средств ИКТ, которая реализуется в возможности приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации на основе:

- учета психологических особенностей обучающихся (вид памяти, тип темперамента и т.п.);

- обеспечения приемлемых психофизиологических характеристик взаимодействия обучающегося с компьютером;

- выбора индивидуального темпа работы и способа изложения материала, осуществления оптимальной стратегии управления процессом обучения.

С точки зрения психологии общения для личностно-ориентированного подхода характерно следующее:

- студенты получают возможность самореализации;

- в малых группах при благоприятных условиях они получают возможность совершенствовать свои навыки коммуникации на разных уровнях: в малых группах, в парном общении, в общей группе, с преподавателем. При этом каждый раз им приходится проявлять свое умение и готовность к самопониманию партнера, психологическую готовность к принятию другого мнения;

- от них требуется умение самооценки и объективной оценки деятельности партнеров, умение при этом объективно и доброжелательно обосновывать свою позицию, чтобы не нарушать общий благоприятный психологический климат в группе, т.к. доброжелательность, терпимость к мнению и позиции партнеров по группе - важное психологическое условие успешного общения при использовании средств ИКТ в образовательном процессе по иностранным языкам.

Целью личностно-ориентированного направленности обучения является создание необходимых условий (социальных, педагогических, методических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт студента. На современном этапе в таком типе образовательного процесса отношения преподаватель-студент построены на принципах сотрудничества и свободы выбора [10].

По мнению исследователей-методистов принцип личностно ориентированной направленности обучения наиболее полно реализуется именно при компьютерной форме обучения. Индивидуализация процесса обучения осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя.

Процесс взаимодействия с компьютером в условиях применения в учебном процессе должен отвечать требованию дружественности интерфейса. Это специфическое требование обусловлено необходимостью создания положительного психо-эмоционального фона в процессе обучения с использованием средств ИКТ.

В рамках программного обеспечения дружественный интерфейс предусматривает: выбор оптимального темпа и режима взаимодействия, гарантию надежности работы компьютера, развитие средств помощи пользователю и обратной связи, наличие средств защиты от ошибок.

С лингводидактической точки зрения целью воплощения требования дружественности интерфейса является преодоление психологического барьера между компьютером и студентом благодаря созданию удобного и естественного стиля их взаимодействия. Для этого при выборе средств необходимо учитывать возраст обучающихся и основные цели обучения (с тем, чтобы, с одной стороны, повысить уровень мотивации в обучении и в использовании средств ИКТ, сделав процесс овладения 34

иностранным языком с помощью средств ИКТ максимально привлекательным и интересным, а с другой стороны, оптимизировать учебный процесс, экономя время работы студента и преподавателя и не отвлекая внимания пользователей на второстепенную информацию) [1;

9].

Возможны различные пути достижения дружественности человеко-компьютерного взаимодействия. В некоторых программах используется прием персонификации компьютера, то есть приписывания компьютеру некоторых личностных качеств, присущих человеку. Такие программы предусматривают включение в обучающий сценарий мотивационных кадров с репликами, характерными для естественного стиля общения между людьми. В других программах предпочтение отдается нейтральным невербальным средствам общения в виде звуковых, цветовых или динамических сигналов. Наиболее распространенным способом создания положительного психо-эмоционального фона при работе со средствами ИКТ считается использование игровых элементов и различных средств наглядности (графики, мультипликации, звукового сопровождения), возможность возврата к пройденному материалу, получение дополнительной информации для понимания учебной задачи, незамедлительное оценивание успехов студента.

Для реализации принципа личностно-ориентиро-ванной направленности обучения можно отметить ряд преимуществ использования средств ИКТ для самостоятельной проработки учебного материала по сравнению с аудиторными занятиями с преподавателем:

- неограниченное время работы, определяемое потребностями самого обучаемого;

- свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);

- исключения взаимодействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы);

- ввиду временных ограничений аудиторной работы на компьютерах внеаудиторная самостоятельная работа студентов по индивидуальным заданиям и графикам их выполнения является эффективным способом закрепления языкового материала;

- форма заочного и дистанционного обучения интересна здесь тем, что она позволяет сделать процесс овладения языком более естественным с точки зрения условий его протекания, поскольку язык изучается не в классе одновременно большим количеством студентов в рамках отведенного на урок времени, а индивидуально, с использованием различных организационных форм работы. Студенты приобретают некоторую автономию, не только физическую, но социальную и психологическую, выбирая наиболее комфортные и естественные условия для обучения. Успешный опыт внедрения дистанционной формы обучения иностранным языкам в Тольяттинском государственном университете показывает, что следуя принципу уровневости при составлении контента по иностранному языку (в соответствии с общеевропейской шкалой уровней) студент движется от «простого» к «сложному» в условиях методической поддержки, постоянной обратной связи, возможности опоры на необходимый дополнительный материал и т.п. [8]

Современный образовательный процесс предъявляет серьезные требования к подготовленности студентов к использованию средств ИКТ в обучении. Исследования показывают [11-21], что неподготовленность студентов к применению в учебном процессе по иностранным языкам средств ИКТ проявляется всех этапах обучения. Она связана, прежде всего, с отсутствием или недостаточной проработкой и преподнесением методических рекомендаций с учетом личностно-ориентированного подхода к применению средств ИКТ. Учебно-методические реко-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)

мендации, построенные на личностно-ориентированном подходе к обучению иностранным языкам с применением средств ИКТ должны включать в себя варианты построения индивидуальной траектории обучения в зависимости от типа мышления, принципа «от простого к сложному», снятия трудностей, опоры на аудио- и видео- источники учебной информации. Интерактивное обучение решает задачу релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д. Студенты в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным студентам требуется разное количество времени, разное количество упражнений по степени сложности, чтобы достичь определенных результатов. [4; 6]

Известно, что применение динамических и статических компьютерных слайдов позволяет повысить интенсивность практических занятий по иностранным языкам и чтения лекций, увеличить динамику представления учебного материала. В то же время, необходимо отметить и то, что возрастает напряженность труда студентов и это также вызывает у них серьезные проблемы (ухудшение самочуствия, переутомляемость и др.), что это является следствием психологической неподготовленности обучаемых к применению ИКТ. В связи с этим, необходимо менять формы речевой иноязычной деятельности, не ограничиваясь только чтением или упражнениями к тексту.

В современных условиях нельзя не отметить и проблемы связанные с несовершенством электронных средств учебного назначения (ЭСУН) [22-29], технологий их применения и другими условиями сегодняшнего дня: диалог «человек-машина», при использовании программного обеспечения обучения и поддерживающих его ЭСУН, остается относительно скудным, примитивным, а это сужает поле творческой деятельности и активности студентов; происходит излишняя алгоритмизация их мыслительной деятельности; длительная работа за дисплеем приводит к негативным физиологическим последствиям (снижаются функции восприятия, переработки информации, концентрации внимания, возрастает утомляемость зрения). Текст на экране дисплея усваивается иначе, чем написанный на бумаге. Здесь имеет значение и свечение букв, и неустойчивость изображения. Поэтому текст должен быть конкретным, ясным, лаконичным. Для текста на иностранном языке очень важно наличие дидактических средств выделения той или иной информации подчеркиванием, мерцанием и т.д., для снятия трудностей.

Использование ЭСУН в обучении студентов иностранным языкам, позволяет совершенствовать познавательные процессы. Многоаспектная информация, музыкальные произведения, красочные изображения для предъявления учебного материала по иностранным языкам оказывают также и сильное эмоциональное воздействие на студента. Однако, при разработке новых технологий следует учитывать физиологические и психологические особенности студентов, которые являются необходимым условием развития образования в XXI веке. Так, органы чувств человека способны улавливать лишь дозированное количество информации из окружающей среды. Существует также эффект психологического пресыщения, который заключается в том, что человек не способен без вариации выполнить однообразное задание в течение даже короткого времени. [5; 7]

Образование с использованием средств ИКТ принципиально изменяет ролевые позиции преподаватель - студент. При традиционной форме обучения преподаватель выступает как интерпретатор знаний. С расширением образовательного пространства функцию интерпретации знаний принимает на себя студент, а преподаватель выступает координатором этих знаний. Он консультирует студентов, направляет работу познавательных процессов студента, т.е. берет на себя функции сопровожде-

ния профессионального становления студента.

Средства ИКТ изменяют привычный процесс общения между преподавателем и студентом на уроке иностранного языка. Анализ общения показывает, насколько данный феномен сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, а именно обменивается. Адекватность восприятия информации зависит от нескольких причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе общения на иностранном языке коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл. Существуют различные барьеры в процессе изучения иностранных языков:

- барьер непонимания, возникающий из-за погрешностей в самом канале передачи информации;

- семантический барьер, связанный с различиями в системах значений, используемых участниками общения;

- стилистический барьер, возникающий при не соответствии стиля речи коммуникатора или стиля речи и актуального состояния реципиента;

- логический барьер, возникающий в тех случаях, когда логика рассуждения, предполагаемая коммуникатором, либо слишком сложна, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств.

При возникновении коммуникативных барьеров, появляется чувство неприязни, недоверия к коммуникатору и передаваемой им информации. Следовательно, личностные характеристики преподавателя имеют особое значение при создании психологического комфорта студентам в условиях применения ИКТ в обучении иностранным языкам.

Этот вопрос особенно актуален для успешного изучения иностранных языков, т.к. первую строчку в рейтинге популярности методик активно удерживает именно коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Из 4-х «китов», на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух) повышенное внимание уделяется именно двум последним. Во всех странах, и в России также, особенно остро начинают понимать необходимость общения, сближения, взаимопонимания, коммуникации, инфильтрации - естественно, через посредство языка. На смену заучиванию списков слов, диалогов, пересказам текстов, зубрежке грамматических параграфов и хоровому повторению фраз приходят другие задачи: научиться говорить так, чтобы суметь объяснить, убедить, описать что-то или кого-то в условиях реальной речевой ситуации. Меняются и приемы: студент сам выбирает - что и как сказать, он решает - кого и о чем спросить. Роль преподавателя тоже меняется: он организовывает успешную деятельность студента по индивидуальной траектории.

В коммуникативной методике мало пользуются родным языком и редко исправляют ошибки. Больше используются реальные, а не учебные диалоги. Сам учебный материал отбирается из жизненных языковых ситуаций - интервью с реально существующими людьми, отрывки из выступлений, телефонных разговоров и т.п. Большинство современных английских учебников, издаваемых британскими издательствами, построено по принципам коммуникативной методики. [2; 3] Но наличие современного учебника, а также ЭСУН не означает автоматически, что работающий по ним преподаватель умеет пользоваться коммуникативной методикой.

Эти и другие вопросы требуют самого внимательного изучения и конкретных практических рекомендаций по их устранению. Необходимым проводить учебные занятия по основам применения в вузе средств ИКТ, в

том числе и по иностранному языку, обучая студентов методике самостоятельной работы с ЭСУН. Эти меры должны в некоторой степени снять остроту проблемы и повысить уровень подготовленности студентов к использованию средств ИКТ в ВУЗе.

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютерная техника, применяемая в рамках ИКТ, позволяет увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре его мыслительной деятельности. Таким образом, формируется иной способ мышления, интеллекта и отношений. Появляется новая культура, происходит изменение личности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, лич-ностно-ориентированный аспект в обучении при использовании средств ИКТ в познавательной активности студентов является одним из факторов развития и индивидуализации стратегии деятельности студента, ее мотивационной, личностной регуляции. Успешность учебной деятельности с учетом личностно-ориентиро-ванного подхода к студентам достигается, если имеются учебно-методические рекомендации при выборе индивидуальной стратегии обучения. Использование в образовательном процессе средств ИКТ обеспечивают мотивированную самообразовательную активность личности студента. Средства ИКТ, основанные на всемерной активизации познавательной деятельности студентов, могут быть эффективными лишь при условии строгого учета психофизиологических особенностей студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архарова Л.И., Демидова С.Б. Личностно-ориентированный подход как основа взаимодействия между участниками педагогического процесса // Преемственность в обучении и воспитании школьников как основа непрерывного образования. - Рязань: Издательство РГПУ, 1995.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -336 с.

3. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / С.С. Артемьева, Е.В. Дождикова, Л.Ю. Денискина и др.; Под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.

4. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. - 225 с.

5. Пульбере А. И., Мониторинг качества знаний в условиях личностноориентированного образования/ / Педагогика. - 2005

6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е издание. - М.: ИИО РАО, 2010. - 356 с.

7. Смирнова Е.В. Аспекты компьютерной лингводи-дактики в развитии умений иноязычной деятельности / Saarbrucken, 2011.

8. Смирнова Е.В. Развитие интеллектуального потенциала преподавателя иностранных языков и активизация учебно-познавательной деятельности студентов при использовании прикладных инструментальных средств // В сборнике: Формирование и становление рынка интеллектуальной собственности как основного фактора создания инновационной экономики и обеспечения устойчивого развития регионов в условиях кризиса. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. Научные редакторы З.Ф. Мазур, Г.Э. Кудинова. Тольятти, 2015. С. 82-88.

9. Хусайнов Т.Г. Личностно-ориентированное образование в национальной школе// Педагогика. - 2007 36

10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориенти-рованного образования. М., 2000

11. Смирнова Е.В. Актуальные аспекты совершенствования иноязычной письменной речи при использовании средств информационных и коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал.

2015. № 4 (13). С. 102-105.

12. Ясаревская О.Н. Гуманитарное образование и информационные технологии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 1 (05). С. 150-154.

13. Чернявская В.С., Самойличенко А.К. Развитие метамышления субъектов дизайн-образования средствами рефлексивных информационных кросс-технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 434-437.

14. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.

15. Гаранин В.А. Особенности формирования познавательной самостоятельности студентов педагогических специальностей средствами информационно-коммуни-кационых технологий // Самарский научный вестник.

2012. № 1 (1). С. 11-14.

16. Тотрова М.Х. Оптимизация качества высшего образования на основе информационно-коммуникационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 2. С. 290-292.

17. Смирнова Е.В. Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 114-116.

18. Богданова А.В. К вопросу о готовности студентов вузов к эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 4 (15). С. 29-31.

19. Третьякова Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.

20. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

21. Хохленкова Л.А. Современные информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов в высших учебных заведениях сервиса // Балтийский гуманитарный журнал.

2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.

22. Чемоданова Г.И., Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г. К вопросу организации самостоятельной работы студентов вуза на основе электронных средств обучения в условиях кредитной технологии обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 2. С. 252-255.

23. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.

24. Снегирева Л.В. Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 143-146.

25. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник.

2013. № 1 (2). С. 43-46.

26. Смирнова Е.В. Индивидуально-психологический аспект в преподавании иностранного языка при использовании электронных средств учебного назначения // Азимут научных исследований: педагогика и психоло-

гия. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 408-411.

27. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

28. Горбатов С.В. Использование электронных технологии в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 14-15.

29. Смирнова Е.В. Применение электронных средств учебного назначения для формирования и развития навыков чтения иноязычного профессионально-ориентированного текста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.