УДК 378: 811.111: 004
АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВОЗМОЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ
© 2016
Смирнова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Применение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании приобретает все большие перспективы, а электронные средства учебного (ЭСУН) назначения несут в себе огромный потенциал для развития учебной деятельности. Однако, вопрос корректности, адекватности учебного материала c точки зрения учета индивидуально-психологических особенностей и возможных медицинских последствий приобретает особую актуальность. Используя средства ИКТ в преподавании, становится возможным учитывать не только возрастные особенности и уровень подготовки групп студентов, но и индивидуальные психологические характеристики каждого студента. Применяя средства ИКТ в образовательном процессе, преподаватель должен предусматривать дифференциацию и индивидуализацию обучения. Наполнение ЭСУН должно включать в себя варианты построения индивидуальной траектории обучения в зависимости от типа мышления, принципа «от простого к сложному», снятия трудностей, опоры на аудио- и видеоисточники учебной информации. Одними из проявлений негативного медико-психологического воздействия средств ИКТ на студента могут выразиться в Интернет-зависимости, игромании и киберпреступности. Необходимо рассматривать категорию здоровья в процессе использования средств ИКТ и решать вопрос адаптивности ЭСУН, возможности релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности.
Ключевые слова: информатизация образования, функциональные и психофизиологические возможности, нервно-психические затраты, защитные механизмы нервной системы, качество усваиваемой учебной информации, настроение и самочувствие пользователя, выбор индивидуального темпа работы, варианты работы с программой, адаптивность средств ИКТ, мотивация, психологический барьер, возраст обучающихся, психологически обоснованное применение, склад мышления, характерологические особенности,
ASPECTS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL IMPACT AND POTENTIAL MEDICAL CONSEQUENCES OF ICT USE
© 2016
Smirnova Elena Vladimirovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The use of means of information and communication technologies (ICT) in education is becoming a large prospect, and electronic means of educational training carry a huge potential for the development of educational activities. However, the question of correctness, the adequacy of the training material in terms of individual-psychological characteristics and possible health effects is of particular relevance. While using ICT tools in teaching it becomes a question to consider the age peculiarities and level of training of groups of students, and individual psychological characteristics of each student. Applying ICT in the educational process, the teacher has to differentiate and individualise the learning. ASUN co-tents should include options for building individual learning paths depending on the type of thinking, following the principle «from simple to complicated», lowering difficulties, supporting for audio and video sources of educational information. One of manifestations of adverse health and psychological effects of ICT on students can be expressed in negative behaviour, Internet addiction, game addiction and cyber crime. It is necessary to consider the category of health in the use of ICT and to solve the issue of adaptability, the possibilities of relaxation, relieve nerve stress, attention switch, the change of forms of activities in electronic means of educational training.
Keywords: informatisation of education, functional and psychophysiological abilities, neuropsychic costs, quality of learn educational information, user's mood and feelings, choice of individual work pace, variant of work with a program, adaptability of ICT means, motivation, psychological barrier, age of a student, psychologically valid use, way of thinking, features of a character.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях процесс обучения все больше вовлекает использование средств информационных и коммуникационных технологий. Электронные средства учебного (ЭСУН) назначения несут в себе огромный потенциал для развития всех видов учебной деятельности. Однако, вопрос корректности, адекватности учебного материала c точки зрения учета индивидуально-психологических особенностей и возможных медицинских последствий приобретает особую актуальность. Наполнение ЭСУН должно включать в себя варианты построения индивидуальной траектории обучения в зависимости от типа мышления, принципа «от простого к сложному», снятия трудностей, опоры на аудио- и видеоисточники учебной информации. Индивидуально-психологический и медицинский аспекты любого ЭСУН формирует мотивацию к обучению, снижает и устраняет усталость, способствует переключению видов деятельности, помогает концентрировать внимание на существенно важном учебном материале. Весомый вклад ученых в теоретический аспект и исследования указанной проблемы во многих
ее методических и прикладных аспектах не полностью решает проблему с практической точки зрения. В частности, дискуссионными остаются вопросы представления учебного материала в ЭСУН с учетом психофизиологических особенностей, способностей, задатков обучающихся, а также анализа медицинских последствий использования средств ИКТ.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию теоретических и практических вопросов применения средств ИКТ в обучении посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: Артамоновой Г.В., Есениной Н.Е., Захаровой И.Г., Карамышевой Т.В., Лавиной Т.А., Лапчик М.П., Мазура З.Ф., Мартиросян Л.П., Метелевой Л.А., Панюковой С.В., Петуховой А.А., Роберт И.В., Смирновой Е.В., Цветковой Л.А., Чертаковой Е.М., Hayase M., Higgins J., Kobayashi E., Levy V., Nagashima Sh., O'Shea T. и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является исследование и определение во-
просов, связанных с учетом медицинских последствии и индивидуально-психологических особенностей обучающихся при работе с электронными средствами учебного назначения, предназначенными для учебной деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психофизиологические возможности студента, активное использование ими собственных интеллектуальных усилий. Достижение высокого уровня познавательной деятельности студентов при применении средств ИКТ достигается ценой достаточно серьезных нервно-психических затрат. Так, например, стремление преподавателя увеличить количество информации в электронном средстве учебного назначения (ЭСУН) приводит к срабатыванию защитных механизмов нервной системы студента [1; 2]. Желание повысить скорость информационного потока или продолжительность занятий приводит к понижению качества усваиваемой учебной информации, к увеличению количества ошибок, ухудшению настроения и самочувствия пользователя. По данным физиолого-ги-гиенических исследований установлено, что локальное утомление зрительного анализатора пользователей при полностью автоматизированном обучении происходит в 2-3 раза интенсивнее, чем при традиционном. Все это является следствием различных причин, основными из которых выступают: увеличение нагрузки на зрительный канал связи; исчерпывание эмоционального заряда, к которому приводит первоначальная встреча с новым; накопление отрицательных эмоций из-за возможных неудач и неясностей; восприятие большого количества нового учебного материала, который может быть хорошо обдуман, но не ассимилирован первичной нервной системой и по этой причине активно не используется при получении следующих информационных порций. Поэтому, применяя средства ИКТ в образовательном процессе, преподаватель должен предусматривать дифференциацию и индивидуализацию обучения. Студенты в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным студентам требуется разное количество времени, разное количество упражнений по степени сложности, чтобы достичь определенных результатов [3-7]. Используя средства ИКТ в преподавании, становится возможным учитывать не только возрастные особенности и уровень подготовки групп студентов, но и индивидуальные психологические характеристики каждого студента. Преподаватель, опираясь на индивидуальные программы развития студента и ЭСУН, обеспечивает студенту успешное продвижение в овладении дисциплиной, обеспечивая студентов:
- индивидуальным способом управления учебной деятельностью (применение различных по степени версий компьютерных программ на базе тестирования исходного уровня знаний студентов с возможностью перехода к более сложным или более простым вариантам работы с программой в зависимости от успешности результатов) [8-15];
- возможностью выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия студента с компьютером);
- предоставлением индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей);
- адаптацией формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным пользователем.
Одно из проявлений негативного медико-психологического воздействия средств ИКТ на студента может выразиться в негативном поведении, характеризующимся как не соответствующее общепринятым нормам. Под
негативным девиантным поведением в области применения средств ИКТ понимается осознанное, либо неосознанное использование средств ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального, физического или экономического вреда организациям или частным лицам. Исследователи к наиболее распространенным проявлениям негативного девиантного поведения в сфере компьютерных технологий исследователи относят: Интернет-зависимость, игроманию и киберпреступность.
Чтобы избежать возможных негативных последствий средств ИКТ необходимо решать вопрос адаптивности ЭСУН, возможности релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д. Негативное воздействие на психику студента может быть обусловлено и несоответствием информации, предоставляемой на экране компьютера, индивидуальным возможностям личности [16; 17]. Анализ исследований в области применения средств ИКТ в образовании показывает, что не все обучающиеся равно воспринимают виртуальные экранные миры, умеют вести интерактивный диалог [18-22]. Следует учитывать также, что негативное влияние на психику личности могут оказать неестественные, иллюзорные впечатления от виртуальных миров, ситуаций симулирования, излишние игровые, цветовые, звуковые нагрузки на каналы восприятия.
Решение этих проблем осуществляется путем соблюдения ряда мер физиолого-гигиенического характера, описанных в специальных нормативно-методических документах, утвержденных Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования РФ. Однако рекомендации и положения этих документов не всегда соблюдаются при разработке ЭСУН. В данном случае необходима разъяснительная и профилактическая работа среди преподавателей-разработчиков ЭСУН.
По мнению исследователей-методистов личностно ориентированный подход в обучении наиболее полно реализуется именно при компьютерной форме обучения. Индивидуализация процесса обучения осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя. Повышение эффективности обучения на базе средств ИКТ обусловлено созданием положительного психоэмоционального фона в процессе обучения с использованием средств ИКТ. В рамках использования ЭСУН дружественный интерфейс предусматривает: выбор оптимального темпа и режима взаимодействия, гарантию надежности работы компьютера, развитие средств помощи пользователю и обратной связи, наличие средств защиты от ошибок, преодоление психологического барьера между компьютером и студентом благодаря созданию удобного и естественного стиля их взаимодействия [23; 24]. Для этого при выборе средств ИКТ необходимо учитывать возраст обучающихся и основные цели обучения (с тем, чтобы, с одной стороны, повысить уровень мотивации в обучении и в использовании средств ИКТ, сделав процесс овладения дисциплиной с помощью средств ИКТ максимально привлекательным и интересным, а с другой стороны, оптимизировать учебный процесс, экономя время работы студента и преподавателя и не отвлекая внимания пользователей на второстепенную информацию).
Из психологии известно, что результат собственного труда при использовании мультимедиа в средствах ИКТ вызывает определенные положительные эмоции, порождающую дополнительную мотивацию учебы. Проведенные в ряде вузов исследования показывают, что именно ЭСУН обучения являются тем средством, которое создает необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации деятельности личности в условиях обучения с применением средств ИКТ, особенно тогда, когда они способны адаптироваться к характерологическим особенностям студентов, складу их мышления, уровню имеющихся знаний [25; 26].
Преподавателю очень важно уметь определять и формировать мотивы познавательной деятельности студентов, используя для определения и изучения структуры мотивов общие методы педагогических исследований: беседу, анкетирование, наблюдение, тестирование и др. Необходимо при проектировании и дальнейшем использовании средств ИКТ уделять самое серьезное внимание учету всех негативных явлений, которые могут быть вызваны непродуманным и психологически необоснованным применением компьютерных средств обучения [26; 27]. Средства ИКТ, основанные на всемерной активизации познавательной деятельности студентов, могут быть эффективными лишь при условии строгого учета психофизиологических и психологических особенностей студентов, наличия в них системы диагностики и коррекции значимых для обучения и профессиональной деятельности качеств личности и состояний человека. Необходимо рассматривать категорию здоровья в процессе использования средств ИКТ как функцию от конечной цели - подготовки специалиста. Это будет способствовать более полному развитию и профессиональному становлению личности обучаемого в условиях информатизации образования в системе профессиональной подготовки специалистов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, использование средств ИКТ в учебно-педагогическом процессе представляют качественно новый этап в теории и практике педагогики.
Однако стремление педагогов удовлетворить возрастающие потребности общества в образовании путем использования возможностей средств ИКТ должно под-твержаться решением вопросов корректного наполнения ЭСУН, с точки зрения приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации на основе: учета психологических особенностей обучающихся (вид памяти, тип темперамента и т.п.); обеспечения приемлемых психофизиологических характеристик взаимодействия обучающегося с компьютером; выбора индивидуального темпа работы и способа изложения материала, осуществления оптимальной стратегии управления процессом обучения.
ЭСУН должны способствовать формированию мотивации, решению образовательных задач в области образования, переосмыслению теоретических и методических представлений о процессе обучения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: «Школа - Пресс», 1994. - 205 с.
2. Смирнова Е.В. Аспекты социальной адаптации билингвальной личности студента в условиях информатизации российских вузов В сборнике: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков сборник материалов V международной научной заочной конференции. Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт. 2016. С. 172-178.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1956.
4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. -М., 1982.
5. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -336 с.
7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным
языкам в школе. - М.,1991.
8. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49-51.
9. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. - 225 с.
10. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.
11. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84.
12. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
13. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23
14. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.
15. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71-73.
16. Смирнова Е.В. Социокультурные содержательно-методические аспекты электронных средств учебного назначения, ориентированные на развитие умений иноязычной деятельности // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 2 (10). С. 80-83.
17. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988, 192 с.
18. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.
19. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.
20. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.
21. Ясаревская О.Н. Гуманитарное образование и информационные технологии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 1 (05). С. 150-154.
22. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34-37.
23. Смирнова Е.В. Аспекты компьютерной лингво-дидактики в развитии умений иноязычной деятельности Saarbrucken, 2011.
24. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий, для развития умений иноязычной деятельности / Смирнова Е.В. // диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук / Москва, 2007
25. Роберт И. В. и др. Методические указания по профилактике переутомления студентов вузов при работе с видеотерминалами. / Минздрав СССР. - М., 1988, с. 45.
26. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е издание. - М.: ИИО РАО, 2010. - 356 с.
27. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. - № 1.