Научная статья на тему 'Индивидуально-психологический аспект в преподавании иностранного языка при использовании электронных средств учебного назначения'

Индивидуально-психологический аспект в преподавании иностранного языка при использовании электронных средств учебного назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / FORMS OF THE ORGANIZATION OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL RESOURCES / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ELECTRONIC MEANS OF EDUCATIONAL PURPOSE / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ASPECTS OF FOREIGN SPEECH ACTIVITIES / ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / HUMAN-COMPUTERIZED INTERACTION / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ / STRATEGY OF MANAGING THE TEACHING PROCESS / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / DIFFERENTIATION AND INDIVIDUALIZATION OF STUDYING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL TRAJECTORY OF TRAINING / INDIVIDUALLY-PSYCHOLOGICAL ASPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

В современных условиях процесс обучения иностранным языкам активно внедряет использование электронных средств учебного назначения (ЭСУН). ЭСУН несут в себе огромный потенциал для развития всех видов речевой иноязычной деятельности. Однако, вопрос наполнения ЭСУН корректным, адекватным и аутентичным учебным материалом, принимающим во внимание индивидуально-психологические особенности студента, осваивающего учебный материал, приобретает особую актуальность. Принцип психоиндивидуализации в компьютеризированном учебном процессе по иностранным языкам обеспечивается следующими факторами: индивидуальным способом управления учебной деятельностью (применение различных по степени версий компьютерных программ на базе тестирования исходного уровня знаний обучающихся с возможностью перехода к более сложным или более простым вариантам работы с программой в зависимости от успешности результатов); возможностью выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия обучающегося с компьютером); предоставление индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей); адаптаций формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным пользователем. Специфической формой проявления индивидуального психологического подхода при изучении иностранного языка с использованием электронных средств учебного назначения является их адаптивность, которая реализуется в возможности приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации на основе: учета психологических особенностей обучающихся (вид памяти, тип темперамента и т.п.); обеспечения приемлемых психофизиологических характеристик взаимодействия обучающегося с компьютером; выбора индивидуального темпа работы и способа изложения материала, осуществления оптимальной стратегии управления процессом обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INDIVIDUALLY-PSYCHOLOGICAL ASPECT IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE WITH THE USE OF ELECTRONIC MEANS OF EDUCATIONAL PURPOSE

In present situation the process of foreign language teaching actively introduces the use of electronic means of educational purpose. Electronic means of educational purpose (EMEP) carry the huge potential for development of all types of speech foreign-language activity. However, the question of filling the content of EMEP with the correct, adequate and authentic training material taking into account individual and psychological features acquires special currency. The principle of psycho-individualization in a computerized training course in foreign languages ​​is provided by the following factors: an individual way to manage training activities (use of different degrees of versions of computer programs on the basis of testing the initial level of knowledge of students with the ability to transition to a more complex or simpler version of the work program according to the success of the results); possibility to choose their own pace of work (varying speed of presentation of educational information on the display and the tempo of the dialogue interaction between a student and a computer); providing a set of individual learning support tools (reference material, tips and keys); adaptations form of presentation of educational material to the individual characteristics of perception of information by a particular user. A specific form of demonstration of individual psychological approach to the study of a foreign language with the use of electronic means for educational purposes is their adaptability, which is realized in the ability to adapt training systems to the peculiarities of a particular learning process in order to optimize it based on: the account of the psychological characteristics of students (a kind of memory, type of temperament and etc.); the support of the appropriate interaction of the learner psychophysiological characteristics with the computer; the choice of the individual pace of work and the method of presentation, of the optimal learning management strategies.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологический аспект в преподавании иностранного языка при использовании электронных средств учебного назначения»

Смирнова Елена Владимировна

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ..

УДК 159: 378: 811.111

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

© 2016

Смирнова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: sevhome@yandex.ru)

Аннотация. В современных условиях процесс обучения иностранным языкам активно внедряет использование электронных средств учебного назначения (ЭСУН). ЭСУН несут в себе огромный потенциал для развития всех видов речевой иноязычной деятельности. Однако, вопрос наполнения ЭСУН корректным, адекватным и аутентичным учебным материалом, принимающим во внимание индивидуально-психологические особенности студента, осваивающего учебный материал, приобретает особую актуальность. Принцип психоиндивидуализации в компьютеризированном учебном процессе по иностранным языкам обеспечивается следующими факторами: индивидуальным способом управления учебной деятельностью (применение различных по степени версий компьютерных программ на базе тестирования исходного уровня знаний обучающихся с возможностью перехода к более сложным или более простым вариантам работы с программой в зависимости от успешности результатов); возможностью выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия обучающегося с компьютером); предоставление индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей); адаптаций формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным пользователем. Специфической формой проявления индивидуального психологического подхода при изучении иностранного языка с использованием электронных средств учебного назначения является их адаптивность, которая реализуется в возможности приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации на основе: учета психологических особенностей обучающихся (вид памяти, тип темперамента и т.п.); обеспечения приемлемых психофизиологических характеристик взаимодействия обучающегося с компьютером; выбора индивидуального темпа работы и способа изложения материала, осуществления оптимальной стратегии управления процессом обучения.

Ключевые слова: формы организации современного учебного процесса, средства информационных и коммуникационных технологий, образовательные ресурсы, электронные средства учебного назначения, виды речевой иноязычной деятельности, человеко-компьютерное взаимодействие, стратегия управления процессом обучения, психофизиологические особенности, дифференциация и индивидуализация обучения, мотивация, индивидуальная траектории обучения, индивидуально-психологические особенности.

AN INDIVIDUALLY-PSYCHOLOGICAL ASPECT IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE WITH THE USE OF ELECTRONIC MEANS OF EDUCATIONAL PURPOSE

© 2016

Smirnova Elena Vladimirovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: sevhome@yandex.ru)

Abstract. In present situation the process of foreign language teaching actively introduces the use of electronic means of educational purpose. Electronic means of educational purpose (EMEP) carry the huge potential for development of all types of speech foreign-language activity. However, the question of filling the content of EMEP with the correct, adequate and authentic training material taking into account individual and psychological features acquires special currency. The principle of psycho-individualization in a computerized training course in foreign languages is provided by the following factors: an individual way to manage training activities (use of different degrees of versions of computer programs on the basis of testing the initial level of knowledge of students with the ability to transition to a more complex or simpler version of the work program according to the success of the results); possibility to choose their own pace of work (varying speed of presentation of educational information on the display and the tempo of the dialogue interaction between a student and a computer); providing a set of individual learning support tools (reference material, tips and keys); adaptations form of presentation of educational material to the individual characteristics of perception of information by a particular user. A specific form of demonstration of individual psychological approach to the study of a foreign language with the use of electronic means for educational purposes is their adaptability, which is realized in the ability to adapt training systems to the peculiarities of a particular learning process in order to optimize it based on: the account of the psychological characteristics of students (a kind of memory, type of temperament and etc.); the support of the appropriate interaction of the learner psychophysiological characteristics with the computer; the choice of the individual pace of work and the method of presentation, of the optimal learning management strategies.

Keywords: forms of the organization of modern educational process, means of information and communication technologies, educational resources, electronic means of educational purpose, aspects of foreign speech activities, human-computerized interaction, strategy of managing the teaching process, psychophysiological characteristics, differentiation and individualization of studying, motivation, individual trajectory of training, individually-psychological aspect.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях процесс обучения иностранным языкам все больше вовлекает использование средств информационных и коммуникационных технологий. Электронные средства учебного (ЭСУН) назначения несут в себе огромный потенциал для развития всех видов речевой иноязычной деятельности. Однако, вопрос корректности, адекватности и аутентичности учебного материала c точки зрения учета индивидуально-психологических особенностей в ЭСУН приобретает особую актуальность. Наполнение ЭСУН должно включать в

себя варианты построения индивидуальной траектории обучения в зависимости от уровня знания иностранного языка, принципа «от простого к сложному», снятия трудностей, опоры на аудио- и видеоисточники учебной информации. Индивидуально-психологический аспект любого ЭСУН формирует мотивацию к обучению, приближает процесс обучения к наиболее реальной «живой», аутентичной коммуникации. Весомый вклад ученых в теоретический аспект и исследования указанной проблемы во многих ее методических и прикладных аспектах не полностью решает проблему с практической точки зрения, а именно в аспекте индивидуально-

Смирнова Елена Владимировна ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ...

психологического подхода при использовании ЭСУН. В частности, дискуссионными остаются вопросы представления учебного материала в ЭСУН с учетом психофизиологических особенностей, способностей, задатков обучающихся.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию теоретических и практических вопросов применения средств ИКТ в обучении вообще и иностранного языка в частности посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: Артамоновой Г.В., Есениной Н.Е., Захаровой И.Г., Карамышевой Т.В., Лавиной Т.А., Лапчик М.П., Мазура З.Ф., Мартиросян Л.П., Метелевой Л.А., Панюковой С.В., Петуховой А.А., Роберт И.В., Смирновой Е.В., Цветковой Л.А., Чертаковой Е.М., Hayase M., Higgins J., Kobayashi E., Levy V., Nagashima Sh., O'Shea T. и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является исследование и определение вопросов, связанных с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся при работе с электронными средствами учебного назначения, предназначенными для развития и совершенствования умений иноязычной деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современный мир является свидетелем нового этапа научно-технической революции, который ознаменован в первую очередь беспрецедентным развитием информационно-коммуникационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающий степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества.

Особенностью нового взгляда на решение проблем информатизации образования является поиск подходов к профессиональному и личностному развитию и то, какое содержание образования может обеспечить новое качество профессионального и личностного развития [1; 2].

Компьютеризация сферы коммуникаций, информатизация профессиональной деятельности, науки, образования вызвали необходимость обмениваться сообщениями в телекоммуникационных сетях, работать с информацией, которая представлена в основном на иностранном языке. Учитывая это, процесс обучения иностранному языку невозможно свести лишь к формированию речевой и лингвистической компетенции обучающихся. Обучение на базе новых информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовать личност-но-ориентированный подход к личности учащегося, что является основным концептуальным направлением образования XXI века.

Большинство работ, опубликованных за последнее время, обращены к вопросам информатизации образования, развитию информационных и коммуникационных технологий, экономическим и правовым аспектам образовательных процессов [3-8]. Однако формированию личности с учетом её психолого-лингвистических возможностей при обучении и использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) уделяется мало внимания.

Процесс обучения иностранному языку не может быть механическим в связи с тем, что он направлен на формирование и развитие личности обучаемого как субъекта активной творческой деятельности.

Учебный процесс на базе средств ИКТ обязательно

предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения. Обучаемые в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным учащимся требуется разное количество времени, разное количество упражнений разной степени сложности, чтобы достичь определенных результатов.

Становится возможным учитывать не только возрастные особенности и уровень подготовки групп учащихся, но и индивидуальные психологические характеристики каждого обучаемого. Принцип психоиндивидуализации в компьютеризированном учебном процессе по иностранным языкам обеспечивается следующими факторами [9-11]:

- индивидуальным способом управления учебной деятельностью (применение различных по степени версий компьютерных программ на базе тестирования исходного уровня знаний обучающихся с возможностью перехода к более сложным или более простым вариантам работы с программой в зависимости от успешности результатов);

- возможностью выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия обучающегося с компьютером);

- предоставлением индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей);

- адаптацией формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным пользователем.

Специфической формой проявления индивидуального психологического подхода при изучении иностранного языка с использованием электронных средств учебного назначения (ЭСУН) является их адаптивность, которая реализуется в возможности приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации на основе:

- учета психологических особенностей обучающихся (вид памяти, тип темперамента и т.п.);

- обеспечения приемлемых психофизиологических характеристик взаимодействия обучающегося с компьютером;

- выбора индивидуального темпа работы и способа изложения материала, осуществления оптимальной стратегии управления процессом обучения [12; 13].

По мнению исследователей-методистов, принцип учёта индивидуальных особенностей наиболее полно реализуется именно при компьютерной форме обучения. Индивидуализация с учетом психологических особенностей осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя [14-23].

Процесс взаимодействия с компьютером в условиях применения в учебном процессе должен отвечать требованию дружественности интерфейса. Это специфическое требование обусловлено необходимостью создания положительного психоэмоционального фона (в процессе обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий).

В рамках программного обеспечения дружественный интерфейс предусматривает: выбор оптимального темпа и режима взаимодействия, гарантию надежности работы компьютера, развитие средств помощи пользователю и обратной связи, наличие средств защиты от ошибок.

С лингводидактической точки зрения целью воплощения требования дружественности интерфейса является преодоление психологического барьера между компьютером и обучающимся благодаря созданию удобного и естественного стиля их взаимодействия. Для этого при выборе средств необходимо учитывать возраст обучающихся и основные цели обучения (с тем чтобы, с одной стороны повысить уровень мотивации в обучении и в использовании информационно-коммуникационных

Смирнова Елена Владимировна психологические

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ... науки

технологий, сделав процесс овладения иностранным языком с помощью информационно-коммуникационных технологий максимально привлекательным и интересным, а с другой стороны, оптимизировать учебный процесс, экономя время работы обучающегося и обучающего и не отвлекая внимания пользователей на второстепенную информацию) [15; 24].

Возможны различные пути достижения дружественности человеко-компьютерного взаимодействия. В некоторых программах используется прием персонификации компьютера, то есть приписывания компьютеру некоторых личностных качеств, присущих человеку. Такие программы предусматривают включение в обучающий сценарий мотивационных кадров с репликами, характерными для естественного стиля общения между людьми. В других программах предпочтение отдается нейтральным невербальным средствам общения в виде звуковых, цветовых или динамических сигналов. Наиболее распространенным способом создания положительного психоэмоционального фона при работе с ЭСУН считается использование игровых элементов и различных средств наглядности (графики, мультипликации, звукового сопровождения), чередование видов речевой иноязычной деятельности [2; 25-35].

Интерактивное обучение решает задачу релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д.

Из психологии известно, что результат собственного труда при использовании мультимедиа, информационно-коммуникационных технологий вызывает определенные положительные эмоции, порождающую дополнительную мотивацию учебы [24].

Форма заочного и дистанционного обучения интересна здесь тем, что она позволяет сделать процесс овладения языком более естественным с точки зрения условий его протекания, поскольку язык изучается не в классе одновременно большим количеством учащихся в рамках отведенного на урок времени, а индивидуально, с использованием различных организационных форм работы. Обучающиеся приобретают некоторую автономию, не только физическую, но социальную и психологическую, выбирая наиболее комфортные и естественные условия для обучения [25; 36-40].

Можно отметить ряд преимуществ использования ЭСУН для самостоятельной проработки учебного материала по сравнению с аудиторными занятиями с преподавателем:

- неограниченное время работы, определяемое потребностями самого обучаемого;

- свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);

- исключение взаимодействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).

Ввиду временных ограничений аудиторной работы на компьютерах особенно эффективным способом закрепления языкового материала является внеаудиторная работа студентов по индивидуальным заданиям и графикам их выполнения.

Разработка ЭСУН представляет повышенные требования к уровню квалификации (информационно-технической подготовленности) педагогических работников, что в значительной степени определяет прогресс в данном направлении. Здесь нередко проблема состоит в индивидуально-психологической готовности педагогов-профессионалов к использованию ЭСУН в учебном процессе.

По данным психологов, от 40% до 60% современных людей отличаются технофобией, т.е. избегают работы с техникой, в т.ч. и с компьютерами. Вместе с тем, как показывает анкетирование профессорско-преподава-410

тельского состава различных вузов страны, около 80% преподавателей поддерживают идею активного использования ЭСУН в образовательном процессе и психологически готовы участвовать в разработке учебно-методических материалов для подобных форм обучения [13].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, использование ЭСУН в учебно-педагогическом процессе представляют качественно новый этап в теории и практике педагогики. Стремление педагогов удовлетворить возрастающие потребности общества в образовании путем использования возможностей средств информационно-коммуникационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения, способствующие формированию мотивации, решению образовательных задач в области изучения иностранного языка, переосмыслению теоретических и методических представлений о процессе обучения иностранному языку с точки зрения приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации на основе: учета психологических особенностей обучающихся (вид памяти, тип темперамента и т.п.); обеспечения приемлемых психофизиологических характеристик взаимодействия обучающегося с компьютером; выбора индивидуального темпа работы и способа изложения материала, осуществления оптимальной стратегии управления процессом обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. - 225 с.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: «Школа - Пресс», 1994. - 205 с.

3. Третьякова Е.М. РОЛЬ Информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.

4. Ясаревская О.Н. Гуманитарное образование и информационные технологии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 1 (05). С. 150-154.

5. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.

6. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.

7. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46-50.

8. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

9. 3Артамонова Г.В. Психологические основы самостоятельной работы студентов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2004. № 4. С. 198-207.

10. Метелева Л.А., Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Психолого-педагогичесие аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 243-246.

11. Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 45-47.

12. Смирнова Е.В. Аспекты компьютерной лингво-дидактики в развитии умений иноязычной деятельности

Смирнова Елена Владимировна ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ...

Saarbrucken, 2011.

13. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий, для развития умений иноязычной деятельности / Смирнова Е.В. // диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2007

14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -336 с.

15. Смирнова Е.В. Социокультурные содержательно-методические аспекты электронных средств учебного назначения, ориентированные на развитие умений иноязычной деятельности Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 2 (10). С. 80-83.

16. Смирнова Е.В. Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 114-116.

17. Смирнова Е.В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 56-60.

18. Ясаревская О.Н., Ясаревская Д.П. Использование технологии продуктивного чтения при обучении иностранному языку студентов направления IT // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 121-124.

19. Смирнова Е.В. Актуальные аспекты совершенствования иноязычной письменной речи при использовании средств информационных и коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 102-105.

20. Смирнова Е.В. Особенности раннего обучения иностранному языку // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 29-33.

21. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.

22. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.

23. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.

24. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.,1991.

25. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр центр «Академия», 2004. - 416 с.

26. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

27. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84.

28. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.

29. Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В., Пустовалова

B.Г. Организация самостоятельной работы студентов на основе электронных учебно-методических комплексов // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13).

C. 87-90.

30. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 22-24.

31. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.

32. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

33. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

34. Чумарина Г.Р. Резервы повышения эффективности обработки лексической информации в электронных словарях // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 41-43.

35. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

36. Смирнова Е.В. Аспекты социальной адаптации билингвальной личности студента в условиях информатизации российских вузов В сборнике: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков сборник материалов V международной научной заочной конференции. Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт. 2016. С. 172-178.

37. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.

38. Кулагина Ю.А. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 87-93.

39. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

40. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.