Научная статья на тему 'Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка'

Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДСТВА ИКТ / ICT TOOLS / ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЛОВАРИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ / ELECTRONIC TOOLS OF EDUCATIONAL PURPOSE / ELECTRONIC DICTIONARIES / ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / PERSONALITY ORIENTED TEACHING / LINGUISTIC-ORIENTED METHODOLOGICAL APPARATUS / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ / COMPUTER DICTIONARIES AND ENCYCLOPEDIAS / ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / THE NEEDS OF THE INDIVIDUAL / ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / HIERARCHY OF NEEDS / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL STRATEGIES / ПОТРЕБНОСТИ ОЦЕНКИ / NEEDS OF ASSESSMENT / САМОУВАЖЕНИЯ / SELF-ESTEEM / ПОТРЕБНОСТИ ГРУППОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ / GROUP MEMBERSHIP NEEDS / ПОТРЕБНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY NEEDS / ПОТРЕБНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ / THE NEEDS OF SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

Процесс информатизации образования с учетом закономерностей развития предметных областей и окружающей среды актуализирует разработку подходов к использованию потенциала средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение средств ИКТ в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, самообразовательную активность человека при поддержке технологических средств. Для успешной реализации информатизации образования в области преподавания иностранного языка одним из важных факторов является формирование мотивации студентов к применению электронных средств учебного назначения в изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS'' MOTIVATION TO THE USE OF ELECTRONIC TOOLS OF EDUCATIONAL PURPOSE IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Process of informatization of education taking into account regularities of development of knowledge domains and environment gains currency the development of approaches to use of potential of tools of the information and communication technologies (ICT) for development of the identity of students, increases of level of creativity of their thinking, formation of abilities to develop strategy of searching the solution of both educational, and practical tasks, to predict results of implementation of the made decisions on the basis of modeling of the studying objects, the phenomena, processes and interrelations between them. No less important the question in the course of training to help future expert to build the individual strategy of education taking into account abilities and the motivational and valuable sphere of the personality. Introduction of tools of ICT in educational process can become a basis for formation of essentially new form of continuous education leaning on a detailed self-assessment, self-educational activity of the person with assistance of technological means. For successful realization of informatization of education in the field of teaching a foreign language one of important factors is the formation of motivation of students to application of electronic tools of educational purpose in learning of foreign language.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка»

УДК 004:811.111

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВХ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© 2015

Е.В. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Процесс информатизации образования с учетом закономерностей развития предметных областей и окружающей среды актуализирует разработку подходов к использованию потенциала средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение средств ИКТ в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, самообразовательную активность человека при поддержке технологических средств. Для успешной реализации информатизации образования в области преподавания иностранного языка одним из важных факторов является формирование мотивации студентов к применению электронных средств учебного назначения в изучении иностранного языка.

Ключевые слова: мотивация; личностно ориентированное обучение; средства ИКТ; технологии мультимедиа; электронные средства учебного назначения; лингвометодический понятийный аппарат; электронные словари; компьютерные словари и энциклопедии; потребности личности; иерархия потребностей; познавательная деятельность; развитие образовательной стратегии; потребности оценки; самоуважения; потребности групповой принадлежности; потребности безопасности; потребности самоактуализации.

Процесс информатизации образования с учетом закономерностей развития предметных областей и окружающей среды актуализирует разработку подходов к использованию потенциала средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотива-ционно-ценностной сферы личности. Внедрение средств ИКТ в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, самообразовательную активность человека при поддержке технологических средств.

Поскольку дидактическая цель предоставления учебной иноязычной информации с привлечением средств технологии мультимедиа не вызывает у обучаемых возражений и сомнений, роль преподавателя заключается в подборе заданий, наиболее интересных и содержательных с точки зрения их коммуникативных, профессионально-ориентированных направленно-стей. Например, можно заинтересовать в использовании электронного учебника по курсу английского языка, предложив студентам по-своему систематизировать материалы по определенной теме в виде базы данных или Web-сайта с оригинальной системой навигации. Изучение английского языка, таким образом, становится более мотивированным, если преподаватель использует богатые демонстрационным материалом электронные учебники и курсы. Достижение данной цели предполагает, что ресурсы средств ИКТ становятся для студентов естественной и неотъемлемой частью учебных материалов [1]. Желательно объединять электронные материалы с традиционными, например, через ссылки в лекциях, программе курса и другой учебной документации. Так, например в ТГУ (г. Тольятти), уже вошло в практику представление и динамичное обновление подобных ресурсов находящихся на Образовательном портале. Это демонстрационные материалы, моделирующие программы, подборки научных статей, аннотированные ссылки на ресурсы

Интернет т.д. Подбор интересных и актуальных материалов позволит студентам увидеть преимущества использования дополнительной аудио-, видеоинформации, а также привлечь их к работе по формированию своих электронных ресурсов (рефератов, баз данных, аннотированных каталогов и пр.).

Понимая, как трудно и даже нереально оградить студентов от обращения к Web-сайтам, предлагающим готовые сочинения, рефераты, курсовые работы и т.п., продуктивнее создавать в вузах свои банки из лучших образцов подобных работ, снабженных комментариями преподавателей. Новое содержание целей предоставления учебной иноязычной информации с привлечением средств технологии мультимедиа создает и дополнительные возможности для мотивации любознательности студентов к изучаемому языку. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Интернет: предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Интернет студент может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме по английскому языку не только к своему преподавателю, но и к носителю языка, к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации на английском языке, о стране изучаемого языка, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает преподавателю подвести студента к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы [2].

Развитию творчества и мотивации студентов, привитию интереса к поисково-познавательной деятельности для реализации поставленной цели помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях. Наибольшую популярность «виртуальной реальности» получают такие средства распространения культурной, страноведческой и образовательной информации, как виртуальные музеи, галереи. Информационные ресурсы глобальной сети Интернет предоставляют сегодня уникальные возможности совершить виртуальные путешествия во всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства: Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им.

А.С. Пушкина, Лувр, Лондонскую национальную галерею, Метрополитен музей и увидеть гениальные творения великих художников [3]. Познание виртуального мира, вовнутрь которого попадает студент в процессе работы с системой, развивает воображение и образное, абстрактное мышление, помогает понять и осознать сущность самых уникальных явлений и процессов.

Использование средств ИКТ с точки зрения формирования мотивации к изучению иностранного языка является реализации осуществления обратной связи в процессе иноязычного информационного взаимодействия. Средства ИКТ предоставляют студенту большую автономию (физическую, социальную, лингвистическую и когнитивную), социализируют процесс обучения, позволяя сделать его результат достоянием многих заинтересованных лиц (путем распечатки, работы в сети или распространением через телекоммуникационные сети), а также создавать коллективные творческие работы группами студентов не только одного вуза, но даже вузов, находящихся в разных городах и странах [4].

В учебном процессе по иностранному языку с использованием средств ИКТ существуют, по меньшей мере, две возможности заинтересовать и активизировать студента. Первая возможность связана с построением предлагаемых обстоятельств в электронных средствах учебного назначения (ЭСУН) таким образом, чтобы студент реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе. Во втором случае речь идет о ситуациях, в которых студент осуществляет перевоплощение в лицо (simulation), действующее в этих обстоятельствах. Иными словами, во втором случае речь идет о приемах, симулирующих ситуации реального речевого общения. Создавая свои иллюстрации к тем или иным ситуациям, сочиняя сценки, стихи, сказки и истории, записывая монологи, разрабатывая проекты, оформляя коллажи, внося свои предложения по тематике и форме проведения уроков и т. д., студенты модифицируют, обогащают предложенное преподавателем, ЭСУН или учебником содержание. Таким образом, они становятся творческими соавторами учебного процесса, давая выход своей познавательной творческой активности, осуществляя поиск необходимой информации о стране изучаемого языка в Интернете, ее традициях и истории, творчески, в соответствии с определенной задачей, перерабатывая эту информацию.

Средства ИКТ позволяют по-новому реализовать цель коммуникативной направленности иноязычного взаимодействия. Студенты могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории, но и виртуально, например, на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов по английскому языку могут участвовать студенты разных вузов.

Реализация цели коммуникативной направленности в традиционной методике преподавания английского языка в неязыковом вузе сводится нередко к тому, что студент активен только в том случае, если его спрашивает преподаватель, т.е. побуждает студента к речевой деятельности, а студенты отвечают. Избежать этого позволит приближение процесса обучения английскому языку по своим основным параметрам к процессу овладения студентами языком в естественной языковой ситуации (т.е. сделать его в полном смысле коммуникативным) [5]. Ориентация на родную лингвокультуру при коммуникативной направленности иноязычного информационного взаимодействия сводится к тому, что владение родным языком следует использовать при обучении иностранным языкам, поставив это владение на службу овладения неродным языком. То, как человек воспринимает мир и что он в нем видит, всегда находит отражение в его интерпретациях и понятиях на основе родного языка во всем многообразии его выразительных возможностей и значений. Обучаемый описывает

или оценивает события и явления иных культур через призму своих собственных культурных норм, через принятую им модель миропонимания. Так, например, ситуация «Ваш американский друг хочет приехать в Россию. Посоветуйте ему три книги, которые могли бы дать ему достаточно полное представление о вашей стране» российскими и американскими студентами будет интерпретирована по-разному. Первые, как правило, подумают в данном случае о художественной литературе, в том числе и о классике. В свою очередь, американские студенты посоветуют такие книги, как атлас автомобильных дорог, путеводитель по стране и план города (любого города). Объяснение этому факту достаточно простое. Для россиян, прежде всего для представителей взрослого поколения, нетипично пользоваться во время путешествия по чужой стране собственным автомобилем и, следовательно, атласом автомобильных дорог. Да и во время путешествия по своей стране они не привыкли пользоваться планом города. Именно поэтому любой ситуации межкультурного общения, всегда присущи конфликты между знанием и незнанием, между чужим и своим, между готовностью понять и предубеждением. Поэтому собственный культурный опыт всегда первичен при восприятии чужой культуры [6]. Осваивая новые культурные феномены, студент расширяет возможности своего отражения восприятия, и этот процесс разворачивается на фоне уже имеющегося языкового и культурного багажа.

Для реализации контроля результатов обучения и продвижения в учении становится важным необходимость осознания каждым студентом своего индивидуального пути усвоения языка, постоянного обогащения опытом творчества, формирования механизма мотивации, самоорганизации и самореализации [7].

Личностно ориентированная направленность обучения при использовании средств ИКТ основана на максимальном учете индивидуальных психофизических особенностей студента, его индивидуальных личностных свойств: темперамент и волевые качества; особенности мышления, восприятия, памяти, внимания; мотивация; самооценка; самоактуализация; уровни притязаний; доминирующий социальный статус [8]. Личностно ориентированная направленность обучения английскому языку при использовании средств ИКТ коррелирует с обучением, рассматриваемым в контексте второй образовательной парадигмы. Ее принятие в принципиальном плане меняет систему отношений преподавателя и студента. Отношения «преподаватель - студент» строятся на принципах партнерства, основанного на увлекательной совместной деятельности и сотрудничестве, направленных на достижение общей цели. Студенты активно участвуют в выборе, организации и конструировании содержания конкретного урока; преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

Использование средств ИКТ в условиях учебного процесса по иностранному языку должно обеспечиваться возможностью сознательного выбора студентом собственной стратегии достижения учебной цели, а также предоставлением ему широкого спектра средств поддержки обучения, использование которых способствует повышению мотивации, осознанности в действиях студентов и улучшению качества усвоения материала.

Важным фактором успешности усвоения иностранного языка является автономность студента как в конкретной учебной ситуации, так и в контексте дальнейшего непрерывного обучения. Данное личностное качество связано с формированием у студента готовности и привычки самостоятельно работать над языком и с языком, принимать собственные независимые решения и брать на себя ответственность за них, в том числе и в ходе обучения. Поэтому процесс обучения должен мотивировать каждого студента к самостоятельному

осуществлению учебной деятельности, к осознанной оценке своего речевого опыта и в случае необходимости осознанной его коррекции. Этому способствуют средства ИКТ, которые предоставляют студентам возможность овладевать наиболее удобными и эффективными для каждого из них учебными стратегиями и использовать их как на уроке, так и при самостоятельной работе над языком. При этом творческие задания, проектная работа, ситуации, в которых студенту необходимо брать на себя ответственность за результаты и качество выполнения общего группового задания, создают благоприятный контекст для формирования у студентов способности к автономному обучению и общению на изучаемом языке. Дополнительным стимулом для студентов является осознание ими того факта, что цель использования средств ИКТ состоит не в стремлении формализовать учебно-воспитательный процесс, переложив его впоследствии на плечи компьютеров, а в желании преподавателей повысить качество обучения. Использование средств ИКТ в учебном процессе освобождает время педагога и раскрывает дополнительные возможности для тесного взаимодействия со студентом, который сможет получить активную поддержку и помощь преподавателя в продвижении в учении при работе с особо сложным материалом. С другой стороны, качественное ЭСУН позволяет студенту самостоятельно работать над сложной темой именно столько времени, сколько требуется ему лично. Таким образом, контроль результатов обучения и продвижения в учении реализуется за счет возможности выполнения контроля самостоятельных действий по извлечению учебной информации; самостоятельного управления ситуацией на экране; выбора режима учебной деятельности; вариативности действий в случае принятия сознательного решения; осознанного усвоения студентом содержания, внутренней логики и структуры учебного материала. Реализация контроля также обеспечивается возможностью предоставления новой информации по самостоятельному запросу студента именно в тот момент, когда он осознает ее необходимость, самостоятельно выбирая и усваивая ее, что характеризуется наиболее высокими показателями при наличии большего разнообразия средств поддержки обучения, чем при традиционном обучении.

Оперативный доступ к лингвометодическому понятийному аппарату также является средством повышения мотивации и предполагает возможность средств ИКТ оперативно оказывать справочно-информацион-ную поддержку в процессе обучения иностранному языку путем предоставления языковой и экстралингвистической информации при использование электронных словарей, электронных энциклопедий. Для учебных компьютерных материалов по языку обязательным требованием является возможность параллельного использования словаря, справочных материалов. При работе с печатным словарем чтение часто превращается в кропотливую, чрезвычайно медленную расшифровку каждой строчки. Оперативный доступ к лингвометоди-ческому понятийному аппарату формирует у студентов культуру умственного труда на основе осуществления доступа к необходимым справочным материалам, словарям, тезаурусам, энциклопедиям и пр. Компьютерные словари и энциклопедии становятся все более распространенными разновидностями прикладных программ, без которых уже сложно представить практику чтения электронных текстов, их перевода и обучения языку. Компьютерные словари и энциклопедии разрабатываются как автономные и сетевые программные продукты. По сравнению с печатными аналогами компьютерные словари предоставляют пользователю множество дополнительных возможностей:

- многократное увеличение скорости поиска;

- в двуязычных словарях - возможность прямого и обратного перевода;

- множество входов в словарь: словник, алфавитный индекс, ввод слова и словосочетания с клавиатуры, из текстового редактора;

- поиск слов с недостаточно точным правописанием;

- полнотекстовый поиск (не только в словнике, но и в текстах всех словарных статей);

- применение средств мультимедиа для семанти-зации лексики (в большинстве современных словарей озвучиваются заголовочные слова, в словарях и энциклопедиях в качестве иллюстративного материала используются графика, фотографии, анимация, видеофрагменты);

- наличие системы гиперссылок;

- наличие перекрестных ссылок ко всем словам, имеющимся в словаре;

- возможность хранения большого объема информации;

- включение в структуру компьютерного словаря нескольких словарей разных типов и жанров (например, словаря общелитературной лексики, словаря сочетаемости, различных терминологических словарей, словарей разных языков и т.п.);

- одновременный поиск сразу в нескольких словарях;

- ограничение области поиска ключевыми словами, тематическими группами, частями речи и т.п.;

- пополнение словаря пользователем или создание пользовательского словаря;

- сохранения последовательности поиска в течение сеанса работы (так называемая хронология, история поиска);

- сохранение «закладок» в словаре;

- совместимость с текстовыми редакторами, возможность копирования словарных статей и обращения к словарю из редактора;

- совместимость с программами машинного перевода;

- совместимость в веб-браузерами и другими типами программ (прикладными, обучающими, игровыми);

- предоставление дополнительной справочной информации по фонетике, грамматике, стилю и другим аспектам языка;

- возможность использования словарей в локальной и глобальной сетях и др.

Для того, чтобы электронные средства учебного назначения (ЭСУН) стали органической частью учебно-воспитательного процесса прежде всего необходимо учитывать внутренние потребности студентов в использовании возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Формирование мотивации студентов к применению ЭСУН должно стать «запускным механизмом» для успешности интеграции средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс. И.А. Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание [9].

Формируя мотивацию к использованию ЭСУН в процессе учебной деятельности, нужно исходить из внутренних потребностей личности. А. Маслоу выдвинул одну из наиболее интересных в истории изучения мотивации теорию - теорию иерархии потребностей. Рассмотрим на примере иерархической модели А. Маслоу потребностей, имеющие отношение к развивающей познавательной деятельности в изучении иностранного языка с использованием ЭСУН.

Потребности безопасности студента при использовании ЭСУН в учебном процессе. Для студента с выраженной потребностью в безопасности характерен мотив стабильности, определенности, предпочтение учебы в рамках строго организованной структуры. Такие студенты не испытывают предубеждения к ЭСУН при изучении иностранного языка, но их могут отпугнуть возможность свободного выбора, вариативность, ко-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13)

торые представлены в обучающих электронных программах по иностранному языку. Но они будут охотно работать с тренировочной программой, позволяющей им надежно подготовиться к контрольному испытанию.

Способствовать развитию образовательной стратегии таких студентов, вывести их за рамки привычных представлений, заинтересовать возможностями ЭСУН можно следующим образом. Преподаватель вместе со студентом должен четко спланировать его самостоятельную работу с ЭСУН - моделирующей программой или другим программным средством [10]. По тем позициям, где для студента есть какая-либо неопределенность (например, для выполнения грамматического упражнения требуется самостоятельно выбрать программу или метод), нужно предложить ему проанализировать, что дает выбор. Преподаватель показывает, что и ситуация выбора также может быть естественным элементом структуры познавательной деятельности обучаемого. В дальнейшем обучаемый готовится все более самостоятельно, только консультируясь с преподавателем.

Потребности групповой принадлежности наиболее ярко проявляются в мотивах общения, сотрудничества, принятия в определенном социальном окружении. Коммуникативная разновидность мотивации - это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению со стороны обучаемых, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстаёт как искусственное средство общения. В этом случае на мо-тивационно-побудительную сферу обучаемого могут в значительной степени воздействовать ЭСУН, благодаря которым становится возможным использование как свободного общения в сетях, специально организованного общения в режимах электронной почты, электронной конференции, или записать свою речь, прослушать ее и сравнить с речью носителя языка.

Отличным стимулом для расширения языкового материала может стать работа над проектом по иностранному языку с применением ЭСУН. Перспективным направлением работы, опирающимся на потребности групповой принадлежности, является создание в учебном заведении кружка или клуба [11]. Это разумная альтернатива для тех детей и подростков, которых привлекают и компьютеры, и общение со сверстниками, но удовлетворить и ту, и другую потребность они могут только в игровых компьютерных клубах.

Потребности оценки, самоуважения связаны с множеством мотивов: утверждение в глазах педагогов, родителей, соучеников; достижение компетентности, уверенности в своих знаниях; удовлетворение от познавательной деятельности, самого процесса и его результатов; стремление к самостоятельности и саморегуляции познавательного процесса и др. Подкрепление потребностей самоуважения основывается на создании условий, в которых обучаемый будет чувствовать себя компетентным, уверенным в том, что он способен самостоятельно справиться с поставленными задачами. К специфике иностранного языка относится такая его черта, выделенная И.А. Зимней, как субъективное переживание обучающимися трудности овладения и радости владения этим учебным предметом. Всем, изучающим иностранный язык или изучавшим его когда-либо, знакомо то особое чувство удовлетворения и повышения самооценки при формировании даже небольших языковых умений.

В учебном процессе по иностранному языку с использованием ИКТ важно также стимулировать непосредственный интерес к языку как таковому [12-22]. Преподавателю нужно суметь воплотить богатые обще-

образовательные возможности ИКТ по изучению иностранного языка и предоставляемую ими информацию, а это значит - сконцентрировать внимание студентов на самом языке, на его способности давать имена вещам, процессам, на идиоматике, на лингвострановедческом аспекте языка [23]. С этой целью следует придавать работе над языком характер поисковой, исследовательской деятельности.

Лингвопознавательная мотивация является разновидностью мотивации и для овладения иностранным языком заключается в положительном отношении обучаемых к самой языковой материи. Возможны два пути ее формирования: опосредованный, то есть через коммуникативную мотивацию, и неопосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности учащихся в языковом материале. ЭСУН предоставляют здесь большие возможности: электронные энциклопедии, виртуальные библиотеки, общение с носителями языка. Мотивация при этом возрастает. Замечено также, что и запечатление в памяти лексики тоже усиливается.

Обучаемый даже несмотря на кажущуюся независимость, нуждается в поддержке и одобрении преподавателя. Программы по иностранному языку обязательно должны строиться таким образом, чтобы при адекватных усилиях студента создавалась ситуация успеха. С этой целью программа должна настраиваться на его возможности, исходя из уровня стартовых знаний и психологических особенностей.

Потребности самоактуализации. Самоактуализацию правильнее считать процессом актуализации возможностей человека. Для познавательной деятельности - это процесс развития интеллектуальных способностей, самостоятельности, инициативности. Ведущим мотивом здесь можно назвать стремление наиболее полно раскрыть свой потенциал [24]. В познавательной деятельности это проявляется стремлением не к высоким оценкам, а к знаниям, постоянному их пополнению, развитию природных способностей [25-26]. Для подкрепления потребностей самоактуализации необходима особая образовательная среда, в которой непременно должна присутствовать возможность свободного выбора - от источников информации до форм получения образования (очной, дистанционной, комбинированной) [27-36].

В такой среде должна создаваться атмосфера творческого поиска, необходимого для реализации познавательного потенциала личности. Подкреплением мотивации самоактуализации обучаемых станет предоставление им определенной самостоятельности в проектировании индивидуальной образовательной траектории. И здесь именно ЭСУН позволяют выбрать темп изучения учебных материалов сообразно индивидуальным возможностям, варьировать последовательность изучения отдельных тем - в границах, определяемых общей логикой дисциплины.

Для многих обучаемых остается значимой возможность проявить себя в условиях своего рода соревнования, когда основную роль играет не столько получение высокой оценки, сколько потребность ярко показать себя хотя бы в узкой области, продемонстрировав свою особую подготовку. Помимо специальных конкурсов, олимпиад можно внести в учебно-воспитательный процесс ряд соревновательных элементов, реализация которых будет опираться на возможности современных ЭСУН. Можно предусмотреть различные формы поощрения, по возможности, наиболее предпочтительные для победителей: публикация лучших работ в Internet, свободный график учебы, освобождение от зачета или экзамена, рекомендация на работу и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова, Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития

умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.

2. Апанасюк, Л.А. Ксенофобия в молодежной среде: социокультурный подход: монография. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - 182 с.

3. Есенина, Н.Е. Использование образовательных web-сайтов при изучении иностранного языка в техническом вузе // Вопросы гуманитарных наук. 2014. № 1 (70). С. 34-36.

4. Смирнова, Е.В. Реализация межкультурной коммуникации участников учебного процесса в условиях информатизации образования // Актуальные проблемы экономики и управления. 2015. № 1 (5). С. 83-86.

5. Метелева, Л.А., Осадченко, И.И., Коновалова, Е.Ю. Психолого-педагогичесие аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 243-246.

6. Артамонова, Г.В. Проблемы в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 3-2 (33-2). С. 289-294.

7. Апанасюк, Л.А. Теоретико-методологическое обоснование социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1 (117). С. 161-165.

8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: «Академия», 2003.

9. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991.

10. Артамонова, Г.В. Игровое обучение иностранным языкам В сборнике: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков // Сборник материалов IV Международной научной заочной конференции. Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт. 2014. С. 152156.

11. Smimova E.V. Features of using the internet for implementation of foreign language informational and communication interaction // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 60-62.

12. Витренко А.В. Лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 45-48.

13. Беляева Е.Н. Типы оценки уровня владения иностранным языком // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 10-11.

14. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49-51.

15. Подзигун С.Н. Теоретические аспекты развития рынка образовательных услуг в украине в контексте иностранного опыта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 77-80.

16. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 10-12.

17. Abaeva F.B. Modern methods of teaching students speaking in foreign language // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 7-9.

18. Куликова И.В. Развитие речемыслительных способностей студентов при работе с учебным гипертекстом на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 74-77.

19. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты

формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.

20. Рубаева В.П. Инновационные подходы к обучению студентов иностранным языкам // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 231-234.

21. Ширина Т.Г. Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 71-72.

22. Татарницева, С.Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 2003

23. Никитина, Ю.А., Гошина, Т.В. Дидактический потенциал и требования к использованию интернет при формировании аудитивных умений // В сборнике: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков сборник материалов IV Международной научной заочной конференции. Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт. 2014. С. 185-189.

24. Цыганова, Л.В. Стратегии самостоятельной учебной работы как основа ее эффективной организации // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 69-71.

25. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

26. Лыков Е.Н., Щербатых С.В. К вопросу об уровнях познавательной самостоятельности студентов при обучении дифференциальным уравнениям в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 153155.

27. Чиркина Е.А. Опыт индивида как основа становления субъектности в учебно-познавательной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 295-298.

28. Геворкянц Ж.А. Особенности подготовки бакалавров к реализации профессиональной образовательной деятельности в условиях билингвальной образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 60-62.

29. Лесите Э.Ю., Павлова Е.В. Формирование толерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 79-81.

30. Смолюк И.А. Трансформация образовательной среды в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 29-32.

31. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.

32. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система ГГ-сопровождения участников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 22-24.

33. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 266-269.

34. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Проектирование Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13)

образовательной деятельности дошкольников на основе вариативно-модельного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 5-7.

35. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут науч-

ных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.

36. Ширина Т.Г. Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 71-72.

FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION TO THE USE OF ELECTRONIC TOOLS OF EDUCATIONAL PURPOSE IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

© 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.V. Smirnova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Theory and Methods

of Teaching of Foreign Languages and Cultures»

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

Abstract. Process of informatization of education taking into account regularities of development of knowledge domains and environment gains currency the development of approaches to use of potential of tools of the information and communication technologies (ICT) for development of the identity of students, increases of level of creativity of their thinking, formation of abilities to develop strategy of searching the solution of both educational, and practical tasks, to predict results of implementation of the made decisions on the basis of modeling of the studying objects, the phenomena, processes and interrelations between them. No less important the question in the course of training to help future expert to build the individual strategy of education taking into account abilities and the motivational and valuable sphere of the personality. Introduction of tools of ICT in educational process can become a basis for formation of essentially new form of continuous education leaning on a detailed self-assessment, self-educational activity of the person with assistance of technological means. For successful realization of informatization of education in the field of teaching a foreign language one of important factors is the formation of motivation of students to application of electronic tools of educational purpose in learning of foreign language.

Key words: motivation; personality oriented teaching; ICT tools; multimedia technology; electronic tools of educational purpose; linguistic-oriented methodological apparatus; electronic dictionaries; computer dictionaries and encyclopedias; the needs of the individual; the hierarchy of needs; cognitive activity; the development of educational strategies; needs of assessment; self-esteem; group membership needs; security needs; the needs of self-actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.