МЕТОДОЛОГ1ЧН1 АСПЕКТИ ЕФЕКТИВНОГО УПРАВЛ1ННЯ ЯК1СТЮ ОСВ1ТИ У ВИЩОМУ ПЕДАГОГ1ЧНОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАД1
© 2015
Л.О. Петриченко, доктор педагопчних наук, доцент, перший проректор Харювська гуманитарно-педагогична академ1я Харювськог обласног ради, Харюв (Украгна)
Анотащя. В Укршт проблема забезпечення якосп освгга у ВНЗ e дуже актуальною. Адже сучасне украшське сустльство потребуе швидкиx i рiшyчиx зaxoдiв з покращення якoстi oсвiтньoгo процесу, зокрема ефективного управлшня яюстю освгга у вищому педагогичному навчальному заклад! Упрaвлiння oсвiтньoю установою - це особлива д1яльтсть, у яюй iï суб'екти за допомогою планування, оргатзаци, кер1вництва й контролю забезпечують оргашзованють сшльно1' дiяльнoстi стyдeнтiв, пeдaгoгiв, персоналу та ïï спрямoвaнiсть на досягнення освггаьш мети. Безумовно, що для виршення проблеми eфeктивнoстi yпрaвлiння яюстю нeoбxiднa 1рунтовна мeтoдoлoгiя. У поданш статп прoaнaлiзoвaнo та визна-чено лише oкрeмi мeтoдoлoгiчнi аспекти. У дослвджент нами розглянуто спeцифiчнi для управлшня яюстю пiдxoди: кoмпeтeнтнiсний, системно-д1яльтсний, синергетичний, кoмyнiкaцiйнo-дiaлoгiчний, кyльтyрoлoгiчний, oсoбистiснo oрieнтoвaний, спираючись на яю yпрaвлiння яюстю освгга у вищому педагогичному навчальному заклащ буде ефек-тивним. Аналз проблеми методологй' yпрaвлiння яюстю освгга у вишда пeдaгoгiчниx нaвчaльниx зaклaдax дозволив нам визначити основш закономрносп yпрaвлiння яюстю освгга у педагогичному ВНЗ, що дае пiдстaви для видшення тeoрeтикo-мeтoдoлoгiчниx засад yпрaвлiння яюстю освгга у вищому пeдaгoгiчнoмy навчальному заклад!
Ключoвi слова: осштнш проспр, яюсть освгга, ефективне yпрaвлiння, вищий педагопчний навчальний заклад, методолопя, процес, зaкoнoмiрнoстi, пiдxoди, кoмпeтeнтнiсть, кoнкyрeнтoспрoмoжнiсть.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF EFFECTIVE QUALITY MANAGEMENT EDUCATION IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2015
L.O. Petrichenko, doctor of pedagogical sciences, Associate Professor, Vice-Rector
Kharkiv Humanitarian Pedagogical Academy Kharkiv Regional Council, Kharkiv (Ukraine)
Abstract. In Ukraine, the problem of quality assurance in higher education is very important. Because modern Ukrainian society requires fast and decisive action to improve the quality of the educational process, including effective quality management education in the higher pedagogical education. Management of educational institution - a special activity, those which its subjects through planning, organization, management and control provide common organization of students, teachers, staff and its focus on achieving educational goals. Of course, that to address the effectiveness of the quality management requires thorough methodology. In the submitted paper analyzed and determined only certain methodological aspects. The study we examined specific quality management approaches: competency, system-activity, synergy, communication and dialogical, cultural, personality-oriented, based on which quality management education in higher pedagogical educational institution to be effective. Problem analysis methodology of quality education in higher educational institutions has allowed us to identify the main patterns of quality management education in the pedagogical universities, which gives reason to highlight the theoretical and methodological principles of quality management in higher education pedagogical institution.
Keywords: educational environment, quality education, good governance, higher educational institution, methodology, process, laws, attitudes, competence, competitiveness.
УДК 811:004
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ-ОБОЛОЧЕК В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© 2015
Е.В. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос реализации возможностей использования прикладных инструментальных средств - программ-оболочек для учебно-методического сопровождения образовательного процесса, развития интеллектуального потенциала преподавателя иностранных языков и активизации учебной и познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка. Описывается взаимодействие пользователя с программной системой, предполагающее обмен текстовыми командами и ответами, реализацией более развитых средств ведения диалога, при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы. Использование программ-оболочек позволяет преподавателю дифференцировать обучение с учетом разных уровней обученности студентов, активизировать деятельность студентов, предоставляя возможность выполнения разных по сложности заданий, получения дополнительной информации, выполнения творческих видов деятельности, использовать в своей познавательной деятельности разнообразных информационные ресурсы сети, самостоятельно работать с текстовой информацией, самостоятельно действовать по ликвидации пробелов, иллюстрировать знания с помощью мультимедийных средств, способствующих решению проблемы наглядности в презентации нового материала, совместно действовать с партнерами по проектной деятельности в других регионах, странах. Методически грамотное использование программ-оболочек дает возможность и толчок к развитию интеллектуального потенциала и творческой среды преподавателя иностранных языков, а также активизирует учебно-познавательную деятельность студентов.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, интерактивность, учебный курс, мотивация, ИКТ-компетентность, самостоятельная работа, информационное пространство, прикладные интструментальные средства, программа-оболочка, программно-методическое обеспечение, активизация учебно-познавательной деятельности, прикладная программа, совместная деятельность студентов, формирование культуры умственного труда, самостоятельная работа, информационные ресурсы сети, активизация деятельности студентов, дифференциация обучения.
В условиях учебного процесса по иностранному тельностной активности студента трансформируется языку при использовании средств информационных и в специфический для компьютерной формы обучения коммуникационных технологий (ИКТ) принцип дея- принцип интерактивности. Главное, ради чего педагоги
всего мира обратились к ИКТ, это - интерактивность, обеспечиваемая скоростью передачи информации в оба конца. В учебном процессе с применением средств ИКТ интерактивность - ключевое понятие. Интерактивный диалог - это взаимодействие пользователя с программной системой, отличающееся от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в непроизвольной форме с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов), при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы.
Интерактивность при работе с любым электронным средством обучения, любой информацией открывает возможность решения таких дидактических задач как:
- дифференциация обучения (возможность создания и структурирования курса обучения, электронного учебника с учетом разных уровней обученности студентов. Это может быть одна программа, один курс, но благодаря гипертекстовым технологиям, позволяющим получать одному студенту более глубокие знания по тому или иному вопросу, другому - необходимые разъяснения на основе одного и того же базового текста в зависимости от успешности выполнения предложенного задания);
- активизация деятельности студентов на уровне взаимодействия с программой (сетевым курсом, электронным учебником, пр.; возможность выполнения разных по сложности заданий, получения дополнительной информации, выполнения творческих видов деятельности и пр.); на уровне осмысления, усвоения новых знаний, формирования навыков; в процессе тестирования и контроля (программа либо сообщает о правильности выполнения задания, либо отсылает к дополнительному материалу для коррекции знаний, умений, навыков);
- использование в своей познавательной деятельности разнообразных информационных ресурсов сети, в том числе графических, звуковых, для пополнения базовых знаний, формирования самостоятельной точки зрения на изучаемые явления;
- самостоятельная работа с текстом: создание основного текста, вторичного текста, их редактирование, форматирование, структурирование, оформление в законченный продукт самостоятельной творческой, интеллектуальной деятельности;
- самостоятельная деятельность по ликвидации пробелов в ЗУН, углублению ранее приобретенных знаний, формированию и совершенствованию необходимых ЗУН;
- иллюстрирование базовых теоретических знаний с помощью мультимедийных средств, способствующих решению проблемы наглядности в презентации нового материала;
- формирование культуры умственного труда на основе осуществления доступа к необходимым справочным материалам, словарям, тезаурусам, энциклопедиям и пр. [8, 10, 11]
В ходе общения с партнерами по процессу обучения (преподавателем, другими студентами) интерактивность предоставляет возможность решения таких дидактических задач как:
- совместная деятельность студентов в процессе общения с партнерами в малых группах сотрудничества, что позволяет использовать взаимопомощь в процессе работы малой группы, распределение ролей по ходу выполнения единого задания, отрабатывать разнообразные интеллектуальные умения и навыки, умения работать с информацией, использовать разнообразные проблемные методы в процессе обучения, требующие постоянного взаимодействия с партнерами;
- обмен мнениями, дискуссии в режиме on-line или off-line со всеми учениками не только малой, но и общей группы (чаты, телеконференции);
- осуществление контроля и управления учебной деятельностью студентов со стороны преподавателя;
- консультации преподавателя в процессе учебной деятельности;
- контакты с внешними партнерами, не являющимися непосредственными участниками данного учебного процесса;
- совместная деятельность с партнерами по проектной деятельности в других регионах, странах [8, 9].
Развитие интеллектуального потенциала преподавателя иностранных языков и активизация учебно-познавательной деятельности студентов при использовании прикладных инструментальных средств основаны на возможностях разнообразных программных средств, к числу которых относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ. ИКТ позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творчество, активность преподавателей и студентов. Студенты могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории, но и виртуально, например, на сайтах периодических изданий, учебных центров. Одним из таких стимулов является возможность доступа к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям в Интернете [1, 2, 11]. Через Интеренет студент может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему преподавателю, но и вынести ее на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие социально-культурной, страноведческой, профессионально-ориентированной информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает преподавателю подвести студента к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы [2].
Развитию творчества и любознательности студентов, привитию интереса к поисково-познавательной деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях. Реализация технологии «виртуальная реальность» в учебном процессе способствует формированию умений и навыков осуществления деятельности по проектированию и моделированию предметного мира; развитию наглядно-образного, творческого мышления. Наибольшую популярность «виртуальной реальности» получают такие средства распространения культурной, страноведческой и образовательной информации, как виртуальные музеи, галереи. Информационные ресурсы глобальной сети Internet предоставляют сегодня уникальные возможности совершить виртуальные путешествия во всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства, увидеть гениальные творения великих художников. Познание виртуального мира, вовнутрь которого попадает студент в процессе работы с системой, развивает воображение и образное, абстрактное мышление, помогает понять и осознать сущность самых уникальных явлений и процессов.
В современный учебный процесс как за рубежом, так и в нашей стране постоянно разрабатываются и внедряются в практику инструментальные программы, ориентированные на создание учебных курсов и тестирующих систем по различным учебным дисциплинам для использования в режимах автономного обучения, в локальной и глобальной сетях. Поскольку участие преподавателя в разработке компьютерных учебных пособий и программ не всегда возможно, возникает необходимость в специальных программных средствах, которые позволяли бы преподавате-
Е.В. Смирнова психолого-педагогическое
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ-ОБОЛОЧЕК... направление
лю создавать компьютерные учебные материалы или вносить необходимые изменения в используемые материалы самостоятельно, не прибегая к помощи программиста. Среди таких программ основное место занимают инструментальные программные средства (ИПС) - программное средство (совокупность программных средств), предназначенное для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы. Наполнение ИПС предметным содержанием позволяет создавать различные типы ПС учебного назначения или ПС «смешанного» назначения. (Программа прикладная - программа вычислительной машины: проблемно-ориентированная, предметно-ориентированная, объектно-ориентированная; функциональная; реализующая решение задачи, необходимой пользователю). Наиболее распространенными видами ИПС являются программы-оболочки, которые позволяют преподавателям создавать собственные учебные курсы и задания на основе предоставляемых программой сценариев обучения и средств их реализации. Среди таких оболочек немало сетевых разработок, которые позволяют создавать и использовать задания в режиме on-line. Для организации работы студентов с Интернет-ресурсами также существуют специальные инструментальные средства, позволяющие преподавателю подготовить собственные задания и разместить их в Интернете. Одной из программ этого типа является «Filamentality», предлагающая пять форматов поисковой деятельности обучающихся в Интернете:
• систематизированный список ссылок на ресурсы по определенной теме (Hotlist);
• систематизированный список ссылок на мультимедийные ресурсы по определенной схеме;
• список ссылок на ресурсы по определенной теме с вопросами и заданиями, ориентированными на индивидуальное восприятие полученной информации и выражение личностного отношения к изучаемым проблемам;
• список ссылок на ресурсы, позволяющие ответить на конкретные вопросы по изучаемой теме;
• веб-квест - проблемное задание на основе информационных ресурсов Интернета.
Программы-оболочки позволяют наполнить новым содержанием упражнения заданного формата; в современные программы-оболочки можно вводить не только тексты, но и изображения, аудио- и видеоматериалы.
«Rosetta Stone» («Розеттский камень») считается одной из лучших программа для изучения языка с «полного нуля», предлагая уровневость обучения. Официально применяется в колледжах США для обучения иностранных студентов. Создатель программы Аллен Штольцфус практиковал учебные курсы языка по методике погружения, когда ученика не заставляют зубрить алфавит, правила чтения и потом постепенно заучиваться слова, а сразу бросают в гущу событий, окружая типичными бытовыми ситуациями. Возможность полноценной реализации таких курсов на компьютере появилась в начале 1990-х.
Комплекс Rosetta Stone состоит из нескольких важных элементов:
• собственно программная оболочка, в которую загружаются языковые модули,
• модули изучения языков, включающие картинки, звуки и распознаватели речи,
• дополнительные аудиоматериалы, которые можно прослушивать,
Каждый язык состоит из ряда уровней. В популярных языках выпущено по 5 таких уровней, в остальных -пока по три. Каждый уровень, распространяемый в виде отдельного диска, состоит из 4 тематических частей. Каждая часть состоит из 4 уроков и завершается ситуационным экзаменом.
Учебный курс любого языка начинается одинаково -изучение ключевых слов. Большинство остальных слов 58
обучаемые узнают из контекста, на упражнениях происходит закрепление материала. Зрительное восприятие составляют около 80% в методике Rosetta Stone.
Все задания в Rosetta Stone можно разделить на несколько групп:
1. Поиск подходящей картинки для фразы. Здесь нужно выбрать мышкой нужную фотографию.
2. Выбор подходящего предложения для картинки. Здесь нужно выбрать один из представленных вариантов как правильный. Зелёные кнопки позволят ещё раз прослушать то, как звучит каждая реплика.
3. Задания на произношение. Повторяется каждое слово в списке, представляется всего две попытки.
4. Грамматические задания. Здесь необходимо вставить подходящее по смыслу слово в правильной форме
5. Экзамен проходит в конце каждой темы в виде слайдшоу, которое иллюстрирует какую-нибудь жизненную ситуацию. Все ответы требуется произносить вслух. В отличие от уроков без использования средств информационных и коммуникационных технологий, повлиять на порядок экзамена нельзя - он проходится в последовательности строго от начала до конца, вернуться к какому-то из его заданий невозможно.
6. В комплект, кроме программной оболочки, языковых пакетов English (British) Level 1,2,3,4,5, дисков Audio Companion, входит также русификатор Rosetta Stone и подробная инструкция на русском языке со скриншотами по установке программы и языковых курсов.
Таким образом, эта программа позволяет учить язык путем погружения в языковую среду, многократного повторения и формирования ассоциативного ряда в различных областях жизни, выработки шаблонов и автоматизмов по принципу от простого к сложному, от практического восприятия к написанию и правилам. Эта программа позволяет автоматически воспринимать и воспроизводить наиболее распространенные разговорные грамматические конструкции, что крайне необходимо для активации разговорной речи и начала общения. «Rosetta Stone» позволяет учить иностранный язык через последовательность тщательно структурированных уроков, названных «Динамическим погружением». Новые слова становятся связанными со знакомыми объектами, действиями и мыслями. Слова образуют фразы и предложения в систематической прогрессии. Динамическое погружение способствует быстро развивать языковые навыки и речевые конструкции с помощью которых происходит общение.
Еще две наиболее популярные зарубежные программы-оболочки «Wida's Authoring Suite» и «Hot Potatoes» уже нашли своих приверженцев среди преподавателей иностранного языка. В программах предлагаются средства для создания наиболее распространенных в практике обучения языку тренировочно-контролирующих упражнений на различных языках.
С помощью программы «Wida's Authoring Suite» можно создать 14 видов упражнений, сгруппированных авторами в 7 модулей: реконструкция текста; заполнение пропусков; установление соответствий (3 вида заданий); задания с множественным выбором ответа; задания с ответом открытого типа; подбор заголовка к тексту; лексические задания (6 видов). Программа-оболочка «Wida's Authoring Suite» состоит из двух блоков: инструментального блока (Teacher program) и блока обучения (Student program). Инструментальный блок позволяет преподавателю ввести текстовый материал заданий (ввести с помощью клавиатуры или скопировать тексты из уже имеющихся файлов), включить необходимые комментарии, материал для подсказок в виде текста, графических изображений, звукового и видеоматериала, а также создать глоссарий и установить настройки для последующей работы студентов. Студенты выполняют задания в блоке обучения и могут выбирать режим работы - тренировочный или контролирующий. В режиме тренировки студент может воспользоваться справкой, многоуров-Карельский научный журнал. 2015. № 2(11)
невой системой помощи (количество букв в слове или фразе; первая буква слова; дефиниция; графическая, аудио- и видеоинформация; правильный ответ) и получить информацию о сделанных ошибках и итоговую оценку. В режиме контроля информацию о результатах работы можно получить только после выполнения упражнения. Упражнения, созданные с использованием программы-оболочки «Wida's Authoring Suite», могут использоваться для работы в автономном режиме и в локальной сети.
Программа «Hot Potatoes» дает возможность подготовить упражнения для использования в глобальной и локальной сетях, а также в автономном режиме. Это упражнения 5 типов: заполнение пропусков; установление соответствий; создание кроссвордов; вопросы с вводом и выбором ответа (4 вида); восстановление последовательности (предложений в тексте, последовательности букв в слове). Программа позволяет включить в задания необходимую текстовую и графическую информацию, отредактировать формулировки заданий и обратной связи, вид представления на экране, а также просмотреть полученный вариант упражнения и при необходимости внести в него изменения. Для автоматического объединения созданных упражнений в уроки и учебные курсы предназначен специальный блок программы «The Macher».
Помимо описанных программ существуют оболочки, позволяющие создавать отдельные виды упражнений для обучения языку - кроссворды, викторины и т.п. Прикладные программы широко используются в качестве инструментальных средств создания учебных материалов для изучения языка. В ограниченном виде таким образом можно использовать текстовый редактор. Для создания упражнений, требующих заполнения пропусков, или трансформационных упражнений преподавателю нужно подготовить файлы с соответственно оформленными текстами. Студенты будут выполнять задания либо, вводя текст с помощью клавиатуры, либо используя функции «Найти и заменить» или «Тезаурус». Функцию проверки правильности выполнения заданий в этом случае берут на себя встроенные программы проверки орфографии, грамматики и стиля.
Текстовые редакторы стимулируют работу по выполнению различных письменных заданий на иностранном языке: сочинений, эссе, рефератов и др. Они облегчают их первоначальное оформление и последующие изменения и дополнения. Работа с такой программой, с одной стороны, прививает студентам чисто технические навыки электронного набора и оформления текста. С другой - это мощный инструмент, мотивирующий студентов к совершенствованию первоначальных результатов. Если работа выполняется на компьютере, подключенном к сети, то появляется также возможность совместной работы преподавателя и студента - внесение преподавателем своих замечаний непосредственно в текст по ходу его создания. Современный текстовый редактор позволяет использовать в документах различные графические изображения, подготовленные самим студентом или преподавателем с помощью сканера или специальных программ, взятых из графических библиотек, распространяемых на компакт-дисках или в сети Интернет. Это цветные или черно-белые иллюстрации, карты, схемы, графики.
Использование графических редакторов выводит студентов на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения студентов, мотивирует их к выполнению самой работы [5].
В качестве инструментальных средств могут использоваться программы компьютерной верстки, программы для разработки веб-страниц, шаблоны общего и специализированного учебного назначения, а также ряд других прикладные программ.
Для реализации использования средств ИКТ для развития умений иноязычной деятельности в процессе обу-
чения иностранному языку одним из основополагающих факторов является профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка в области общей компьютерной грамотности и компьютерной лингводидак-тики [12-17]. Под ИКТ-компетентностью преподавателя понимается:
• преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ,
• осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-познавательного процесса,
• экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости прикладных инструментальных средств и электронных средств учебного назначения,
• предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе,
• автоматизация учебного процесса на базе средств ИКТ, в управлении которого преподаватель должен быть хорошо осведомлен [3, 4, 6, 7].
Считается, что требования к преподавателю иностранного языка в области использования средств ИКТ выше, чем к преподавателям других предметных дисциплин, т.к. программно-методическое обеспечение обучения языку включает очень широкий диапазон программных средств и учебных материалов, ориентированных на разные уровни, этапы, аспекты, виды речевой деятельности и профили обучения [7, 9, 10, 18-26].
Таким образом, использование программ-оболочек дает возможность и толчок к развитию интеллектуального потенциала и творческой среды преподавателя иностранных языков, а также активизирует учебно-познавательную деятельность студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.
2. Апанасюк Л.А. Теоретико-методологическое обоснование социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде / Л.А. Апанасюк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1 (117). С. 161-165.
3. Есенина Н.Е. Информационная подготовка преподавателей иностранного языка: отечественный опыт / Н.Е. Есенина // Российский научный журнал. 2013. № 4 (35). С. 114-122.
4. Есенина Н.Е. Организационные подходы к формированию готовности преподавателей иностранного языка в области информатизации иноязычной подготовки / Н.Е. Есенина // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 184-186.
5. Мазур З.Ф., Чертакова Е.М. Инновационные педагогические технологии в сфере информатизации образования как объекты интеллектуальной собственности / З.Ф. Мазур, Е.М. Чертакова // Ученые записки ИИО РАО. М: ИИО РАО, 2011. № 34. С. 38-44.
6. Метелева Л.А. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук - Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2008
7. Роберт И.В. Подготовка научно-педагогических кадров в области информатизации образования: содержательно-структурный аспект / И.В. Роберт // В сборнике: Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов Материалы Международной научно-практической конференции. Елец: 2014. С. 426-439.
8. Смирнова Е.В. Информационное пространство вуза, детерминирующее развитие межкультурной компе-
59
тенции личности в условиях поликультурного и мульти-лингвального взаимодействия / Е.В. Смирнова // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Тольятти: 2013. № 4 (26). С. 283-286.
9. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий, для развития умений иноязычной деятельности (на примере обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Москва, 2007
10. Смирнова Е.В. Аспекты компьютерной лингво-дидактики в развитии умений иноязычной деятельности (монография). LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrucken, Germany, 2011. - ISBN 978-3-8465-4989-6
11. Смирнова Е.В. Теоретические и методические подходы к преподаванию иностранного языка с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (монография). Тольятти: ТГУ, 2009 ISBN 978-5-8259-0508-2
12. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.
13. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
14. Кулагина Ю.А. Информационно-коммуникационная компетентность: теоретический аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 99-102.
15. Куликова И.В. Развитие речемыслительных способностей студентов при работе с учебным гипертекстом на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 74-77.
16. Зарчикова Г.В. Проблема организации самостоятельной работы лингвистов-переводчиков посредством веб-проектов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 86-88.
17. Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 45-47.
18. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.
19. Раскачкина Е.В., Варникова О.В. Педагогический потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании профессиональных ценностей студентов технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 108-113.
20. Сидакова Н.В. Основные факторы реализации обучения иностранному языку студентов-физиков в рамках инновационного образования // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 196-199.
21. Ясаревская О.Н. Технология разработки ученых модулей по иностранному языку на основе ФГОС 3 поколения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 162-167.
22. Витренко А.В. Лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 45-48.
23. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
24. Рубаева В.П. Инновационные подходы к обучению студентов иностранным языкам // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 231-234.
25. Лискина О.А. Иностранный язык и подготовка бакалавров в техническом вузе // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 137-139.
26. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 113-116.
THE USE OF SHELL PROGRAMSIN FOR EDUCATIONAL AND METHODICAL MAINTENANCE
OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
© 2015
E.V. Smirnova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Theory and Technique of Teaching of Foreign Languages and Cultures»
Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
Abstract. The article discusses the question of the realization of the potential use of the applied software tools - shell programs for educational and methodical maintenance of educational process, development of intellectual potential of teachers of foreign languages and enhance educational and cognitive activity of students in the study of a foreign language. The article describes the user's interaction with the software system, involving the exchange of text commands and responses, the implementation of more advanced means of dialogue, while providing a choice of options in the content of educational material, the mode of operation. The use of shell programs allows the teacher to differentiate the process of learning to meet different levels of proficiency of students, to enhance the activities of students, providing the ability to perform different task complexity, additional information, implementation of creative activities to use in his cognitive activity of a variety of information resources network to work independently with textual information, to work independently on the elimination of gaps, to illustrate knowledge using multimedia tools to assist in the solution of clarity in the presentation of new material, to act jointly with partners in project activities in other regions and countries. Methodically competent use of shell programs give an opportunity and impetus to the development of the intellectual potential and creative environment for a teacher of foreign languages, and also activates the educational-cognitive activity of students.
Keywords: information and communication technology, interactivity, training course, motivation, ICT-competence, self-study, information environment, applied software tool, a shell program, methodological software, activation of educational-cognitive activity, an application program, a joint activity of students, the culture of mental work, independent work, information resources network, activization of the students' activity, differentiation of instruction.