Научная статья на тему 'Оптимизация процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе'

Оптимизация процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММИРОВАННЫЙ МЕТОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / COMPUTER TECHNOLOGY / PROGRAMMED METHOD / INDEPENDENT WORK / INFORMATION TECHNOLOGY / PROBLEM-SOLVING SITUATION / PROJECT / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Г.А.

В статье рассматриваются возможности оптимизации процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе, которое осуществляется благодаря совершенствованию методов и приемов обучения. Подробно рассматриваются метод активного обучения, направленный на развитие творческого мышления студентов, и компьютерный метод, включающий применение информационных коммуникативных технологий и автоматизированных системы контроля знаний при обучении иностранному языку в гуманитарном вузе. В работе обосновывается необходимость применения информационных коммуникативных технологий при обучения иностранному языку, которые позволят повысить качество профессиональной подготовки студентов, обеспечат объективную оценку их знаний, реализуют индивидуальный подход при обучении иностранному языку. Метод активного обучения направлен на повышение интеллектуального уровня студентов, совершенствование навыков и умений владения иностранным языком, достижение высокого уровня коммуникативной компетенции. Применение автоматизированного контроля мотивирует студентов к самостоятельной работе и самообразовательной деятельности, позволяет активизировать их интеллектуальные способности, знания и умения, а также познавательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the process of foreign language learning in a humanitarian university

The article discusses the possibilities of optimizing the process of teaching a foreign language in a humanitarian university by improving the methods and techniques of teaching. The method of active learning aimed at the development of students’ creative thinking, the computer method, including the use of information and communication technologies and automated systems of knowledge assessment in teaching a foreign language in a humanitarian university, are considered in detail. The paper substantiates the necessity of using information communication technologies in teaching a foreign language. The use of information communication technologies allows teachers to improve the quality of students’ professional training, to provide an objective assessment of their knowledge, to implement an individual approach in teaching a foreign language. The use of automated control motivates students to work independently and engages them in self-educational activities, enhances their intellectual abilities, knowledge and skills, as well as their cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе»

УКД 37.01

Г. А. Кузнецова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики МГЛУ; e-maiL: kuznecgaLina@yandex.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются возможности оптимизации процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе, которое осуществляется благодаря совершенствованию методов и приемов обучения. Подробно рассматриваются метод активного обучения, направленный на развитие творческого мышления студентов, и компьютерный метод, включающий применение информационных коммуникативных технологий и автоматизированных системы контроля знаний при обучении иностранному языку в гуманитарном вузе. В работе обосновывается необходимость применения информационных коммуникативных технологий при обучения иностранному языку, которые позволят повысить качество профессиональной подготовки студентов, обеспечат объективную оценку их знаний, реализуют индивидуальный подход при обучении иностранному языку. Метод активного обучения направлен на повышение интеллектуального уровня студентов, совершенствование навыков и умений владения иностранным языком, достижение высокого уровня коммуникативной компетенции. Применение автоматизированного контроля мотивирует студентов к самостоятельной работе и самообразовательной деятельности, позволяет активизировать их интеллектуальные способности, знания и умения, а также познавательную деятельность.

Ключевые слова: оптимизация учебного процесса; компьютерные технологии; программированный метод; самостоятельная работа; информационные технологии; проблемная ситуация; проект; информационные коммуникативные технологии.

G. A. Kuznetsova

PhD (Pedagogy), associate professor, department linguodidactics, MSLU; e-maiL: kuznecgaLina@yandex.ru

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING IN A HUMANITARIAN UNIVERSITY

The articLe discusses the possibiLities of optimizing the process of teaching a foreign Language in a humanitarian university by improving the methods and techniques of teaching. The method of active learning aimed at the development of students' creative thinking, the computer method, including the use of information and communication technologies and automated systems of knowledge assessment in teaching a foreign language in a humanitarian university, are considered in detail. The paper substantiates the necessity of using information communication

technologies in teaching a foreign Language. The use of information communication technologies aUows teachers to improve the quality of students' professional training, to provide an objective assessment of their knowledge, to implement an individual approach in teaching a foreign language. The use of automated control motivates students to work independently and engages them in self-educational activities, enhances their intellectual abilities, knowledge and skiUs, as weU as their cognitive activity.

Key words: optimization of educational process; computer technology; programmed method; independent work; information technology; problem-solving situation; project; information communication technologies.

Обучение иностранным языкам в гуманитарном вузе ставит одной из своих задач оптимизацию учебного процесса, т. е. повышение эффективности учебного процесса в определенное время. К ее основным составляющим следует отнести: целенаправленность обучения, усиление мотивации, применение современных методов обучения, информационную составляющую содержания образования, эффективность осуществляемых учебных действий, использование новых информационных технологий. Оптимизировать процесс обучения предполагает выбор цели, содержания, форм, задач, методов и средств обучения таким образом, чтобы они способствовали наилучшему достижению цели обучения. Преподавателей должен достичь максимально возможных в определенных условиях учебных результатов при минимально необходимых для этого затратах времени. Оптимизация учебного процесса при обучении иностранному языку в гуманитарном вузе может быть осуществлена:

1) благодаря совершенствованию организации и планирования учебного процесса, содержания учебных планов и программ, педагогического мастерства преподавателя, форм и методов обучения;

2) путем расширения возможностей преподавателя при активном использовании им технических средств обучения, компьютерных программ и новых информационных технологий.

Особое место в решении этих задач принадлежит совершенствованию форм и методов обучения. При обучении иностранному языку в гуманитарном вузе эффективными являются методы активного обучения, включающие проектный метод и программированный метод, предполагающий использование компьютерных тестовых программ.

Под проектом понимается способ достижения конкретной учебной цели детальной разработкой проблемы, решение которой имеет практический результат.

Для достижения поставленных задач и повышения качества обучения иностранному языку в гуманитарном вузе необходимо обратить внимание на методы и приемы обучения иностранным языкам, а также компетенции преподавателя, который должен корректировать учебную программу, уметь гибко планировать учебный процесс, учитывая потребности, возможности и способности студентов, для достижения наилучших результатов.

Преподаватель выступает в роли организатора, посредника, а не единственного источника информации. В связи с этим одной из основных задач преподавателя в вузе является обеспечение студентов базовыми навыками самостоятельной работы, что является одним из требований Болонской двухуровневой системы обучения [Огаркова 2011].

Обучение иностранному языку должно быть связано с развитием творческого мышления студентов. Учебный процесс направлется на то, чтобы активизировать интеллектуальные способности, знания и умения студента, развивать его личностные качества. Особое внимание должно быть направлено на активизацию познавательной деятельности, тренировку навыков речевого поведения в различных областях будущей профессиональной деятельности студентов. Это должно способствовать развитию интеллекта студентов, формированию мировоззрения и речевого поведения [Деркач 2000].

Эффективность обучения иностранному языку, степень усвоения иностранного языка зависит во многом от индивидуальных предпосылок обучения и условий. Поэтому для занятий иностранного языка следует подбирать материал, упражнения и задания, которые стимулируют творческую и познавательную активность студентов, применять разнообразные виды и формы проведения занятий, таких как дискуссии, деловые игры, работа в группах с применением технических средств обучения.

В настоящее время главной целью овладения иностранным языком является приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования у студентов способности к межкультурному общению через развитие высокого уровня

коммуникативной компетенции. Процесс обучения иностранному языку в гуманитарном вузе предполагает формирование языковой личности, способной быть активным участником процесса межкультурной коммуникации. Иностранный язык изучается в контексте определенных национальных культур, и обучение межкультурному общению становится важной составляющей процесса обучения иностранному языку. Для этого в ходе занятий следует применять такие приемы, как выбор заданий, ориентированных на индивидуальный стиль выполнения; привлечение студентов к поиску путей решения проблемных ситуаций с помощью problem-solving tasks. Это безусловно оптимизирует познавательную деятельность студентов. Студенты получают возможность индивидуально работать над повышением своей языковой компетенции с помощью разработки профессионально ориентированных проектов, творческих работ, презентации.

Оптимизации процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе способствует применение балльно-рейтинговой системы. Целью данной системы является повышение качества профессиональной подготовки студентов по иностранному языку, обеспечение комплексной объективной оценки знаний, мониторинг эффективности учебной деятельности будущих специалистов.

При внедрении компьютерных технологий в обучение иностранному языку появляется возможность для реализации данных целей. Компьютер выступает в процессе обучения иностранному языку как средство обучения. Он быстро реагирует на введенную информацию. Это дает студентам возможность изучать материал в индивидуальном темпе, эффективно организовать контроль, обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории или в лингафонном кабинете. Поскольку студенты сами определяют темп работы, компьютерное обучение реализует принцип индивидуального обучения [Садулаева 2006]. Потенциал компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку реализуется благодаря соблюдению принципов применения информационных коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании:

1) принцип обусловленности. Масштабы и конкретные направления использования компьютерных технологий должны находиться в тесной взаимосвязи с содержанием учебного курса, целями обучения, этапом образовательного процесса, применяемой методикой обучения иностранному языку;

2) принцип информативности. Применение компьютерных технологий в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса должно создавать условия для получения студентами максимального количества информации за кратчайшее время;

3) принцип необходимости. Компьютерные технологии применяются только в тех случаях, когда они реально способствуют повышению эффективности учебного процесса;

5) принцип надежности. Использование на практике компьютерной обучающей программы должно осуществляться после проведения экспериментальной проверки ее работоспособности и полезности.

Обучению с помощью компьютерных технологий должен предшествовать этап организационной подготовки преподавателя и обучаемых к такой работе. Информационные коммуникативные технологии - это технологии, связанные с телекоммуникацией, т. е. общением на расстоянии посредством Интернета, направленные на интеграцию студентов в единое информационное пространство с целью получения максимального объема информации для саморазвития. При обучении иностранному языку в вузе используются две группы ИКТ: компьютерные программы (электронные учебники, словари, редакторы, тренажеры, тесты) и сетевые службы (информационные службы Интернета, коммуникационные службы). Актуальность использования ИКТ при обучении иностранному языку в гуманитарном вузе обусловлена целым рядом причин:

1) обращение к самым разнообразным интернет-ресурсам позволяет вести обучение иностранному языку в вузе на современном уровне;

2) использования ИКТ в системе высшего образования делает возможным: адаптацию программных средств ИКТ к целям образовательного процесса, организацию оперативного контроля знаний и умений студентов, использование образовательных программных средств ИКТ как во время аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе.

Одним из плюсов использования ИКТ является автоматизированная система контроля знаний при обучении иностранному языку. Контроль знаний является органической частью процесса обучения в высшей школе. При этом повышается значимость контролирующей, управляющей, методической и консультационной деятельности.

Учебная функция контроля знаний реализуется в закреплении, углублении и корректировании знаний студентов, а также их систематизации. Контроль знаний необходимы для определения уровня и качества знаний студентов [Куцев 2004]. С применением ИКТ контроль качества знаний студентов обретает признаки индивидуального подхода, учитывающего не только знания, но и индивидуальный темп обучения в вузе, что позволяет преподавателю варьировать процесс контроля знаний в зависимости от способностей студентов. Автоматизированный контроль повышает объективность самого контроля, обеспечивает количественную оценку качества усвоения студентами учебного материала.

Еще одним важным аспектом применения автоматизированного контроля становится стимулирование и мотивирование студентов к самостоятельной работе и самообразовательной деятельности. Преимущества автоматизированного контроля знаний студентов заключается в:

1) эффективности, так как можно одновременно тестировать большое число студентов, проверка результатов при этом производится гораздо качественнее и быстрее, чем при традиционном контроле;

2) объективности оценки, исключающей влияние субъективных факторов;

3) достоверности информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения.

В процессе обучения иностранному языку могут быть использованы разные системы автоматизированного контроля знаний (КЗ). Выбор системы является важным шагом, так как компьютерные тесты должны обладать определенными свойствами: стандартностью, адаптивностью, открытостью, способностью осуществлять индивидуальный и групповой контроль знаний студентов. Существует множество оболочек систем, способных обеспечить эффективное проведение компьютерного тестирования:

1) Claroline - данная оболочка делает простым открытие онлайн-класса или организацию студенческой работы в Интернете;

2) eFront позволяет разрабатывать онлайн-контент, общаться со студентами, создавать тесты, задавать домашние задания и отслеживать их выполнение;

3) ILIAS позволяет управления курсом обучения с помощью он-лайн-опросов, форумов, упражнений, чатов и т. п.;

4) CoFFEE (Collaborative Face-to-Face Educational Environment) -совместная образовательная среда, включающая набор инструментов для совместной работы как в малых группах, так и индивидуально, а также для общения и др.

5) MOODLE - модульная объектно-ориентированная учебная среда. Ключевые функции приложения представлены в виде заданий, блогов, чатов, форумов, голосований, опросов, тестов, wiki и др.

Эффективность использования системы MOODLE при обучении иностранному языку заключается в том, что сами преподаватели могут разрабатывать тестовые задания и использовать для проверки текущего и отсроченного контроля знаний. Все тесты вводятся в оболочку и вносятся в единую базу контролирующих тестов (БКТ). Компьютерное тестирование позволяет преподавателю с минимальными затратами времени объективно проверить знание большого числа студентов во всех видах речевой деятельности. Кроме тестовых заданий в системе MOODLE можно создавать задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности при обучении иностранному языку в вузе, а именно: говорения, аудирования, чтения и письма. Преподаватель может сам определять вид и объем заданий, устанавливать критерии их оценки, временные рамки выполнения.

Информационные коммуникативные технологии (ИКТ) в процессе обучения иностранным языкам в вузе применяются:

1) для подготовки занятий; обучение иностранному языку предполагает использование виртуальных библиотек для отбора аутентичного материала на иностранном языке, студенты использую электронные словари и машинные переводчики (Translation Memory programs);

2) для проведения уроков; дополнительно предлагаемые программы обучения иностранному языку с использованием мультимедийных технологий повышают заинтересованность студентов и способствуют улучшению работы по формирования навыков во всех видах речевой деятельности;

3) для реального общения с носителями изучаемого языка [Саду-лаева 2006].

Используя компьютер, преподаватель может создавать свои задания для работы с лексическим материалом, грамматикой, для развития

навыков письма, подготовки к речевому общению. Компьютер может быть эффективно использован для организации самостоятельной работы студентов. Он может быть использован в качестве справочника. Использование компьютера позволяет не только дифференцированно дать студентам задание, но и корректировать их работу, оценивая каждое выполненное упражнение. Безусловно, широкое использование компьютера в целях обучения иностранному языку требует наличия компьютерных классов.

Проанализировав все положительные стороны использования информационных технологий и компьютеров в процессе обучения иностранному языку, следует подчеркнуть, что никакие самые новейшие компьютерные электронные технологии не смогут заменить преподавателя в аудитории. Лишь преподаватель, опираясь на свой высокой профессионализм может создать на уроке творческую психологически комфортную обстановку, поэтому он остается главной и ведущей фигурой на уроке. Применение компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. Исходя из этого, одним из основных требований к профессиональной деятельности преподавателя вуза является его информационная компетентность.

Оптимизация процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе, который представляет собой единство образовательного, практического, развивающего, профессионального и воспитательного компонентов, должна осуществляться с применением новых информационных технологий с опорой на высокий профессионализм преподавателя иностранного языка, его мобильность, стремление к самообразованию, к профессиональному росту, к инновационной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека : в 5 кн. М. : РАГС, 2000. 308 с. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. Мн. :

ТетраСистема, 2003. 175 с. Куцев Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. М., 2004. № 3. 108 с. Огаркова Е. С. Адаптация студентов к обучению в вузе // Настоящее и будущее социальных технологий : материалы VIII Науч.-практ. конф. СПб. : СЗАГС, 2011. 278 с.

Садулаева Б. С. О некоторых методических проблемах применения информационных и телекоммуникационных технологий в вузовском преподавании // Методика вузовского преподавания : материалы 7-й Межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск : РЕКПОЛ, 2006. Ч. I. 286 с. Современные технологии обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Сборник материалов Межвузовской науч.-практ. конф. Минск,

2001. 75 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.