УДК 37.014.256:378.12
Киреева Ирина Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германских языков Московского государственного гуманитарно-экономического института arina 68@bk.ru
Алыпкачева Пасият Исаевна
младший научный сотрудник Дагестанского государственного университета, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Дагестанского государственного университета 19770723@mail.ru Kireeva Irina Anatolyevna
The candidate of pedagogical sciences, associate professor Romano -the German languages of the Moscow state humanitarian and economic institute arina_68@bk.ru Alypkacheva Pasiyat Isayevna
junior researcher of the Dagestan state university, senior teacher of chair of the general and social pedagogics of the Dagestan state university 19770723@mail.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
MODELLING OF TRAINING FOR CROSS-CULTURAL ACTIVITIES
AMONG THE YOUTH
Аннотация: В статье анализируется проблема моделирования и конструирования педагогического процесса при работе в неязыковых вузах со студентами-мигрантами, представлена модель подготовки студентов к межкультурной деятельности в международном образовательном пространстве. Содержание этапов при подготовке студентов (будущих специалистов) рассмотрено в условиях интеркультуры, на основе межкультурного взаимодействия и общения. Исследуется значимость опыта межкультурного сотрудничества и общения с зарубежными студентами по вопросам учебной и социально-культурной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения межкультурной деятельности студентов-мигрантов в вузах.
Ключевые слова: моделирование, конструирование, межкультурная деятельность, студенты-мигранты.
Abstract. The article analyzes the problem of modeling and drafting of the educational process with migrant students in non-language schools, a model of preparing students for cross-cultural training activities in the international educational space is presented as well. The benefits that can flow for teaching and learning process from the growing intercultural communication and interaction are carefully and thoroughly described in the research paper. Special emphasis is given to the experience of intercultural cooperation and communication with foreign students within educational and socio-cultural activities.
As to the implementing process, the results can be used in the practice of cross-cultural support activities of migrant students within the universities.
Keywords: modeling, construction, cross-cultural activity, migrant students.
Анализ источников по проблеме моделирования и конструирования педагогического процесса (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Н.А. Горлова, В.Н. Загвязинский, Г.Л. Ильин, Г.М. Коджаспирова, М.П. Сибирская, Н. Ф. Талызина и др.) позволяет утверждать, что концепция моделирования подготовки к межкультурной деятельности студента в условиях отечественных вузов рассматривалась неоднократно.
Ряд специалистов (В. И. Андреев, А. Л. Бусыгина, А. А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Б. Т. Лихачев и др.) исследуют процессы формирования профессиональной компетентности[5]. В работах Т. Н. Астафу-ровой Е. Ю. Долматовской, Е. Н. Солововой , И. И. Халеевой рассматриваются пути формирования межкультурной компетенции студентов в вузах неязыкового профиля.
Вместе с тем, анализ указанных выше источников позволяет, на наш взгляд, говорить о том, что проблема моделирования подготовки студентов-мигрантов к межкультурной деятельности рассмотрена касательно «российской системы высшего профессионального образования, в условиях соответствующей культуры и традиций этой системы.» [4].
В настоящем исследовании предпринята попытка представить модель подготовки студентов к межкультурной деятельности в международном образовательном пространстве, в условиях интеркультуры, на основе межкультурного взаимодействия и общения.
Модель подготовки студентов к межкультурной деятельности разработана в региональной системе вузовского профессионального образования и адаптирована в соответствии с особыми условиями данной системы (малый объем финансирования международной и внешнеэкономической деятельности научно-педагогических кадров, удаленность от международных образовательных институтов, малый объем межкультурного профессионального общения студентов и т. п.).
Представляется, что использование модели подготовки специалистов к межкультурной деятельности позволит решить вопросы подготовки студентов-мигрантов к учебной и социально-культурной деятельности как в международном образовательном пространстве, так и в стране проживания.
Поскольку межкультурная деятельность многогранна, студент должен обладать не только знаниями, умениями и навыками в области специальности, но и уметь применять их в межкультурной деятельности.
Однако, обобщение опыта межкультурной деятельности студентов-мигрантов в системе высшего профессионального образования (МГГЭИ г. Москва, ДГУ г. Махачкала) позволяет констатировать неутешительные факты: студенты-мигранты имеют с одной стороны высокий уровень базовой подготовки, а с другой - фрагментарные знания, умения и навыки в области межкультурного взаимодействия и общения; опыт межкультурного сотрудничества
и общения с зарубежными студентами по вопросам учебной и социально-культурной (СК) деятельности отсутствует или присутствует в малом объеме; отмечена низкая мотивация в овладении социокультурными знаниями как лич-ностно-значимыми; студенты не имеют представления о международной системе знаний в области социально-культурной деятельности(СКД) высшей школы как основы грамотной межкультурной деятельности в рамках международного образовательного пространства; студенты имеют низкий уровень владения системой конструктивных умений и навыков по проектированию, организации, коррекции и контролю учебного и воспитательного процесса в вузе, тем более в рамках международных образовательных институтов; слабо применяют исследовательские навыки по проектированию и организации СК деятельности в межкультурном сотрудничестве, на основе использования неродного языка или не имеют их вообще; отмечен низкий уровень «рефлексивных способностей как основы профессионального совершенствования» »[2].
Полагаем, что вышеобозначенные факты свидетельствуют о том, что студенты-мигранты недостаточно подготовлены к межкультурной деятельности, к практике ее проектирования и реализации на основе неродного языка.
В этой связи, в исследовании была разработана и представлена модель подготовки студентов к межкультурной деятельности.
При разработке указанной выше модели было учтено утверждение В. И. Загвязинского о том, что «моделирование- это процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа»[1] .
Важно то, что в настоящей работе «моделирование послужило исследовательским инструментом для изучения аспектов и свойств подготовки»[3] студентов-мигрантов к межкультурной деятельности. Особенностью последней является ее адекватность заказу и потребностям международного образовательного пространства, студенческого сообщества в стране проживания.
Ключевая цель модели - формирование готовности студентов-мигрантов к межкультурной деятельности при обучении в системе высшего профессионального образования.
В этой связи, при моделировании педагогического процесса необходимы-организация активной познавательной социально-культурной деятельности для формирования личностных свойств студентов; выявление качества готовности студентов-мигрантов к осуществлению межкультурной деятельности, направленной на обеспечение оптимального международного (внешнеэкономического) сотрудничества неязыкового вуза.
Литература:
1. Загвязинский, В. Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для пед. вузов / В. Н. Загвязинский. -М.: Academia, 2001. - 207 с.
2. Загвязинский, В. Н. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для вузов / В. Н. Загвязинский. - М.: Академия, 2004. - 188 с.
3. Зайко, Т. И. Перестройка образовательного процесса в современной высшей школе в условиях перехода к многоуровневой системе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Т. И. Зайко. -М.,1990. - 21 с.
4. Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования». - М.: Ось-89, 2001. - 64 с.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 383 с.
literatura
1. Zagvjazinskij, V. N. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija: ucheb. posobie dlja ped. vuzov / V. N. Zagvjazinskij. - M.: Academ-ia, 2001. - 207 s.
2. Zagvjazinskij, V. N. Teorija obuchenija: Sovremennaja interpretacija: ucheb. posobie dlja vuzov / V. N. Zagvjazinskij. - M.: Akademija, 2004. - 188 s.
3. Zajko, T. I. Perestrojka obrazovatel'nogo processa v sovremennoj vysshej shkole v uslovijah perehoda k mnogourovnevoj sisteme: avtoref. dis.... kand. ped. nauk/ T. I. Zajko. - M.,1990. - 21 s.
4. Zakon Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Federal'noj programmy razvitija obrazovanija». -M.: Os'-89, 2001. - 64 s.
5. Zimnjaja, I. A. Pedagogicheskaja psihologija: uchebnik dlja vuzov /1. A. Zimnjaja. - M.: Logos, 2003. - 383 s.