УДК 159
Меркулова Людмила Петровна
доктор педагогических наук, профессор кафедры
иностранных языков Самарского государственного
аэрокосмического университета им. академика
С.П. Королева (Национальный исследовательский университет)
Киреева Ирина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германских языков Московского государственного гуманитарно-экономического института [email protected]
Якушева Татьяна Сергеевна
преподаватель кафедры теории и методики преподавания иностранных языков и культур Тольяттинского государственного университета [email protected] Lyudmila P. Merkulova
doctor of pedagogical sciences, professor of chair of foreign languages of the Samara state space university of the academician S. P. Koroleva (National research university) [email protected] Irina A. Kireeva
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the romano-German languages of the Moscow state humanitarian and economic institute [email protected] Tatyana S. Yakusheva
teacher of chair of the theory and technique of teaching
of foreign languages and cultures of the Tolyatti state university
Анализ результатов подготовки педагогов к межкультурной деятельности при обучении иностранному языку в системе дополнительного профессионального образования
The Results Analysis of the Teachers Training for the Intercultural Activity during Foreign Language Teaching in the System of Additional Professional
Education
Аннотация. В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме организации подготовки педагогов к межкультурной коммуникации и межкультурной деятельности
при изучении спецкурса иностранного языка, созданные в ходе опытно-экспериментальной работы механизм и инструментарий, обеспечивающие контроль качества процесса и результатов подготовки специалистов по окончании педагогического эксперимента.
Ключевые слова: механизм контроля качества, мониторинг параметров качества, результаты подготовки педагогов, межкультурная интеграция проектирование, апробация, факультативный спецкурс иностранного языка.
Summary. This article deals with the results of the experimental test research on the problem of the teachers training for the intercultural communication and intercultural activity during foreign language special course learning. The mechanisms and methodological tools created during the experimental work providing the process quality control and monitoring the results of the specialists training at the end of the pedagogical experiment are revealed.
Key words: quality control mechanisms, the quality parameters monitoring, the results of the teachers training, intercultural integration, projecting, approbation, optional foreign language special course.
Современная международная деятельность вузов напрямую связана с межкультурной деятельностью педагогов в международном образовательном пространстве, как административного корпуса, отдельных кафедр, так и профессорско-преподавательского состава в целом. Однако, при проведении педагогического эксперимента в условиях столичного и региональных вузов (Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ) г.Москва, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева/Национальный исследовательский университет (СГАУ) г. Самара, Тольяттинский государственный университет (ТГУ г. Тольятти) было отмечено, что возможности общепрофессиональных кафедр иностранных языков используются недостаточно в плане подготовки педагогов (специалистов технического, гуманитарного, социально-экономического профилей) к межкультурной деятельности при обучении иностранному языку в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). В этой связи была проведена опытно-экспериментальная работа на базе общепрофессиональных и специальных кафедр иностранных языков вышеназванных вузов.
Систематизация содержания опытной работы была обеспечена:
а) последовательным планированием единого эксперимента (констатирующий и формирующий этапы);
б) созданием механизма, обеспечивающего мониторинг параметров качества процесса и результатов подготовки педагогов к межкультурной деятельности;
в) проектированием и апробацией программы факультативного спецкурса иностранного языка, формирующей готовность педагогов к изучению и применению зарубежного опыта научной и педагогической работы
при организации различных видов межкультурной деятельности в условиях неязыкового вуза.
В рамках опытно-экспериментального исследования были разработаны педагогическая программа, методические рекомендации для преподавателей по организации подготовки педагогов к межкультурной деятельности при изучении спецкурса иностранного языка, созданы механизм и инструментарий, обеспечивающие контроль качества процесса и результатов подготовки специалистов по окончании педагогического эксперимента.
При этом было установлено[1; с. 115], что сфера деятельности преподавателя иностранных языков определена аспектами дидактической модели, реализующей технологию межкультурной интеграции педагогов, разработанную ранее и должна включать в себя:
1) межкультурную направленность научной, учебно-познавательной и практической деятельности в целостном процессе образования;
2) применение зарубежного опыта научной и педагогической работы;
3) опору на социокультурные, культурологические и контекстные подходы, антропологические основы образования;
4) применение методов активного обучения, развивающих творческий потенциал личности педагога.
Параллельно с работой по обеспечению преподавателей педагогическими программами и методическими рекомендациями была проведена диагностика качества процесса и результатов подготовки к межкультурной деятельности. Оценивались знания, умения и навыки в области иностранного языка для научных целей, степень их использования в межкультурном общении и научно -педагогической деятельности педагогами, способность к проектированию и организации отдельных форм целостного процесса образования на основе межкультурного общения, готовность к изучению, осмыслению и применению опыта международной деятельности неязыковых вузов.
При проведении педагогического эксперимента использовался разработанный комплекс диагностических материалов, обеспечивающих мониторинг показателей качества процесса и результатов подготовки педагогов к межкультурной деятельности (экспертная оценка учебной деятельности и творческих работ). В ходе опытно-экспериментальной работы был детально разработан образовательный инструментарий для вычисления количественных оценок качеств объекта исследования по оценкам экспертов. На этом этапе были определены особенности содержания и форм организации учебно-познавательной и творческой деятельности на основе дидактической модели подготовки педагогов к межкультурной деятельности. Аудиторная форма (практические занятия под руководством преподавателя, совместное сотрудничество) включала:
1) интеграцию спецкурса иностранного языка в процесс подготовки и переподготовки педагогов в системе ДПО;
2) использование методических рекомендаций программы спецкурса иностранного языка при подготовке педагогов в системе ДПО.
Внеаудиторная форма (автономная творческая деятельность) предполагала:
1) апробацию спроектированной программы спецкурса иностранного языка в рамках системы ДПО;
2) изучение и применение опыта международных образовательных институтов;
3) практическую деятельность по моделированию (копированию) аспектов целостного процесса образования и научной работы при изучении спецкурса иностранного языка;
4) изучение, осмысление и применение опыта межкультурной деятельности педагогов в условиях региональных вузов.
Программа спецкурса иностранного языка для научных целей ориентирует преподавателей и обучаемых на теоретическую и практическую подготовку с последующей диагностикой творческой деятельности.
Прагматический аспект целостной подготовки педагогов диктует необходимость дифференцированно (с учетом реальных условий международного сотрудничества региональных вузов) относиться к определению приоритетов в выборе видов и форм межкультурной научно-педагогической деятельности. Теоретическая подготовка предполагает формирование знаний в области интеркультуры образования (международного законодательства об образовании, норм и традиций зарубежной образовательной теории и практики и т.п.). В качестве цели практической подготовки выдвигается формирование и развитие умений, позволяющих осуществлять научно-педагогическое сотрудничество в условиях межкультурного взаимодействия и общения. Практическая подготовка связана, прежде всего, с поиском и наличием реального (прямого и опосредованного) выхода на иную культуру образования, ее представителей, также с организацией межкультурного сотрудничества на основе родного и иностранного языков в ходе осуществления педагогической деятельности, научно-исследовательских и иных работ. Диагностика направлена на оценку качества творческой деятельности педагогов образовательной продукции в контексте межкультурной деятельности.
Констатирующий эксперимент имел своей целью выяснить состояние межкультурной деятельности педагогов при изучении спецкурса иностранного языка в рамках системы ДПО, согласно разработанным параметрам качества подготовки.
Констатирующий эксперимент включал различные методы:
1) беседы с преподавателями иностранных языков общепрофессиональных кафедр и слушателями спецкурса иностранного языка в системе ДПО обозначенных выше вузов;
2) наблюдение, изучение и анализ международной деятельности вузов, ее видов, спроектированной и организованной педагогами;
3) изучение научных работ, учебных изданий и видов педагогической деятельности, разработанных и организованных преподавателями вузов в контексте межкультурной деятельности.
Полученные в течение трех лет (2011 - 2014 гг.), в результате эксперимента факты были глубоко проанализированы. Подготовкой к анализу послужила систематизация полученного фактического материала (проектов общепрофессиональных и профилирующих кафедр вышеназванных неязыковых вузов, в рамках научно-методических советов, в плане организации отдельных видов международной деятельности; научных работ и учебных изданий, созданных педагогами неязыковых вузов и представленных на научно-методические советы вузов, факультетов для предварительного рассмотрения).
Фиксирование фактических данных в ходе эксперимента проводилось в форме выборочной обычной и протокольной записи авторами исследования.
Анализируя структуру и содержание межкультурной деятельности вышеназванных неязыковых вузов, конкретных видов соответствующей научной и образовательной практики педагогов, мы получили наиболее значимые результаты на основе подготовки педагогов в системе ДПО при изучении спецкурса иностранного языка и опыта совместного сотрудничества профилирующих и общепрофессиональных кафедр иностранных языков.
Литература:
1. Апанасюк Л.А. Навыки межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов: монография / Л.А. Апанасюк. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 212 с.
2.Загвязинский, В. Н. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. Н. Загвязинский. - М.: Академия, 2004. -188 с.
З.Зайко, Т. И. Перестройка образовательного процесса в современной высшей школе в условиях перехода к многоуровневой системе [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Т. И. Зайко. - М.,1990. - 21 с.
4.Ильин, Г. Л. Теоретические основы проектирования образования [Текст]: автореф. дис. докт. пед. наук /Г. Л. Ильин. - Казань, 1995. - 38 с.
5.Интеграционные основы проектирования педагогических технологий [Текст] / под ред. В. С. Безруковой. - Екатеринбург: СИПИ, 1995. - 168 с.
Literature:
1 . Apanasyuk L.A. Skills of cross-cultural interaction of students migrants: monograph /L.A. Apanasyuk. - Tolyatti: TGUpublishing house, 2012. - 212 pages.
2 . Zagvyazinsky, V. N. training theory: Modern interpretation [Text]: studies. grant for higher education institutions / Century N. Zagvyazinsky. - M.: Academy, 2004. -188 pages.
3 . Hare, T. I. reorganization of educational process at the modern higher school in the conditions of transition to multilevel system [Text]: автореф. yew.... edging. пед. sciences/T. I. Zayko. - M., 1990 . - 21 pages.
4 . Ilyin, G. L. theoretical bases of design of education [Text]: автореф. yew. докт. пед. sciences/G L. Ilyin. - Kazan, 1995. - 38 pages.
5 . Integration bases of design of pedagogical technologies [Text] / under the editorship of V. S. Bezrukova. - Yekaterinburg: SPEAK HOARSELY, 1995. - 168 pages..