УДК37.014.256:378.12
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ПРОФИЛЯ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
©2009 ЛААпанасюк1, И.А.Киреева2
4Тольяттинский государственный университет, 2Научно-практический образовательный центр «Лад», Смоленск
Статья поступила в редакцию 28.03.2009
В статье рассматриваются структура и содержание мониторинга качества подготовки специалистов неязыкового профиля к межкультурной педагогической интеграции, представлена методология мониторинга качества процесса и результатов особой подготовки специалистов. Авторами обозначена важность проблемы межкультурной педагогической интеграции в рамках диагностики подготовки специалистов неязыкового профиля.
Ключевые слова: мониторинг; диагностика; качество; процесс подготовки; результаты подготовки; специалист(ы); неязыковой профиль; межкультурная педагогическая интеграция; проблема педагогической интеграции; методология мониторинга.
Системное исследование качества высшего и послевузовского профессионального образования представлено в работах В.С.Безруковой, Т.Н.Зай-ко, В.В.Краевского, К.Г.Маквардт, В.В.Рябова и др. Помимо того, в современной педагогике активно разрабатывается проблема обеспечения качества профессионального образования на основе концепции и методологии международных стандартов (исследования А.И.Вройенстийна, В.М.Кларина, Г.А.Лукичева, А.П.Лиферова, Г.М.Мотовой, Н.Д.Никандрова, В.В.Рябова и др). Вместе с тем, полагаем, что проблема диагностики качества подготовки специалистов неязыкового профиля к интеграции в международное образовательное пространство разработана недостаточно. Особую сложность представляет решение вышеуказанной проблемы в условиях региональных вузов.
Мониторинг качества подготовки специалистов неязыкового профиля в настоящем исследовании выстраивался, прежде всего, на основе концепции и методологии международных стандартов версии ИСО 9000, также на базе комбинированного варианта - синтеза подходов по ИСО 9000 и по концепции всеобщего управления качеством. Особенностью методологии мониторинга качества подготовки специалистов неязыкового профиля к межкультурной педагогической интеграции на основе концепции международных стандартов ИСО 9000 является: 1) акцент на удовлетворение потребностей специалистов неязыкового профиля на рынке международных образовательных услуг в условиях миграционных
Апанасюк Лариса Ахунжановна, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: apanasyuk L @mail.ru Киреева Ирина Анатольевна, преподаватель иностранного языка. Тел. 89605889171.
процессов; 2) акцент на «процесс» подготовки специалистов к межкультурной педагогической интеграции; 3) акцент на планирование качества подготовки и результатов этой подготовки в системе послевузовского профессионального образования с учетом разработанных в исследовании параметров; 4) акцент на ведущую роль руководства вуза и аспирантуры в управлении качеством подготовки специалистов неязыкового профиля к интеграции в международное образовательное пространство; 5) акцент на целеполага-ние, которое начинается с формулировки стратегии качества (готовность специалистов неязыкового профиля к межкультурной педагогической интеграции).
Анализ конечного «продукта» послевузовского профессионального образования проводился в рамках аспирантуры региональных вузов (СГАУ им. С.П.Королева г.Самара, ТГУ, ВУиТ г.Тольятти ) в процессе апробации технологии межкультурной педагогической интеграции, на основе инструментария измерения качества, разработанного в исследовании. «Продуктом» послевузовского профессионального образования, касательно настоящего исследования, является качество человека, как единство качества специалиста неязыкового профиля и качества личности, толерантной к интеркультуре в рамках международного образовательного пространства, в условиях миграционных процессов в обществе. Послевузовское профессиональное образование выступает здесь механизмом воспроизводства качества специалиста и качества межкультурного общественного интеллекта.
В исследовании смысл и назначение технологии межкультурной педагогической интеграции состоит в том, чтобы получить искомый результат на выходе из аспирантуры. Именно большая на-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (3), 2009
целенность на результат позволяет говорить о соответствии стандартам серии ИСО 9000. Основным результатом представляется выполнение задачи в целях развития сотрудничества в области профессионального образования и подготовки (обеспечение качества).
С расширением Европейского союза обеспечение качества предполагает: 1) расширение сотрудничества по обеспечению качества при особом внимании обмену моделями и методами, а также общими критериями и принципами относительно качества профессионального образования и подготовки; 2) принятие во внимание потребностей преподавателей и обучающих лиц в плане профессиональной подготовки по всем формам профессионального образования и под-готовки1.
Следует отметить, что мониторинг качества процесса и результатов подготовки специалистов неязыкового профиля является одним из этапов решения проблемы межкультурной педагогической интеграции. Послевузовское профессиональное образование России XXI века развивается в новых условиях, на основе концепции глобального образования, тенденции интеграции в международное (европейское) образовательное пространство (МОП) и модернизации опыта международного сотрудничества российских университетов (О.В.Арсеньева, В.И.Байденко, А.И.Вроейнстийн, А.П.Лиферов, Г.А.Лукичев, Г.Н.Мотова, В.В.Рябов и др.).
При изучении новых тенденций в мировой системе образования было выявлено, что «присоединение России к Болонскому процессу отвечает задачам модернизации отечественного образования, интеграции его в мировое образовательное пространство, политическому и цивилизованному выбору России»2. Вслед за В.В.Рябовым полагаем, что трансформация системы подготовки специалистов неязыкового профиля касательно международного (европейского) образовательного пространства не завершена, поэтому настоящее исследование в данном направлении, смеем надеяться, является актуальным.
Анализ работ отечественных исследователей-специалистов, посвященных изучению состояния проблемы в этой области, показал также отсутствие концептуальных положений в плане использования зарубежного научного и педагогического опыта в модернизации послевузовского и допол-
1 Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования: Рекомендации по высшей оценке качества в вузах. - М.: МНЭПУ, 2000.
2 Рябов В.В., Пищулин И.П., Ананишнев ВМ. Модель государственных стандартов высшего педагогического образования: Отечественный опыт модернизации и Болонский процесс. - М.: МГПУ, 2004.
нительного профессионального образования специалистов неязыкового профиля. Нами предпринята попытка рассмотреть проблему интеграции региональной системы послевузовского и дополнительного профессионального образования в международное (европейское) образовательное пространство. Исходя из анализа указанных выше источников, определена концепция решения данной проблемы, которая укладывается в следующую схему: 1) через использование международного (европейского) потенциала науки, педагогического образования и педагогического опыта; 2) через использование опыта международного сотрудничества национальных (региональных) систем высшей школы, послевузовского и дополнительного профессионального образования; 3) через использование новейших достижений педагогической науки и практики высшей профессиональной школы, на основе применения ресурсов информационно-коммуникационных технологий. В исследовании мы будем придерживаться указанной концепции.
Представляется, что при подобном развитии региональных систем ДПО и ППО остаются перспективы не только сохранения традиционных ценностей науки и педагогического образования, самобытности, культуры и опыта национальных и региональных систем высшего образования, но и их взаимного обогащения, целостного педагогического сотрудничества с использованием зарубежного опыта, обеспечения межкультурного взаимодействия специалистов неязыкового профиля. Анализ философского учения о развитии, основным источником которого является разрешение противоречий, и философской теории деятельности (Г.В.Ф.Гегель, М.С.Каган, И.Кант и др.) позволяет говорить о необходимости целостного, интегративного формирования и развития мировой системы образования в целях разрешения существующих противоречий касательно опыта международного сотрудничества. Изучение литературы по философии науки (Д.Н.Грядовой, Л.Г.Ионин, А.Н.Леонтьев, С.А.Лебедев, В.И.Вернадский, В.Д.Шадриков), философии культуры (П.С.Гаревич, Г.Д.Гачев, Л.Г.Ионин, И.П.Сноу и др.) и аксиологии как раздела философии (Г.Риккерт, К.Роджерс, Л.А.Степашко и др.) позволило определить сущностные свойства проблематики межкультурной педагогической интеграции: непрерывность исследования структуры научного педагогического знания, средств и методов научного педагогического познания, способов обоснования и развития педагогического знания; ценность воздействия исследований в области национальной педагогической культуры и интеркультуры; опосредованное влияние на подсознание личности через связь различных социально-культурных ценностей ме-
жду собой со структурой личности специалиста неязыкового профиля.
При изучении теории непрерывного профессионального образования и педагогической интеграции (В.С.Безрукова, А.П.Беляева, В.С.Леднев, Ю.С.Тюн-ников, Г.Н.Легенький и др.) было выделено определение понятия «педагогическая интеграция». Это целостность педагогического процесса (как системы, так и отдельных элементов). Однако, педагогическая интеграция как целостность педагогического процесса рассматривается прежде всего в условиях российской системы профессионального образования, преимущественно в соответствии с целями и уровнем развития национальной культуры образования и в меньшей степени в соответствии с опытом мировой культуры образования, межкультурного взаимодействия специалистов неязыкового профиля. В результате было дано определение понятия «межкультурное педагогическая интеграция».
Под межкультурной педагогической интеграцией понимается процесс взаимного приспособления и объединения национальных культур образования групп стран при проектировании и организации целостного педагогического процесса. Целостность педагогического процесса рассматривается в рамках международного (европейского) образовательного пространства и представля-
ется межкультурной, что является актуальным для специалистов неязыкового профиля в условиях социально-культурного взаимодействия. Ориентация на новые целевые и структурно-содержательные аспекты педагогической деятельности специалистов неязыкового профиля позволила разработать параметры качества их подготовки к межкультурной педагогической интеграции в международном образовательном пространстве.
Фундаментальными параметрами качества, по нашему мнению, могут выступать: готовность к межкультурной педагогической интеграции, готовность к межкультурной научно-педагогической деятельности, готовность и способность специалистов к научно-педагогической коммуникации при обучении иностранному языку. Важно то, что они формируются и развиваются в системе послевузовского профессионального образования, при обучении иностранному языку специалистов неязыкового профиля поэтапно и оцениваются на уровне как внутреннего, так и внешнего рецензирования. Полагаем, оптимизация фундаментальных параметров качества возможна в рамках сферы реализации социально-культурной деятельности (межкультурное сотрудничество и коммуникация).
THE QUALITY OF TRAINING SPECIALISTS OF NOT-LINGUISTIC TYPE OF MONITORING TO INTERCULTURAL PEDAGOGICAL INTEGRATION
© LF.Apanasyuk \ LA.Kireeva 2°
1 Toglyatti state university 2 Scientific - practical educational center «Lad». Smolensk
In this article the structure and the contents of monitoring of quality of training specialists of not-linguistic type to intercultural pedagogical integration are considered, the methodology of monitoring of quality of process and results of particular training of specialists are presented. The authors have designated the importance of the problem of intercultural pedagogical integration within the framework of diagnostics of training specialists of not-linguistic type.
Key words: the monitoring; the diagnostics; the quality; the process of training; the results of training; the specialist(s); the not-linguistic type; the intercultural pedagogical integration; the problem of pedagogical integration; the methodology of monitoring.
Apanasyuk Larisa Akhunzhanovna, Candidate of Pedagogics, the senior lecturer. E-mail: apanasyuk L @mail.ru Kireeva Irina Anatolyevna, The teacher of foreign languages. Tel: 89605889171.