Научная статья на тему 'Толерантность: проблемы осмысления в современной науке'

Толерантность: проблемы осмысления в современной науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
649
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ НАУКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ТРУДНОСОВМЕСТИМЫЕ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жердева Наталья Николаевна

В статье рассматривается этимология термина «толерантность»; представлен анализ вариантов его интерпретации в различных областях научных знаний с выделением наиболее общих характеристик рассматриваемого феномена; дан обзор основных направлений изучения толерантности в современной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность: проблемы осмысления в современной науке»

Ф1лосоФск1Е науки

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

НАУКЕ

Н. Н. Жердева

TOLERANCE: PROBLEMS OF UNDERSTANDING IN CONTEMPORARY SCIENCE

Zherdeva N. N.

The article considers the etymology of the term "tolerance", presents the analysis of its interpretation in different spheres of scientific knowledge with the determination of most general characteristics of the considered phenomenon; gives the review of the basic approaches to the tolerance in the contemporary science.

В статье рассматривается этимология термина «толерантность»; представлен анализ вариантов его интерпретации в различных областях научных знаний с выделением наиболее общих характеристик рассматриваемого феномена; дан обзор основных направлений изучения толерантности в современной науке.

Нлючевы/е слова: толерантность, современная наука, права человека, трудносовместимые, жизнедеятельность, менталитет, социум.

УДК 37.035: 159/923

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется обострением различных по уровню, содержанию и масштабу противоречий. К числу таких противоречий относятся геополитические, военно-политические, межнациональные, ценностные, религиозно-нравственные, экологические, противоречия, которые внес в человеческое сообщество научно-технический прогресс и многие другие. Эти противоречия могут проявляться как на общепланетарном и межгосударственном уровнях, так и на уровне интересов различных групп людей, характеризующихся полярными, трудносовместимыми а порой и антагонистическими взглядами, убеждениями, представлениями, а также различными приоритетами в их реализации.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость поиска таких стратегий мышления и деятельности, которые содействовали бы установлению согласия по широкому кругу вопросов и противоречий и основывались на взаимопонимании, моральной ответственности и уважении прав человека. По нашему мнению, именно формирование толерантного сознания и поведения может стать надежным фундаментом конструктивного взаимодействия, основой достижения согласия в обществе.

В современных условиях проблема толерантности становится особенно актуальной, поскольку научно-технический прогресс обусловил возникновение широкой совокупности факторов, непродуманное использование ко-

торых способно поставить под угрозу существование всего человеческого сообщества, а также в связи с тем, что во многих государствах происходит изменение социально-политического устройства и признания ими в качестве доминирующих принципов демократического согласия и ненасилия. При этом отсутствие опыта демократического развития требует решения задачи определения эффективных механизмов его реализации.

Все вышеперечисленное актуально еще и потому, что в настоящее время отмечается активизация международного терроризма, успешная борьба с которым должна строиться не столько на силовых методах, сколько на развитии таких стратегий деятельности, которые включают в качестве основных такие категории как соглашение, учет интересов сторон, поиск взаимоприемлемых решений и т.д.

В своих трудах известный исследователь проблемы толерантности Б. С. Гершун-ский подчеркивает, что стратегический уровень проблемы предполагает анализ и вскрытие не лежащих на поверхности причин ментальной несовместимости различных человеческих сообществ и поиск эффективных средств предупреждения конфронтационных процессов (1). Остановимся на данном аспекте проблемы более подробно. По мнению Б. С. Гершунского каждый человек является не только активным потребителем духовных и материальных ценностей, но и своей жизнедеятельностью вносит посильный и неповторимый вклад в духовный опыт народа своей страны и всей цивилизации в целом. При этом следует отметить, что, по мнению ряда авторов изначально все обусловлено ни чем иным, как менталитетом социума, т.е. складывающейся веками системы традиций, верований, национально-этнических особенностей, жизненных приоритетов и ценностей той или иной нации.

Анализируя феномен толерантности, отметим, что наряду с дифференциацией мира при всем многообразие критериев и признаков, а также самобытного развития различных человеческих общностей основное внимание должно быть уделено процессу интеграции, сотрудничества, взаимопомощи и взаимообогащения государств и народов. Эти процессы

должны строится на основе системы общих ценностей, которых, несмотря на различия ментальности человеческих сообществ, и многих других факторов, согласны в той или иной мере придерживаться все. Б. С. Гершуи-ский отмечает, что такие ценности объективно существуют, так как «биологически и социально человеческий род, человеческие сообщества и социумы имеют гораздо больше общего, чем различного» (2).

Общество в своем историческом развитии выступало сложноорганизованным, многохарактерным и многоструктурным организмом, включающим в себя различные этносы, политические и социокультурные образования. При этом следует отметить, что весь спектр сложных отношений между ними определялся, с одной стороны, различными притязаниями, вызывающими конфликты и войны, а с другой, возникающими потребностями в сближении, объединении.

Такое положение, по мнению А. П. Садохина, обусловлено тем, что во все времена в жизни людей одновременно присутствовали две противоположные тенденции: стремление к единообразию, нивелированию индивидуальности и стремление к разнообразию, неповторимости (3). Каждая из этих тенденций обладает своими достоинства и недостатки, которые, как правило, обнаруживаются при абсолютизации какой-либо из них или принудительном ее утверждении в практической жизни.

Люди склонны объединяться в одну общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время большинство людей зачастую с предубеждением относятся к «другим» - тем, кто от них отличается, причем различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм вызвал к жизни толерантность, необхо-

димую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность является, с одной стороны, побочным продуктом этого плюрализма, а с другой - необходимым условием его дальнейшего развития. Таким образом, в обществе естественным образом сложился механизм толерантности, который представляет собой форму цивилизованного компромисса между признанием различий и готовностью к их уважительному восприятию, признанию их права на существование.

В России глубокие и масштабные перемены, осуществляемые в последние десятилетия, коренным образом изменили политическую и экономическую ситуацию в стране, а вместе с ней и сознание россиян. Эти изменения сопровождались ростом социальной напряженности в обществе, агрессивности среди населения, обострением социальных конфликтов и другими негативными тенденциями. Осознание тяжелых последствий переживаемых в последние годы конфликтов все больше и больше убеждает в том, что основой стабильного социально-экономического и политического развития современной России может быть только конструктивное взаимодействие социальных, социальных групп и отдельных граждан на основе взаимопонимания и согласия. В этой связи происходит переосмысление категории толерантности и не только на концептуальном уровне, но и как практической платформы, расширяющей стабилизационный и интеграционный потенциалы общества; не только как соответствующей ориентации сознания, но и как главной стратегии социального взаимодействия, определенного образа жизни (4).

Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества, необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».

Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть (Ожегов, 1994). Обращаясь к семантике слова 1ю1егапйа (лат.), А. Г. Асмолов (5) отмечает, что данный термин выражает три пересекающихся значения: устойчивость (вынос-

ливость), терпимость и допуск (допустимое отклонение).

Проведенный нами анализ показал, что во многих культурах своеобразным синонимом понятия «толерантность» выступает слово «терпимость». При этом в разных языках в зависимости от исторического опыта народа толерантность имеет различные смысловые оттенки, в большинстве случаев связанных с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений (табл.1).

Таблица 1

Смысловые оттенки сущности понятия «толерантность»

Языки Смысловые оттенки слова «толерантность»

Латинский Терпимость

Английский Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

Французский Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, взглядов

Китайский Быть толерантным значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.

Арабский Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

Персидский Терпение, выносливость, готовность к примирению

Русский Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо

С определенной долей уверенности можно утверждать, что в русском языке долгое время аналогом слова толерантность являлось существительное терпимость, которое в самом общем виде означает умение

человека без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру и т.п.(6). Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением злу. Когда же мы говорим о толерантности, толерантных установках, речь идет скорее о жизненной активности, предполагающей формирование самосознания, ответственности, защиту прав любого человека. Поэтому в данном вопросе мы придерживаемся, точки зрения Е. Н. Ивахненко, работы были посвящены исследованию культурно-семантического поля слова-концепта «терпимость». По его мнению, это понятие удаляет российское общество от толерантности, что связано с особенностями менталитета русских (7, с. 133).

К. А. Абульханова-Славская, рассматривая исторические и современные особенности российского менталитета, отмечает, что именно христианское принятие страдания, терпение является ключевым для характера русского народа (8, с. 5). Однако терпимость, связанная с принятием страдания, наполняет понятие толерантности содержанием весьма далеким от ее сущности. Следовательно, толерантность в отличие от терпимости, выражает активную, деятельную, а не страда-

тельную позицию человека по отношению к другому человеку.

Эти выводы подтверждают и труды Р. Г. Апресяна, который, уточняя понятие «толерантность», рассматривает целесообразность различения терпимости и толерантности в силу специфики того социального опыта, который сегодня просматривается за словом «толерантность», - а именно, опыт демократических, либеральных обществ по преодолению разногласий, решению конфликтов, согласованию социально-политических интересов (9).

Таким образом, анализ различных исследований показывает необходимость понимания принципиального отличия толерантного отношения (уважение, невраждебность, принятие «инакости») от пассивного вынужденного примирения («терпимость слабого»), с одной стороны и от снисходительного временного допущения («терпимость сильного») - с другой.

Категория «толерантность» исследуется в контексте различных областей научного знания, что приводит к специфическому определению ее содержания в каждой их них (табл.2).

Таблица 2

Интерпретация понятия «толерантность» в различных областях научных знаний

Область научных знаний Трактовка понятия «толерантность»

Философия Терпимость к иного рода взглядам, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции

Качество, характеризующее отношение к другому человеку как к рав-нодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.), предполагающее настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие.

Социология Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, различным мнениям, непредубежденность в оценке людей, наций и событий.

Политология Уважение чужих ценностей, позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентации за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.

Готовность или способность принять без протеста или вмешательства личность или вещь, т.е. как свойство открытости и свободы мышления человека, предопределяющее осознание того, что социальная среда является многомерной, а значит, и взгляды на неё различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Медицина Потеря или сокращение (т.е. привыкание) нормального ответа на препарат или другой агент, после использования или подвергания в течение длительного периода.

Биология Способность организма переносить неблагоприятное влияние или отклонение экологических факторов от оптимальных для себя

Психология Установка либерального принятия поведения, убеждений, ценностей другого.

Отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Индивидуальное свойство (стабильное или ситуативное), заключающееся в способности к сохранению саморегуляции при фрустрирующих (реально или потенциально) воздействиях среды.

Способность к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого.

Рассматривая приведенные выше определения, мы можем выделить наиболее общие и значимые характеристики толерантности:

1. Толерантность может трактоваться, во-первых, как специфическая форма личностного отношения, базирующегося на понимание и принятие другой культуры, другой самости, самого факта существования социокультурного многообразия, осознание многомерности общественного бытия, во-вторых, как терпимость, предполагающая допущение «инаковости», и в-третьих как устойчивость субъекта к воздействию неблагоприятных факторов различного рода. В своей последней интерпретации толерантность выступает в качестве одного из важнейших условий сохранения и развития адаптационного потенциала индивида;

2. Личностная толерантность проявляется на двух уровнях: на уровне сознания как личностное отношение и на уровне поведения как сознательное действие или поступок;

3. В основе толерантности лежит наличие у субъекта собственной устойчивой позиции, обеспечивающей открытость и готовность к диалогу;

4. Толерантные установки предопределяют свободный выбор субъекта, с признанием автономности и ответственности за него;

5. Толерантность является своеобразной предпосылкой для выработки суждений, основой которых являются моральные ценности;

6. Толерантность характеризуется с одной стороны устойчивостью проявлений, а с другой избирательностью к воздействию факторов окружающей действительности;

7. Для толерантности свойственен динамический характер, обеспечивающий устойчивость субъекта во взаимодействии с социальной средой.

В современной науке можно выделить несколько основных направлений изучения толерантности:

• Г. У. Солдатова выделяет основные принципы и идеи практической психологии толерантности: принцип хронотопа (М. М. Бахтин), принцип этнокультурного подхода, идею синергизма (Р. Бенедикт и А. Маслоу) и поиска альтернативной этики, задачей которой является не самопоощрение совершенства, а стремление к целостности и интеграции личности. Толерантность пони-

мается как способ принятия различий, который исключает ксенофобии и конфронтации;

• Е. Б. Шестопал рассматривает проблемы политики толерантности и толерантности в политике;

• М. Б. Хомяков изучает толерантность с общетеоретической точки зрения, проясняет ее функции, логические основания, а также истоки развития понятия;

• В работах Г. П. Чистякова особое внимание уделяется религиозному аспекту толерантности, а именно веротерпимости и перспективам его развития и укоренения в обществе;

• Т. П. Скрипкина анализирует соотнесение доверия и толерантности. По ее мнению, доверие является условием толерантности, в то же время толерантность есть ступень, этап на пути к взаимодоверию как источнику социального и психологического благополучия общества.

• Проблема развития толерантных установок в области образования рассматривается С. Л. Братченко. Непременным условием полноценной гуманизации и перехода к педагогике ненасилия является адекватное, полное и глубокое представление о реальной образовательной ситуации и тенденциях ее развития в каждом конкретном случае.

Перечень вышеперечисленных направлений не является исчерпывающим, поскольку многоаспектность рассматриваемого феномена подразумевает и наличие разнообразных направлений его изучения. Мы же считаем, что наиболее перспективным в настоящее время является рассмотрение толерантности на уровне индивида с точки зрения диверсификационного подхода, предполагающего, что психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный, многоаспектный и много-

компонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика. - 2003. - №1. - С.3-10.

2. Гершунский Б. С. Толерантность как необходимое условие выживания и прогрессивного развития цивилизации. - М.: Издательство УРАО,2001.

3. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. - 2-е изд. - М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «М0ДэК»,2003.

4. Козырева П. М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002.

5. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. - 2001. - № 12. - С. 32-35.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М., 1983.

7. Солдатова Г. У. Научная конференция «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия» // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 132 - 135.

8. Абульханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С. 514.

9. Апресян Р. Г. Материалы рабочего совещания «Социальное партнерство как важнейшее условие воспитания толерантности». -Волгоград 14 - 16 июня, 2001.

Об авторе

Жердева Наталья Николаевна, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин. Сфера научных интересов - формирование профессиональной толерантности сотрудников ОВД. /Исгёсуа@тп± гц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.