УДК 378 ББК 74.58
Маннанова Мария Александровна
преподаватель г. Оренбург
Воспитание толерантности в контексте высшего профессионального образования
Статья посвящена вопросу о педагогической сущности феномена толерантности. Раскрывается актуальность данного феномена, его педагогическое содержание в рамках ценностного подхода, а также место в системе нравственного воспитания личности. На примере дисциплины « Иностранный язык» обосновывается значимость учебного материала, а также профессиональных качеств педагога в деле воспитания толерантности студентов.
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости их использования носят сугубо тактический характер, стратегически же не обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов.
В человеке самой природой изначально заложены и добрые, и злые начала. Их проявление в решающей мере зависит от условий жизни человека, от среды, в которой ему предстоит жить, от менталитета социума, в который каждый человек попадает, который самым непосредственным образом влияет на его индивидуальность, мировоззренческие приоритеты, стереотипы его поведения. Каждый человек - не только пассивный потребитель ментальных, духовных ценностей социума, но и активный их «генератор». Своей жизнедеятельностью он вносит посильный и неповторимый вклад в сокровищницу духовного опыта
народа своей страны и цивилизации в целом. Но изначально всё обусловлено именно менталитетом социума, складывающимся веками, отражающим специфику образа жизни того или иного народа, его традиции, верования, национальные и культурные особенности, жизненные приоритеты и ценности
Один из основных признаков дифференциации мирового сообщества -ментальное разнообразие народов и культур. Признавая и считая такую дифференциацию необходимой, отражающей естественный процесс самобытного развития разных человеческих общностей, важно обратить внимание на естественность процесса их интеграции, объединения, взаимопонимания, взаимообогащения и сотрудничества.
В настоящем важным является тот факт, что необходимость и возможность интегральных процессов признается и провозглашается на самом высоком международном уровне.
Так, 16 ноября 1995 года ООН, опираясь на соответствующие международные акты, в том числе:
• Международный пакт о гражданских и политических правах;
• Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
• Конвенцию о правах ребёнка;
• Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждения;
• Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам
приняли Декларацию принципов терпимости - основополагающий международный документ, провозглашающий принцип человеческого единения. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантности (терпимости). Как указано в документе «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой
индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всегда активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости, - подчеркивается в Декларации - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях». [4 ;252]
Таким образом, воспитание толерантности признано главным ценностно-целевым приоритетом образования XXI века. Поставив перед образованием, а значит и перед педагогической наукой столь важную, но далеко не однозначную задачу, мировое сообщество требует не только глубокого осмысления проблем толерантного воспитания, но и выработки соответствующих теоретических обоснованных позиций, методологических принципов, методов и приёмов организации, разработки стратегии и тактики реализации новых программ по воспитанию миролюбия и терпимости, метим, что российская общественность активно и плодотворно включилась в дело формирования и развития толерантного менталитета социума: наряду с глубокими научно-теоретическими разработками в сфере толерантного образования личности («доктрины толерантности» Б.С. Гершунского,
идеологии консолидации общества А.Г. Асмолова) в стране широко ведутся и методико-мето до логические, поисковые исследования. Они представляются не менее ценными, т.к. глобальность поставленной временем и обществом рассматриваемой проблемы предполагает обязательное детальное, чёткое, экспериментально апробированное нахождение и внедрение различными общественными сферами и институтами новых продуктивных форм и стратегий решения.
Однако, не смотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблем толерантности и толерантного воспитания личности, педагогическое содержание феномена терпимости и его место в общей структуре учебно-воспитательного процесса являются неопределёнными.
Традиционно толерантность трактовалась педагогической наукой как терпимость, сознательное подавление в себе чувства неприязни к инаковости другого человека. В настоящее время многие педагоги высказываются против индифферентной толерантности, снисходительно-равнодушного отношения к людям.
Так Е.Ю. Клепцова отмечает, что для толерантности характерно проявление интереса к другому, стремление понять его и позитивно взаимодействовать с ним [3;6]. Наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной считают важным качеством толерантности также Н.М.Лебедева и Ф.М. Малхозова. P.P. Валигова пишет, что толерантность предполагает настроенность человека на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Толерантность, по ее мнению, необходимо рассматривать как критический диалог, позволяющий расширить «горизонты своего собственного опыта» [3;6]. Г.Д. Дмитриев важным свойством толерантности считает принятие, уважение и утверждение культурных различий - толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или в чью-то пользу [3;7]. Интересна трактовка толерантности группы учёных - авторов сборников «На пути к толерантному сознанию», «Век
толерантности» А.Г.Асмолова, В.В.Глебкина, Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. Они также выступают против понимания толерантности как индифферентной терпимости. Толерантность связывается ими с:
• принятием другого (что является традиционным в понимании толерантности);
• проявлением сочувствия и сострадания к другому (что сближает толерантность с такими феноменами, как гуманность, альтруизм);
• признанием ценности многообразия человеческой культуры (что можно назвать культурным плюрализмом)
Самобытным на этом фоне является понимание толерантности П.В. Степановым. Он считает, что толерантность можно рассматривать как частный случай ценностного отношения человека к людям, что роднит её с такими феноменами, как альтруизм, гуманность. Появление названных качеств восходит к эпохе зарождения самого человечества. Ещё Ч. Дарвин, К. Кесслер считали, что альтруизм, гуманность существовали в форме сильных, постоянных инстинктов во всех животных сообществах. И именно они сыграли решающую роль в эволюции человека.
Таким образом, П.В. Степанов гуманность, альтруизм, толерантность относит к родовым, сущностным свойствам человека, подчёркивая, однако, что такие внутренне присущие человеку задатки не проявляются сами собой. Их актуализация зависит от усилий самого человека и связана с таким специфически человеческим свойством, как свобода, по Степанову, процесс становления толерантной личности - это «проистекающий из человеческой свободы процесс творения самого себя, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго и этноцентризма» [3;8].
Как видно из приведённых трактовок, сущностное наполнение исследуемого феномена разнообразно и разноаспектно. Важным является наличие объединяющего смысла представленных определений толерантности -отношение к другому человеку и его инаковости как к ценности. Ценностный
подход, во-первых, наиболее точно и ёмко определяет толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. (Признание - это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным. Принятие - это положительное отношение к его инаковости. Понимание - это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения), а во-вторых, непосредственно связывает толерантность с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений, как следствие со сложной и многогранной системой нравственного воспитания личности.
По нашему мнению, толерантность относится к критериям нравственной воспитанности личности: по наличию или отсутствию данного морального качества в нравственной структуре личности можно говорить о мере её нравственной зрелости; высоко нравственный, высоко моральный человек необходимо должен обладать толерантным сознанием и опытом его поведенческой объективации в условиях функционирования современной полиикультурной цивилизации.
Отметим, что критерии нравственной воспитанности характеризуются нравственными знаниями (представлениями) о соответствующих искомым качествам нравственных нормах, отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях). Такое триединство сущностных свойств, критериев нравственной воспитанности личности присуще толерантности. Во-первых, толерантность как личностное качество, формируемое воспитательным воздействием, предполагает принятие и понимание личностью общественной актуальности данного понятия; его значимости в качестве основы человеческих взаимоотношений; а также предполагает знание основных образцов речевого и неречевого поведения необходимых для реализации толерантного поведения.
Во-вторых, толерантность как отвечающее социальному заказу нравственное качество личности, требует проникновения названного выше когнитивного аспекта в систему личностных ценностных установок и ориентаций. Только это условие способно привести современное общество к реальному формированию менталитета толерантности. В-третьих, толерантность как основа человеческих взаимоотношений обязательно реализуется в толерантном поведении личности, представляющем, по сути, активный диалог культур и менталитетов, осуществляемый посредством активизации усвоенных образцов речевого и неречевого поведения, присущих представителям участвующих в диалоге или полилоге культур.
Ценностный подход к определению феномена терпимости позволил выявить общее педагогическое содержание и непосредственное место толерантности в системе нравственного воспитания личности. Последнее логично закрепляет необходимость использования термина «воспитание толерантности» применительно к процессу формирования исследуемого феномена в учебно-воспитательном пространстве ВУЗа, а также связывает результативность названного процесса с системой средств нравственного воспитания личности: от преемственного, систематичного этического образования и ориентированных на нравственные постулаты школ-систем (например, школа С.Френе), до отдельных личностно-ориентированных методик (межличностный диалог, технология общения). Таким образом, налицо непосредственная связь уже известных, положительно зарекомендовавших себя на практике средств нравственного воспитания, и новой, объективно заданной ориентации на формирование толерантного сознания личности.
Необходимо также отметить, что особую и значительную нагрузку в формировании и воспитании толерантности несет учебный материал, подлежащий усвоению.
Например, дисциплина «Иностранный язык». Основной целью обучения иностранному языку является так называемая вторичная социализация личности, подразумевающая развитие личности студента в неразрывной связи с
иноязычной культурой - культурой страны изучаемого языка, таким образом, иноязычная культура как часть общей культуры человечества выступает здесь содержанием иноязычного образования, а сам предмет «Иностранный язык» в качестве учебного материала имеет фонетические, лингвистические, грамматические, текстовые единицы, несущие с собой образцы языкового и неязыкового поведения людей иной культуры, их этикет, стиль жизни, наконец.
Усвоение студентами представленного учебного материала безусловно ведет к пониманию особенностей другой нации, к их принятию, сопоставлению с собственными; как следствие возникает пассивный диалог культур. Существуя в сознании личности, при наличии необходимых условий, он способен трансформироваться в активную межкультурную коммуникацию, под которой принято понимать адекватное взаимопонимание двух и более участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным культурам.
Такое понимание термина предполагает, что коммуниканты в той или иной мере знают особенности иной культуры, поведенческой реакции ее носителей, что они принимают как представителя другого менталитета, так и культуру его породившую. В конечном счете любая коммуникация характеризуется каким-либо результатом (чаще всего это обмен информацией). Все эти составляющие межкультурного коммуникативного акта реальны и действенны при непременной реализации принципа толерантности.
Таким образом, налицо существование связи между толерантным сознанием личности как целью образования в XXI веке и иноязычной культурой, даже ограниченной рамками дисциплины «Иностранный язык», как действенным средством его формирования и становления. Выявленная связь может быть практически установлена посредством осуществления специального комплекса приемов и форм, содержательный аспект которых характеризуется обязательным наличием, в некоторых случаях преобладанием национальных, традиционных элементов культуры страны изучаемого языка.
В заключение нельзя не отметить роль преподавателя каждой учебной дисциплины в деле формирования толерантного сознания и мировоззрения
будущих специалистов. Главная педагогическая задача здесь - создание такого "эмоционально-интеллектуально-нравственного поля" [2;3], при котором обе стороны учебно-воспитательного процесса проявляют разумную толерантность по отношению друг к другу, тем самым обогащая свой опыт толерантности.
Наличие или создание такого поля - серьезная удача педагога, способствующая организации жизнедеятельности студентов, при которой возможно создать ситуации, побуждающие толерантность и отдельной личности, и сообщества (группы), то есть создается образ жизни, продуцирующий толерантность, снимающий саму в ней необходимость. Иначе говоря, происходит ее самопроявление, от которого полшага до сформированного и устойчивого навыка толерантности, становящейся чертой личности, параметром сообщества, достаточно серьезным, чтобы выходить за пределы данного места и данного времени в среду и в будущее.
Еще одна особенность воспитания толерантности, которую должен взять на вооружение каждый преподаватель, это теснейшее двуединство его задач: развитие а)готовности и б)подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, какие они есть. Готовность - это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность -практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, обновляющуюся или новую среду. Эффективными педагогическими средствами здесь могут выступить информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте студента, группы.
Таким образом, преподаватель как представитель и организатор общей учебно-воспитательной деятельности факультета, представляющим собой микромодель общества в целом, призван готовить и помогать студентам правильно воспринимать, сосуществовать, взаимодействовать с другим, иным, отличным по разным параметрам в рамках общезначимых нравственных ценностей, неприятия жестокости, насилия, агрессии. Именно педагог
направляет, обогащает, насыщает теоретический и практический опыт толерантности студентов, формируя тем самым их образ жизни, где толерантность является значимым и устойчивым навыком, критерием нравственной зрелости личности.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию/ Отв. Ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
2. Вулъфое Б.З. Воспитание и толерантность: сущность и средства // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - 2002. -№6.-С. 3-10.
3. Степанов П.В. Феномен толерантности. О понятии «толерантность» // Классный руководитель. - 2004. - №3. - С. 5-14.
4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. - метод, ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 365 с.