ГЕНЕЗИС СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ... Библиографический список
1. Большой толковый социологический словарь [Текст]/ Дэвид Джери, Джулия Джери. - Т. 2. - М., 1999. - С. 104.
2. Социальная стратификация современного российского общества. [Текст]/ Под ред. 3. Т. Голенковой. - М., 2003. - С. 264.
3. Яновский, Р. Г. Социальная динамика гуманитарных перемен.[Текст]/ Р. Г. Яновский. - М., 2001. - С. 192.
4. Roe, A. The Psychology of occupations. N.Y., Willey, 1956.
УДК 37
Осипова Светлана Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Высшей математики» Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск
Богданова Алла Ивановна
Доцент кафедры «Иностранных языков» Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск
ГЕНЕЗИС СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Svetlana Ivanovna Osipova
doctor of Pedagogics, Professor, Chief of the "Higher Mathematics" Department of The Sibirian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
Alia Ivanovna Bogdanova
senior lecturer at the Departent of Foreign languages of The Sibirian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
GENESIS OF THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT
«TOLERANCE»
Современный мир характеризуется «мозаичностью», поликультурностью, полиэтничностью и существует в «тесном» культурном пространстве, в котором разные культуры все чаще сталкиваются между собой. Подтверждением этого являютя официальные демографические данные ООН и американского бюро по статистике:
- численность населения Земли составляет 6903331338 человек;
- население планеты разговаривает на 6909 языках и принадлежит к более чем двум десяткам конфессий [33].
Картина современного мира будет неполной, если не отметить миграционные процессы:
- количество международных мигрантов в 2010 г. оценивалось в 214 млн. человек;
- при сохранении подобных темпов роста, число мигранов может достичь 405 млн. к 2050 г. [9]. Принимая во внимание вышеизложенные данные, можно утверждать, что миграция является важным фактором, определяющим качественные и количественные характеристики населения во все большем числе стран и даже континентов и задающим вектор дальнейшего экономического, политического и культурного развития мирового сообщества.
Все вышесказанное позволяет признать многообразие (расовое, национальное, этническое, религиозное, социальное) современного мира, различие его культур как объективную реальность и поставить педагогическую проблему формирования позитивного отношения к присутствию в обществе представителей разных социокультурных групп. Подчеркивая важность решения этой проблемы, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что: «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [21].
«Концепция модернизации российского образования до 2010 года» отмечает приоритетное значение формирования толерантной личности, способной к успешной социализации в современном мировом сообществе: "homo tolerans", человека толерантного, как отражение потребности формирования в обществе нового типа личности, для которой толерантность может стать ценностью в процессе образования и самообразования [3]. Многообразный мир выдвигает на первый план необходимость формировать готовность и способность человека жить в этом мире, то есть формировать толерантного человека.
Считаем необходимым отметить, что в современных условиях экономической основой толерантности и решающей ее предпосылкой является развитое разделение труда в индустриальном обществе, ведь оно означает, что без постоянного взаимодействия и сотрудничества различно действующих и различно мыслящих людей ни один из них не может достичь успеха. Сам образ жизни индустриально-рыночного общества ежегодно и ежечасно заставляет людей понимать друг друга и сосуществовать при всех различиях, достигая согласия любой ценой, так как существование других, отличных от тебя субъектов есть твоя собственная необходимость и потребность [22, с. 166-167].
Толерантность можно и нужно воспитывать, формировать, создавая педагогику толерантности. В официальном документе - межведомственной программе «Основы формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в гражданском обществе» заявлено о необходимости разработки и внедрения системы учебных программ и тренингов
для всех ступеней образования в России, эффективных социокультурных технологий, распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма и этнофобии, внедрения в социальную практику стандартов культуры толерантного поведения.
В соответствии с законами формальной логики для выяснения сущности дефиниций: толерантная культура, толерантный человек, необходимо определиться с содержанием самого понятия «толерантность», становление которого, выяснение его сущности и содержания имеет длительную историю, позволяющую получить современное понимание данного феномена, ибо, как говорил Конфуций: « все начинается с того, что нужно дать правильное название всему. Название рождает правильное действие. У нас, многое, видимо, неправильно названо» [27, с. 157].
В связи с этим, следует отметить, что в семантике русского языка отсутствует прямой эквивалент термина «толерантность», поэтому в нашем сознании он до сих пор остается семантически «пустым» и воспринимается как заимствованный с Запада. В России понятие толерантности стало употребляться в позитивном смысле в либеральной печати с середины XIX в. и трактовалось как «терпеливость», а затем как «терпимость». Словарь Императорской академии 1794 г. определил значение слова «терпимость» как « снисхождение к иноверным не запрещать им по своему обряду богослужение. Терпимость разных вер» [14, с. 55-57]. С середины 30-х гг. XX в. это понятие исчезло из политической лексики. Так, в «Большой советской энциклопедии» издания 1956 г. этот термин отсутствует, в издании 1977 г. приводится только его естественнонаучное медицинское значение. В российской научной литературе понятие толерантности вновь появилось в начале 90-х гг. XX в. Как перевод (толерантность - терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо) этот термин приведен в «Словаре иностранных слов» [М., 1982]. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова [М., 1994] понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимый» - способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т. п.). В «Советском энциклопедическом словаре» [ М., 1988] «толерантность» определяется сходным образом: как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Вместе с тем в ряде профильных изданий того же периода термин «толерантность» отсутствует («Философский энциклопедический словарь 1983 г.»; «Философский словарь, 2004 г.»; «Российская педагогическая энциклопедия, 1999 г.» и др.). И напротив, «Словарь по этике» под редакцией А. А. Гусейнова и И. С. Кона (М.,1989, с. 351) дает развернутое определение толерантности, подчеркивая ее нравственную составляющую, хотя и употребляет термин терпимость: «Терпимость - моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеж-
дения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я». Этико-нравственная основа современного понимания толерантности как «достижения гармонии в многообразии» базируется на представлении этого понятия в «Declaration of principles on tolerance», которая была провозглашена и подписана 16 ноября 1995 г. и перевод которой на русский язык с английского зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости». Понятие толерантности в «Программе формировании установок толерантного сознания и профилактики экстремизма» определяется на основе «Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995)» как: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; навыки эффективного межкультурного взаимодействия. В том же году перевод Декларации был исправлен на «Декларацию принципов толерантности», что свидетельствует о недостаточной репрезентативности термина. До сих пор в обществе наиболее живуче представление о толерантности как об абсолютном аналоге терпимости с некоторыми оттенками принуждения. «Толерантность - это когда тебя выгоняют из собственного дома, а ты - терпи!» - эти и подобные изречения можно прочитать на ряде интернет-сайтов. Это суженное и неадекватное понимание, которым легко манипулировать поскольку понятие «терпимость» в русском языке не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Поэтому нам представляется важным дать «правильное название», т. е. рассмотреть феномен толерантности как с точки зрения этимологии, обращаясь к словарям и энциклопедиям в поисках определений, так и анализируя научные труды по данной теме, для того, чтобы «исполнять дела», т. е. рассмотреть вопрос о возможности формирования толерантности в образовательной среде вуза. Определившись с этимологией понятия «толерантность», следует рассмотреть его генезис в научной литературе.
Здесь уместно отметить, что «и язык и понятия развиваются адекватно эволюции культуры. Изменяется культура как таковая и адекватно оформляется понятийный аппарат когда старые термины получают несколько иное содержание, пополняя «армию» омонимов в русском языке. Слово toleranten, обозначающее устойчивость, невосприимчивость к внешним изменениям, было термином сугубо медицинским, биологическим. Но сегодня, с общей тенденцией диффузии между гуманитарными, социальными, естественными, точными науками и, соответственно, сближением понятий, он объективно приобретает иное значение. И оно только отчасти связано с его первородным смыслом»[6, с. 193]. В латинском переводе tolerantia выражает три пересекающиеся значения: Устойчивость, выносливость; Терпимость; Допуск, do-
li1
пустимое отклонение. В русском языке существуют два слова со сходным значением - терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в русском языке гораздо раньше второго. Слово «терпимость» или «терпение» (от глагола «терпеть») присутствует практически во всех толковых и этимологических словарях русского языка. Так в «Словаре В. И. Даля» [М., 1998] слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению». «Словарь С. И. Ожегова» [М., 1996] приводит следующее определение прилагательного «терпимый»: «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению». Аналогичным образом толкуют данное понятие и большинство этимологических словарей. Так, «Историко-этимоло-гический словарь современного русского языка» под ред. П. Я. Черных [М., 1994] дает следующее определение глагола «терпеть»: стойко и безропотно переносить, переживать что-либо тяжелое (в нравственном смысле) или неприятное, крепиться, мужаться, мириться с наличием чего-либо, страдать. В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера [СПб., 1996] глагол «терпеть» имеет еще более конкретный смысл - «цепенеть, застывать». Таким образом, существительное «терпимость» или глагол «терпеть» в соответствии с приведенными выше определениями содержат в себе основное значение: пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность «подставить вторую щеку».
В зарубежной справочно-энциклопедической литературе термин «толерантность» рассматривается как способность терпеливо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относиться к другому, к его инакодейс-твию или инакомыслию. Так, на уважении субъектами друг друга базируется определение «толерантности», предлагаемое американским словарем «American Heritage Dictionary»: «Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» (American Heritage Dictionary. USA., Random House, 2004). «Оксфордский словарь» определяет толерантность как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь» (Oxford English Dictionary. Oxford University Press, 2005). Однако исследователь К. Уэйн утверждает [29, с. 14-15], что данное определение неполно. В контексте проблемы формирования толерантности для нас представляется важным, что «толерантность - это не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Все эти толкования служат подтверждением актуальности как самого термина, так и его трактования в различных науках.
Толерантность - это полинаучная категория и каждая наука выделяет аспекты этого понятия в соответствии со своей спецификой. Так в «Философском словаре по правам человека» [М., 2007] отмечается, что
возросший в конце XX в. интерес к толерантности как общественному явлению со стороны общественных и гуманитарных наук определил различное толкование термина. Общим в толковании является одно: «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она - активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или тендерным особенностям. В «Философском энциклопедическом словаре» [М., 2003, с. 457] толерантность определяется как «терпимость к иного рода взглядам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции». Аналогичное определение содержится в «Новой философской энциклопедии» [М., 2001, т. 4], где толерантность определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие». В «Современном философском словаре» [М., 2004] определено, что толерантность - «термин современной философии, означающий воздержание от употребления силы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей».
Аналогичная трактовка толерантности получила преимущественное отражение и развитие в современной политологии. Так, в «Энциклопедическом словаре по политологии» [М., 1993] толерантность политическая определяется как «позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае, если эти силы находятся у власти». В «Политической энциклопедии» [М., 1999] читаем следующее: «Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами». Таким образом, толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при реализации собственных свобод. Далее сказано, что «толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество». Из этого следует, что толерантность - категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих, но и позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Данное определение подчеркивает, что толерантные отношения возможны только на основе
бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня.
Иную смысловую нагрузку имеет определение толерантности в психологической литературе. В «Большом психологическом словаре» [в 2 т. М., 2003] толерантность определяется как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других»; как «способность выносить стресс без серьезного вреда»; как «переносимость лекарств». Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в психологии в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида. Составители словаря также указывают, что толерантность может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. «Толерантность включает энергичную защиту ценностей других и признания плюрализма, а также, что истинно толерантный, терпимый человек будет противостоять любой попытке помешать их свободному выражению. Другие, однако, используют его в неопределенном отрицательном смысле, подразумевающем, что толерантность является своего рода неестественным воздержанием, видом скрежетания зубами при смирении с поведением, убеждениями и ценностями других». В связи с этим особый интерес представляет собой спектр значений перевода термина tolerance (англ.), встречающийся в «Англо-русском психологическом словаре»: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этическая устойчивость; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям и т. п. «Подобное лингвистическое изыскание, - пишет известнейший российский психолог А. Г. Асмолов, - проделано прежде всего для того, чтобы, во-первых, передать наиболее емкое понимание толерантности как устойчивости к конфликтам, и, во-вторых, чтобы избежать суженой и вызывающей ряд недоразумений интерпретации толерантности как терпимости» [2, с. 7]. Таким образом, как свидетельствует большинство источников, понятие толерантности хотя и отождествляется с понятием терпения, имеет более выраженную активную направленность. Толерантность, в отличие от терпимости, - активная жизненная позиция самодостаточной личности, а не пассивное терпение и покорность.
Представляется важным отметить различия в лингвокультурологических интерпретациях понятия «толерантность» в разных языках и культурах в зависимости от формирования понятийного аппарата связанного с различным историческим опытом народов. В романо-германских языках, берущих свое происхождение из латыни (англ., фр. tolerance - терпимость, лат. tolerantia -терпение) понятие толерантность толкуется как терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. В китайской конфуцианской созерцательности быть толерантным значит «позволять,
допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпении расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению». Все эти понятия Востока и Запада схожи в одном: восприятие Другого благосклонно, без вражды, насилия и принуждения.
Краткий анализ различных словарных и энциклопедических определений толерантности позволяет определить основные характеристики понятия, вследствие которых толерантность это:
- уважительное терпеливое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- признание права за другим человеком на собственные убеждения, права быть иным;
- стремление достичь согласования разнородных мнений, интересов, точек зрения преимущественно методами разъяснения и убеждения;
- признание допустимым и равноправным существования различных образов мысли, политических, религиозных, этнических и других взглядов;
- активное признание прав и свобод другого человека;
- позволение людям открыто выражать свои мысли;
- настроенность на понимание и диалог с другим;
- воздержание от употребления силы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей;
- энергичная защита ценностей других и признание плюрализма современного общества;
- активная жизненная и нравственная позиция самодостаточной личности.
Лингвокультурологический анализ понятия толерантности является отражением генезиса его сущности на протяжении длительного исторического периода развития самого общества.
Впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. французский философ, экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси [25]. Однако важно отметить, что зарождение идей толерантности связано с зарождением самого человеческого сообщества, с государственным оформлением этого сообщества, с необходимостью сосуществования в нем множества разных индивидов. Одним из первых философов Античности, который высказал идеи толерантного отношения к окружающим, был Аристотель. Философ описывал определенное духовное состояние человека, при котором он способен «одинаково вести себя с незнакомыми и знакомыми, близкими и посторонними» [1, с. 138], то есть проявление межличностной толерантности. В то же время, эпоха античности, по мнению Л. М. Романенко, становится эпохой зарождения правового статуса толерантности, рассматривая ее как «признание и уважение прав и свобод человека, которые, несмотря на все различия, должны быть одинаковыми для всех» [24, с. 180]. Греческая античная толерантность, таким
образом, являлась уже не просто самой по себе добродетелью, а ценностью во имя чего-то или кого-то, которые, в свою очередь, предвосхитили гуманистические взгляды эпохи Просвещения.
Эпоха Просвещения стала эпохой философского осмысления и идейного наполнения понятия толерантности. Послания Дж. Локка «О веротерпимости» [16, с. 141-183] называют манифестом толерантности, который раскрывает не только принципы толерантности, но указывает условия, в которых она возможна: гражданское общество, государство, признающее высшей целью своего развития благо отдельного гражданина, церковь, образованная сообществом свободных граждан. В работах Дж. Локка толерантность обретает черты теории, и именно поэтому с его именем связывают истоки концептуального обоснования этого понятия. В локковском представлении толерантность во многом созвучна ее современному пониманию в западноевропейском обществе: право гражданина на инакомыслие и возможность построения диалога между разными социальными группами и общественными объединениями. «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая право высказывать собственное мнение» - в этом общеизвестном афоризме, который приписываю Вольтеру, выражена классическая теория толерантности, признающая ее всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями и народами; ценностью, провозглашенной Вольтером в его обращении к Богу и ставшей впоследствии одним из лозунгов французской революции: «чтобы все люди вспомнили, что они братья и пришли в ужас от насилия, чинимого над человеческими душами» [32]. Именно религиозный опыт послужил в дальнейшем источником оформления новых средств регуляции взаимоотношений между социальными группами, в частности, первых прав и свобод буржуазного общества, а затем и либерального плюрализма, с которым связывается феномен толерантности. В современной цивилизации появление термина толерантность многие исследователи связывают с подписанием Нантского эдикта (Франция), когда протестанты и католики после кровоп-ролитнейших столкновений смогли найти компромисс между своими конфессиями. Следовательно, терпимость как принцип общественного устройства вначале утверждалась как веротерпимость.
Принцип (веро)терпимости базировался на трех основных китах, на которых покоится современная западная культура толерантности: уважение к собственности, уважение к правам человека, уважение к правовым институтам общества. Смысловым центром этого принципа, по мнению В. С. Кржевова [13, с. 41-54], стал принцип приоритета суверенной человеческой личности и принадлежащих ей неотчуждаемых прав. В западноевропейской культурной традиции права человека как такового признаются неприкосновенными - не только в рамках закона, но и восприятии всех членов сообщества, но только до тех пор, пока собственные действия индивида не выходят за рамки закона и не нарушают столь же суверенных прав других. Важно отметить, как полагает исследователь, что культурная
норма (толерантность в нашем понимании) в этом случае состоит в том, что принадлежность человека к некоторой иной традиции (включая конфессию), равно как и вообще любая его «инаковость» не рассматриваются как достаточные основания для дискриминации. В. С. Кржевов полагает, что признание личностного суверенитета, гарантированного в четких рамках законности, способно стать таким основанием, из которого может развиться готовность принимать индивидуальные различия более широкого плана.
Следует подчеркнуть, что философскими основаниями для толерантности на Западе стали жизнь, свобода и частная собственность, первые права и свободы буржуазного общества. Одним из первых в западной философии, кто обосновал учение о человеке как об автономном носителе прав, терпимость которого выступает свойством индивида, способствующим прогрессу всего общества, был Дж. С. Милль. Общество предлагает индивиду определенные правила поведения в соответствии с определенными стандартами общежития в социуме, что, с одной стороны, частично лишает человека индивидуальности, но с другой стороны, прогнозируемое поведении других индивидов создает пространство свободы для самого человека, поскольку каждый знает, чего ожидать от другого. Но, как полагает Дж. С. Милль: «В том, что касается его самого лично, индивид должен быть вполне самодержавен»^?, с. 223]. Таким образом, толерантность рассматривается философом как право отдельного человека следовать своим личностным ценностям и «своему характеру», развивать свою индивидуальность, но только если это не нарушает права и свободы других индивидов. И. Кант в «Метафизике нравов» [10, с. 143] также говорит о правах отдельного человека как гарантии терпимости, но в то же время относит терпимость, которую связывает с толерантностью, ко всеобщему человеческому долгу: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Толерантность интерпретируется философом как акт свободного выбора человека, предполагающий возможность для его дальнейшей достойной жизнедеятельности и самоидентификации в обществе. По утверждению А. В. Перцева, рассматривающего феномен толерантности через призму всемирной истории: «толерантность развивается в обществе тогда, когда это соответствует представлениям человека о достойной жизни» [23, с. 10]. Поэтому, по мнению французского исследователя М. Конша, моделью толерантных отношений в современном европейском понимании, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность - «это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира» [31, с. 78].
Опираясь на исследования Е. И. Касьяновой [12], следует подчеркнуть различную сущность и содержание толерантности в различных религиозно-философских учениях разных государств.
Понимание толерантности на Западе и Востоке имеют разные базисные основы. Столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы, так же, как и демократический образ правления, не являются приоритетными в системе ценностей человека на Востоке.
Понимание сущности толерантности в индийской религиозно-философской традиции опирается на нравственный закон дхармы, который предписывает строгое соблюдение этических правил поведения: гуманизм, терпимость, борьба с негативными эмоциями, создание позитивного настроя, установленных в соответствии с кастовым делением людей в обществе.
Восточные религии характеризуются терпимостью, смысл которой, прежде всего, в невмешательстве. Буддизм проповедует уважение достоинства жизни, содержит учение о ненасилии.
Китайская культура, философия демонстрирует широкий спектр разнообразных подходов к осмыслению мира, каждый из которых вносит свою специфику в общее понятие китайской философии. Конфуцианская этика, опираясь на такие этические понятия как «взаимность», «человеколюбие», «золотая середина», «Золотое правило» нравственности, фактически имеет в виду толерантность как добродетель, близкую по смыслу к примиренчеству и осуществляемую в форме личной позиции. Для китайцев толерантность - не простое, а сложное понятие: более того, это важный моральный принцип для индивидуума и этическое правило для общества.
Цель ислама состоит в сознательном продвижении определенно положительных качеств и умышленном подавлении качеств, определенно отрицательных. К первым относятся, например, вера, справедливость, прощение, сострадание, благодеяние, правдивость, великодушие. Отрицательными качествами человека называются лицемерие, плутовство, злословие, подозрительность, лживость, гордыня и другие. В исламе неукоснительная приверженность положительным ценностям и полное отвержение отрицательных черт личности являются долгом каждого мусульманина, но в тоже время Коран говорит о священной войне - джихаде.
В русской философской мысли Х1Х-ХХ вв. (Н. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, С. Л. Франк, и др.) толерантность рассматривается как особое состояние духовной жизни, в котором человек выражает самого себя. Так Н. А. Бердяев утверждает, что в личности имеется духовное начало, глубина, которая не определяется обществом. Это означает, что сама толерантность, воздействуя на социальную активность человека, не может быть осмыслена исходя из одних только социальных факторов. Она является скрытым истоком социальной активности, который возникает в духовной жизни человека [4, с. 88]. Известный философ и религиозный мыслитель В. Соловьёв, труды которого оказали огромное влияние на развитие философской мысли современного российского общества, совершенно справедливо замечает, что « узнать истинную идею у самой нации невозможно, поскольку мнение её дробится, ведь почти каждое политическое общественное или религиозное объеди-
нение полагает, что именно оно знает, в чём состоит миссия его страны» [26, с. 334]. Таким образом, философ высказывает основной принцип современного концептуального осмысления толерантности: ни один человек и ни одна группа не могут претендовать на обладание истиной.
Исследуя особенности философских и религиозных традиций толерантности в России, Е. И. Касьянова приходит к выводу о том, что в российском обществе есть предпосылки для утверждения толерантности как принципа терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного многообразия, диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами. «Российская концептуальная модель толерантности основана, - по мнению Е. И. Касьяновой, на сотрудничестве культур, этносов и религий, социальных общностей, групп. Близость культурных традиций разных слоев и ценностное единство общества создают предпосылки для формирования социального согласия как характеристики российской концепции толерантности. Согласие выступает глубинной основой повышения социальной интеграции (понимаемой не как поглощение одних другими, а как взаимообогащение, как приобретение системой новых, действительно единых качеств), снижения уровня напряженности и конфликтогенности и способствует реализации принципа толерантности» [12, с. 13].
Содержательный смысл феномена толерантности раскрывается в двух контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной или иной принадлежности), а также в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных групп. Современный взгляд на сущность толерантности выражается в отношении к инаковости другого человека как ценности, в отличие от традиционной трактовки терпимости как сознательного подавления в себе чувства неприязни к инаковости другого [28, с. 5-6].
Считаем важным при решении проблемы формирования толерантности учитывать возможные модели толерантности, соответствующие определенным философско-педагогическим концепциям [15, с. 45-54]:
- толерантность как безразличие. При таком понимании толерантность тождественна безразличию к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество.
- толерантность как невозможность взаимопонимания. Толерантность в этом случае осознает наличие специфических ценностей, религиозных взглядов как значимых для деятельности человека и развития общества и выступает как уважение к другому. Но этого другого я не могу понять и, следовательно, не могу с ним взаимодействовать.
- толерантность как снисхождение. Толерантность выступает как снисхождение к слабости других, но снисхождения с долей интеллектуального презрения. Понимая несостоятельность взглядов других, не вижу смысла вступать с ними в критическую дискуссию.
- толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог. Толерантность выступает как уважение к чужой позиции и готовность к взаимной дискуссии с установкой на изменение позиций во время критического диалога.
По мнению В. А. Лекторского, именно последняя модель является наиболее адекватной современному пониманию толерантности. В подтверждение можно привести мнение Р. Р. Валитовой, согласно которому «...толерантность личности предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно-иное, чем-то не похожее на собственное восприятие действительности» [5, с. 33-37].
Пробудить разум, активизировать его способность адекватно воспринимать действительность способно образование, та среда, которая выстраивает действительность, а также те психолого-педагогические условия, способствующие формированию толерантной личности и толерантных отношений между личностями. Психологи определяют это как формирование толерантного сознания и соответствующего ему социального поведения. Н. В. Казнова, определяет само толерантное сознание как «обобщенное условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установление межличностных отношений, харак-теризирующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявление эмпатиии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей»[11, с. 7].
Мы согласны с мнением Г. Олпорта, в соответствии с которым предрасположенность к толерантности, либо к интолерантности формируется в раннем детстве, и, следовательно, ее можно и нужно формировать. «Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой. Их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают В процессе самосознания ребенок приучается сопоставлять свою тягу к удовольствию с требованиями наличной ситуации и своим потенциалом развития. Он получает достаточно удовольствии без подавления других и чувства вины и не проецирует чувство вины на окружающих» [18, с. 40-41]. А. Б. Орлов и А. 3. Шапиро [19] настаивают на том, что в состав дифференцированного понимания психологической феноменологии толерантности входят как естественная (натуральная) толерантность - открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я», так и моральная толерантность - терпение, терпимость, ассоциируемая с уже сформировавшейся личностью «внешним Я» человека, а также нравственная толерантность - принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека, которая формируется под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов.
Формирование толерантной личности зависит от характера окружающей человека социальной среды, от обстановки, в которой он живет и развива-
ется. Социальным институтом, роль которого в процессе формирования толерантного общества в России сейчас очень сильно возросла, является образование, которое в лице школ, колледжей и Вузов принимает самое непосредственное участие в формировании личности. Именно в учебных заведениях, наравне с семьёй, где ребёнок является частью коллектива, формируются многие качества, присущие толерантной личности. По мнению того же Г. Олпорта уровень толерантности индивида отчетливо коррелирует с уровнем его образования и как вполне обосновано считает ученый, это связано прежде всего, с тем, «что повышения уровня образования связано со снижением страха и беспокойства», а также с тем «что образованность позволяет видеть общество в целом и понимать, что благодентствие одной группы связано с благоденствием всех остальных» [18, с. 42].
В этнологическом словаре «Этнос. Нация. Общество» [30, с. 148-149] приводится два определения понятия «толерантность» - 1) «терпимость, снисходительность к кому или чему-либо; 2) в социальном аспекте толерантность лежит в основе культурных измерений человеческой субъективности, является «барометром», который в той или иной мере позволяет определить уровень общественной зрелости людей, культуру участников социального общения, их готовность к общему поиску путей примирения, согласия и мира. Толерантность требует определенного самоограничения, бывает принципиальной, т. е. базируется на твердых убеждениях о ее необходимости или же прагматической, т. е. целесообразной (ситуационной) практикой отношений». Таким образом, понимание толерантности как неотъемлемого качества психологически зрелой личности ставит необходимой задачу ее активного формирования и развития.
Анализируя идею компетентностного подхода личностно-ориен тированного образования в рамках «Концепции», С. И. Осипова отмечает, что «одной из ключевых компетенций, определяющих интеллектуально - личностное развитие учащихся, является готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире, т. е. толерантность как особую характеристику личности.
Толерантность - это особый принцип существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования различий»^, с. 35-37].
Понятие толерантности, согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности», означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. [8]. По мнению А. Г. Асмолова [2], толерантность - это норма современной ци-
вилизации, определяющая как ценность «право человека быть иным». Она подразумевает активную нравственную позицию человека, в том числе, и возможность сказать «нет», определяя таким образом, пределы толерантности. Уважение к Другому, невмешательство в его личную жизнь, не должно оборачиваться безразличием к судьбе этого Другого, а «ненасильственное существование разномыслия» не должно превращаться в нравственную распущенность и вседозволенность.
Таким образом, обобщая рассмотрения генезиса сущности и содержания понятия «толерантность», представляется важным отметить следующее:
1. Зарождение идей толерантности связано с зарождением самого человеческого общества и его оформлением в гражданское общество, признающее высшей целью своего развития благо отдельного гражданина.
2. Объективной необходимостью и жизненной потребностью толерантности является развитое разделение труда, процессы глобализации, которые предполагают постоянное взаимодействие и сотрудничество различно действующих и мыслящих людей, которые могут достичь успеха лишь толеран-тно принимая друг друга.
3. Толерантность - это не только терпимость, воздержание от употребления силы в отношении Другого, признание и уважение не только убеждений и действий других людей, но и признание и уважение самих «других», основанное на уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Отсюда возникает педагогический смысл формирования толерантности.
4. Толерантность - интегративное личностное качество человека, основанное на ценностном отношении к людям как представителям иных социокультурных групп и проявляющееся (выражающееся) в активной позиции человека, предполагающей расширение личных ценностей за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.
Библиографический список
1. Аристотель. Никомахова этика [Текст] // Сочинения в 4-х томах. Т. 4/ общ. ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1984. - 294 с.
2. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию [Текст] / Отв. ред. А. Г. Асмолов. -М.: Смысл, 2000. - 255 с.
3. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности [Текст]: автореф. дисс. ... доктора психол. наук. / Г. Л. Бардиер. - СПб., 2007. - 45 с.
4. Бердяев, Н. А. Мое философское миросозерцание [Текст] / Н. А. Бердяев // Филос. науки. - 1990. - № 6.
5. Валитова, Р. Р. Толерантность: порок или добродетель? [Текст] / Р. Р. Вали-това // Вестник Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. -1996. - № 1. - С. 33-37.
6. Видт, И. Е. Образование - механизм формирования межкультурной толерантности [Текст] / И. Е. Видт // Толерантность в обществе различий: Коллективная монография / Под редакцией В. Е. Кемерова, T. X. Керимова, А. Ю. Зенковой -Вып. 15 - Екатеринбург: Полиграфист, 2005. - С. 182-196.
7. Гершунский, Б. С. Философия образования [Текст] / Б. С. Гершунский. -М.: МПСИ: Флинта,1998. - 432 с.
8. Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. -2001.- № 1. -С. 62-68.
9. Доклад Генерального секретаря ООН на 65-ой сессии «О международной миграции и развитии» от 19 мая 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unpopulation.org.
10. Кант, И. Основоположения к метафизике нравов [Текст] /Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. - Т. 3. - М.: Московский философский фонд, 1997.
11. Казнова, Н. В. Психологические особенности развития толерантного сознания детей-мигрантов 6-7 лет [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / Н. В. Казнова. - М., 2007. - 19 с.
12. Касьянова, Е. И. Социально-философские основания толерантности [Текст]: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук / Е. И. Касьянова. -Улан-Удэ, 2009. - 45 с.
13. Кржевов, В. С. Проблема культуры толерантности поведения в условиях глобальной трансформации [Текст] / В. С. Кржевов // Толерантность в обществе различий: Коллективная монография / Под редакцией В. Е. Кемерова, Т. X. Кери-мова, А. Ю. Зенковой. - Вып. 15 - Екатеринбург: Полиграфист, 2005. - С. 41-55.
14. Лара, У. Злоключения слов-изгоев [Текст]/ У. Лара // Личность и мир / Философско-публицистический альманах. - М..: ООО «Север-Принт», 2001, Выпуск № 10. - С. 55-57.
15. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме [Текст] /
B. А. Лекторский // Вопросы философии. -1997. - №11. - С. 46-54.
16. Локк, Дж. Письмо о веротерпимости [Текст] / Дж. Локк // Избранные философские произведения в 2 т.- М.:Соцэкгиз, 1960. - Т. 2. - 736 с.
17. Милль Дж. О свободе [Текст] / Дж. Милль. - СПб., 1906.
18. Олпорт Г. Природа предубеждения [Текст] / Г. Олпорт // Век толерантности. - М., 2003. - № 5. - С. 11-25.
19. Орлов, Б. А. Шапиро А. 3. Психология толерантности: проблемы и перспективы / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. krugosvet. ru/ articles/10/1001072/print. html.
20. Осипова, С. И. Педагогические проблемы личностно-ориентированного образования [Текст]: монография / Отв. ред. С. И. Осипова. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 348 с.
21. Официальные документы в образовании. - М., 2004. - Ноябрь - № 31 (274).
22. Перцев, А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе [Текст]: / А. В. Перцев. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та: 2002. - 253 с.
23. Перцев, А. В. Философско-исторические основания педагогики толерантности [Текст]: коллективная монография // Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания / Отв. редактор А. В. Перцев. - Вып. 16.- Екатеринбург: Полиграфист, 2006. - 190 с.
24.Романенко, Л. М. Лики российской толерантности (размышления участницы симпозиума [Текст] / Л. М. Романенко // Полис. - М.: Наука, 2002. - № 6-
C. 175-180.
25. Семашко, М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. emissia. org/2007.
26. Соловьёв, В. С. Русская идея [Текст] //Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев /Отв.ред. и авт.вст.ст. А. Ф. Замалеев.- СПб.: Наука, 1991.- 364 с.
27. Сковородников, А. П. О гуманитарной составляющей современного российского инновационного университете (на примере Сибирского федерального университета): материалы к дискуссии [Текст] / А. П. Сковородников. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010. - 208 с.
28. Степанов, П. В. Феномен толерантности [Текст] / П. В. Степанов //Классный руководитель. - 2004. - № 3.- С. 5-15.
29.Уэйн, К. Образование и толерантность [Текст] / К. Уэйн // Высшее образование в Европе. -1997. Т. XXI,- № 2,- с. 14-28.
30. Этнологический словарь: Этнос. Нация. Общество / Редкол.: В. И. Козлов [и др.]-Вып. 1.-М., 1996.
31. Conche, M. La tolérance française et sa signification universelle // Document de travail pour le 19 Congres mondial de philosophie. - Moscou 22-28 août. 1993. UNESCO division de la philosophie de l'etique. Paris, août, 1993.
32. Voltaire. Traité sur la tolérance (1763), coll. "Philosophie". Ed.: GF- Flammarion, Paris, 1989. - 192 p.
33. U. S. Census Bureau: International Data Base / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wholesomewords. org/missions/greatc. html.