Научная статья на тему 'Эволюция смысла толерантности в истории философско-педагогической мысли'

Эволюция смысла толерантности в истории философско-педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1415
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / SENSE OF TOLERANCE / COMMON TO ALL MANKIND VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Днепрова Тамара Петровна

В статье дается обоснование необходимости осуществления образовательного процесса в средней и высшей школе с точки зрения осознания и понимания смысла толерантности, как общечеловеческой ценности и практического условия сохранения и развития культуры и цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution the sense of the phenomenon of tolerance in the history of philosophicallypedagogical conception

This article gives the substantiation of a necessity to put into practice the educational process in middle and high school from the point of view of interpretation the sense of tolerance as common to all mankind value and practical condition for reservation and development culture and civilization.

Текст научной работы на тему «Эволюция смысла толерантности в истории философско-педагогической мысли»

17. Вессель, Н. Х. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России [Текст] / Н. Х. Вессель // Русская школа. - 1890. - № 1. -С. 103-104.

18. Головнин, А. В. Записка «Мнение о военно-учебных заведениях» от 9.07.1862 7. - ОР ГПБ, фонд Д. А. Милютина. М. 8004, л. З2.

19. Баринов, В. А. Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина (к 125-летию со дня рождения мыслителя) [Текст] / В. А. Баринов, К. В. Баринова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-70.

УДК 370

Т. П. Днепрова

ЭВОЛЮЦИЯ СМЫСЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Более десяти лет прошло после опубликования международного документа «Декларация принципов толерантности», принятом ООН по вопросам образования, науки и культуры в 1995 г., где в статье 4 утверждается, что наиболее «эффективным средством предупреждения интолерантности является воспитание. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива, которое должно способствовать формированию у молодежи независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на нравственных ценностях». Тем самым важная роль отводилась сфере образования и педагогической науке. Сделано много для того, чтобы это понятие стало общепринятым в российской действительности, образовательной теории и практике. Однако, несмотря на многочисленные философские, социологические, психологопедагогические исследования проблемы толерантности, создание программ по формированию толерантности (межличностной, этнической, межкон-фессиональной и др.), «установок толерантного сознания», мы наблюдаем, к сожалению - интолерантность в человеческих отношениях. Возможно, должно пройти какое-то время, когда люди от конфронтации, наконец, перейдут к диалогу, будут уважительно относиться к «инаковости» (внешней и внутренней). Недаром ученый-педагог Б. С. Гершунский, обращаясь в своей статье «Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования» [3] к педагогической общественности и не только к ней, говорил о формировании менталитета толерантности как важнейшей стратегической задачи образования в XXI в. В то же время нам представляется, что возможно, «формирование толерантности» в большей степени у нас было определено вопросом «как», с точки зрения технологии (узкого техноло-гизма), а не вопросами «что» и «зачем». Но технология, по мнению совре-

менного итальянского философа Э. Агацци, даже «имплицитно не содержит ценностей и целей, способных подвигнуть человека на соответствующую практическую деятельность» [1, с. 78]. Поэтому воспитание, а точнее образование человека в духе толерантности, которое включает и обучение, должно, прежде всего, способствовать осознанию и пониманию смысла толерантности как общечеловеческой ценности - практическим условием существования и развития человеческой цивилизации, диалога и глубинного взаимодействия разных культур, мнений, концепций, образа жизни. Отсюда, образовательный процесс необходимо ориентировать на «создание образа человека», обладающего толерантным сознанием, в единстве его интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой сферами.

Школа, по мнению отечественного психолога В. П. Зинченко, «должна учить мыслить, в том числе мыслить о смысле» [4, с. 21]. Данное утверждение касается и высшей школы. Следуя логике ученого, если человек (ребенок) будет «мыслить смыслами - мыслить о вневременном смысле человеческого бытия», тогда его поведение, деятельность и отношение к другим людям, «инаковости», к самому себе, возможно, приобретут действительно ценностно-целостное восприятие и принятие мира, приоритетной составляющей которого будет толерантность.

В современном мире феномен толерантности признается общечеловеческой ценностью. Под ценностью понимается нечто, имеющее для человека большую значимость, отвечающее его актуальным потребностям, идеалам и личностным смыслам. Общечеловеческие ценности (истина, красота, добро, справедливость и др.), - это то, что оправдывает и придает смысл жизни человека и общества в целом. Среди этих ценностей заметное место принадлежит толерантности, в более узком смысле - терпимости. Понятия «терпимость» и «толерантность» близки по своей сущностной характеристике, и могут в отдельных случаях выступать как тождественные. Однако по своему содержанию и проявлению могут различаться. Толерантность рассматривается как более широкое понятие по отношению к терпимости и включает его в свое семантическое поле. Толерантность характеризуется активной позицией по отношению к «инаковости», как примирение с другими взглядами, традициями, образом жизни и может осуществляться как принцип согласия, т. е. нахождения общих точек зрения, построение гармоничных и дружественных отношений с различными субъектами общения.

Терпимость в русской интерпретации рассматривается как нравственная ценность, которой свойственна иная позиция - пассивность, безропотное перенесение страданий, смирение, основанное на всепрощении. В современной России наблюдается эволюционный процесс, направленный от терпимости (пассивности) к толерантности (активности), обусловленный взаимодействием как позитивных, так и негативных тенденций мирового и отечественного социокультурного и политического процессов. С одной стороны, расширение интеграционных процессов в мире предполагает совершенствование коммуникативной сферы в человеческих отношениях.

С другой стороны, усиление конфронтационных процессов (насилие, ксенофобия, терроризм и экстремизм в молодежной среде) требует проявление сознательной социальной активности человека на основе толерантного мировосприятия, направленного на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха, вражды и отчуждения по отношению к другим людям, странам, культурам. Поэтому воспитание и обучение в духе толерантности становится «общезначимым нравственным предписанием» - императивом.

Для феномена толерантности как для любого явления характерна историческая и социокультурная обусловленность. На протяжении многих веков в истории философско-педагогической мысли происходила своеобразная эволюция явления толерантности. Интерпретация и использование этого термина связано с пониманием его смысла как цели (для чего необходимо?) и ценности, разумного основания этого явления, его сущностного значения. Поэтому, исходя из логико-исторического метода, нам представляется необходимым рассмотреть эволюцию смысла толерантности.

Проявление толерантности сопутствует всей человеческой истории. Однако в эпоху раннего Средневековья воспитание и образование монополизируется церковью. Религия для человека становится своеобразным энциклопедическим компендиумом (лат. compendium - сокращение), с помощью которого можно было в обобщенной форме составить представление о картине мира и обрести знания о своем месте в нем. Основным идеологическим принципом в воспитательно-образовательной сфере устанавливается догматизм. Догматизм, по мнению современного философа В. Г. Миронова, означает насильственное устранение всего, что не совпадает с религиозным догматом. Главное внимание в образовании уделялось воспитанию нравственности, которого добивались наставлениями, постами, молитвами, аскетизмом, чтением сочинений на религиозные темы. Разработка темы толерантности в период раннего Средневековья велась в форме интерпретации ветхозаветных и новозаветных текстов. Явление толерантности в это время приобретает особое значение. Поэтому эволюцию смысла данного феномена, нам представляется, целесообразным начать с этого периода.

1. Раннее Средневековье (V-VIII вв.). Первоначально термин «толерантность» (лат. toleratum) означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий как телесных (боль), так и душевных (зло). Смысл толерантности сводился к «страдательному действию», смирению. Возможно, это основывалось с одной стороны, на библейской мифологии о первородном грехе человека и необходимости вследствие этого претерпевать всяческие лишения. С другой стороны, смысл толерантности-терпения восходит к христианской религиозной добродетели, исходящей от Иисуса Христа, который принял на себя страдания за все человечество, став примером духовного возрождения (преображения). Наряду с этим, в религиозной философии данного периода раскрывается христианская истина о толерантности как любви (милосердии): «любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас» [Евангелие от Луки 6:27,28] и любви (милосердии) как толерантности:

«любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует..., а сорадуется истине» [Библия, 1 Коринфянам 13:4,5]. В соответствии с этим, толерантность понималась как любовь, благоволение и милосердие Бога к человеку, человека к своему ближнему и врагу своему. В этом случае толерантность-терпение выступала как ценность, составляющая образ мысли и действия истинного христианина. Однако внимание человека этого периода обращено к своим собственным чувствам, переживаниям, и характеризуется идеально-мифическими представлениями о толерантности, не сопряженными с реальными социальными отношениями. Отсюда, смысл толерантности в данный период раскрывается как религиозно-психологическая ценность.

2. Средние века и эпоха Возрождения (1Х-ХУ вв.) В это время наблюдается новая тенденция в развитии феномена толерантности в связи с появлением особого типа религиозной философии - схоластики. Последователями этого направления в разные периоды были: в Западной Европе -Ф. А. Алкуин, П. Абеляр, А. Кентерберийский, Фома Аквинский, Николай Кузанский, на Ближнем и Среднем Востоке - представители восточного аристотелизма или мусульманского рационализма аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд и другие.

Схоластика как теолого-рационалистическое учение и школьная наука о соединении веры и разума, при подчинении философии (науки) религии, определенным образом отразила возможность диалога, толерантного отношения между разными мировоззренческими позициями. Схоласты в своем учении пытались объединить отдельные положения философии Аристотеля и Священного писания (Библии или Корана). Одни утверждали о формировании разума на основе веры: «верую, чтобы понимать» (Ансельм Кентерберийский). Другие (Ибн Рушд) предлагали разграничение так называемой рациональной религии (доступной немногим образованным) и образноаллегорической религии (доступной всем), что явилось в дальнейшем одним из источников учения о двойственной истине - своеобразное «допущение» независимости истин философии и богословия. Третьи считали, что разум частично обособляется от веры и становится ее предварительным условием: «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр).

В этот период наблюдается расширение границ толерантности, добавляется новый смысл как «позволение», «допущение» для существования «инакомыслия» и диалога между разными позициями, развивается критическое мышление, правда в рамках христианской или исламской догматики. Наряду с этим, появляется еще одно определение толерантности

- «сдержанность», в большей степени касающееся вопросов обыденной жизни в форме аскетизма. Яркими представителями этого направления на Востоке были суфисты - мистико-аскетического течения в исламе (ал-Газали, Ибн Араби).

Систематизатор ортодоксальной схоластики и основатель томизма Фома Аквинский, отдавая приоритет веры над разумом, занимался отработкой вероучения в форме допущения научного знания в вопросах теологии. А его

идея «множества в единстве» созвучна смыслу толерантности «единство в многообразии». Развивая эту идею, мыслитель раннего Возрождения (поздней схоластики) Николай Кузанский в своем труде «De docta ignorantia» («знающее незнание»), сформулировал следующее: а) в непознанном сказывается изначально известное, б) отдельное свидетельствует о предшествовании целого, в) разнообразие говорит о лежащем в его основе единстве. Во многом его положения повлияли на русскую философию «всеединства» конца XIX - начала XX вв., в основе которой лежали идеи толерантности.

Несмотря на критическое отношение к схоластике и ее методу обучения, она получила широкое распространение в средневековых университетах и определенным образом предвосхитила эпоху Возрождения, обратившись к философии Античности. В этот период толерантность присутствовала в основном в теоретических положениях трудов мыслителей и проявлялась в философско-теологических дискуссиях. Толерантность, можно сказать, представляла собой философско-религиозную ценность и сохранялась в виде некого идеала.

3. Новое время и эпоха Просвещения (XVI-XVIII вв.) Пристальное внимание к проблеме толерантности в Новое время было связано с напряженным состоянием межрелигиозных отношений. Единственное и основательное средство против бед и несчастий (кровавых столкновений на религиозной основе), утверждал Дж. Локк, может быть толерантность, как уступка в вопросе о религиозной свободе [5]. Попытки осмысления толерантности как веротерпимости оформляются в целостную систему у Дж. Локка. Веротерпимость означает не причинение вреда (как физического, так и морального) другим людям по мотивам их принадлежности к иным вероисповеданиям, индифферентности к религии. Кроме этого, по мнению Дж. Локка терпимость возможна, если нет опасности государству, спокойствию народа. Отсюда, критерием толерантности может служить «всеобщая безопасность», представляющая собой общественную пользу. В то же время, согласно философу, действие толерантности не распространяется на случаи нарушения базовых норм и ценностей общества, нельзя быть толерантным к интолерантности, т. е. терпение имеет свои границы.

Опираясь на идею веротерпимости Дж. Локка, философ эпохи Просвещения Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) в своем «Трактате о веротерпимости» призывал к отказу от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к вере - «старайтесь не совершать насилия над сердцами людей - и все сердца будут ваши» [2, с. 587]. Для него было бы «пределом безумия» пытаться заставить всех людей одинаково мыслить. Поэтому толерантность у него приобретает смысл «снисходительности», которая нужна людям для счастья в земной жизни. Вольтер идет дальше, восклицая - «... христиане должны терпимо относиться друг другу.. .следует всех людей считать нашими братьями. разве все мы - не дети одного отца, не создания одного Бога?» [2, с. 604]. Тем самым Вольтер предвосхитил идею экуменизма, о которой заговорили лишь в начале XX в. Резюмируя вышес-

казанное, можно утверждать, что исторически первой и доминирующей формой идеи толерантности становится веротерпимость, которая касается не только религии, но и социально-политической сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, в эпоху Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова, понятие толерантности становится социально-политической ценностью.

4. Новейшее время (XIX - начало XX вв.). Ещё в конце XVIII в. понятие толерантности дополняется новым смыслом - «долженствования». И. Кант в своем произведении «Об этических обязанностях по отношению к другим, а именно о правдивости» говорит о толерантности как всеобщем человеческом долге. Второе правило категорического императива И. Канта вменяет в «долг» относиться к человеку как к цели и никогда как к средству, требуя уважительного отношения к человеку как самоценности.

Развивая идею долженствования, в начале XIX в. английский философ И. Бентам ввел понятие «деонтология», обозначающее науку о морали, которая определяет то, как должен поступать человек в обществе. Согласно И. Бентаму, главной целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей, а идеалом у него выступает «безопасность человека», отсутствие страданий. Следуя его логике, безопасность человека может быть, когда есть доверие к другим людям, взаимопонимание между людьми, искренность и отсутствие вражды в отношениях, т. е. взаимная толерантность, что и должно способствовать достижению человеческого счастья. Таким образом, толерантность как «долженствование» становится морально-нравственной (этической) ценностью, позволяющей людям жить в безопасности и быть счастливыми.

Проблема толерантности получает дальнейшее развитие в либеральной философии. Толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. Многообразие опыта и мнений либералы считали непременным условием социального прогресса.

В конце XIX в. в русской философско-религиозной мысли идея толерантности раскрывается в философии «всеединства» (В. С. Соловьев, Л. Н. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков). Понятие «всеединства» как высшего онтологического принципа впервые выдвигается В. С. Соловьевым - «.нет и не может быть ни чистого единства, ни чистой множественности, все, что есть, есть обязательно и единое и многое» [6, с. 70]. В качестве основания толерантности здесь выступает плюрализм (множественность) как ценность, но множественность в единстве, как часть целого. Каждое проявление толерантности, согласно

В. С. Соловьеву, следует подвергать этической оценке, в одних случаях толерантность (терпимость) может быть добром, а в других - злом, как безразличие и попустительство.

Надо сказать, что ещё в середине XIX в. подобные идеи были обоснованы в учении бахаизма (Иран). Свое название это религиозно-политическое

учение получило от его основоположника - Мирзы Хусейна Али (1817-1892), прозванного Бахаулла - «Блеск Божий» [7, с. 168]. Согласно его учению, все люди братья, а «человечество, в сущности, едино, и близится время объединения всех людей планеты во всемирное сообщество, когда благодаря духовно-нравственной развитости людей все распри и поводы для разделения будут преодолимы и люди будут готовы к восприятию единой истины» [7, с. 169]. Интересно, что на рубеже XIX-XX вв. бахаизмом увлекалась часть российской интеллигенции, в частности Л. Н. Толстой.

В «философии ненасилия» Л. Н. Толстого также раскрывается смысл толерантности. Идея ненасилия как этического принципа, является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности - не делай другим того, что сам не хотел бы претерпеть от других. Философия ненасилия может рассматриваться с одной стороны как непротивление злу насилием, - «... кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.» [Евангелия от Матфея, 5:38-41], т. к. зло порождает ещё большее зло. Здесь ненасилие принимает смысл терпимости (смирения) во имя добра. С другой стороны ненасилие - это возможность разрешения конфликтов без применения силы. В данном случае ненасилие выступает как сознательное действие, направленное на мирное разрешение конфликта и возможность нахождения консенсуса между оппозициями, не исключающее конструктивную критику. Здесь «ненасилие» проявляется как активное социальное действие, приближающееся к смыслу толерантности - примирения. Таким образом, в этот период толерантность в большей степени проявляется как этическая ценность.

5. XX в. - современный период. В XX в. феномен толерантности зиж-дится на двух основаниях - плюрализме (множественности) и свободе, представляющих собой ценности демократического общества. Отсюда, роль толерантности состоит в сохранении и выражении этих ценностей, и, тем самым, обеспечении стабильности и равновесия социальной системы в целом. К тому же толерантность, в основе которой лежат плюрализм и свобода, является предпосылкой плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов, где терпимость к чужой точке зрения не предполагает отказа от её критики или от собственных убеждений, а проявляется в уважении к чужому, иному мнению. Особенно это важно в тех областях, в которых отсутствует точный критерий оценки и доказательства предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (вопросы религиозной веры, нравственных убеждений, научных концепций, национальных традиций и т. д.).

В современном мире толерантность как первостепенное условие мирного сосуществования человечества становится ключевым нравственным принципом гражданского общества, что подтверждается «Декларацией принципов толерантности». В этом документе раскрывается сущность понятия толерантности - как уважение, принятие, и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой

индивидуальности; как гармония в многообразии; как активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Рассмотрев эволюцию феномена толерантности в историческом аспекте, можно выделить основные смыслообразующие его компоненты:

- терпение-смирение, любовь-милосердие;

- позволение, допущение инакомыслия, сдержанность (аскетизм);

- веротерпимость, всеобщая безопасность, снисходительность;

- долг (долженствование), ненасилие;

- плюрализм, свобода, уважение.

Данный подход представляет собой развертывание смысла этого феномена последовательно, с постепенным усложнением, как бы по восходящей линии, причем новое понимание основывается порой на уже известном и в тесной связи с ним. На наш взгляд, все эти смыслообразующие компоненты толерантности свидетельствуют о жизненно важном значении этого феномена как для отдельного индивида, так и для всего человеческого сообщества.

Положения этого подхода нами используются в лекционных занятиях со студентами при изучении курса «История образования и педагогической мысли». Мы надеемся, что рассмотрение эволюции смысла феномена толерантности может способствовать «просветлению» сознания молодого поколения, расширению его нравственного кругозора и ценностно-целостному восприятию мира и себя в этом мире, т.к. если человек понимает смысл явления, лучше происходит его усвоение и применение на практике.

Библиографический список

1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники [Текст]/ Э. Агацци. - М.: МФФ, 1998. - 334 с.

2. Вольтер. Трактат о веротерпимости. Собр. соч.: в 3 т., Т. 2 / Вольтер. - М.: Сигма-Пресс, 1998. - 656 с.

3. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - № 7. -

С. 3-12.

4. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании [Текст] / В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1995. - 64 с.

5. Локк, Дж. Опыт веротерпимости. Соч. в 3 т., Т. 3 [Текст] / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. - 669 с.

6. Соловьев, В. С. Чтения о Богочеловечестве [Текст] / В. С. Соловьев. - Минск: Харвест, 1999. - 912 с.

7. Тихонравов, Ю. В. Религии мира [Текст] / Ю. В. Тихонравов. - М.: Профиз-дат, 1996. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.