№ 1 - 2013 г. 19.00.00 психологические науки
УДК 612.017-008:001.8
ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
О. А. Чебыкина
ФГБОУВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Курганская
область, г. Шадринск)
В статье рассматривается историко-методологический анализ проблемы толерантности. Проблема толерантности как философско-мировоззренческая не нашла достаточного освещения в российской научной литературе из-за отсутствия ранее необходимых в общественном сознании предпосылок. У нас воспринимают «толерантность» — моральная слабость и беспринципность. В отечественной и зарубежной научной литературе В. А. Лекторский рассматривает этимологию толерантности — основного принципа взаимоотношений людей на любом уровне, одного из условий выживания человечества.
Ключевые слова: предыстория толерантности, первая форма толерантности, точки зрения к проблеме толерантности.
Чебыкина Ольга Альбертовна — аспирант кафедры педагогической психологии и психологии развития факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», Курганская область, г. Шадринск, педагог-психолог МКОУ «Лицей № 1», e-mail: [email protected]
В современной науке внимание ученых и практиков привлекает проблема толерантности, которая приобретает особую остроту, так как в обществе нарастает ожесточенность, зависть, нетерпимость друг к другу, агрессивность. К изучению проблем, связанных с толерантностью, обращается все больше исследователей. В России этот интерес особенно стимулирует принятая Правительством Российской Федерации в 2001 году Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Предыстория проблемы толерантности корнями уходит в античность. Хотя толерантность не стала предметом размышлений античных философов, в это время были сформулированы многие теоретические установки, получившие дальнейшее развитие. Не случайно мыслители более поздних веков ссылаются в своих трудах по толерантности на те или иные идеи античных политических деятелей и философов. В эпоху Античности проблема толерантности открыто еще не ставилась, ее мотивы улавливались в высказываниях мыслителей Гераклита, Аристотеля, Сенеки и других философов.
Конфуций высказал взгляд на проблему терпимости, открыто предлагая идею толерантности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе...» [1].
Аристотель (384-322 годы до н. э.) в «Никомаховой этике» писал, что лучшим следует считать не того, кто «поступает сообразно с добродетелью по отношению к себе», а того, кто «поступает так по отношению к другим; а это — трудное дело» [5].
В сочинении римского императора-стоика Марка Аврелия Антонина (121-180 годы) «К самому себе» или «Наедине с собой» имеются строки, напоминающие описание толерантного отношения к собеседнику: «Пытайся влиять на людей убеждением. Если они не внемлют, не греши сам против закона справедливости» [2].
Античность демонстрирует два типа толерантности: полисный и имперский. При этом полисный тип, очень подвижный, неустойчивый, связан с самой подвижностью античной демократии и выражен в критическом рационалистическом диалоге, в движении софистов, во взглядах скептиков, в наличии многообразия форм религиозного опыта, философского и политического плюрализма. Имперский тип толерантности конституируется сильной политической властью.
В начале нашего тысячелетия на смену религиозно-мифологическому мировоззрению приходит способ философствования, проникнутый теологической идеей, распространяются религиозно-мистические настроения, приобретают популярность восточные культы. Не отвергая других богов, приверженцы каждого культа считали своего бога верховным, а других воспринимали как персонификации отдельных сил и свойств. Победа христианского мировоззрения на Западе ознаменовала начало самого напряженного по своей нетерпимости периода истории. При этом нетерпимость необходимо рассматривать в два этапа: до государственного признания (в период
гонений) и после него (в период господства). В период гонений христианства нетерпимость была обусловлена мировоззренческой революцией. Она отвечала на запрос времени: поиск универсального идеального принципа, способного объединить гигантскую Римскую империю [10]. Христианство на этой стадии развития действовало исключительно духовными средствами. У христиан появляются первые защитники и идеологи.
Насколько нам известно, исторически первой формой толерантности была веротерпимость. В учении раннего христианства сформулирован нравственный принцип взаимного уважения и взаимной свободы. Мир античного язычества был толерантен к убеждениям. В христианстве толерантность проявляется как отказ от насилия (как неприемлемого средства приобщения человека к вере) и искренность убеждений (выбора веры).
Важно отметить, что толерантность для христианства мы нашли в трудах многих философов, но особое место принадлежит Тертуллиану. Квинт Тертуллиан (ок.160 — ок.220) — выходец из римской провинции — отмечал: «Пусть один почитает Бога, другой — Юпитера...» [7]. По его мнению, основой толерантности является равновесие, вменяющееся человеку как долг. Это возможно лишь благодаря терпению, которое надо вырабатывать в себе как спасительную и приятную привычку.
Идея свободы всех вероисповеданий была важна для христианства. Нетерпимость христианства в эпоху его господства была двух видов: духовная нетерпимость церкви, выражающаяся в контроле над всеми сферами жизни, и властная нетерпимость церкви, проявляющаяся в борьбе со светским государством за управление миром.
Тема толерантности звучит в рассуждениях о защите свободы совести М. Монтеня (15331592): «Неуклонно придерживаться по собственной воле или в силу необходимости одного и того же образа жизни — означает существовать, а не жить. Лучшие души те, в которых больше гибкости и разнообразия» [10].
Человек М. Монтеня — самопознающий, самостоятельно рассуждающий индивид. Его личный опыт уникален, и лишь из него он черпает свои знания о внешнем мире и о самом себе. М. Монтень констатирует зависимость человека от социальной среды и ее традиций, тем самым подчеркивая силу и достоинство сознания личности. Он переносит на еретиков рассуждения католических теологов относительно «заблудшей» совести, выступая как против физических пыток, так и против насилия над совестью. В «Опытах» (1580) обрушивается на испанских завоевателей, силой навязавших христианство в Новом свете, осуждает христиан, уничтожавших языческую культуру, чьи «бесчинства причинили науке гораздо больше вреда, нежели все пожары, произведенные варварами». С некоторой долей драматичности описывает философ противоречия между «я» и «другой». Живая, противоречивая мысль М. Монтеня мечется между двумя способами существования: жизнью в мире людей и самоизоляцией. В реальной практике, с сожалением отмечает М. Монтень, бесчеловечность активно противостоит всеобщей связи сочувствия [12].
Общей традицией социальной философии ХУП-ХУШ веков является защита сильного централизованного государства. Отсюда неизбежность трактовки толерантности с точки зрения политического утилитаризма, а также всевозможные ограничения сферы действия этой социальной добродетели.
К проблеме толерантности обратился известный реформатор церкви Лютер, изложивший принципы толерантности в области религии и веры в своём трактате «О светлой власти и о том, в какой мере ей следует повиноваться». Необходимо заметить, что появляются в XVII веке вольнодумцы в Англии, пионеры американских колоний, такие как Вильям Пен, Роджер Уильямс. Они сформулировали целый ряд принципов толерантности, число которых почти не увеличилось.
Следует заметить, что по своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Выдающиеся учёные ХУП-ХУШ веков: Локк, Вольтер, Гоббс, Руссо — выступили против религиозной нетерпимости.
Рассмотрим некоторые точки зрения к проблеме толерантности. Одна из них принадлежит Джону Локку (1632-1704), английскому философу и педагогу. Она заключается в том, что Локк теоретически обосновал вопрос толерантности. В своем «Опыте о веротерпимости» (1667) наделяет абсолютным правом на толерантность только «такие мнения и поступки, которые сами по себе не касаются государства и общества; а такими являются спекулятивные мнения и вера в бога». Лишение светского властителя права вмешиваться в религиозные дела — традиция в апологетике толерантности. Грубое вторжение в духовные искания личности, навязывание чуждой религии вопреки естественной склонности совершенно неприемлемы. Это порочный путь, в конце которого правителя ожидает поражение. По его мнению, толерантность имеет двойное основание: политическое и нравственное. Толерантность связана с ограничением насилия и развитием как человека, так и государства [6]. Как утверждает Д. Локк в «Послании о веротерпимости» (1686), «чтобы изменилось убеждение, сложившееся в душе, нужен свет, а он никогда не может возникнуть из телесных мучений». Позиция Джона Локка свидетельствует о том, что толерантность — в определённом смысле «золотая середина»,
позволяющая найти равновесие между крайними непримиримыми позициями. Вклад философа в разработку идей толерантности, несомненно, велик.
Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает, что недостаточно начать с простой толерантности. Представителем является Готфрид Вильгельм Лейбниц. Теоретических работ по толерантности Лейбниц не оставил, хотя рассуждения на эту тему присутствуют в его обширной переписке. Он занимался, скорее, пропагандой толерантности и её практическим внедрением.
Предоставляется отметить, что эта деятельность связана с философскими взглядами Лейбница, который рассматривал отдельного человека как неповторимую индивидуальность. В то время как индивид обретает себя лишь в рамках целого, осознавая связь с миром. Общество, есть гармония людей, где каждый через развитие себя способствует прогрессу и благу всех. Происхождение зла, следовательно, интолерантности Лейбниц объясняет недостатком знаний.
Следующая точка зрения принадлежит Вольтеру, который являлся защитником толерантности. В «Философских письмах», «Трактате о веротерпимости» Вольтер показал, что религии милосердны, но могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью [4].
Так в 1789 году, через 11 лет после смерти Вольтера, во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Это даёт основания считать, что она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами [6].
Согласно словарю Ларусса, слово tolerance впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии возникновение понятия «tolerance» относит к XV веку, а понятия «toleration» — к XVI веку. Если в XV веке оно использовалось в значении «выносливость», «способность переносить боль», то в XVI веке добавляются значения: «позволение», «сдержанность», «воздержанность».
Общепринято считать точкой отсчета развития идеи толерантности XVI века — эпоху Реформации, с особой остротой поставившей проблему толерантности как веротерпимости.
Таким образом, мы полагаем, что в период раннего средневековья не существовало еще термина «толерантность» применительно к проблеме нашего исследования, а человек мыслился как замкнутый мир, непроницаемый ни для кого, кроме Бога, толерантность существовала в виде идеи любви к ближнему и смирения. Лишь в первой половине XVI века христианский гуманизм способствовал развитию религиозных дискуссий в направлении некоторой свободы. Гуманисты не признавали любое принуждение и особенно смертную казнь для еретиков. Для религиозных дебатов XVI века были характерны призывы к милосердию и уважению личного сознания. Обращением к сознанию подчеркивается бесполезность и недопустимость насилия, когда речь идет о глубинах человеческой души.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А. Г. Асмолов // Мемориал. — 2001. — № 24. — С. 61-63.
2. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа / А. Г. Асмолов //
Толерантность в общественном сознании России. — М., 1998. — 135 с.
3. Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема : автореф. дис. ... канд.
психол. наук / Р. Р Валитова. — М., 1997. — 20 с.
4. Вольтер. Трактат о веротерпимости / Вольтер. — М. : Политиздат, 1990.
5. Губогло М. Н. Русский язык и толерантность / М. Н. Губогло. — М., 2003.
6. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопр. философии. — 1997. — № 11. — С. 45-53.
7. Мириманова М. С. Толерантность как система воспитания / М. С. Мириманова // Развитие личности. — 2002. — № 2. — 154 с.
8. Спицына О. А. К вопросу о структуре межличностной толерантности / О. А. Спицына // Психолого-педагогические аспекты проблемы качества образования в системе общей и профессиональной школы : сб. науч. материалов IV окружной науч.-практич. конф. «Знаменские чтения». — Сургут, 2005. — С. 213-220.
9. Толерантность — идеология гражданского мира. — М. : Бонфи, 2001. — 48 с.
10. Толерантность : сб. статей / Под ред. Н. С. Ладыжец. — Ижевск : Удмурдский государственный университет, 2002. — 254 с.
HISTORICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF TOLERANCE
O. A. Chebykina
FSEIHPE «Shadrinsk State Teacher Training University» (Kurgan region, Shadrinsk)
The historical and methodological analysis of a problem of tolerance is considered in the article. The tolerance problem as philosophical and world outlook didn’t find sufficient showing in the Russian scientific literature due to the lack of earlier necessary preconditions in public consciousness. We perceive «tolerance» as moral weakness and unscrupulousness. V. A. Lektorsky envisages tolerance etymology in domestic and foreign scientific literature as the basic principle of relationship among people at any level, one of conditions of survival of mankind.
Keywords: background of the tolerance, the first form of tolerance, the point of view to a tolerance problem.
About authors:
Chebykina Olga Albertovna — post-graduate student of pedagogical psychology and human development psychology chair of faculty of correctional pedagogics at FSEI HPE «Shadrinsk State Teacher Training University», educational psychologist at MSEE «Lyceum № 1», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Asmolov A. G. Historical culture and tolerance pedagogics / A. G. Asmolov // Memorial. — 2001 . — № 24. — P. 61-63.
2. Asmolov A. G. Tolerance: various paradigms of the analysis / A. G. Asmolov // Tolerance in public consciousness of Russia. — M, 1998. — 135 P.
3. Valitova R. R. Tolerance as ethical problem: autoref. dis. ... cand. psyc. Sciences / R. R. Valitovas. — M, 1997. — 20 P.
4. Voltaire. The treatise about toleration / Voltaire. — M: Politizdat, 1990.
5. Guboglo M. N. Russian and tolerance/M. N. Guboglo. — M, 2003.
6. Lektorsky V. A. About tolerance, pluralism and criticism / V. A. Lektorsky // Vopr. philosophies. — 1997 . — № 11. — P. 45-53.
7. Mirimanova M. S. Tolerance as educational system / M. S. Mirimanov // Development of the personality. — 2002 . — № 2. — 154 P.
8. Spitsyna O. A. To a question of interpersonal tolerance structure / O. A. Spitsyna // Psychologic and pedagogical aspects of problem of quality of education in system of the general and vocational school: col. scien. materials IV district scien. — pract. conf. «Znamensky readings». — Surgut, 2005. — P. 213-220.
9. Tolerance as ideology of the civil world. — M: Bonfi, 2001. — 48 P.
10. Tolerance: col. articles / Under the editorship of N. S. Ladyzhets. — Izhevsk: Udmurdsky state university, 2002. — 254 P.