УДК 373.3.035 ББК 74.200.51
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
I О.А. Чебыкина, Н.Н. Колмогорцева
126
Аннотация. В статье представлена психологическая модель формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Целевая группа - учащиеся 5-6-х классов, младшие подростки 10-12 лет. Цель программы: формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Программа рассчитана на 48 академических часов при проведении двух занятий в неделю в течение трех месяцев, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, продолжительностью от 40 минут до 1,2 часа, количество человек в группе - 12. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности. Разработанная программа формирует у личности младшего подростка хорошее отношение к себе и окружающим, вырабатывая и регулируя конструктивные модели поведения, независимо от личностных особенностей, убеждений и прочих различий.
Ключевые слова: формирование толерантности, конструктивное взаимодействие, критерии эффективности программы.
PSYCHOLOGICAL MODEL OF TOLERANCE FORMATION AT YOUNG TEENAGERS IN THE COURSE OF CONSTRUCTIVE INTERACTION
| O.A. Chebykina, N.N. Kolmogortseva
Abstract. The article presents a psychological model of tolerance formation at teenagers in the process of constructive interaction. Target group - 5-6th year pupils, younger teenagers - 10-12 years. Program purpose: formation of tolerance at younger teenagers in the course of constructive interaction. The program is calculated on 48 class periods, when carrying out two occupations in a week within three months, each of which has the appointment,
procedural providing, lasting from 40 minutes till 1,2 hours, a number of people in group - 12. Completing of group is carried out by the principle of voluntariness and knowledge with creation of the atmosphere of openness and spontaneity. The developed program forms with the younger teenager a good attitude to himself and to people around, developing and regulating constructive models of behavior, irrespective of personal features, believes and other distinctions
Keywords: forming of tolerance, constructive interaction, performance criteria of the program.
Данная психологическая модель направлена на формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия, которая формирует у личности младшего подростка хорошее отношение к себе и окружающим, вырабатывая и регулируя конструктивные модели поведения, независимо от личностных особенностей, убеждений и прочих различий. Сформированная толерантность у младшего подростка позволяет конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
При составлении настоящей программы мы исходили из следующих положений: возраст участников программы — 10-12 лет (младший подростковый период). Этот этап характеризуется интериоризацией (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество); ведущим видом деятельности является общение со сверстниками [1].
База проведения: МКОУ «Лицей № 1» города Шадринска Курганской области.
Целевая группа - учащиеся 5-6-х классов, младшие подростки.
Занятия включают традиционные процедуры групповой работы: рефлексию опыта, ролевые игры, ин-
терактивное моделирование, деловые и организационно-управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений [3].
Цель программы: формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия.
Программа направлена на решение следующих задач:
• ознакомить младших подростков с понятиями «толерантность» и «толерантная личность»;
• активизировать позитивные отношения к установкам, ценностям, особенностям поведения представителей других культур;
• овладеть способами конструктивного взаимодействия с самим собой и окружающим миром;
• способствовать стремлению участников занятия к более глубокому пониманию мыслей и чувств другого человека, его точки зрения; сопереживанию и сочувствию, самоанализу, самоуважению, самопознанию, самораскрытию;
• совершенствовать навыки социальной восприимчивости (способности к эмпатии), способности к рефлексии, осознание многообразия и проявлений личности в этом мире.
127
128
Форма работы: индивидуальная, работа в парах; работа всей группы.
Особенности организации:
программа формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия рассчитана на 48 академических часов, при проведении двух занятий в неделю в течение трех месяцев, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, продолжительностью от 40 минут до 1,2 часа, количество человек в группе — 12. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности.
В целях увеличения положительного влияния на учащихся, усиления коррекционно-развивающего действия группы используются следующие приемы:
• прием доверия — учащийся выполняет значимое поручение группы, где он может проявить свои знания и умения;
• прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
• прием поддержки групповых проявлений — поощрение и одобрение группой, усилий участника при доброжелательных отношений к нему окружающих;
• прием побуждения участника дать объективную оценку своему поступку [2].
Эффективности осуществления коррекционных мероприятий способствовало соблюдение психокоррек-ционных принципов:
• принцип единства диагностики и коррекции;
• принцип системности развивающих и коррекционных задач;
• принцип комплексности методов психологического воздействия отражался в интегрированных приемах, способствующих формированию толерантности, в качестве которых в коррекционной программе выступали элементы психогимнастики, личностного тренинга, аутотренинга и релаксации, методы вербального и невербального оценивания, взаимооценивания, беседы, элементы игро-терапии, арттерапиии т.д.
• комплексность методов осуществлялась за счет принципа учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей младших подростков;
• принципа активного привлечения ближайшего социального окружения (родителей и педагогов) к работе с детьми;
• принцип учета объема и степени разнообразия и сложности материала;
• принцип недирективной тактики поведения психолога, основанной на партнерском диалоге в ходе кор-рекционно-развивающих занятий;
• в процессе коррекции использовался принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы, соотношение которых корректировалось в процессе формирующих воздействий;
• при составлении программы применили деятельностный принцип, который определил тактику проведения коррекционной работы, а также пути и способы реализации поставленных задач. Коррекционное воздействие осуществлялось в кон-
ВЕК
тексте основных видов деятельности младших подростков [7].
Принципы при проведении занятий: принцип постоянной обратной связи, равноправное межличностное взаимодействие на занятиях групп, принцип стимулирования саморазвития участников, принцип конфиденциальности.
В данной программе мы использовали следующие методы: творческие игры; беседы; дискуссии; метод личностной перспективы; доверие к ведущему; позитивное стимулирование; авансирование успеха; развернутая оценка результатов деятельности: ролевое научение; методы релаксации; подтверждение уникальности каждого; развитие позитивного восприятия других, которые обеспечивают взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Структура занятий: каждое занятие программы состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Вводная часть направлена на: создание комфортной атмосферы и эмоционально-благополучного фона в группе, обеспечивающего позитивное межличностное взаимодействие; ритуал приветствия и установление доверительных отношений; включает упражнения, направленные на создание работоспособности в группе, раскрытие содержания занятия и настрой детей; сплочение младших подростков. Продолжительность этой части — 15 минут. Такие упражнения как: «Зверята хлопают», «Повтори за мной», «Несколько раз», «Дерево и гриб» [8].
В основной части реализуются основные цели и задачи занятия, за-
нимающие большую часть времени, ориентированы на повышение низкого и среднего уровней толерантности; расширение сферы осознания взаимодействия; создание установок на нахождение конструктивных способов взаимодействия и осознание младшими подростками собственных мотивов поведения. Продолжительность этой части — 90 минут. Мы использовали такие игры и упражнения, как «Я — реальный, идеальный, глазами других», «Ценности», «Разговор» [6].
Заключительная часть предполагает упражнения для завершения занятия, которые выполняют функцию обратной связи, снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта мо-тивационных установок, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность младших подростков, улучшение самочувствия и создания позитивного настроения; упражнения на установление релаксации, мышечное расслабление, подведение итогов и ритуал прощания, который позволяет объединить группу и настроить на дальнейшее продуктивное сотрудничество; обеспечение условий для главного перехода из мира игры в реальность. Продолжительность этой части — 15 минут. Для этого использовали: «Птица, расправляющая крылья», «Раздувающийся шар», «Дождь в лесу», «Полет в небо» [4].
Необходимо отметить, что в течение занятия проводится разминка, в которой упражнения направлены на снятия напряжения и поддержания работоспособности в группе, а после каждого упражнения выполняется рефлексия, то есть происходит об-
129
ВЕК
130
суждение упражнений участниками группы, обмен мыслями, идеями, чувствами [5]. Каждое занятие завершается ритуалом прощания, направленного на создание эмоционального благополучия и стимулирования участников занятия к дальнейшей работе.
Данная программа состоит из трех блоков: 1. Толерантность это ... (занятия 1-5: «Знакомство», «Налаживаем связь», «Две дороги», «Выделяем главное», «Ценности»). Цели: ознакомление с понятием «толерантность»; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.
2. Толерантность к себе и к другим (занятия 6-15: «Немного о себе», «Толерантность к себе», «Всего в меру», «Жить в мире с людьми и миром», «Я и они», «Окружающие обо мне», «Я и группа», «Толерантность к себе и к другим», «Мы все разные», «Каждый дорог»). Цели: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; формирование позитивного отношения к себе и другим; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
3. Конструктивное взаимодействие (занятия 16-24: «Встреча двух миров», «Разные миры», «Границы», «Взаимодействие миров», «Мы», «Воздействуя на себя — воздействую на других», «Заглянем в будущее»,
«Искусство взаимодействия», «Прощание»). Цели: формирование навыков эффективного взаимодействия; обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; осознание своей позиции в общении: понять и проанализировать свои установки при взаимодействии с другими.
Для эффективности реализации программы мы задействовали педагогов, проводя педагогический лекторий на тему «Взаимодействие в современном мире», педагогическую гостиную на тему «Конструктивное взаимодействие». Кроме этого, были проведены родительский час, круглый стол, родительские университеты.
Основная задача всех мероприятий — развитие толерантного мышления. Наличие эмоционального благополучия — усиление личностных ресурсов, наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения, уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению, самооценка, уровень школьной тревожности и агрессивности. Наличие норм поведения — навыки конструктивного поведе-ния учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников, освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений, сформиро-ванность навыков адекватного конструктивного поведения, способность учащихся регулировать свое поведение. Успешность конструктивного взаимодействия — взаимодействие со сверстниками, учителями и родителями. Психологическая грамотность
педагогов в вопросах формирования 5 деятельностного компонента толерантности — уровень знаний о формировании толерантности, умение ^ применять знания в педагогической практике, жизненных ситуациях.
В результате проведенной психологической модели формирования 7 толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия нам удалось: повысить культуру толерантности; развить у младших подростков черты толерант- 8. ной личности; уметь предупреждать конфликты и разрешить их; получать знания и представления о себе для успешного конструктивного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности, о способах эффектив- 1. ного взаимодействия с другими; формировать умения анализировать себя и других, навыки конструктивного взаимодействия, правильно оценивать себя и окружающих (принятие себя и других людей таких, какие они есть; установление доброжелатель- 3. ных отношений с окружающими).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. - СПб. : Питер, 2007. - 271 с. : ил.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группо- 4. вого тренинга. Психотехники: Учебное пособие [Текст] / И.В. Вачков. - М. : Академия, 2003. 5.
3. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. Классный час «Что такое толерантность?»; «Толерантность»; «Все мы раз- 6. ные»; «Толерантная личность» [Текст] // Классный руководитель. - 2006. - № 4. -
С. 77-101.
4. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. - СПб. : Пи- 7. тер, 2007. - 160 с. : ил.
Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидере. -М. : Издательский центр «Академия», 2001.
Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Мони-на. - СПб. : Речь, 2001. - 189 с. Прутченков, А.С. Школа жизни : Методические разработки Социально-психологических тренингов [Текст] / А.С. Прутченков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. - 192 с. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения : практ. пособие [Текст] / К. Фопель ; пер. с нем. - 4-е изд. - М. : Генезис, 2006. - 240 с. : ил.
REFERENCES
Ann L.F. Psihologicheskij trening s podrost-kami [Psychological training with teenagers], SPb., Piter, 2007, 271 pp.: il Vachkov I.V. Osnovy tehnologii gruppo-vogo treninga. Psihotehniki: Uchebnoe po-sobie [Bases of group training technology. Psychotechnicians: Manual], M., Aka-demija, 2003.
Vospitanie tolerantnosti: priemy dlja individual'noj i gruppovoj raboty. Klassnyj chas "Chto takoe tolerantnost'?"; "Tolerant-nost'"; "Vse my raznye"; "Tolerantnaja lich- 131 nost'" [Tolerance: techniques for individual and group work. Class hour "What is tolerance?"; "Tolerance"; "we are All different"; "Tolerant man"], Klassnyj rukovoditel', 2006, No. 4, pp. 77-101. Grecov A.G. Trening obshhenija dlja podrostkov [Training of communication for teenagers], SPb., Piter, 2007, 160 pp.: il. Liders A.G. Psihologicheskij trening s podrostkami [Psychological training with teenagers], M., izdatel'skij centr "Akademi-ja", 2001.
Ljutova E.K., Monina G.B. Trening jeffek-tivnogo vzaimodejstvija s det'mi. Komplek-snaja programma [Training of effective interaction with children. Comprehensive program], SPb, Rech', 2001, 189 p. Prutchenkov A.S. Shkola zhizni: Metodi-cheskie razrabotki social'no-psiholog-
icheskih treningov [Life school: Methodical development of Social and psychological trainings], 2, e izd., ispr. i dop., M., MOODiM "Novaja civilizacija", Pedagogicheskoe ob-shhestvo Rossii, 2000, 192 p.
8. Fopel' K. Jenergija pauzy. Psihologicheskie igry i uprazhnenija: prakt. posobie [Energy of pause. Psychological games and exercises: practice manual] / per. s nem., 4-e izd., M., Genezis, 2006, 240 p.: il.
Чебыкина Ольга Альбертовна, аспирантка кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института; педагог-психолог Лицея № 1 г Шадринска, [email protected] Chebykina O.A., Post-Graduate Student, Psychology of Development and Pedagogical Psychology Department, Shadrinsk State Pedagogical Training Institute; Educational Psychologist, Lyceum No. 1, Shadrinsk, [email protected]
Колмогорцева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института, [email protected] Kolmogorceva N.N., PhD in Psychology, Аssociate Professor. Psychology of Development and Pedagogical Psychology Department, Shadrinsk State Pedagogical Training Institute, vospr75@ mail.ru
132