Научная статья на тему 'Результаты уровней сформированности толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия'

Результаты уровней сформированности толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
529
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППЫ / EXPERIMENTAL AND CONTROL GROUPS / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / LEVELS OF FORMATION / RELIABILITY OF DISTINCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чебыкина Ольга Альбертовна

Данная статья посвящена результатам уровней сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия. Рассмотрена достоверность различий показателей для контрольной группы до и после эксперимента, где значимых различий не произошло и экспериментальной группы, где произошли количественные изменения младших подростков на уровнях сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чебыкина Ольга Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты уровней сформированности толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия»

УДК 371.3

О.А. Чебыкина

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Н.Н. Колмогорцева

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Данная статья посвящена результатам уровней сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия. Рассмотрена достоверность различий показателей для контрольной группы до и после эксперимента, где значимых различий не произошло и экспериментальной группы, где произошли количественные изменения младших подростков на уровнях сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия.

Достоверность различий, экспериментальная и контрольная группы, уровни сформированности.

This article presents the results of the levels of formation of tolerance in the process of constructive interaction. The article considers the significance of differences of indicators for the control group before and after the experiment, where significant differences have not happened and the experimental group where young adolescents' quantitative changes at the levels of tolerance formation in the process of constructive interaction.

Reliability of distinctions, experimental and control groups, levels of formation.

Формирование толерантности в современных условиях приобретает особую остроту, так как в обществе нарастает ожесточенность, нетерпимость друг к другу, агрессивность [2]. В нашем исследовании мы ввели авторскую трактовку изучаемого понятия «толерантность» - психологическая способность вступать во взаимодействие с другими людьми и готовность личности к активной нравственной позиции, направленную на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия (индивида, общества).

Необходимо отметить, конструктивное взаимодействие - совместная деятельность - направлена на понимание индивидуальных особенностей партнера заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату.

В работе были использованы методики исследования:

1) экспресс-опросник «Индекс толерантности»;

2) вопросник для измерения толерантности;

3) методика диагностики общей коммуникативной толерантности;

4) опросник для диагностики способности к эм-патии;

5) диагностика уровня эмпатических способностей;

6) шкала фашизма;

7) опросник для измерения общих социальных установок у детей;

8) диагностический тест отношений;

9) методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса;

10) оценка отношений подростка с классом;

11) метод экспертных оценок;

11) математико-статистические методы обработки результатов исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в МКОУ «Лицей № 1» г. Шадринска Курганской области. В контрольном эксперименте приняли участие 52 ученика 5-6 классов. В результате корреляционного и факторного анализа были выделены критерии и показатели толерантности: индекс толерантности, измерение толерантности вербального поведения, коммуникативная толерантность, способность к эм-патии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки в эмпатии, идентификация в эмпатии, общий уровень эмпатии, шкала фашизма, уровень предубежденности, эмоции и оценка, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, индивидуалистический тип, прагматический тип, коллективистический тип.

В ходе анализа результатов констатирующего эксперимента были выделены критерии и уровни сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, согласно надежности получаемой информации, обоснованности точности и правильность выбора (пятичленной шкалы по В.А. Ядову). Далее эмпирические показатели каждого компонента преобразовывались в количественные эквиваленты с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам (баллам), т.е. разрабатывалась специальная шкала для оценки выделенных компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия. В исследовании были выделены следующие количественные показатели: 0 баллов - низкий уровень сформированности показателей; 1 балл - ниже среднего; 2 балла - средний уровень; 3 балла - выше среднего; 4 балла - высокий уровень сформированности показателей. Суммарный балл по всем показателям меняется в пределах от 0 до 80, следовательно, уровни толерантности в процессе конструктивного взаимодействия определялись следующими равномерными интервалами. Решение вопроса о том, на каком уровне сформирован-ности толерантности в процессе конструктивного

взаимодействия находится младший подросток, принимался на основе сравнения полученного им суммарного балла со шкалой измерения уровня. Полученные данные каждого испытуемого заносились в сводную таблицу и переводились в баллы.

На основании систематизации теоретических и экспериментальных исследований проблемы формирования толерантности в процессе конструктивного взаимодействия на этапе констатирующего эксперимента была разработана комплексная психологическая модель поэтапного формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия, ее внедрение осуществлялось на этапе формирующего эксперимента.

Модель формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия включает этапы: диагностический, мотиваци-онный, когнитивный и блок аккумуляции, которая рассчитана на 48 академических часов, при проведении двух занятий в неделю в течение трех месяцев, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, продолжительностью от 40 мин. до 1,2 ч, количество человек в группе - 12. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности. Каждое занятие программы состоит из вводной части, которая направлена на создание комфортной атмосферы и эмоционально благополучного фона в группе (15 мин.). Упражнения: «Зверята хлопают». В основе - ориентировка на повышение низкого и среднего уровней толерантности. Упражнение «Ценности» представлено в заключительной части для завершения занятия (15 мин.). Для этого использовали: «Птица, расправляющая крылья». Данная программа состоит из трех блоков:

1. Толерантность - это ... («Выделяем главное»).

2. Толерантность к себе и к другим («Каждый дорог»).

3. Конструктивное взаимодействие («Искусство взаимодействия»).

Качественная оценка полученных результатов данного этапа осуществлялась путем самоотчетов и отзывов участников программы.

Для эффективности реализации программы мы задействовали педагогов, проводя педагогический лекторий на тему: «Взаимодействие в современном мире», педагогическую гостиную на тему: «Конструктивное взаимодействие». Кроме этого были проведены: родительский час, круглый стол, родительские университеты.

Анализ результатов контрольного этапа эксперимента осуществлялся по трем направлениям:

1) анализ достоверности различий показателей толерантности в процессе конструктивного взаимодействия для контрольной группы;

2) анализ достоверности различий двух экспериментальной и контрольной;

3) анализ изменений уровней сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия у экспериментальной и контрольной групп.

Для подтверждения эффективности формирующего этапа эксперимента была выявлена значимость различий по критерию ^Стьюдента [1] у контрольной группы до и после эксперимента, полученные данные представлены в табл. 1.

Показатели, используемые в ходе исследования структуры толерантности в процессе конструктивного взаимодействия: ИнТ - Индекс толерантности, ИзТ - Измерение толерантности вербального поведения, КТ - Коммуникативная толерантность, СкЭ -Способность к эмпатии, ЭКЭ - Эмоциональный канал эмпатии, ИКЭ - Интуитивный канал эмпатии, УвЭ - Установки в эмпатии, ИЭ - Идентификация в эмпатии, ОЩЭ - Общий уровень эмпатии, ШФ -Шкала фашизма, УП - Уровень предубежденности, ЭО - Эмоции и оценка, Сп - Соперничество, Ст -Сотрудничество, Км - Компромисс, Из - Избегание, Пс - Приспособление, Ин - Индивидуалистический тип, Пр - Прагматический тип, Кл - Коллективистический тип. Анализ табличных данных показал, что все показатели р > 0,05. Поэтому можно заключить, что в большинстве случаев значимых различий в контрольной группе не произошло.

Статистический анализ сравнения двух групп экспериментальной и контрольной после эксперимента представлен в табл. 2.

Таблица 1

Достоверность различий показателей толерантности в процессе конструктивного взаимодействия для контрольной группы до и после эксперимента (¿-критерий Стьюдента)

Показатели Среднее Стд.от. г Р

1 2 3 4 5

ИнТ 35,98 11,97 1,57 0,42

34,72 12,09

ИзТ 4,26 4,77 1,45 0,24

4,20 4,48

КТ 22,28 7,19 1,76 0,09

21,37 7,43

СкЭ 19,73 4,73 1,33 0,25

19,39 4,81

ЭКЭ 4,03 1,29 0,45 0,28

4,00 1,31

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5

ИКЭ 4,94 1,32 0,79 0,23

4,91 1,56

УвЭ 2,50 1,45 0,23 0,17

3,01 1,39

ИЭ 5,42 0,86 0,36 0,73

5,17 0,97

ОЩЭ 24,32 2,35 0,24 0,16

24,04 2,60

ШФ 40,84 15,84 0,99 0,36

40,46 15,21

УП 4,44 1,57 0,34 0,37

4,13 1,91

ЭО 14,30 3,54 0,23 0,11

15,30 3,44

Сп 5,23 2,40 1,24 0,17

4,84 2,43

Ст 5,73 1,80 1,21 0,35

6,28 1,93

Км 5,51 2,00 0,22 0,09

6,51 2,11

Из 7,50 2,01 0,51 0,49

7,13 2,13

Пс 4,40 2,64 0,20 0,07

5,18 2,79

Ин 2,76 1,02 0,17 0,09

3,23 1,24

Пр 4,03 1,97 0,25 0,07

5,13 1,79

Кл 2,53 1,09 0,03 0,12

3,89 1,58

Примечание. Отмечены разности, значимые на уровне р > 0,05

Таблица 2

Достоверность различий двух групп экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группы после эксперимента (1-критерий Стьюдента)

Показатели Среднее для ЭГ Среднее для КГ г-значение Р (уровень значимости)

ИнТ 44,78 35,98 2,15 0,03

ИзТ 6,94 4,26 3,74 0,00

КТ 24,53 22,28 1,04 0,01

СкЭ 28,86 19,73 1,05 0,00

ЭКЭ 5,96 4,03 1,44 0,00

ИКЭ 5,96 4,94 1,29 0,02

УвЭ 6,00 4,07 3,36 0,00

ИЭ 5,75 5,42 2,16 0,03

ОЩЭ 35,73 24,32 2,80 0,00

ШФ 39,34 40,84 1,62 0,01

УП 1,23 4,44 1,54 0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭО 16,39 14,30 1,57 0,01

Сп 1,34 5,23 1,08 0,00

Ст 11,76 5,73 2,20 0,00

Км 9,76 5,51 6,99 0,00

Из 0,36 7,50 2,34 0,00

Пс 5,48 4,40 2,21 0,02

Ин 0,01 2,76 1,50 0,00

Пр 3,28 4,03 1,43 0,00

Кл 14,00 2,53 2,75 0,00

Примечание. Отмечены разности, значимые на уровне р < 0,05

Данные табл. 2 позволяют заключить, что произошли значимые изменения по всем показателям толерантности в процессе конструктивного взаимодействия (p < 0,05).

Таким образом, анализ достоверности различий показателей толерантности в процессе конструктивного взаимодействия для контрольной группы и анализ достоверности различий двух групп экспериментальной и контрольной подтверждают эффективность разработанной психологической модели, направленной на формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия.

Еще одним из показателей эффективности разработанной психологической модели является анализ изменений уровней сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия у экспериментальной и контрольной группы младших подростков до и после эксперимента.

Проанализируем количественные изменения в распределении младших подростков ЭГ по уровням сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия до и после эксперимента (данные отражены на рис. 1 и 2).

Высокий Ни ¡кий

44%

Рис. 1. Распределение младших подростков по уровням сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия у младших подростков ЭГ до формирующего эксперимента, %

Согласно данным рис. 1, распределение младших подростков по уровням сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия в ЭГ до проведения формирующего эксперимента следующее: на низком уровне - 4 (8 %) человека, ниже среднего - 18 (34 %), на среднем уровне - 23 (44 %), выше среднего - 4 (8 %) и высоком уровне -3 (5 %) младших подростков.

Распределение младших подростков по уровням сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия в ЭГ после формирующего эксперимента представлена на рис. 2.

Анализ полученных данных позволяет заключить, что в ЭГ после формирующего этапа произошли количественные качественные изменения в распределении младших подростков по уровням сфор-мированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия: низкий уровень отсутствует, наблюдается снижение числа младших подростков на уровне ниже среднего с 18 человек до 4 (8 %), на среднем уровне с 23 до 16 (30 %) человек, увеличилось - на уровне выше среднего с 4 до 22 (43 %) и

на высоком уровне с 3до 10 (19 %) младших подростков.

Ншкии

Рис. 2. Распределение младших подростков по уровням сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия у младших подростков ЭГ после формирующего эксперимента, %

Уровень сформированности толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия ниже среднего снизился до 4 (8 %) человек. Для младших подростков характерна манипуляция чувствами других; с трудом осуществляется взаимодействие с участниками общения, которое ведется через призму своих стереотипов и личных интересов. Младшие подростки боятся разрешения конфликта, ничего не предпринимают, надеются, что все решится само собой; наблюдается слабое стремление к социальной желательности; у них затрудненность развития способностей в эмпатии и в признании толерантного поведения со стороны других, наблюдается избирательная эмпатичность; склонность подверженности к антидемократической идеологии и к интенсивности негативного стереотипа, проявляется избегание самообладания, выдержки; им проще оскорбиться, чем пойти на компромисс, диагностируется предрасположенность к ситуационно-эмоциональному отношению к отличиям других.

Средний уровень снизился до 16 (30 %) человек. Младшие подростки отражают проявление уважения, доброжелательности, вежливости; проявляется позитивное восприятие окружающих; неравнодушное стремление к социальной желательности; пассивное взаимодействие; стремление развития способностей в эмпатии; средняя подверженность антидемократической идеологии; неразрешенность конфликта. Иногда замечают чувства других, состояние души, кроме того налаживают отношения и активные действия; признают толерантное поведение со стороны других, но проявляют толерантность избирательно. В большинстве случаев не отдают четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки. Чаще всего ситуационное проявление самообладания, выдержки зависит от внешних условий, а ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

Количество младших подростков, находящихся на уровне сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия выше среднего, увеличилось до 22 (43 %). Они обладают поддержкой и пониманием друг друга, способны оказывать помощь другим, ориентированы на симпатию, активно стремятся к социальной желательности,

сдержанности по отношению к иной точке зрения и взаимодействию, наблюдается нежелание брать ответственность за свои поступки, слабая подверженность антидемократической идеологии, установка на формирование у себя конкретных качеств, проявление эмоционально-устойчивого отношения к другим, фактически сформированы представления о ценностях толерантности, в большинстве устойчивое проявление терпимого отношения к другим, конфликт разрешается частично или полностью, ориентированы на развитие способностей в эмпатии и проявляют высокую интенсивность позитивного стереотипа.

Количество младших подростков, находящихся на высоком уровне сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия, увеличилось до 10 (19 %). Они обладают высокой степенью сопереживания, сочувствия, установкой на толерантное взаимодействие и на формирование у себя конкретных качеств, интересом к Другому, сменой своей позиции, развитыми способностями в эм-патии, сдержанностью по отношению к иной точке зрения, сформировано позитивное восприятие окружающих, искреннее желание понять, помочь, представления о ценностях толерантности, стремятся к социальной желательности, прислушиваются друг к другу, активно взаимодействуют, наблюдается отсутствие подверженности антидемократической идеологии, интенсивность позитивного стереотипа, эмоционально-устойчивое проявление терпимого отношения к другим, низкий уровень тревожности, агрессивности у ребят, складывается собственное мнение, находится путь к его пониманию, в большинстве случаев решение исходит от одного или нескольких людей, которые совершают активные действия, объясняют свои позиции остальным, и Другие их понимают.

Таким образом, в ЭГ после формирующего этапа эксперимента произошли количественные и качественные изменения младших подростков на уровнях сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия, что во второй раз подтверждает эффективность разработанной комплексной психологической модели формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия.

Рассмотрим изменения в распределении числа младших подростков КГ по уровням сформирован-ности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия до и после эксперимента. Распределение младших подростков по уровням сформиро-ванности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия в КГ до проведения формирующего эксперимента следующее: на низком уровне - 3

(6 %) человека, ниже среднего - 19 (36 %), на среднем уровне - 23 (44 %), выше среднего - 4 (8 %) и высоком уровне - 3 (5 %) младших подростков.

Распределение младших подростков по уровням сформированное™ толерантности в процессе конструктивного взаимодействия в КГ после формирующего эксперимента свидетельствует: значимых изменений в распределении младших подростков по уровням сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия не произошло. На низком уровне осталось 3 (6 %) человека, на уровне ниже среднего количество младших подростков снизилось с 19 до 17 (32 %) человек, на среднем уровне количество младших подростков возросло с 23 до 25 (48 %) человек, на уровне выше среднего осталось 4 (8 %) человек, и высоком уровне также осталось 3 (6 %) младших подростков. Итак, значимых количественных и качественных изменений в распределении младших подростков по уровням сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия в КГ не произошло.

Анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволил нам сформулировать следующие выводы:

1) значимых различий в контрольной группе до и после эксперимента не произошло;

2) в сравнении с КГ произошли значимые изменения в ЭГ по всем показателям толерантности в процессе конструктивного взаимодействия;

3) в ЭГ после формирующего этапа эксперимента произошли количественные изменения младших подростков на уровнях сформированности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия, а значимых количественных изменений в распределении младших подростков по уровням сформирован-ности толерантности в процессе конструктивного взаимодействия в КГ не произошло.

Сформулированные выводы подтверждают эффективность разработанной комплексной психологической модели формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия.

Литература

1. Буреева, Н.Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП «STATISTICA» / Н.Н. Буреева. -Н. Новгород, 2007.

2. Контров, Г.Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Е. Контров. - Ярославль, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.