modern fitness problems
O. Lizar, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.
An increasing growth of fitness-clubs everywhere in the whole world and people training there attracts attention of those who study this problem. But because of people's health which is becoming worse the problem of medico-pedagogical fitness maintenance is clearly revealed. This problem is determined by a wide diapason of issues which should be solved beginning with the lack of real medical control in a great number of clubs to insufficient professional coaches and fitness-clubs instructors' preparedness. Moreover, physicians of different profiles who are employed to work in fitness-clubs are not
specialists in the sphere of sporting and restorative medicine, rehabilitation, functional diagnostics. All this leads to lowering effectiveness of lessons, impossibility of the individual physical load. Such a situation testifies that fitness in the city of Krasnodar and Krasnodar region as well goes all over the limits scientifically based keepfit methods and acquires clearly expressed commercial tendency.
Key words: fitness, fitness-clubs, medical inspection, practicing fitness people's health condition.
УДК 316.6
технологичный подход к формированию педагогической толерантности студентов
физкультурного вуза в процессе
профессиональной подготовки
Начальник отдела по качеству образования Л. Г. Балановская,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
Контактная информация для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Цель исследования - разработать технологию формирования педагогической толерантности на основе принципов андрагоги-ки и экспериментально доказать эффективность ее применения для формирования педагогической толерантности студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки.
В исследовании применялись теоретические методы научного исследования (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, моделирование, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем) и эмпирические методы научного исследования (изучение научно-методической литерату-
ры, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, статистические методы).
Исследование проводилось в ФГОУ ВПО СибГУФК. В эксперименте участвовали естественные группы, сложившиеся из студентов, выбравших для изучения курс «Педагогика и психология ненасилия». В экспериментальных группах на занятиях курса «Педагогика и психология ненасилия» применялась технология формирования педагогической толерантности. В контрольных группах курс читался с применением традиционной лекционно-семинарской формы организации занятий.
В результате реализации технологии формирования педаго-
гической толерантности произошли изменения в уровне сформированности показателей критериев педагогической толерантности (р<0,05, р<0,01) у студентов экспериментальных групп. в контрольных группах изменений в уровне сформированно-сти показателей на значимом уровне не выявлено, за исключением показателя способности к переосмыслению и перестройке поведения в контрольной группе КГ1 (р<0,05).
Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, принципы андрагогики, профессионально-ориентированная технология.
введение. Современное состояние российского общества обращает внимание ученых и педагогов на проблемы толерантности.
Толерантность полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые стоят перед современным профессионально-педагогическим образованием. По мнению Б. Г. Гершунского, «воспитание толерантности в человеческих отношениях - важнейшая стратегическая задача образования XXI века» [4].
Однако система образования как институт, способствующий формированию толерантности, рассмотрена недостаточно. Более полно изучены проблемы формирования толерантности у старших школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (М. Н. Аширбагина, 2005; А. М. Байбаков, 2003; Л. М. Иванова, 2003; Е. А. Пастухова, 2004; П. В. Степанова, 2003; Г. М. Шеламова, 2003 и др.). Формированию толерантности студентов высших учебных заведений посвящены исследования Н. Ю. Кудзиевой (2003), А. О. Наследовой (2005), Е. А. Стрельцовой (2003).
Менее изучены вопросы толерантности самих педагогов. Исследованию содержания педагогической толерантности и ее формирования у будущих педагогов посвящены работы П. Ф. Комогорова (2000), М. А. Пере-пелициной (2004). Развитие педагогической толерантности в процессе непрерывного профессионального образования учителя рассмотрены в работах Л. Л. Мон-чинской (2005), В. С. Чернявской (2007).
Для физкультурного образования, являющегося по сути своей педагогическим образованием, задача формирования педагогической толерантности представляется особенно актуальной. Тренер, учитель физической культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Только толерантный педагог способен сформировать гуманистические ценности и реальную готовность к толерантному поведению. Толерантность педагогов определяет значительные изменения в характере взаимодействия в учебном процессе и выступает показателем профессионализма и зрелости личности.
В настоящее время, с одной стороны, в спортивной среде сложилось доминирование профессиональных и групповых норм над общекультурными. Это способствовало оформлению особой спортивной субкуль-
туры, характеризующейся собственной идеологией, системой норм и ценностей, отличающихся от общепринятых. Современная спортивная субкультура негуманна - ранняя спортивная специализация, а затем профессионализация ограничивают возможности личностной общекультурной эволюции [10].
С другой стороны, информационно-продуктивный (пассивный) характер обучения, доминирующий в физкультурных вузах, не обеспечивает подготовку будущего педагога, способного к творческому осмыслению профессиональной деятельности, имеющего навыки освоения и развития инновационных процессов в физическом воспитании и спорте [6]. Задачу создания новых образцов физкультурно-спортивной деятельности невозможно решить без изменения характера взаимодействия между педагогами и воспитанниками. На этапе базовой профессиональной подготовки, при соответствующих условиях, будущий педагог сферы физической культуры и спорта может приобрести способность быть субъектом своего профессионального развития. Это становится возможным при переходе от «детской» педагогической модели обучения к андраго-гической, к модели обучения взрослых.
В Гамбургской Декларации об обучении взрослых отмечается, что образование взрослых - это не только право, но и один из ключей, открывающих дверь в образование XXI века. Возможности анрагогической модели обучения в формировании информированного и толерантного общества столь велики, что ими нельзя не воспользоваться [5, 8].
Исследований, отражающих проблемы формирования толерантности в профессиональном физкультурном образовании, крайне мало (Т. А. Пригоровская, 2005; Ю. М. Винник, 2008). Проблема формирования педагогической толерантности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в условиях физкультурного вуза не рассматривалась. По существу, не определено понятие педагогической толерантности, не выделены структура, критерии, показатели и уровни сформиро-ванности педагогической толерантности, не определены подходы к ее формированию в профессиональном физкультурном образовании.
Таким образом, можно констатировать противоречие между необходимостью формирования педагогической толерантности студентов в процессе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью подходов к ее формированию в условиях физкультурного вуза.
Проблема исследования заключается в необходимости нового знания о возможности применения технологического подхода и основополагающих принципов андрагогики для формирования педагогической толерантности студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки.
Объектом исследования является процесс формирования педагогической толерантности студентов в условиях физкультурного вуза.
Предмет исследования - технология формирования педагогической толерантности студентов физкультурного вуза.
цель исследования - разработать технологию формирования педагогической толерантности на основе принципов андрагогики и экспериментально доказать эффективность ее применения для формирования педагогической толерантности студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки.
Методы и организация исследования. В исследовании применялись теоретические методы научного исследования (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, моделирование, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем) и эмпирические методы научного исследования (изучение научно-методической литературы, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, статистические методы). Исследование проводилось в ФГОУ ВПО СибГУФК. В эксперименте участвовали естественные группы, сложившиеся из студентов, выбравших для изучения курс «Педагогика и психология ненасилия». В экспериментальных группах на занятиях курса «Педагогика и психология ненасилия» применялась технология формирования педагогической толерантности. В контрольных группах курс читался с применением традиционной лекционно-семинарской формы организации занятий.
Результаты и их обсуждение. Педагогическая толерантность является одной из базовых форм толерантности, наряду с нравственной, религиозной, политической и правовой [11]. Она выступает как профессионально важное качество личности педагога, выражающееся в признании и уважении «другого», руководстве гуманистическими ценностями физической культуры и спорта, знании и понимании механизмов реализации толерантности, осуществлении в своей профессиональной деятельности конструктивного педагогического взаимодействия.
В структуре педагогической толерантности было выделено три компонента: личностно-смысловой, рефлексивный, поведенческий; два критерия педагогической толерантности: интегральный критерий характеристики личности и критерий характеристики субъекта деятельности как носителя активности личности [1].
В качестве показателей интегрального критерия характеристики личности были приняты: уровень знаний о сущности толерантности, гуманизации в сфере физической культуры и спорта; способность к эмпатии; устойчивость к неблагоприятным ситуациям; способность к переосмыслению и перестройке поведения; способность к позитивному общению [2].
В профессиональной педагогической деятельности важны не только знания о сущности толерантности, но и осознание значения толерантности в профессиональном взаимодействии. В отношениях педагога и учащихся педагогическая толерантность проявляется, прежде всего, как способность к эмпатии, которая дает основание человеку, познавая себя, становиться способным
сочувствовать другим, предугадывая их состояние. Деятельность педагога в сфере физической культуры и спорта происходит в постоянно меняющихся педагогических ситуациях различной сложности. В этом контексте педагогическая толерантность означает высокую степень устойчивости к ситуациям сложным, конфликтным, эмоционально напряженным. Толерантный педагог в таких ситуациях, объективно требующих переосмысления, должен быть готов к изменению своей позиции и намеченной программы деятельности.
Крайние позиции проявления как толерантности, так и интолерантности довольно редки. Однако склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой [9]. Показатели критерия характеристики личности отражают личностно-смысловой и рефлексивный компоненты в структуре педагогической толерантности.
Показателем педагогической толерантности по критерию характеристики субъекта деятельности является тип взаимодействия в педагогическом процессе. Для сферы физической культуры и спорта наиболее приемлемой является типология, разработанная И. В. Манжелей [7]. Автор выделяет три типа взаимодействия: директивное педагогическое взаимодействие, гуманистическое педагогическое взаимодействие, конструктивное педагогическое взаимодействие. Анализ функций типов взаимодействия позволяет сделать вывод о соответствии лишь конструктивного типа взаимодействия толерантной позиции педагога. Показатель критерия субъекта деятельности - тип взаимодействия в педагогическом процессе - является отражением поведенческого компонента в структуре педагогической толерантности.
Технологичный подход к формированию педагогической толерантности студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки предполагает проектирование профессионально-ориентированной технологии обучения на основе принципов андра-гогики. В процессе реализации профессионально-ориентированных технологий у обучающихся формируются значимые для профессиональной деятельности качества, а также знания, умения и навыки, обеспечивающие овладение социальными и профессиональными компетенциями [3]. Профессионально-ориентированная технология на основе принципов андрагогики предполагает: самостоятельное осуществление организации учебного процесса, предусматривающее совместную деятельность с педагогом и другими обучающимися, использование жизненного опыта обучающихся, ориентацию на конкретные потребности и цели, определенную свободу выбора цели, содержания, методов, источников, средств обучения, развивает образовательные потребности, обеспечивает осознание, осмысление обучающимся и обучаемым всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
Технологичный подход в образовании определяет общие требования к технологиям обучения, к которым
О)
о
Результат: высокий уровень сформированности педагогической толерантности студентов
Рисунок. Структура технологии формирования педагогической толерантности
00
ю о и и-
относятся: четкая постановка диагностируемых целей, отбор определенного содержания, выбор метода, определение средств, описание в измеримых параметрах результата.
Охарактеризуем с этих позиций технологию формирования педагогической толерантности на основе принципов андрагогики. В процессе проектирования технологии была дана характеристика понятия, выделены и качественно описаны уровни сформированно-сти показателей педагогической толерантности. Для диагностики показателей разработан диагностический комплекс.
Объектом технологии формирования педагогической толерантности явились студенты физкультурного вуза. Целью и результатом - высокий уровень сформи-рованности педагогической толерантности (рисунок). Содержанием, на основе которого реализовывалась технология формирования педагогической толерантности, послужил курс по выбору «Педагогика и психология ненасилия». Методы, применяемые в технологии формирования педагогической толерантности, относятся к проблемно-активным методам, применяемым в обучении взрослых, поскольку обучающиеся занимают активную позицию по организации своего процесса обучения и поиску необходимого содержания для решения учебных проблем. Средствами реализации цели послужили учебно-методические материалы по организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения курса «Педагогика и психология ненасилия».
В технологии важным является не только результат, но и сам процесс, проектирование которого, с одной стороны, должно учитывать его вероятностную сущность. С другой стороны, процесс реализации технологии предполагает систему этапов и однозначно описываемых действий, переводящих обучаемых через ряд промежуточных состояний.
В результате реализации технологии формирования педагогической толерантности произошли изменения в уровне сформированности показателей критериев педагогической толерантности. После эксперимента увеличилось количество студентов, показывающих средний и высокий уровень знаний о сущности толерантности. Изменения в уровне сформированности данного показателя произошли как в контрольных группах, так и в экспериментальных (р<0,05). Значимость сдвигов показателей по критерию ф* свидетельствует о том, что студенты как контрольных, так и экспериментальных групп усвоили знания о сущности толерантности.
В экспериментальных группах по результатам исследования выявлено уменьшение количества студентов с низким и средним уровнем способности к эм-патии и увеличение количества студентов с высоким уровнем способности к эмпатии. Снизилось количество студентов, показывающих низкий уровень устойчивости к неблагоприятным ситуациям, практически не изменилось количество студентов со средним уровнем
устойчивости и увеличилось количество студентов, показывающих высокий уровень устойчивости к неблагоприятным ситуациям. Так же в экспериментальных группах наблюдается увеличение количества студентов с высоким уровнем способности к переосмыслению и перестройке поведения. В результате реализации технологии формирования педагогической толерантности экспериментальных группах выявлено увеличение количества студентов, имеющих высокий и средний уровень сформированности способности к позитивному общению.
В экспериментальных группах увеличилось количество студентов с выраженной ориентацией на конструктивный тип взаимодействия в учебном процессе.
Выводы. В результате реализации технологии формирования педагогической толерантности произошли изменения в уровне сформированности показателей критериев педагогической толерантности (р<0,05, р<0,01) у студентов экспериментальных групп. В контрольных группах изменений в уровне сформированности показателей на значимом уровне не выявлено, за исключением показателя способности к переосмыслению и перестройке поведения в контрольной группе КГ, (р<0,05).
Таким образом, изменения, произошедшие у студентов физкультурного вуза в результате педагогического эксперимента, свидетельствуют об эффективности технологии формирования педагогической толерантности на основе принципов андрагогики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Балановская, Л. Г. Педагогическая толерантность в сфере физической культуры и спорта / Л. Г. Балановская // Омский научный вестник. - 2010. - № 1 (85). - С. 158-161.
2. Балановская, Л. Г. Модель педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта / Л. Г. Балановская, А. И. Чучалина // Научные труды. Ежегодник за 2010 год. -Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. - С. 207-212.
3. Виленский, М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 0033400 - Педагогика / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман; под ред. В. Н. Сла-стенина. - 2-е изд. - М.: Пед. О-во России, 2005. - 192 с.
4. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. -2002. - № 7. - С. 3-13.
5. Змеев, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 297 с.
6. Магин, В. А. К проблеме модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта / В. А. Магин // Совершенствование и подготовка кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 13-14 марта 2003 г.). - М.: Спорт-академ Пресс, 2003. - 234 с.
7. Манжелей, И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: монография / И. В. Манжелей. - Тюмень, 2005. - 208 с.
8. Основы андрагогики: учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности 031000 - Педагогика и психология, 033400 - Педагогика / [Т. Браже и др.]; под ред. И. А. Колесниковой. - М.: АКАДЕМ1А, 2003. - 236 с.
9. Психодиагностика толерантности личности: практ. пособие / авт.-сост.: Солдатова Г. У. и др.; под ред. Г. У. Солдато-ва, А. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
10. Сараф, М. Я. Профессионализация спорта и спортив-
ная этика = Professionalization of Sport and Sports Ethics / М. Я. Сараф // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2001. - № 7. - С. 32-33.
11. Юровских, Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: автореф. дис. ... канд. философ. наук / Н. Г. Юровских. - Омск, 2005. - 23 с.
technical approach of forming pedagogical tolerance for students of physical culture higher educational institution in the process of their professional training
L. Balanovskaya, Chief of the Education Quality Department,
Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk.
Contact information for correspondence: 644009, Omsk, Maslennikov Str., 144.
The research objective is to develop the technology of forming of pedagogical tolerance based on andragogy principles and to prove with the help of experiment the efficiency of its aplication for forming pedagogical tolerance of the physical education university in students in the process of their professional training.
The following methods were applied for the given research: theoretical methods of scientific research (analysis, synthesis, comparison, abstracting, concretization, generalization, formalization, modelling, identification and ruling of contradictions, problems definition) and also empirical methods of scientific research (methodological literature studying, observation, testing, pedagogical experiment, statistical methods).
The research was run in the Siberian state university of physical education and sports. The experiment participants
were natural groups of students studying "Pedagogics and psycology of nonviolance". The technology of pedagogical tolerance formation was applied in these experimental groups. In control student groups the same course lectures was delivered as a classical course based on lectures and seminars.
The aplication of technology of pedagogical tolerance formation resulted in changes of criteria of pedagogical tolerance (p<0,05, p<0,01) for students of experimental groups. But the changes were not displayed in student control groups, except the index of capacity of rethinking and reconsideration of behavior for KG1 (p<0,05).
Key words: tolerance, pedagogical tolerance, andragogy principles, technology of professional orientation.