Научная статья на тему 'Корреляционный анализ формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия'

Корреляционный анализ формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ / КРИТЕРИЙ НОРМАЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чебыкина Ольга Альбертовна

Данная статья посвящена корреляционному анализу формирования толерант-ности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Автор статьи опре-делил понятия «толерантность», «конструктивное взаимодействие». Выделены компоненты: эмоционально волевой, когнитивный, мотивационно ценностный, деятельностный компо-ненты. Выявлена взаимосвязь среди данных компонентов толерантности в процессе конструк-тивного взаимодействия методом корреляционного анализа. В результате корреляционного анализа было выявлено 20 показателей. В ходе корреляционного анализа было выявлено, что такие показатели как: рациональный канал эмпатии (РКЭ) (1 связь), проникающая способность в эмпатиии (ПСЭ) (2 связи) имеют меньшее количество связей по сравнению с другими пока-зателями компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корреляционный анализ формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 371.3

Чебыкина Ольга Альбертовна

Аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», [email protected], Шадринск

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена корреляционному анализу формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Автор статьи определил понятия «толерантность», «конструктивное взаимодействие». Выделены компоненты: эмоционально - волевой, когнитивный, мотивационно - ценностный, деятельностный компоненты. Выявлена взаимосвязь среди данных компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия методом корреляционного анализа. В результате корреляционного анализа было выявлено 20 показателей. В ходе корреляционного анализа было выявлено, что такие показатели как: рациональный канал эмпатии (РКЭ) (1 связь), проникающая способность в эмпатиии (ПСЭ) (2 связи) имеют меньшее количество связей по сравнению с другими показателями компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия.

Ключевые слова: корреляционные связи, критерий нормальности, компоненты, показатели.

Chebykina Olga Albertovna

Post-graduate student ofchair ofpsychology of development and pedagogical psychology Shadrinsk state pedagogical training institute, [email protected], Shadrinsk

THE CORRELATION ANALYSIS OF THE FORMATION OF TOLERANCE AT YOUNGER TEENAGERS IN THE COURSE OF THE CONSTRUCTIVE INTERACTION

Abstract. Article is devoted to the correlation analysis of formation of tolerance at younger teenagers in the course of constructive interaction. The author defined the concepts "tolerance", "constructive interaction"; I allocated components: emotionally - strong-willed, cognitive, motivatsion-no - valuable, activity. The interrelation between indicators of components of tolerance in the course of constructive interaction by method of the correlation analysis where there were 20 indicators is revealed; and the rational channel of empathy, penetration in empathy have smaller quantity. Keywords: correlation communications, criterion of a normality, components, indicators.

Формирование толерантности в нынешних обстоятельствах заслуживает актуальность, поскольку в мире возрастает недовольство, жестокость друг к другу, враждебность [3].

В нашем исследовании мы ввели авторскую трактовку «толерантность» [5] - психологическая способность вступать во взаимодействие с другими людьми и готовность личности к активной нравственной позиции, направленную на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга, способствующие принятию другого и сохранению внутренне-

го равновесия (индивида, общества).

Необходимо отметить, конструктивное взаимодействие [2] - совместная деятельность направлена на понимание индивидуальных особенностей партнера заинтересованных друг в друге личностей; стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату [4].

В структуре толерантности в процессе конструктивного взаимодействия нами определены компоненты: эмоционально-волевой (способность к сопереживанию);

когнитивный (терпимый и нетерпимый характер индивида, выражающийся в ходе коммуникации); мотивационно-ценностный (знания); деятельностный компонент (направление на итог) [9].

В работе использованы методики исследования: 1) экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. УСолдатова, О.А.Кравцова,О.Е.Хухлаев,Л.А.Шайгерова; 2) вопросник для измерения толерантности [7]; 3) методика диагностики общей коммуникативной толерантности; 4) опросник для диагностики способности к эмпатии; 5) диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; 6) шкала фашизма; 7) опросник для измерения общих социальных установок у детей; 8) диагностический тест отношений; 9) методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; 10) оценка отношений подростка с классом; 11) метод экспертных оценок; 11) математико - статистические методы обработки результатов исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в МКОУ «Лицей №1» г. Шадринска Курганской области. В констатирующем эксперименте в качестве генеральной совокупности приняли участие 208 учеников 5-6 классов.

Экспериментальное исследование осуществлялось по направлению: выявление отношений между данными компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия [5] методом корреляционного анализа [9].

Применение математических методов на экспериментальной выборке сочли возможным в связи с тем, что распределение признаков не отличалось от нормального. Данный вывод был сделан на основе полученных данных: критерий нормальности Колмогорова - Смирнова [1] для каждого показателя структуры толерантности в процессе конструктивного взаимодействия показал уровень значимости больше 0,05; среднее арифметическое, медиана и мода совпадают с допущением 1; ассиметрия и эксцесс приближены к нулю.

Следовательно, мы можем применять методы корреляционного и факторного анализа, поскольку экспериментальные данные нормально распределены.

Для исследования специфики связи среди данных компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия данные подверглись корреляционному анализу по методу К. Пирсона [8], позволяющему детализировать общую картину взаимосвязей.

Матрицы коэффициентов корреляции эмоционально-волевого компонента представлены в табл. 1 (результаты, не имеющие значимых корреляционных связей, опущены).

Показатели, используемые в ходе исследования структуры толерантности в процессе конструктивного взаимодействия: ИнТ - индекс толерантности, ИзТ - измерение толерантности вербального поведения, КТ - коммуникативная толерантность, СкЭ - способность к эмпатии, ЭКЭ - эмоциональный канал эмпатии, ИКЭ - интуитивный канал эмпатии, УвЭ - установки в эмпатии, ИЭ - идентификация в эмпатии, ОЩЭ - общий уровень эмпатии, ШФ - шкала фашизма, УП - уровень предубежденности, ЭО - эмоции и оценка, Сп - соперничество, Ст - сотрудничество, Км - компромисс, Из - избегание, Пс - приспособление, Ин - индивидуалистический тип, Пр - прагматический тип, Кл - коллективистический тип.

Таблично представленные результаты показывают, что наибольшая плотность тесных (р < 0,01) прямо пропорциональных отношений наблюдается среди данных эмоционально-волевого компонента и показателями когнитивного компонента (7 связей), мотивационно-ценностного компонента (13 связей), деятельностного компонента (6 связей).

Максимальное число прямо пропорциональных отношений отмечено среди данных эмоционально-волевого компонента и когнитивного компонента - 13 связей, мотивационно-ценностного компонента -16 связей, деятельностного компонента -14 связей.

Меньшее количество взаимосвязей прослеживается с показателем - РКЭ (1 связь), ПСЭ (2связи).

Матрицы коэффициентов корреляции когнитивного компонента представлены в Таблице - 2 (результаты, не имеющие значимых корреляционных связей опущены).

Таблично представленные результаты показывают, что наибольшая плотность тес-

Примечание. Здесь и далее «*» - обозначена значимость связи при р < 0,05; «**» - при р < 0,01.

Показатели: ЭВК - эмоционально - волевой компонент, КК - когнитивный компонент, МЦК - мотивационно —

ценностный компонент, ДК - деятельностный компонент.

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица 1- Корреляционные связи показателей эмоционально - волевого компонента с когнитивным, мотивационно - ценностным и деятелъностным компонентом

Показатели ЭВК

РКЭ экэ икэ УвЭ псэ иэ ОБЭ эо СкЭ

а Сп -0,17* 0,47** 0,27**

ч о Ст 0,17* 0,20** 0.19* 0,24**

Я ^ Км 0,19* 0,24* 0,17*

£ Из 0,21* 0,29** -0.17*

С Пс -0,20** 0.19* 0,23* 0,21**

а Ин 0.17* 0,40** -0,19* 0,40** 0,47**

ц ш Кл 0,31** 0,18** 0.31* 0,32**

я и я 3 а « Пр 0.19** 0,32** 0,28** 0,24** 0,29**

|Ц УП 0,19** -0,24** -0.17* 0,19* 0,24**

а кт -0,18** 0,18* -0,23* 0.17* 0,22**

ч о ИнТ 0,18** 0,42** 0,32** 0,16* 0,24**

я Ьй т о ИзТ 0,16* 0,17* -0.17*

о н ШФ -0,17* 0,40** -0,27** 0.17* 0,27**

Таблица 2 -Корреляционные связи показателей когнитивного компонента с эмоционально - волевым, мотивационно - ценностным и деятелъностным компонентом

Показатели КК

КТ ИнТ ИзТ ШФ

Показатели ЭВК РКЭ

ЭКЭ -0,18**

ИКЭ 0,18* 0,16*

УвЭ -0,23* 0,18** -0,17*

ПСЭ

ИЭ 0,42** 0,17* 0,40**

ОБЭ 0.17* 0,32** -0,27**

ЭО 0,22** 0,16* -0.17* 0.17*

СкЭ 0,24** 0,27**

Показатели МЦК Ин 0,18* 0,39* 0,40*

Кл 0,19*

Пр 0,17* 0,41* 0,19* -0,32*

УП 0,17** 0,27* 0,19* 0,14*

Показатели ДК Сп 0,23* -0,23* 0,27*

Ст 0,17*

Км 0,17*

Из 0,26** -0,19**

Пс 0,19*

ных (р < 0,01) прямо пропорциональных отношений наблюдается ме^ду показателями когнитивного компонента и показателями эмоционально - волевого (7 связей), мотивационно - ценностного компонента (1 связь),

деятельностного компонента (1 связь).

Максимальное число прямо пропорциональных отношений отмечено среди данных когнитивного компонента и показателями эмоционально - волевого компонента -

13 связей, мотивационно - ценностного компонента - 11 связей, деятельностного компонента - 6 связей.

Матрицы коэффициентов корреляции мотивационно - ценностного компонента показывают, что наибольшая плотность тесных (р < 0,01) прямо пропорциональных отношений наблюдается среди данных мотивационно - ценностного компонента и показателями эмоционально - волевого (13 связей), когнитивного компонента (1 связь), деятельностного компонента (1 связь).

Максимальное число прямо пропорциональных отношений отмечено среди данных мотивационно - ценностного компонента и показателями эмоционально - волевого компонента - 16 связей, когнитивного компонента - 11 связей, деятельностного компонента - 8 связей.

Матрицы коэффициентов корреляции деятельностного компонента показывают, что наибольшая плотность тесных (р < 0,01) прямо пропорциональных отношений наблюдается среди данных деятельностного компонента и показателями эмоционально - волевого (6 связей), когнитивного компонента (1 связь), мотивационно - ценностного компонента (1 связь).

Максимальное число прямо прямо пропорциональных отношений отмечено среди данных деятельностного компонента и показателями эмоционально - волевого компонента - 14 связей, когнитивного компонента - 6 связей, мотивационно - ценностного компонента - 8 связей.

В результате корреляционного анализа было выявлено 20 показателей

толерантности в процессе конструктивного взаимодействия. Эмоционально - волевой компонент: СкЭ - Опросник для диагностики способности к эмпатии; ОЩЭ, ИЭ, УвЭ, ЭКЭ, ИКЭ - Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; ЭО - Диагностический тест отношений. Когнитивный компонент: ШФ - Шкала фашизма; КТ - Методика диагностики общей коммуникативной толерантности; ИзТ -Вопросник для измерения толерантности; ИнТ - Экспресс-опросник «Индекс толерантности». Мотивационно - ценностный компонент: Кл, Ин, Пр - Оценка отношений подростка с классом; УП - Опросник для измерения общих социальных установок

у детей. Деятельностный компонент: Км, Пс, Из, Сп, Ст - Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

Таким образом, итоги корреляции позволяют констатировать доминирующее число отношений среди данных компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия (рис. 1).

Таблично и на рисунке представленные результаты показывают доминирующее число отношений между компонентами толерантности в процессе конструктивного взаимодействия - 68 статистически значимых связей. Число тесных(р < 0,01) прямо пропорциональных отношений составила 35 связей, что свидетельствует о высокой согласованности показателей исследуемого свойства, их причастности к структуре толерантности в процессе

конструктивного взаимодействия как единой целостности.

Меньшее количество взаимосвязей прослеживается с показателем - РКЭ (1связь), ПСЭ (2 связи).

Вывод, данные согласуются с предположением о взаимосвязи показателей компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия, что позволяет говорить о целостной структуре толерантности в процессе конструктивного взаимодействия. Однако, в ходе корреляции имеется в наличии, что такие показатели: РКЭ, ПСЭ в эмпатиии имеют меньшее количество связей по сравнению с другими данными компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия.

Анализ эмпирического исследования структурно - содержательной характеристики сформированное™ толерантности в процессе конструктивного взаимодействия позволил определить вытекающее заключение:

- в структурный состав толерантности в процессе конструктивного взаимодействия входят четыре компонента: эмоционально -волевой, когнитивный, мотивационно - ценностный и деятельно стный компонент;

- присутствие связей меж данными компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия говорит о целостности исследуемого свойства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмоционально - волевой компонент

_ Прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,05

- Обратная корреляционная связь на уровне значимости 0,05

-Прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,01

___Обратная корреляционная связь на уровне значимости 0,01

Расшифровка показателей показана в таб. 2.

Рисунок 4 - Взаимосвязь показателей компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия

Библиографический список

1. Буреева Н. Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП «STATISTICA : учеб. метод. материал. - Нижний Новгород, 2007. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Забелина О. М. Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия во временном объединении // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинегика. 2010. - № 3. - Том :16 - С. 120-121.

3. Контров Г. Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений : дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2004. - 151 с.

4. Лаврентьева О. В. Подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников //Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 171-176.

5. Мудрова А. В. Взаимодействие как фак-

тор развития - развивающее взаимодействие // Проблемы и перспективы развития образования вРоссии. 2012. - № 13. - С. 183-186.

6. Толерантность в обществе различий : коллективная монография / Под ред. В. Е. Кемерова, Т. X. Керимова, А. Ю. Зенковой. - Екатеринбург, 2005. - 265 с.

7. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: коллективная монография / Отв. ред. А.В. Перцев. - Екатеринбург, 2006. - 185 с.

8. Шаталова Н. П. Азбука конструктивного обучения : монография. - Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011. - 204 с.

9. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable. Journ. of Personality, 1982, -vol. 30, pp. 29 - 50.

10. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition.

11. Washington : American Psychiatric Association, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.