ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ КОГНИТИВНОЙ И ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА
Толерантность, интеллектуальные и эпистемологические стили мышления, самоактуализация.
В настоящее время в условиях современного общества, связанных с процессами глобализации, интеграции, происходят разнообразные перемены в социально-экономической, политической, культурной сферах, что способствует обострению противоречий как в межнациональных, так и межличностных отношениях. В связи с этим проблема толерантности становится одной из центральных тем в различных областях научного знания. Поэтому многие современные ученые в области психологии (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер,
О.Б. Скрябина, Е.Ю. Клепцова, Г.С. Кожухарь) рассматривают толерантность как конструктивный способ разрешения межличностных конфликтов и снятия социально-психологической напряженности.
Выявление факторов толерантности особенно актуально у субъектов образования в пространстве вуза, поскольку в настоящее время востребованы специалисты, не только обладающие высоким профессионализмом, но и способные к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми в условиях современного социума.
Поскольку при изучении факторов толерантности исследователи (А.А. Деркач, Е.С. Сухих и др.) уделяют особое внимание изучению когнитивной сферы, мы считаем наиболее перспективным использование стилевого подхода к изучению познавательной сферы толерантной личности. В данной работе мы обращаем внимание на взаимосвязь толерантности с интеллектуальными стилями, отражающими предпочитаемые стратегии решения проблемных ситуаций, и с эпистемологическими стилями, характеризующими ценностно-мотивационные ориентиры личности и особенности ее познавательного отношения к миру. Поскольку по мнению М.А. Холодной [Холодная, 2002, с. 244], в качестве особенностей эпистемологического стиля личности можно рассматривать психологические типы К.Г. Юнга, в исследовании эпистемологических стилей мышления мы опираемся на психологическую типологию К.Г. Юнга [Юнг, 2008, с. 681]. Мы считаем целесообразным использование стилевого подхода при изучении психологического феномена «толерантность» в связи со стремлением к составлению целостного представления о данном психологическом явлении.
Нам представляется также значимой позиция Н.К. Бахаревой, согласно которой толерантность является многоуровневым явлением, а интегральным психологическим основанием данного феномена является субъективное благополучие личности [Бахараева, 2004, с. 3]. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть толерантность во взаимосвязи с феноменом самоактуализации, тесно связанным с понятием субъективного благополучия.
Учитывая вышесказанное, цель данного исследования - выявление взаимосвязи толерантности со стилевыми особенностями личности (интеллектуальные стили и характеристики психологического типа по К.Г. Юнгу в качестве эпистемологических стилей мышления) и показателями самоактуализации у студентов вуза.
Предмет исследования - взаимосвязь уровня толерантности с интеллектуальными стилями мышления, характеристиками психологических типов личности, показателями самоактуализации. Объект исследования - психологические особенности толерантной личности.
Методы исследования: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (rp - коэффициент линейной корреляции Пирсона, U - критерий Манна-Уитни, ф - метод углового преобразования Фишера).
В исследовании использованы следующие методики.
1. Опросник для измерения уровня толерантности [Психология личности..., 2004, с. 51], разработанный, апробированный и прошедший валидизацию на кафедре педагогики и психологии НГТУ в рамках федеральной целевой программы по проблеме толерантности (2001-2005).
2. Опросник «САМОАЛ» Н.Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации.
3. Опросник «Стиль мышления» (авторы А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой) для определения преобладающих интеллектуальных стилей мышления.
4. Опросник Д. Кейрси для диагностики типологических характеристик личности [Овчинников, Владимирова, Павлов, 2003, с. 266]. Данная методика основана на оценке выделенных К. Г. Юнгом четырех дихотомических признаков: «экстраверсия» - «интровер-сия» (Extraversion - Introversion), то есть предпочтительная установка; «ощущение» -«интуиция» (Sensing - Intuition), то есть предпочтительный способ восприятия информации; «мышление» - «чувство» (Thinking - Feeling), то есть предпочтительный способ принятия решений; «рациональность» - «иррациональность» (Judging - Perceiving), то есть предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире. Сочетание предпочтений одного из полюсов каждой из четырех шкал дает обозначение одного из 16 типов. Д. Кейрси выделил и придал особое значение двухбуквенным сочетаниям, отражающим психологические портреты, отличающиеся ценностно-мотивационными особенностями: SJ (сенсорно-планирующий тип), NF (интуитивно-чувствующий тип), NT (интуитивно-логический тип), SP (сенсорно-спонтанный тип).
Описание выборки. В исследовании приняли участие студенты I курса технических, экономических, гуманитарных специальностей НГТУ Общий объем выборки - 302 чел. Возраст - от 16 до 20 лет.
Результаты исследования: описание и обсуждение. В результате разделения выборки с учетом правила нормального распределения на группы с низким и высоким уровнем толерантности мы обнаружили следующее распределение групп психологических типов SJ, NF, NT, SP (рис. 1).
Нами обнаружено, что в группе с низ ким уровнем толерантности по сравнению с группой высокотолерантных студентов достоверно больше количество субъектов сенсорно-спонтанного ти па SP (фэмп = 2.44; p < 0,01). Поскольку для данного типа характерно наличие прагматических установок, ориентация на спонтанные поступки и импульсивность в процессе общения [Овчинников, 2003, с. 31], данные типологические особенности создают препятствия для проявления толерантности в межличностном взаимодействии.
Распределение психологических типов в группе с низким уровнем толерантности (п=44)
□ №
■ КГ
□ SP
□
Распределение психологических типов в группе с высоким уровнем толерантности (п=50)
□ и. г
■ КГ
□ 8Р
□ (Л
Рис. 1. Распределение психологических типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности
Как показал корреляционный анализ полученных результатов, существует статистически значимая взаимосвязь толерантности с показателями интеллектуальных стилей мышления: прямая взаимосвязь с идеалистическим стилем мышления (гр = 0.17, р < 0,01) и обратная взаимосвязь с прагматическим стилем мышления (гр = -0,20, р < 0,01).
Указанные результаты свидетельствуют о том, что наиболее интолерантными являются студенты, в интеллектуальной сфере которых выражены стратегии прагматического стиля. Этот результат можно объяснить тем, что стратегии прагматического стиля основаны на эклектическом подходе, что отражается в стремлении к соединению разнородных, зачастую противоположных взглядов с целью получения выгоды [Холодная, 2002, с. 239]. Возможно, данные стратегии отражаются в стремлении к негуманным, манипулятивным действиям в межличностном взаимодействии, что препятствует толерантному взаимодействию. Отсюда следует, что для толерантных студентов характерны качественно другие стилевые особенности, что подтверждает обнаруженная прямая взаимосвязь толерантности с идеалистическим стилем мышления. Поскольку стратегии идеалистического стиля основаны на хо-листском (или ассимилятивном) подходе [Холодная, 2002, с. 238], предпочтение данного стиля отражается в интересе к человеческим ценностям, мнениям окружающих людей и ориентации на поиск средств для достижения согласия, что способствует выраженности толерантности.
Учитывая, что типы SP, несмотря на значимо бльшую представленность в группе низкотолерантных студентов, выявлены и в группе с высокой толерантностью, а представленность типов SJ, КБ, КТ не является статистически значимо различной по количественному составу в группах с низким и высоким уровнем толерантности, мы изучили особенности когнитивной и ценностно-мотивационной сферы студентов типологических групп SJ, КБ, КТ, SP с низким и высоким уровнем толерантности (табл. 1, 2, 3; рис. 2).
При распределении типов внутри типологических групп с низким и высоким уровнями толерантности нами выявлено, что студентов группы SJ с высокой толерантностью отличает от студентов группы SJ с низкой толерантностью бльшая выраженность типологической характеристики «чувство» как функции принятия решения в структуре психологического типа (табл. 1). Получается, что толерантность внутри типологической группы SJ связана с выраженностью ориентации на чувства и субъективные оценки при принятии решения.
Таблица 1
Значимые различия в группах типов с высокой и низкой толерантностью по характеристикам структуры психологического типа
Характеристика
Достоверность различий между группами
типа личности SJl- SJ2 2 г 1 г 2 н г 1 н г 2 рц СЛ 1 £ ХЛ
«Чувство» *иэш = 72, р < 0,04 - - -
Условные обозначения: SJ1(n = 18), ОТ^п = 23), №ТцП = 6), SP1(n = 3) - группы с высокой толерантностью; SJ2(n = 14), ОТ^п = 15), NT2(n = 5), SP2(n = 10) - группы с низкой толерантностью; * - средние значения показателей характеристики типа по тесту Д. Кейрси выше в группе с высокой толерантностью.
Группа с низкой толерантностью
Типы Эи {ЕЭРи, 15Ри1) с доминирующей функцией V Типы Эи (Еви, 13и) с доминирующей функцией Т Типы ЫР (ЕЫРи1, 1ЫРи) с доминирующей функцией Р ТипыЫР (ЕЫРР, 1ЫРР) с доминирующей функцией N Типы ЭР (БЭРР, 1ЭРР) с доминирующей функцией Э Типы ЭР (ЕЭТР, IЭТР> с доминирующей функцией Э Типы ЫТ (ЕЫТи, 1ЫТи)с доминирующей функцией Т Типы ЫТ (ЕЫТР, 1ЫТР) с доминирующей функцией N
Рис. 2. Распределение психологических типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности
Поскольку среди студентов группы NF с высокой толерантностью значимо больше типов с доминированием функции «чувство» в структуре психологического типа (фэмп= 2,58, р < 0,004), следует, что у студентов с типом ^ толерантность связана с преобладанием функции «чувство» и, как следствие, с направленностью внимания на собственные чувства и чувства других людей при принятии решения.
В груп пе студентов БР. наоборот, типы с характеристикой «чувство» значимо преобладают в группе с низ кой толерантностью (фэмп = 1,97, р < 0,03). Однако заметим, что у студентов с типом БР характеристика «чувство» является вспомогательной функцией (в отличие от толерантных студентов SJ и ОТ1 типа), а доминирующей является функция «ощущение». что свидетельствует о приоритете эмпирического способа познания и опоре на факты и способствует реалистичному, практичному подходу в различных жизненных ситуациях. Поэтому, можно предположить, что в группе студентов с сен сор но-спонтан ным типом БР сочетание характеристики «чувство» с доминирующей функцией «ощуще ние» будет способствовать прагматической направленности и, как следствие, препятствовать толерантному общению с окружающими.
Мы также обнаружили значимые взаимосвязи толерантности со стилями мышления у студентов исследуемых типологических групп (табл. 2).
Таблица 2
Корреляционные взаимосвязи толерантности со стилями мышления в исследуемых типологических группах
Стиль мышления В группе 81 (п = 113) В группе ОТ (п = 131) В группе NT (п = 25) В группе SP (п = 33)
Синтетический стиль - - - Гр * = -0,40
Идеалистический стиль Гр * = 0,19 - - -
Прагматический стиль Гр * = -0,24 Гр * = -0,28 - -
Условные обозначения: г* - корреляционная связь при уровне значимости р < 0,05.
Нами выявлено, что обратная взаимосвязь толерантности с прагматическим стилем мышления проявляется только в группах с типами SJ и КБ. Возможно, это обусловлено типологическими особенностями, характерными для высокотолерантных студентов указанных групп (рис. 2; табл. 1). Получается, что выраженность характеристики «чувство» в структуре психологического типа в группах SJ и КБ, отражающаяся в ориентации на чувства (собственные и других людей), на уровне интеллектуальных стилей мышления связана с отвержением стратегий прагматического стиля, ориентированного на сотрудничество, но с направленностью на получение выгоды. Кроме того, у студентов типа SJ толерантная позиция выражается не только в отвержении прагматического стиля, но и предпочтении стратегий идеалистического стиля.
В свою очередь, в группе с типом SP толерантности препятствует выраженность стратегий синтетического стиля, основанного на интегратив ном подходе и отражающегося в склонности к комбинированию идей, интересе к противоречиям и ориентации на максимально широкие обобщения [Холодная, 2002, с. 238]. Указанные особенности, в сочетании с доминированием функции «ощу ще ние» и направленности на импульсивность в поведении у представителей типа SP, создают, на наш взгляд, основу для интолерантного поведения студентов сенсорно-спонтанного типа, что, вероятно, будет проявляться в проблемной ситуации в их открытой конфронтации и отсутствии внимания к чувствам и ценностям окружающих людей.
Мы также обнаружили, что толерантность имеет особенности взаимосвязи с показателями самоактуализации как особенностями ценностно-мотивационной сферы у студентов групп SJ, кБ, КТ, SP (табл. 3).
Полученный результат свидетельствует о том, что высокотолерантные студенты в группах с типом SJ и типом КБ характеризуются выраженностью показателей самоактуализации, причем у студентов сенсорно-планирующего типа SJ толерантность связана с ценностью актуального момента жизни, верой в возможности человека, доверием к людям, ориентацией на познание, творческий подход, а у студентов интуитивно-чувствующего типа КБ толерантность проявляется в ценности настоящего момента жизни и стремлении к аутентичному, открытому, искреннему взаимодействию с людьми.
Таблица 3
Корреляционные взаимосвязи толерантности с показателями самоактуализации в типологических группах
Показатель самоактуализации В группе SJ (п = 113) В группе ОТ (п = 131) В группе ет (п = 25) В группе SP (п = 33)
Ориентация во времени Гр * = 0,27 Гр ** = 0,22 - -
Ценности - - - -
Взгляд на природу человека Гр ** = 0.19 - - -
Потребность в познании Гр * = 0,25 - - -
Креативность Гр * = 0,26 - - -
Гибкость в общении - Гр ** = 0,17 - -
Общий балл самоактуализации Гр ** = 0,20 3 ,2 0, II * Гр - -
Условные обозначения: г * - корреляционная связь при уровне значимости р < 0,01; г ** - корреляционная связь при уровне значимости р < 0,05.
Отсутствие взаимосвязи толерантности с показателями самоактуализации в группах NT и SP, возможно, связано с небольшим количеством испытуемых указанных типов. Однако это также может показывать, что самоактуализация у студентов указанных групп не всегда характеризуется конструктивным взаимодействием с окружающими людьми. Это можно объяснить тем, что представители типа NT отличаются независимостью мышления и поведения в связи с направленностью на познание окружающей действительности [Овчинников, 2003, с. 49], а представители типа SP ориентированы на действие и проявление спонтанности в своей деятельности [Овчинников, 2003, с. 31].
Выводы. Проведенное исследование показало, что уровень толерантности у студентов вуза связан с особенностями их познавательной картины мира, что находит отражение в стилевых особенностях личности: на уровне интеллектуальных стилей мышления выраженность толерантности проявляется в отверже нии страте гий прагматического стиля мышления и предпочтении стратегий идеалистического стиля, а на уровне эпистемологических стилей, представленных типологическими особенностями по типологии К.Г. Юнга, - в выраженности характеристики в структуре типа, проявляющейся в субъективно-чувственной ориентации, а также достоверно меньшей представленности иррациональных типов среди высокотолерантных студентов. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что толерантность -сложное и многогранное личностное качество, с одной стороны, отражающее направленность на конструктивное и гармоничное взаимодействие с окружающими людьми, а с другой - имеющее своеобразие проявления на психологическом уровне в зависимости от стилевых особенностей личности.
Библиографический список
1. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск. 2004. 22 с.
2. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 288 с.
3. Психология личности: психолого-педагогические основы толерантности: учеб. пособие / Л.В. Меньшикова, О.С. Шемелина, Л.В. Кавун, Л.А. Аксенова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. 68 с.
4. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.
5. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 761 с.