Научная статья на тему 'Взаимосвязь толерантности с особенностями когнитивной и ценностно-мотивационной сферы в контексте стилевого подхода'

Взаимосвязь толерантности с особенностями когнитивной и ценностно-мотивационной сферы в контексте стилевого подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / TOLERANCE / INTELLECTUAL AND EPISTEMOLOGICAL STYLES OF THINKING / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудыхина Ольга Валерьевна

В данном исследовании феномен «толерантность» рассматривается во взаимосвязи с типологическими характеристиками личности (стили мышления по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона и характеристики психологических типов по теории К.Г. Юнга) как особенностями когнитивной сферы и в связи с показателями самоактуализации как особенностями ценностно-мотивационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Correlation of Tolerance with the Peculiarities of Cognitive and Value and Motivated Sphere in the Context of Style Approach

The tolerance phenomenon is considered in the correlation with typological characteristics of a personality (the styles of thinking on the bases of A. Harrison and R. Bremson's typology and characteristics of psychological types based on the K.G. Yung's theory) as peculiarities of cognitive sphere and in connection with self-actualization indices as peculiarities of value-motivated sphere.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь толерантности с особенностями когнитивной и ценностно-мотивационной сферы в контексте стилевого подхода»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ КОГНИТИВНОЙ И ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА

Толерантность, интеллектуальные и эпистемологические стили мышления, самоактуализация.

В настоящее время в условиях современного общества, связанных с процессами глобализации, интеграции, происходят разнообразные перемены в социально-экономической, политической, культурной сферах, что способствует обострению противоречий как в межнациональных, так и межличностных отношениях. В связи с этим проблема толерантности становится одной из центральных тем в различных областях научного знания. Поэтому многие современные ученые в области психологии (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер,

О.Б. Скрябина, Е.Ю. Клепцова, Г.С. Кожухарь) рассматривают толерантность как конструктивный способ разрешения межличностных конфликтов и снятия социально-психологической напряженности.

Выявление факторов толерантности особенно актуально у субъектов образования в пространстве вуза, поскольку в настоящее время востребованы специалисты, не только обладающие высоким профессионализмом, но и способные к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми в условиях современного социума.

Поскольку при изучении факторов толерантности исследователи (А.А. Деркач, Е.С. Сухих и др.) уделяют особое внимание изучению когнитивной сферы, мы считаем наиболее перспективным использование стилевого подхода к изучению познавательной сферы толерантной личности. В данной работе мы обращаем внимание на взаимосвязь толерантности с интеллектуальными стилями, отражающими предпочитаемые стратегии решения проблемных ситуаций, и с эпистемологическими стилями, характеризующими ценностно-мотивационные ориентиры личности и особенности ее познавательного отношения к миру. Поскольку по мнению М.А. Холодной [Холодная, 2002, с. 244], в качестве особенностей эпистемологического стиля личности можно рассматривать психологические типы К.Г. Юнга, в исследовании эпистемологических стилей мышления мы опираемся на психологическую типологию К.Г. Юнга [Юнг, 2008, с. 681]. Мы считаем целесообразным использование стилевого подхода при изучении психологического феномена «толерантность» в связи со стремлением к составлению целостного представления о данном психологическом явлении.

Нам представляется также значимой позиция Н.К. Бахаревой, согласно которой толерантность является многоуровневым явлением, а интегральным психологическим основанием данного феномена является субъективное благополучие личности [Бахараева, 2004, с. 3]. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть толерантность во взаимосвязи с феноменом самоактуализации, тесно связанным с понятием субъективного благополучия.

Учитывая вышесказанное, цель данного исследования - выявление взаимосвязи толерантности со стилевыми особенностями личности (интеллектуальные стили и характеристики психологического типа по К.Г. Юнгу в качестве эпистемологических стилей мышления) и показателями самоактуализации у студентов вуза.

Предмет исследования - взаимосвязь уровня толерантности с интеллектуальными стилями мышления, характеристиками психологических типов личности, показателями самоактуализации. Объект исследования - психологические особенности толерантной личности.

Методы исследования: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (rp - коэффициент линейной корреляции Пирсона, U - критерий Манна-Уитни, ф - метод углового преобразования Фишера).

В исследовании использованы следующие методики.

1. Опросник для измерения уровня толерантности [Психология личности..., 2004, с. 51], разработанный, апробированный и прошедший валидизацию на кафедре педагогики и психологии НГТУ в рамках федеральной целевой программы по проблеме толерантности (2001-2005).

2. Опросник «САМОАЛ» Н.Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации.

3. Опросник «Стиль мышления» (авторы А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой) для определения преобладающих интеллектуальных стилей мышления.

4. Опросник Д. Кейрси для диагностики типологических характеристик личности [Овчинников, Владимирова, Павлов, 2003, с. 266]. Данная методика основана на оценке выделенных К. Г. Юнгом четырех дихотомических признаков: «экстраверсия» - «интровер-сия» (Extraversion - Introversion), то есть предпочтительная установка; «ощущение» -«интуиция» (Sensing - Intuition), то есть предпочтительный способ восприятия информации; «мышление» - «чувство» (Thinking - Feeling), то есть предпочтительный способ принятия решений; «рациональность» - «иррациональность» (Judging - Perceiving), то есть предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире. Сочетание предпочтений одного из полюсов каждой из четырех шкал дает обозначение одного из 16 типов. Д. Кейрси выделил и придал особое значение двухбуквенным сочетаниям, отражающим психологические портреты, отличающиеся ценностно-мотивационными особенностями: SJ (сенсорно-планирующий тип), NF (интуитивно-чувствующий тип), NT (интуитивно-логический тип), SP (сенсорно-спонтанный тип).

Описание выборки. В исследовании приняли участие студенты I курса технических, экономических, гуманитарных специальностей НГТУ Общий объем выборки - 302 чел. Возраст - от 16 до 20 лет.

Результаты исследования: описание и обсуждение. В результате разделения выборки с учетом правила нормального распределения на группы с низким и высоким уровнем толерантности мы обнаружили следующее распределение групп психологических типов SJ, NF, NT, SP (рис. 1).

Нами обнаружено, что в группе с низ ким уровнем толерантности по сравнению с группой высокотолерантных студентов достоверно больше количество субъектов сенсорно-спонтанного ти па SP (фэмп = 2.44; p < 0,01). Поскольку для данного типа характерно наличие прагматических установок, ориентация на спонтанные поступки и импульсивность в процессе общения [Овчинников, 2003, с. 31], данные типологические особенности создают препятствия для проявления толерантности в межличностном взаимодействии.

Распределение психологических типов в группе с низким уровнем толерантности (п=44)

□ №

■ КГ

□ SP

Распределение психологических типов в группе с высоким уровнем толерантности (п=50)

□ и. г

■ КГ

□ 8Р

□ (Л

Рис. 1. Распределение психологических типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности

Как показал корреляционный анализ полученных результатов, существует статистически значимая взаимосвязь толерантности с показателями интеллектуальных стилей мышления: прямая взаимосвязь с идеалистическим стилем мышления (гр = 0.17, р < 0,01) и обратная взаимосвязь с прагматическим стилем мышления (гр = -0,20, р < 0,01).

Указанные результаты свидетельствуют о том, что наиболее интолерантными являются студенты, в интеллектуальной сфере которых выражены стратегии прагматического стиля. Этот результат можно объяснить тем, что стратегии прагматического стиля основаны на эклектическом подходе, что отражается в стремлении к соединению разнородных, зачастую противоположных взглядов с целью получения выгоды [Холодная, 2002, с. 239]. Возможно, данные стратегии отражаются в стремлении к негуманным, манипулятивным действиям в межличностном взаимодействии, что препятствует толерантному взаимодействию. Отсюда следует, что для толерантных студентов характерны качественно другие стилевые особенности, что подтверждает обнаруженная прямая взаимосвязь толерантности с идеалистическим стилем мышления. Поскольку стратегии идеалистического стиля основаны на хо-листском (или ассимилятивном) подходе [Холодная, 2002, с. 238], предпочтение данного стиля отражается в интересе к человеческим ценностям, мнениям окружающих людей и ориентации на поиск средств для достижения согласия, что способствует выраженности толерантности.

Учитывая, что типы SP, несмотря на значимо бльшую представленность в группе низкотолерантных студентов, выявлены и в группе с высокой толерантностью, а представленность типов SJ, КБ, КТ не является статистически значимо различной по количественному составу в группах с низким и высоким уровнем толерантности, мы изучили особенности когнитивной и ценностно-мотивационной сферы студентов типологических групп SJ, КБ, КТ, SP с низким и высоким уровнем толерантности (табл. 1, 2, 3; рис. 2).

При распределении типов внутри типологических групп с низким и высоким уровнями толерантности нами выявлено, что студентов группы SJ с высокой толерантностью отличает от студентов группы SJ с низкой толерантностью бльшая выраженность типологической характеристики «чувство» как функции принятия решения в структуре психологического типа (табл. 1). Получается, что толерантность внутри типологической группы SJ связана с выраженностью ориентации на чувства и субъективные оценки при принятии решения.

Таблица 1

Значимые различия в группах типов с высокой и низкой толерантностью по характеристикам структуры психологического типа

Характеристика

Достоверность различий между группами

типа личности SJl- SJ2 2 г 1 г 2 н г 1 н г 2 рц СЛ 1 £ ХЛ

«Чувство» *иэш = 72, р < 0,04 - - -

Условные обозначения: SJ1(n = 18), ОТ^п = 23), №ТцП = 6), SP1(n = 3) - группы с высокой толерантностью; SJ2(n = 14), ОТ^п = 15), NT2(n = 5), SP2(n = 10) - группы с низкой толерантностью; * - средние значения показателей характеристики типа по тесту Д. Кейрси выше в группе с высокой толерантностью.

Группа с низкой толерантностью

Типы Эи {ЕЭРи, 15Ри1) с доминирующей функцией V Типы Эи (Еви, 13и) с доминирующей функцией Т Типы ЫР (ЕЫРи1, 1ЫРи) с доминирующей функцией Р ТипыЫР (ЕЫРР, 1ЫРР) с доминирующей функцией N Типы ЭР (БЭРР, 1ЭРР) с доминирующей функцией Э Типы ЭР (ЕЭТР, IЭТР> с доминирующей функцией Э Типы ЫТ (ЕЫТи, 1ЫТи)с доминирующей функцией Т Типы ЫТ (ЕЫТР, 1ЫТР) с доминирующей функцией N

Рис. 2. Распределение психологических типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности

Поскольку среди студентов группы NF с высокой толерантностью значимо больше типов с доминированием функции «чувство» в структуре психологического типа (фэмп= 2,58, р < 0,004), следует, что у студентов с типом ^ толерантность связана с преобладанием функции «чувство» и, как следствие, с направленностью внимания на собственные чувства и чувства других людей при принятии решения.

В груп пе студентов БР. наоборот, типы с характеристикой «чувство» значимо преобладают в группе с низ кой толерантностью (фэмп = 1,97, р < 0,03). Однако заметим, что у студентов с типом БР характеристика «чувство» является вспомогательной функцией (в отличие от толерантных студентов SJ и ОТ1 типа), а доминирующей является функция «ощущение». что свидетельствует о приоритете эмпирического способа познания и опоре на факты и способствует реалистичному, практичному подходу в различных жизненных ситуациях. Поэтому, можно предположить, что в группе студентов с сен сор но-спонтан ным типом БР сочетание характеристики «чувство» с доминирующей функцией «ощуще ние» будет способствовать прагматической направленности и, как следствие, препятствовать толерантному общению с окружающими.

Мы также обнаружили значимые взаимосвязи толерантности со стилями мышления у студентов исследуемых типологических групп (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные взаимосвязи толерантности со стилями мышления в исследуемых типологических группах

Стиль мышления В группе 81 (п = 113) В группе ОТ (п = 131) В группе NT (п = 25) В группе SP (п = 33)

Синтетический стиль - - - Гр * = -0,40

Идеалистический стиль Гр * = 0,19 - - -

Прагматический стиль Гр * = -0,24 Гр * = -0,28 - -

Условные обозначения: г* - корреляционная связь при уровне значимости р < 0,05.

Нами выявлено, что обратная взаимосвязь толерантности с прагматическим стилем мышления проявляется только в группах с типами SJ и КБ. Возможно, это обусловлено типологическими особенностями, характерными для высокотолерантных студентов указанных групп (рис. 2; табл. 1). Получается, что выраженность характеристики «чувство» в структуре психологического типа в группах SJ и КБ, отражающаяся в ориентации на чувства (собственные и других людей), на уровне интеллектуальных стилей мышления связана с отвержением стратегий прагматического стиля, ориентированного на сотрудничество, но с направленностью на получение выгоды. Кроме того, у студентов типа SJ толерантная позиция выражается не только в отвержении прагматического стиля, но и предпочтении стратегий идеалистического стиля.

В свою очередь, в группе с типом SP толерантности препятствует выраженность стратегий синтетического стиля, основанного на интегратив ном подходе и отражающегося в склонности к комбинированию идей, интересе к противоречиям и ориентации на максимально широкие обобщения [Холодная, 2002, с. 238]. Указанные особенности, в сочетании с доминированием функции «ощу ще ние» и направленности на импульсивность в поведении у представителей типа SP, создают, на наш взгляд, основу для интолерантного поведения студентов сенсорно-спонтанного типа, что, вероятно, будет проявляться в проблемной ситуации в их открытой конфронтации и отсутствии внимания к чувствам и ценностям окружающих людей.

Мы также обнаружили, что толерантность имеет особенности взаимосвязи с показателями самоактуализации как особенностями ценностно-мотивационной сферы у студентов групп SJ, кБ, КТ, SP (табл. 3).

Полученный результат свидетельствует о том, что высокотолерантные студенты в группах с типом SJ и типом КБ характеризуются выраженностью показателей самоактуализации, причем у студентов сенсорно-планирующего типа SJ толерантность связана с ценностью актуального момента жизни, верой в возможности человека, доверием к людям, ориентацией на познание, творческий подход, а у студентов интуитивно-чувствующего типа КБ толерантность проявляется в ценности настоящего момента жизни и стремлении к аутентичному, открытому, искреннему взаимодействию с людьми.

Таблица 3

Корреляционные взаимосвязи толерантности с показателями самоактуализации в типологических группах

Показатель самоактуализации В группе SJ (п = 113) В группе ОТ (п = 131) В группе ет (п = 25) В группе SP (п = 33)

Ориентация во времени Гр * = 0,27 Гр ** = 0,22 - -

Ценности - - - -

Взгляд на природу человека Гр ** = 0.19 - - -

Потребность в познании Гр * = 0,25 - - -

Креативность Гр * = 0,26 - - -

Гибкость в общении - Гр ** = 0,17 - -

Общий балл самоактуализации Гр ** = 0,20 3 ,2 0, II * Гр - -

Условные обозначения: г * - корреляционная связь при уровне значимости р < 0,01; г ** - корреляционная связь при уровне значимости р < 0,05.

Отсутствие взаимосвязи толерантности с показателями самоактуализации в группах NT и SP, возможно, связано с небольшим количеством испытуемых указанных типов. Однако это также может показывать, что самоактуализация у студентов указанных групп не всегда характеризуется конструктивным взаимодействием с окружающими людьми. Это можно объяснить тем, что представители типа NT отличаются независимостью мышления и поведения в связи с направленностью на познание окружающей действительности [Овчинников, 2003, с. 49], а представители типа SP ориентированы на действие и проявление спонтанности в своей деятельности [Овчинников, 2003, с. 31].

Выводы. Проведенное исследование показало, что уровень толерантности у студентов вуза связан с особенностями их познавательной картины мира, что находит отражение в стилевых особенностях личности: на уровне интеллектуальных стилей мышления выраженность толерантности проявляется в отверже нии страте гий прагматического стиля мышления и предпочтении стратегий идеалистического стиля, а на уровне эпистемологических стилей, представленных типологическими особенностями по типологии К.Г. Юнга, - в выраженности характеристики в структуре типа, проявляющейся в субъективно-чувственной ориентации, а также достоверно меньшей представленности иррациональных типов среди высокотолерантных студентов. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что толерантность -сложное и многогранное личностное качество, с одной стороны, отражающее направленность на конструктивное и гармоничное взаимодействие с окружающими людьми, а с другой - имеющее своеобразие проявления на психологическом уровне в зависимости от стилевых особенностей личности.

Библиографический список

1. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск. 2004. 22 с.

2. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 288 с.

3. Психология личности: психолого-педагогические основы толерантности: учеб. пособие / Л.В. Меньшикова, О.С. Шемелина, Л.В. Кавун, Л.А. Аксенова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. 68 с.

4. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.

5. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 761 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.